Сборник олимпиад по литературному чтению (1-4 классы)
Оценка 4.9
Работа с родителями
doc
родителям
1 кл—4 кл
14.01.2017
Предлагаю Вам олимпиадные задания для обучающихся 1-4-ых классов по литературному чтению.
Уверена, что успешность ученика начальной школы выражается не только в отметках, но и в желании участвовать в конкурсах, олимпиадах, в желании проявить себя, в стремлении к новым победам.
Олимпиада занимает важное место в развитии младших школьников. Она дает возможность каждому ребенку реализовать свои способности и повысить самооценку, вызывает и усиливает интерес к изучаемому предмету.
Кроме того, олимпиада является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных особенностей обучающихся. При этом ученик стремится к самореализации, у него формируются навыки планирования и самоконтроля, ему приходится проявлять интеллектуальную сферу своего развития.
Олимпиада является массовым и увлекательным ученическим соревнованием.
олимпиады.doc
Предлагаем Вам олимпиадные задания для обучающихся 14ых классов по
Уважаемые родители!
литературному чтению.
Мы уверены, что успешность ученика начальной школы выражается не только в
отметках, но и в желании участвовать в конкурсах, олимпиадах, в желании проявить себя, в
стремлении к новым победам.
Олимпиада занимает важное место в развитии младших школьников. Она дает
возможность каждому ребенку реализовать свои способности и повысить самооценку,
вызывает и усиливает интерес к изучаемому предмету.
Кроме того, олимпиада является одной из форм учебной деятельности, которая
может повлиять на развитие личностных особенностей обучающихся. При этом ученик
стремится к самореализации, у него формируются навыки планирования и самоконтроля,
ему приходится проявлять интеллектуальную сферу своего развития.
Олимпиада является массовым и увлекательным ученическим соревнованием.
Начинать работу по подготовке к участию в олимпиадах возможно уже в первый год
обучения в начальной школе. Здесь нужна целенаправленная систематическая работа.
Вам, как родителям, предоставлена возможность показать ребёнку, что вы верите в
его силы, вместе радуетесь его успеху. Мы даём возможность пройти интересный и
творческий путь вместе с ребёнком, выполнить предложенные задания, помочь ребёнку
развить самостоятельность рассуждений и поспособствовать развитию мышления. Вместе с
ним вы можете отыскать ответы в сети Интернет, справочниках, словарях, в
энциклопедиях. Мы предлагаем с пользой провести время и лучше узнать возможности
своего ребёнка
Не забудьте похвалить ребёнка, какого бы результата он не достиг. Помните,
главное – вселить в ребёнка уверенность в своих силах и ощущение постоянной поддержки
с Вашей стороны.
Желаем удачи!
Олимпиадные задания по литературному чтению.
1 класс.
№1.
1) Работа с текстом. Прочитай рассказ
Мышки.
Собрались мышки у своей норки, старые и малые. Глазки у них чёрненькие, лапки
маленькие, зубки острые, шубки серенькие, ушки кверху торчат.
Думают мышки, как бы сухарь в норку протащить.
Ох, берегитесь, мышки! Тут Васька недалеко гуляет. Уж он вам шубки порвёт,
2. Кто такой Васька?
Мышонок.
Кот.
Хозяин дома.
3. Какие глазки у мышат?
Чёрненькие.
Серенькие.
Зелёненькие.
2) Впиши правильный ответ
хвостики помнёт. Будете знать!
Ответьте на вопросы:
1. Что хотели сделать мышки? (Подчеркни правильный ответ)
Поиграть
Похвастаться своими шубками.
Протащить сухарь в свою норку. 1. Назовите хоть одну сказку – цепочку………………………………………..
2. Придумай рифму к слову НОЧКА ……………………….
3. Как нужно читать скороговорку? ……………………………..
4. Вставь нужное слово в стихотворение
Раз, два, три
Полетели………………………
(слоны, комары, вертолёты)
5. Подчеркни рифмующие слова
Я под солнышком скачу
И теперь узнать хочу,
Что у солнышка внутри.
Лётчик, лётчик, посмотри!
3) Тест:
1. Имя девочки с голубыми волосами_________________________
2. Жилище бабы Яги _______________________________________
3. Самая первая книга каждого ученика _______________________
4. Выросла большая – пребольшая ____________________________
5. Верный друг Чебурашки ________________________________
6. Кто ушёл от зайца, от волка, от медведя? _________________
7. Назовите имя ослика ______________
8. Самый хитрый зверь в народных сказках__________________
9. Кто из обитателей болота стал женой царевича?_____________
10. Что бы вы попросили у Буратино?___________________
4) Задание: Зачеркни родственников
Сын, студент, дедушка, девочка, папа, мама, мальчик, тётя, дядя, старик,
племянница, ребёнок, дочь, юноша, брат, сестра, бабушка, внук, взрослый,
подросток, врач, няня, внучка, воспитательница.
