Секреты звучащей речи
Оценка 4.7

Секреты звучащей речи

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
русская литература +1
5 кл—8 кл
02.02.2017
Секреты звучащей речи
"Секреты звучащей речи" рабочая программа по внеурочной деятельности для 5-8 классов, направленная на развитие устной речи учащихся, пополнение ими своего словарного запаса. В данном курсе учащиеся учатся правильно дышать при произношении, правильно ставить голос (уметь владеть им), учиться владеть ТЕХНИКОЙ речи.
кружок секреты звучащей речи.docx
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «средняя общеобразовательная школа №172» п. Архара Амурской области Рабочая программа по внеурочной деятельности «Секреты звучащей речи» для 5­8 класса на 2014­2015 учебный год Программу составила: Березина Галина Валентиновна (учитель русского языка и литературы  1­ой категории)                                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Ученик – языковая личность, формирующаяся на основе богатейшего  национального языка – коммуникативной системы, которая обслуживает  общество и является его достоянием, обязательным элементом гуманитарной культуры народа и каждого его представителя. Содержание курса русского языка в школе определяется двумя  фактами: целью и предметом обучения. Цель – научить школьника свободно  владеть речевой деятельностью и сформировать у него элементарную  языковую и речевую компетенцию. Предмет обучения – современный  русский литературный язык как динамическая многоуровневая система, его  функционирование в различных этно­ и социолингвических условиях. Поскольку язык как система развивается в речи, курс языка  предполагает развитие и совершенствование у детей всех видов речевой  деятельности – чтения, письма, говорения, аудирования (слышания и  слушания). Следовательно, в данном курсе содержаться все языковые факты, законы и алгоритмы, которые позволяют грамотно и коммуникативно  целесообразно общаться на русском языке, т.е. правильно и хорошо говорить, слышать, слушать, читать и писать. Общей основой речевого развития индивида является активный  словарный запас. Н.И. Жинкин указывает на три таких сигнала в процессе формирования лексикона в мозгу человека: речедвижения, звуки и буквы. Существуют  определенные правила перехода от сигналов одной материальной природы к  сигналам другой природы. Так, переход от букв к звукам – это процесс  чтения, переход от речедвижений к звукам – устная речь, переход от  представляемых звуков к буквам – письменная речь. В наших школах процесс усвоения национальной фонетической  системы формален и далек от насущных потребностей устного общения.  Сведения о звуках заучиваются механически, а богатейшие интонационные  возможности звучащей речи в плане передачи дополнительной информации  не рассматриваются вовсе. Культ письменной речи в современной школе не способствует  формированию коммуникативной компетенции обучаемых, они не научены  улавливать дополнительную информацию в звучании речи, жестах и мимике.   «В наших школах почти всегда забывают, что на обязанности  наставника отечественного языка лежит не только письменная, но и устная  речь учеников». Давно сказано это К.Д. Ушинским, а звучит более чем  злободневно: в подавляющем большинстве школ России (в том числе и в Амурской области) по­прежнему существует приоритет письменной речи,  которая в повседневном общении не играет большой роли. Ощущается настоятельная необходимость дополнить школьную  методику изучения родного языка некоторыми свойствами языковых единиц, заложенных в их природе и выявляемых только в процессе коммуникации  (имеется в виду не только говорение, но и общение с текстом). Эти свойства  не вписываются в рамки традиционных аспектов изучения языковых единиц,  не лежат на поверхности. Необходимо знакомить обучаемых со звуком в  ткани звучащей речи, повышать их интерес и внимание к произносительной  стороне устной речи. Мы считаем, что языковое развитие при обучении устной речи можно  обеспечить, если: знакомить с артикуляционным и акустическим механизмом; показывать единицу начального уровня языка как элементарный  знак, а фонетическую систему – как знаковую, способную к взаимодействию  и влиянию на сознание и подсознание человека; совершенствовать технику речи обучаемых с помощью фонетико­ артикуляционной гимнастики, раскрывая при