Сборник "Речевые ситуации на уроках русского языка"
Оценка 4.7

Сборник "Речевые ситуации на уроках русского языка"

Оценка 4.7
docx
05.09.2022
Сборник "Речевые ситуации на уроках русского языка"
сборник.docx

 

 

 

 

 

 

Речевые ситуации на уроках русского языка

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0388/000df9bf-338b4e5d/img0.jpg

Выполнила:

Матасова Олеся Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1.Пояснительная записка………………………………………………….3

2.Речевые ситуации для уроков русского языка                                       4

3.Заключения                                                                                                 9


Пояснительная записка

 

Важнейшую роль в речевом общении играет речевая ситуация, т.е. контекст общения. Речевая ситуация - это первая ступень акта общения и, следовательно, первый шаг риторического действия: подготовки к устному или письменному выступлению.

Ситуации бывают естественные и искусственные, специально поставленные. Пример естественной ситуации: Исследователь готовится к научному семинару, на котором он должен будет доложить своим коллегам о результатах эксперимента за месяц работы.

Искусственные ситуации обычно бывают связаны с ученьем: например, учащимся задано подготовиться к обсуждению экологических проблем; возможно, дана примерная тематика для выбора; задано школьникам самим предложить острые экологические темы.

Ситуаций и тем может быть бесчисленное количество, они составляют тот поток духовной жизни людей, обществ, народов, человечества, который называют культурой.

Речевая ситуация - это конкретные обстоятельства, в которых происходит речевое взаимодействие. Любой речевой акт приобретает смысл и может быть понят только в структуре неречевого контакта. Речевая ситуация является исходным моментом любого речевого действия в том смысле, что побуждает человека к речевому действию то или иное стечение обстоятельств. Примеры речевых ситуаций: необходимость ответить на вопросы, сделать доклад о результатах работы, написать письмо, побеседовать с другом и т.д. 

Речевые ситуации – это специальные условия и отношения, которые вынуждают учащихся говорить. Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий, поскольку учит умению ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, выбирать соответствующие языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В начальной школе предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим учебным предметам, а также обеспечивают успешность его пребывания в детском обществе.

Следовательно, помимо целенаправленных усилий педагога по формированию коммуникативных навыков, необходима и реализация комплекса психокоррекционных и развивающих мер у младших школьников. Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.

Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах: чтении, говорении, письме, аудировании. "Обучать общению, общаясь" - без этих условий нет урока.

Речевые ситуации 
для уроков русского языка

 

В ходе исследования мы сочли целесообразным представить примеры некоторых речевых ситуаций, которые можно использовать на уроках русского языка во 2 классе при изучении отдельных тем.

Предложение:

1. Цель: Учить составлять предложения произвольно по заданию.

Начни новое предложение с последнего слова предыдущего предложения:

Скоро наступит зима.

Мы любим зимой кататься с горы.

На школьном дворе мы лепим снеговика.

Речевая ситуация:

Ждёте ли вы зиму? Зимой мы все с нетерпением ждём снега. Расскажите жителям далёкой Африки, что такое зима. Чем вы любите заниматься зимой?

2. Цель: учить детей правильно подбирать слова по смыслу для передачи точного смысла высказывания.

Допишите предложения:

Дует холодный северный …… . Белые ……… падают на землю. В лесу прыгает с ветки на ветку пушистая ………… . Под сосной спрятался в сугробе трусливый ………… . Его ищет по всему лесу хитрая …………… . Ночью раздаётся протяжный волчий ………… . Наступила настоящая …….. .

Речевая ситуация:

Представьте, что вы оказались в зимнем лесу. Как ведут себя звери? Чем они занимаются?

3. Цель: учить детей правильно составлять синтаксическую конструкцию, выбирать более точные слова для создания высказывания.

Распространите предложения:

Хмурится небо. Ревёт ветер. Несутся тучи.

Речевая ситуация:

Представьте, что был солнечный ясный день, и вдруг погода стала портиться. Создайте картину плохой погоды, дополнив предложения.

4. Цель: формировать у детей умение соотносить несуществующие слова со словами родного языка по окончанию.

Прочитайте предложения, подчеркните подлежащее и сказуемое:

Пожинкая занаба милатает фидабу. Кинто симянет фидабасика зи пануку.