1. Прочитай.
Где мои вещи?
Витя проснулся и поглядел на часы: пора в школу. Хочет Витя одеться. Не может он
найти ни носков, ни рубашки, ни ботинок. Рассердился Витя.
Где моя рубашка?
Я под стулом. Ты меня вчера сюда сунул, отвечает рубашка.
А где мои носки?
Мы здесь! На книжной полке. Ты нас вчера сюда бросил! – закричали носки.
А где мои ботинки?
Я здесь, под шкафом, сказал правый ботинок.
А левый ботинок молчал: он был за дверью.
Наконец Витя оделся, посмотрел на часы и видит: он давно опоздал в школу.
2. Ответь на вопросы
Почему Витя не мог быстро одеться?
Где Витя нашёл свою рубашку?
Почему Витя опоздал в школу?
Какой совет ты можешь дать Вите?
3. Убери лишний персонаж.
мужик медведь репа лиса
охота щенок волчонок ящерка
спички шмель воробышек лисички
пшено воробей лев зебра 4. Из какого произведения остальные персонажи? Кто автор?
№2.
1.Отгадайте загадки:
Всех на свете он добрей
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота. ____________________________________
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка._________________________________________
С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.________________________________________
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчиклуковка знаком._______________________________________
Появилась девочка в чашечке цветка,
А была та девочка чуть больше ноготка.
Кто читал такую книжку
Знает девочкумалышку._________________________________________
Веселится народ
Муха замуж идёт
За лихого, удалого,
Молодого ______________
2.Кому принадлежат эти вещи?
Золотой ключик?________________________________________
Хрустальная туфелька?____________________________
Денежка?________________________________________
Цветиксемицветик?_______________________________
Разбитое корыто?_________________________________
3.Ответь на вопросы:
Какая кличка была у собаки в сказке «Репка»?__________________
Как звали девочку, которая пошла гулять, заблудилась и зашла в чужой дом, где жили
медведи?________________________________
У кого была лубяная избушка?________________________________
Сколько сестёр было у Золушки?______________________________
В какой сказке посуда перевоспитала хозяйку?__________________
Вместо шапки на ходу он надел сковороду, вместо валенок перчатки, натянул себе на
пятки______________________________
Имя девочки с голубыми волосами____________________________
Кто из обитателей болота стал женой царевича?________________
Верный друг Чебурашки?____________________________________ 4. Допиши концовку…
Карабас……………………………
Кощей…………………………….
Ковёр………………………..........
Сивка………………………..........
Мальчик ………………….............
Змей……………………………….
Скатерть…………………………..
Сапоги…………………………….
Лягушка……………………….......
Гуси……………………………….
Конёк………………………….......
Жар………………………………..
Доктор…………………………….
Курочка…………………………..
Красная……………………..........
Муха………………………………
Золотая……………………………
Мышка…………………………….
Олимпиадные задания по литературному чтению.
2 класс.
№1.
1. Соедини линиями в правильном порядке фамилии авторов и их произведения.
К.Чуковский
С.Михалков
Э.Успенский
А.Пушкин
Г.Х.Андерсен
П.Ершов
2. Тест.
Крокодил Гена и его друзья
Федорино горе.
Снежная королева
Дядя Степа
Конёк – горбунок
Сказка о рыбаке и рыбке
1. Его напугал храбрый заяц из сказки Д.Мамина – Сибиряка «О храбром зайце».
___________________
2. Из него был сделан дом Мороза Ивановича________________________
3. Кто автор строк: Я – великий Умывальник, знаменитый Мойдодыр.
_______________________________________
4. Её больше всего боялся Железный Дровосек.
_______________________________________
5. Имя знаменитой
няни А.С.Пушкина.
_______________________________________
6. Страшное помещение в доме Мальвины, куда был посажен Буратино в наказание за
свою неряшливость. ______________________________________ 7. В русских народных сказках она называется живой и мёртвой.
_________________________________________
8. Другое название азбуки. ____________________
9. Что тянуло Алёнушку на дно реки и не позволило ей всплыть?
_________________________________________
10. Назови средство передвижения БабыЯги?
___________________________________________________
3. Найди пару, вспомнив полное имя или прозвище литературного героя, название
сказочных предметов.
Сивка
Алёша
Ковёр
Лягушка
Винни
Конёк
Ванька
Муми
Иван
Сорока
Встанька
Горбунок
самолёт
царевич
тролль
Попович
бурка
путешественница
Пух
Белобока
4. Вспомни и запиши название известных тебе произведений (не менее двух названий).
