Сборник текстов и тестов по теме «Сложное предложение» Русский язык. 9 класс.
Оценка 4.9

Сборник текстов и тестов по теме «Сложное предложение» Русский язык. 9 класс.

Оценка 4.9
Контроль знаний
docx
русский язык
9 кл
21.10.2020
Сборник текстов и тестов по теме  «Сложное предложение» Русский язык. 9 класс.
В данный сборник включены проверочные тексты и тесты, предназначенные для закрепления и систематизации знаний учащихся по теме «Сложное предложение». Тексты сборника взяты из произведений художественной литературы, научно-популярных статей. Можно использовать в качестве дидактического материала в течение учебного год. Тестовые задания. Тип теста (соответствие, один правильный вариант, верно/неверно, выбор нескольких правильных вариантов). Схемы даны на листе ответов. Специальный подбор текстов пробуждает интерес к предмету, способствует нравственной стабилизации личности, выработке нравственных идеалов.
печать 1.docx

 

Тавенко  Надежда Кондратьевна, учитель русского языка и литературы

МОУ  «Школа № 120 города Донецка», Донецкая Народная Республика.

                                                                                                                                                                    Сборник текстов и тестов по теме  «Сложное предложение»

Русский язык. 9 класс.

                                                 Аннотация

В данный сборник включены   проверочные  тексты   и  тесты,  предназначенные для закрепления   и  систематизации  знаний  учащихся по теме  «Сложное  предложение». Материалы сборника дают возможность определить уровень  овладения  девятиклассниками  правописными  и пунктуационными  умениями и навыками не только по данному  разделу,  но и  по  темам,  изученным  ранее.  Тексты сборника взяты  из произведений художественной литературы, научно-популярных статей. Можно  использовать в качестве дидактического материала в течение учебного года.

      Тестовые   задания. Тип  теста  (соответствие, один правильный вариант, верно/неверно, выбор нескольких правильных вариантов). Схемы даны на листе ответов.

Баллы начисляются за полностью правильный ответ. Правильные ответы указаны.

     Воспитание на уроках русского языка должно органически сливаться с обучением, поэтому специальный  подбор текстов  пробуждает   интерес к  предмету,  способствует нравственной стабилизации личности, выработке нравственных идеалов, формирует нравственную  позицию личности.

   Сложное     предложение.

I.Задание.                                                                                                                            Прочитайте  текст, определите его  тему и главную мысль. Выпишите сложные предложения, определите их вид.  Объясните орфограммы в словах.

      Доказывать,  что благородство  человека  определя..тся  (не) положением и (не) знатным происхождением,  вряд  ли стоит. 

     В  основе  благоро(т,д)ства  прежде  всего  лежит высокое п..нимание  чести и долга. Кодекс  благородного  человека  включа..т в себя  такие  понятия,  как  чес..ность, прямота, смелость,  принципиальность,  настойчивость  и в  то  же  время – гумма(н,нн)ость, широта  взглядов,  умение  щадить  слабого, быть  выше  мелочей.                                                                                                                          

     Есть люди, которые  путают благородство с внешней красивой позой, с кичливостью, зазнайством.  Любое  критическое  замечание в свой адрес  они в..спринимают как оск..рбление  собстве(н,нн)ой  чести. Человека, способного на благородный поступок, обладающего  чув..ством   собстве(н,нн)ого  достоинства, как раз  труднее  всего  обид...ть  и оскорбить.  Он не стан..т   кипяти(ть,т)ся  по  пустякам  и  слишком  об..регать  своё  достоинство.  У  кого  оно  есть, у  того  его  (не)отним..шь.

   В  большей или  меньшей степени  благородство   свойстве(н,нн)о  всякому  чес..ному  и твёрдому  человеку. Человеку, обладающему  этими  качествами,  чужды  амбиция  и   высокомерие.

                                                                                                                            (По Ю.Ценину.)