Речевая ситуация:

Племя Юмба-Румба прислало нам записку. Попробуем догадаться, о чём идёт речь в этой записке.

1           Виды предложений по цели высказывания и по интонации

1. Цель: Обучать учащихся диалогической форме речи. Учить составлять предложения – вопросы и предложения – ответы, разные по интонации.

Составьте и запишите диалог:

- ……………………

- Ну, вот ещё!

- ……………………

- Не буду!

- ……………………

- А где моя доля!?

Речевая ситуация:

Представьте, что вы с друзьями нашли клад и теперь решаете, как с ним быть, что делать.

2. Цель: обучать детей разным приёмам запоминания орфографических правил.

Расскажите, как определить падеж имени существительного. Дополните свой ответ примерами.

Речевая ситуация:

Представь себе, что огромный воздушный шар уносит тебя в длительное путешествие. Шар поднимается всё выше и выше, а ты должен успеть рассказать правило тем, кто остаётся на земле:

“До свидания, я скоро вернусь! Пожалуйста, запомните, как определить падеж имени существительного…” (А голос всё дальше, всё тише…).

3. Цель: учить различать предложения по интонации и по цели высказывания.

Расставьте знаки в конце предложений – точку или знак вопроса:

“У меня зазвонил телефон

- Кто говорит

- Слон

- Откуда

- От верблюда

- Что вам надо

- Шоколада

- Для кого

- Для сына моего

- А много ли прислать

- Да пудов этак пять или шесть:

больше ему не съесть, он у меня ещё маленький”.

Речевая ситуация:

Представьте, что в вашей школе будут ставить спектакль по произведению Корнея Чуковского “Телефон”. Вам с другом нужно разыграть этот диалог. Но вот беда! Кто-то забыл расставить знаки препинания в конце предложений. Попробуйте это сделать сами.

2           Однородные члены предложения

1. Цель: формировать умения активно включать в свою речь предложения с однородными членами.

Письменно ответьте на вопросы:

Какие деревья растут в наших лесах?

Какие животные живут в лесах?

Чем питаются белки?

Какие съедобные грибы собирают люди осенью?

Речевая ситуация:

Представьте, что мы пришли из леса с полными корзинками грибов. Выкладываем грибы из корзинки и описываем их внешний вид так, чтобы друзья отгадали: что это за гриб?

2. Цель: формировать у учащихся умение дополнять текст предложениями с однородными членами, соблюдая стиль автора.

Прочитайте текст. Составьте и введите в него предложение с однородными членами, объясняющее, что такое гнездо. Дополненный текст напишите.

Гнёзда лепят, плетут, складывают. У грачей и ворон гнёзда сложены из сучков. У ремеза гнездо сплетено из мха и паутины. Синицы, дятлы прячут свои гнёзда в дупле. Чаще всего птичье гнездо похоже на чайную чашечку. Оно сплетено из веточек, внутри выстлано пухом и шерстью. Каждую весну большинство птиц вьют гнездо заново.

Речевая ситуация:

Представьте, что вы оказались в лесной школе. Вам нужно объяснить птенцам, что такое гнездо.

3. Цель: формировать у детей умение создавать высказывание, дополняя предложения однородными членами.

Дополните предложения однородными членами. Напишите.

Медведь не умеет …………….

Белка очень хорошо умеет …………….

Заяц совершенно не умеет …………….

Лисица умеет…………….

Речевая ситуация:

Звери в лесу забыли, что они умеют делать, а чего не умеют. Помогите им вспомнить.

3           Текст

1. Цель: формировать умение сочинять продолжение текста по его началу.

Прочитайте. Напишите текст по его началу.

Серёжа и Коля гуляли в лесу. На дереве мальчики увидели гнездо. Они решили взять птенчиков.…

Речевая ситуация:

Представьте, что вы писатель и вам нужно придумать интересный рассказ для детей.

2. Цель: формировать у детей умение на основе собственного опыта и наблюдений составлять текст – описание.

Расскажите о любом животном. Составьте текст – описание. Напишите.

Речевая ситуация:

Все вы бывали в зоопарке. Сейчас закройте глаза и попробуйте снова там очутиться. Какой зверь вам больше всего понравился? Опишите это животное.