Сказка: ____________________________________________________
__________________________________________________________
Рассказ: ___________________________________________________
__________________________________________________________
Стихотворение: _____________________________________________
__________________________________________________________
5. Спиши, соединяя части одного выражения.
Упрямый, как
Жить, как
Плестись, как
Писать, как
Болтливый, как
Здоровый, как
черепаха.
курица лапой.
осёл.
кошка с собакой.
бык.
сорока.
6. Найди рифмы к словам:
Жара_____________________ Речка___________________
Ребята__________________.
7.Работа с текстом. Прочитай.
Цыплята и воробьята.
Жёлтые пушистые шарики выкатились из сарая и сразу стали искать: что бы поесть?
Цыплята только появились на свет, а уже побежали за мамойкурицей… А она не кормит
их ведь цыплята сами умеют есть…
Под крышей сарая почти весь день громкий писк. Там, в гнезде, крошечные
воробьята. Вытягивают тоненькие голые шейки. Открывают большие жёлтые рты. Мама воробьиха целый день таскает им всяких мошек, гусениц, бабочек. А воробьятам всё мало
– уж очень они прожорливы.
Удивлялись цыплята: еды на земле много, а воробьята почемуто требуют, чтоб их
кормили. А воробьята, глядя на цыплят, удивлялись, как это они, только появились на свет
– уже умеют еду находить самостоятельно.
Откуда цыплятам и воробьятам знать, что все птицы – разные…
Ответь на вопросы по тексту:
1. Кто сам умеет есть?
Отмечай правильный ответ знаком «+»
Цыплята
Воробьята
2. С чем автор сравнивает цыплят? Подчеркни в тексте.
3. Чему удивляются цыплята?
Тому, что птицы сами ищут еду?
Тому, что птицы требуют, чтобы их кормили.
4. Чему удивляются воробьята?
Тому, что птицы сами ищут еду?
Тому, что птицы требуют, чтобы их кормили.
5. Подчеркни предложение в тексте, в котором выражена главная мысль.
№2.
1. Продолжи список известных тебе жанров и приведи пример
а) ск…………, например, ………………………………………………………….
б) ст…………, например, ………………………………………………………….
в) р …………., например, ………………………………………………………….
2.Соедини линиями названия произведений.
Лисья лиса
Детский корешки
Рак и дом
Вершки и медведь
Мужик и нора
3. Отгадай загадку.
Если ты его отточишь – нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж. Что же это (………………….)
4. Напиши название сказки:
«Как только Лиса побежала, Рак уцепился ей за хвост. Добежала Лиса до места, а Рак не
отцепляется.» (…………………………)
5. Продолжи пословицы и поговорки. (3 балла за каждый правильный ответ)
б) Сделал дело, ………………… а дома лучше
а) В гостях хорошо, …………….не воин
в) Один в поле ………………… гуляй смело
5. Соедини линиями в правильном порядке. )
а) Баюбаю, баюшки,
Прискакали заюшки. Загадка.
Сели на скамеечку,
Попросили леечку
б) На дворе трава,
На траве дрова Считалка.
в) Я могу считать до ста
Времени не жалко: Скороговорка.
1,2,3,4,…100
Вот и вся считалка.
г) Свою косичку без опаски Колыбельная песня
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. 7. Прочитай тексты, соедини линиями в правильном порядке.
Жилибыли на одном дворе
Козёл да Баран. Жили между
собой дружно: сена клок и стихотворение
тот пополам, а коли вилы в бок –
так одному коту Ваське.
Осень добрая пришла,
Нам подарки принесла: рассказ
Гречку загорелую
И бруснику спелую.
На дворе сильный мороз. Ребята взяли коньки.
Они пришли к пруду. сказка
8. Соедини части одного выражения.
Упрямый, как черепаха.
Плестись, как курица лапой.
Писать, как осёл.
9. Найди нужное слово и соедини так, чтобы получились герои сказок.
бурка
дурак
лягушка
пискун
комар
Царевна
Сивка
Иван
Олимпиадные задания по литературному чтению.
3 класс.
№1.
Вопрос 1. Какой литературный приём использовал П.Ершов в сказке «КонёкГорбунёк» при
описании кобылицы?
«Кобылица та была,
Вся, как зимний снег, бела».
А) олицетворение Б) гипербола В) сравнение
Вопрос 2. Соедини стрелками
1. Семь раз отмерь, один раз отрежь. 1. Пословица
2. Два конца, два кольца, по середине гвоздик. 2. Загадка
3. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. 3. Закличка
4. Дождик, дождик, посильней, будет травка зеленей. 4. Скороговорка
Вопрос 3. Назови сказки по строчкам.
