Сборник креативных уроков
Оценка 4.6

Сборник креативных уроков

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
технология
5 кл
10.01.2017
Сборник креативных уроков
В сборнике представлены разработки креативных уроков по технологии для 5 -го класса по учебнику « Технология – 5 кл.» Авторы: Ю.В. Крупская, Н.И.Лебедева, Л.В. Литикова, В. Д. Симоненко, издательский центр «Вентана – Граф» , 2008, для разделов «Материаловедение», «Конструирование и моделирование швейных изделий» и «Кулинария»,описываются методы научного подхода с учетом требований нового образовательного стандарта, приводятся примеры творческих заданий . Конспекты приведенных уроков будут интересны учителям технологии. Я надеюсь , что составленные мною варианты, помогут решить многие вопросы в развитии творческих способностей учащихся на уроках технологии.
Сборник креативных уроков.docx

 

Сборник

креативных уроков по технологии для учащихся 5 класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1. Вступление.                                                                                             3                                  2.Конспект креативного урока технологии, раздел «Материаловедение».                       Тема «Ткани из растительных волокон. Получение ткани».                   6

3.Конспект креативного урока технологии, раздел «Конструирование и моделирование швейных изделий».                                                                                Тема «Назначение и виды одежды.  Мерки необходимые для  построения чертежа фартука».                                                                   14                       

4.Конспект креативного урока технологии, раздел                                          «Конструирование и моделирование швейных изделий».                                                                          Тема «Измерение фигуры человека. Правила снятия мерок».               20     

5.Конспект креативного урока технологии, раздел «Материаловедение».                       Тема «Моделирование фартука».                                                              25

6.Конспект креативного урока технологии, раздел «Материаловедение».                                Тема  «Построение чертежа фартука на поясе в масштабе 1:4 и в натуральную величину».  2 часа.                                                                29

7. Конспект креативного урока  технологии, раздел «Кулинария» .             Тема  «Общие сведения о пище ».                                                             33

8.Конспект креативного урока  технологии, раздел «Кулинария» .          Тема  «Роль яйца в питании человека ».                                                   39

9. Конспект креативного урока  технологии, раздел «Кулинария» .              Тема «Бутерброды и горячие напитки».                                                     44

10. Конспект креативного урока  технологии, раздел «Кулинария» .           Тема  «Сервировка стола к завтраку. Элементы этикета».                      51

11.Конспект креативного урока  технологии раздел  «Технология изготовления изделий из лоскутов» . Тема «Лоскутная техника. Инструменты, материалы, оборудование» 5 класс.                                  56

 

Вступление

Российская школа вступила в сложный этап качественной перестройки содержания образования. Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приёмов, которые помогут учащимся не только овладеть определёнными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии. Перед педагогами, преподающими технологию сегодня, остаются проблемные вопросы: «Как дать возможность каждому школьнику развивать свои творческие способности?», «Как удержать внимание и интерес школьника к изучению материала на протяжении всего урока?». Практика показывает, что для учителя задача развития творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому я считаю, что правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включённости учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.
Найти ответы на эти вопросы мне помогла целостная педагогическая система НФТМ-ТРИЗ. Креативная педагогическая система НФТМ-ТРИЗ, призвана обучить педагога технологиям, способствующим развитию творческих способностей учащихся.

Что же такое НФТМ-ТРИЗ?

НФТМ – непрерывное формирование творческого мышления и развитие творческих способностей учащихся.

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.

Цель данной системы НФТМ-ТРИЗ: формирование творческой личности учащихся. А творческая личность – это личность, обладающая системным мышлением, способная решать творческие задачи любого уровня творчества.

На чём основана система НФТМ-ТРИЗ?

- На поисково-познавательной деятельности учащихся.

На что направлена система НФТМ-ТРИЗ?

- На развитие фантазии и творчества воображения и управление ими.

Использование на уроках технологии ТРИЗ позволяет учителю создавать для школьников интересные задания. Выполняя эти задания, ученик вынужден творить, общаться с одноклассниками, родителями, создавать, фантазировать, раскрывать свои способности. Ученик не просто повторяет за учителем предложенные варианты, а сам добивается результатов, сам находит пути решения проблем. Чтобы добиться успешного результата, учитель продумывает задания на каждом этапе урока.

