Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS
Оценка 4.6

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
русская литература
3 кл—4 кл
10.04.2018
Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS
Книга для чтения PIRLS по тг.docx
СБОРНИК ТЕКСТОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К МЕЖДУНАРОДНОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ PIRLS 3­4 классы г. Павлодар Содержание 4 Батыр  Акжан Легенда о Жеке батыре6 Науша батыр  7 Батыр Абат.                               12 Чужое яичко15 Четыре желания16 Дети в роще                                                                                                  17 Знакомые следы                                                                                           19 Большая панда21 Загадки гигантского зуба                                                                            24 Древний кит поразил ученых рекордными зубами                                  27 Леонардо да Винчи                                                                                      29 Древняя акула                                                                                                31 Программа разработана на основе закона Республики Казахстан «Об образовании» Пояснительная записка Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011­2020  годы обозначено участие казахстанских школьников в Международном проекте «Изучение  качества и понимания текста»  ­ PIRLS (ProgressinInternationalReadingLiteracyStudy,) Важность сборника текстов для подготовки учащихся к международному исследованию  PIRLS  определяется необходимостью созданий условий для развития у учащихся четырех  видов речевой деятельности: аудирования, говорения,чтения и письма. Цели и задачи образовательной области и учебного курса  создавать условия для формирования функционально­грамотной личности в  процессе освоения навыков слушания, говорения, чтения и письма  формировать у учащихся правильную читательскую деятельность через умение  целеноправленно осмысливать текст  совершенствовать все видов речевой деятельности, обеспечивающие умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге;  развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать  информацию  развивать культуру речи и культуру общения  развивать творческие способности через формирование познавательного интереса  и  стремления совершенствовать свою речь  развивать интерес и любовь к родному языку через освоение окружающего мира  развивать коммуникативные навыки, умение слышать и слышать собеседника,  готовность вести диалог, высказывать свою позицию, обосновывая ее  формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации  совершенствование навыков правильного, сознательного, беглого и выразительного  чтения;  формирование вдумчивого читателя, любящего книгу и умеющего работать с ней;  расширение и углубление знаний учащихся об окружающем мире. Формирование  мировоззрения;  развивать нравственные чувства,уважение к культуре народов многонационального  Казахстана  развитие речи и мышления;  формирование литературоведческих представлений.  развивать навыки работы с текстом­для участия в Международном исследовании   PIRLS БАТЫР АКЖАН Жил бай. Владел он большими стадами разного скота. Что ни год, то множились стада бая,  и все труднее стало присматривать за ними: то птицы и звери нападут, то вор появится и угонит косяк лошадей. И   вот   как­то   осенью,   когда  по утрам степь стала седеть от инея, загоревал баи: «Приближается долгая зима. Как уберечь стада от лютых холодов,  зубов хищников и завистливых людей?» И надумал бай поискать в степи опытного  табунщика, смелого и меткого стрелка, кому можно было бы доверить табуны. Был в степи такой казах, известный табунщик, батыр и меткий стрелок Акжан, у которого  только и было богатства что гнедой конь. Приезжает к нему бай и умоляет: — У меня шесть табунов лошадей. Если они благополучно перезимуют, один табун будет  твой. Что батыру воры и хищники! Согласился Акжан и попросил бая дать ему в помощники  пять человек. Выделил бай пять человек — один из них был брат бая. Выбрал Акжан сочные пастбища. Табунщики поставили в затиши шестикрылую юрту,  чтобы готовить здесь пищу и отдыхать по очереди. За днями проходят дни, за месяцами — месяцы. Никто не увел ни одного коня, ни один  зверь не полакомился кониной. Однажды Акжан, как обычно, отсылает табунщиков отдохнуть и остается с табунами один.  Табунщики развели огонь, приготовили пищу, подкрепились, отдохнули. Пора было ехать к табунам, дать отдых батыру. Брат бая, разомлев в тепле после сытной пищи, заупрямился,  не захотел ехать к табунам и лег спать. Табунщики не стали с ним спорить, сели на коней и  уехали. Скоро к юрте подъехал Акжан. Смотрит Акжан: юрта странно приподнята над землей. Подъехал батыр ближе — внутри  сидит огромное одноглазое чудовище — дяу и жарит на огне байского брата. Батыр не  испугался: он вошел в юрту и выстрелил прямо в глаз великана. Дяу взревел от боли,  вскочил и бросился наутек, унося на себе юрту. Акжан на коне преследовал дяу. Долго шла погоня, наконец страшилище скрылось в огромной пещере. Батыр спешился и вошел в пещеру. Осмотрелся он и увидел дяу. Тот был мертв. Забрал  Акжан юрту и вернулся к табунам. — Я должен поехать в аул и рассказать баю о случившемся,— сказал батыр табунщикам,  попрощался с ними и поехал. До аула было три дня пути. Весь день ехал Акжан, к вечеру заехал в один аул, чтобы  переночевать. В юрту, где остановился Акжан, вошел незнакомый человек. Поговорив о  том о сем, он ушел, спросив почему­то у хозяев, где они постелят своему гостю. Хозяева  недоумевали, зачем это нужно незнакомцу, но Акжан догадался, что братья убитого им дяу хотят отомстить ему. «Держись, Акжан, ночью тебе предстоит бой!» Батыр положил на свою постель бревно, укрыл его своим чапаном, а сам спрятался в овраге около юрты и стал ждать. Глубокой ночью вдруг прилетела огромная птица, опустилась у дверей юрты и  превратилась в огромного человека. Это был дяу. Дяу вошел в юрту, но тут же вышел,  волоча за собой бревно. Акжан выстрелил из лука, великан взвизгнул и побежал, увлекая  бревно. Акжан сел на коня, поехал по следу дяу и нашел его мертвым. С рассветом батыр продолжал путь и опять остановился на ночлег в чужом ауле. Здесь  точь­в­точь повторился случай с дяу, Акжан убил и этого. На третий день батыр добрался до своего аула, рассказал людям о поединке с тремя дяу, а  баю поведал о