ГАПОУ НСО «Новосибирский
педагогический колледж №1
им. А.С. Макаренко»
Разноуровневые задания на
уроках окружающего мира при формировании основ экологической культуры
Сборник заданий
2021
Составители:
Пушкар А. В., студентка 4 курса ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж №1 им. А.С. Макаренко»
Селянгина Н.Л. преподаватель естественных дисциплин ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж №1 им. А.С. Макаренко» ВКК, Почетный работник среднего профессионального образования РФ
Сборник разноуровневых заданий направленных на формирование основ экологической культуры по курсу Окружающий мир – Новосибирск, 2021. – 84с.
Содержание материала соответствует требованиям ФГОС НОО 2014 года
(в редакции Приказов Минобранауки РФ от 26.11.2010 №1241, от22.09.2011 №2357),
Примерной основной образовательной программы начального общего образования
(одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 08.04.2015 №1/15) и направленно на оценку сформированности
личностных универсальных учебных действий при формировании основ экологической
культуры.[2]
Сборник заданий может быть использовано студентами и учителями начальных
классов.
Содержание:
Пояснительная записка………………………………………………….4
Методические особенности использования разноуровневых заданий с целью формирования основ экологической культуры……………….5
1 КЛАСС…………………………………………………………………..
Раздел «Почему и зачем?», урок «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину»………………………………………………………………..…
Раздел «Почему и зачем?», урок «Почему мы часто слышим слово экология».……………………………………………………………..…
2 КЛАСС…………………………………………………………………..
Раздел «Природа», урок «Неживая и живая природа»……………….
Раздел «Природа», урок «Явления природы»…………………………
Раздел «Природа», урок «В гости к осени»……...……………………
Раздел «Природа», урок «В гости к весне»…….………………………
Раздел «Жизнь города и села», урок «В гости к зиме»…...................
3 КЛАСС………………………………………………………………..
Раздел «Как устроен мир», урок «Что такое экология».… .………….
Раздел «Эта удивительная природа», урок «Разнообразие животных».…………….…………………………………………………
4 КЛАСС……………………………………………………………………..
Раздел «Родной край – часть большой страны», урок «Жизнь луга»…
Раздел «Родной край – часть большой страны»,
урок «Жизнь леса»…
Список литературы………………………………………………………
Пояснительная записка
ФГОС НОО указывает на то, что формирование у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, позволит учащимся освоить основы адекватного природо–и культуросообразного поведения. [1].
Ученики, получившие определенные экологические представления,
будут бережней относиться к природе. В будущем это может повлиять на
оздоровление экологической обстановки в нашем мире.
Материал представленный, в пособии включает в себя уровневый подход к оценке
достижения учащимися планируемых результатов на уроках окружающего мира. Система
планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных) сопряжена с
классами учебно-познавательных и учебно-практических задач, решение которых
требует от учащихся овладения системой учебных действий. Это как специфические
для данного учебного предмета, так и универсальные действия с учебным
материалом.[3].
Материал, представленный в пособии, включает в себя разноуровневые задания, составленные с учетом требований ФГОС НОО и направленные на формирование у школьников основ экологической культуры. Содержание заданий поможет учителю проводить постоянную диагностику качества знаний учащихся направленных на сформированность основ экологической культуры.
Задания, предложенные в сборнике направлены на обеспечение условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе для индивидуального развития обучающихся.
Методические особенности использования разноуровневых заданий с целью формирования основ экологической культуры
В соответствии с ФГОС НОО необходимо использовать
уровневый подход для того, чтобы оценить сформированность планируемых
результатов у обучающихся, которые заложены в рабочей программе. Составляя
задания мы используем классификацию уровневого подхода предложенную Тимофеевой
Лидией Львовной, кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры развития
образовательных систем, институт развития образования, г. Орел, которая
предложила 5 уровней усвоения знаний[4]:
1. Узнавание
Задания для формирования и актуализации данного уровня знаний конструируются на основе учебно-познавательных задач первого класса (освоение систематических знаний), нацеливающих учащихся на выявление и осознание сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений.
Критерием правильности выполнения заданий первого уровня является выбор обучающимся правильного ответа (правильных ответов).
2. Воспроизведение
Задания для актуализации данного уровня знаний также конструируются на основе учебно-познавательных задач первого класса.
Критерием правильности выполнения заданий второго уровня является достаточно точное воспроизведение освоенной информации (действий) в нужном объеме без опоры на варианты ответов, чаще всего это воспроизведение понятий.
3. Понимание
Для
актуализации третьего уровня знаний проверочные задания конструируются на
основе учебно-познавательных задач второго класса, направленных на формирование
и оценку навыка интеграции знаний как результата использования
знаково-символических средств и логических операций (установления аналогий,
причинно-следственных связей). Они требуют от учащихся более глубокого
понимания изученного, умения на элементарном уровне интерпретировать и преобразовывать
знакомую информацию.
Последующие уровни связаны с применением обучающимися освоенных при изучении
различных предметов знаний для решения учебно-познавательных и
учебно-практических задач. Именно эти типы заданий наиболее эффективно влияют
на формирование основ экологической культуры, так как эти задания требуют от
обучающихся не использования знаний на репродуктивном уровне, а преобразование
изученного используя знания полученные на уроке и личный опыт.
4. Применение знаний в знакомых условиях
Уровень «применение в знакомых условиях (по аналогии)» предполагает не только понимание освоенного материала, но и умение использовать новые знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач третьего типа с опорой на известные учащимся алгоритмы, по образцу.
Задания этого уровня составляют основу тематического контроля, их выполнение обучающимися свидетельствует об освоении ими планируемых результатов на базовом уровне.
За выполнение подобных заданий в рамках текущих тематических проверочных работ может даваться более высокий балл, чем за выполнение заданий третьего уровня.
5. Применение знаний в незнакомых условиях
Конструирование педагогом заданий для актуализации пятого уровня предполагает использование в качестве их основы, прежде всего, учебно-практических задач, направленных на формирование и оценку навыка решения проблем (проблемных ситуаций).
Подобные задачи могут требовать от обучающихся применения широкого комплекса знаний. С помощью заданий, нацеливающих учащихся на применение знаний, могут быть оценены различные умения, учебные действия:
− самостоятельно выбирать необходимую информацию и действия, оптимальный способ решения;
− конструировать новый или преобразовывать известный способ действий, создавать новый алгоритм;
− осуществлять перенос освоенных знаний и умений, встраивать их в новые (чаще всего практико-ориентированные) ситуации.