Структура креативного урока отличается от традиционного урока и включает в себя 8 блоков.

Блок 1 (мотивация) – (5 мин). Этот блок представляет собой специально

отобранную систему оригинальных объектов – сюрпризов, способных вызвать удивление учащегося. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность.

Блоки 2 и 6 (содержательная часть) – (20 мин, 15 мин). Блоки содержат программный материал учебного курса и обеспечивают формирование системного мышления и развитие творческих способностей.

Блок 3 (психологическая разгрузка) – (5 мин). Блок представляет собой систему психологической разгрузки. Психологическая разгрузка реализуется через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга, через аутотренинг, через систему спортивно-эмоциональных игр, театрализацию и др.                                                         

Блок 4 (головоломка) – (10 мин). Данный блок представляет собой систему усложняющихся головоломок, воплощенных в реальные объекты, в конструкции которых реализована оригинальная, остроумная идея.

Блок 5 (интеллектуальная разминка) – (10 мин). Блок представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей учащихся.

Блок 7 (компьютерная интеллектуальная поддержка) – (10 мин). Этот блок обеспечивает мотивацию и развитие мышления, предусматривает систему усложняющихся компьютерных игр-головоломок, адаптированных к возрасту учащихся, обеспечивает переход из внешнего плана действий во внутренний план.

Блок 8 (резюме) – (5 мин). Блок обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимися самого урока.

 В сборнике представлены разработки креативных  уроков по технологии для 5 -го класса по учебнику « Технология – 5 кл.» Авторы: Ю.В. Крупская, Н.И.Лебедева, Л.В. Литикова, В. Д. Симоненко, издательский центр «Вентана – Граф» , 2008,                                                                             для разделов «Материаловедение», «Конструирование и моделирование швейных изделий» и «Кулинария»,описываются методы научного подхода с учетом требований нового образовательного стандарта, приводятся примеры творческих заданий . Конспекты приведенных уроков будут интересны учителям технологии. Я надеюсь , что составленные мною варианты, помогут решить многие вопросы в развитии творческих способностей учащихся на уроках  технологии.                                                        

 

 

 

Конспект креативного урока технологии раздел «Материаловедение», тема «Ткани из растительных волокон. Получение ткани». 5 класс

Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление.

Цель урока:

Обучающая – расширить кругозор учащихся; познакомить с получением и структурой хлопчатобумажных и льняных тканей; познакомить с историей получения тканей.

Развивающая – развивать мыслительные способности, умение сравнивать и делать выводы.

Воспитывающая – способствовать развитию интереса к предмету; развитию патриотических качеств (на примерах изобретений)

Практическая – научить определять направление нити основы, лицевую и изнаночную стороны ткани, выполнять полотняное переплетение.

Методы обучения: беседа, рассказ, наглядно-иллюстративные, практические.

Ход урока

Блок 1.Мотивация.

Учитель:

Вы знаете, мы с вами живем в удивительное время - время изобилия во всем. Сколько разных конфет можно купить, сколько интересных игрушек, какие замечательные книги выпускают типографии, а сколько одежды – на любой вкус. Ну, а если ничего не нравится, бери ткань и шей. Ведь тканей тоже много.

И как бы нам позавидовал первобытный человек, который все свое имущество носил на себе. Он все что-то придумывал, пробовал делать. И выжил.

А что случилось бы, если бы вы оказались на необитаемом острове, без одежды и запасов пищи? Смогли бы вы себя обслужить? Ну, например, изготовить одежду?

Ответ: Нет!

А знаете почему? Потому что не хватает знаний! Но это можно исправить.

Я вам предлагаю подготовиться к такой ситуации и узнать, хотя бы, как

изготовить одежду и из чего.

Блок 2 .Содержательная часть 1 .

В ваших учебниках есть очень интересный раздел «Материаловедение».  Там есть такая информация (схема). (Учитель воспроизводит на доске схему и комментирует). Все волокна делятся на натуральные и химические. Натуральные волокна могут быть растительного происхождения, животного и минерального. Химические волокна мы пока не будем изучать. На острове это не пригодится, а вот с растительными волокнами мы должны обязательно познакомиться.

Запишите в тетради тему урока «Ткани из растительных волокон».

