Результаты использования интерактивных методов обучения для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости ( интеллектуальными нарушениями)

  • Научные работы
  • docx
  • 13.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Анализ проделанной работы позволил выявить не только возможность использования интерактивных методов обучения для умственно отсталых обучающихся на уроках русского языка, но и подтвердил необходимость в использовании этих методов в образовательном процессе в школах психолого-педагогической поддержки. Нами доказано, что интерактивные методы работы повышают мотивацию умственно отсталых обучающихся в образовательном процессе, в решении совместно обсуждаемых проблем, что является отправной точкой к последующей поисковой деятельности умственно отсталых обучающихся, побуждает их к конкретным действиям, учит терпению, вниманию и самостоятельной работе.
Иконка файла материала Результаты.docx
Результаты использования интерактивных методов  обучения для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости  ( интеллектуальными нарушениями)          На основе теоретического анализа литературных источников, посвященных изучению   проблемы   использования   интерактивных   методов   обучения   и особенностям развития умственно отсталых обучающихся, определена теоретико­ методологическая   основа   применения   интерактивных   технологий   в   структуре учебного   процесса   с   умственно   отсталыми   обучающимися   в   школе   –интернате психолого­педагогической поддержки.                      Русский   язык,   в   программе   общеобразовательной   школы­интерната психолого­педагогической   поддержки, себе образовательные, воспитательные и   коррекционные   функции.   несет в       огромные   Подготовка обучающихся   с   умственной   отсталостью   правильному   и   грамотному   письму настоящее   время   приобретает   очень   важное   значение,   регламентируемое федеральным государственным образовательным стандартом. В школах психолого­ педагогической   поддержки   для     умственно   отсталых   обучающихся   с интеллектуальной усовершенствования методики преподавания русского языка и развития речи. недостаточностью существует       необходимость           Учитывая особые образовательные способности обучающихся с умственной отсталостью   (интеллектуальной   недостаточностью)   была   выделена   основная проблема  повышения эффективности  данной категории обучающихся  в области синтаксиса,   лексики   и   орфографии   с   использованием   интерактивных   методов обучения.             В   процессе   анализа   теоретических   и   методических,   психологических   и лингвистических, педагогических общих и специальных литературных источников в исследовании были рассмотрены вопросы моделирования традиционного урокана   урок,   в   основе   которого   лежит   интерактивный   метод   обучения,   метод, позволяющий   усовершенствовать   не   только   образовательные     способности   и возможности   умственно   отсталых   обучающихся,   но   и   познавательные.   В дальнейшем,  углубленная   работа   по   закреплению   всех   возможностей   умственно отсталых   обучающихся   может   благоприятно   сказываться   на   их   социализации   и адаптации в современном обществе.              Анализ   проделанной   работы   позволил   выявить   не   только   возможность использования   интерактивных   методов   обучения   для   умственно   отсталых обучающихся   на   уроках   русского   языка,   но   и   подтвердил   необходимость   в использовании   этих   методов   в   образовательном   процессе   в   школах   психолого­ педагогической поддержки.            Нами   доказано,   что   интерактивные   методы   работы   повышают   мотивацию умственно   отсталых   обучающихся     в   образовательном   процессе,   в   решении совместно обсуждаемых проблем, что  является отправной точкой  к последующей поисковой   деятельности   умственно   отсталых   обучающихся,   побуждает   их   к конкретным   действиям,   учит   терпению,   вниманию   и   самостоятельной   работе. Толкает ко всему выше сказанному тот фактор, что в образовательном процессе с использованием интерактивных методов обучения нет проигравших. Все участники становятся победителями: кто­то в большей степени, кто­то в меньшей, но все участники успешны, что не может не вызывать положительных эмоций во время обучения у умственно отсталых обучающихся и соответственно, вызывает такие же положительные эмоции к   изучаемому предмету ( русский язык).           