Уровневые задания разделены на две группы, соответствующие двум уровням сложности, что обусловлено основными этапами усвоения знаний. Задания могут быть использованы на разных этапах урока. Разноуровневые задания в технологии деятельностного метода на уроке «открытие» нового знания будут распределяться следующим образом:
Уровень |
Цель |
Этап урока |
1.Узнавание |
Актуализация имеющихся знаний по теме |
1.Мотивация
(самоопределение) к учебной деятельности 3.Выявление места и причины затруднения (3 этап урока).
|
2.Воспроизведение |
Воспроизведение усвоенных ранее знаний и их применение в типовых ситуациях |
1. Актуализация и фиксирование индивидуального
затруднения в пробном действии (2 этап урока); 3.Реализация построенного проекта (5 этап урока). |
3.Понимание
|
Осмысленное восприятия нового материала через |
1.Реализация построенного проекта (5 этап урока); 2. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (6 этап урока). |
4.Применение знаний в знакомых условиях |
Самостоятельное преобразование усвоенной информации в знакомых ситуациях
|
1.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (6 этап урока); 2.Самостоятельная работа с самопроверкой
по эталону |
5.Применение знаний в новых условиях |
Самостоятельное преобразование усвоенной информации в незнакомых ситуациях
|
1.Включение
нового знания в систему знаний и повторений |
1 КЛАСС
Раздел «Почему и зачем?»
Разработка уровневых учебных заданий
Класс:
1
Предмет: окружающий мир
Тема: «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?»
Тип задания |
Цель задания |
Формулировка задания |
Методические комментарии (в том числе критерии оценивания) |
Предполагаемые ответы детей |
Узнавание |
Актуализация имеющихся знаний
|
1. Прослушай и сравни звуки
3. Рассмотри иллюстрации 1-ого луга, на котором много растений и насекомых, и 2-ого луга, с которого сорвали все цветущие растения. Сравни их. Почему они такие разные? |
Выявление места и причины затруднения. Критерии оценивания: если обучающийся дает полный, развернутый, правильный ответ на вопрос, то задание считается выполненным верно.
Критерии оценивания: если обучающийся дает полный, развернутый, правильный ответ на вопрос, то задание считается выполненным верно. |
О: на первом звуке мы могли услышать много насекомых, жужжание пчелы, шмеля. На втором звуке мы ничего не услышали, потому что на 2-ом лугу не стало цветущих растений. Насекомые исчезли, т.к им нечем питаться.
О: на первой иллюстрации мы видим много растений и насекомых: бабочек, пчел, мелей. На второй иллюстрации мы видим только пустой луг, потому что с него сорвали все цветущие растения, а насекомые исчезли. |
Воспроизведение |
Воспроизведение усвоенных ранее знаний и их применение в типовых ситуациях |
1. Соотнеси иллюстрации растений с их названиями. Определи, по каким признакам можно узнать эти цветы в природе?
3. Соотнеси иллюстрации бабочек с их
названиями.
4. Сравни лимонницу и желтушку. В чем их сходство и различия? |
Реализация построенного проекта. Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся правильно соотносит иллюстрации цветов и их названия, а также дает верный ответ на вопрос.
Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся правильно описывает сходства и различия ромашки и нивяника.
Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся правильно соотносит иллюстрации бабочек и их названия, а также дает верный, развернутый ответ на вопрос.
Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся правильно описывает сходства и различия лимонницы и желтушки.
|
О: По внешнему виду, по цветку, лепестков, листьев, по цвету.
О:отличаются размером, характером роста, листами. У нивяника лепестки больше, у ромашки листья идут елочкой.
О: По окраске, положению крыльев.
О: у желтушки на краях крыльев другого цвета, у лимонницы каймы нет. У лимонницы оранжевые точки, у желтушки их нет, либо темные. Крылья разной формы.
|
Понимание |
Осмысленное восприятия нового материала |
1. Составь схему «Взаимосвязь между растениями и бабочками».
2. Выбери правильный вариант ответа: 1) бабочки связанны с растениями. 2) растения связанны с бабочками. 3) растения и бабочки взаимосвязаны.
3. Реши экологическую проблему, выбрав верный вариант ответа: «Почему исчезли все бабочки с луга, когда погибли цветущие растения? 1) потому что бабочкам нравится красота луга. 2) потому что бабочки питаются нектаром цветущих растений. 3) потому что бабочек нет на лугу. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся составляет схему правильно.
Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся выбирает правильный вариант ответа (3).
Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся выбирает правильный вариант ответа (2). |
О:
О: 3.
О: 2. |
Применение в знакомых условиях |
Самостоятельное преобразование усвоенной информации в знакомых ситуациях |
1. Выбери иллюстрацию, на которой дети ведут себя правильно. Объясни свой выбор.
2. Выбери экологически грамотные правила поведения на лугу: 1) рвать растения нельзя. 2) если цветы исчезнут, то красота природы не измениться. 3) ловить бабочек нельзя, потому что они помогают цветам. 4) бабочек можно ловить сачком.
3. Определи, к каким последствиям для природы приводят следующие действия человека: сорвет цветы, поймает бабочку. |
Самостоятельная работа. Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся выбирает верную иллюстрацию.
Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся выбирает правильные экологически грамотные варианты ответов поведения на лугу (2, 3).
Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся правильно определил, к каким последствия для природы приводят действия человека. |
О: на второй иллюстрации дети ведут себя верно: не шумят, не рвут цветы, не ловят бабочек.
О: 2, 3.
О: если человек сорвет цветы, то они завянут. Если человек поймает бабочку, то она не выживет и погибнет. |
Применение в новых условиях |
Самостоятельное преобразование усвоенной информации в незнакомых ситуациях |
Включение в систему знаний и повторение. Критерии оценивания: если обучающийся дает полный, развернутый, правильный ответ на вопрос, то задание считается выполненным верно.
Критерии оценивания: если обучающийся дает полный, правильный ответ на вопрос, то задание считается выполненным верно. |
О: шмели питаются нектаром цветущие растения. Если исчезнут цветы, исчезнут и шмели, потому что они взаимосвязаны.
О: можно пригласить маму на луг, тогда природа луга будет сохранена, сделать фото. |
|
Разработка уровневых учебных заданий
Класс:
1
Предмет: окружающий мир
Тема: «Как живут животные?»