Зарисуйте схему (учебник стр. 5) в тетрадь.

(Учащиеся записывают тему урока и зарисовывают схему в тетрадь, затем учитель знакомит их с целью урока).

В конце урока вы должны узнать:

1. Что значит ткани растительного происхождения?

2. Как и из чего их получают?

3. Узнать структуру ткани.

4. Скажите, как вы понимаете словосочетание «волокна растительного

происхождения»?

5. Ответ: Волокна, которые получают из растений.

6. Правильно! А известны ли вам такие растения?

(ученики называют растения, учитель записывает их на доске, дополняет надпись картинками)

Хлопок

 Лен

 Крапива

 Конопля

 Джут

 Кенаф

(можно заранее написать названия растений на бумаге, и прикреплять на доске в той последовательности, в которой будут называть дети).

Из крапивы, конопли, джута и кенафа получают технические ткани, шпагаты.

А вот из хлопка и льна получают прекрасные ткани. Давайте подробнее в этом разберемся. У вас на столах лежат коллекции. Возьмите коробку, на которой написано «Хлопок». (Ученики рассматривают коллекцию. Учитель на доске воспроизводит этапы получения хлопковой ткани. Учащиеся записывают основные этапы получения ткани в тетрадь.) Затем учитель знакомит с исторической справкой получения хлопчатника. (Можно привлечь учащихся старших классов для этой информации.)

Историческая справка о производстве хлопчатника.

Хлопок – выходец из Египта. Мумия, которою нашли археологи, относящаяся к 2500 г. до нашей эры была обернута в хлопковую ткань. Название хлопок имеет арабское происхождение.

В Средней Азии хлопчатник также возделывался с древности. Здесь много солнца, а «дитя солнца», как называют хлопчатник, в пору цветения больше всего любит свет и тепло. Бухарские купцы вместе с шелками везли хлопчатобумажные ткани в Царство Московское. Среди привозных тканей нередко упоминается бязь, которая в переводе означает хлопок. В России в ХVI веке окрашивали готовые миткали. Собственного прядения в России не было долго, и пряжу возили из Астрахани и Бухары. Только в 1787 году купец Иван Каретников пустил фабрику по выработке миткалей и набивных ситцев. Основанная с высочайшего позволения Екатерины II текстильная мануфактура во Владимирской губернии была прототипом будущих фабрик Иваново-Вознесенска. Сегодня в Ивановской области работает крупнейшее предприятие, которое выпускает прекрасные ткани.

А знаете ли вы ,что у каждого из вас дома есть образец хлопкового волокна? Кто подскажет – что это?  ( вата). Если ученики не назовут, то можно им помочь.

Теперь давайте посмотрим, как обрабатывают лен. (Рассматривают коллекцию и записывают основные этапы в тетрадь, учитель знакомит с историей производства льна).

Историческая справка об использовании льна.

Уже 10 тысяч лет люди выращивают лен на полях. Впервые это стали делать в Индии. К сожалению, в наше время льняных полей не так уж много – растить лен сложно. А жаль. Голубое поле цветущего льна похоже на озеро средь зеленых лугов.

А какие хорошие ткани получаются из льна!

В Древнем Египте умели прясть такие тонкие льняные нити, что они были почти невидимы. Искусные египетские ткачи изготавливали из них тончайшую прозрачную ткань. Через пять ее слоев просвечивало тело, а все платье можно было протянуть через перстень. При этом ткань была очень прочной. Конечно, она ценилась на вес золота, и носить ее могли только цари и жрецы.

Русские мастерицы умели прясть такие тонкие нити, что работать с ними можно было только в сыром и холодном подвале. В сухом теплом помещении тонкие нити часто рвались. Из таких нитей плели знаменитые льняные кружева – блады. Еще на Руси умели ткать льняное полотно с рисунком: ни одной окрашенной нити, а на ткани – то ромашка, то ветки рябины, то петухи.

А вот такие рубахи из льняного полотна, которое изготавливали в домашних условиях, шили ваши прабабушки (учитель показывает рубахи из самотканого льна). И сегодня, у каждого человека есть льняная одежда, спим мы на прекрасных льняных простынях.

