Целью образовательного процесса является обучение детей, вне зависимости от форм и методов. Цель и содержание образовательного процесса с применением интерактивных методов обучения не меняется.
Система оценки деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями
На сегодняшний день меняется система оценивания результатов, не знаний обучающихся, а именно подхода к допущенным ошибкам. Учитель оценивает не конечный результат (правильно или неправильно ответил обучающийся), а действия ученика при решении учебной проблемы. Ошибки умственно отсталых обучающихся учитель использует в качестве части учебного процесса, вместе с учениками анализирует логическое построение ответа, которое и привело к неверному решению учебной проблемы.
Методы и формы проведения урока русского языка с использованием
интерактивных методов обучения для умственно отсталых обучающихся
легкой степени (интеллектуальными нарушениями)
Интерактивное обучение – способ познания, основанный на диалоговых
формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение,
погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки
совместной и самостоятельной деятельности. Это метод, при котором все
участники образовательного процесса обучают друг друга вне зависимости,
ктото в большей степени, ктото в меньшей.
Целью образовательного процесса является обучение детей, вне
зависимости от форм и методов. Цель и содержание образовательного процесса
с применением интерактивных методов обучения не меняется.
Система оценки деятельности обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями
На сегодняшний день меняется система оценивания результатов, не знаний
обучающихся, а именно подхода к допущенным ошибкам. Учитель оценивает не
конечный результат (правильно или неправильно ответил обучающийся), а
действия ученика при решении учебной проблемы. Ошибки умственно
отсталых обучающихся учитель
использует в качестве части учебного
процесса, вместе с учениками анализирует логическое построение ответа,
которое и привело к неверному решению учебной проблемы.
При оценке работы группы обязательно должно учитываться
доброжелательное отношение друг к другу, уважение, терпение. Оценивать
можно лишь общую работу группы в целом.Процесс активности обучающегося на уроке рассматривается педагогами
достаточно давно. Для того, чтобы процесс обучения умственно отсталых детей
проходил живо, интересно, познавательно и обучаемо, современная педагогика
предлагает различные пути решения этой проблемы. На первый план выходит
воспитание ответственности, развитие мотивации, понимание значения
мотивации обучающимися, полное адаптирование учебного материала к
учебным возможностям умственно отсталых детей с интеллектуальными
нарушениями. Современная образовательная ситуация требует поиска и
освоения новых форм учебных взаимодействий между участниками процесса
обучения.
Основные методические инновации связаны с применением именно
интерактивных методов обучения. Как говорилось ранее, интерактивный
означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы,
диалога с чемлибо (например, компьютером) или кемлибо (человеком).
Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое
обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Этот подход
оказался для меня наиболее реальным путем обеспечения положительной
мотивации обучающихся с умственной отсталостью к формирования
устойчивого познавательного интереса учащихся к предмету, повышения
качества знаний, создания педагогических условий для развития их
способностей.
Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. При
этом "погруженное" не означает "замещенное". Интерактивное обучение
сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса.
Оно видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в
себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии.Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития
контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной
деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку совместной
стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Традиционно выделяется три стороны общения:
собственно прямой обмен информацией;
определение действий, при котором обеспечивается усвоение информации;
правильное, объективное восприятие собеседников.
Общение полноценно, когда в нем присутствуют все три названные
стороны. Общение может проходить как на вербальном, так и невербальном
уровне.
Психологами было установлено, что в условиях учебного общения
наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность
работы памяти, более интенсивно развиваются интеллектуальные и
эмоциональные свойства обучающихся.
Значимость общения со сверстниками является ведущим видом
деятельности для подростков 915 лет.
Структуру учебных взаимодействий во время образовательного процесса
можно рассматривать с разных точек зрения. Прежде всего, взаимодействие
учителя и обучающегося связаны с формой организации учебной деятельности:
индивидуальной, фронтальной и групповой.
В первых двух случаях построение аналогичное (учитель – ученик),
отличие в масштабе реализации. Групповая форма организации учебной
деятельности имеет более сложную структуру. Здесь в процессе учебных
взаимодействий устанавливаются продуктивные связи не только между
педагогом и обучающимися, но и внутри ученического коллектива. Такимобразом, с точки зрения интерактивности именно групповая форма оказывается
более эффективной и насыщенной.
Именно групповая работа как форма учебной деятельности для умственно
отсталых обучающихся является способом организации совместных усилий
как внутри отдельной группы, так и в классе в целом по решению поставленной
на уроке обучающей задачи.
Групповая форма обучения должна одновременно решать три основных
задачи:
конкретнопознавательную, которая связана с непосредственной учебной
ситуацией;
коммуникативноразвивающую, в процессе которой вырабатываются
основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;
социальноориентационную, воспитывающую гражданские качества,
необходимые для адекватной социализации и адаптации умственно отсталого
обучающегося в сообществе.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации
познавательной деятельности, которая подразумевает вполне конкретные и
прогнозируемые цели. Самой главной является обеспечение комфортных
условий обучения во время всего образовательного процесса для всех
обучающихся. В этой ситуации обучающийся должен чувствовать себя нужным,
успешным, что значительно влияет на весть процесс обучения. Суть
интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при
которой практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс
познания, они имеют возможность понимать и делать какието выводы об
изученном материале на уроке.
Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения
учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особыйиндивидуальный вклад, что идет обмен знаниями, идеями, способами
деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и
взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и
развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие
формы кооперации и сотрудничества.
Интерактивная деятельность
в процессе обучения предполагает
которое ведет к
организацию и развитие диалогового общения,
взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но
значимых для каждого участника задач.
Интерактивное обучение одновременно способствует решению многих
задач:
помогает развивать навыки общения друг с другом (коммуникацию),
помогает сглаживать эмоциональное напряжение между участниками
образовательного процесса;
дает определенный уровень новых знаний , которые необходимы на уроке
для решения учебных задач;
развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка
целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;
решает воспитательную задачу,
помогает участникам
образовательного процесса прислушиваться друг к другу, лояльно относиться к
т.к.
неудачам.
интерактивные методы обучения на уроках русского языка для
умственно отсталых обучающихся помогают снять общую напряженную,
нервную нагрузку на уроке, что способствует в определенной степени
расслабиться участникам процесса и не бояться неправильных решений.В своей учебной практике нами используются в основном такие методы
интерактивных уроков, как: мозговой штурм, работа в парах, группах,
дискуссия.
Эти методы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая
либо проблема в целом, о которой у обучающихся имеются первоначальные
представления.
Правила организации интерактивного обучения на уроках [36].
1. В работу должны быть вовлечены обязательно все участники
образовательного процесса. С другой стороны, освоение учителями активных
методов обучения просто невозможно без непосредственного включения
учителей в те или иные формы. Можно прочитать горы литературы об активных
методах обучения, но научиться им можно только попробовав их
непосредственно, только путем личного участия в игре, мозговом штурме или
дискуссии.
2. Необходима психологическая подготовка всех участников учебного
процесса. Речь идет о том, что не все пришедшие на урок психологически
готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы.
Сказывается психологическое состояние обучающегося, уровень его скрытости
или замкнутости, уровень подготовленности к новому виду работы. В этой
связи полезны разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в
работе, предоставление возможности для самореализации обучающегося с
умственной отсталостью, что очень важно для таких детей.
3. Обучающихся в образовательном процессе не должно быть много,
особые условия для школ психологопедагогической поддержки способствуют
данному фактору (по требованиям ФГОС в таких классах количествообучающихся не должно превышать 12 человек). Только при этом условии
возможна продуктивная работа в малых группах.
4.
Класс должен быть подготовлен и удобен для
свободного
передвижения во время образовательного процесса, не мешая его участникам.
Другими словами, для учеников должен быть создан максимальный физический
Заранее раздаются подготовленный
и психологический комфорт.
иллюстрированный материал для урока.
5. Учитель должен заранее подготовить участников образовательного
процесса к тому, чтобы все участники были корректны в оценивании ответов
друг друга, не допускается грубых высказываний, критики и т.п.
6. Деление участников образовательного процесса с применением
интерактивных методов обучения на группы лучше построить на основе
добровольности, но с определенным корректированием педагогом. Например,
недопустимо в одной группе большое количество сильно успевающих
участников или наоборот, поскольку это не даст правильной и адекватной
работы на уроке. Обязательным условием должно быть наличие в каждой
группе участников с примерно одинаковой успеваемостью.
Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции:
контроль за организацией и проведением образовательного процесса в
целом;
помогает всем участникам образовательного процесса;
обозначает порядок работы, устраняет любые возникшие недостатки в
ней;
в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельны
обучающимся или группе.
Совместная деятельность умственно отсталых обучающихся хорошо
проецируется на урокиповторения, обобщения ранее полученных знаний иумений и на получение новых навыков, при подаче нового материала.
Изученный материал дает обширную информацию для повторного анализа,
уточнений, систематизации, выводов по теме. Используются формы групповой
работы: урокиконференции, орфографический бой, урокиконсультации.
Наиболее сложная, но зато и наиболее эффективная форма на этом этапе
изучения темы – дискуссия.
По окончании работы в группах во многих случаях необходима
организация межгруппового общения (с целью выяснения общей картины,
построения системы, обобщения, обеспечение возможности для рефлексии и
взаимооценки). Это является дополнительной возможностью подчинить процесс
обучения такому виду деятельности как деловое общение, развивать навыки и
умения в проведении споров по предложенным проблемным ситуациям.
Как показывает опыт, групповая работа – форма организации
деятельности, а главным все же остается содержание деятельности групп.
Поэтому необходимо решать задачу наиболее эффективного использования
этой формы работы, т.е. нужно создавать условия для развития мышления,
материал отбирать по принципу "от простого – к сложному". Для работы в
группе после отработки первичных умений нужно предусмотреть задания
конструктивного, творческого характера.
Использование в работе методов интерактивного обучения дает
возможность обучающемуся:
развивать личностную рефлексию;
осознавать свою личную включенность в общую работу;
выражать активную субъектную позицию в учебной деятельности;
развивать навыки межличностного общения;
принимать и соблюдать нравственные нормы поведения и правила
совместной деятельности; повышать свою познавательную активность.
классу:
формирование класса как групповой общности;
повышение познавательного интереса;
развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой
рефлексии;
педагогу:
нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
формирование мотивационной готовности к межличностному
взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях, способствующих в
дальнейшем социализации и адаптации воспитанников школинтернатов
психологопедагогической поддержки .