3. Цель: Учить детей составлять текст – описание на основе собственного воображения и имеющихся знаний.

Какие машины служат людям дома? Попробуйте рассказать об одной из них: для чего нужна эта машина, как она выглядит? Напишите свой текст.

Речевая ситуация:

Представьте, что вы изобретатель. И вот вы создали машину, которая будет служить людям. Расскажите всем о своём изобретении.

Развивая у учащихся умения соотносить содержание и форму своих высказываний с речевой ситуацией, система предложенных упражнений дисциплинирует мышление, обостряет чувство родного языка, приучает гибко пользоваться им, выбирая из нескольких речевых вариантов один, наиболее подходящий данным условиям речи. Систематическое включение в урок данных упражнений с использованием речевой ситуации способствуют формированию грамотной речи учащихся.

Также есть следующие виды речевых ситуаций, которые можно использовать на уроках русского языка.

¾    «Работа над деформированным текстом»,

¾    «Восстановлением слов в тексте»,

¾    «Письмо»,

¾    «Расскажи сказку»,

¾    «Устный рассказ»,

¾    «Переведи на русский язык»

¾    «Составление рассказа по сюжетным картинкам»

«Работа над деформированным текстом»

Жил-был на свете ……слон. Жил он в своей…….избушке на окраине леса. Вот как он выглядел: уши у него были…., а глаза - ….. , а хобот - …, а ноги - ….. Слон дружил с …..зайцем. У зайца была ….. шёрстка и ….. глаза, а хвостик у него был ……. Зайчик жил в …..избушке на другой стороне леса. ……слон никогда не обижал своего ….. друга. Они ходили к друг другу в гости и пили ….. чай.

Учащимся необходимо было в парах на месте пропусков вставьте подходящие по смыслу прилагательные. Эта речевая ситуация формирует умение более ярко и красочно описывать ту или иную предметы и явления.

«Восстановлением слов в тексте».

«Соень в лусе»

Как врасик соейнни лес! Вудзох жвес и наполнен оратамами вопашей лвситы. Тёлжые, габровые и ожанревые тислья хоти жрукат в вудзохе и тадаюп на зюмле. Сроко кевор из вопаших тисльев екутаут пялону и кропинти в лусе. Данная речевая ситуация учит учащихся правильно подбирать языковые единицы речи.

Речевая ситуация «Письмо»:

  Дети пишут письма родителям, друзьям, Деду Морозу.

В этом году у меня 4 класс. Хочу попробовать написать сочинение с ребятами. Используя следующую речевую формулировку:

- Ребята, совсем скоро вы уйдете из начальной школы и у вас будут другие учителя. А я так привыкла к вам и полюбила вас, что буду грустить. И чтобы я не очень скучала, напишите мне письма. В письме опишите ваш самый дорогой и памятный день или случай, который вы надолго запомнили. Когда мне будет грустно, я открою ваши письма и прочитаю их. Мне очень интересно знать, о чем вы напишете в них.

Таким образом, создание речевых ситуаций на уроке побуждает учащихся к созданию самостоятельного высказывания, близкого к тому, которое существует в действительности, когда удовлетворяется потребность в коммуникации.

Учащимся нужно было расположить части в нужной последовательности так, чтобы в результате получился рассказ. Это задание способствует формированию правильной речи, совершенствованию навыков речевой культуры младших школьников.

Речевая ситуация «Расскажи сказку»: Вспомни, назови и расскажи сказку. Тебе помогут сказочные герои и волшебные предметы. (На доске или экране иллюстрации).

¾    Царь, три сына, стрела, болото, лягушка. «Царевна - лягушка».

¾    Отец, мачеха, три дочери, король, фея. «Золушка».

¾    Мачеха, две дочери, дед Мороз «Морозко».

¾    Баба Яга, гуси, яблонька, печка, речка «Гуси-лебеди».

Данное задание способствует  повышению уровня умения обобщать свои мысли в устной и письменной речи.