Задание. Прочитайте, определите тему и главную мысль текста. Выпишите сложноподчинённые  предложения, определите  вид придаточной  части.  Объясните орфограммы  в  словах.

                                                   Раздумья  о  человеке

      Что такое теперь хороший  или  плохой  человек?  А  (ни)чего.  Устаревшие слова, оставши..ся в языке  как  воспоминание  о  дедовских  временах, когда с пр..стотой и наивностью  человека  оценивали  по  его  душевным жестам, по способности  и неспособности чу..ствовать,  как  своё  собстве(н,нн)ое,  чужое страдание. В  житейской  же  практике  уже  тот ныне  хороший  человек,  кто  (не)дела..т   зла,   кто  без  спросу  (ни, не)  во  что не вмешива..тся  и  (ни)чему  не  мешает.  (Не, ни) естестве(н,нн)ая  склонность к добру  стала  мерилом  хорошего  человека, а избранное  удобное  положение  между  добром и злом,   постоянная  и  уравновеше(н, нн)ая  температура  души.  «Хата с  краю»  с окнами на  две стороны  перебралась  в  центр. 

                                                                                                                          (По В.Распутину.)

Задание.  Прочитайте, определите основную мысль текста. Объясните орфограммы в словах. Запишите сложноподчинённые  предложения, составьте к ним схемы.

                                        Формирование  характера

      Нет людей  «без характера»,  есть  те,  кого  в  народе  звали  и зовут  бе(с,з)характерными,  те  люди,  которые  всю  жизнь  ищут  место в  заветрии, кого, как  щепку  или бума..ку, куда  несёт  ветром, туда  они и плывут.  И  «приплывают»  они  чаще  всего  к  тому берегу,  где  не  надо  (ни)чего  делать,  а только  тешить  себя  ленью, ждать, когда  заработают  и прин..сут  хлеба  кусок  другие  люди, и ещё   обидя(т,ть)ся, что  хлеб  ч..рствый.  Очень часто  безвольные  люди  страдают от бездумья  и безделья. тревожатся только о себе,  постепе(н,нн)о  забывая всё, чему их учили дома, в школе, теряют свой  человеческий облик.                                                                 (По В.Астафьеву.)

 

Задание. Какие предложения выражают основную мысль текста. Объясните орфограммы.  Выпишите сложные предложения, определите их вид. Составьте схемы данных предложений.

    Мы  живём  ожиданием и  утверждением  жизни.  Ожидание – это возможность  счастья, вера и  обл..гчение,  это первая  любовь, которая  будет, это  вечерняя  прохлада  после нестерпимого  зноя,  это белое  после  ч..рного,  смех  после слёз.  Ожидание всегда связа(нн,н)о  с пер..ходом  от одного душевного состояния к другому: оно р..ждает надежду. И мы пр..должаем жить, боро(т,ть)ся и искать истину, так как мы живём будущим.  Мы живём верой в человеческие  возможности и в возможности нашего общества.                                                                                                         (По Ю.Бондареву.)

     Я (не)навижу и в жизни, и в  своих  книгах (не)справедливость, ложь, равнодушие, предательство, кар(ъ,ь)еризм, и  я  хочу  верить, что з..л..тые  истины  могут  п..бедить, и они побеждают свинцовые инстинкты!  И я ищу в людях  активное добро, мужество, товарищество  и  ед..нение,  (не)умиляясь и (не)приукрашивая   человека, но и (не)унижая  его  презрением и жалостью.                                                                      (По Ю.Бондареву.)

Тестовое  задание.                                                 

II.     Отделим   ошибочную   информацию  от  правильной  (укажи  верно / неверно):

                                       Утверждение

Верно

Неверно

1

Сложное предложение состоит из двух простых предложений, связанных при помощи союзов.

 

 

 

2

По своему строению части сложного предложения могут совпадать или не совпадать с простыми предложениями, входящими в его состав.