Тип задания |
Цель задания |
Формулировка задания |
Методические комментарии (в том числе критерии оценивания) |
Предполагаемые ответы детей |
Узнавание |
Актуализация имеющихся знаний по теме:
|
1.Определи и запиши одним словом, кто изображен на этой иллюстрации?
2. Раздели на две группы рисунки, подпиши название групп.
|
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Критерии оценивания: если обучающийся выбирает правильный ответ на вопрос, то задание считается выполненным верно.
Критерии оценивания: если обучающийся делит правильно животных на две группы, то задание считается выполненным верно. |
О: животные
О: животные и растения
|
Воспроизведение |
Воспроизведение усвоенных ранее знаний и их применение в типовых ситуациях |
1. Допиши предложение.
Белка, сорока, бабочка, собака, лещ – это __________.
2. Определи, каким животным принадлежат эти части тела.
|
Реализация построенного проекта. Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся правильно отвечает на вопрос.
Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся правильно определяет животных.
|
О: животные
О: птица, лягушка, бабочка, кошка, рыба
|
Понимание |
Осмысленное восприятия нового материала |
1. Птицы могут летать. Стрекоза тоже летает. К какой группе животных относится стрекоза? А) Птицы; Б) Насекомые; В) Звери.
2. Какое животное строит нору? Обведи нужную букву. а) бобёр; |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся выбирает правильный вариант ответа.
Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся выбирает правильный вариант ответа.
|
О: б
О:в
|
Применение в знакомых условиях |
Самостоятельное преобразование усвоенной информации в знакомых ситуациях |
1.Рассмотри рисунки, помоги кошке выбрать хозяина.
2. Соотнеси животных и их жилища. Соедини стрелками.
|
Самостоятельная работа. Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся правильно выбирают хозяина для кошки.
Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся правильно соединяют стрелками варианты ответа. |
О:
О:
|
Применение в новых условиях |
Самостоятельное преобразование усвоенной информации в незнакомых ситуациях
|
1. Объясни, как ты понимаешь слова Антуана де Сент-Экзюпери«Мы в ответе за тех, кого приручили».
2.Внимательно посмотри на рисунок, кто виновен в том, что они стали бездомными?
|
Включение в систему знаний и повторений.
Критерии оценивания: если обучающийся даёт полный, верный ответ, то задание считается выполненным верно.
|
Объясняют, как они понимаю слова Антуана де Сент-Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили»
Объясняют,кто виновен в том, что животные остались без дома
|
2 КЛАСС
Раздел «Природа»
Разработка уровневых учебных заданий
Класс:
2
Предмет: окружающий мир
Тема: «Неживая и живая природа».
Тип задания |
Цель задания |
Формулировка задания |
Методические комментарии (в том числе критерии оценивания) |
Предполагаемые ответы детей |
Узнавание |
Актуализация имеющихся знаний по теме: |
1.На какие две группы мы можем разделить
эти объекты природы;
2.Назови растения и животных изображенные
на рисунке.
|
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Критерии оценивания: если обучающийся правильно характеризует группы.
Критерии оценивания: если обучающийся правильно выбирают изображение, то задание считается выполненным верно.
|
О: неживая и живая природа
Отмечают знаком “+” изображения объектов живой природы и знаком “-” объекты неживой природы |
Воспроизведение |
Воспроизведение усвоенных ранее знаний и их применение в типовых ситуациях |
1.Выбери подчеркни верные определения, того, что относится к неживой и живой природе: 1.К неживой природе
относятся объекты, которые не дышат, не питаются, не растут, не размножаются,
не умирают.
|
Реализация построенного проекта. Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся правильно подчеркивают явления неживой/ живой природы
Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающиеся правильно выбирает из предложенных вариантов.
|
о: Капель, ледостав, ледоход, снегопад, листопад, половодье, наводнение, гром
о:1, 3, 4, 6. |
Понимание |
Осмысленное восприятия нового материала |
1.Из
предложенных ниже утверждений, выбери верный ответ: 2. Из
предложенных ниже утверждений, выбери верный ответ: |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающиеся правильно выбирает из предложеных вариантов.
Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающиеся правильно выбирает из предложенных вариантов.
|
о: среда обитания дельфина – это море
о: 1. Живые существа в отличие от неживой природы
дышат, питаются, растут, приносят потомство
|
Применение в знакомых условиях |
Самостоятельное преобразование усвоенной информации в знакомых ситуациях |
1. Укажи взаимосвязи между объектами неживой и живой природы.
|
Самостоятельная работа. Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся составляют верно схемы.
|
составляют схемы взаимодействия между объектами неживой и живой природы.
|
Применение в новых условиях |
Самостоятельное преобразование усвоенной информации в незнакомых ситуациях
|
1. Реши
экологическую задачу, ответь на вопросы |
Включение в систему знаний и повторений. Критерии оценивания: если обучающийся верно отвечает на вопрос задачи.
|
О: Щука съедает только больную рыбу в пруду, поэтому считается санитаром водоёма. Если выловить щуку, больных рыб будет много, вся рыба в водоёме погибнет.
|
Разработка уровневых учебных заданий
Класс:
2
Предмет: окружающий мир
Тема: «Явления природы»
Тип задания |
Цель задания |
Формулировка задания |
Методические комментарии (в том числе критерии оценивания) |
Предполагаемые ответы детей |
Узнавание |
Актуализация имеющихся знаний
|
1. Каким одним словосочетанием можно назвать эти изображения?
2. Закончи определение: “Явления природы - это…” 1.снег, дождь, град, иней; 2.изменения, происходящие вокруг нас; 3. все изменения, происходящие в природе.
|
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Критерии оценивания: если обучающийся выбирает правильный ответ на вопрос, то задание считается выполненным верно.
Критерии оценивания: если обучающийся выбирает правильный ответ на вопрос, то задание считается выполненным верно. |
О: явления природы
О: 3
|
Воспроизведение |
Воспроизведение усвоенных ранее знаний и их применение в типовых ситуациях |
1.Продолжи фразу: “Сезонные явления природы связаны…” а) со сменой дня и ночи; б) со сменой дней недели; в) со сменой времён года.