смерти его брата. Бай очень горевал, да что делать — мертвые не  воскресают от слез. Устроил бай в честь батыра Акжана богатый той, на котором гуляли  все люди аула. ЛЕГЕНДА О ЖЕКЕ –БАТЫРЕ. Среди казахских родов, пасших свои косяки лошадей в Кокшетау, говорят, был один батыр,  такой огромный, что был похож на гору. У него не было друзей, и он не нуждался в отряде  воинов, обычно сопровождающих батыров, он сражался один. Поэтому народ прозвал его Жеке­ батыр, то есть Одинокий Рыцарь. И пока был жив Жеке­батыр, в одиночку защищавший казахов, никакой враг и думать не мог о том, чтобы завоевать эту землю. У него был огромный высокий  лук, достигавший небес, а стрела длиной с березу могла пролететь большие расстояния и  настигнуть врага. Тетиву такого лука не могли натянуть сорок сильных воинов, такая она была  тугая. И вот однажды враги тучей, как муравьи, напали на Жеке­батыра, и началась битва, какой свет  не видывал до сих пор. Зная, что обыкновенными стрелами не пробить стальную кольчугу Жеке­ батыра, враги стали стрелять в него огромными стрелами. Но они, как тростинки, отскакивали  от железных доспехов богатыря. Великое множество вражеских воинов погибло в том  беспримерном сражении, но на их место прибывали новые и новые отряды, и битва  продолжалась. Наконец железные стрелы врагов пробили стальную кольчугу батыра. Но некому было  перевязать раны, рядом с Жеке­батыром не оказалось помощников. Такой уж у него был  характер. Кровь текла из ран, но батыр продолжал сражаться, уничтожая врагов. День  превратился в ночь, и ночь снова стала днем, а Жеке­батыр неутомимо отбивал атаки одна за  другой. Он знал, что за его спиной оставались беззащитные аулы, дети и старики. Жеке­батыр  сдерживал врагов, не пускал их в родные земли. Вот собрал он последние силы и с яростью бросился на врагов, пытаясь проникнуть во  вражеский центр. И чувствуя, что этот бросок является последним, выкрикнул Жеке­батыр во  весь свой голос: «Не пущу врагов в родные земли! Тут лягу, стану неприступной горой!» И упал богатырь между двух гор, соединив их в неприступную крепость... Не дал врагам  пробиться в степи Сарыарки. Да так и замер. И лежит до сих пор, став огромной глыбой. Издали можно разглядеть на ней остроконечный шлем батыра, густые брови, его большую окладистую  бороду, нос с горбинкой, высокую железную грудь и огромные мощные ноги в кожаных сапогах. НАУША БАТЫР С родом Алим граничил другой род, где жил батыр Силыбай. Огромного роста, толстый,  сильный, Силыбай был непобедим в этих краях. Был он чванлив и горд не в меру. Его  раздражали разговоры о каком­то там низкорослом, ничем не примечательным с виду Науше.  Люто возненавидел Силыбай своего соперника и готов был поме­ряться с ним силами, чтобы  навсегда закрыть рты людям, восхищавшимся храбростью маленького батыра. Науша знал о  настроении Силыбая и готовился к встрече с ним. Любил народ своих батыров, гордился ими. И больно было ему знать, что Силыбай не признает  своего маленького брата. Собрались однажды аксакалы двух родов и стали думать, как бы  подружить им жигитов. И решили они устроить богатый той, пригласить на него батыров и  познакомить их. При первой встрече они не посмеют драться, скорее всего подружатся. И вот уже все приготовления к тою закончены. Силыбай приехал раньше Науши и после  взаимных приветствий расположился в отведенной для него юрте. Наушу тоже встретили с  почетом и привели в юрту Силыбая. —  Силеке,— обратились     аксакалы     к     батыру,— ваш младший  брат Науша  пришел   отдать вам  салем. Но Силыбай как лежал, вытянувшись во весь свой могучий рост, так и остался лежать, только  голову слегка приподнял. —  Казахи часто не могут отличить настоящего батыра от обыкновенного жигита,— брезгливо  бросил Силыбай.— А этот и на человека­то едва похож. Есть кому подавать руку. — Эй, Силыбай!— обиделся Науша.— Не слишком ли много берешь на себя? Не быть мне  батыром, если будущей весной я не оставлю от тебя мокрого места.— Оскорбленный батыр  выбежал из юрты, кликнул своихжигитов, вскочил на коня, и скоро только облако пыли  заклубилось вдали. Шли дни за днями. На смену лету пришла зима, после долгой зимы наступила весна. Силыбай со своимижигитами перешел Урал и разорил род Байулы. Науша был в отлучке и не  мог помешать разбойникам. Но когда до батыра дошел слух о постигшей его родичей беде, он  собрал своих верных жигитов и помчался вдогонку врагам.Уверенный в своей силе, Силыбай не торопился. Он гордо восседал на белом скакуне, сам одетый во  все белое. Сабля его с белым флажком на конце была наготове. «Ишь, какой самоуверенный наглец»,— подумал Науша и  приказал своим жигитам быть осторожными, не проливать  безрассудно кровь. — Если случится так, что Силыбай одолеет меня, вы, не мешкая, уходите,— наказывал он  друзьям.— Если же я сшибу Силыбая, вы бросайтесь на его людей.                              Гикнув громко, Науша во весь дух ринулся на Силыбая. Не сбавляя хода, он промчался мимо  невозмутимо сидящего на своем коне Силыбая, и враг поскакал следом за ним. Что есть силы  скакали лошади батыров, и когда Силыбай стал настигать своего соперника, тот неожиданно  резко повернул коня и помчался навстречу противнику. Силыбай не растерялся и принял  лобовой бой. Он взмахнул для сокрушительного удара саблей, но Науша ловко  сломал рукоять его сабли и вонзил пику в висок противника.  Силыбай тяжело рухнул на землю. Увидев гибель своего батыра, люди Силыбая бросились наутек. Не  стали преследовать их жигитыНауши, они собрали весь скот,  богатство и вернулись домой. * * * На западной стороне земель рода Байулы были две долины с прекрасным водопоем — озерами  Шандыкол и Тамдыкол.  И вот возле этих озер на высоком холме по­ селился дракон. Не стало житья людям. Дракон поедал всех, кто появлялся у озер,— и скот и  людей. Задумали люди откочевать из этих мест, но на выручку пришел Науша. Он дал слово  батыра избавить народ от страшного чудовища. Взял он саблю и отправился к дракону. Жигиты видели, как он пошел на дракона, взмахнул саблей. Дракон взметнул хвост. Какое­то время не  было видно ни батыра, ни дракона. Но вот показался Науша и медленно, еле волоча ноги,  направился к жигитам. Все бросились к батыру, подхватили его на руки. Науша был очень  бледен. Когда он несколько оправился, то рассказал: — Я отрубил голову страшилищу, но он в предсмертных судорогах задел меня хвостом, и я  потерял сознание. Когда очнулся, то увидел, что лежу под хвостом дракона. Я с трудом  высвободился — такой он большой и тяжелый. Скажите родичам, пусть остаются на местах —  дракона уже нет. Народ горячо благодарил своего славного батыра. С родом Алим граничил другой род, где жил батыр Силыбай. Огромного роста, толстый, сильный, Силыбай был непобедим в этих краях.  