 

 

 

3

Сложное предложение имеет смысловую и интонационную законченность.

 

 

 

4

Предложение «Иногда люди путают благородство с внешней красивой позой, с кичливостью, зазнайством»  является  простым  предложением  с  однородными членами.

 

 

 

5

Сложное предложение передаёт различные отношения  между частями: перечислительные, противительные, причинно-следственные, временные, условные, уступительные и др.

 

 

 

6

 

 

В предложении «Доказывать, что благородство человека определяется    не положением и не знатным происхождением, вряд ли стоит»   обозначаются   временные   отношения.

 

 

 

7

 

 

Сложное  предложение  имеет  две  грамматические основы

 

 

8

В русском  языке сложные  предложения делятся на три группы  в зависимости  от  средства   связи  между  простыми  частями  в   них.

 

 

 

                                                                    Ответы

 

1

2

3

4

5

6

7

8

неверно

верно

верно

верно

верно

неверно

неверно

верно

 

III.     Установим   соответствие   (между основными понятиями синтаксиса сложного предложения  и  их определениями):

1

Сложносочинённое предложение

 

А.  Зависимое предложение, подчинённое по смыслу и грамматически другому предложению

 

 

2

Придаточная часть

 

Б.   Сложное предложение, части которого соединяются только с помощью интонации

 

 

3

Сложноподчинённое предложение

 

В.    Сложное предложение,  части которого равноправны между собой по смыслу

 

4

Бессоюзное предложение

 

Г.   Сложное предложение, одна из частей которого  подчиняется другой

 

 

5

Виды связи в сложном предложении

 

Д.  Простые предложения соединяются в сложные при помощи  союзов, союзных слов и интонации

   

 

6

Признаки сложного предложения

Е.  В сложном предложении бывает союзная и бессоюзная связь

 

 

7

Средства  связи

Ж. Сложные  предложения отличаются не только количеством грамматических основ, но и по сравнению с простыми предложениями помогают передать большой объём информации, делают нашу речь эмоциональной, образной.

 

 

8

Отличие сложных предложений  от  простых

З. Простые предложения в составе сложного предложения  образуют  смысловое  и  интонационное   целое.

 

 

 

                                                                    Ответы

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

В

А

Г

Б

Е

З

Д

Ж

 

IV.      Установим    соответствие    (между     предложениями   и  схемами):

1

 Высококультурный, организованный человек отвечает за всё в мире, начиная от дикого животного, нарядной певчей птицы, живого цветка, речного или морского пейзажа. (По В.Астафьеву.)

 

 

 А)     [        ],  [        ], а [        ].

2

  Работа  – это то, что остаётся после тебя. (По В.Распутину.)

 

 

 Б)   [       ], (что…), [       ], (где…).  

3

 Тебя нет, ты уже и сам становишься работой для других, а она  долго-долго  ещё будет напоминать  о тебе живущим вслед за тобой. (По В.Распутину.)

 

 

 В)    [        ],  а  [        ].

4

 Есть две реки – с полезным и бесполезным  течениями, и какое из  них  мощней, туда и сдвигается общая жизнь. (По В.Распутину.)

 

 

 Г)     [     того ],  (что…).

5

 Поступки людей не исключительный порыв, а естественное поведение, вытекающее из внутренней убеждённости, высокой нравственной культуры. (По Л.Грибовой.)

 

 

 Д)    [ … то],  (что…).

6

  В работе человек помнит, что это километры, кубометры и рубли, он возносится над ними в какую-то иную высь, где нет  никакой бухгалтерии, а есть лишь движение, ритм и празднество. (По В.Распутину.)

 

 

 Е)   [        ], (если…).

7

 Каждый человек, принадлежащий к старшему поколению, является твоим учителем  и  наставником, если он имеет на это моральное право. (По В.Сухомлинскому.)

 

 

 Ж)     [        ].