2.Определи и подчеркни, что НЕ относится к явлениям природы: а) буран б) ледостав в) полив растений г) осадки
3.Определи и подчеркни, какие явления природы связаны с изменениями сезона: а) половодье г) закат
|
Реализация построенного проекта. Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся правильно если обучающийся выбирает правильный вариант ответа.
Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся правильно если обучающийся выбирает правильный вариант ответа.
Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся правильно если обучающийся выбирает правильный вариант ответа.
|
О:в
О: в
О:а |
Понимание |
Осмысленное восприятия нового материала |
1.Отметь явления неживой природы. А) Солнце восходит по утрам и заходит по вечерам. Б) Вода на морозе замерзает и превращается в лёд. В) Растения растут, тянутся к свету. Г) Перелётные птицы на зиму улетают в тёплые края.
2.Отметь явления живой природы. А) капель Б) листопад В) линька Г) снегопад 3.Соотнеси явления неживой и живой природы.
|
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся выбирает правильный вариант ответа.
Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся выбирает правильный вариант ответа. Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся правильно соотносит явления неживой и живой природы. |
О: а, б
О: в
О: |
Применение в знакомых условиях |
Самостоятельное преобразование усвоенной информации в знакомых ситуациях |
1. Посчитай и выдели ошибки на каждой картинке.
2. Встретились ласточка и воробей. Ласточка говорит
воробью: “Я скоро улетаю! - Ласточка: “Разве оно страшное? Оно скучное, потому
что далеко от родины!” |
Самостоятельная работа. Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся находят все ошибки.
Критерии оценивания: если обучающийся дает полный, развернутый, правильный ответ на вопрос, то задание считается выполненным верно.
|
О:
О: потому что ласточка улетает в теплые края, а воробей остаётся зимовать
|
Применение в новых условиях |
Самостоятельное преобразование усвоенной информации в незнакомых ситуациях
|
1.Два друга пошли посмотреть на ледоход. Коля Саше предложил, давай, покатаемся на льдинах. Стоит ли согласиться Саше, если нет, объясни почему?
2. Ребят застала гроза около леса, составьте алгоритм действий для них. |
Включение в систему знаний и повторений.
Критерии оценивания: если обучающийся дает полный, развернутый, правильный ответ на вопрос, то задание считается выполненным верно. |
О: нет, т.к это опасно для жизни
О: укройтесь на низкорослом участке леса. Не укрывайтесь вблизи высоких деревьев, особенно сосен, дубов и тополей |
Разработка уровневых учебных заданий
Класс:
2
Предмет: окружающий мир
Тема: «В гости к осени».
Тип задания |
Цель задания |
Формулировка задания |
Методические комментарии (в том числе критерии оценивания) |
Предполагаемые ответы детей |
Узнавание |
Актуализация имеющихся знаний по теме: |
1. Представлены
иллюстрации. Посмотри и определи, на какой из иллюстраций изображена
осень, отметь её знаком плюс.
3.
4. 2. Определи по иллюстрациям и расположению солнца над уровнем горизонта времена года, подпиши их.
|
Выявление места и причины затруднения. Критерии оценивания: если обучающийся выбирает верный вариант ответа.
Критерии оценивания: если обучающийся правильно подписывает название времен года. |
О: на 4 иллюстрация, т.к там изображены характерные для осени признаки.
|
Воспроизведение |
Воспроизведение усвоенных ранее знаний и их применение в типовых ситуациях |
1.Подчеркни
осенние явление живой природы
3. Выбрать
верные утверждения: |
Реализация построенного проекта. Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся правильно подчеркивают явления живой природы
Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся правильно подчеркивают явления неживой природы
Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающиеся правильно выбирают утверждение.
|
о: линька животных, отлёт птиц.
о: иней, заморозки, туман, листопад, ледостав.
о: туман относится к явлениям неживой природы, и его можно наблюдать летом, осенью, весной.
|
Понимание |
Осмысленное восприятия нового материала |
1.Подчеркни,
с каким явлением в живой природе связан ледостав:
2.Подчеркни, на
какие явления в живой природе влияет высота солнца в небе и продолжительность
дня осенью? 3. Из
предложенных ниже утверждений, выбери верный ответ:
|
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся выбирает правильный вариант ответа
Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся выбирает правильный вариант ответа (2).
Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся выбирает правильный вариант ответа (1). |
о: в) отлёт перелётных птиц;
о: а) листопад; г) иней;
о: Температура воздуха с приходом осени становится
ниже. |
Применение в знакомых условиях |
Самостоятельное преобразование усвоенной информации в знакомых ситуациях |
1.Выбери
правильный ответ: 2. Подчеркни,
что делают люди с наступлением осени:
|
Самостоятельная работа. Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся выбирает верный вариант ответа.
Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся выбирает верный вариант ответа. |
о: б)С наступлением осени температура понижается, а световой день становится короче, в жизни лиственных растений происходит листопад, перелётные птицы улетают в теплые края.
о: а) Собирают урожай; в) Любуются листопадом; г) Собирают грибы.
|
Применение в новых условиях |
Самостоятельное преобразование усвоенной информации в незнакомых ситуациях
|
1. Прочитай и реши экологическую задачу. Осенью, когда опали все листья дворники начали повсеместно их убирать и сжигать. Экологи возмутились. Почему? Объясни
2.На каких деревьях в первую очередь листва опадает? Объясни почему. |
Включение в систему знаний и повторение. Критерии оценивания: если обучающийся дает полный, развернутый, правильный ответ на вопрос, то задание считается выполненным верно.
|
О: т.к уборка листьев ведет к истощению почвы
|
Разработка уровневых учебных заданий
Класс:
2
Предмет: окружающий мир
Тема: «В гости к весне».
Тип задания |
Цель задания |
Формулировка задания |
Методические комментарии (в том числе критерии оценивания) |
Предполагаемые ответы детей |
Узнавание |
Актуализация имеющихся знаний по теме: |
1. Определи по иллюстрациям и расположению солнца над уровнем горизонта времена года, подпиши их.
|
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Критерии оценивания: если обучающийся правильно подписывает название времен года.
Критерии оценивания: если обучающийся правильно выбирают изображение, то задание считается выполненным верно.
|
О: зима , лето, весна, осень.
Отмечают знаком “+” изображение весны |
Воспроизведение |
Воспроизведение усвоенных ранее знаний и их применение в типовых ситуациях |
1. Подчеркни весенние явления неживой
природы.
