Деятельность классного руководителя.
Ещё Александр Сергеевич Пушкин 200 лет назад замечал, что все беды России происходят по одной причине - по причине отсутствия воспитания. Воспитание всегда отставало от обучения, рассматривалось как сопутствующая деятельность.
Воспитывать - значит создавать все условия, чтобы дети становились хорошими.
Ребенка не надо переделывать. Его надо принимать таким, каков он есть, более того, каким мы хотели бы его видеть. Надо искать задатки, развивать способности, демонстрировать его таланты, в первую очередь для него самого.
Воспитывать может только человек органически добрый, великодушный, способный верить воспитаннику и прощать его, удивляться его успехам и профессионально спокойно встречать неудачи. Воспитывает только тот, кому дети полностью доверяют, кого искренне уважают, образу которого бессознательно стремятся подражать.
Правила успеха классного руководителя.
1.Будь честным и искренним.
2.Будь терпимым, принимай каждого ученика, его сильные и слабые стороны.
3.Оценивай не личность, а поступок.
4.Не будь равнодушным.
5.Будь открытым для общения с детьми, умей шутить.
6.Если не прав, умей признать свои ошибки.
7.Будь настойчивым в достижении поставленных целей.
8.Умей управлять своим настроением.
9.Сумей понять и поддержать ученика.
Успешен тот классный руководитель, который придерживается следующих принципов.
Принципы успешной деятельности классного руководителя
Принцип первый - безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.
Принцип второй - беспристрастность в оценке поступков учащихся.
Принцип третий - терпение и терпимость в достижении результативности педагогического воздействия.
Принцип четвертый - диалогичность и открытость в общении с учащимися.
Принцип пятый - отсутствие страха у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия.
Принцип шестой - использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися.
Принцип седьмой - умение управлять своим настроением, не податься влиянию предвзятого мнения.
Принцип восьмой - умение признавать ошибки.
Очень здорово, если классный руководитель, начиная работать с классным коллективом, может рассказать ребятам о принципах своего общения с ними, а также о своих бывших учениках, о том, как строились отношения в коллективе, о тех традициях и обычаях, которые существовали в классе.
Начиная работать с классным коллективом, необходимо задать учащимся следующие вопросы, ответы на которые дадут возможность создать в классе систему традиций и ценностей, сделать работу классного руководителя успешной.
1.Каким, по твоему мнению, должен быть дружный класс?
2.Как сделать так, чтобы класс стал дружным?
3.Какие традиции уже есть в вашем классе?
4.Назовите свои «можно» и «нельзя» в классе.
5.Какие мероприятия в классе, по твоему мнению, должны стать традиционными.
Правила педагогической гигиены.
1. Пришел в школу - сделай умное и благородное лицо.
2. Каждый раз, когда тебе захочется командовать детьми, вспомни свое детство или лучше съешь мороженое.
3. Пусть все манекенщицы мира увидят твою улыбку и подадут в отставку.
4. Не заходи в душу к детям, если тебя об этом не просили.
5. Помни- плохой врач может забрать жизнь, плохой учитель – испепелить душу.
6. Говори родителям самую лучшую правду, которую ты знаешь.
7. Хорошо, если поздним вечером, когда ты вспоминаешь своих учеников, лицо твое озаряется улыбкой.
«10 секретов «классного» воспитателя»:
* Умей выслушать - ибо в идеях детей есть рациональное зерно. Найди его.
* Не кричи. Не подавляй голосом - ибо твои авторитетные слова, сказанные тихо, будут быстрее услышаны.
* Найди, за что похвалить - ибо доброе слово и кошке приятно.
* Будь справедлива - ибо обиды больно ранят детскую душу.
* Умей видеть положительные качества ученика - ибо хорошего в детях больше, чем плохого.
* Зарази собственным примером - ибо кто-то должен быть паровозом.
* Защищай своего ученика даже перед педагогами - ибо в негативных моментах есть свои причины.
* Не ябедничай родителям по пустякам - ибо в собственном бессилии расписывается только слабак.
* Поощряй инициативу учеников - ибо сделать все самой невозможно.
* Употребляй во время общения много ласковых слов - ибо классный руководитель - мать от завтрака и до обеда.
Кто-то из великих сказал, что «воспитание — это хлеб души», какой будет душа у наших учеников зависит от хлебодающих, т.е. от нас с вами, уважаемые классные руководители.
Конечно, мы все живые люди и можем иметь свои собственные симпатии и антипатии. Но это никогда не должно отражаться на учениках вообще и вашего класса особенно. Дети очень тонко чувствуют наше расположение или негативное отношение к ним. Поэтому вы не должны никого выделять из коллектива в присутствии других детей.
Если ребёнок пришёл расстроенный в класс или прямо к вам – это значит, что он остро нуждается в вашем сочувствии, поддержке, а возможно и защите. Поговорите с ним наедине и обязательно доброжелательным тоном, подбодрите его добрым советом, а если нужно, то и погладьте по голове – такой контакт с ребёнком (через прикосновение) бывает полезнее сотни бесед и помогает наладить личные взаимоотношения быстро и просто.
Иногда нам приходится быть современными Макаренко, потому что его методы воспитания будут преобладать по мере взросления ваших воспитанников. Не бойтесь назначать ребёнка, который имеет «проблемы с деньгами», ответственным человеком за общие классные средства. Сначала ваше доверие вызовет удивление у его одноклассников, но именно это позволит ему приложить усилия над собой – и более честного и порядочного ученика вам не придётся искать впоследствии.
