Тавенко Надежда Кондратьевна, учитель русского языка и литературы
МОУ «Школа № 120 города Донецка», Донецкая Народная Республика.
Сборник текстов и тестов по теме «Сложное предложение»
Русский язык. 9 класс.
Аннотация
В данный сборник включены проверочные тексты и тесты, предназначенные для закрепления и систематизации знаний учащихся по теме «Сложное предложение». Материалы сборника дают возможность определить уровень овладения девятиклассниками правописными и пунктуационными умениями и навыками не только по данному разделу, но и по темам, изученным ранее. Тексты сборника взяты из произведений художественной литературы, научно-популярных статей. Можно использовать в качестве дидактического материала в течение учебного года.
Тестовые задания. Тип теста (соответствие, один правильный вариант, верно/неверно, выбор нескольких правильных вариантов). Схемы даны на листе ответов.
Баллы начисляются за полностью правильный ответ. Правильные ответы указаны.
Воспитание на уроках русского языка должно органически сливаться с обучением, поэтому специальный подбор текстов пробуждает интерес к предмету, способствует нравственной стабилизации личности, выработке нравственных идеалов, формирует нравственную позицию личности.
Сложное предложение.
I.Задание. Прочитайте текст, определите его тему и главную мысль. Выпишите сложные предложения, определите их вид. Объясните орфограммы в словах.
Доказывать, что благородство человека определя..тся (не) положением и (не) знатным происхождением, вряд ли стоит.
В основе благоро(т,д)ства прежде всего лежит высокое п..нимание чести и долга. Кодекс благородного человека включа..т в себя такие понятия, как чес..ность, прямота, смелость, принципиальность, настойчивость и в то же время – гумма(н,нн)ость, широта взглядов, умение щадить слабого, быть выше мелочей.
Есть люди, которые путают благородство с внешней красивой позой, с кичливостью, зазнайством. Любое критическое замечание в свой адрес они в..спринимают как оск..рбление собстве(н,нн)ой чести. Человека, способного на благородный поступок, обладающего чув..ством собстве(н,нн)ого достоинства, как раз труднее всего обид...ть и оскорбить. Он не стан..т кипяти(ть,т)ся по пустякам и слишком об..регать своё достоинство. У кого оно есть, у того его (не)отним..шь.
В большей или меньшей степени благородство свойстве(н,нн)о всякому чес..ному и твёрдому человеку. Человеку, обладающему этими качествами, чужды амбиция и высокомерие.
(По Ю.Ценину.)
Задание. Прочитайте, определите тему и главную мысль текста. Выпишите сложноподчинённые предложения, определите вид придаточной части. Объясните орфограммы в словах.
Раздумья о человеке
Что такое теперь хороший или плохой человек? А (ни)чего. Устаревшие слова, оставши..ся в языке как воспоминание о дедовских временах, когда с пр..стотой и наивностью человека оценивали по его душевным жестам, по способности и неспособности чу..ствовать, как своё собстве(н,нн)ое, чужое страдание. В житейской же практике уже тот ныне хороший человек, кто (не)дела..т зла, кто без спросу (ни, не) во что не вмешива..тся и (ни)чему не мешает. (Не, ни) естестве(н,нн)ая склонность к добру стала мерилом хорошего человека, а избранное удобное положение между добром и злом, постоянная и уравновеше(н, нн)ая температура души. «Хата с краю» с окнами на две стороны перебралась в центр.
(По В.Распутину.)
Задание. Прочитайте, определите основную мысль текста. Объясните орфограммы в словах. Запишите сложноподчинённые предложения, составьте к ним схемы.
Формирование характера
Нет людей «без характера», есть те, кого в народе звали и зовут бе(с,з)характерными, те люди, которые всю жизнь ищут место в заветрии, кого, как щепку или бума..ку, куда несёт ветром, туда они и плывут. И «приплывают» они чаще всего к тому берегу, где не надо (ни)чего делать, а только тешить себя ленью, ждать, когда заработают и прин..сут хлеба кусок другие люди, и ещё обидя(т,ть)ся, что хлеб ч..рствый. Очень часто безвольные люди страдают от бездумья и безделья. тревожатся только о себе, постепе(н,нн)о забывая всё, чему их учили дома, в школе, теряют свой человеческий облик. (По В.Астафьеву.)