А) «Вдруг прилетела ласточка, закружилась над головой и чтото уронила к его
ногам».___________________________
Б) «Принёс волк барана, смотрит – медведь лезет с
быком».___________________________________________________
В) «Бедняки улеглись под деревьями на душистой траве и крепко
заснули»______________________________________
Вопрос 4. Добавь нужное словечко:
1. Сказка Ш. Перро «Красная…………………….».
2. Сказка Ш. Перро «Синяя……………………….». 3. Рассказ В. Осеевой «Синие ……………………».
4. Рассказ Д. МаминаСибиряка «Серая …………….».
Вопрос 5. Вспомни, героям какой сказки понадобились эти предметы. Соедини
название сказки и предмета стрелочкой.
Зонтик
Санки
Скорлупа грецкого ореха
Крапива
Бумажный кораблик
«Дикие лебеди»
«Стойкий оловянный солдатик»
«ОлеЛукойе»
«Снежная королева»
«Дюймовочка»
Назови автора всех этих
сказок: _________________________________________________________
Вопрос 6. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок:
Поди туда, не знаю куда, __________________________________________________
Скоро сказка сказывается, __________________________________________________
Это всё присказка, ________________________________________________________
Вопрос 7. Подбери несколько эпитетов к данным словам:
Глаза ________________________________
Душа ________________________________
Улыбка _______________________________
Вопрос 8. Составь из данных слов пословицу, поговорку или крылатое выражение:
Терпеть, быть, казак, атаман. _________________________________________________
Смотреть, конь, дарёный, зубы. _______________________________________________
Вопрос 9. Какое из данных слов рифмуется со словом ПАЛКА? Придумай любое двустишие
с этими словами.
Полька, селёдка, полка, скалка, валко.
________________________________
________________________________
Вопрос 10. Попробуй составить рассказ об одном из предметов домашнего обихода (утюг,
кран, чайник, ведро, чашка, зубная щётка и т.д.). Выбери сам такой предмет. Он может жить на
кухне, в комнате или в ванной. Тебе помогут составить рассказ вопросы, которые задаёт этот
предмет. Представь, что ты этот предмет.
Что со мной происходило до того времени,
_____________________________________________
Как я попал в дом?
_____________________________________________
Что я могу делать или что со мной можно делать?
_____________________________________________
Кто меня больше всего любит,
______________________________________________
Какие интересные истории со мной происходили?
______________________________________________
С какими предметами я дружу?
______________________________________________
Кого я не очень люблю?
_______________________________________________
и кого я больше всего люблю?
когда я попал в дом?
1. Вычеркни лишнюю сказку.
№2. «Мальчикспальчик», «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утёнок», «Русалочка».
2 .«У Оли есть __________. Он весело запрыгал, когда увидел, что Оля собирается гулять».
Какое слово пропущено в этом коротком рассказе?
Слова для справок: мяч, щенята, кошка, уж, пёс.
3.Что не может быть мягким, белым и тёплым одновременно?.
Пластилин, одеяло, молоко, пух, хлеб.
4. Знаешь ли ты, что ГРАБ – это дерево, родственное берёзе? Уже знаешь? Тогда подумай,
сколько слов можно получить, заменяя в слове ГРАБ букву А другой буквой? Напиши эти
слова.
___________________________________________________________________________
5. В предложении «БумагА ИСТлела» «спрятано» слово АИСТ. Найди в предложениях
«спрятанные» названия овощей.
Впереди скала. На полу кошка. На ковре паук. Банка пуста.
___________________________________________________________________________
6. По имени героя часто можно определить, какой народ сложил эту сказку. Например,
сказка про Ивана – русская. А есть народная сказка, где главного героя зовут Джузеппе.
Какая это сказка?
Шведская, французская, чешская, итальянская, испанская.
7. У А.С. Пушкина есть такие строки:
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса».
Какие краски осени назвал поэт?
А) тёмнокрасный и блестящежёлтый;
Б) яркокрасный и светложёлтый;
В) тёмнокрасный и блестящерыжий;
Г) тёмнокоричневый и блестящежёлтый.
8. Соедини линией автора с его произведением.
Братья Гримм Кот в сапогах
В. Гауф Волшебник Изумрудного города
Ш. Перро Храбрый портной
П. Ершов Карлик Нос
А. Волков Конёкгорбунок
9. Чем литературная сказка отличается от народной?
_____________________________________________________________________________
10. Из слогов «собери» пословицу.
Ша ро луч кни я га хо ший друг
__________________________________________________________________
11. Отгадай ребусы
О
Л __________________________ 100Л ___________________________
№3.
1. Прочитай.
Тимошкин нос.
