Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса
Оценка 5

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
математика +1
4 кл
19.06.2018
Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса
Является необходимым методическим материалом для развития одаренности обучающихся 4 класса. Каждое задание, включенное в сборник имеет свою цель, инструкцию и описание к выполнению. Задания разработаны на основе методов и приёмов ТРИЗ-технологии. Сборник заданий разработан с учетом возрсатных особенностей обучающихся 4 класса.
Сборник.docx
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Свердловской области «Камышловский педагогический колледж» Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ- технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса 2018 г. Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ­технологии, как средство развития одаренности   в   познавательной   деятельности   у   обучающихся   4   класса/   сост.   Е.В. Мягкоступова. Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2018 Руководитель: Устьянцева И.Ю., преподаватель психолого­педагогических дисциплин. Рецензент: Якимова А.В., преподаватель психолого­педагогических дисциплин. Данный   сборник   включает   задания,   направленные   на   развитие   одаренности   в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса. Выполняя изобретательские или открытые задания, обучающиеся будут не просто развивать фантазию, но учиться думать системно,   понимая   суть   происходящих   процессов,   явления.   Задания   в   сборнике структурированы по разделам в  соответствии  с учебными предметами,  каждое  задание разработано в соответствии с темами, заявленными в программе УМК «Перспектива» по учебным предметам: литературное чтение, окружающий мир, математика, русский язык для 4 класса. Материалы сборника могут представлять интерес для учителей начальной школы и студентов педагогических специальностей при разработке и проведении учебных занятий по литературному чтению, окружающему миру, математике, русскому языку. ©ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2018 2 Пояснительная записка.................................................................................4 Раздел 1. Задания, разработанные на основе ТРИЗ-технологии по литературному чтению............................................................................................7 Оглавление Раздел 2. Задания, разработанные на основе ТРИЗ-технологии по окружающему миру................................................................................................13 Раздел 3. Задания, разработанные на основе ТРИЗ-технологии по русскому языку.......................................................................................................20 Раздел 4. Задания, разработанные на основе ТРИЗ-технологии по музыке ................................................................................................................................. 26 Раздел 4. Задания, разработанные на основе ТРИЗ-технологии по математике.............................................................................................................28 Список литературы......................................................................................34 3 Пояснительная записка В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно   мыслящих,   творческих,   активных,   способных   нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных обучающихся, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования. В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013­2020 годы основным мероприятием является выявление и поддержка одаренных детей и молодежи, которое направлено на создание условий для развития молодых талантов и детей с высокой мотивацией к обучению как важного условия повышения качества человеческого капитала страны. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального общего   образования   акцентирует   внимание   на   том,   что   социальный   заказ общества   ориентирован  на   творческую,   активную   личность,   способную проявить   себя   в   нестандартных   условиях,   гибко   и   самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Это   находит   отражение   в   создании   новых   условий   обучения   школьников, направленных на оптимальное развитие одаренных и способных детей. Огромными возможностями для развития одаренности является ТРИЗ­ технология,   так   как   она   позволяет   развивать   творческие,   познавательные способности   младших   школьников.   ТРИЗ­педагогика   –   инновационное педагогическое   направление,   система   развивающего   обучения   с направленностью на развитие творческих качеств личности, входит в состав современных образовательных технологий. Главная особенность ТРИЗ – технологии заключается в том, что в ней практически отсутствуют интуитивные варианты поиска решения, а основной упор   перенесен   на   осознанные   операции   мышления.     Основу   ТРИЗ   – технологии   составляют   творческие   задания.   По   мнению   Филичевой   И.В., творческим   заданием   является   такая   форма   организации   учебной информации, где вместе с заданными условиями и неизвестными данными, содержится   указание   учащимся   для   самостоятельной   творческой деятельности, которая направлена на реализацию их личностного потенциала и получение требуемого образовательного продукта. 4 Одним   из   средств   развития   одаренности   в   познавательной деятельности   младших   школьников   являются   задания,   разработанные   на основе ТРИЗ­технологии. На основе анализа литературы (Г.С. Альтшуллер, В.А. Бухвалов, М.А. Данилов,   А.М.   Матюшкин   и   др.)   