Сборник заданий формативного оценивания
Информатика
5 класс
Уважаемый учитель!
Коллективная работа учителей позволила разработать настоящий сборник заданий в качестве обучающего пособия в помощь учителю в рамках внедрения обновленного содержания образования. Задания с критериями оценивания и дескрипторами являются образцами, которые помогут предоставлять обучающимся конструктивную обратную связь по достижению целей обучения, подбирать и разрабатывать аналогичные задания, планировать уроки и проводить формативное оценивание.
Рекомендательный характер сборника предоставляет возможность Вам
адаптировать, дополнять и вносить изменения в задания с учетом возможностей и потребностей обучающихся.
Дополнительные материалы (руководства, презентации, планы и др.), возможность обсуждения на форумах и видеоинструкции Вы можете найти на официальном сайте АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» smk.edu.kz. Плодотворной работы и творческих успехов!
Сборник предназначен для учителей основной школы, методистов, региональных и школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке сборника использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет- сайтах.
Сборник разработан в не коммерческих целях.
Содержание
1 четверть............................................................................................................................................. 4
Раздел «Компьютер и безопасность»................................................................................................ 4
2 четверть.......................................................................................................................................... 13
Раздел «Информация и ее обработка»............................................................................................. 13
3 четверть........................................................................................................................................... 18
Раздел «Алгоритмы в нашей жизни»............................................................................................... 18
Раздел «Рассуждаем и программируем»......................................................................................... 25
4 четверть........................................................................................................................................... 31
Раздел «Разработка и презентация проекта».................................................................................. 31
Тема «Как не навредить себе при работе за компьютером?»
Цель обучения 5.4.1.1 Анализировать последствия нарушения
правил техники безопасности.
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет причины и следствия нарушения
техники безопасности
Уровень мыслительных Применение
навыков
Задание
1. Объясните последствия нарушения правил техники безопасности, согласно указанной ситуации.
Ситуация |
Объяснение |
Ситуация |
Объяснение |
|
|
||
|
|
- объясняет последствия приёма пищи за компьютером;
- объясняет последствия несоблюдения правильной осанки за компьютером;
- объясняет последствия прикосновения к токоведущим частям компьютера;
- объясняет последствия нарушения режима работы за компьютером.
|
5.1.1.1 Объяснять на элементарном уровне назначение процессора и жесткого диска |
Критерий оценивания Уровень мыслительных навыков Задания |
Обучающийся • Определяет назначение процессора и жесткого диска Знание и понимание |
1. Подпишите название устройств.
|
|
1.1 Соотнесите устройство с его назначением.
Название устройства |
|
Назначение |
Процессор |
Ввод информации |
|
Обработка данных |
||
Жесткий диск |
Длительное хранение данных большой емкости |
|
Вывод информации |
- записывает название устройств;
- указывает назначение процессора и жёсткого диска.
Цель обучения |
5.4.2.1 Рассуждать о незаконности копирования чужой работы. |
Критерий оценивания Уровень мыслительных |
Обучающийся • Оценивает последствия незаконного копирования Навыки высокого порядка |
навыков
Задание
Дана ситуация.
Объявлен конкурс проектов «Открытия, которые изменили мир». По условиям конкурса необходимо подготовить проект о 3 великих открытиях.
Азамат нашел в Интернете информацию об открытиях и добавил ее в свой проект. Дополнительную информацию еще об одном открытии он взял у одноклассника, не спросив разрешения и добавил в свой проект. Азамат отправил на конкурс готовый проект.
Определите законность действий Азамата.
Азамат _______________________, потому что____________________________________ _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
- определяет незаконность действий при копировании; - делает выводы о незаконности копирования.
Тема «Как защитить свои данные на компьютере»
|
5.4.2.2 Устанавливать пароль на документы. |
Критерий оценивания Уровень мыслительных |
Обучающийся • Объясняет причину использования пароля • Описывает способ установки пароля на документы Применение |
навыков
Задания
1. Укажите одну из причин защиты документа паролем.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
1.1 Определите последовательность установления пароля на документ.