Бежал Тимошка по двору, да вдруг поскользнулся и упал.
Захныкал Тимошка, стал нос варежкой тереть, а боль не проходит. Разозлился Тимошка и
на лёд,
чтобы кто
нибудь вместе с ним поплакал.
Огляделся Тимошка и увидел девочку Светлану – она с горы на санках каталась.
Подбежал к ней Тимошка и стал грозить:
А вот я сейчас у тебя санки отниму.
и на ребят тоже.
и на сугроб,
Захотелось ему, Он подумал, что девочка захнычет, побежит жаловаться. А она вдруг говорит:
Я тебе санки и так дам. Катайся, пожалуйста, мне не жалко.
Удивился Тимошка. И санки у девочки отнимать почемуто расхотелось.
А Соколовский
2. Определи, кто автор
название
жанр произведения
тему
главную мысль /идею/
3. Прочитай названия русских народных сказок, добавив гласные.
«ГСЛБД»
«ТРМК»
«ЛС ТТРВ»
«КШ З ТПР»
4. По опорным словам составь названия произведений.
Вспомни, кто автор этих произведений.
СТРЕКОЗА ЛЕБЕДЬ КОТЁНОК
ФИЛИПОК РАК РЫБАК
МУРАВЕЙ ЩУКА РЫБ
5. Убери лишний персонаж. Из какого произведения остальные
персонажи? Кто автор?
ребята утка барсук утята
Петя Шура ёж сова
Алёша стрекоза кошка утята
старуха медведь старик колхозник
Олимпиадные задания по литературному чтению.
3 класс.
№1.
1. Ответь на вопросы
Как называется русский героический эпос? _______________________
Кто автор «Лесной газеты». _____________________________________
Кто отправил письмо «на деревню дедушке»? ______________________
Кому принадлежит петушок из чистого золота? _______________________
«Она пела свою весёлую песенку не замечая львёнка, потому что глаза у неё были закрыты
от удовольствия». Кто пел песенку? ___________________
2. Допиши пословицы.
Волков бояться – _________________________________________________
Не было гроша, __________________________________________________
Готовь летом сани, _______________________________________________
3. Получи из слова ГОД слово ВЕС, изменяя по одной букве в каждом слове. Имей ввиду,
что, выполняя каждый ход у тебя должны получиться слова, а не наборы букв (5 баллов).
год
________________(бывает у живых существ)
________________(окружает замок)
________________(синоним слова «рыбалка»)
________________(животное семейства кошачьих) ________________(природное сообщество)
вес
4. Отгадай ребусы.
виЗна ____________________ В ____________________
АЛ
5. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок.
Поди туда, не зная куда, ____________________________________________
Скоро сказка сказывается, ___________________________________________
Это всё присказка, __________________________________________________
6. Запиши, из каких басен эти крылатые выражения.
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
_________________________________________________________________
А ларчик просто открывался.
_________________________________________________________________
Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона.
_________________________________________________________________
Кто автор всех этих басен? _________________________________________
7. Среди перечисленных сборников стихов найдите лишний.
«От двух до пяти», «Игрушки», «Мальчик наоборот», «Я расту».
1. Прочитай.
№2.
Урок дружбы.
Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый
ящик пшена.
Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю… и склевал все зёрнышки. А
когда ящик выбрасывал, то несколько зёрнышек просыпались на землю.
Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик… и полетел к своему приятелю Чику.
Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрнышек пшена. Давай, их поровну разделим и
склюём.
Не надо… Зачем?.. – стал отмахиваться Чик. – Ты нашёл – ты и клюй!
Но мы же с тобой друзья, сказал Чирик. – А друзья всё должны делить пополам. Разве не
так?
Ты, наверное, прав, ответил Чик.
М. Пляцковский.
2. Определи, кто автор
название
жанр произведения
тему
главную мысль /идею/
Задай три вопроса к тексту.
3. Определи, где зачин сказки:
«Я там был, мёд – пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало…»
«За тридевять земель, в тридесятом государстве…»
«Жилибыли…»
«Стали они житьпоживать и добра наживать…»
4. Определи, о каком великом русском писателе рассказали: Он писал басни, переводил стихи и прозу, великолепно знал литературу, интересовался
театром. В Летнем саду ему поставили памятник.
У этого поэта была любимая няня, о которой знают все.
Многие рассказы и басни этого писателя вошли в его же книгу «Азбука»
5. Если бы в басне И.А.Крылова «Ворона и Лисица» не было морали, вы бы
догадались, какие недостатки людей высмеивает автор? Какие?
Олимпиадные задания по литературе.
4 класс.
№1.
1. Напиши зачины и концовки сказок, которые ты знаешь.