8

Основа всех  действий  человека – глубокая осознанность того, что в общении  между  людьми, в отношении к животным,  природе нет мелочей. (По Л.Грибовой.)

 

 

 З)    [     ] и  [    ],  (какое…), [    ].       

 

                                                                    Ответы

 

 

 

 

      

1

2

3

4

5

6

7

8

Ж

Д

А

З

В

Б

Е

Г

 

V. Укажи, какое предложение соответствует характеристике                                        (выбор    ответа    из     предложенных):

 

1

А. Как часто мы бросаемся высокими словами, не вдумываясь в них. (По В.Астафьеву.)

 

Б. В моей борьбе вынесла меня народность моя, язык мой материнский, чувство родины. (По М.Пришвину.)

 

В.  Я расту из земли, как трава, цвету, как трава, меня косят, меня едят лошади, а я опять с весной  зеленею и летом к  Петрову дню цвету. (По М.Пришвину.)

 

 

 

 

     Сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью

2

А.  Если человека заботит стремление показать себя культурным, значит, настоящая культура, – и внутренняя и внешняя – ещё не стала свойством  его натуры, нравственной привычкой. (По Л.Грибовой.)

 

Б.  Заметим, кстати, что этике и этика – слова одного корня и что хорошие манеры, в сущности, свидетельство нравственного  отношения  к людям, а грубость, хамство, неумение вести себя   безнравственны. (По Л.Грибовой.)

 

В.  Мы судим о каждом по тому, как он разговаривает с другими людьми  (родными, знакомыми или  вовсе  не знакомыми), как ведёт себя по отношению к природе, ко всему, что окружает нас, наконец, по тому,  как ходит, сидит, одевается. (По Л.Грибовой.)

 

 

 

 

 

Сложноподчинённое предложение с придаточным условия

3

А. Добрых  людей на свете  было  и  есть  и, надеюсь, будет всегда  больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы  дисгармония, он  перекосился  бы,  как  нагруженный балластом  или мусором  на один  борт корабль, и  давно бы опрокинулся и затонул. (По В.Астафьеву.)

 

Б.  Каждую свою книгу, да и строку  каждую, и поступок свой просматриваю и прочитываю  глазами своих  друзей, в особенности  фронтовых, чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или  неряшливо  сделанную  работу, за ложь, за непорядочность. (По В.Астафьеву.)

 

В.  Каждый  человек неповторим на земле. (По В.Астафьеву.)

 

 

 

  Сложноподчинённое предложение  с придаточным цели

4

А. Вместе с накопленным жизненным опытом  приходит  переоценка  ценностей, даже против своей  воли  человек всматривается в окружающих  более пристально, более взыскательно. (По И.Пановой.)

 

Б.  От  нагромождения  дел  человек, может, и останется жив, но, без  сомнения, гибнет то сердечное, доброе, сочувственное и отзывчивое, что нас с ним связывало. (По И.Пановой.)

 

В.  Жизнь убедила меня, что в годы отрочества и ранней юности человека  воодушевляет  нравственный  идеал, если человек понимает, что такое  правильный человек, то дружба духовно обогащает его, в дружбе он ищет не провождения времени, а поле для самоутверждения, для  самопознания  и  самовоспитания. (По В.Сухомлинскому.)

 

 

 

 

 

  Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью

5

А.  Тот, у кого пустая душа, не может быть  настоящим  другом, он не  чувствует человечности в дружбе.                                (По В.Сухомлинскому.)

 

Б.  Пустая душа  жадно впитывает  плохое и трудно поддаётся  влиянию хорошего, потому  что пустота,  духовная убогость  уже сами по себе являются  пороками. (По В.Сухомлинскому.)

 

В.   Я считаю  одним  из  самых главных  правил  морального  воспитания то,  чтобы  в годы отрочества и ранней  юности каждый человек  пережил  глубокое чувство восхищения  духовным благородством  хорошего  человека, влюбился в него. (По В.Сухомлинскому.)