Задание. Какие предложения выражают основную мысль текста. Объясните орфограммы. Выпишите сложные предложения, определите их вид. Составьте схемы данных предложений.
Мы живём ожиданием и утверждением жизни. Ожидание – это возможность счастья, вера и обл..гчение, это первая любовь, которая будет, это вечерняя прохлада после нестерпимого зноя, это белое после ч..рного, смех после слёз. Ожидание всегда связа(нн,н)о с пер..ходом от одного душевного состояния к другому: оно р..ждает надежду. И мы пр..должаем жить, боро(т,ть)ся и искать истину, так как мы живём будущим. Мы живём верой в человеческие возможности и в возможности нашего общества. (По Ю.Бондареву.)
Я (не)навижу и в жизни, и в своих книгах (не)справедливость, ложь, равнодушие, предательство, кар(ъ,ь)еризм, и я хочу верить, что з..л..тые истины могут п..бедить, и они побеждают свинцовые инстинкты! И я ищу в людях активное добро, мужество, товарищество и ед..нение, (не)умиляясь и (не)приукрашивая человека, но и (не)унижая его презрением и жалостью. (По Ю.Бондареву.)
Тестовое задание.
II. Отделим ошибочную информацию от правильной (укажи верно / неверно):
№ |
Утверждение |
Верно |
Неверно |
1 |
Сложное предложение состоит из двух простых предложений, связанных при помощи союзов.
|
|
|
2 |
По своему строению части сложного предложения могут совпадать или не совпадать с простыми предложениями, входящими в его состав.
|
|
|
3 |
Сложное предложение имеет смысловую и интонационную законченность.
|
|
|
4 |
Предложение «Иногда люди путают благородство с внешней красивой позой, с кичливостью, зазнайством» является простым предложением с однородными членами.
|
|
|
5 |
Сложное предложение передаёт различные отношения между частями: перечислительные, противительные, причинно-следственные, временные, условные, уступительные и др.
|
|
|
6
|
В предложении «Доказывать, что благородство человека определяется не положением и не знатным происхождением, вряд ли стоит» обозначаются временные отношения. |
|
|
7
|
Сложное предложение имеет две грамматические основы |
|
|
8 |
В русском языке сложные предложения делятся на три группы в зависимости от средства связи между простыми частями в них. |
|
|
Ответы |
|
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
неверно |
верно |
верно |
верно |
верно |
неверно |
неверно |
верно |
III. Установим соответствие (между основными понятиями синтаксиса сложного предложения и их определениями):
1 |
Сложносочинённое предложение
|
А. Зависимое предложение, подчинённое по смыслу и грамматически другому предложению
|
|
2 |
Придаточная часть
|
Б. Сложное предложение, части которого соединяются только с помощью интонации
|
|
3 |
Сложноподчинённое предложение
|
В. Сложное предложение, части которого равноправны между собой по смыслу |
|
4 |
Бессоюзное предложение
|
Г. Сложное предложение, одна из частей которого подчиняется другой
|
|
5 |
Виды связи в сложном предложении
|
Д. Простые предложения соединяются в сложные при помощи союзов, союзных слов и интонации
|
|
6 |
Признаки сложного предложения |
Е. В сложном предложении бывает союзная и бессоюзная связь
|
|
7 |
Средства связи |
Ж. Сложные предложения отличаются не только количеством грамматических основ, но и по сравнению с простыми предложениями помогают передать большой объём информации, делают нашу речь эмоциональной, образной.
|
|
8 |
Отличие сложных предложений от простых |
З. Простые предложения в составе сложного предложения образуют смысловое и интонационное целое.
|
|
Ответы |
|
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
В |
А |
Г |
Б |
Е |
З |
Д |
Ж |
IV. Установим соответствие (между предложениями и схемами):
1 |
Высококультурный, организованный человек отвечает за всё в мире, начиная от дикого животного, нарядной певчей птицы, живого цветка, речного или морского пейзажа. (По В.Астафьеву.)
|
А) [ ], [ ], а [ ]. |
2 |
Работа – это то, что остаётся после тебя. (По В.Распутину.)
|
Б) [ ], (что…), [ ], (где…). |
3 |
Тебя нет, ты уже и сам становишься работой для других, а она долго-долго ещё будет напоминать о тебе живущим вслед за тобой. (По В.Распутину.)
|
В) [ ], а [ ]. |
4 |
Есть две реки – с полезным и бесполезным течениями, и какое из них мощней, туда и сдвигается общая жизнь. (По В.Распутину.)