этом взаимосвязь  артикуляционных и акустических свойств звуков на восприятие и  правописание; предусматривать в системе заданий и упражнений не только  выработку навыков стилистического анализа звуковых особенностей текста,  но и активное использование их в собственной речи в процессе игрового  межличностного общения. В основу обучения говорению на родном языке положены следующие  принципы:   обучение видам речевой деятельности в контексте  межличностного общения посредством четырех дидактических парадигм –  обучение образами, обучение понятиями, обучение действиями, обучение  контекстом деятельности, воспроизводящей реальность в лабораторных  условиях; опережающее развитие звуковой стороны речи, произносительно­ слуховой культуры как необходимое условие успешного декодирования  языковых знаков.  Под произносительно­слуховой культурой мы понимаем умение:   четко артикулировать каждый звук, различные звукосочетания; свободно, физиологически грамотно владеть всеми органами         речевого аппарата; собственном произношении; графического изображения; вслушиваться в звуковой (слуховой) образ слова в чужом или  расчленять слова на отдельные звуки в отвлечении от их  чувствовать вершину слова – ударение, а также изменения в тех  местах звуковой цепи, где происходят живые фонетические процессы, при  необходимости уметь перевести их из слухового в зрительный код и  наоборот, что позволит предчувствовать орфограммы и нормы современного  литературного произношения.  Эти навыки помогут школьнику в процессе общения декодировать  информацию, заложенную в звуках и распознавать другие свойства звучащей  речи – темп, ритм, паузировку, силу и т.д.  Показателями языкового развития обучающихся на фонетическом  уровне следует считать:  *уровень осмысления изучаемой речеведческой теории;   *уровень произносительно­слуховой культуры; *уровень сформированности звукового анализа; *уровень восприятия прагматической направленности текста. Система работы по технике речи                 Это первый и необходимый этап в овладении звучащим  словом. Устная речь должна быть достаточно слышимой. А это зависит от  хорошо поставленного голоса и умения пользоваться им в различных  ситуациях. Умение владеть голосом, в свою очередь, тесно связано с  развитием фонационного (звукового) дыхания. Звучание речи вместе с тем  зависит и от ясности, отчетливости произношения – дикции. И, наконец, речь  должна быть правильной, т.е. соответствовать орфоэпическим нормам  произношения. Только наличие всех этих условий дает возможность  говорящему передать все эстетическое и эмоциональное богатство речи.  Техника речи – это практическая дисциплина, и состоит она из четырех основных разделов: 1. Дыхание. 2. Голос. 3. Дикция. 4. Орфоэпия. Подготовительный этап при обучении технике речи 1. Упражнения на мышечное расслабление и овладение элементами  аутогенной тренировки – релаксации, медитации. 2. Вибрационный самомассаж. Настрой на счастье, активную умственную деятельность и смелое  речевое поведение (по методике академика Г.Н. Сытина). Лечебная гимнастика организма по методике доктора медицинских  наук И. П. Сапненко (см. далее).  Методические рекомендации к практической части занятия Все занятия по формированию речи надо обязательно начинать со снятия полного мышечного напряжения – это необходимое условие для  работы над голосом и речью. Соблюдать при работе принцип последовательности: начинать надо с  простейшего и переходить к более сложному, медленно, без усилий и  утомительного напряжения, без ставки на достижение быстрого результата. Тренировкой речевого аппарата и предречевой подготовкой заниматься по 8­10 минут, не более. Из состояния расслабления выводить строго по  формуле (см. упр. 12). Не торопить обучаемых, не говорить громко,  исключить яркий свет.  Каждое упражнение повторять 4­5 раз, только после полного усвоения  одного упражнения переходить к другому. При выполнении упражнения обязательно поставить к нему задачу,  спокойно объяснить словами, затем показать. При выполнении упражнения  обязательно морально поддерживать обучаемых: похвалить, поблагодарить и т.