1.___________
2.___________
3.___________
4.___________
5.___________
6.___________
A |
|
B |
|
C |
|
D |
|
E |
|
F |
- записывает причину использования пароля на документы
- указывает порядок действий установки пароля на документ.
5.1.3.1 Размещать, изменять, скачивать файлы общего доступа
Критерий оценивания Обучающийся
• Размещает, изменяет, скачивает файлы общего доступа
Уровень мыслительных Применение навыков
Задания
1. Укажите пиктограмму папки общего доступа.
1.1 Пронумеруйте последовательность действий размещения файлов в папку общего доступа.
Нажать правой кнопкой мыши → выбрать команду Вставить |
Открыть папку общего доступа |
Выделить файл → выбрать команду Копировать |
Открыть объект Мой компьютер → выбрать объект Сеть |
|
|
|
|
- определяет пиктограмму папки общего доступа;
- устанавливает последовательность действий для размещения файлов в папку общего доступа.
Тема «Открытия, изменившие мир».
5.4.2.2 Устанавливать пароль на документы
Критерий оценивания Обучающийся
Демонстрирует процесс установки пароля на
• документ
Уровень мыслительных Применение навыков Задания 1. Создайте текстовый документ.
2. Установите пароль на данный документ.
3. Опишите последовательность установки пароля.
- создаёт текстовый документ;
-
описывает последовательность установки пароля; - устанавливает пароль на
документ.
5.1.3.1 Размещать, изменять, скачивать файлы общего
Критерий оценивания Уровень мыслительных |
доступа Обучающийся • Размещает файлы общего доступа • Скачивает файлы общего доступа • Изменяет файлы общего доступа Применение |
навыков Задания
Щелкнуть правой клавишей мыши в папке → Выбрать команду Вставить |
Открыть общий компьютер → Открыть нужную папку общего доступа |
Внести изменения в файл |
Открыть Мой компьютер → Выбрать значок Сеть |
Выделить значок файла → Выбрать команду Копировать |
Выделить значок файла в общей папке → Выбрать команду Копировать |
|
|
|
|
|
|
1. Установите соответствие.
Ситуация |
|
Операция |
Мы с одноклассниками корректируем текст и вставляем рисунки в проект. |
Размещение файлов для общего доступа. |
|
Я использую информацию из документов одноклассников. |
Изменение файлов общего доступа. |
|
Одноклассники могут использовать рисунки из моей коллекции. |
Скачивание файлов общего доступа. |
1.1 Укажите порядок действий для размещения файла в общей папке.
Щелкнуть правой клавишей мыши → Выбрать команду Вставить |
Открыть общий компьютер → Открыть нужную папку общего доступа |
Открыть Мой компьютер → Выбрать значок Сеть |
Выделить значок файла на своем компьютере → Выбрать команду Копировать |
|
|
|
|
1.2 Укажите порядок действий по изменению файла в общей папке.
Изменить файл → Сохранить файл |
Открыть общий компьютер → Открыть папку общего доступа |
Открыть Мой компьютер → Выбрать значок Сеть |
Выделить значок файла для изменений → Выбрать команду Открыть |
|
|
|
|
1.3 Выберите действия, соответствующие скачиванию файла из общей папки, и установите их последовательность.
- определяет соответствие между ситуациями и операциями с файлами общего доступа;
- указывает последовательность по скачиванию файлов из папки общего доступа;
- указывает последовательность действий по изменению файлов в папке общего доступа;
- определяет действия по размещению файлов в папке общего доступа;
- указывает последовательность по размещению файла.
Тема «Информация вокруг нас».
Цель обучения Критерий оценивания Уровень мыслительных навыков Задания |
5.2.1.1 Перечислять и представлять информацию в разных формах Обучающийся • Определяет разные формы представления информации Знание и понимание |
1. Укажите вид информации для каждого изображения.
А) это _______________информация.
В) это __________________информация.