2.Подчеркни весенние явление живой природы Капель, ледостав, появление первоцветов, ледоход, снегопад, листопад, половодье, наводнение, гром, возвращение перелётных птиц.
3. Восстанови последовательность весенних изменений в неживой и живой природе. - Возвращаются птицы. - Зацветают растения. - Тает снег. - Больше солнечного света. - Появляются насекомые. 3. Определи по
иллюстрациям месяца весны
|
Реализация построенного проекта. Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся правильно подчеркивают явления неживой/ живой природы
Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающиеся правильно выбирает из предложенных вариантов.
Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающиеся правильно восстанавливают последовательность.
Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающиеся определяют месяца весны.
|
о: Капель, ледостав, ледоход, снегопад, листопад, половодье, наводнение, гром
о: появление первоцветов, возвращение перелётных птиц.
о: 1. Больше солнечного света. 2.Тает снег. 3.Зацветают растения. 4.Появляются насекомые. 5.Возвращаются птицы.
О: март, апрель, май |
Понимание |
Осмысленное восприятия нового материала |
1. Подчеркните признаки весны: День стал длиннее, день стал короче, день не изменился, выпал снег, начался листопад, появились сосульки, ледоход, ледостав, половодья, наводнение, понижение температуры, повышение температуры, температура ниже 0°.
2. Прочитай описание весенних природных явлений. Подумай и подпиши названия. 1.В конце апреля на
реках начинается ……..: лёд раскалывается, льдины плывут по реке,
сталкиваются, разбиваются и постоянно тают. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся правильно подчеркивает признаки весны
Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся правильно дописывают определение
|
О: День стал длиннее, появились сосульки, ледоход, половодья, наводнение, повышение температуры.
о: б) ледоход, проталины, половодье |
Применение в знакомых условиях |
Самостоятельное преобразование усвоенной информации в знакомых ситуациях |
1.Найди неверный факт о весне: 1.солнце в весенние дни
поднимается выше 2.Какое изменение в природе происходит не весной? А) Заяц меняет цвет своей шерсти с серого на белый. Б) Птицы выводят потомство. В) Ярче светит солнце. |
Самостоятельная работа. Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся выбирает верный вариант ответа.
Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся выбирает верный вариант ответа.
|
о: 3
о: б, а.
|
Применение в новых условиях |
Самостоятельное преобразование усвоенной информации в незнакомых ситуациях
|
1.Объясни,
почему весной в лесу нельзя: кричать, слушать громко музыку, шуметь.
3. Говорят, что в природе бывает три весны: весна солнца и света, весна воды, весна зелени. Объясни, о чем идёт речь.
4. Ребята вышли
на весеннюю экскурсию Костя увидел дерево и спросил: “Странно, осень с весной
встретились!”. |
Включение в систему знаний и повторение. Критерии оценивания: если обучающийся даёт верный, развернутый ответ.
Критерии оценивания: если рисует знак отражающий запрет на шум, то задание выполнено верно.
Критерии оценивания: если обучающийся даёт верный, развернутый ответ.
Включение в систему знаний и повторение. Критерии оценивания: если обучающийся дает полный, развернутый, правильный ответ на вопрос, то задание считается выполненным верно.
|
О: своим шумом мы вредим Весной животные закладывают потомство, из-под земли прорастают растения, на деревьях распускаются почки, животные и птицы выкармливают маленьких детенышей.
О: март –
увеличение светового дня, появляется больше солнышка;
О: это мог быть клён или прошлогодние шишки/хвоинки на лиственнице
|
Раздел «Жизнь города и села»
Разработка уровневых учебных заданий
Класс: 2
Предмет: окружающий мир
Тема: «В гости к зиме»
Тип задания |
Цель задания |
Формулировка задания |
Методические комментарии (в том числе критерии оценивания) |
Предполагаемые ответы детей |
Узнавание |
Актуализация имеющихся знаний по теме: |
1. Посмотри на иллюстрации и определи, к какому времени года относятся эти природные явления.
2. Определи по иллюстрациям и расположению солнца над уровнем горизонта времена года, подпиши их.
|
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Критерии оценивания: если обучающийся дает полный, развернутый, правильный ответ на вопрос, то задание считается выполненным верно.
Критерии оценивания: если обучающийся правильно подписывает название времен года. |
О: зима
О: зима, лето, весна, осень |
Воспроизведение |
Воспроизведение усвоенных ранее знаний и их применение в типовых ситуациях |
1.Подчеркни
явление живой природы
3. Выбери и
подчеркни из предложенных ниже природных явлений, только те, которые
относятся к зимнем: |
Реализация построенного проекта. Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся правильно подчеркивают явления живой природы
Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся правильно подчеркивают явления неживой природы
Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающиеся правильно выбирает из предложенных вариантов.
|
о: спячка животных.
о: оттепель, гололедица, снегопад, метель, изморозь, спячка животных.
|
Понимание |
Осмысленное восприятия нового материала |
1.Рассмотри иллюстрации и подпиши чьи это следы.
А)заяц, лиса, волк; |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся правильно подписывает изображение
Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся выбирает правильный вариант ответа (1).
|
о: 1 - мышь; 2 - заяц; 3 - сорока; 4 - белка; 5 - лось.
о: б) медведь, еж, барсук; |
Применение в знакомых условиях |
Самостоятельное преобразование усвоенной информации в знакомых ситуациях |
1.Как люди должны помогать птицам выжить зимой? Обведи нужную букву. а) строить для них гнёзда; б) помещать их в специальные жилища; в) подкармливать их.
2. Ты увидел в окне снегирей, чем можно
их угостить? |
Самостоятельная работа. Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся выбирает верный вариант ответа.
Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся выбирает верный вариант ответа. |
о: б
|
Применение в новых условиях |
Самостоятельное преобразование усвоенной информации в незнакомых ситуациях
|
1. Прочитай внимательно мини-рассказ, найти и зачеркни в нём ошибки. Объясни почему. Был январь. Меня послали в служебную командировку для наблюдений над животным миром Сибири. Добрался до елового леса. Вдруг из-под сучьев выскочила маленькая птичка. Я ее сразу узнал – это была колибри. На соседнем дереве я увидел беличье гнездо. То и дело в трещинах коры мне попадались желуди. Молодец белка! Хорошо позаботилась о зиме. В еловых ветвях засуетились зяблики, дятлы и иволги. Уже второй час я шел по лесу. Передо мной расстилалась поляна. На пригорке распустились первые подснежники. Я бросился их собирать. Как хорошо гулять в лесу в начале зимы!