выделяют   следующие   требования   к заданиям на основе ТРИЗ­технологии: открытость   (содержание   проблемной   ситуации   либо противоречия)   –   для   формирования   познавательных   логических   УУД   в творческих заданиях должно присутствовать такое содержание, с помощью которого дети имели бы возможность отыскать новое решение имеющейся проблемы; возможность различных способов решения – это значит, что дети должны перебрать различные варианты решения данной проблемы и в конце прийти к одному наиболее правильному и оптимальному; учет   актуального   уровня   развития   и   учет   возрастных особенностей учащихся – задания должны быть соразмерны возможностям младших   школьников.   Преподаватель   должен   использовать   для   этого принцип дифференциации обучения.    Задания, представленные в сборнике разнообразны по содержанию и степени   сложности   задании,   задания,   разработаны   с   учетом   возрастных особенностей   учащихся,   требований   ФГОС   НОО   и   общепедагогических принципов,   представленные   в   сборнике   задания   способствуют   развитию одаренности младших школьников. Целью данного сборника является подбор и систематизация заданий на основе ТРИЗ­технологии   по учебным предметам УМК «Перспектива» для 4 класса. Исходя из цели выделяются следующие задачи: 1.   Отбор   и   анализ   заданий   по   учебным   предметам   УМК «Перспектива», направленных на развитие одаренности в познавательной деятельности обучающихся 4 класса. 2. Распределение отобранных заданий по разделам в соответствии с предметами   и   темами   заявленными   в   учебной   программе   по   учебным предметам УМК «Перспектива» для 4 класса. 3.   Оформление   сборника   в   соответствии   с   требованиями, предъявляемыми к оформлению методических материалов. Задания   в   сборнике   структурированы   по   разделам   в   соответствии   с учебными предметами, каждое задание разработано в соответствии с темами, заявленными   в   программе   УМК   «Перспектива»   по   учебным   предметам: литературное чтение, окружающий мир. Каждое задание имеет связь с методами и приёмами ТРИЗ­технологии, имеет свою цель и инструкцию к выполнению. Регулярное   использование   заданий   подобного   типа   в   учебной деятельности   будут   способствовать   развитию   формирование   у   детей 5 творческого мышления, воспитание творческой личности, подготовленной к решению   нестандартных   задач   в   различных   областях   действительности. Использование на уроках ТРИЗ технологии позволит развивать одаренность детей в познавательной деятельности. Материалы   сборника   могут   представлять   интерес   для   педагогов начальной школы и студентов педагогических специальностей при разработке и   проведении   учебных   занятий   по   литературному   чтению,   окружающему миру, математике, русскому языку, музыке. 6 Раздел 1. Задания, разработанные на основе ТРИЗ­технологии по литературному чтению Задание  1 по теме: М.Ю. Лермонтов. Тифлис. Дары Терека.  Прием ТРИЗ: создай паспорт Цель: формирование умения выделять существенные и несущественные   создавать   краткую   характеристику признаки   изучаемого   явления, лирического героя. Инструкция: составь паспорт лирического героя. Описание: Паспорт лирического героя Имя Создатель Прописка Где  живет? Внешний  вид Личные  качества Отношени е автора Задание 2 по теме: М.Ю. Лермонтов. Крестовая гора. Утёс. Приём ТРИЗ­технологии: синквейн. Цель:   развитие   мыслительной   операции   –   синтез,   развитие   умения кратко выражать свое отношение к прочитанному. Инструкция: прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Крестовая гора. Утес» и составьте синквейн. Описание: Порядок составления синквейна 1 строка – 1 существительное (тема) 2 строка – 2 прилагательных (раскрывающие тему) 3 строка – 3 глагола (описывающие действия по теме) 4 строка – предложение (отношение к теме) 5 строка – 1 слово­резюме (синоним темы) Задание 3 по теме: М.Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.  7 Приём ТРИЗ­технологии: составление загадок. Цель:  развитие   фантазии,   ассоциативного   мышления,   формирование умения выделять особенности героев произведения. Инструкция:  прочитайте произведение М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» и составьте загадку по алгоритму. Описание: Алгоритм составления загадки 1. 2. Выбери объект. На что похож объект? Какой? (2­3 сравнения). Что делает? Кто делает также? 3. 4. 5. Чем отличается? Вставить слова «Как», «но», «но не», «а не». Прочитать загадку. Задание 4 по теме: М.Ю. Лермонтов. Бородино.  Приём ТРИЗ­технологии: письмо с дырками. Цель:  развитие   критического   мышления,   памяти,   воображения; способствовать запоминанию стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» Инструкция:  восстанови   содержание   текста   из   отрывка   М.Ю. Лермонтова «Бородино». Описание:  — Скажи­ка, дядя, ведь не даром Москва,________________, Французу отдана? Ведь _________ схватки боевые, Да, говорят, еще какие! _________ помнит вся Россия Про день Бородина! — Да, _________ в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Плохая им __________ доля: Немногие_____________... Не будь на то господня воля, _____________ Москвы! Задание 5 по теме: Л.Н. Толстой. Maman (из повести «Детство»). Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение Приём ТРИЗ­технологии: паспорт литературного героя. автора к герою. 8 Цель: формирование умения выделять существенные и несущественные   создавать   краткую   характеристику признаки   изучаемого   явления, лирического героя. Инструкция: составь паспорт лирического героя. Описание: Паспорт лирического героя Имя Создатель Прописка Где живет? Внешний  вид Личные  качества Отношение автора Задание 6 по теме:  Л.Н. Толстой. Ивины. Герои рассказа. Приём ТРИЗ­технологии: раскадровка. Цель: формирование умения составлять план произведения при помощи иллюстраций,   формирование   умения   видеть   и   понимать   логику   сюжета произведения. Инструкция:  внимательно   прочитай   произведение   Л.Н.   Толстого. Ивины и схематично изобрази мультфильм данного произведения. Задание 7 по теме:  И. Никитин. Когда закат прощальными лучами... Приём ТРИЗ­технологии: «ТРИ АШЫПКИ» Цель:  развитие   критического   мышления, способствовать быстрому запоминанию текста.   