Был он чванлив и горд не в меру. Его раздражали разговоры о каком­то там низкорослом,  ничем не примечательным с виду Науше. Люто возненавидел Силыбай своего соперника и  готов был поме­ряться с ним силами, чтобы навсегда закрыть рты людям, восхищавшимся  храбростью маленького батыра. Науша знал о настроении Силыбая и готовился к встрече с ним. Любил народ своих батыров, гордился ими. И больно было ему знать, что Силыбай не признает  своего маленького брата. Собрались однажды аксакалы двух родов и стали думать, как бы подружить им жигитов. И решили они устроить богатый той, пригласить на него батыров и  познакомить их. При первой встрече они не посмеют драться, скорее всего подружатся. И вот уже все приготовления к тою закончены. Силыбай приехал раньше Науши и после  взаимных приветствий расположился в отведенной для него юрте. Наушу тоже встретили с  почетом и привели в юрту Силыбая. —  Силеке,— обратились     аксакалы     к     батыру,— ваш младший  брат Науша  пришел   отдать вам  салем. Но Силыбай как лежал, вытянувшись во весь свой могучий рост, так и остался лежать, только  голову слегка приподнял. —  Казахи часто не могут отличить настоящего батыра от обыкновенного жигита,— брезгливо  бросил Силыбай.— А этот и на человека­то едва похож. Есть кому подавать руку. — Эй, Силыбай!— обиделся Науша.— Не слишком ли много берешь на себя? Не быть  мне батыром, если будущей весной я не оставлю от тебя мокрого места.— Оскорбленный батыр выбежал из юрты, кликнул своихжигитов, вскочил на коня, и скоро только облако пыли заклубилось вдали. Шли дни за днями. На смену лету пришла зима, после долгой зимы  наступила весна. Силыбай со своимижигитами перешел Урал и разорил род Байулы. Науша  был в отлучке и не мог помешать разбойникам. Но когда до батыра дошел  слух о постигшей его родичей беде, он собрал своих верных жигитов и  помчался вдогонку врагам.Уверенный в своей силе, Силыбай не торопился. Он гордо восседал  на белом скакуне, сам одетый во все белое. Сабля его с белым флажком на конце была  наготове. «Ишь, какой самоуверенный наглец»,— подумал Науша и приказал своим жигитам быть  осторожными, не проливать безрассудно кровь. — Если случится так, что Силыбай одолеет меня, вы, не мешкая, уходите,— наказывал он  друзьям.— Если же я сшибу Силыбая, вы бросайтесь на его людей. Гикнув громко, Науша во весь дух ринулся на Силыбая. Не сбавляя хода, он промчался мимо  невозмутимо сидящего на своем коне Силыбая, и враг поскакал следом за ним. Что есть силы  скакали лошади батыров, и когда Силыбай стал настигать своего соперника, тот неожиданно  резко повернул коня и помчался навстречу противнику. Силыбай не растерялся и принял  лобовой бой. Он взмахнул для сокрушительного удара саблей, но Науша ловко сломал рукоять  его сабли и вонзил пику в висок противника. Силыбай тяжело рухнул на землю. Увидев гибель своего батыра, люди Силыбая бросились наутек. Не стали преследовать их  жигитыНауши, они собрали весь скот, богатство и вернулись домой.                                                               * * * На западной стороне земель рода Байулы были две долины с прекрасным водопоем — озерами  Шандыкол и Тамдыкол.  И вот возле этих озер на высоком холме по­ селился дракон. Не стало житья людям. Дракон поедал всех, кто появлялся у озер,— и скот и  людей. Задумали люди откочевать из этих мест, но на выручку пришел Науша. Он дал слово батыра избавить народ от страшного чудовища. Взял он саблю и отправился к дракону. Жигиты видели, как он пошел на дракона, взмахнул саблей. Дракон взметнул хвост. Какое­то время не  было видно ни батыра, ни дракона. Но вот показался Науша и медленно, еле волоча ноги,  направился к жигитам. Все бросились к батыру, подхватили его на руки. Науша был очень  бледен. Когда он несколько оправился, то рассказал: — Я отрубил голову страшилищу, но он в предсмертных судорогах задел меня хвостом, и я  потерял сознание. Когда очнулся, то увидел, что лежу под хвостом дракона. Я с трудом  высвободился — такой он большой и тяжелый. Скажите родичам, пусть остаются на местах —  дракона уже нет. Народ горячо благодарил своего славного батыра. БАТЫР АБАТ. Каждый раз перед сном Абат объезжал свой аул вокруг. У его юрты всегда стоял наготове  оседланный конь, оружие его всегда было в порядке. И на этот раз Абат объехал вокруг аула и  лег спать. Но сон его был чутким. Сквозь дрему послышался ему конский топот со стороны  табунов. Вооружившись и вскочив на коня, Абат помчался туда. Еще издалека он увидел, что  сорок жигитов угоняют его табун. Спокойно Абат слез с коня, натуго затянул подпругу и снова  верхом направился наперерез табуну. Сорок жигитов­калмыков заметили Абата. С гиком и свистом пустились они к батыру. Абат не  подпустил к себе ни одного, отразил атаки всех, сразил десятерых. Тридцать пленных  калмыцких жигитов он пригнал в аул. Взмолились пленные о пощаде: —  Не   враги   мы тебе, а   батыры, как  ты.   Приехали испытать твою храбрость и силу. Ты  доказал их на деле. Так будь еще и великодушен: не унижай нас и отпусти. И ответил калмыкам батыр Абат: —  Хорошо, отпускаю я вас. Поезжайте к своему хану и скажите, что мы, мирные казахи,  живущие на всех этих огромных   пространствах,   никогда  не  были   посмешищем для врага.  Пусть хан подумает над этим. И передайте, что мы с ним еще встретимся. Приехали калмыки домой, рассказал все. Подивился калмыцкий хан храбрости, силе и  великодушию Абата. И решил он его испытать во второй раз. По всей орде разослал хан Барби приказ: «Тому, кто в точности  выполнит мою волю, я уплачу стоимость двух человек. Пусть  доброволец явится ко мне сам». Услыхал о приказе один бедняк. Жил он в безысходной нищете и не мог  прокормить свою семью. Прикинул бедняк: все равно пропадать мне с  семьею от голода. Если и не смогу выполнить ханский приказ — без  сожаления пойду на плаху. А если посчастливится выполнить ханскую  волю — получу стоимость двух человек. Как не радоваться! Это  большие деньги, только они спасут детей моих от голодной смерти. Пришел он к хану и сказал: —  Если уплатишь стоимость двух человек, то я готов исполнить твой приказ, о великий хан! Хан выдал бедняку обещанное, нарядил его франтом, дал пару лошадей и наказывает: —  Поезжай в аул Абата. Выследи, когда его не будет дома, и ложись в постель рядом с его  женой. Продолжай лежать и тогда, когда Абат вернется и увидит тебя. Как он поведет себя —  об этом ты придешь и расскажешь точно. Бедняк засомневался: —  Охан мой, если жена Абата живет с ним в любви и согласии, то она и близко не подпустит  меня к себе! —  Что бы с тобою женщина ни делала, что бы ни говорила — не уходи. Ведь ты же согласился  выполнить любой мой приказ! Как ты смеешь роптать? «И то правда,— подумал бедняк.