Зачины: Концовки:
2. Соотнеси качества характера с персонажами сказок Х.К. Андерсена.
Глупость, спесь, высокомерие, чванливость.
Жадность, чванливость, ограниченность интересов.
Красота, доброта, талант, бескорыстие.
Крот («Дюймовочка»)
Король («Новое платье короля»)
Соловей («Соловей»)
3.Лес осенью . ……………….
Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Яркожёлтая листва.
Птиц не слышно,
Треснет мелкий, обломившийся сучок,
И, хвостом мелькая, белка
Лёгкий делает прыжок.
Стала ель в лесу заметней,
Бережёт густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень.
А) Как лучше всего читать стихотворение, подчеркни подходящий вариант
Тихо, задумчиво, задушевно
Трагически, с грустью и печалью
Весело, задорно, торжественно
Б) О каком времени года пишет автор, подчеркни: о весне, о лете, об осени, о зиме.
В) Придумай своё название стихотворения, запиши рядом с авторским названием
Г) Соедини карандашом рифмующиеся строчки
Д) как ты считаешь, герой видит лес издали или идёт по осеннему лесу, вглядываясь в детали.
Подчеркни строчки, подсказывающие тебе верный ответ.
4. Данные предложения, закончи своими словами.
Лёд на речке сверкает, как ……………, ………………., …………………. .
Сосульки на крышах домов, как ……………., ……………….., …………… .
Снег лежит на деревьях, словно ……………., …………………, ………….. . 5. Докажи, что сказка «Сивка бурка»– волшебная, а «Каша из топора» бытовая.
6. Прочитай отрывки из сказок и определи вид каждой сказки.
1. «Жилбыл царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном. И был у царя
великолепный сад; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал ктото царский сад
посещать, золотые яблоки воровать». («Иванцаревич и серый
волк».)_________________________________
2. «Жили были кум с кумой – волк с лисой . была у них кадочка с мёдом. А лисица любит
сладкое, лежит кума с кумом в избушке да украдкой постукивает». («Лиса –
повитуха».)_________________
7. Ответь на вопрос пословицей или поговоркой.
Когда считают цыплят?
____________________________________________________________________
Чего не утаишь в мешке?
___________________________________________________________________
Когда приходит аппетит?
___________________________________________________________________
Куда не смотрят дарёному коню?
____________________________________________________________
8. Вспомни, что такое метафора. Придумай метафоры к следующим словам.
Снег ………………………………….. Луна ………………………………………….
Будильник ……………………………. Облако ………………………………………….
9. Представь себе, что проснувшись как то утром, ты вдруг понял , что стал очень
маленьким, как муравей. А все окружающие вещи остались прежнего размера. Каким
был твой день, что с тобой произошло, как всё закончилось. Напиши об этом
сказочную историю.
1. Вставь пропущенные буквы. Поставь в словах знак ударения.
Алф…вит, д…кумент, д…суг, п…ртфель, жав…ронок, зан…та, к…лометр, кр…сивее,
м…газин, п…ложить, ц…мент.
2. Подчеркни правильный вариант написания слова.
Телеграма, теллеграма, теллеграмма, телеграмма.
3. Подчеркни проверочное слово.
Тяжёлый, тяжесть, тяжело, потяжелеть.
4. Подчеркни слово без приставки.
Спор, осмотр, излом, запах.
5. Вставь в пословицы слова большой – маленький.
Даже самое ________________ дерево выросло из __________________ семени. На
_____________________ челне по _________________ озеру не плавают.
6. Подчеркни в стихотворении глаголы.
Это дом или печь?
Это доменная печь!
Что умеет эта печь?
Из руды железо печь!
Кто без кисти и белил
Крыши города белил?
7. Сколько ответов можно дать на вопрос?
Мы поедем зимой на экскурсию?
_____________________________________________________________ 8. Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова.
Пл…тина – _________________
Нар…дился – _________________
Посп…шил – ___________________
…довитый – _______________________
9. Подчеркнуть словосочетания, в которых есть имена существительные 1го склонения в
дательном падеже.
От пристани по Волге. На ветке сирени. По морю на пароходе. От стаи к стае.
10. Запиши множественное число имён существительных.
Стул – ___________________
Ухо – ______________________
Чудо – _________________
Ребенок – __________________
Человек – __________________
Телёнок – __________________
11. Выдели основу предложения.
На краю леса рос высокий дуб.
Красной зорькой загорелось небо на востоке.
Метель занесла высокий дуб снегом.
12. Определи, сколько раз встречается звук [ц] в предложении.
Наша ученица Наташа Куницына собирается отправиться в Братск.
_____________________________________________________________
13. Запиши слово, в котором корень будет такой, как в слове работница, приставка – как
в словезахотел, суффикс – как в слове молоток.