 

 

 

 

 

 

Сложноподчинённое предложение с придаточным причины

6

А.  С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся  на красоту  вечерней зари, он стал всматриваться в самого себя.

                               (По В.Сухомлинскому.)

 

Б.  Человек стал Человеком  потому, что увидел глубину  лазурного неба, мерцание звёзд,  розовый  разлив вечерней зари, багровый закат перед ветреным днём…нежный стебелёк и голубой  колокольчик  подснежника – увидел и, изумлённый, пошёл по земле, создавая новую красоту.

                               (По В.Сухомлинскому.)

 

В.  Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоём сердце расцветёт благородство.  (По В.Сухомлинскому.)

 

 

 

 

 

 Сложносочинённое 

 

     предложение

7

А.  Идеал  человеческой красоты – это вместе с тем и идеал  нравственности.

                             (По В.Сухомлинскому.)

 

Б. Единство физического,  нравственного,  эстетического совершенства – это и есть   та гармония, о которой так много говорят.

                        (По В.Сухомлинскому.)

 

В.  Если  внутреннее  духовное  богатство создаёт  человеческую  красоту, то бездеятельность  и тем  более  безнравственная деятельность  эту красоту  губят.  (По В.Сухомлинскому.)

 

 

 

 

Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным

8

А.  Чтобы  состояться  как  личность, человек  должен мочь, сметь  и уметь  выбирать  свой  путь  и  быть за  него в ответе.                          (По И.Кону.)

 

Б.  А  ведь  человеческое  «Я» не простая капля,  оно  обладает  собственной  волей, способностью различать добро и зло, способностью делать  собственный выбор.                           (По И.Кону.)

 

В.   Нужно учиться  обогащать  свою душу  высокими стремлениями, ставить перед собой  значительные  не только для собственной  личности, но и нужные  другим  людям  цели. (По Е.Воронцовой.)

 

 

 

 

  Простое предложение с однородными членами предложения

 

                                                                    Ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

В

А

Б

Б

Б

В

Б

В

 

VI.   Подведём   итоги,     выполнив    тестовые   задания.  Впишите в свободную колонку букву-ответ:

1.

Сложным  является  предложение:

а)  Ради чего вообще пришли мы на землю?

б)  Какой мы след оставим после себя?

в)  Если ты подумаешь и ответишь на эти вопросы, - значит, ты уже имеешь свою жизненную позицию, ты  всерьёз  решил оставить после себя добрые дела.

г)  А добрых дел   много: построенный  дом, вспаханная земля, написанная картина, воспитанные  тобой  дети, защищённая  тобой  природа.  (По А.Алексеевой.)

 

2.

Сложное  предложение, состоящее  из  трёх  простых:

а)  Позади годы отрочества.

б)  Ты  был  в  конфликте  чуть  ли  не со всем миром.

в) То мир тебя не понимал, то ты его не понимал, то  разрыв между мечтой и действительностью  приводил  в  недоумение.

г)  Ты не научился  ещё  реально  смотреть  на  мир,  взвешивать свои силы.

                                                                                                           (По А.Алексеевой.)

 

3.

Сложносочинённым  является  предложение:

а)  Теперь тебе предстоит научиться соотносить мечту со своими возможностями, понять:  чем  больше  человек  знает, тем  полнее  он  воспринимает  жизнь.

б)   Истинное счастье – удел  знающих,  умеющих,  ищущих.

в)  Значит, учиться надо не потому, что надо, а для интереса  жизни.

г) Найдите  разумное  сочетание  между «хочу»  и  «надо»,  и вы станете счастливыми.                                                                                      (По А.Алексеевой.)

                                                                                                                                                                                                                                      

4.

Сложноподчинённым  является  предложение:

а)  Не оставляйте ума и рук в праздности!