памяти,   внимания; Инструкция:  найдите 3 ошибки в тексте стихотворения И.Никитина. «Когда закат прощальными тучами» Описание: Иван Никитин Когда закат прощальными лучами... (1851) Когда закат прощальными лучами Спокойных вод озолотит стекло, И ляжет тень ночная над полями, И замолчит веселое село, И на светах и на траве душистой Блестит роса, посланница небес И тканию тумана серебристой Оденется темнокудрявый лес,— 9 Задание 8 по теме: Н. Некрасов. Мороз, Красный нос. Приём ТРИЗ­технологии: синтез пословиц. Цель:  формирование аналитических способностей, развитие фантазии, умение определять мораль произведения. Инструкция: составь пословицу в виде совета или жизненного правила для одного из героев произведения Н. Некрсова «Мороз, Красный нос».  Описание:  С какою­то отрадой понятной На божий мир я в этот час гляжу И в тишине природы необъятно Покой уму и сердцу нахожу; И чужды мне земные впечатленья, И так светло во глубине души: Мне кажется, со мной в уединеньи Тогда весь мир беседует в тиши.   Модель составления пословицы 1. 2. 3. Кто … (характер), тот (результат). Кто … (действие), тот (результат). Кто … (цель), тот (результат). Задание  9 по теме: М.Ю. Лермонтов. Горные вершины Прием ТРИЗ: создай паспорт Цель: формирование умения выделять существенные и несущественные   создавать   краткую   характеристику признаки   изучаемого   явления, лирического героя. Инструкция: составь паспорт лирического героя. Описание: Паспорт лирического героя Имя Создатель Прописка Где живет? Внешний вид Личные качества Отношение  автора Задание 10 по теме: И.А. Бунин. Ещё холодно и сыро... Приём ТРИЗ­технологии: раскадровка. 10 Цель: формирование умения составлять план произведения при помощи иллюстраций,   формирование   умения   видеть   и   понимать   логику   сюжета произведения. Инструкция:  внимательно прочитай произведение И.А. Бунина «Ещё холодно и сыро» и схематично изобрази план данного произведения.   Задание 11 по теме:  И. А. Бунин. Гаснет вечер, даль синеет… Приём ТРИЗ­технологии: «ТРИ АШЫПКИ» Цель:  развитие   критического   мышления, способствовать быстрому запоминанию текста.   памяти,   внимания; Инструкция:  найдите 3 ошибки в тексте стихотворения И.А. Бунина «Гаснет вечер, даль синеет» Гаснет вечер, даль синеет, Солнышко лучится, Степь да степь кругом ­ и всюду Нива колосится! Пахнет медом, зацветает Белая гречиха... Звон к вечерне из деревни Долетает тихо... А вдали кукушка в роще Медленно кукует... Счастлив тот, кто на работе В поле заночует! Стихнет вечер, скрылось солнце, Лишь закат краснеет... Счастлив тот, кому зарею Теплый ветер веет; Для кого мерцают кротко, Светятся с приветом В темном небе темной ночью Звезды тихим светом; Кто устал на ниве за день И уснет глубоко Мирным сном под звездным небом На степи далёкой! Задание 12 по теме: Л.Н. Толстой. Мудрый старик Приём ТРИЗ­технологии: «Хорошо­плохо» Цель: формирование умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; устанавливать причинно­следственные связи; строить логические цепочки рассуждений и приводить доказательства.  Инструкция: прочитайте басню Л.Н. Толстого «Мудрый старик»,. Как вы думаете, хорошо или плохо поступил старик? Разделитесь на две группы 11 «хорошо»   и   «плохо».   Докажите   точку   зрения   вашей   группы,   приведите аргументы. Описание: Плюс Минус Задание 13 по теме: Л.Н. Толстой. Петя Ростов Приём ТРИЗ­технологии: причина – факт – следствие. Цель:  формирование   умения  определять   причинно   —   следственную связь осуществлять мини­исследование. Инструкция:  прочитайте   произведение   Л.Н. Толстого  «Петя Ростов», перед вами следствие, ваша задача   ­   определить   факт   и следствие данной ситуации. Описание: Факт: Причина: Следствие:  «Сколько убитых видел Денисов! Но, может быть, только над телом этого мальчика он окончательно понял, что с каждым убитым уходит целый мир — и уходит безвозвратно». Задание 14 по теме: И.А. Крылов. Ворона и лисица Приём ТРИЗ­технологии: нестандартный ход в урок. Цель:  включение   в   активную   мыслительную   деятельность; формирование умения определять тему урока. Инструкция:  перед   вами   жетоны   с   изображениями,   необходимо разбиться на тройки таким образом, чтобы все иллюстрации были разными. Что объединяет эти иллюстрации? Описание: 12 Задание 15 по теме: Л.М. Горький. Отрывок из очерка «Как я учился» Приём ТРИЗ­технологии: ПОПС­формула Цель:  формирование   умения   формулировать   своё   мнение, аргументировать его. Инструкция: прочитайте отрывок из очерка «Как я учился» и ответьте на вопрос: «Почему автор призывает нас читать книги?», используя ПОПС­ формулу. Описание: «П» ­ позиция (в чем заключается ваша точка зрения) – я считаю, что… «О» ­ обоснование (довод в поддержку вашей позиции) ­ … потому, что … … ,например,… «П» ­ пример (факты, иллюстрирующие довод) ­ «С» ­ следствие (вывод, призыв к принятию вашей позиции) ­ … поэтому … Раздел 2. Задания, разработанные на основе ТРИЗ­технологии по окружающему миру Задание 1 по теме: Золотой век театра и музыки Приём ТРИЗ­технологии: нестандартный ход в урок. Цель:  включение   в   активную   мыслительную   деятельность; формирование умения определять тему урока. Инструкция:  перед   вами   жетоны   с   изображениями,   необходимо разбиться на тройки таким образом, чтобы все иллюстрации были разными. Что объединяет эти иллюстрации? Описание: 13 Задание 2 по теме: Расцвет изобразительного искусства и литературы Приём ТРИЗ­технологии: раскадровка. Цель: формирование умения составлять план произведения при помощи иллюстраций, формирование умения видеть и понимать логику сюжета. Инструкция:  внимательно   прочитай   информацию   на   странице  64­67, представь план текста в виде раскадровки. Описание: Алгоритм работы 1. Прочитай текст. 2. Раздели его на части. 3.