_______________________________
14. Что означают данные слова?
Уста – __________________________
Очи – __________________________
Перст – _________________________
Чело – __________________________
15. Закончи словосочетания.
Сидеть сложа ________________________
Гнаться за двумя _____________________
Заговаривать ________________________
Медведь на ухо ______________________
№2.
1. Ответь на вопросы
А) Из какой сказки эти слова:
Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу…
____________________________________________________________________________
Б) Какое имя дал король эльфов Дюймовочке? ____________________________________
В) Назовите имя кошки из сказки П. Бажова «Серебряное копытце».__________________
Г) В кого превратили месяцы злую мачеху и её дочку? _____________________________ Д) Назовите сказку, в которой даётся необычный рецепт каши.
____________________________________________________________________________
2. Напиши выражение СУХАЯ ТРАВА четырьмя буквами.
____________________________________________________________________________
3. Назови сказочных героев, чьи имена начинаются на букву М.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
4. Ответь на вопросы.
А) Кто помог князю Гвидону навестить родного отца? ______________________________
Б) Что поймал старик в сеть, закинув её в первый раз? ______________________________
В) К кому первому обратился Елисей, ища свою невесту? ___________________________
Г) Что делает кот, когда идёт направо? ___________________________________________
Д) Чем хотел морщить море Балда? ______________________________________________
Е) Кто автор сказки «Маугли»? __________________________________________________
Ж) В кого превращалась хозяйка Медной горы в сказах Павла Бажова? ________________
З) Каким транспортом пользовалась БабаЯга для перевозки пассажиров?
_____________________________________________________________________________
И) Как звали котёнка в рассказе Н. Носова «Живая шляпа»? __________________________
5. Отгадай пословицы и запиши их.
Делобезделье:________________________________________________________________
Рукискука:___________________________________________________________________
Делопотеха:__________________________________________________________________
6. Напиши двумя буквами слово «ВОЛ» . __________________________________
7. Что зимой в доме замерзает, а на улице нет? ____________________________
№3.
1. Ответь на вопросы
– Кто отправил своё письмо на деревню дедушке? ______________________
– Товарищ Соломинки и Уголька из сказки братьев Гримм. ______________
– Как назывались первые исторические сочинения на Руси? ______________
– Как называется русский героический эпос? ___________________________
– Кто автор сказки «Волшебник Изумрудного города»? __________________
2. Устойчивые сочетания заблудились. Соедини их.
Дождь лил как снег на голову
Скоро дело наладилось и пошло как сивый мерин
Я знал городские переулки как рыба в воде
Гости свалились как из ведра
Он всегда врёт как по маслу
У себя во дворе Мишка был как свои пять пальцев
3. Вспомни и запиши пословицы, по которым созданы следующие газетные заголовки (по 2
балла):
Готовь лыжи летом. ________________________________________________
Шайбы по весне считают. ___________________________________________
Когда в соседях согласья нет._________________________________________
4. Ответь на вопросы.
– Каким ключом нельзя отвернуть гайку? ______________________________
– Какую соль не кладут в суп? ________________________________________ – Из какого крана не льётся вода? _____________________________________
– Какой лук не режут в салат? ________________________________________
– По какому мостику нельзя перейти реку? _____________________________
5. Подчеркни названия народных сказок
«Три толстяка», «Три медведя», «Два брата», «Два клёна», «Семь Симеонов»
6. Разгадай ребусы.
З
смор1а
____________________________ _________________________
7. Соотнеси качества характера с персонажами сказок Х.К. Андерсена.
Ч
,,
Глупость, спесь, высокомерие, чванливость. Крот («Дюймовочка»)
Жадность, ограниченность интересов, чванливость. Король (« Новое платье короля»)
Красота, доброта, талант, бескорыстие. Соловей («Соловей»)
8. Кому принадлежат следующие слова? Назови героя, название произведения, автора.
– Битый небитого везёт! _____________________________________________
– Спокойствие, только спокойствие! ___________________________________
9. Вспомни недостающие части перепутавшихся пословиц и поговорок. Запиши обе
пословицы.
– Ученье – свет, скоро состаришься. __________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
– Старый друг всё равно в лес смотрит. ________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
– Не плюй в колодец, вылетит – не поймаешь. __________________________
10. Напиши названия произведений, пословицы, поговорки, в названиях которых есть
имена числительные ( например: один – Один в поле не воин.)
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
№4.
1. Прочитай.
Молоток.
Однажды я поднимался по лестнице и на подоконнике увидел молоток. Хороший! Я
схватил молоток – и скорее побежал домой.
Вечером мама увидела молоток у меня в руках и спросила:
Откуда это у тебя?