б)  Сегодня же, сейчас же заставьте сделать себя  тот правильный шаг, который вы откладываете.

в)  Повторите  это  завтра,  послезавтра.

г)  Лев Толстой  писал: «Праздный  ум – это пища для дьявола».

                                                                                                          (По А.Алексеевой.)

 

5.

Сложным  бессоюзным  является   предложение:

а)  Сыновьями  рождаются – достойными сыновьями становятся.

б)  И, значит, достойным сыном отечества вырастет  тот, кто сумел воспитать в себе гражданственность.

в)  Тот, в ком это свойство достаточно развито, всегда ощущает себя виноватым, ответственным  за  то, что  общее  дело  получилось  плохо.

г)  Если  ты  уклонился  от  какого-то  малоприятного  дела  под  предлогом, что и без тебя обойдутся, значит, в тебе нет ни грамма гражданственности.

                                                                                                           (По И.Овчинниковой)

 

6.

Сложным  с  разными  видами  связи  является  предложение:

а)  Шаг  к  гражданственности – это не пассивное недовольство, отношение не зрителя,  наблюдателя,  а  деятельное  участие.

б)  Не  ждать,  пока  кто-то  сделает жизнь  класса  интересной и содержательной, а самому  в  меру  своих  сил  браться  за  дело.

в)  Гражданственность  предполагает, что  человек,  живущий  «для  блага  ближнего», не  жертвует  при  этом собой,  своими  интересами.

г)  Гражданственность принадлежит  к тем человеческим качествам, которые воспитываются  всей нашей жизнью, но прежде всего они  выковываются в результате  самовоспитания.                                                        (По И.Овчинниковой)

 

 

1

 

4

 

2

 

5

 

3

 

6

 

 

                                       Ответы

 

1

2

3

4

5

6

в

в

г

б

а

г

 

 

 

 

                

 

  

                                       

     

                                                                                                                                                                                                       

                                             

 


 

Тавенко Надежда Кондратьевна, учитель русского языка и литературы

Тавенко Надежда Кондратьевна, учитель русского языка и литературы

Задание. Прочитайте, определите тему и главную мысль текста

Задание. Прочитайте, определите тему и главную мысль текста

Тестовое задание.

Тестовое задание.

Б. Сложное предложение, части которого соединяются только с помощью интонации 3Сложноподчинённое предложение

Б. Сложное предложение, части которого соединяются только с помощью интонации 3Сложноподчинённое предложение

Тебя нет, ты уже и сам становишься работой для других, а она долго-долго ещё будет напоминать о тебе живущим вслед за тобой

Тебя нет, ты уже и сам становишься работой для других, а она долго-долго ещё будет напоминать о тебе живущим вслед за тобой

А . Как часто мы бросаемся высокими словами, не вдумываясь в них

А . Как часто мы бросаемся высокими словами, не вдумываясь в них

По В.Астафьеву.) В. Каждый человек неповторим на земле

По В.Астафьеву.) В. Каждый человек неповторим на земле

В. Я считаю одним из самых главных правил морального воспитания то, чтобы в годы отрочества и ранней юности каждый человек пережил глубокое чувство восхищения духовным…

В. Я считаю одним из самых главных правил морального воспитания то, чтобы в годы отрочества и ранней юности каждый человек пережил глубокое чувство восхищения духовным…

По И.Кону.) Б. А ведь человеческое «Я» не простая капля, оно обладает собственной волей, способностью различать добро и зло, способностью делать собственный выбор

По И.Кону.) Б. А ведь человеческое «Я» не простая капля, оно обладает собственной волей, способностью различать добро и зло, способностью делать собственный выбор

Сложносочинённым является предложение: а)

Сложносочинённым является предложение: а)

Сборник текстов и тестов по теме «Сложное предложение» Русский язык. 9 класс.

Сборник текстов и тестов по теме  «Сложное предложение» Русский язык. 9 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.10.2020