Г) это __________________информация.
Д) это __________________информация.
Дескриптор Обучающийся
- записывает формы представления информации.
|
5.2.1.2 Определять и использовать префиксы кило, мега, гига и тера по отношению к единицам измерения информации |
Критерий оценивания Уровень мыслительных |
Обучающийся • Переводит значение из одной единицы измерения в другую Применение |
навыков
Задание
Переведите единицы измерения информации.
8 бит |
_________байт |
24 ГБ |
__________КБ |
16 байт |
_________бит |
3 ТБ |
__________ГБ |
1024 МБ |
_________байт |
16200 байт |
__________КБ |
- переводит биты в байты;
- переводит байты в биты;
- переводит мегабайты в байты;
- переводит гигабайты в килобайты; - переводит терабайты в гигабайты; - переводит байты в килобайты.
5.1.2.1 Объяснять понятие «программное обеспечение»
Критерий оценивания Уровень мыслительных |
Обучающийся • Формулирует определение «программное обеспечение» • Определяет компьютерные программы по типам программного обеспечения Знание и понимание |
навыков Задания
1. Запишите определение.
Программное обеспечение – это_______________________________________
___________________________________________________________________
- даёт определение программного обеспечения.
2. Соотнесите значки компьютерных программ с типами программного обеспечения.
1 2 3 4 5 6 7 8
Системное программное обеспечение |
|
Прикладное программное обеспечение |
|
|
- определяет системное программное обеспечение;
- определяет прикладное программное обеспечение.
5.2.2.2 Создавать и редактировать растровые изображения
Критерий оценивания Уровень мыслительных навыков Задание. |
Обучающийся • Создаёт растровые изображения • Редактирует растровые изображений Применение |
Используя графический редактор, создайте рисунок на тему «Моя Родина – Казахстан».
- выбирает цвет и толщину линий рисунка;
- применяет инструменты для рисования прямоугольников, кругов и других стандартных фигур;
- редактирует растровое изображение, используя операции перемещения;
- редактирует растровое изображение, используя операции копирования;
- редактирует растровое изображение, используя операции удаления.
5.2.1.1 Перечислять и представлять информацию в разных формах
Критерий оценивания Уровень мыслительных |
Обучающийся • Представляет информацию в разных формах Применение |
навыков
Задания
1. Создайте проект на тему «Моя история о родном крае». Используйте в проекте графическую, текстовую, числовую, звуковую информацию.
2. Представьте свой проект.
- Представляет информацию в текстовой форме;
- Представляет информацию в графической форме; - Представляет информацию в звуковой форме;
- Представляет информацию в числовой форме.
Тема «Следуя командам»
Цель обучения Критерий оценивания Уровень мыслительных |
5.3.2.1 Формулировать определение алгоритма Обучающийся • Объясняет термин «Алгоритм» Знание и понимание |
навыков Задания
Составьте определение алгоритма.
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Приведите примеры алгоритма, используя представленные рисунки.
- формулирует определение алгоритма; - приводит пример алгоритма «Сервировка стола»;
- приводит пример алгоритма «Посадка растений».
|
5.3.2.3 Приводит примеры исполнителей и их системы команд |
Критерий оценивания Уровень мыслительных навыков Задания |
Обучающийся • Определяет исполнителей и их системы команд Применение |
1.1 Укажите объекты, с помощью которых исполнителю задаются команды.
|
|
|
|
|
1.2. Дополните систему команд для исполнителя.
Исполнитель |
Команды |
Полоскать _________ ____________________ ____________________ |
|
Сидеть_____________ ____________________ ____________________ |
|
Поиск информации__ ____________________ ____________________ |
- определяет объекты для задания команд исполнителю; - составляет систему команд для разных исполнителей.
5.3.2.2 Представлять алгоритм в словесной форме
Критерий оценивания Обучающийся
• Составляет алгоритм в словесной форме
Уровень мыслительных Применение навыков Задания
1. Запишите алгоритм действий ученика по дороге из дома в школу.