— Положить голову на плаху я всегда успею. Лучше доверюсь  судьбе, поеду в аул Абата». Ехал бедняк день, ехал два, на третий приехал в аул. Спрятавшись поблизости, стал наблюдать. Абат по своему обыкновению объезжал перед сном вокруг аула. Вдруг в овраге он увидел пару  привязанных коней, а у аула притаившегося мужчину. Когда Абат подъехал, калмык упал от  страха на землю и закрыл лицо руками. —  Кто ты и откуда?—спросил   Абат.   Трясясь   как в лихорадке, калмык рассказал всю  правду, без утайки. —   Ради своих голодных детей я решил испытать судьбу. Кажется, она меня подвела. Теперь я  в твоей воле. Вот моя голова — можешь казнить меня. —  Побереги свою голову, бедняга, для другого случая. А теперь договоримся  с тобою о  дружбе.   Я очень обижен на этого самого Абата,— схитрил батыр.— Идем со мною, я знаю, где  он живет. Его сейчас нет дома, слышно, батыр отправился в набег. Я помогу тебе одурачить его. Привел Абат калмыка к своей юрте. Калмык взмолился: —   Зайдите первым,   не губите   меня.— Абат вошел  в дом, снял доспехи, возвратился и  говорит калмыку: —  Можешь входить: в юрте никого нет, и жена Абата как раз легла спать. Калмык пошел в юрту, но не успел войти, как споткнулся о нарочно подставленныеАбатом таз и ведро. От их грохота проснулись все   домашние.   Перепуганный калмык бросился удирать. Вдогонку ему зло залаяли собаки, от их лая проснулся весь аул. Люди  заметили убегавшего калмыка, поймали и привели к Абату. — Ну и труслив же ты, бедняга! Заяц храбрее тебя. И такого труса хан послал, чтобы опозорить меня, батыра Абата! Передай своему хану, пусть не беснуется. Если хочет потягаться со мною,  пусть вызывает на честный бой, как батыр батыра. Калмык вернулся И послал хан к хану и рассказал ему обо всем увиденном и услышанном. Барби своих гонцов к батыру Абату с богатыми дарами и приглашением в  гости. Посоветовавшись с отцом, Абат принял от хана и дары и  приглашение. Захватив с собою пять сотен жигитов —  верных товарищей своих,— отправился Абат в ставку  хана на озеро Кабанье, близ реки Нуры. С почестями  встретил их калмыцкий хан. Он велел поставить сто  белоснежных юрт и разместить в них гостей. Так делал хан Барби, чтобы подружиться с Абатом и переманить батыра на свою сторону... Все знали, что хан Барби был страстным охотником. Но всякий раз, как только хан выезжал на  охоту и пускал на зверя своего беркута, из темного ущелья окрестных гор вылетала какая­то  диковинная желтая птица. Она нападала на ханских ловчих и клювом в голову убивала их. Хан  был метким стрелком и мог бы подстрелить эту хищницу, но ему хотелось поймать ее живьем. И решил он поручить это своему почетному гостю — батыру Абату, чтобы заодно и испытать, так  ли меток Абат и зорок его взгляд, как об этом говорил когда­то Асанкайгы. С этой целью  приглашает он Абата на охоту. Батыр согласился и велел оседлать своего любимого иноходца  Таспу. С ханом Барби на охоту  Поехал батыр Абат,  Под ним — гнедой иноходец,  За ним — небольшой отряд.  Он знает, каких жигитов  Брать на охоту с собой:  В меткой стрельбе из лука  Ему не уступит любой.  И хан не один, конечно,  С ним тоже дружки­стрелки, И беркут, готовый в небо  Сорваться с его руки.  Скачут все вместе, и ноздри  Вспотевших коней дрожат. "Чужое яичко". Константин Ушинский Рано утром встала старушка Дарья, выбрала тёмное, укромное местечко в курятнике,  поставила туда корзинку, где на мягком сене были разложены 13 яиц, и усадила на них  хохлатку. Чуть светало, и старуха не рассмотрела, что тринадцатое яичко было  зеленоватое и поменьше прочих. Сидит курица прилежно, греет яички; сбегает поклевать  зёрнышек, попить водицы ­ и опять на место; даже вылиняла, бедняжка. И какая стала  сердитая: шипит, квохчет, даже петушку не даёт подойти, а тому очень хотелось заглянуть, что там в тёмном уголке делается. Просидела курочка недели с три, и стали из яичек  цыплята выклёвываться один за другим: проклюнет скорлупку носом, выскочит,  отряхнётся и станет бегать, ножками пыль разгребать, червячков искать. Позже всех проклюнулся цыплёнок из зеленоватого яичка. И  какой же странный он вышел, кругленький, пушистый, жёлтый, с коротенькими ножками, с широким носиком. "Странный у  меня вышел цыплёнок,— думает курица,— и клюёт, и ходит­то он не по­нашему; носик широкий, ноги коротенькие, какой­то  косолапый, с ноги на ногу переваливается". Подивилась курица своему цыплёнку, однако же какой ни на есть, а всё сын. И  любит, и бережёт его курица, как и прочих, а если завидит  ястреба,то, распустивши перья и широко раздвинув круглые  крылья, прячет под себя всех своих цыплят, не разбирая, какие у кого ноги. Стала курочка деток учить, как из земли червячков выкапывать, и повела всю семью на  берег пруда: там­де червей больше и земля мягче. Как только коротконогий цыплёнок  завидел воду, так прямо и кинулся в неё. Курица кричит, крыльями машет, к воде кидается; цыплята тоже перетревожились: бегают, суетятся, пищат, и один петушок с испугу даже  вскочил на камешек, вытянул шейку и в первый ещё раз в своей жизни заорал осиплым  голоском: "Ку­ку­ре­ку!" Помогите, мол, добрые люди, братец тонет! Но братец не утонул,  а превесело и легко, как клок хлопчатой бумаги, плавал себе по воде, загребая воду своими широкими, перепончатыми лапами. На крик курицы выбежала из избы старая Дарья,  увидела, что делается, и закричала: "Ахти, грех какой! Видно, это я сослепу подложила  утиное яйцо под курицу". А курица так и рвалась к пруду: насилу могли отогнать бедную. «Четыре желания» Константин Ушинский Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал  домой румяный, весёлый и говорит отцу: ­ Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была. ­ Запиши твоё желание в мою карманную книжку, ­ сказал отец. Митя записал. Пришла весна. Митя вволю набегался за бабочками по зелёному лугу, нарвал прибежал к отцу и говорит: ­ Что за прелесть эта весна! Я бы желал, весна была. Отец опять вынул книжку и приказал записать своё желание. пёстрыми  цветов,  чтобы всё  Мите  Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день  веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером  сказал отцу: ­ Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было. И это желание Мити было записано в ту же книжку. Наступила осень. В саду собирали плоды ­ румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в  восторге и говорил отцу: ­ Осень лучше всех времён года! Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и  о весне, и о зиме, и о лете. "Дети в роще". Константин Ушинский Двое детей, брат и сестра, отправились в школу. Они должны были проходить мимо  прекрасной тенистой рощи. На дороге было жарко и пыльно, а в роще прохладно и весело. ­ Знаешь ли что? ­ сказал брат сестре. ­ В школу мы еще успеем. В школе теперь и душно и скучно, а в  роще, должно быть, очень весело. Послушай, как  кричат там птички! А белок­то, белок сколько  прыгает по веткам! Не пойти ли нам туда, сестра? Сестре понравилось предложение брата. Дети  бросили азбуки в траву, взялись за руки и скрылись между зелеными кустами, под кудрявыми  березками. В роще, точно, было весело и шумно.  Птички перепархивали беспрестанно, пели и  кричали; белки прыгали по веткам; насекомые  суетились в траве. Прежде всего дети увидели золотого жучка. ­ Поиграй­ка с нами, ­ сказали дети жуку. ­ С удовольствием бы, ­ отвечал жук, ­ но у меня нет времени: я должен добыть себе обед. ­ Поиграй с нами, ­ сказали дети желтой мохнатой пчеле. ­ Некогда мне играть с вами, ­ отвечала пчелка, ­ мне нужно собирать мед. ­ А ты поиграешь ли с нами? ­ спросили дети у муравья. Но муравью некогда было их  слушать: он тащил соломинку втрое больше себя и спешил строить свое хитрое жилье. Дети обратились было к белке, предлагая ей также поиграть с ними; но белка махнула  пушистым хвостом и отвечала, что она должна запастись орехами на зиму. Голубь сказал: ­ Строю гнездо для своих маленьких деток. Серенький зайчик бежал к ручью умыть свою мордочку. Белому цветку земляники также  некогда было заниматься детьми. Он пользовался прекрасной погодой и спешил  приготовить к сроку свою сочную, вкусную ягоду. Детям стало скучно, что все заняты своим делом и никто не хочет играть с ними. Они  подбежали к ручью. Журча по камням, пробегал ручей через рощу. ­ Тебе уж, верно, нечего делать? ­ сказали ему дети. ­ Поиграй же с нами! ­ Как! Мне нечего делать? ­ прожурчал сердито ручей. ­ Ах вы, ленивые дети! Посмотрите  на меня: я работаю днем и ночью и не знаю ни минуты покоя. Разве не я пою людей и  животных? Кто же, кроме меня, моет белье, вертит мельничные колеса, носит лодки и  тушит пожары? О, у меня столько работы, что голова идет кругом! ­ прибавил ручей и  принялся журчать по камням. Детям стало еще скучнее, и они подумали, что им лучше  было бы пойти сначала в школу, а потом уж, идучи из школы, зайти в рощу. Но в это самое  время мальчик приметил на зеленой ветке крошечную красивую малиновку. Она сидела,  казалось, очень спокойно и от нечего делать насвистывала превеселую песенку. ­ Эй ты, веселый запевала! ­ закричал малиновке мальчик. ­ Тебе­то уж, кажется, ровно  нечего делать; поиграй же с нами. ­ Как, ­ просвистала обиженная малиновка, ­ мне нечего делать? Да разве я целый день не  ловила мошек, чтобы накормить моих малюток? Я так устала, что не могу поднять  крыльев; да и теперь убаюкиваю песенкой моих милых деток. А вы что делали сегодня,  маленькие ленивцы? В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще, да еще  мешаете другим дело делать. Идите­ка лучше, куда вас послали, и помните, что только  тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать.  Детям стало стыдно: они пошли в школу и хотя пришли поздно, но учились прилежно. Знакомые следы. Пермяк Евгений Андреевич Никитин дедушка был садоводом. А в свободное время любил на охоту ходить. Хорошим  он был охотником. Все тайны лесные знал. Как­то показывал он своему внуку следы в лесу. Показывал да приговаривал: — Век живи, век учись и во всё вникай. Никакое знание человеку во вред не бывает. А Никита слушал да думал про себя: «Все старики любят ребят поучать. Ну зачем мне  звериные следы знать, когда я машинистом стать собираюсь. Электрические поезда  водить». О поездах только и думал Никита. Каждый болтик, каждую мелочь  на электровозе разглядывал. Ребята тоже бегали вместе с ним на  поезда смотреть. Довелось как­то им возвращаться со станции в своё село прямой  дорогой через лес. Ближе и веселее. Хорошо бежится по первому снегу множество всяких след чей, ребята не знают, а вдруг да лисицу увидят или козлика. С зайцем и то встретиться.Бегали так они, следам — и заблудились. Испугались ребята. Кое­ пустил.— Это твоя затея, Никитка… Как мы теперь когда все тропинки снегом засыпало?Молчит оправдывается. Думает, как ребят на дорогу Кричать стал. Да кто услышит его в глухом зимнем безлюдном лесу.И вдруг Никита увидел всех следов, которые ему дед показывал,  знакомые следы. Изо он только эти запомнил. снегу. А на  следов. Какой  бегают по ним: дикого  неплохо  бегали по  кто даже слезу  выберемся,  Никита, не  вывести.  — Ура, ребята! — жилью выведу. крикнул Никита. — Идите за мной. Я вас к Долго шли ребята по сторожке. А от сторожки до села наезженная дорога. И ночью не заблудишься. — По каким же таким следам ты нас вывел? — спросили ребята Никиту. этим следам и вышли к жилью. К лесниковой  — По собачьим, — ответил он. — Собачьи следы всегда к жилью  выводят. Потому что сколько ни бегает собака по лесу — обязательно  домой прибежит. Так дедушка меня учил. Домой Никита пришёл усталый, но счастливый. Улучив минутку, он  обнял дедушку и принялся что­то шептать ему на ухо. Наверное, спасибо говорил милому дедушке. Большая панда относится к редким видам животных. Численность особей на воле  составляет порядка 1600 медведей. Большая панда Краткое описание вида Большая панда относится к редким видам  животных. Численность особей на воле составляет  порядка 1600 медведей. Район расселения –  центральный Китай, в основном горные районы и  предгорье Тибета. Панда имеет ряд отличительных признаков. Это относительно небольшие животные,  длиной тела не больше 1,5 м., масса животного обычно доходит до 160 кг. В отличие от  других медведей у панды длинный хвост – 12 см, ­ и тело покрыто густой шерстью.  