Анализ проделанной работы позволил выявить не только возможность использования интерактивных методов обучения для умственно отсталых обучающихся на уроках русского языка, но и подтвердил необходимость в использовании этих методов в образовательном процессе в школах психолого-педагогической поддержки.
Нами доказано, что интерактивные методы работы повышают мотивацию умственно отсталых обучающихся в образовательном процессе, в решении совместно обсуждаемых проблем, что является отправной точкой к последующей поисковой деятельности умственно отсталых обучающихся, побуждает их к конкретным действиям, учит терпению, вниманию и самостоятельной работе.
Результаты использования интерактивных методов обучения для
обучающихся с легкой степенью умственной отсталости
( интеллектуальными нарушениями)
На основе теоретического анализа литературных источников, посвященных
изучению проблемы использования интерактивных методов обучения и
особенностям развития умственно отсталых обучающихся, определена теоретико
методологическая основа применения интерактивных технологий в структуре
учебного процесса с умственно отсталыми обучающимися в школе –интернате
психологопедагогической поддержки.
Русский язык, в программе общеобразовательной школыинтерната
психологопедагогической поддержки,
себе
образовательные, воспитательные и коррекционные функции.
несет
в
огромные
Подготовка
обучающихся с умственной отсталостью правильному и грамотному письму
настоящее время приобретает очень важное значение, регламентируемое
федеральным государственным образовательным стандартом. В школах психолого
педагогической поддержки для
умственно отсталых обучающихся с
интеллектуальной
усовершенствования методики преподавания русского языка и развития речи.
недостаточностью
существует
необходимость
Учитывая особые образовательные способности обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) была выделена основная
проблема повышения эффективности данной категории обучающихся в области
синтаксиса, лексики и орфографии с использованием интерактивных методов
обучения.
В процессе анализа теоретических и методических, психологических и
лингвистических, педагогических общих и специальных литературных источников
в исследовании были рассмотрены вопросы моделирования традиционного урокана урок, в основе которого лежит интерактивный метод обучения, метод,
позволяющий усовершенствовать не только образовательные способности и
возможности умственно отсталых обучающихся, но и познавательные. В
дальнейшем, углубленная работа по закреплению всех возможностей умственно
отсталых обучающихся может благоприятно сказываться на их социализации и
адаптации в современном обществе.
Анализ проделанной работы позволил выявить не только возможность
использования интерактивных методов обучения для умственно отсталых
обучающихся на уроках русского языка, но и подтвердил необходимость в
использовании этих методов в образовательном процессе в школах психолого
педагогической поддержки.
Нами доказано, что интерактивные методы работы повышают мотивацию
умственно отсталых обучающихся в образовательном процессе, в решении
совместно обсуждаемых проблем, что является отправной точкой к последующей
поисковой деятельности умственно отсталых обучающихся, побуждает их к
конкретным действиям, учит терпению, вниманию и самостоятельной работе.
Толкает ко всему выше сказанному тот фактор, что в образовательном процессе с
использованием интерактивных методов обучения нет проигравших. Все участники
становятся победителями: ктото в большей степени, ктото в меньшей, но все
участники успешны, что не может не вызывать положительных эмоций во время
обучения у умственно отсталых обучающихся и соответственно, вызывает такие же
положительные эмоции к изучаемому предмету ( русский язык).
Кроме того, интерактивные методы обучения формируют способность у
умственно отсталых обучающихся мыслить и обобщать свои высказывания,
предположения или идеи; развивает такие черты, как умение выслушивать иную
точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя приэтом терпимость по отношению к своим одноклассникам, и взаимное уважение
друг к другу.
При интерактивном обучении педагог выполняет не только функцию помощника
в работе, но и участника процесса обучения, который несет определенную учебную
информацию на уроке; центральное место в его деятельности должен занимать не
отдельный обучающийся, а группа взаимодействующих учеников, которые
работают совместно над решением одной проблемы, при этом помогая и обучая
друг друга.
Таким образом, освоение учителем проблемнопоисковых методов является
главной задачей педагога, работающего с умственно отсталыми обучающимися, в
организации их творческой, исследовательской деятельностях, а значит,
интерактивного обучения.
На первом этапе (20152016гг.) исследования проводилось изучение и анализ
философской, социологической, психологопедагогической литературы по
проблеме самореализации умственно отсталых обучающихся и интерактивных
методов обучения, применимых к данной категории детей.
Было определено общее направление исследования, сформулирована
гипотеза, обозначены его объект, предмет, цель, задачи. Проводилось
анкетирование учителей с целью выявления понимания сущности и значимости
интерактивных методов обучения в учебной деятельности и частоты их
использования.
В рамках второго этапа (20162017гг.) разрабатывалась программа
педагогического
интерактивных методов обучения,
эксперимента,
предполагающая поэтапное применение
осуществлялись сбор и обработка
экспериментальных данных, проводилось практическое исследование активизации
познавательной деятельности при использовании интерактивных методов обученияв учебной деятельности при изучении русского языка для обучающихся с
умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями).