д. Постоянство и систематичность – необходимое условие в работе над  техникой речи. Разумная, упорная последовательность поможет достигнуть  хороших результатов. Снова и снова повторяйте упражнения, но делать это  надо осмысленно, а не механически. Наша цель – достичь сознательного  регулирования речевой деятельности и речевого поведения. Соблюдайте правила гигиены и профилактики голоса во время  занятий: не переутомляйте обучаемых, занятия проводите в чистом  помещении. «Сдваивать» занятия нельзя. Сохраняйте с начала до конца занятия комфортный фон обучения,  отметки не выставлять! Работаем по игровой системе отслеживания. Упражнения вводить не все сразу сначала и до конца, а  рассредоточено, малыми порциями, следить при этом за самочувствием. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Дат а план     1  2 3 4 5 6 7 Тема занятия Дат а фак т Азбука семиотики Знаки общения Когда и как появился  язык Зачем понадобился  человеку язык Язык, речь, мышление Разновидности устной  речи Звучание речи Примечание Кол­ во  часов 2 1 1 1 1 1 2 Знак –материальный  носитель информации.  Структура знака.  Основные типы знаков: знаки­признаки, знаки­ сигналы, знаки­ символы. Знаки: безусловные и  условные, общения,  неречевые и речевые.  Звуки животных и  птиц, их «язык». Гипотезы  возникновения  человеческой речи:  звукоподражание,  междометная теория.  Язык – социальное  явление. Язык позволяет людям думать, передавать  мысли, выражать  различные чувства. Устная и письменная  речь. Особенности устной  речи, её разновидности –монолог и диалог Речевой аппарат, его  тренировка, речевое 8 9 1 0 1 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 Нормы произношения 2 Звуковая сторона речи 2 Звукоподражание Звук и смысл Звукообраз Благозвучие и  неблагозвучие речи Интонация Главный знак языка  ­  слово Сила слова 1 3 1 2 2 2 1 дыхание, голос,  дикция. Понятие нормы.  Варианты норм.  Словари и  справочники, как ими  пользоваться. Звук: с позиции  говорящего и  слушающего; с точки  зрения  лингвистической,  социальной. Звук –  носитель смысла,  выразитель эмоций,  настроения. Звуковой символизм.  Цветовая политра  гласных звуков.  Звукопись гласными –  ассонанс. Звукопись  согласными – аллитерация. Звук в поэтическом  тексте. Тайна стиха –  «союз звуков, чувств и  дум» (А.С.Пушкин) Понятие благозвучия. Основные элементы  интонации и их  смыслоразличительная роль (логич. ударение,  пауза, мелодика, темп  и тембр речи). Слово – хранилище  смысла. Три грани  слова. Какая речь помогает,  какая речь вредит. 1 7 1 8 1 9 2 0 2 1 2 2 2 3 2 4 Речевая деятельность Учимся слушать Учимся говорить Междометия в нашей  речи Устное общение на  расстоянии Письменное общение на расстоянии Сопутствующие  системы общения Итоговое занятие 1 1 2 1 2 1 1 1 Речевой этикет. Виды речевой  деятельности –  говорение, чтение,  слушание, письмо. Виды слушания.  Условия и приёмы  хорошего слушания. Законы построения  речи: вступление,  главная часть,  заключение. Учимся  анализировать речь  собеседника. Учимся использовать  междометия в речи. Жесты. Мимика.  Пантомимика 1. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет: Развитие  Список использованной литературы коммуникативных способностей ребенка. – Екатеринбург: Арго, 1997. 2. Бондаренко А.А., Гуркова И.В. Говори правильно: орфоэпический  словарик. – М.: Просвещение, 1995. 3. Быкова Г. В. Школьная фонетика: четвертый аспект изучения //Русская  словесность. – 1994. – №6. – С. 44­49. 4. Быкова Г.В. Интенсивный тренинг произносительно­слуховой культуры  общения учащихся 5­9 классов. – Благовещенск, 1999. 5. Быкова Г.В. К орфограмме – к произносительной культуре//Русская  словесность. ­ 1996. ­ №6. – С. 44­47. 6. Быкова Г.В. Я говорю, ты говоришь, мы горим… – Благовещенск, 1998. 7. Козлянинова И.П. Произношение и дикция. – М., 1977. 8. Михальская А. К. Основы риторики. Мысль и слово: Учебное пособие  для учащихся 10­11 классов общеобразовательных учреждений. – М.:  Просвещение, 1996. – С.73­77. 9. Основы педагогического мастерства /Под ред. И. А. Зязюна. – М.:  Просвещение, 1989. ­ Гл. 4.

Секреты звучащей речи

Секреты звучащей речи

Секреты звучащей речи

Секреты звучащей речи

Секреты звучащей речи

Секреты звучащей речи

Секреты звучащей речи

Секреты звучащей речи

Секреты звучащей речи

Секреты звучащей речи

Секреты звучащей речи

Секреты звучащей речи

Секреты звучащей речи

Секреты звучащей речи

Секреты звучащей речи

Секреты звучащей речи

Секреты звучащей речи

Секреты звучащей речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2017