Кроме   того,   интерактивные   методы   обучения   формируют   способность   у умственно   отсталых   обучающихся   мыслить   и   обобщать   свои   высказывания, предположения или идеи; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя приэтом терпимость по отношению к своим одноклассникам, и   взаимное уважение друг к другу.     При интерактивном обучении педагог выполняет не только  функцию помощника в работе, но и участника процесса обучения, который несет определенную учебную информацию на уроке; центральное место в его деятельности должен занимать не отдельный   обучающийся,   а   группа   взаимодействующих   учеников,   которые работают совместно над решением одной проблемы, при этом помогая и   обучая друг друга.            Таким образом, освоение учителем проблемно­поисковых методов является главной задачей педагога, работающего с умственно отсталыми обучающимися, в организации   их   творческой,   исследовательской   деятельностях,   а   значит, интерактивного обучения.         На первом этапе (2015­2016гг.) исследования проводилось изучение и анализ философской,   социологической,   психолого­педагогической   литературы   по проблеме   самореализации   умственно   отсталых   обучающихся   и   интерактивных методов обучения, применимых к данной категории детей.                   Было   определено   общее   направление   исследования,   сформулирована гипотеза,   обозначены   его   объект,   предмет,   цель,   задачи.   Проводилось анкетирование учителей   с целью выявления понимания сущности и значимости интерактивных   методов   обучения   в   учебной   деятельности   и   частоты   их использования.                    В   рамках   второго   этапа   (2016­2017гг.)   разрабатывалась   программа педагогического интерактивных   методов   обучения, эксперимента,   предполагающая поэтапное применение     осуществлялись   сбор   и   обработка экспериментальных данных, проводилось практическое исследование активизации познавательной деятельности при использовании интерактивных методов обученияв   учебной   деятельности   при   изучении   русского   языка   для   обучающихся   с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями).               Третий   этап   (сентябрь­октябрь   2017г.)   был   посвящен   систематизации   и   материала,   уточнению   гипотезы   исследования, обобщению   накопленного   теоретическому   обоснованию   и   математической   обработке   полученных   производился   сравнительный   анализ   результатов   опытно­ результатов, экспериментальной   части   работы,   оформлялись   результаты   исследования   и педагогического эксперимента.           Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались исходными положениями работы, связанными с гуманно­личностным, системным, личностно­деятельностным, ценностным подходами,   с   основными   направлениями модернизации   образования,   соответствием   методики   исследования   гипотезе   и задачам, опорой на   труды   известных   философов,   психологов,   педагогов, многолетней   педагогической   деятельностью   и   личным   участием   автора   в организации и проведении педагогического эксперимента.         Обобщая результаты педагогического эксперимента проводимого в школе – интернате   психолого­педагогической   поддержки   №   27   г.   Кемерово   ,   отметим, что активизация   познавательного   процесса   обучающихся   с   интеллектуальной недостаточностью   на уроках русского   языка   с   использованием   интерактивных методов   обучения   определена   педагогическими   условиями,   направленными на самореализацию учащихся, их адаптацию и дальнейшую успешную социализацию в   современном   обществе.   Педагогический   эксперимент   позволил   доказать,   что процесс обучения   русскому   языку   будет   более   эффективным,   если   оно выступает целостным процессом в деятельности учителя и обучающихся; при этом   и   ученики,   имеют учитель использования интерактивных методов   представления   о     обучения.   В   ходе возможностях   опытно­ экспериментальной   работы   было   изучено   состояние   проблемы   использованияинтерактивных методов обучения с целью активизации познавательного процесса на   практике;   апробирован   комплекс   выявленных   педагогических   условий использования   интерактивных   методов   обучения;   разработан   комплекс уроков и факультативных занятий по русскому языку « Путешествие в мир увлекательной грамматики» с использованием интерактивных методов обучения.         