|
Г) [ того ], (что…). |
5 |
Поступки людей не исключительный порыв, а естественное поведение, вытекающее из внутренней убеждённости, высокой нравственной культуры. (По Л.Грибовой.)
|
Д) [ … то], (что…). |
6 |
В работе человек помнит, что это километры, кубометры и рубли, он возносится над ними в какую-то иную высь, где нет никакой бухгалтерии, а есть лишь движение, ритм и празднество. (По В.Распутину.)
|
Е) [ ], (если…). |
7 |
Каждый человек, принадлежащий к старшему поколению, является твоим учителем и наставником, если он имеет на это моральное право. (По В.Сухомлинскому.)
|
Ж) [ ]. |
8 |
Основа всех действий человека – глубокая осознанность того, что в общении между людьми, в отношении к животным, природе нет мелочей. (По Л.Грибовой.)
|
З) [ ] и [ ], (какое…), [ ]. |
Ответы |
|
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Ж |
Д |
А |
З |
В |
Б |
Е |
Г |
V. Укажи, какое предложение соответствует характеристике (выбор ответа из предложенных):
1 |
А. Как часто мы бросаемся высокими словами, не вдумываясь в них. (По В.Астафьеву.)
Б. В моей борьбе вынесла меня народность моя, язык мой материнский, чувство родины. (По М.Пришвину.)
В. Я расту из земли, как трава, цвету, как трава, меня косят, меня едят лошади, а я опять с весной зеленею и летом к Петрову дню цвету. (По М.Пришвину.)
|
Сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью |
2 |
А. Если человека заботит стремление показать себя культурным, значит, настоящая культура, – и внутренняя и внешняя – ещё не стала свойством его натуры, нравственной привычкой. (По Л.Грибовой.)
Б. Заметим, кстати, что этике и этика – слова одного корня и что хорошие манеры, в сущности, свидетельство нравственного отношения к людям, а грубость, хамство, неумение вести себя безнравственны. (По Л.Грибовой.)
В. Мы судим о каждом по тому, как он разговаривает с другими людьми (родными, знакомыми или вовсе не знакомыми), как ведёт себя по отношению к природе, ко всему, что окружает нас, наконец, по тому, как ходит, сидит, одевается. (По Л.Грибовой.)
|
Сложноподчинённое предложение с придаточным условия |
3 |
А. Добрых людей на свете было и есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул. (По В.Астафьеву.)
Б. Каждую свою книгу, да и строку каждую, и поступок свой просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность. (По В.Астафьеву.)
В. Каждый человек неповторим на земле. (По В.Астафьеву.)
|
Сложноподчинённое предложение с придаточным цели |
4 |
А. Вместе с накопленным жизненным опытом приходит переоценка ценностей, даже против своей воли человек всматривается в окружающих более пристально, более взыскательно. (По И.Пановой.)
Б. От нагромождения дел человек, может, и останется жив, но, без сомнения, гибнет то сердечное, доброе, сочувственное и отзывчивое, что нас с ним связывало. (По И.Пановой.)
В. Жизнь убедила меня, что в годы отрочества и ранней юности человека воодушевляет нравственный идеал, если человек понимает, что такое правильный человек, то дружба духовно обогащает его, в дружбе он ищет не провождения времени, а поле для самоутверждения, для самопознания и самовоспитания. (По В.Сухомлинскому.)
|
Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью |
5 |
А. Тот, у кого пустая душа, не может быть настоящим другом, он не чувствует человечности в дружбе. (По В.Сухомлинскому.)
Б. Пустая душа жадно впитывает плохое и трудно поддаётся влиянию хорошего, потому что пустота, духовная убогость уже сами по себе являются пороками. (По В.Сухомлинскому.)
В. Я считаю одним из самых главных правил морального воспитания то, чтобы в годы отрочества и ранней юности каждый человек пережил глубокое чувство восхищения духовным благородством хорошего человека, влюбился в него. (По В.Сухомлинскому.)
|
Сложноподчинённое предложение с придаточным причины |
6 |
А. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на красоту вечерней зари, он стал всматриваться в самого себя. (По В.Сухомлинскому.)
Б. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звёзд, розовый разлив вечерней зари, багровый закат перед ветреным днём…нежный стебелёк и голубой колокольчик подснежника – увидел и, изумлённый, пошёл по земле, создавая новую красоту. (По В.Сухомлинскому.)
В. Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоём сердце расцветёт благородство. (По В.Сухомлинскому.)
|
Сложносочинённое
предложение |
7 |
А. Идеал человеческой красоты – это вместе с тем и идеал нравственности. (По В.Сухомлинскому.)
Б. Единство физического, нравственного, эстетического совершенства – это и есть та гармония, о которой так много говорят. (По В.Сухомлинскому.)
В. Если внутреннее духовное богатство создаёт человеческую красоту, то бездеятельность и тем более безнравственная деятельность эту красоту губят. (По В.Сухомлинскому.)
|
Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным |
8 |
А. Чтобы состояться как личность, человек должен мочь, сметь и уметь выбирать свой путь и быть за него в ответе. (По И.Кону.)
Б. А ведь человеческое «Я» не простая капля, оно обладает собственной волей, способностью различать добро и зло, способностью делать собственный выбор. (По И.Кону.)
В. Нужно учиться обогащать свою душу высокими стремлениями, ставить перед собой значительные не только для собственной личности, но и нужные другим людям цели. (По Е.Воронцовой.)
|
Простое предложение с однородными членами предложения |
Ответы |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
В |
А |
Б |
Б |
Б |
В |
Б |
В |
VI. Подведём итоги, выполнив тестовые задания. Впишите в свободную колонку букву-ответ:
1. |
Сложным является предложение: а) Ради чего вообще пришли мы на землю? б) Какой мы след оставим после себя? в) Если ты подумаешь и ответишь на эти вопросы, - значит, ты уже имеешь свою жизненную позицию, ты всерьёз решил оставить после себя добрые дела. г) А добрых дел много: построенный дом, вспаханная земля, написанная картина, воспитанные тобой дети, защищённая тобой природа. (По А.Алексеевой.)
|
2. |
Сложное предложение, состоящее из трёх простых: а) Позади годы отрочества. б) Ты был в конфликте чуть ли не со всем миром. в) То мир тебя не понимал, то ты его не понимал, то разрыв между мечтой и действительностью приводил в недоумение. г) Ты не научился ещё реально смотреть на мир, взвешивать свои силы. (По А.Алексеевой.)
|
3. |
Сложносочинённым является предложение: а) Теперь тебе предстоит научиться соотносить мечту со своими возможностями, понять: чем больше человек знает, тем полнее он воспринимает жизнь. б) Истинное счастье – удел знающих, умеющих, ищущих. в) Значит, учиться надо не потому, что надо, а для интереса жизни. г) Найдите разумное сочетание между «хочу» и «надо», и вы станете счастливыми. (По А.Алексеевой.)
|
4. |
Сложноподчинённым является предложение: а) Не оставляйте ума и рук в праздности! б) Сегодня же, сейчас же заставьте сделать себя тот правильный шаг, который вы откладываете. в) Повторите это завтра, послезавтра. г) Лев Толстой писал: «Праздный ум – это пища для дьявола». (По А.Алексеевой.)
|
5. |
Сложным бессоюзным является предложение: а) Сыновьями рождаются – достойными сыновьями становятся. б) И, значит, достойным сыном отечества вырастет тот, кто сумел воспитать в себе гражданственность. в) Тот, в ком это свойство достаточно развито, всегда ощущает себя виноватым, ответственным за то, что общее дело получилось плохо. г) Если ты уклонился от какого-то малоприятного дела под предлогом, что и без тебя обойдутся, значит, в тебе нет ни грамма гражданственности. (По И.Овчинниковой)
|
6. |
Сложным с разными видами связи является предложение: а) Шаг к гражданственности – это не пассивное недовольство, отношение не зрителя, наблюдателя, а деятельное участие. б) Не ждать, пока кто-то сделает жизнь класса интересной и содержательной, а самому в меру своих сил браться за дело. в) Гражданственность предполагает, что человек, живущий «для блага ближнего», не жертвует при этом собой, своими интересами. г) Гражданственность принадлежит к тем человеческим качествам, которые воспитываются всей нашей жизнью, но прежде всего они выковываются в результате самовоспитания. (По И.Овчинниковой)
|
1 |
|
4 |
|
2 |
|
5 |
|
3 |
|
6 |
|
Ответы |
|
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
в |
в |
г |
б |
а |
г |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.