Сначала древние люди научились не ткать, а плести – из веток, тростника, травы. Может сами додумались, а может, подсмотрели у птиц?

Стали выращивать хлопок, и учились его очищать. Необходимо отделить волокна от семян. Вначале была вот такая машина в Индии, а позже американцы изобрели такую очистительную машину.

Сейчас хлопковые поля убирают комбайном.

Ткань получают из ниток. Сами волокна короткие, а нити получаются длинные.

Получение нитей – это прядение. Вначале пряли вручную, при помощи незамысловатых веретенец, а потом придумали прялку. А это прядильная машина. Приводилась в движение при помощи водяного колеса. Изобрели их в 1791 году в Англии. Но еще за десять лет до этого подобную прядильную машину изобрел русский ткач Радион Глинков. На таких станках работали в 80-х годах 20 века на Брянском камвольном комбинате. А потом учились переплетать нити или ткать. На таких станках работали ткачи Древнего Рима. Это механический станок в Англии. На современном станке легко управляется с работой ткачиха, не прикладывая особой физической силы.

Устроен станок интересно.

Одни нити натянуты. Их называют основа. А другая нитка, которую называют уток, бегает между натянутых нитей.

Итак, запишите в тетрадь:

Ткань получают путем переплетения ниток.

Полотняное переплетение – переплетение ниток через одну.

Основа – нить, идущая вдоль ткани.

Уток – нить, идущая поперек ткани

Кромка – не осыпающийся край ткани.

Блок 3. Психологическая разгрузка.

Сядьте ровно. Поднимите руки вверх. А теперь представьте, что это льняные и хлопковые стебли. Представим, что подул ветер и наши стебельки наклоняются сначала влево, потом вправо (движения руками). А теперь положите вытянутые руки на парту и представьте, что стебельки стали переплетать (движения руками, напоминающими переплетение косы). Молодцы!

Блоки 4–5 .Головоломка. Интеллектуальная разминка.

Я для вас подготовила задания. За правильные ответы на вопросы буду выдавать жетоны. Кто наберет больше жетонов, может быть спокоен: на острове он не пропадет.

Загадки

1. Голубой глазок, золотой стебелек,

Скромный на вид, на весь мир знаменит,

Кормит, одевает и дом украшает. (лен)

2. В высоком дворце

Маленькие ларцы.

Кто их открывает,

Белое золото добывает. (хлопок)

Анаграммы

Етнхлогояи, оволико, лхпоко, рпжяа, рпдянееи, ктнаь, елн, туко, соонав, тоедкла, Ктчасевто.

(технология,волокно,хлопок,пряжа,прядение,ткань,лен,уток.отделка,ткачество)

Метаграммы

1. С буквы В – можно ткань получить,

С буквы Т – тесто замесить (волокно, толокно)

2. С буквы С – по ткани вдоль кромки идет,

С буквой Б – кто- то на празднике в ней щегольнет (основа-обнова)

3. С буквы У – основу переплетает.

С буквы С – вода по нему стекает (уток-сток)

4. С буквой Ж – результат прядения.

С буквой Х – автор этого «творения» (пряжа-пряха)

Вставьте буквы

получатся – понятия из материаловедения.

1. В_ _ ОК_О

2. Т_ _НЬ

3. О_ Д _ Л _ А

4. Т _ Х _ О _ _ ГИ _

5. _ СН _ ВА

6. Х _ О _ _К

7. УТ _ К

8. _ К _ Ч _ С _ _ О

9. Л _ Н

10. П _ ЯЖ _

(волокно, ткань, отделка, технология, основа, хлопок, уток, ткачество, лен, пряжа)

Анаграммы

Решите анаграмму и исключите лишнее слово.

Етнхлогояи, ктнаь, оволнко, лхпоачитки, лхпоко, елн, рпжяна, укиланиря, туко со-онав, тоедкла, ктчасевто

(технология, ткань, волокно, хлопчатник, хлопок, лен, пряжа, кулинария, уток, основа, отделка, ткачество. Лишнее слово – кулинария)

Блок 6. Содержательная часть 2

А теперь мы выполним практическую работу.

(Для выполнения работы на партах у учеников лежат: форма отчета в виде таблицы, лупа, образец ткани, желательно льняной, так как на ней хорошо заметна разница между нитками основы и утка. На ткани следует стрелкой указать направление нити основы).