Третий этап (сентябрьоктябрь 2017г.) был посвящен систематизации и
материала, уточнению гипотезы исследования,
обобщению накопленного
теоретическому обоснованию и математической обработке полученных
производился сравнительный анализ результатов опытно
результатов,
экспериментальной части работы, оформлялись результаты исследования и
педагогического эксперимента.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались
исходными положениями работы, связанными с гуманноличностным, системным,
личностнодеятельностным, ценностным подходами, с основными направлениями
модернизации образования, соответствием методики исследования гипотезе и
задачам, опорой на труды известных философов, психологов, педагогов,
многолетней педагогической деятельностью и личным участием автора в
организации и проведении педагогического эксперимента.
Обобщая результаты педагогического эксперимента проводимого в школе –
интернате психологопедагогической поддержки № 27 г. Кемерово , отметим,
что активизация познавательного процесса обучающихся с интеллектуальной
недостаточностью на уроках русского языка с использованием интерактивных
методов обучения определена педагогическими условиями, направленными
на самореализацию учащихся, их адаптацию и дальнейшую успешную социализацию
в современном обществе. Педагогический эксперимент позволил доказать, что
процесс обучения русскому языку будет более эффективным, если оно
выступает целостным процессом в деятельности учителя и обучающихся; при этом
и ученики,
имеют
учитель
использования интерактивных методов
представления о
обучения.
В ходе
возможностях
опытно
экспериментальной работы было изучено состояние проблемы использованияинтерактивных методов обучения с целью активизации познавательного процесса
на практике; апробирован комплекс выявленных педагогических условий
использования интерактивных методов обучения; разработан комплекс уроков и
факультативных занятий по русскому языку « Путешествие в мир увлекательной
грамматики» с использованием интерактивных методов обучения.
Внедрение интерактивных методов обучения в учебный процесс происходило в
три этапа: 1) традиционные уроки с оптимальным сочетанием традиционных и
интерактивных методов обучения;
2) уроки с комплексным использованием интерактивных методов обучения;
3) уроки проекты, предполагающие творческое применение знаний на основе
осмысленного опыта, а также курс дополнительного (факультативного) изучения
русского языка. В ходе разработки интерактивных уроков мы ориентировались на
следующую его структуру: мотивация формирование нового опыта его
осмысление через применение рефлексия.
Критериями эффективности экспериментального обучения с помощью
интерактивных методов для самореализации обучающихся с умственной
отсталостью в учебной деятельности стали: положительная динамика по всем
составляющим : активизация познавательной деятельности, повышение активности
обучающегося с интеллектуальными нарушениями не только на уроках русского
языка, но отмечалась хорошая динамика успеваемости у экспериментального
класса по истории, биологии, географии; также заметно улучшилась учебная
атмосфера в классе( дети стали более собранными и терпимыми друг к другу).
На контрольном этапе педагогического эксперимента отмечается достоверно
более высокая и положительная динамика показателей активизации познавательной
деятельности. Анализ усвоения содержания предметной дисциплины « Русский
язык» показал положительную динамику по критериям: качество знаний (от 68% к
73%); степень обученности умственно отсталых обучающихся (от 56% к 71%);активность участия старшеклассников в учебных мероприятиях по русскому языку
и литературному чтению ( от 35%44%).
Проанализировав результаты эксперимента мы можем утверждать, что
эффективность и действенность использования интерактивных методов обучения
как условия для активизации общих познавательных процессов для умственно
отсталых обучающихся доказана.
Определены психологопедагогические особенности обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) старшего школьного
возраста.
Теоретикометодологическая база интерактивных методов обучения для
активизации познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) дала возможность выделить их психолого
наличие взаимодействия между участниками
педагогические основы:
образовательного процесса; наличие мотивационной готовности учащихся к
межличностному взаимодействию;
предполагающая
обучающихся,
организация групповой деятельности
межличностные
доброжелательные
взаимоотношения внутри коллектива;
в рефлексивной деятельности обучающегося.
наличие навыков и умений
В своей работе мы использовали следующие виды интерактивных методов
изучения русского языка для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью:
«ученикученикучитель»; «учениккомпьютеручитель»; «учениктекстучитель».
Каждый из представленных в классификации интерактивных методов обучения
рассматривается с точки зрения его сущности, особенностей использования в
учебной деятельности и влияния на развитие обучающегося. Особый акцент
делается на то, что интерактивные методы обучения, нацеленные на
репродуктивную самореализацию, организуются по образцу, правила и
ход игры четко продуманы педагогом и содержат заранее подготовленные условия.В ходе исследования были выделены и рассмотрены педагогические условия
использования интерактивных методов обучения, способствующие активной работе
обучающихся с интеллектуальной недостаточностью: создание личностно
деятельностной ситуации; создание ситуации успеха; ориентация на групповую
работу обучающихся; рефлексивное подведение итогов; выполнение заданий с
учетом межпредметных связей.
Обобщая результаты педагогического эксперимента, мы делаем вывод о
подтверждении гипотезы нашего исследования, в процессе использования
интерактивных методов обучения возможна активизация познавательного процесса
обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Проведенное нами
исследование не претендует на окончательное и исчерпывающее решение проблемы
данной на сегодняшний день.