Самых «тихих» и пассивных ребят смело вовлекайте в школьную самодеятельность, где их таланты будут раскрываться, как цветы после дождя. А через некоторое время предложите таким ребятам самим руководить подготовкой школьных вечеров и конкурсов. Результат превзойдёт ваши ожидания! Вам не придётся беспокоиться о мероприятиях вообще, потому что ваши «тихони» будут сами искать повод проявить себя на этом поприще и ещё раз доказать окружающим, что они способны на многое.
Классный руководитель должен стать настоящим и верным другом для своих воспитанников, в котором они всегда должны быть уверены. У вас появится много волнений и переживаний, появятся бессонные ночи и ненормированный рабочий день. А разве любовь и забота может быть «нормированной»?
Какими же качествами должен обладать классный руководитель?
Качества классного руководителя.
1. Личностные качества: внимание, понимание, отзывчивость.
2. Человеческие качества: коммуникабельность, искренность, открытость.
3. Деловые качества: умение планировать и анализировать.
Личностные качества классного руководителя:
· Любовь к детям.
· Организаторский талант.
· Организованность.
· Тактичную требовательность.
· Справедливость
· Неподдельный интерес к жизни и личности воспитанника.
Какие качества классного руководителя являются самыми главными?
Во-первых, их нужно разделить на несколько категорий: личностные, человеческие, деловые и черты руководителя. И в каждой из этих категорий педагог, руководящий классом, должен быть самым-самым, чтобы успешно управлять доверенным ему детским коллективом. Давайте рассмотрим более детально каждое из них.
Личностные качества
Чтобы подопечные считали своего классного руководителя настоящим лидером на пути в будущее, учителю нужно систематически совершенствовать все эти качества, при этом оставаясь человеком. Говоря про личностные качества руководителя, в первую очередь имеется в виду доброта. Ведь он каждый день имеет дело с детьми, чья душа в этом возрасте так ранима. Конечно, доброта должна идти рука об руку с требовательностью и необходимой твёрдостью. Кстати, наряду с добротой такие качества классного руководителя как забота, внимание, понимание, отзывчивость, доброжелательность ставят на первое место в своих педагогах сами учащиеся. Видимо, в современной жёсткой жизни им не хватает этих простых человеческих чувств.
Человеческие
Как специалисты, так и учащиеся отмечают необходимость для педагога таких черт характера руководителя, как коммуникабельность, гуманизм, искренность и открытость. Действительно, если шеф любого человеческого коллектива будет замкнутым в себе тираном, общее дело не сдвинется вперёд ни на шаг. Во главе детского коллектива также должен стоять человек ответственный, справедливый, серьёзный. Впрочем, приветствуется и чувство юмора.
Деловые качества
Учитель, возглавляющий школьный коллектив, должен уметь планировать и анализировать свою профессиональную деятельность. А на основе этого прогнозировать её будущие результаты. Хороший руководитель постарается развить эти умения и в своих подопечных. Его воспитанники должны сами анализировать свою учебную и внешкольную деятельность. Нельзя переоценить и навык установления социальных и деловых контактов с родителями, коллегами и общественностью.
Конечно, показан идеальный портрет классного руководителя. В жизни кто-то силён в одной области, другие – в иной. Но развитию качеств руководителя учителю следует уделять постоянное внимание. Для этого нужны целеустремлённость и знание цели, которой желаешь достичь. Для человека, стремящегося к саморазвитию, очень важно иметь независимость мышления, внутреннюю свободу при одновременном осознании ответственности за собственный выбор. Учителей, у которых есть все эти качества классного руководителя, любят и уважают, к ним возвращаются их воспитанники после многих лет разлуки со своей «классной мамой».
Основные трудности, мешающие полноценной работе классных руководителей:
· Нехватка времени для общения и работы с классом из-за загруженности работой учителя как предметника, оформление большого количества документов, обилие курсов, конкурсов, совещаний и прочей учебной деятельности.
· Отсутствие в учебном расписании времени для классных часов.
· Насыщенная послеурочная занятость учащихся и как следствие трудно или невозможно собрать весь класс.
· Нехватка информационной базы и низкое качество обученности классных руководителей, некомпетентность классных руководителей по многим вопросам, в том числе незнание нормативных документов.
· Невнимание к особенностям мировоззрения, уровню жизни современного учащегося, незнание психологических и возрастных особенностей учащихся.
· Большая часть родителей заинтересована в общении с классным руководителем, отсюда отсутствие интереса обеих сторон к воспитанию успешного учащегося, непонимание, раздражительность с обеих сторон.
· Замкнутость классного руководителя внутри своего класса, т.е. отсутствие взаимообмена опытом между классными руководителями внутри своей школы и классными руководителями разных школ города.
· Несогласованность со стороны учителей-предметников и классного руководителя в требованиям к классу.
· Недостаточное понимание особенностей работы классного руководителя со стороны администрации школы, порой слабая, стимулирующая работа; моральная и материальная поддержка классного руководителя.
От этих и многих других проблем может возникнуть пассивность классного руководителя, отсутствие ответственного отношения к работе, творчеству и самосовершенствованию.
Нет ничего, за что бы не отвечал классный руководитель:
получение и сохранность учебников,
детские прививки
контроль освобождения от физкультуры,
организация и учет горячего питания (причем денег ни в коем случае не собирать, но ежедневно расплачиваться со столовой),
участие детей в олимпиадах, спортивных соревнованиях (но при этом не в ущерб урокам!);
дежурство по школе;
внешний вид учащихся,
наличие второй обуви,
ежедневный контроль отсутствующих и опоздавших...
И это все помимо основных обязанностей классного руководителя, типа:
контроль за успеваемостью, дисциплиной;
классные часы,
родительские собрания,
генеральные уборки,
профориентация!
А огромное количество отчетов по каждому из этих пунктов - это вообще песня!!! Понятно, что материально это совершенно не окупается, так что классное руководство можно считать за такое "хобби" учителей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.