Составь раскадровку. Новый кадр рисуем тогда, когда меняется место  действия, появляется герой, либо резко меняется ситуация. Задание 3 по теме: В поисках справедливости Приём ТРИЗ­технологии: синквейн. Цель:   развитие   мыслительной   операции   –   синтез,   развитие   умения кратко выражать свое отношение к прочитанному. Инструкция:  прочитайте информацию на страницах 68­71 об истории России в начале 20 века и составьте синквейн. Описание: Порядок составления синквейна 1 строка – 1 существительное (тема) 2 строка – 2 прилагательных (раскрывающие тему) 3 строка – 3 глагола (описывающие действия по теме) 4 строка – предложение (отношение к теме) 5 строка – 1 слово­резюме (синоним темы) Задание 4 по теме: Век бед и побед. Метод ТРИЗ­технологии: мозговой штурм. 14 Цель:  развитие   способности   к   анализу,   стимулирование   творческой активности в поиске решения проблемы. Инструкция:  после   разрухи   во   время   мировой   и   Гражданской   войн Россия   начала   строить   заводы,   фабрики,   электростанции.   Крестьяне   стали применять   в   земледелии   сельскохозяйственные   машины   и   объединяться   в колхозы.   Как   вы   думаете,   правильный   ли   способ   восстановления   страны выбрали   наши   соотечественники?   Почему?   Предложите   свой   способ восстановления страны после разрухи во время войн. Задание 4.1 по теме: Век бед и побед. Приём ТРИЗ­технологии: «ТРИ АШЫПКИ» Цель:  развитие   критического   мышления, способствовать быстрому запоминанию текста.   памяти,   внимания; Инструкция: найдите 3 ошибки в отрывке из текста учебника. Описание: Через двадцать лет после революционных преобразований, в 1937  году,  Россия   приняла   участие   во   всероссийской   выставке   в   Париже. Первая после окончания войны Первой мировой войны выставка проходила под   девизом   "Культура   и   техника   в   современной   жизни".   Это   был   смотр достижения   вех   стран   мира.   Советский   павильон,   созданный   по   проекту архитектора   Бориса   Михайловича   Иофана,   отражал   идею   торжества творческих   способностей   человека.   Это   была   почти   26­   метровая скульптурная группа "Рабочий и колхозница". Задание 5 по теме: Вставай, страна огромная! Приём ТРИЗ­технологии: ложная альтернатива. Цель:  развитие   аналитических   способностей,   развитие   внимания, памяти. Инструкция: ответьте на вопросы. Описание:  1. Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1942 года или 22 июня 1943 года? 2. В   первые   дни   войны   совершил   подвиг   экипаж   лётчиков   под командованием   Николая   Францевича   Гастелло.   Вражеский   снаряд   пробил бензобак, и самолет загорелся. Какой выбор был у экипажа: гибель или плен? Как было названо наступление советских войск на белорусском 3. направлении летом 1944 года: «Блокада» или «Центр»? Задание 5.1  по теме: Вставай страна огромная! Приём ТРИЗ­технологии: раскадровка. Цель:  формирование   умения   составлять   план   текста   при   помощи иллюстраций, формирование умения видеть основные события войны. 15 Инструкция:  схематично   изобрази   основные   события   ВОВ   в   виде кадров мультфильма или кинофильма.   Задание 6  по теме: Трудовой фронт России. Приём ТРИЗ­технологии: синквейн. Цель:   развитие   мыслительной   операции   –   синтез,   развитие   умения кратко выражать свое отношение к прочитанному. Инструкция:  прочитайте   информацию   о   подвиге   ленинградцев   на странице 87 и составьте синквейн. Описание: Порядок составления синквейна 1 строка – 1 существительное (тема) 2 строка – 2 прилагательных (раскрывающие тему) 3 строка – 3 глагола (описывающие действия по теме) 4 строка – предложение (отношение к теме) 5 строка – 1 слово­резюме (синоним темы) Задание 6.1 по теме: Трудовой фронт России Метод ТРИЗ­технологии: «письмо с дырками». Цель:  развитие   критического   мышления, закрепление представлений о трудовом фронте России.   памяти,   внимания; Инструкция: предложениях.  прочитай   текст   учебника  и   заполни   пропуски   в Описание: В дни наступления войны работники тыла эвакуировали… 1. Из западных областей заводы эвакуировали в … 2. 3. … … мужчин занимали женщины и подростки. Участники трудового фронта удостаивались … 4. 5. Во время войны … … сооружать противотанковые рвы. Задание 7 по теме: «Нет в России семьи такой…» Метод ТРИЗ­технологии: типовое фантазирование. Цель: развитие умения делать фантастические преобразования объекта по какому­либо признаку. Инструкция: Во время ВОВ каждая семья была духовным сокровищем каждого   человека.  В  каждой  семье,  преодолевая   боль   разлуки  с  родными, ждали писем с фронта, а на фронте солдаты ждали весточек из родного дома. Благодаря   верности,   преданности   и   заботе   семьи   была   одержана   победа страны. Поэтому семью во время ВОВ называют духовным сокровищем. Как 16 ты думаешь, почему? Создай словесный портрет   семьи будущего, которую можно было бы назвать духовным сокровищем человека. Задание 8 по теме: После Великой войны. Метод ТРИЗ­технологии: мозговой штурм. Цель:  развитие  способности   к   анализу,   стимулирование   творческой активности в поиске решения проблемы. Инструкция: предложи свой способ по решению проблемы. Описание: Советский   союз   потерял   в   ВОВ   27   миллионов   человек   –   солдат   и мирных жителей. Это почти четверть населения страны. Не хватало рабочих рук в городах и селах. Как бы вы решили проблему нехватки рабочих рук? Задание 9 по теме: После Великой войны. Приём ТРИЗ­технологии: Создай паспорт. Цель: формирование умения выделять существенные и характеристику лирического героя. Инструкция: составь паспорт героя ВОВ, используя текст учебника по теме: После Великой войны. Паспорт героя Описание: Имя Создатель Прописка Где живет? Внешний вид Личные качества Твое личное  отношение Задание 10 по теме: Достижения 1950 – 1970 годов. Метод ТРИЗ­технологии: синектика (приём личностных аналогий). Цель: развитие умения  отождествлять себя с проблемной ситуацией в рамках заданного образа. Инструкция: представь себя выдающимся ученым 1950 – 1970­х годов. Какой вклад в отечественную и мировую науку ты бы внес? Задание 11 по теме: Экскурсия в музей боевой славы. Приём ТРИЗ­технологии: составление загадок. Цель: развитие фантазии, ассоциативного мышления. Инструкция: прочитайте информацию в учебнике о музее боевой славы и составьте загадку по алгоритму. 