Особенно выделяются черные лапы и черные круги вокруг глаз. Панды – вегетарианцы. Основной их рацион составляют листья  бамбука. При возможности панда может полакомиться яйцами  птиц, выпавшими из гнезда, но бамбуковая диета – основа пищи  панды. Продолжительность жизни панд – 14­20 лет. Панда­ долгожитель прожила 26 лет. История обнаружения Странам Запада панда стала известна только после 1869 г. Вид  прославил французский миссионер Арманд Давид (1826—1900). В моду эти животные на Западе вошли достаточно быстро.  Причиной появившейся в Европе любви к панде стала ее  внешность: они схожи с плюшевыми игрушками, изображающими медведей, и к тому же  панды ­ убежденные вегетарианцы. Первое время после обнаружения этого удивительного животного европейской наукой  панда считалась родственником енота; предположение о том, что панда – медведь  появилось только в 1921 г. и принадлежит Р. Поккоку. Сегодня прозвище «бамбуковый  медведь» прочно закрепилось за этим животным. Классификация Панды относятся к царству животных, типу хордовых, подтипу позвоночных, классу  млекопитающих, инфраклассу плацентарных, отряду хищных, семейству медвежьих, роду и виду «большая панда». Австралийский палеонтолог Э. Тенниус на основании анализа морфологии, биохимии,  кардиологии и этологии большой панды доказал, что по 16 параметрам она близка к  медведям и лишь по пяти ­ к малой панде и енотам. Распространение Территория расселения большой панды не обширна: она обитает в нескольких западных  провинциях Китая (Сычуань, Ганьсу, Тибет). Ранее она также обитала в горных  бамбуковых лесах в Индокитае и на острове Калимантан. Полный ареал покрывает 29 500  км², но только 5 900 км² ­ место обитания панды. Для расселения панды выбирают труднопроходимые  бамбуковые леса на высоте 1200 – 1400 м над уровнем моря.  Этот медведь предпочитает прятаться в бамбуковых зарослях  высотой 3­4 м, обеспечивающих панде укрытие и пищу. Это  обычно дождливая и труднопроходимая местность. Жизнь в природе В настоящее время у панды не осталось естественных врагов, основная угроза  существованию исходит от человека и связана с постоянным уменьшением лесов. Бамбук  составляет 99% всего рациона медведей: в пищу идут как стебли, так и корни растения. Однообразная пища малопитательна и усваивается с трудом, поэтому панда почти все  время бодрствования (а это 10­12 часов в сутки) вынуждена жевать, продвигаясь по  бамбуковой чаще. Чтобы получить достаточно питания, они вынуждены съедать от 12 до 18 кг бамбука за день. При переваривании бамбука животные используют в среднем только  17% сухого вещества, поэтому большие панды имеют чрезвычайно строгий энергетический  бюджет своего организма. Они путешествуют мало и обычно только для поиска пищи. Животные активны в любое время дня или ночи. Панда не укрывается на деревьях, и не  делает постоянное логово, но при непогоде иногда прячется в ветвях бамбука, щелях скал  и пещерах. Большие панды, прежде всего, ­ наземные животные, хотя и хорошие  альпинисты. В холодный период панда малоактивна, в многоснежные зимы иногда впадает  на короткое время в подобие зимней спячки, но в отличие от других медведей, она зимой  не спит. Много людей находят панду не только привлекательным, но и кротким, безобидным  животным, но в действительности большие панды могут быть столь же опасны, как любой  другой медведь. Благодаря её повышенной осторожности и скрытному образу жизни, лишь  изредка удается заполучить панду для зоопарка, и даже в самых больших зоопарках мира  они очень редки, как впрочем, и у себя на родине. Держатся панды в основном в одиночку, за исключением времени спаривания и воспитания  потомства. Большие панды занимают территорию в 3,9­6,4 км² (участки у самцов больше,  чем у самок), которая намного меньше, чем у других видов медведей. При этом территории самцов частично покрывают участки самок. Взаимоотношение с человеком Издавна панды преследовались из­за своего меха, который очень высоко ценится (в Японии  цена одной шкуры доходит до $200,000). До последнего времени мех панд использовался  для изготовления очень ценных циновок для сна, так как полагалось, что она обладает  сверхъестественными свойствами, которые помогают предсказывать будущее через сны. Большая панда находится в Красной книге и принадлежит к числу самых редких, слабо  изученных крупных зверей, чему способствует скрытный образ жизни. Она стала известна лишь в середине XIX века, а живую панду натуралисты  впервые наблюдали в природе только в 1913 г. В Китае большая панда объявлена  национальным сокровищем. По результатам учета, проведенного в 2004 г., было  установлено, что дикое население большой панды включает приблизительно 1600  животных. Около 140 панд живут в зоопарках. В неволе размножается редко и, по большей  части, в Китае. Интересные факты Не всем известно, что аренда больших панд зоопаркам США и Японии была важной частью  китайской дипломатии в 1970­е, она была одним из первых проявлений культурного обмена между Востоком и Западом. Однако, начиная с 1984, панд перестали использовать в  дипломатических целях. Вместо этого, Китай предлагает панд другим странам в 10­летнюю аренду. Стандартные условия аренды включают арендную плату в 1 млн. долларов США в  год и предоставления гарантий, что все родившиеся в период аренды медвежата являются  собственностью КНР. Загадка гигантского зуба Окаменелость – это ископаемые остатки любого существа или растения, жившего на Земле  много­много лет назад. Веками люди находили окаменелости в скалах,  горных породах и вблизи озёр. Теперь мы знаем, что  некоторые из этих окаменелостей принадлежали  когда­то динозаврам.  Давным­давно люди,  находившие огромные окаменелости, не знали, что  это такое. Они думали, что большие кости  принадлежат крупным животным, которых они  видели или о которых читали, например, бегемотам  или слонам. Но некоторые из найденных костей были  слишком большими даже для самого крупного  бегемота или слона. И тогда некоторые люди стали верить в великанов. Несколько веков назад у француза по  имени Бернар Палисси появилась другая идея. Бернар был знаменитым гончаром. Когда он  занимался изготовлением изделий, он находил в глине много мелких окаменелостей. Он  изучил их и написал, что это остатки живых существ. Эта идея была не новой. Но ещё  Бернар Палисси написал, что некоторые из этих существ больше не живут на земле. Они  полностью исчезли. Они вымерли. Вы думаете, Бернара Палисси наградили за такое  открытие? Нет! За эти мысли его посадили в тюрьму!  Но время шло, и люди стали легче  воспринимать новые идеи о том, как мог выглядеть наш мир в древности.  