2. Я шел по хвойному
лесу и вдруг услышал, как пищат птенцы: “Не может быть, птенцы? Зимой!” -
прислушался, и правда, пищат! |
Включение в систему знаний и повторений. Критерии оценивания: если обучающийся дает полный, развернутый, правильный ответ на вопрос, то задание считается выполненным верно.
Включение в систему знаний и повторение. Критерии оценивания: если обучающийся дает полный, развернутый, правильный ответ на вопрос, то задание считается выполненным верно.
|
О: в Сибири колибри нет; белка не ест желуди; зябликов и иволг зимой нет; подснежников зимой нет; январь – середина зимы.
О: кедровка и клёст
|
3 КЛАСС
Раздел «Как устроен мир»
Разработка уровневых учебных заданий
Класс:
3
Предмет: окружающий мир
Тема: «Что такое экология»
Тип задания |
Цель задания |
Формулировка задания |
Методические комментарии (в том числе критерии оценивания) |
Предполагаемые ответы детей |
|
Узнавание |
Актуализация имеющихся знаний по теме:
|
1. Вспомни, что изучает экология. Обведи верный ответ. 1) здоровье человека; 2) связи между живыми существами; 3) окружающую среду; 4) связи между живыми существами и окружающей их средой.
2. Что для медведя является окружающей средой? Назовите
|
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Критерии оценивания: если обучающийся выбирает правильный ответ на вопрос, то задание считается выполненным верно.
Критерии оценивания: если обучающийся выбирает правильный ответ на вопрос, то задание считается выполненным верно. |
О: 4
О: солнце, растение, вода
|
|
Воспроизведение |
Воспроизведение усвоенных ранее знаний и их применение в типовых ситуациях |
1.Укажи,
с какими объектами природы связан человек. Раздели их на две группы, обведя
зелёным цветом объекты одной группы(живой природы), а красным объекты другой
группы(неживой природы). 2.Соотнеси
определения: а. наука о связях, между живыми существами и окружающей средой. б.то, что изучает экология. в.всё, что окружает живое существо и с чем оно связано.
|
Реализация построенного проекта. Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся правильно если обучающийся выбирает правильных ответ на вопрос.
Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся правильно если обучающийся соотносит правильный вариант ответа.
|
О:4
О: 1-б 3-в |
|
Понимание |
Осмысленное восприятия нового материала |
1.Обозначь связь между белкой и орехами и неживой природой, дорисуй, как они связаны с неживой и живой природой. 1) между растениями и неживой природой 2) между природой и человеком 3) между животными и растениями 4) между животными и неживой природой
|
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся выбирает правильный вариант ответа.
Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся правильно устанавливают связи между неживой и живой природой и отвечает на вопрос.
|
О: между животными и растениями
О: экологические связи
|
|
Применение в знакомых условиях |
Самостоятельное преобразование усвоенной информации в знакомых ситуациях |
1.Рассмотри схемы и запиши примеры экологических связей для каждой из схем.
2.Как можно показать экологические связи с помощью модели? Укажи экологические связи на предложенной схеме.
|
Реализация построенного проекта. Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся правильно записывает ответ для каждой схемы.
Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся правильно указывает экологические связи.
|
О: 1: зима и спячка животных;
|
|
Применение в новых условиях |
Самостоятельное преобразование усвоенной информации в незнакомых ситуациях
|
1. Что будет, если в цепи питания «рожь – мышь – лисы» исчезнет звено лисы? Объясни почему.
а) станет больше мышей, уменьшится урожай ржи
б) станет больше мышей, увеличится урожай ржи
в) сначала станет больше мышей, а затем уменьшится урожай ржи, что повлечет за собой уменьшение количества мышей.
2. Выстройте цепочку последовательности изменений в природе и укажите главную причину. Расставьте цифры на иллюстрацию в порядке изменений в природе. Найдите ошибку.
4. Экологическая задача. В Сибири появились ежи, хотя их место жительства широколиственные и смешанные леса Европы, но через несколько лет они вновь исчезли. Почему ёжи появились в Сибири и как человек повлиял на их исчезновения. (жуки, люди начали травить жуков) |
Включение в систему знаний и повторений.
Критерии оценивания: если обучающийся составляет цепочку последовательности, объясняя её, то задание считается выполненным верно.
Критерии оценивания: если обучающийся верно отвечает на вопрос, то задание считается выполненным верно.
|
О:сначала станет больше мышей, а затем уменьшится урожай ржи, что повлечет за собой уменьшение количества мышей.
О: солнце, растения, птицы, звери, человек, ошибочное действие - изморозь
О: появились в поиски пищи, а исчезли, т.к они питаются колорадским жуком, которого травит человек
|
|
Раздел «Эта удивительная природа»
Разработка уровневых учебных заданий
Класс:
3
Предмет: окружающий мир
Тема: «Разнообразие животных».
Тип задания |
Цель задания |
Формулировка задания |
Методические комментарии (в том числе критерии оценивания) |
Предполагаемые ответы детей |
Узнавание |
Актуализация имеющихся знаний по теме: «Разнообразие животных». |
1. Кто изображен на этой иллюстрации?
2. Рассмотри рисунок, на какие группы можно разделить животных.
|
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Критерии оценивания: если обучающийся дает полный, развернутый, правильный ответ на вопрос, то задание считается выполненным верно. Критерии оценивания: если обучающийся правильно делит животных на группы, то задание считается выполненным верно.
|
О: животные
О: звери, птицы
|
Воспроизведение |
Воспроизведение усвоенных ранее знаний и их применение в типовых ситуациях |
1.Прочитай и определи что это за наука:
2. Раздели животных по группам:
1.Звери. 3. Пресмыкающиеся.
|
Реализация построенного проекта. Критерии оценивания: если обучающийся правильно определяет понятие.
Критерии оценивания: если обучающийся правильно делит животных на группы, то задание выполнено верно.
|
О: зоология
О: Звери – панда, белка, утконос
|
Понимание |
Осмысленное восприятия нового материала |
1.Зачеркни лишнее название в каждом ряду. а) Морская звезда, морской ёж, морская
лилия, морской огурец, осьминог. г) Речной рак, краб, креветка, пиявка.