Речевая ситуация «Устный рассказ». Представьте себе, что вы экскурсоводы. Вы рассказываете туристам о природе весной в Нижнем Новгороде. Какие достопримечательности вы им покажете, о каких интересных природных местах в Нижнем Новгороде расскажете? В рассказе употребите слова, которые пишутся с большой буквы. Можно выбрать любой другой город, в котором, например, побывал ребенок. Данная речевая ситуация значительно влияет на повышение коммуникативных УУД у учащихся.

Речевая ситуация «Составление рассказа по сюжетным картинкам». Учащимся предлагается набор сюжетных картинок по теме «Как дети отдыхали летом». Учащиеся должны представить себе, что это не картинки, а фотографии, по которым они должны рассказать своим друзьям о том, как отдыхали летом, а вашему другу (подруге) очень интересно. Такая работа проводиться в парах. После беседы дети записывают в тетради 3 – 4 наиболее удачных предложения с разными знаками препинания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение

 

Речевая среда, которая окружает ребенка, не всегда удовлетворяет школу, а обучение речи пока имеет определенные недостатки. Как отмечает Н.И.Жинкин, основная трудность развития речи в школе состоит в том, что «ситуация урока снимает естественную коммуникативность речи». Есть только один способ освободиться от этого недостатка. Надо, чтобы у ученика возникла потребность в коммуникации».

Задача учителя в том и состоит, чтобы превратить «искусственное говорение» в естественное высказывание, направленное на достижение реальной цели. Как пишет В.И.Капинос, «чтобы приблизить обучение к естественным условиям общения, надо ввести учащегося в речевую ситуацию и научить его ориентироваться в ней».

Создание речевых ситуаций – это один из методических приемов, позволяющих эффективно работать над развитием речи учащихся на уроке.

Хочется отметить, что такие речевые ситуации вызывают у детей эмоциональное оживление и большой интерес, служат стимулом для их дальней творческой самостоятельной деятельности. Например, на этапе обучения учащихся составлению предложений с однородными членами предлагается задание: прочитайте, найдите однородные члены предложения: Осыпался с берёзы лист И, как ковёр, устлал дорогу…(А. Майков) К этому заданию можно смоделировать следующую речевую ситуацию: «Представьте, что верные слуги осени – ветра – ткут ковёр. Помогите им. Подскажите, какие краски и узоры можно использовать, чтобы сделать ковёр ярким и красивым».

Таким образом, для учебно-речевой ситуации, где главной является задача введения нового материала по русскому языку, характерны следующие взаимосвязанные смысловые компоненты: постановка задачи, введение материала дедуктивным или индуктивным путём, анализ специально подобранных примеров. При этом особую роль играют различные средства, с помощью которых осуществляются контакты с учащимися, привлекается их внимание.


 

Речевые ситуации на уроках русского языка

Речевые ситуации на уроках русского языка

Пояснительная записка…………………………………………………

Пояснительная записка…………………………………………………

Важнейшую роль в речевом общении играет речевая ситуация, т

Важнейшую роль в речевом общении играет речевая ситуация, т

В ходе исследования мы сочли целесообразным представить примеры некоторых речевых ситуаций, которые можно использовать на уроках русского языка во 2 классе при изучении отдельных тем

В ходе исследования мы сочли целесообразным представить примеры некоторых речевых ситуаций, которые можно использовать на уроках русского языка во 2 классе при изучении отдельных тем

Составьте и запишите диалог: - …………………… -

Составьте и запишите диалог: - …………………… -

Представьте, что мы пришли из леса с полными корзинками грибов

Представьте, что мы пришли из леса с полными корзинками грибов

Развивая у учащихся умения соотносить содержание и форму своих высказываний с речевой ситуацией, система предложенных упражнений дисциплинирует мышление, обостряет чувство родного языка, приучает гибко пользоваться…

Развивая у учащихся умения соотносить содержание и форму своих высказываний с речевой ситуацией, система предложенных упражнений дисциплинирует мышление, обостряет чувство родного языка, приучает гибко пользоваться…

Речевая ситуация «Расскажи сказку» :

Речевая ситуация «Расскажи сказку» :

Речевая среда, которая окружает ребенка, не всегда удовлетворяет школу, а обучение речи пока имеет определенные недостатки

Речевая среда, которая окружает ребенка, не всегда удовлетворяет школу, а обучение речи пока имеет определенные недостатки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.09.2022