17 Описание: Алгоритм составления загадки 1. 2. Выбери объект. На что похож объект? Какой? (2­3 сравнения). Что делает? Кто делает также? 3. 4. 5. Чем отличается? Вставить слова «Как», «но», «но не», «а не». Прочитать загадку. Задание 12 по теме: Современная Россия Приём ТРИЗ­технологии: причина – факт – следствие. Цель:  формирование   умения  определять   причинно   —   следственную связь осуществлять мини­исследование. Инструкция:  прочитайте текст учебника на странице 102­105, перед вами следствие, ваша задача ­ определить факт и причину  данной ситуации. Описание: Факт: Причина: Следствие:  От того, какова жизнь сейчас, зависит и будущее страны. Настоящее – мост между прошлым и будущим. Задание 13 по теме: Хороша честь, когда есть, что есть Приём ТРИЗ­технологии: «Хорошо­плохо» Цель: формирование умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; устанавливать причинно­следственные связи; строить логические цепочки рассуждений и приводить доказательства.  Инструкция:  прочитайте   информацию   на   странице   106­109.   Как   вы думаете,   хорошо   или   плохо   употреблять   в   пиу   продукцию   сельского хозяйства? Разделитесь на две группы «хорошо» и «плохо». Докажите точку зрения вашей группы, приведите аргументы. Описание: Плюс Минус Задание 14 по теме: Умная сила России 18 Метод ТРИЗ­технологии: мозговой штурм. Цель:  развитие   способности   к   анализу,   стимулирование   творческой активности в поиске решения проблемы. Инструкция:    Россияне   должны   применять   достижения   науки   для процветания Отечества. А еще надо развивать партнёрские и побратимские связи   в   России   и   за   рубежом.   Как   вы   думаете,   правильный   ли   способ укрепления   друэбы   между   народами   выбрали   наши   соотечественники? Почему? Предложите свой способ укрепления дружбы между народами. Задание 15  по теме: Начни с себя! Приём ТРИЗ­технологии: ложная альтернатива. Цель:  развитие   аналитических   способностей,   развитие   внимания, памяти. Инструкция: ответьте на вопросы. Описание:  1. Будущий   защитник   Отечества   должен   быть   здоровым   или выносливым? 2. Символом   Международного   телевизионного   конкурса   юных музыкантов   «Щелкунчик»   является   щелкунчик   или   мышиный король? 3. Кто   является   победителем   Х   Международного   телевизионного конкурса Олег Абрин или Маша Крючкова? 19 Раздел 3. Задания, разработанные на основе ТРИЗ­технологии по русскому языку Задание 1  по теме «Неопределённая форма глагола как его начальная форма» Прием ТРИЗ­технологии: составление ТРИЗ­загадки. Цель: : развитие фантазии, ассоциативного мышления. Инструкция:  составь   загадку   о   неопределенной   форме   глагола   с опорой на алгоритм составления загадки. Описание:  Алгоритм составления загадки 1. 2. Выбери объект. На что похож объект? Какой? (2­3 сравнения). Что делает? Кто делает также? 3. 4. 5. Чем отличается? Вставить слова «Как», «но», «но не», «а не». Прочитать загадку. Задание 2 по теме: Изменение глагола по временам. Метод ТРИЗ­технологии: типовое фантазирование. Цель: развитие гибкости мышления. Инструкция: представь, что глаголы не могут изменяться по временам. Что изменилось бы в русском языке? Предложи новый способ определения времени глагола. Задание 3 по теме: Прошедшее время глагола. Метод ТРИЗ­технологии: «Да­нетка» Цель:   формирование   умения  самостоятельно   структурировать информацию, отбрасывать лишние параметры, или сужение поля поиска. 20 Инструкция:  Я загадала вид транспорта. Вы будете говорить глаголы прошедшего времени, а я слово «да», если этот глагол применим к данному задуманному мною транспорту и слово «нет», если неприменим. Задание 4 по теме: Настоящее время глагола. Приём ТРИЗ­технологии: «Лови ошибку» Цель:  формирование   умения   критически   оценивать   полученную информацию;   закрепление   знаний   алгоритма   определения   лица   и   числа глагола в настоящем времени. Инструкция: найди и исправь ошибки в порядке определения числа и лица глагола в настоящем времени. Описание: Чтобы  определить   лицо  и  число  глагола  в  настоящем   времени,  надо установить  лицо  и время  имени  существительного,  с которым  этот   глагол может   сочетаться:  скачет  –  он   скачет  –   глагол   стоит   в   1   лице,   в единственном   числе;  скачет  –  оно   скачет  –   глагол   стоит   в   3   лице,   в единственном числе. Задание 5 по теме: Будущее время глагола Приём ТРИЗ­технологии: причина – факт – следствие. Цель:  формирование   умения  определять   причинно   —   следственную связь осуществлять мини­исследование. Инструкция:  перед вами факт – глагол «запишет» в форме будущего времени. Определите причину и следствие данного факта. Описание: Факт: запишет – глагол будущего времени. Причина: Следствие:  Задание 6 по теме: Неопределенная форма глагола Приём   ТРИЗ­технологии:  «Элемент   –   имя   признака   –   значение  систематизации   знаний,   создание   краткой   характеристики изучаемого понятия и выявление границ знаний. Инструкция:  составьте   паспорт   части   речи   «Глагол»,   используя признака». Цель: таблицу. Описание: Элемент Глагол Значение признака Имя признака Что такое глагол? Обозначает Вопросы Начальная форма Время 21 Лицо Число Задание 7 по теме: Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени Метод ТРИЗ­технологии: «письмо с дырками».  развитие   критического   мышления, Цель:   внимания; закрепление знаний о правилах определения спряжения глаголов в настоящем и будущем времени.   