2. Рассмотри рисунок, на котором
изображены разные группы животных. Пронумеруй рисунки в соответствии со
списком. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся правильно зачеркивает лишнее.
Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся правильно сопоставляет список животных и группу, к которой они принадлежат.
|
О: а) осьминог; д) пингвин е)утконос ё) кит
|
Применение в знакомых условиях |
Самостоятельное преобразование усвоенной информации в знакомых ситуациях |
1.Подбери к каждой группе животных свой пример: Черви -
2. Эти животные
покрыты сухими чешуйками, а у некоторых ещё и панцирь. Всю жизнь они ползают.
Что это за группа животных?
4. Определи группу животных и посчитай, сколько на
рисунке представителей каждого вида. |
Самостоятельная работа. Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся подбирает к каждой группе животных пример.
Самостоятельная работа. Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся определяет верно группу животных.
Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся определяет группу животных и представителей каждого вида..
|
О: Черви
– дождевой червь;
О: пресмыкающиеся, черепаха, змеи, крокодил
О: птицы, 3 синицы, 4 воробья, 2 ползня |
Применение в новых условиях |
Самостоятельное преобразование усвоенной информации в незнакомых ситуациях
|
1.
Прочитай внимательно мини-рассказ, как бы ты поступил? Заслуживают ли они
такого отношения? На берегу речки сидит десятиклассник Василий. Жарко, и ему хочется искупаться. Он раздевается, подходит к воде, встаёт на камешек и одной ногой пробует воду — не холодная ли? Нет, в самый раз. Василий собирается уже войти в воду и вдруг видит... Ой-ой-ой! Из зелёной тины у берега выползает большая пиявка. Выползает и не спеша направляется как раз к тому месту, куда паренёк собирался наступить. Он сразу представил себе, как большущая пиявка впивается в его голое тело и начинает жадно сосать кровь, раздуваясь на глазах, и ему стало страшно. Конечно, всякое желание купаться у него пропало, настроение испортилось, и он захотел расправиться с неприятным существом. Василий отыскал длинную палку и попытался подцепить пиявку, чтобы выбросить её на берег, подальше от воды. Но из этой затеи ничего не вышло. Погружая палку в воду, он потерял равновесие и шлёпнулся в речку, да почти рядом с пиявкой. Ей от этого плохо не стало, она доползла до большого пучка тины и скрылась. Наконец ему, мокрому, грязному, сердитому, удалось вылезти из воды, но сколько, он ни высматривал на дне виновницу происшествия, чтобы отомстить ей, она не появилась.
2. Рассмотри рисунки, определи вид и группу животных.
3. Рассмотри рисунки, определи вид и группу животных.
|
Включение в систему знаний и повторений. Критерии оценивания: если обучающийся дает полный, развернутый, правильный ответ на вопрос, то задание считается выполненным верно.
Критерии оценивания: если обучающийся правильно определяют вид и группу животного, то задание считается выполненным верно.
Критерии оценивания: если обучающийся правильно определяют вид и группу животного, то задание считается выполненным верно.
|
О: водоемы обладают своим удивительным миром, что не надо попусту бояться кого-то только из-за его угрожающего вида. Надо по возможности изучать речной мир потому, что все его обитатели выполняют какую-то определенную задачу, все они нужны реке.
О: звери, заяц - беляк, заяц - русак, заяц - тумак
О: звери, белый медведь, бурый медведь, панда
|
4 КЛАСС
Раздел «Родной край
Разработка уровневых учебных заданий
Класс:
4
Предмет: окружающий мир
Тема: «Жизнь луга»
Тип задания |
Цель задания |
Формулировка задания |
Методические комментарии (в том числе критерии оценивания) |
Предполагаемые ответы детей |
Узнавание |
Актуализация имеющихся знаний по теме:
|
1. Определи, на какой иллюстрации изображен луг. 1) 2)
2. Подчеркни название растений и
животных, которых можно встретить на лугу: |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Критерии оценивания: если обучающийся выбирает правильный ответ на вопрос, то задание считается выполненным верно.
Критерии оценивания: если обучающийся выбирает правильный ответ на вопрос, то задание считается выполненным верно. |
О: 2
полевка, клевер, бабочка, заяц, лисица, цапля, утка, лягушки, ёж, дуб, берёза, тимофеевка, мышиный горошек. |
Воспроизведение |
Воспроизведение усвоенных ранее знаний и их применение в типовых ситуациях |
1. Луг называют природным сообществом, потому что:
а) на лугу рядом друг с другом растут разные растения; в) на лугу очень много животных; б) все обитатели луга живут совместно, тесно связаны между собой.
2. На лугу можно увидеть. а) кустарники и травянистые растения; б) деревья, кустарники и травянистые растения; в) только травянистые растения. |
Реализация построенного проекта. Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся правильно если обучающийся выбирает правильный вариант ответа.
Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся правильно если обучающийся выбирает правильный вариант ответа.
|
О: б) все обитатели луга живут совместно, тесно связаны между собой.
О: а) кустарники и травянистые растения. |
Понимание |
Осмысленное восприятия нового материала |
1.Какие растения растут на лугу? Подчеркни. Сирень, колокольчик, мятлик, ель, нивяник, клевер, герань, кукуруза, лютик, тысячелистник, камыш, мышиный горошек, тимофеевка.
2.Какие животные живут на лугу? Подчеркни. Кузнечики, бабочки, шмели, зайцы, мыши, перепела,
осы, пчелы, ящерицы, белки, коростели, бобры, жуки – навозники, кроты,
жабы.
4. Подчеркни какая деятельность людей губительна для лугов? Прогулки по лугу, разорение птичьих гнёзд, ловля бабочек, сжигание сухой травы, бег по утрам, заготовка кормовых растений, сбор букетов цветов. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся выбирает правильный вариант ответа.
Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся выбирает правильный вариант ответа.
Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся выбирает правильный вариант ответа.
Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся выбирает правильный вариант ответа. |
О: Сирень, колокольчик, мятлик, ель, нивяник, клевер, герань, кукуруза, лютик, тысячелистник, камыш, мышиный горошек, тимофеевка.
О: Кузнечики, бабочки, шмели, зайцы, мыши, перепела, осы, пчелы, ящерицы, белки, коростели, бобры, жуки – навозники, кроты, жабы О: вех ядовитый, лютик едкий, болиголов пятнистый
О: Прогулки по лугу, разорение птичьих гнёзд, ловля бабочек, сжигание сухой травы, бег по утрам, заготовка кормовых растений, сбор букетов цветов. |
Применение в знакомых условиях |
Самостоятельное преобразование усвоенной информации в знакомых ситуациях |
1. Составьте схему «Значение луга для человека и природы», пользуясь учебником.
