«Семь чудес света»
Оценка 4.9

«Семь чудес света»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
5 кл
09.11.2019
«Семь чудес света»
«Семь чудес света» Цели: ознакомить учащихся с историей семи чудес света; про¬должить формирование умений работать самостоятельно с допол¬нительной литературой, анализировать ее; продолжить развитие творческих способностей учащихся. Информация для учителя Этот урок проводится на усмотрение учителя, так как по про¬грамме всего 68 уроков. Как показывает опыт, такой урок позволяет учащимся развивать творческий потенциал, поэтому его можно про¬вести в случае экономии учебного времени либо вместо какого-то урока. Класс заранее делится на семь небольших групп (методику организации групповой формы работы учащихся см. в уроках 14-15). Каждая группа знакомится с литературой, выбирает для рассказа историю одного из чудес света. На урок учащиеся приносят свой макет или рисунок, показывают его классу и рассказывают о нем. Литература для учащихся 1. Энциклопедический словарь юного историка. М., 1994. 2. Я познаю мир. История. М., 1996. 3. Нейхардт А.А. Семь чудес Древнего мира. М., 1966. Задания для учащихся: 1. Познакомиться с литературой. 2. Выбрать материал об одном из чудес света. 3. Подготовить макет или рисунок. - Какие чудеса света существовали в древних странах мира? Дополнительный материал Пирамиды Самым большим чудом Египта, поражавшим людей еще в древности, были пирамиды - эти удивительные искусственные горы - гробни¬цы древних египетских царей... созданием вечной усыпальницы фараон обеспечивал своему бессмертному духу вечное жилище. Почти пять тысяч лет стоит огромная пирамида, построенная фа¬раоном Хуфу (или по-гречески Хеопсом). Высота ее достигала 147 м (сейчас из-за обвала вершины ее высота равна 137 м), а каждая из сто¬рон по длине составляет 233 м. Для того чтобы обойти пирамиду Хуфу кругом, нужной пройти около километра. Вплоть до конца XIX века пирамида Хуфу являлась самым высоким сооружением на земле. Ее грандиозные размеры поражали всех, кто был в Египте. Ученые подсчитали, что пирамида Хуфу была сложена из 2 300 ООО огромных глыб известняка, гладко отшлифованных, причем каждая из них глыб весила больше двух тонн. Тщательно отесанные и отшли¬фованные известняковые глыбы были столь мастерски пригнаны одна к другой, что в щель между двумя камнями невозможно просунуть лезвие ножа. Камни плотно примыкали один к другому и держались собственной тяжестью. Точность работы каменотесов и шлифовальщиков достойна удивления, особенно если представить себе, что древние ремесленники, создавшие такие грандиозные памятники человеческого труда, поль¬зовались еще каменными орудиями... Блоки белого облицовочного известняка на ладьях перевозили на другой берег Нила. К месту постройки их подвозили, погрузив на спе¬циальные деревянные салазки... Постройка пирамиды Хуфу длилась около 20 лет. Через каждые три месяца менялись рабочие, число кото¬рых достигало 100 000 человек. Второй по величине после гробницы Хуфу считается пирамида фараона Хафра (Хефрена). Она на 8 м ниже, но зато менее разрушена. Нерх пирамиды сохранил часть полированной облицовки. Остальные пирамиды значительно меньше, и многие из них сильно разрушились. Вблизи от пирамиды Хафра поднимается из песка пустыни холм. Высота его около 20 м, длина около 60 м. Приблизившись к холму, путешественники видят огромную статую, высеченную почти цели¬ком из скалы. Это знаменитый большой сфинкс - фигура лежащего льва с человеческой головой... «Отец ужаса» - так называют большого сфинкса жители пустыни. Пирамиды - это первое из семи чудес Древнего мира - не только память о бессмысленном и жестоком насилии над человеческим трудом и жизнями сотен тысяч людей. Это не только свидетельство полного порабощения народа деспотической властью фараона. Ведь пирами¬ды - это замечательный памятник архитектуры Древнего