Сборник упражнений для повышения техники чтения.1 класс
Оценка 4.6

Сборник упражнений для повышения техники чтения.1 класс

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
русская литература
1 кл
12.02.2017
Сборник упражнений для повышения техники чтения.1 класс
Чтение- это окошко ,через которое дети видят и познают мир и самого себя. Упражнения, предложенные в данном пособии, помогут учителю организовать практическую работу по устранению причин низкого темпа чтения. Использование данного комплекса упражнений будет способствовать эффективному формированию навыка чтения,в соответствии с индивидуальной траекторией развития каждого ребенка.
сборник упражнений для повышения техники чтения.docx

Пояснительная записка к сборнику упражнений для повышения техники чтения

 

Обществом все более осознается необходимость защиты и поддержки детского чтения на государственном уровне. От того, читают ли наши дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба. Детское чтение называют интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом развития человеческого потенциала нации.

Чтение – это одно из главных умений человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Чтение играет основополагающую роль в формировании личности ребенка. Именно чтение формирует у детей знания о жизни общества и природы и обеспечивает идейное и нравственное воспитание детей. Огромно значение чтения для развития речи детей, которая, обогащаясь через книгу, становится более содержательной и логичной. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают.

Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу.

        Упражнения, предложенные в данном пособии, помогут учителю организовать практическую работу по устранению причин низкого темпа чтения.

         Использование предложенного нами комплекса упражнений будет способствовать эффективному формированию навыка чтения, в соответствии с индивидуальной траекторией развития каждого ребёнка

 

 

Составитель:

 учитель начальных классов КГУ «Гимназия № 1» г. Караганды

Мареева Надежда Валентиновна.

 

 

 

 

 

1.   Перед тобой слоги, среди которых спрягались знакомые тебе слова.

Попробуй найти их и выписать (печатными буквами) в столбик слева, а слоги в столбик

справа.

При, орх, шли, дом, кро, мак, рис, фре, шка, бле, пря, рот, сон, дым, фру, еле, фле, ярп, пол, лоб,

шум, взя, сей, аст, рее, сад, еес, рад, шти, есё, пти, олп, кеа, лени, еле, нос, кот, мед, лед, цее.

 

 

2. Определи закономерность и прочти слоги:

СГС - ГСС - ССГ (С- согласный, Г- гласный)
вал - аел– ела

мон – омн – мно

кус – укс - …

сын - … - …

лэн - … - …

дал - … - …

нос - … - …

Прочитай отдельно первый столбик, затем - второй и третий.

 

3.   Определи закономерность и распредели слоги по строчкам сам (С- согласный, Г- гласный)

 

СГС __________________________________________________________________  

ГСС __________________________________________________________________

ССГ __________________________________________________________________

 

Лам, орх, вур, пра, мак, иск, мло, ант, ело, отс, сун, дых, олк, бла, орш, тво, лоб, ера, шка, рот, шум.

 

 

 

 


4.  Прочитай слова. В некоторых забыли добавить мягкий знак на конце слова. Исправь ошибку. Отметь слова с ошибками карандашом.

ЛИСТ, ОКУН, КРИК, КАРАС, СОМ, МОХ, ГУС, РУЛ, НОЛ, ТИР, ПЫЛ, ВЕС, ДЕН, ШЁЛ, КОН, РОЛ, ЛОС, УГОЛ, ТРУД, ЛЕН, БОЛ, ТОМ, ПЛОТ

 

5.  Прочитай чистоговорки:

СА - СА - СА - ЛЕТАЕТ ОСА.

СА - СА - СА - В ЛЕСУ БЕГАЕТ ЛИСА.

СЫ - СЫ - СЫ - У ОСЫ УСЫ.                                              

СЫ - СЫ - СЫ - ХВОСТ КРАСИВЫЙ У ЛИСЫ.

 

6.   Прочитай слова и в каждой  строчке найди лишнее слово:

Мак, ромашка, роза, лук.

Кошка, воробей, собака, корова.

Береза, дуб, осина, малина.

Яблоко, груша, слива, мяч.

Корова, лиса, волк, медведь.

 

7. Прочти и выучи чистоговорки:

 

ЖА - ЖА - ЖА - ЕСТЬ ИГОЛКИ У ЕЖА.

ША - ША - ША - НАША МАША ХОРОША.

Придумай две своих чистоговорки.