2. Прочитай и выбери правильный вариант ответа. Можно ли поджигать сухую траву на лугах весной?
1) нет, погибают молодые растения; 2) нет, почва станет менее плодородной; 3) да, сухая трава мешает расти молодым растениям; 4) нет, в огне погибают луговые животные и молодые растения. |
Самостоятельная работа. Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся верно составляют схему.
Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся выбирает правильный вариант ответа. |
составляют схему значения луга для человека
О:1, 2, 4
|
Применение в новых условиях |
Самостоятельное преобразование усвоенной информации в незнакомых ситуациях
|
1.Прочитай и ответь на вопрос задачи: Нередко можно услышать: «Неужели современная наука и техника не могут найти средства для уничтожения комаров, ведь они проносят столько неприятностей человеку и животным?» Представьте себе, что такое средство найдено. Правильно ли поступит человек, если воспользуется им? Почему?».
2.Прочитай и ответь на вопрос задачи: «Какая существует связь между бабушками, проживающих в Англии, и количеством молока, которые дают коровы?». Постройте пищевые цепи на основе текста решения задач.
|
Включение в систему знаний и повторений.
Критерии оценивания: если обучающийся дает полный, развернутый, правильный ответ на вопрос, то задание считается выполненным верно.
|
О: неправильно. Комары занимают определенное место в сообществе организмов: взрослыми особями питаются, например, птицы, личинками и куколками – водные животные. Даже погибшие комары приносят пользу, обогащая почву микроэлементами.
О:1. Клевер – шмели – мыши – кошки. 2. Клевер – коровы.
|
Разработка уровневых учебных заданий
Класс:
4.
Предмет: окружающий мир.
Тема: «Жизнь леса».
Тип задания |
Цель задания |
Формулировка задания |
Методические комментарии (в том числе критерии оценивания) |
Предполагаемые ответы детей |
Узнавание |
Актуализация имеющихся знаний по теме: |
1. Объясни, на какой иллюстрации дан лес. Определить, на какой иллюстрации изображен лес.
в)
2. Рассмотри иллюстрации, определи
название подзон леса. Подпиши их. б)
в)
|
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Критерии оценивания: если обучающийся выбирает правильный ответ на вопрос, то задание считается выполненным верно.
Критерии оценивания: если обучающийся выбирает правильный ответ на вопрос, то задание считается выполненным верно.
|
О: а
О: а-хвойный |
Воспроизведение |
Воспроизведение усвоенных ранее знаний и их применение в типовых ситуациях |
1. Укажи только хвойные растения. Обведи «кружочком» правильный ответ. 1. кедр, дуб, тополь; 2. ель, сосна, лиственница; 3. можжевельник, береза, ольха.
Укажи только лиственные растения. Обведи «кружочком» правильный ответ. 1. клён, липа, осина; 2. можжевельник, лиственница, тополь; 3. ель, дуб, яблоня.
2. Определи, какие животные живут в лесу». Обведи «кружочком» правильный ответ.
а)
б)
|
Реализация построенного проекта. Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся правильно если обучающийся выбирает правильный вариант ответа.
Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся правильно если обучающийся выбирает правильный вариант ответа.
Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся правильно если обучающийся выбирает правильный вариант ответа.
|
О: 2
О:1
О:б |
Понимание |
Осмысленное восприятия нового материала |
1.Какие растения образуют верхний ярус в лесу? Обведи правильный вариант ответа. 1. деревья 2. кустарники 3. травы
2.Какие растения образуют нижний ярус в лесу? Обведи правильный вариант ответа. 1. травы 2. кустарники 3. мхи, лишайники
3. Распредели растения по ярусам
4. Определи части строения гриба. Запиши их.
1._______________ 2._______________ 3._______________ 4._______________
|
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся выбирает правильный вариант ответа Критерии оценивания: задание считается выполненным
верно, если обучающийся выбирает правильный вариант ответа.
|
О: 1
О:3
О: верхний – деревья |
Применение в знакомых условиях |
Самостоятельное преобразование усвоенной информации в знакомых ситуациях |
1. Составьте схему «Значение леса для человека и природы», пользуясь учебником.
2.Продолжи цепь питания: сосна – короед – … 2. дятел; 3. лось.
Продолжи цепь питания: жёлудь – полёвка – … 1. ласка 2. белка 3. дрозд
|
Самостоятельная работа. Критерии оценивания: задание считается выполненным верно, если обучающийся верно составляют схему.
Критерии оценивания: если обучающийся выбирает правильный ответ на вопрос, то задание считается выполненным верно.
Критерии оценивания: если обучающийся выбирает правильный ответ на вопрос, то задание считается выполненным верно. |
ученики составляют схемы используя материал учебника
О: 2
О: 1 |
Применение в новых условиях |
Самостоятельное преобразование усвоенной информации в незнакомых ситуациях
|
1. «Экологическая задача».
2. «Экологическая задача». Внимательно
прочитай и ответь на вопрос.
|
Включение в систему знаний и повторений.
Критерии оценивания: если обучающийся дает полный, развернутый, правильный ответ на вопрос, то задание считается выполненным верно |
О: у ежа очень сильно развито обоняние, оно помогает ему найти съедобного жука и обнаруживать врага. Если бы не его обоняние, то на земле не осталось бы ни единого ежа.
О:Забытые кедровые запасы семян кедра сибирского дают всходы, при этом прорастают лучшие семена, «отобранные» птицей. |
Список литературы:
1. Федеральный государственный
стандарт начального общего образования, утвержденный Министерством образования
и науки Российской Федерации от 18 декабря 2012 г. №1060. – 53 с.
2. Примерная образовательная программа
начального общего образования, одобренная решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля
2015 г. № 1/15). – 352 с
3.
Ковальчук, Бережнова Л.О. Тимофеева О.В.,
Проектирование Л.Л образовательной деятельности. Современные подходы. – М.: ИД
«Цветной мир», 2018. – 144 с.
4. Тимофеева Л.Л., Бутримова И.В. Урок в начальной школе как пространство
реализации ФГОС. М., 2016 – 63 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.