В 1820 году в  Англии был найден огромный окаменевший зуб. Считается, что его во время прогулки  нашла Мэри­Энн Мантелл, жена известного специалиста по окаменелостям  ГидеонаМантелла. Она увидела что­то похожее на большой каменный зуб, поняла, что это  окаменелость, и принесла свою находку мужу.   Когда ГидеонМантелл осмотрел  окаменевший зуб, он решил, что зуб когда­то принадлежал травоядному животному,  потому что зуб был плоский и с зазубринами. Края зуба стесались от пережёвывания пищи.  Зуб был почти такой же большой, как у слона, но совсем не похож на слоновий. Окаменевший зуб в  натуральную величину ГидеонМантелл определил, что приставшая к зубу порода была очень  древней. Он знал, что в такой породе обычно находили окаменевшие  остатки рептилий. Быть может, этот зуб принадлежал гигантской  травоядной рептилии, которая жевала свою пищу? А теперь этот вид рептилий вымер?   Большой зуб поставил ГидеонаМантелла в тупик. Ни одна из рептилий, о которых он знал,  не жевала свою пищу. Рептилии заглатывали пищу, а значит, их зубы не стёсывались от  жевания. Тут была какая­то загадка.  ГидеонМантелл отвёз зуб в лондонский музей и  показал его другим учёным. Никто из них не согласился с ГидеономМантеллом в том, что  зуб мог принадлежать гигантской рептилии.  Гидеон стал искать рептилию, чьи зубы были  бы похожи на этот гигантский зуб. Долгое время ему ничего не удавалось найти. Но  однажды он встретил учёного, изучавшего игуан. Игуана – это крупная травоядная  рептилия, живущая в Центральной и Южной Америке. Некоторые игуаны достигают более  двух метров в длину. Учёный показал ГидеонуМантеллу зуб игуаны. Наконец­то! Это был  зуб рептилии, похожий на загадочный зуб. Только окаменелость была во много раз крупнее! Рисунок зуба игуаны в натуральную величину из записной книжки ГидеонаМантелла Теперь ГидеонМантелл был уверен, что окаменевший зуб принадлежал животному, похожему на игуану. Игуана Но размером это существо было не два метра. ГидеонМантелл считал, что оно было длиной в тридцать метров! Он назвал это существо Игуанодоном, что означает «зуб игуаны».  У  ГидеонаМантелла не было целого скелета Игуанодона. По тем костям, которые он собирал  в течение многих лет, он попытался нарисовать, как мог выглядеть Игуанодон. Он считал,  что животное ходило на четырёх ногах. Одну острую кость ГидеонМантелл посчитал рогом и нарисовал Игуанодона с рогом на носу. ГидеонМантелл думал, что Игуанодон  выглядел так Спустя  годы  было  найдено несколько  целых  скелетов Игуанодонов. Они оказались длиной  всего в девять метров. Кости показали, что животное  чаще передвигалось на задних ногах. А то, что  ГидеонМантелл считал рогом на носу Игуанодона, было острым выступом на больших пальцах его передних конечностей. На основе этих  находок учёные изменили свои представления о том, как выглядел Игуанодон. ГидеонМантелл допустил несколько ошибок. Но он сделал выдающееся открытие.  Предположив, что окаменевший зуб принадлежал травоядной рептилии, он многие годы на сбор фактов и доказательств, чтобы подтвердить правильность своей идеи. Благодаря обоснованным предположениям ГидеонМантелл стал одним из первых исследователей, показавших, что в на Земле жили гигантские рептилии. А вымерли. потратил  древности  потом они  Современные ученые думают, что Игуанодон выглядел так Столетиями раньше  Бернара Палисси посадили  в тюрьму за то, что он  говорил примерно  то же  самое.  А ГидеонМантелл   стал знаменитостью. Его открытие пробудило в  людях  любопытство и стремление узнать про огромных рептилий как можно больше.  В 1842 году  учёный по имени Роберт Оуэн решил, что эти вымершие рептилии нуждаются в  собственном имени. Он назвал их Dinosauria, что означает «страшно большая ящерица».  Сегодня мы называем их динозаврами. Древний кит поразил учёных рекордными зубами В течение тысячелетий человечество волнует библейская история о том, как за непослушание пророк проглочен китом. Возможно, конечно, что лишь легенда, однако, интересен. Известный зоолог Альфред Брем решил изучить всех­ обитающих на Земле, и доказать, что ките и пророке Ионе – не сказка. Для начала ученый определил, каким должен  подобный гигант. По преданию кит должен жить в Средиземном море. Кроме того, добычу  он должен был заглатывать целиком, не повреждая ее своими огромными зубами. У  гигантского кита должно быть широченное горло и огромный желудок, но без  пищеварительных кислот. Иначе обед постепенно начнет растворяться в желудке,  наподобие сахара в стакане чая. Иона был  это всего    немецкий  всех китов,  история о  быть  видов зубатых китов­дельфинов и 16  Брем внимательно изучил 27 видов беззубых китов­гигантов и среди них обратил внимание на  дельфина­касатку, или орку. И что же оказалось? Орка – не только  самый красивый, но и самый прожорливый и кровожадный кит. Его считают по праву морским чудовищем. Потомки этих китов обитают  сейчас в северных районах Атлантического и Тихого океанов. Но в  книгах древнеримских ученых можно прочитать, что такие чудовища  обитали и в Средиземном  море. Орки, как и другие дельфины, часто сопровождали  корабли и заглатывали все, что с них выбрасывалось. У дельфина­касатки очень много  острых зубов (до 240 штук). Однако добычу он глотает целиком, не перемалывая зубами.  Длина его более 10 метров, масса доходит до 8 тонн, а горло такое широкое, что через него  может легко проскочить не только человек, но и обычный дельфин, массой в 300 кг. Как многокомнатная квартира желудок дельфина­касатки состоит из отдельных комнат. Первое отделение желудка – это большой «склад» для пищи. Его стенки покрыты толстым роговым слоем кожи. Здесь нет пищеварительных желез, нет кислот, стенки не движутся. Известен случай, когда один китобой поймал огромного орку. Оказалось, что эта касатка пообедала 12 тюленями и 13 дельфинами. Общий вес обеда составил 50 центнеров! вопрос: могло ли все это случиться на самом деле? Что же происходит с гостями желудка потом? После наполнения первого его отделения  открывается дверка во второе, которое можно назвать «дробилкой». Здесь начинается  грубое дробление пищи при помощи движущихся стенок. Затем следует третье отделение  желудка, или «лаборатория». Здесь заканчивается химическая обработка пищи. Таким образом, Альфред Брем доказал, что орка вполне может быть тем самым «большим китом», который проглотил пророка Иону. Леонардо да Винчи Леонардо Да Винчи родился в 1452 году. Он был внебрачным сыном синьора нотариуса  Перо да Винчи. Его мать Катарина была крестьянкой. Леонардо Да Винчи известен прежде всего как великий художник. Но он был не только художником.  