8. Прочитай слова сверху вниз и снизу вверх:

 

ЯД                                                                                   

ДУБ

УЛЕЙ

МУФТА

НЕЛАДЫ                                                                           

ОРХИДЕЯ

БЛИЗНЕЦЫ

НАВЕРНЯКА

9.  Прочитай слова на скорость:

МАЛЬЧИК,ПАЛЬЧИК,ЗАЙЧИК
МЕДАЛЬ,ПЕДАЛЬ,ДЕТАЛЬ,ДАЛЬ
ШМЕЛЬ, СМЕЛ, УСПЕЛ

МЕЛЬ, ШЕЛЬ, ЦЕЛЬ

КЛЕН, ЛЕН, СИЛЕН

БОЛЬ, МОЛЬ, РОЛЬ, СОЛЬ

10. .Прочти слова и добавь пропущенные слова:

Спокойной ..., доброе..., приятного ..., большое ..., счастливого ...,

извините ..., будьте ..., честное...,  желаю....

 

11.Прочитай слова, спускаясь сверху вниз, а потом поднимаясь снизу вверх:

АМ                                                                          НА     
САМ                                                                           КОТ

СВОЙ                                                                        РУКА

ВЫБОР                                                                     ЗАБОР

ВОСЕМЬ                                                                  СТРОКА

ДЕВУШКА                                                              ДЕДУШКА

КАЧЕСТВО                                                             ТРУДОВОЙ

СТРОИТЕЛЬ                                                           КОРОЛЕВИЧ

ОГРАБЛЕНИЕ                                                        НЕСУРАЗИЦА

КРАЕВЕДЕНИЕ                                                     МАГНИТОФОНЫ

 

 

 

 

12.Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А, О.

 

13.Придумай новые слова:

-   изменив первый звук:

точка, лук, лак, день, педаль, макет

-изменив последний звук:

сыр, сон, сук, мак, стоп

 

14.  При чтении произноси только вторую половину слова:

Чтение, только, трава, солома, кровать, кастрюля, рыба, берёза, кричал, рисовал, думали, столяр, ремень, добыча, магазин, красную.

15.  Догадайся и прочти текст:

Выгляну...  солны....  . Обрадо...  молод...  синич...,  запе...  и  собра...  в лес.  Старый вороб...  гово... , что рано пташеч... запе...,  еще будут  моро.... .  Но синич... лишь хвости...  вильну...  и  полете...  за новостя.... . Смотр...,  стало в ле...  тем... .  Побежа... по ле...  позёмка.  Налет...  ветер,  закача...  дерев... . Полетели сугробы с елов... лап. Начал... пурга. Присмире... синич..., сжалась в комоч... .  Ветер рвет её с вет...,  ерошит пёрыш..., леден... голое тель... . Сжалился дятел над синич..., пуст... её в свое запасн... дупло.

16.   Догадайся и прочти текст:

Солн... садит... затучи.Быстрыеласточ... лета…  низко над земл.... . Голосят по двор... пету.... .  Облака вытягива... по неб...длиннымитуманн... прядя.... Это приметы дож....Вот начина... капать дож… .        Редк... капли оставляют темные крапин... на пыльн... дорог...и крыш… .

17. Читай целыми словами. Запиши, за какое время ты прочтёшь слова в столбиках.

Книжка                                        любите                                интересная

Товарищ                                      бегать                                  любимая

Потом                                          побегут                                классная

Самая                                          принесут                             библиотека

Другая                                         помоги                                вот и будет

Решите                                        выбрать                               меняться

Каждый                                       возьмёт                               любите ли

Вместе                                        почитать                              по кругу

 

18. Читай « по кругу» целыми словами столбики и строчки слов.

 

 Решили                                       пустырь                              взрослые

Ёлочки                                         деревца                               посадить

Копали                                         кустики                              молоденькие

Теперь                                          и кустики                           привезли

Полили                                         корешки                             опускали

Молодо                                         и ёлочки                             засыпали

Зелено                                           и полили                             вырастут

 

19. Читай столбики и строчки слов:

 

Времялисята                                мордочки

Лижет                                           лисица                                хвостики

Сядет                                            добычу                               животики

Следить                                        ловить                                подросли

Живёт                                           учатся                                приучать

Тащит                                           покидает                            глубокая

Дерево                                          не покидает                       чистая

Шерсть                                         настало                              сторона


 

 

20. Поставь ударения в каждом слове. Читай скороговорку: тихо, вполголоса, громко.