памяти, Инструкция:  заполни   пропуски   в   правилах   определения   спряжения глаголов в настоящем и будущем времени. Описание: 1. 2. Выясни, находится ли окончание _____________. Если окончание находится под ______________, то глаголы I  спряжения имеют окончания: –у; ­ю; ­ешь; ­ет; ­__; ­___; ­ут; ­ют, глаголы II спряжения имеют окончания: ­у; ­ю; ­ишь; ­ит; ­им; ­__;  ­__; ­__. 3. Если окончание является __________, то следует поставить глагол   в   ______________     ______,   тогда   к  I  спряжению   будут относиться   глаголы,   которые   оканчиваются   на   –ать;   ­еть;  ­ыть;   ­уть; ­оть; ­ять и два глагола­исключения ­ ________, ________.  II  спряжения оканчиваются   на   –ить,   также   к   этому   спряжению   относятся   слова­ исключения ­ ___________, ___________, ___________, ___________, ___________,   ___________,   ___________,   ___________,   ___________, ___________. Глаголы   в   неопределенной   форме 4. Задание 8 по теме: Наблюдение за личными окончаниями глаголов при спряжении в единственном и во множественном числе. Прием ТРИЗ­технологии: «Лови ошибку». Цель:  формирование   умения   критически   оценивать   полученную информацию, формулировать выводы; закрепление знаний личных окончаний глаголов при спряжении. Инструкция:  внимательно   посмотри   на   таблицу   личных   окончаний глагола  и  исправь  ошибки.  Сделай   вывод,  какие  окончания   встречаются   у глаголов I и II спряжения в большинстве случаев. Описание:  Личные окончания глаголов I спряжение Ед.ч Мн.ч II спряжение Ед.ч Мн.ч 22 ­Ешь ­Ете ­Ит ­У (ю) ­Ем ­Ат Вывод: ­У (а) ­ Ишь ­ Ет ­Им ­Ате ­ Ут (ют) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Задание 9 по теме: 2 – е лицо единственного числа глаголов настоящего и будущего времени. Применение правил правописания: мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2­го лица единственного числа. Прием ТРИЗ­технологии: ложная альтернатива. Цель:  развитие   аналитического   мышления;   закрепление   умений применять   правило   правописания:   мягкий   знак   после   шипящих   на   конце глаголов в форме 2­го лица единственного числа. Инструкция: ответьте на вопросы. Описание: 1. Мягкий   знак   на   конце   глагола   после   шипящих   пишется всегда   в   неопределенной   форме   глагола   или   в   форме   прошедшего времени? 2. После   шипящих   на   конце   глаголов   2   л.,   ед.ч.   пишется мягкий знак или не пишется? 3. 4. 5. ­ять? Как правильно пишется слово «несешь»: несешь или несеш? Глаголы 2 л., ед.ч. имеют окончания: –ишь, ешь или ­ать, Глаголы   2   л.,   ед.ч.   настоящего   времени   отвечают   на вопросы: что делаешь или что делать? Задание 10 по теме: 2 – е лицо глаголов настоящего и будущего времени единственного числа. Метод ТРИЗ­технологии: лингвистическая задача. Цель:  развитие   умения   предлагать   идеи   по   решению   проблемы, развитие умения исключать лишнее; формирование умения отличать глаголы 2 лица настоящего времени единственного числа от глаголов другой формы. Инструкция: реши задачу. Описание: Незнайка   решил   помочь   глаголам   2   лица   будущего   и   настоящего времени собрать вещи в туристический поход. В рюкзак он положил личные окончания –ешь, ­ёшь,   ­ишь, ­ут, ­ят, ­ит. Какие вещи придется глаголам 2 лица будущего и настоящего времени  выложить из рюкзака?  23 Задание 11 по теме: Применение правил правописания: мягкий знак в глаголах в сочетании –ться. Приём ТРИЗ­технологии: ложная альтернатива.   Цель:  формирование   умения   анализировать   информацию, развитие внимания; закрепление правил правописания: мягкий знак в глаголах в сочетании ­ться Инструкция: ответьте на вопросы. Описание:  1. 2. Глагол «качаться» пишется как «качатся» или «качаца»? –ться пишется, когда глагол стоит в неопределенной форме или в начальной форме? 3. имеет? 4. Глагол «смеятся» имеет орфографическую ошибку или не –ться пишется, если глагол отвечает на вопрос что делать? Или что сделать? 5. –тся пишется, если глагол находится в начальной форме или в форме 3 лица единственного и множественного числа?     Задание 12 по теме: «Правописание глаголов на  ­тся и –ться» Приём ТРИЗ­технологии: «Я беру тебя с собой». Цель: формирование умения объединять объекты по общему признаку, умение   сопоставлять,   сравнивать   большое   количество   объектов,   умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков. Инструкция: распределите глаголы по группам, проговаривая при этом фразу: «Я беру тебя с собой» или «Я не беру тебя с собой». Описание: Закрываться   хочется,   сходиться, расходиться,   заморозиться,   закаляются,   смущаться,   выкручиваться, укрываются,   верится,   видится,   встретится,   слышится,   сходятся, съезжаются, перестукиваются, определиться, сплетается.   связаться,   строится, Глаголы, оканчивающиеся на ­ться Глаголы, оканчивающиеся на ­тся 24 Задание 13 по теме: «Глаголы­исключения» Приём ТРИЗ­технологии: синквейн. Цель:   развитие   мыслительной   операции   –   синтез,   развитие   умения кратко выражать свое отношение к изученной теме Инструкция:  прочитайте   информацию   о   глаголах   исключения   и составьте синквейн. Описание: Порядок составления синквейна 1 строка – 1 существительное (тема) 2 строка – 2 прилагательных (раскрывающие тему) 3 строка – 3 глагола (описывающие действия по теме) 4 строка – предложение (отношение к теме) 5 строка – 1 слово­резюме (синоним темы) Задание 14 по теме: Обобщение знаний о части речи «Глагол» Метод ТРИЗ­технологии: синектика (прямая аналогия) Цель:   развитие   интуитивно­образного,   метафорического   мышления обучения. Инструкция:  Все мы что­то умеем делать хорошо, а что­то не очень хорошо. Чему, на ваш взгляд, мечтают научиться эти предметы? Дополните предложения глаголами в неопределённой форме. Описание: Зелёный воздушный шарик мечтает …  Бродячая собака…  Мебельный шкаф…  Старый стул … Задание 15 по теме: Обобщение знаний по теме «Глагол» Прием ТРИЗ­технологии: Лови ошибку Цель:  формирование   умения   критически   оценивать   полученную информацию, формулировать выводы; закрепление знаний личных окончаний глаголов при спряжении. 