Леонардо Да Винчи был гениальным ученым и инженером. Он жил в Италии, в Милане, потом во Флоренции. Уже в 20 лет он был известен как  художник. Но Леонардо был художником поневоле. Рисуя картины, он зарабатывал себе на  жизнь. В 1502 году Леонардо поступил на службу, но по­настоящему он зарабатывал на  жизнь живописью. Именно в это время он все больше и больше начинает интересоваться   науками. Леонардо Да Винчи был первым, кто предложил для изучения анатомии стеклянные модели внутренних органов человека. Кстати, клапан  правого желудочка сердца носит его имя. Анатомические рисунки были выполнены ученым так точно и профессионально, что в наше время  используются в качестве иллюстраций в медицинских учебниках. Известно, что в период работы над сложными заказами Леонардо Да  Винчи спал по особому режиму – каждые четыре часа по пятнадцать  минут. И так все 24 часа. Леонардо не любил спать. Он  называл сон  младшим сном смерти. Но в то время не существовало будильников, поэтому ученый сам  изобрел будильник. Это было достаточно остроумное приспособление: струя воды  медленно текла из верхнего сосуда в нижний сосуд. Когда нижний сосуд переполнялся, то  он давил на рычаг, который подбрасывал ноги спящего человека вверх. Леонардо конструировал машины, которые чеканили монеты, загружали бумагу в печатные  прессы. Он проектировал каналы, шлюзы, плотины, а также домкраты, землечерпалки,  парашюты, колесный пароход, аналоги дельтаплана и акваланга. Как картограф Леонардо Да Винчи намного опередил свое время. Обычно картографы  изображали местность с определенной точки. Неожиданно для всех Леонардо рисует карту  по­другому: он как бы парит высоко над холмами и реками. На его картах, как и на наших  сегодня, возвышенности обозначены с помощью градаций цвета от зеленого до коричневого. Леонардо критикует людей за отношение к животным, он  призывает людей помогать животным, не убивать их.  Леонардо Да  Винчи советует людям вместо того, чтобы есть мясо, придумывать  побольше новых рецептов и читать кулинарные книги. Интерес к  кулинарным книгам объясняется тем, что в молодости Леонардо  работал поваром, зарабатывая на жизнь. Леонардо Да Винчи был волевым  человеком он говорил: «Всякое препятствие разрушается упорством. Препятствия не сгибают меня». Трудно перечислить все таланты Леонардо Да Винчи. Леонардо прекрасно фехтовал,  укрощал лошадей, хорошо играл на музыкальных инструментах, сочинял музыку к  собственным сонетам: он обладал такой физической силой,  что сгибал  железные прутья и  подковы. Леонардо Да Винчи составил словарь диалекта, который стал основой  итальянского литературного языка. Леонардо Да Винчи выразил свое отношение ко многим вопросам в  сказках. Сказки содержат интересную информацию. В сказке  «Василиск» он пишет о том, как Сахара стала пустыней. Сейчас  известно, что пять тысяч лет назад в этой местности была саванна, а  потом древние люди сами способствовали опустыниванию этой  территории. Но во времена Леонардо Да Винчи об этом никто не  знал. Сюжеты его притч необычны. Например, притча об устрице.  «Устрица во время полнолуния раскрывается вся, и когда краб видит ее, то бросает ей  какой – нибудь камешек или стебель, и она уже не может закрыться, отчего и делается  пищей для того самого краба. Так бывает  с тем, кто открывает рот, чтобы высказать свою  тайну, которая и становится добычей других людей». В последние годы жизни Леонардо Да Винчи находился при дворе французского короля  Франциска I. Он умер в 1519 году. Леонардо да Винчи опередил современный ему уровень развития цивилизации на 300­500  лет  во многих изобретениях. Древняя акула Людям приходится беречь свои зубы, чистить их, посещать стоматолога. Акулы могут не  беспокоиться о сохранности зубов. В процессе эволюции им удалось приобрести  способность многократно заменять поврежденные или отломанные зубы новыми. Зубы  акулы представляют собой кожные образования, видоизмененную чешую, поэтому они  легко выпадают. На протяжении жизни акула может вырастить десятки тысяч зубов. Акулы существуют на Земле сотни миллионов лет, многие виды вымерли ещё до появления  человека. В отличие от костистых рыб, у акул позвоночник состоит из хрящей, поэтому  после гибели он быстро разлагается. В большинстве случаев всё, что остается от «грозы  морей и океанов», — это зубы. Именно по ним учёные изучают разнообразие ископаемых  акул. Чем обусловлена разница в форме зубов? Одной из основных причин считается способ  питания. Длинными и тонкими зубами удобно хватать и удерживать мелкую добычу, те, что имеют пильчатый край, служат для разрезания плоти жертв покрупнее. Форма зубов  зависит и от места их расположения. Передние зубы симметричны, у задних — кончик  загнут. Верхние — имеют зазубрины по краям, у нижних их нет. одни  из  самых  акул  —  Зубы  ископаемых  распространенных окаменелостей. В 1667 году датский  естествоиспытатель НильсонСтенсен, изучая очередную находку,  предположил, что зуб принадлежит гигантской акуле, обитавшей в  океане много веков назад, а не дракону. Сравнив размеры зубов  существующих акул с объектом исследования, и проведя  соответствующие расчёты,  представил публике  потрясающее изображение головы гигантской акулы, но люди в те  времена больше интересовались «живыми» драконами, чем какой­ то там давно вымершей гигантской акулой. Несмотря на это,  он  Стенсен написал книгу о своей находке. Но книга не произвела ожидаемого впечатления. Научное наименование «Мегалодон» было присвоено этой акуле в 1835 году швейцарским  естествоиспытателем Жаном Луи Агассисом в работе «Исследование ископаемых рыб».  Мегалодон в переводе и означает — «гигантский зуб». В 1926 году на территории Бельгии был обнаружен чудом сохранившийся позвоночник  акулы. Разумеется, не целиком, «всего лишь» 150 позвонков (у человека их 33­35). Разложив  находку по всей длине, дорисовав  необходимые позвонки и другие части тела и  завершив  изображение головой «от  Стенсена», ученые замерли в ужасе. Перед  ними предстала самая большая акула,  которая когда­либо обитала на нашей  планете. Ее длина составляла  порядка 20  метров, а вес около 110 тонн.

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS

Сборник текстов и заданий для подготовки учащихся к Международному исследованию PIRLS
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2018