 

Сорок сорок воровали горох.

Сорок ворон отогнали сорок.

Сорок орлов напугали ворон.

Сорок коров разогнали орлов.

 

21. Читай целыми словами:

 

Угостил                                     завтракал                                 вероятно

Залаяла                                      позавтракал                             медвежонка

Ложится                                    наступили                                с удовольствием

Коридор                                    холода                                      приходить

Хозяин                                      зрители                                     возвращаться

Убежал                                     смотреть                                   проверять

Из  леса                                                  иногда                                                       у любопытных

 

 

 

 

 

 

КАРТОЧКИ-ЗАДАНИЯ ПО ОРИЕНТИРОВКЕ В СТРУКТУРЕ ТЕКСТА

 

Карточка №1.                                                                                            

. .

Прочитай рассказ сам. Выбери заглавие: Соедини его карандашом с рассказом.

-- •: :

 

М а л ь ч и к      и   с т а д  о  .                                    Л  г у н .                                                             В о л к .

 

*<$?•

    Мальчик стерег овец и будто увидал волка, стал звать: «Помогите, волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Так сделал он  и два, и три раза, случилось - и правду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает,

 - не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо.

Л. Толстой

 

Почему мужики не поверили мальчику?                                  

Почему случилась беда?

Что ты думаешь об этом мальчике?

Карточка №2.

Придумай своё заглавие и запиши его.

__________________________________________________________________

 

        У Шарика шубка густая, тёплая, - он всю зиму по морозу бегает. И дом у него без печи, - просто собачья будка, а там соломка постелена. А ему не холодно. Шарик лает, добро стережёт, злых людей да воров во двор не пускает - за это все его любят да сытно кормят.

 

Е. Чарушин

Почему Шарику зимой тепло? Подчеркни эти слова.

За что все любят и сытно кормят Шарика?

 

Карточка № 3.

 

Расположи слова в порядке уменьшения действия:

Идём, несёмся, бежим.

Говорит, шепчет, кричит.

Дождь накрапывал, пошёл, полил как  из ведра.

 

Карточка № 4.

Прочитай предложения, выделяя голосом подчёркнутые слова:

 

Взрослые копали лунки?                     Взрослые копали лунки.

Взрослые копали лунки?                     Взрослые копали лунки.

Взрослые копали лунки?                     Взрослые копали лунки.

 

Карточка № 5.

Придумай вопросы к ответам.

___________________________________________________________________________________________________________________________________?

В саду поспела малина.

___________________________________________________________________________________________________________________________________?

Мама послала собирать малину.

___________________________________________________________________________________________________________________________________?

У Тани в руке лукошко.

 

 

 

 

 

 

Карточка № 6.

Читай целыми словами столбики и строчки слов:

Самыйбольшойпитаются

Зверь                                    небольшой                    растирают

Наших                                 молодой                         крепкий

Лесов                                   тяжёлый                        держаться

В конце                               февраль                          кормятся

Ветви                                   деревья                          наступает

Сквозь                                 не могут                         превращается

 

 

 

Карточка № 7.

Найди и отметь в рассказе текст:

1.     «Как белки зимуют».

2.     «Белки радуются весне».

3.     «Заботы белок летом».

 

У старой сосны.

...У освященной солнцем старой сосны резвятся весёлые проказницы-белки. Радуются они тёплому солнышку, светлой весне. Сменили к весне свои пушистые серые шубки. Рыжими стали у белок их спинки, пышные хвосты.

Всю долгую зиму жили белки в высоком лесу. От ветра и стужи прятались в тёплых гнёздах, забирались в глубокие дупла деревьев. С ёлки на ёлку, с сосны на сосну носились по лесу, грызли смолистые тяжёлые шишки.

Много забот будет летом у белок. Нужно накормить маленьких бельчат, собрать и спрятать в дуплах запасы орехов, насушить грибов…

I

И. Соколов – Микитов.

 

Подчеркни описание белок.

Как автор называет белок? Почему? Подчеркни эти слова.

О ком (о чём) весь рассказ?

 

 

 

Карточка № 8

Наведи порядок! Расположи предложения так, чтобы получился связный рассказ. Для этого установи, что было сначаладалее,  в конце рассказа (1, 2, 3).

 

Лодочка плыла, а дети бежали за, нею, кричали и ничего впереди себя не видели и в лужу упали.

Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде.

Пришла весна, потекла вода.