25 Инструкция:  исправь речевые ошибки, допущенные при употреблении глаголов. Описание:  1. Ваня быстро мчался по коридору. (___________________________)  2. Местный пруд замёрз льдом. (___________________________) 3. На праздник Маша одела новое платье. (____________________) Раздел 4. Задания, разработанные на основе ТРИЗ­технологии по музыке Задание 1 по теме: Балет «Петрушка» Приём ТРИЗ­технологии: синквейн. Цель:   развитие   мыслительной   операции   –   синтез,   развитие   умения кратко выражать свое отношение к музыкальному произведению. Инструкция:  послушайте   балет   «Петрушка»   Стравинского   И.Ф.   и составьте синквейн к образу лирического героя данного произведения. Описание: Порядок составления синквейна 1 строка – 1 существительное (тема) 2 строка – 2 прилагательных (раскрывающие тему) 3 строка – 3 глагола (описывающие действия по теме) 4 строка – предложение (отношение к теме) 5 строка – 1 слово­резюме (синоним темы) 26 Задание 2 по теме: Святые земли Русской. Илья Муромец Приём ТРИЗ­технологии: паспорт лирического героя. Цель: формирование умения выделять существенные и несущественные   создавать   краткую   характеристику признаки   изучаемого   явления, лирического героя. Инструкция:  послушай  «Богатырские   ворота»М.П.Мусоргского   и составь паспорт лирического героя. Паспорт лирического героя Описание: Имя Создатель Прописка Где живет? Внешний  вид Личные  качества Отношение композитора Задание 3 по теме: Праздников праздник, торжество из торжеств. Приём ТРИЗ­технологии: раскадровка. Цель:  формирование   умения   составлять   план   музыкального произведения   при   помощи   иллюстраций,   формирование   умения   видеть   и понимать логику сюжета музыкального произведения. радуйся!»   С.В.   Рахманинов,   составь   план   данного   музыкального произведения в виде мультфильма. Задание 4 по теме: Праздников праздник, торжество из торжеств Приём ТРИЗ­технологии: лимерик. Цель:  развитие   мыслительной   операции  –  синтез,  развитие   умения   в творческой форме выражать своё отношение к музыкальному произведению.  составь   лимерик   к   лирическому   произведению Схема составления лимерика 1 строчка ­ жил­был кто­то; 2 строчка ­ этот кто­то был похож на что­то (кого­то); 3 строчка ­ с кем­то наш кто­то дружил; 4 строчка ­ что­то наш кто­то натворил; 5 строчка ­ и вот, что из этого получилось. 27 «Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинова. Инструкция: Описание: Задание 5 по теме: Родной обычай старины. Светлый праздник. Приём ТРИЗ­технологии: составление загадок. Цель:  развитие   фантазии,   ассоциативного   мышления,   формирование умения выделять особенности героев музыкального произведения. Инструкция: послушайте музыкальное произведение «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» и составьте загадку по алгоритму. Описание: Алгоритм составления загадки 1. 2. Выбери объект. На что похож объект? Какой? (2­3 сравнения). Что делает? Кто делает также? 3. 4. 5. Чем отличается? Вставить слова «Как», «но», «но не», «а не». Прочитать загадку Раздел 4. Задания, разработанные на основе ТРИЗ­технологии по математике Задание 1 по теме: Время. Единицы времени Приём ТРИЗ­технологии: ложная альтернатива.   Цель:  формирование   умения   анализировать   информацию,   развитие внимания, формирование умения различать единицы времени. Инструкция: ответьте на вопросы. Описание: 28 1. В сутках 25 часов или 28? 2. Високосный год равен 367 дней или 365? 3. Месяц имеет 30 суток или 31? 4. Сутки – это день или ночь? 5. Сколько месяцев длится сезон: 4 или 5? Задание 2 по теме: Время. Единицы времени Приём   ТРИЗ­технологии:  «Элемент   –   имя   признака   –   значение  систематизации   знаний,   создание   краткой   характеристики изучаемого понятия «Время» и выявление границ знаний. Инструкция:  составьте   паспорт     величины   «Время»,   используя признака». Цель: таблицу. Описание: Элемент Время Имя признака Значение признака Задание 3 по теме: Время. Единицы времени Метод ТРИЗ­технологии: мозговой штурм. Цель:  развитие   способности   к   анализу,   стимулирование   творческой активности в поиске решения проблемы. Инструкция:  Чтобы легче запомнить, в каком месяце 30, а в каком 31 суток нам поможет  косточка  на  руках. 1 косточка  –  это январь, там,  где косточка   выпирает,   значит   в  месяце   31  сутки.  Какой   способ   запоминания количества суток в месяц вы бы предложили? Задание 4 по теме: Числа, которые больше 1000. Умножение и деление Приём ТРИЗ­технологии: причина – факт – следствие. Цель:  формирование   умения  определять   причинно   —   следственную связь осуществлять мини­исследование. 29 Инструкция:  перед вами факт – 2868 * 2 + 956 = 669.   Определите причину и следствие возникновения данного факта. Описание: Факт: 2868 * 2 + 956 = 669 Причина: Следствие:  Задание 5 по теме: Таблица единиц времени Приём ТРИЗ­технологии: составление загадок. Цель: развитие фантазии, ассоциативного мышления. Инструкция: составьте загадку по теме «Таблица единиц времени» по алгоритму. Описание: 1. Выбери объект. Алгоритм составления загадки 2. На что похож объект? Какой? (2­3 сравнения). Что делает? Кто делает также? 3. 4. 5. Чем отличается? Вставить слова «Как», «но», «но не», «а не». Прочитать загадку Задание 6 по теме: Деление многозначного числа на однозначное Прием ТРИЗ­технологии: «Лови ошибку». Цель:  формирование   умения   критически   оценивать   полученную информацию, формулировать выводы; закрепление знаний личных окончаний глаголов при спряжении. Инструкция:  внимательно посмотри на решение примеров и исправь ошибки. Описание:  30 * 6 815 – (12000 : 100 + 516 : 4) * 8 = 30 618 11 700 : 100 : 39 = 3 Задание 7 по теме: Шар Приём ТРИЗ­технологии: нестандартный ход в урок. Цель:  включение   в   активную   мыслительную   деятельность; формирование умения определять тему урока. Инструкция:  перед   вами   жетоны   с   изображениями,   необходимо разбиться на пары таким образом, чтобы все иллюстрации были разными. Что объединяет эти иллюстрации? Описание: 30 Задание 8 по теме: Нахождение числа по его дроби Приём ТРИЗ­технологии: ложная альтернатива. Цель:  развитие   аналитических   способностей,   развитие   внимания, памяти. Инструкция: ответьте на вопросы. Описание:  1. Масса   2/3   тыквы   составляет     5   кг   400   г.   