«Выйти из дома» 1. Повернуть направо 2. Идти вперёд 2 шага 3. _______________________ 4. _______________________ 5. Повернуть направо 6. _______________________ 7. _______________________ 8. _______________________ 9. Повернуть направо 10. Идти вперёд 1 шаг |
- использует команды налево/направо; - использует команду вперёд.
2. Составьте алгоритм пути из точки А в точку В для Робота, который умеет выполнять команды «Вперед на 1 шаг», «Поворот направо», «Поворот налево».
______________________
______________________ А
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
______________________
______________________
______________________
______________________
______________________
______________________
В
- определяет количество команд;
- записывает словесный алгоритм, используя систему команд.
: |
5.3.2.3 Приводить примеры исполнителей и их системы команд |
Критерий оценивания |
Обучающийся • Составляет систему команд исполнителя |
Уровень мыслительных навыков |
Навыки высокого порядка |
Задание
Запишите систему команд для Исполнителя, чтобы дойти из точки А в точку В.
|
- использует команды «Вперёд»;
- использует команды «Повернуть направо»/
«Повернуть налево»;
- задаёт систему команд для исполнителя.
5.3.2.2 Представлять алгоритм в словесной форме
Критерий оценивания Уровень мыслительных |
Обучающийся • Составляет алгоритм в словесной форме Навыки высокого порядка |
навыков Задание
Определите кратчайший путь ракеты до планеты Юпитер. Запишите алгоритм полёта.
Система команд: Вперед (1 шаг), Налево, Направо.
Примечание: 1 клетка – 1 шаг.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
- выбирает кратчайший путь; - записывает алгоритм.
Тема «Найти выход из виртуального лабиринта»
|
5.3.2.3 Приводить примеры исполнителей и их системы команд |
Критерий оценивания Уровень мыслительных навыков Задание |
Обучающийся • Определяет систему команд для выхода из лабиринта Навыки высокого порядка |
Определите Исполнителя и его Систему Команд по виртуальному лабиринту. http://gamelayer.ru/logicheskie-igry/labirinty
Исполнитель __________________________________________________
Система команд
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
- определяет исполнителя в виртуальном лабиринте; - перечисляет команды исполнителя.
Тема «Найти выход из виртуального лабиринта»
Критерий оценивания Уровень мыслительных |
5.3.2.2 Представлять алгоритм в словесной форме Обучающийся • Составляет алгоритм в словесной форме Применение |
навыков Задание
Запишите алгоритм движения Божьей Коровки до дома.
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
- определяет количество команд;
- использует команды «Вперёд»;
- использует команды «Повернуть направо»/ «Повернуть налево».
Тема «Моя первая программа»
Цель обучения 5.3.2.2 Представлять алгоритм в словесной форме
Критерий оценивания Обучающийся
• Описывает алгоритм в словесной форме
Уровень мыслительных Применение
навыков
Задания
1. Дария создала программу. Составьте комментарий, объясняющий значение скрипта. Определите название объекта.
Скрипт |
Комментарий |
Объект |
Название |
|
|
||
|
|
- записывает комментарий к скрипту по созданию фона; - пишет комментарий к скрипту для спрайта;
- определяет названия объектов «сцена», «спрайт».
|
5.3.2.2 Представлять алгоритм в словесной форме Обучающийся |
Критерий оценивания Уровень мыслительных навыков Задания |
• Использует команды алгоритма в словесной форме Применение |
1. Укажите команду, которая используется при описании условия в алгоритме.
Когда - Тогда |
Если - То |
Повторить |
Если - Поэтому |
|
|
|
|
2. Алишер создал программу в Scratch.
2.1 Опишите условие, которое выполняет данный скрипт.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
2.2 Используя скрипт, опишите действия, которые выполняет Спрайт 1, если условие истинно.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
- находит команду условия в алгоритме;
- описывает условие в заданном скрипте;
- записывает действия для Спрайта 1 при истинности условия.
5.3.3.1 Использовать команды ветвления в игровой среде программирования (Лого, Scratch и т.п.)