Внедрение интерактивных методов обучения в учебный процесс происходило в три   этапа:   1)   традиционные уроки с   оптимальным   сочетанием   традиционных   и интерактивных методов обучения;  2) уроки с комплексным использованием интерактивных методов обучения;  3)   уроки   ­   проекты,   предполагающие   творческое   применение   знаний   на   основе осмысленного опыта, а также курс дополнительного (факультативного) изучения русского языка. В ходе разработки интерактивных уроков мы ориентировались на следующую   его   структуру:   мотивация   ­   формирование   нового   опыта   ­   его осмысление через применение ­ рефлексия.          Критериями   эффективности   экспериментального   обучения   с   помощью   интерактивных   методов   для   самореализации   обучающихся   с   умственной отсталостью   в   учебной   деятельности   стали:   положительная   динамика   по   всем составляющим : активизация познавательной деятельности, повышение активности обучающегося с интеллектуальными нарушениями не только на уроках русского языка,   но   отмечалась   хорошая   динамика   успеваемости   у   экспериментального класса   по   истории,   биологии,   географии;   также   заметно   улучшилась   учебная атмосфера в классе( дети стали более собранными и терпимыми друг к другу).        На контрольном этапе педагогического эксперимента отмечается достоверно более высокая и положительная динамика показателей активизации познавательной деятельности.   Анализ усвоения содержания   предметной   дисциплины   «   Русский язык» показал положительную динамику по критериям: качество знаний (от 68% к 73%);   степень обученности   умственно   отсталых   обучающихся  (от  56%   к  71%);активность участия старшеклассников в учебных мероприятиях по русскому языку и литературному чтению ( от 35%­44%).         Проанализировав   результаты   эксперимента   мы   можем   утверждать,   что   эффективность и действенность использования интерактивных методов обучения как   условия   для   активизации   общих   познавательных   процессов   для   умственно отсталых обучающихся доказана.           Определены   психолого­педагогические   особенности   обучающихся   с   умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) старшего школьного возраста.               Теоретико­методологическая   база   интерактивных   методов   обучения   для активизации познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными   нарушениями)   дала   возможность   выделить   их   психолого­   наличие   взаимодействия   между   участниками педагогические   основы: образовательного   процесса;   наличие   мотивационной готовности учащихся   к межличностному   взаимодействию; предполагающая обучающихся,     организация   групповой   деятельности   межличностные   доброжелательные взаимоотношения   внутри   коллектива; в рефлексивной деятельности обучающегося.    наличие   навыков   и   умений       В   своей   работе   мы   использовали   следующие   виды   интерактивных   методов изучения русского языка для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью: «ученик­ученик­учитель»;   «ученик­компьютер­учитель»;   «ученик­текст­учитель». Каждый   из   представленных   в   классификации   интерактивных   методов   обучения рассматривается   с   точки   зрения   его   сущности,   особенностей   использования   в учебной   деятельности   и   влияния   на   развитие   обучающегося.   Особый   акцент делается   на   то,   что   интерактивные   методы   обучения,   нацеленные   на репродуктивную   самореализацию,   организуются   по   образцу,   правила   и ход игры четко продуманы педагогом и содержат заранее подготовленные условия.В ходе исследования были выделены и рассмотрены педагогические условия использования интерактивных методов обучения, способствующие активной работе обучающихся   с   интеллектуальной   недостаточностью:   создание   личностно­ деятельностной   ситуации;   создание   ситуации   успеха;   ориентация   на   групповую работу   обучающихся;   рефлексивное подведение итогов;   выполнение   заданий   с учетом межпредметных связей.                 Обобщая результаты педагогического эксперимента, мы делаем вывод о подтверждении   гипотезы   нашего   исследования,   в   процессе   использования интерактивных методов обучения возможна активизация познавательного процесса обучающихся   с   интеллектуальной   недостаточностью.   Проведенное   нами исследование не претендует на окончательное и исчерпывающее решение проблемы данной  на сегодняшний день.