Масса   всей   тыквы составляет 3500 или 2300 кг? 2. На покупку игрушек девочка потратила 150 р., что составило 3/8 всех её денег. Всего у девочки было 400 р. или 500р.? Задание 9 по теме: Нахождение числа по его дроби Приём ТРИЗ­технологии: ПОПС­формула Цель:  формирование   умения   формулировать   своё   мнение, аргументировать его. Инструкция:  вспомните, чем отличается алгоритм нахождения числа по   его   дроби   от   алгоритма   нахождения   дроби   от   числа.   Как   пригодится умение   находить   дроби   в   жизни?   Сформулируй   своё   мнение,   используя ПОПС­формулу. Описание: «П» ­ позиция (в чем заключается ваша точка зрения) – я считаю, что… «О» ­ обоснование (довод в поддержку вашей позиции) ­ … потому, что … «П» ­ пример (факты, иллюстрирующие довод) ­ … ,например,… «С» ­ следствие   (вывод,   призыв   к   принятию   вашей   позиции)   ­   … поэтому … 31 Задание 10 по теме: Деление чисел, которые оканчиваются нулями, на круглые десятки сотни и тысячи Метод ТРИЗ­технологии: мозговой штурм. Цель:  развитие   способности   к   анализу,   стимулирование   творческой активности в поиске решения проблемы. Инструкция:  разгадай закономерность, по которой записаны числа в каждом ряду. Заполни пропуски нужными числами. 1) 93 – 186 ­558 – 2 332 ­ ____ ­ 66 960 2) 817 – 920 – 1023 – 1126 ­ ____ ­ 1332 3) 14 337 – 4779 – 1 593 – 531 ­ ___ ­ 59 Задание 11 по теме: Деление чисел, которые оканчиваются нулями, на круглые десятки, сотни и тысячи Приём ТРИЗ­технологии: синквейн. Цель: развитие мыслительной операции – синтез. Инструкция:  составьте синквейн по изученной теме «Деление чисел, которые оканчиваются нулями, на круглые десятки, сотни и тысячи. Описание: Порядок составления синквейна 1 строка – 1 существительное (тема) 2 строка – 2 прилагательных (раскрывающие тему) 3 строка – 3 глагола (описывающие действия по теме) 4 строка – предложение (отношение к теме) 5 строка – 1 слово­резюме (синоним темы) Задание 12  по теме: Решение задач Метод ТРИЗ­технологии: мозговой штурм. Цель:  развитие   способности   к   анализу,   стимулирование   творческой активности в поиске решения проблемы. Инструкция: реши задачу Описание:  Плитка   шоколада   раскололась   на   5   кусков.   Придумай способ, как можно разделить её между тремя детьми поровну, не разламывая этимоторнах кусков. Задание 13  по теме: Задачи на движение по реке Приём ТРИЗ­технологии: раскадровка. Цель:  формирование умения составлять схему по условию задачи при помощи иллюстраций. Инструкция:  внимательно   прочитай   задачу   и   составь   схему   по условию, в виде иллюстраций. 32 Описание:  собственная скорость катера 28 км/ч, а скорость течения реки 2 км/ч. Вычисли, с какой скоростью будет идти катер по течению реки. Задание 14 по теме: Деление многозначного числа на двузначное число Приём ТРИЗ­технологии: ПОПС­формула Цель:  формирование   умения   формулировать   своё   мнение, аргументировать его.  вспомните, Инструкция:   чем   отличается   алгоритм   деления многозначного   числа   на   двузначное   число   от   алгоритма   деления многозначного   числа   на   однозначное.   Как   пригодится   умение   делить многозначное число на однозначное и двузначное число. Сформулируй своё мнение, используя ПОПС­формулу. Описание: «П» ­ позиция (в чем заключается ваша точка зрения) – я считаю, что… «О» ­ обоснование (довод в поддержку вашей позиции) ­ … потому, что … поэтому … «П» ­ пример (факты, иллюстрирующие довод) ­ … ,например,… «С» ­ следствие   (вывод,   призыв   к   принятию   вашей   позиции)   ­   … Задание 15 по теме: Деление многозначного числа на двузначное число Приём ТРИЗ­технологии: синквейн. Цель: развитие мыслительной операции – синтез. Инструкция: многозначного числа на двузначное число».  составьте   синквейн   по   изученной   теме   «Деление Описание: Порядок составления синквейна 1 строка – 1 существительное (тема) 2 строка – 2 прилагательных (раскрывающие тему) 3 строка – 3 глагола (описывающие действия по теме) 4 строка – предложение (отношение к теме) 5 строка – 1 слово­резюме (синоним темы) 33 Список литературы 1. Борисенко   И.А.  Развивающие   игры   с   использованием   приемов ТРИЗ   как   средство   формирования   творческого   мышления   младших школьников   //Образование:  исследовано   в   мире   :   междунар.   науч.   пед. интернет­журн   20.10.2009   URL:  http://collegy.ucoz.ru/publ/53­1­0­1218  (дата обращения:19.12.2017). 2.  Булатова Е. В. ТРИЗ­технологии в начальной школе // Начальная школа. Все для учителей. – 2016. ­№8. 3. Государственная  программа  Российской  Федерации" Развитиеобразования" на 2013 – 2020 годы. 4. Курышев В.А. ТРИЗовый подход при решении задач // Школьные технологии. – 2003. 5. Меерович   М.   И.,   Шрагина   Л.   И.   Технология   творческого мышления: практическое пособие. / М.И. Меерович, Л. И. Шрагиной. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. 6. Учителям   о   ТРИЗ.   Выпуск   3.   Сборник   метод.   материалов   по преподаванию теории решения изобретательных задач в школе. – СПб., 1999. – 184 с. 7. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт начального общего образования 34

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса

Сборник заданий, разработанных на основе ТРИЗ-технологии, как средство развития одаренности в познавательной деятельности у обучающихся 4 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2018