Л. Толстой

 

 

 

Карточка№ 9

 

 

Что же здесь не так? Составь рассказ правильно (поставь порядковые номера). Расскажи его.

 

Первая охота.                                                                                                                                             \        ?'Й8йщ

Тихонько к ней подкрался щенок, прыг - и ухватился за хвост.

Фыркнул щенок, бросил хвост -и за ней. Да куда там!

А ящерка извернулась, хвост в зубах у него оставила, сама под камень.

Ящерка сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке.

Ящерка давно под камнем сидит, новый хвост отращивает.

В.Бианки

 

 

 

 

 

 

Заключение:

         Бесспорно, на непосредственное чтение учащимся должно уходить на уроке 30 –35 минут. Об этом нельзя забывать. Иначе, о какой беглости чтения можно говорить.

         Эксперименты  показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения.

         Когда дети стали с интересом читать, появилась беглость и осмысленность чтения, заметно повысилась успеваемость и по русскому языку и по математике. Это можно увидеть по результатам проверке чтения и во внеклассных мероприятиях, в которых с удовольствием принимают участие и родители.

         В ходе исследования по формированию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения подтвердились предположения, что развитие навыков чтения будет эффективным, если подобрать текст и понять прочитанное, т.е. создавать «ситуацию успеха», в системе проводить упражнения на выразительность чтения, начиная с самых простых и постепенно усложнять их.

        

 

 

 

Список литературы.

1.     Андреев О. А., Хромов Л. П. «Учитесь быстро читать»: Москва «Просвещение», 1991 год.

2.     Горецкий В. Г., Тикунова Л. И. «Организация текущего и рубежного контроля за усвоением знаний, умений и навыков в процессе обучения детей чтению в начальных классах»: Новая школа, 1994 год.

3.     Костромина С. Н., Нагаева Л. Г. «Как преодолеть трудности в обучении чтению». Упражнения, задания.  Конспекты уроков: Издательство «Ось – 89»; Москва, 1999 год.

4.     Оморокова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. «Преодоление трудностей». – М.:Просвещение, 1990 год.

5.     «Работа с текстами» Дидактический материал к хрестоматии «Задушевное слово» ч. 1 – 2 : Омск, 1999 год.

6.      «Скороговорки, чистоговорки, тараторки»: Новокузнецк, 1992 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Пояснительная записка к сборнику упражнений для повышения техники чтения

Пояснительная записка к сборнику упражнений для повышения техники чтения

Перед тобой слоги, среди которых спрягались знакомые тебе слова

Перед тобой слоги, среди которых спрягались знакомые тебе слова

Прочитай слова. В некоторых забыли добавить мягкий знак на конце слова

Прочитай слова. В некоторых забыли добавить мягкий знак на конце слова

Прочитай слова на скорость:

Прочитай слова на скорость:

Придумай новые слова: - изменив первый звук: точка, лук, лак, день, педаль, макет - изменив последний звук: сыр, сон, сук, мак, стоп 14

Придумай новые слова: - изменив первый звук: точка, лук, лак, день, педаль, макет - изменив последний звук: сыр, сон, сук, мак, стоп 14

Читай целыми словами. Запиши, за какое время ты прочтёшь слова в столбиках

Читай целыми словами. Запиши, за какое время ты прочтёшь слова в столбиках

Сорок сорок воровали горох.

Сорок сорок воровали горох.

КАРТОЧКИ-ЗАДАНИЯ ПО ОРИЕНТИРОВКЕ

КАРТОЧКИ-ЗАДАНИЯ ПО ОРИЕНТИРОВКЕ

Карточка № 3. Расположи слова в порядке уменьшения действия:

Карточка № 3. Расположи слова в порядке уменьшения действия:

Карточка № 6. Читай целыми словами столбики и строчки слов:

Карточка № 6. Читай целыми словами столбики и строчки слов:

Карточка № 8 Наведи порядок!

Карточка № 8 Наведи порядок!

Заключение: Бесспорно, на непосредственное чтение учащимся должно уходить на уроке 30 –35 минут

Заключение: Бесспорно, на непосредственное чтение учащимся должно уходить на уроке 30 –35 минут

Список литературы. 1.

Список литературы. 1.

Сборник упражнений для повышения техники чтения.1 класс

Сборник упражнений для повышения техники чтения.1 класс

Сборник упражнений для повышения техники чтения.1 класс

Сборник упражнений для повышения техники чтения.1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017