Критерий оценивания Обучающийся
• Создаёт программу, используя команды ветвления Уровень мыслительных Навыки высокого порядка навыков
1. Айша создала открытку. Напишите программу для анимации букв, используя команды ветвления.
Дескриптор |
Обучающийся |
- записывает команды условия истинности; - записывает команды ложного условия; - запускает программу на выполнение.
5.3.3.2 Использовать команды цикла в игровой среде программирования (Лого, Scratch и т.п.)
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет команды цикла
• Сравнивает команды цикла Уровень мыслительных Применение
Задания
1. Укажите команды цикла, используемые в игровой среде программирования Scratch.
|
|
|
|
|
- находит команды цикла.
2. В таблице представлены изображения.
Интерфейс программы |
Скрипт «Водолаз» |
Скрипт «Рыбка» |
|
|
Опишите различия в скриптах «Водолаз» и «Рыбка». Объясните свой ответ.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
- определяет различия в алгоритмах цикла;
- в описании различий использует команды «повторить» и «всегда».
Критерий оценивания Уровень мыслительных навыков Задание |
5.3.2.2 Представлять алгоритм в словесной форме Обучающийся • Разрабатывает алгоритм для создания программы Навыки высокого порядка |
1. Составьте алгоритм движения для указанной сцены, используя программу Scratch.
Сцена
- использует команду «всегда»;
- использует команду «повторить»;
- записывает последовательность команд.
5.3.3.1 Использовать команды ветвления в игровой
среде программирования (Лого, Scratch и т.п.)
Обучающийся
• Создаёт проект, используя команды ветвления
Уровень мыслительных Навыки высокого порядка навыков
Задание
1. Составьте проект, в котором пользователь может управлять объектом с помощью стрелок на клавиатуре.
Примечание:
1. При нажатии клавиши «Вверх» - самолет поднимается вверх на 5 шагов.
2. При нажатии клавиши «Вниз» - самолет спускается вниз на 5 шагов.
3. При нажатии клавиши «Налево» - самолет движется налево на 5 шагов.
4. При нажатии клавиши «Вправо» - самолет движется вправо на 5 шагов.
Интерфейс программы.
- использует команды ветвления;
- составляет условие для указанных клавиш;
- указывает действие в случае истинности условия.
Тема «Создание анимации»
Цель обучения 5.3.2.2 Представлять алгоритм в словесной форме
• Составляет алгоритм в словесной форме по заданному скрипту
Уровень мыслительных
Применение
навыков
Задание
Изучите скрипт и составьте алгоритм.
Интерфейс программы Скрипт
Словесный алгоритм
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
- использует команду «всегда»;
- использует команды «если»;
- записывает последовательность команд.
Тема «Создание анимации».
5.3.1.1 Создавать анимацию объектов и событий в
игровой среде программирования (Лого, Scratch и т.п.)
Обучающийся
• Составляет скрипт для анимации объектов
• Составляет скрипт для анимации событий согласно заданным условиям Уровень мыслительных Навыки высокого порядка навыков
Задание
1. Составьте проект «Подводный мир», соблюдая следующие условия: A) Акула охотится за рыбками.
B) Если акула касается рыбки, то она увеличивается в размере.
C) По дну перемещается краб.
D) При нажатии клавиши «Пробел», проект завершается.
Интерфейс проекта
- определяет объекты анимации;
- программирует события для объектов;
- использует команду ветвления при касании рыбки;
- составляет условие для завершения анимационного проекта.
5.3.3.1 Использовать команды ветвления в игровой среде программирования (Лого, Scratch и т.п.)
Критерий оценивания Обучающийся • Создаёт проект, используя команды ветвления
Уровень мыслительных Навыки высокого порядка навыков Задание
Создайте проект, соблюдая следующие условия:
A) Спрайт 1 издает устрашающий звук, если пользователь наводит курсор мыши.
B) Спрайт 2 двигается по горизонтали.