Египта. Это свидетельство высокого инженерного искусства египтян, пять тысяч лет назад создавших такие грандиозные сооружения на заре челове¬ческой культуры. Нейхардт А. А. Семь чудес Древнего мира. М., 1966. С. 12-29. Есть версии, которые опровергают уже известные способы строи¬тельства пирамид. Существует версия о том, что пирамиды строились с помощью системы водяных шлюзов. Более подробно см. журнал «Юный техник» № 1 за 1986 год, статья «Как строили пирамиды?». Висячие сады Вавилона (сады Семирамиды) Богатство и роскошь древнего Вавилона привлекали массу путешест¬венников, своими глазами желавших увидеть удивительные стены горо¬да, толщина которых позволяла разъехаться нескольким колесницам. Но больше всего привлекали путешественников рассказы о чудес¬ных висячих садах, разбитых во дворце царя Навуходоносора. Таких садов не встречалось в целом свете, недаром их причисляли к семи чудесам. Побывать в этих садах было не так-то просто: ведь они на¬ходились за высокими стенами царского дворца. Вход туда охраняла грозная стража, и простому смертному нелегко было попасть в пеструю толпу богато одетых придворных, заполнявшую двор и помещения царского дворца. Рядом с помещением дворца возвышалось удивительное сооруже¬ние - висячие сады, созданные вавилонским царем для его любимой жены - мидийской царевны. Она привыкла к зеленеющим горам и лесам своей родины и тосковала по прохладе и тени горных лесов в жаркой и безлесной Вавилонии. Желая уменьшить ее грусть по родине, На¬вуходоносор решил подарить ей целый оазис, словно вывезенный из мидийских гор. Эти знаменитые сады, причисленные к семи чудесам света, разме¬щались на широкой четырехъярусной башне. Внутри каждого яруса были сделаны крепкие кирпичные своды, опиравшиеся на мощные высокие колонны. Платформы террас были сложены из массивных каменных глыб. Сверху они были покрыты слоем камыша и залиты асфальтом. Потом шла прокладка из двойного ряда кирпичей, сце¬ментированных гипсом. Сверху кирпичи были прикрыты свинцовыми пластинами, чтобы вода не проникала через почву в нижние этажи сада. На все это сложное сооружение сверху был настлан толстый слой плодородной земли, достаточный для того, чтобы здесь могли расти самые крупные деревья. Ярусы садов поднимались уступами, соединяясь между собой ши¬рокими лестницами, выложенными гладко отшлифованными плитами розового и белого цвета. Сказочно прекрасны были эти сады, под держи¬ваемые мощными колоннадами. Сюда по приказу царя были привезены любимые растения царицы, напоминавшие ее далекую родину. Великолепные пальмы поднимались высоко над крепостными сте¬нами ограды дворца. Редкие растения, прекрасные цветы украшали сады царицы. Деревья самых удивительных пород зеленели между рядами колонн. Колонны достигали высоты в пятьдесят локтей, и света для растений было вполне достаточно. Для поливки этих садов, рас¬положенных на искусственной лесистой горе, сотни рабов целый день качали воду из Евфрата, вращая громадное водоподъемное колесо, которое черпало воду кожаными ведрами. Сады были обращены в сторону прохладного ветра, дувшего обыч¬но с северо-запада. Их аромат, тень и прохлада в безлесной и плоской Вавилонии казались людям необыкновенным чудом. Проходили столетия... Наводнение разрушило стены дворца На¬вуходоносора. Вода постепенно размягчила плохо обожженную глину. Осели террасы, рухнули своды и колонны башни, на уступах которых зеленели висячие сады... Только по описаниям древних авторов мож¬но представить себе все великолепие стен, зданий и храмов, некогда составлявших славу древнего Вавилона. Возле незначительного иракского городка Хилле вся поверхность зем¬ли, состоящая из невысоких, как бы расплывшихся холмов, изрезана глу¬бокими траншеями. Они пересекаются между собой, расходятся в разные стороны. В срезах этих траншей видны следы полуразрушенной кирпичной кладки - это все, что осталось от дворца и садов вавилонского царя. Heuxapdm А.