Лабораторно-практическая работа «Изучение нитей основы и утка». Порядок выполнения работы:

1. Выньте из ткани по две нити разного направления вдоль – основа, поперек – уток (учитель помогает заполнить первую колонку).

2. Возьмите лупу и сравните, какая из ниток толстая, а какая тонкая? Запишите в тетрадь.

3. Рассмотрите, какая нитка гладкая, а какая пушистая?

4. Теперь ответьте на вопрос: какая нить ровная, а какая извитая?

5. Какая нить тянется больше, а какая меньше?

6. Все ответы запишите в таблицу  (образец таблицы на доске).

Проверяют здесь же и оценивают.

Очень часто, работая с тканью, необходимо знать, как направлена нить основы. На образцах, которые вы получили, я обозначила направление основы. Но вы должны уметь это делать самостоятельно.

Есть три способа определения нити основы:

А) по кромке

Б) по растяжению

В) по звуку

(учитель показывает на образцах, записывают в тетрадь)

А сейчас попробуйте определить направление нити основы сами.

(образцы ткани размером 20 + 20 без кромки)

И еще один маленький вопрос мы должны решить.

(Учитель показывает подготовленную заранее коллекцию образцов, прикрепленных разными сторонами наружу)

Посмотрите и скажите, чем отличаются эти лоскутки?

(Учащиеся должны ответить, что часть лоскутов прикреплена лицевой стороной, а часть изнаночной)

Как определить лицевую сторону?

(Учащиеся сами пробуют ответить, учитель только направляет их ответы)

Запись в тетради:

Лицевую сторону определяют по яркости, по гладкости, по блеску, по чистоте отделки.

Вот и вся информация.                                                                                               Блок 8. Резюме.                                                                                              Учитель:                                                                                                                   Итак, наш урок подошел к концу, давайте подведем итог нашей работы. Продолжите фразы, которые я буду начинать говорить.                                             1. На уроке я работал…                                                                                   2. Своей работой на уроке я…                                                                         3. Урок для меня показался…                                                                                   4. За урок я узнал…                                                                                                        5. Мое настроение…                                                                                        Постановка домашнего задания.                                                                  Вы уже знаете, что наиболее простой способ переплетений – полотняное. Дома вы сделаете образец такого переплетения. Это не сложно сделать из ниток двух цветов (учитель показывает этапы выполнения). Это будет ваше творческое домашнее задание.                      


Сборник креативных уроков по технологии для учащихся 5 класса

Сборник креативных уроков по технологии для учащихся 5 класса

Содержание 1. Вступление. 3 2

Содержание 1. Вступление. 3 2

Вступление Российская школа вступила в сложный этап качественной перестройки содержания образования

Вступление Российская школа вступила в сложный этап качественной перестройки содержания образования

На развитие фантазии и творчества воображения и управление ими

На развитие фантазии и творчества воображения и управление ими

Блок 8 (резюме) – (5 мин). Блок обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимися самого урока

Блок 8 (резюме) – (5 мин). Блок обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимися самого урока

Конспект креативного урока технологии раздел «Материаловедение», тема «Ткани из растительных волокон

Конспект креативного урока технологии раздел «Материаловедение», тема «Ткани из растительных волокон

А знаете почему? Потому что не хватает знаний!

А знаете почему? Потому что не хватает знаний!

Конопля Джут Кенаф (можно заранее написать названия растений на бумаге, и прикреплять на доске в той последовательности, в которой будут называть дети)

Конопля Джут Кенаф (можно заранее написать названия растений на бумаге, и прикреплять на доске в той последовательности, в которой будут называть дети)

Теперь давайте посмотрим, как обрабатывают лен

Теперь давайте посмотрим, как обрабатывают лен

Получение нитей – это прядение

Получение нитей – это прядение

Голубой глазок, золотой стебелек,

Голубой глазок, золотой стебелек,

Т _ Х _ О _ _ ГИ _ 5. _ СН _

Т _ Х _ О _ _ ГИ _ 5. _ СН _

Какая нить тянется больше, а какая меньше? 6

Какая нить тянется больше, а какая меньше? 6

На уроке я работал… 2

На уроке я работал… 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017