Нашёл, буркнул я.
И тут мама сказала очень серьёзно:
Сейчас же напиши записку и повесь на то место, где лежал молоток.
Я написал записку и приклеил на лестнице около окна.
Через несколько дней к нам зашёл монтёр дядя Миша. А я как раз чинил скамейку.
Вот ваш молоток, сказал я.
Дядя Миша сказал:
Пусть стучит на здоровье.
Так и остался молоток у меня. А. Седугин.
2. Определи, кто автор
название
жанр произведения
тему
главную мысль /идею/
Задай три вопроса к тексту.
3. Объясни значение слов / слова встретились тебе при
изучении темы «Летописи, былины, сказания»/
яства
волхвы
палица
отрок
4. Вспомни автора сказки.
«Конёк – Горбунок»
«Сказка о золотом петушке»
«Аленький цветочек»
«Городок в Табакерке»
«Серебряное копытце»
5. Сравни два небольших текста.
Гуляли по чистому полю, по густому лесу два Мороза, два родных брата.
Улицей гуляет дедушка Мороз, иней рассыпает по ветвям берёз.
Какой из них ты назвал бы стихотворением?
Запиши стихотворение короткими строками, подчеркни.
№5.
Продолжи список известных тебе жанров и приведи пример
а) ск…………, например, ………………………………………………………….
б) ст…………, например, ………………………………………………………….
в) р …………., например, ………………………………………………………….
г) б ………….., например, ………………………………………………………….
2.Соедини линиями фамилии авторов и их произведения.
В. Гаршин «Заплатка»
Н. Носов «Трудолюбивый медведь»
МаминСибиряк «Тарас и Соболько»
А. С. Пушкин «Лягушкапутешественница»
И. Крылов «Уж небо осенью дышало …
3. Отгадай загадку.
Если б не было его, не сказал бы ничего. (………………….)
5. Напиши, из какого произведения И. Крылова эти строки:
6.
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» (…………………………)
а) В гостях хорошо, …………….не воин
5. Продолжи пословицы и поговорки. (3балла)
б) Сделал дело, ………………… а дома лучше
в) Один в поле ………………… гуляй смело
6. Соедини линиями в правильном порядке.
а) Баюбаю, баюшки,
Прискакали заюшки. Загадка.
Сели на скамеечку,
Попросили леечку б) На дворе трава,
На траве дрова Считалка.
в) 1,2,3,4,5
Будем в прятки мы играть. Скороговорка.
Небо, звезды, луг, цветы
Ты подика, поводи.
г) Свою косичку без опаски Колыбельная песня
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.
7. Прочитай тексты, соедини линиями в правильном порядке.
8. Жилибыли на одном дворе
Козёл да Баран. Жили между
собой дружно: сена клок и стихотворение
тот пополам, а коли вилы в бок –
так одному коту Ваське.
Коля кубики достал.
Новый дом он строить стал. рассказ
Дом высокий, дом с окном –
Хватит кошке места в нём.
Однажды ребята пошли строить
горку. Коля и Витя взяли лопату и принялись сказка
накидывать снег. Петя и Ваня ровняли горку.
8. Соедини части одного выражения.
Упрямый, как черепаха.
Жить, как курица лапой.
Плестись, как осёл.
Писать, как кошка с собакой.
Болтливый, как глаз.
Не смыкать сорока.
9. найди нужное слово и соедини с названием сказки. (5 баллов)
Комар
Царевна
Жар
Сивка
Иван
лягушка
пискун
бурка
дурак
птица
Сборник олимпиад по литературному чтению (1-4 классы)
Сборник олимпиад по литературному чтению (1-4 классы)
Сборник олимпиад по литературному чтению (1-4 классы)
Сборник олимпиад по литературному чтению (1-4 классы)
Сборник олимпиад по литературному чтению (1-4 классы)
Сборник олимпиад по литературному чтению (1-4 классы)
Сборник олимпиад по литературному чтению (1-4 классы)
Сборник олимпиад по литературному чтению (1-4 классы)
Сборник олимпиад по литературному чтению (1-4 классы)
Сборник олимпиад по литературному чтению (1-4 классы)
Сборник олимпиад по литературному чтению (1-4 классы)
Сборник олимпиад по литературному чтению (1-4 классы)
Сборник олимпиад по литературному чтению (1-4 классы)
Сборник олимпиад по литературному чтению (1-4 классы)
Сборник олимпиад по литературному чтению (1-4 классы)
Сборник олимпиад по литературному чтению (1-4 классы)
Сборник олимпиад по литературному чтению (1-4 классы)
Сборник олимпиад по литературному чтению (1-4 классы)
Сборник олимпиад по литературному чтению (1-4 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.