C) Если Спрайт 2 доходит к краю сцены, он разворачивается в обратную сторону, при этом издаёт звук «BabyCry».
D) Если пользователь нажал клавишу «Пробел», то проект завершается.
Интерфейс программы
- использует команду ветвления в скрипте для Спрайта 1;
- использует команду ветвления в скрипте для Спрайта 2; - составляет составное условие для Спрайта 2; - определяет действие, если условие истинно.
5.3.3.2 Использовать команды цикла в игровой среде программирования (Лого, Scratch и т.п.)
Обучающийся
• Определяет команды цикла в скрипте • Составляет скрипт, используя команды цикла
Уровень мыслительных Навыки высокого порядка.
навыков
Задание
1. Укажите команду цикла и опишите её назначение.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
2. Составьте скрипт для повторения действия 10 раз.
______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
- находит команду циклической структуры в скрипте;
- объясняет назначение команды циклической структуры в скрипте; - составляет скрипт на повторение действия.
5.2.2.1 Эффективно организовывать документ для печати (устанавливать параметры страницы, выполнять предварительный просмотр и т.д.)
Критерий оценивания Уровень мыслительных навыков Задания |
Обучающийся • Устанавливает параметры документа • Выполняет предварительный просмотр редактирование документа Применение |
и |
1. Установите следующие параметры для подготовки документа на печать: Ориентация - книжная
Поля -
верхнее |
2 см |
левое |
2 см |
нижнее |
2 см |
правое |
2 см |
Размер страницы - А4
ширина |
29,7 см |
высота |
21 см |
1.1 Проверьте параметры документа через предварительный просмотр.
- устанавливает ориентацию документа; - устанавливает поля;
- устанавливает размеры страницы; - предварительно просматривает документ.
Тема «Подготовка документа к печати»
5.4.2.1 Рассуждать о незаконности копирования чужой работы
• Оценивает последствия незаконного копирования
Уровень мыслительных
Знание и понимание
навыков
Задание
Ответьте на следующие вопросы:
• Приведите примеры незаконного копирования чужой работы.
• Как вы поступите, если столкнётесь с незаконным копированием?
• Какие последствия могут возникнуть при незаконном копировании?
- приводит примеры копирования;
- приводит примеры своих действий;
-
определяет последствия незаконного копирования.
5.4.2.2 Устанавливать пароль на документы
Критерий оценивания Уровень мыслительных навыков Задание |
Обучающийся • Определяет алгоритм установки пароля на документы Применение |
1. Установите пароль на текстовый документ.
2. Опишите процесс установки пароля.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
- устанавливает пароль на документы;
- составляет порядок действий установки пароля.
Цель обучения 5.1.3.1 Размещать, изменять, скачивать файлы общего доступа
• Выполняет операции с файлами общего доступа Уровень мыслительных Применение навыков
Задание
1. Создайте проект.
2. Разместите свой проект в папке общего доступа.
3. Представьте проект.
- создаёт проект;
- размещает проект в папку общего доступа; - проводит презентацию проекта.
5.3.1.1 Создавать анимацию объектов и событий в игровой среде программирования (Лого, Scratch и т.п.)
• Создаёт проект с анимацией объектов и событий
Уровень мыслительных Навыки высокого порядка навыков Задание
1. Разработайте критерии оценивания проекта с анимацией объектов и событий.
2. Создайте проект с анимацией объектов и событий.
3. Представьте и оцените свой проект.
- составляет критерии оценивания;
- создаёт проект;
- создаёт анимацию объектов;
- создаёт события;
- проводит презентацию проекта; - оценивает проект.
Сдано в набор 25.07.2017. Подписано в печать 27.07.2017.
Формат 60х84/8. Бумага офисная 80 гр/м2. Печать цифровая.
Усл. печ. л.4,2. Тираж 18 экз. Заказ № 1574 Отпечатано в типографии ЧУ «Центр педагогического мастерства» 010000. г. Астана, ул. №31, дом 37а. e-mail: info@cpm.kz
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.