А. Семь чудес Древнего мира. М., 1966. С. 30-42. Храм Артемиды Эфесской Святилище Артемиды - Артемисион - было главной достоприме¬чательностью древнего Эфеса, богатейшего торгового центра Древней Греции. В жизни древних греков храмы играли очень большую роль. Они были центрами почитания самых популярных божеств... Воз¬ведение храма было делом всех граждан каждого греческого города. Красота и великолепие храмов, по мнению греков, ярче всего свиде¬тельствовали о богатстве и силе государства. Неудивительно поэтому, что греческая архитектура развивалась прежде всего как архитекту¬ра храмовая, а греческие архитекторы достигли наивысших успехов н строительстве святилищ многочисленных богов. В VI в. до н. э. Эфес достиг необычайного расцвета. Свое богатство эфесцы решили прославить, построив покровительнице города новый величественный храм, превосходящий по красоте все известные прежде святилища... 10 О. В. Арасланова, К. А. Соловьев, 5 кл. По преданию, строительство Артемисиона длилось 120 лег. В нем приняли участие все государства Малой Азии... Когда строительство храма было закончено, он вызвал удивление и восхищение всех, кому приходилось любоваться легкой и изящной мраморной постройкой. Но простоял Артемисион не более ста лет. В 356 г. до н. э. вся Греция была потрясена известием о гибели знаменитого храма. Житель Эфеса, некий Герострат, желая увековечить свое имя, решил уничтожить святыню малоазийских городов. Он поджег Артемисион. Пожар сильно повре¬дил здание храма. Рухнула крыша, обгорели стены и колонны... Эфесцы не смогли примириться с потерей храма. Они решили от¬строить его заново и сделать еще прекраснее, чем прежде. Все граждане приняли участие в сборе средств на восстановление святилища... При перестройке храма использовался прежний план с очень не¬большими изменениями. Зато значительно поднято было ступенчатое основание храма и увеличено число ступеней... Храм Артемиды зани¬мал огромную площадь (110 х 55 м)... храм окружало 127 мраморных колонн. Их высота достигала 18 м. В каждом из двух рядов со стороны главного фасада стояло по 8 колонн. Вновь было установлено 36 ко¬лонн, украшенных рельефом. Эти колонны были одной из достопри¬мечательностей храма Артемиды. Внутреннее помещение храма было облицовано мраморными пли¬тами. Оно состояло из больших сеней - пронаоса, обширной главной залы, - целлы и небольшого опиистодома в задней части храма. В цел- ле находилась гигантская (15 м высоты) статуя богини. Лицо богини, кисти рук и ступни ног были сделаны из дерева, составлявшего основу статуи. Всю остальную поверхность сплошь покрывали золотые укра¬шения и драгоценности. В храме Артемиды было собрано много прекрасных картин и скульптур античных мастеров. Одни находились во внутренних по¬мещениях храма, другие были выставлены в специальном здании для картин и в крытой каменной ограде, расположенных неподалеку от Ар¬темисиона. .. Храм Артемиды был одним из самых знаменитых музеев древности. Его картинная галерея пользовалась такой же известностью, как и собрание картин в Афинских пропилеях... В 263 г. н. э. готы, привлеченные слухами о необычайном богатстве храма, захватили эфес и разграбили святилище Артемиды. Большой урон Артемисиону нанесли христиане. Христианские проповедники не раз натравливали толпы верующих фанатиков на святилище языче¬ской богини. В византийское время мраморная облицовка святилища использовалась как строительный материал при возведении различных построек... Однако самые страшные разрушения причинила храму болотистая почва, которая по замыслу строителя должна была уберечь святилище от землетрясений. Наносы реки Каистра постепенно скрыли остатки разрушенного храма, погрузившиеся в вязкое болото. Heuxapdm А.Л. Семь чудес Древнего мира, М., 1966. С. 43-59. Статуя Зевса Олимпийского В священную Олимпию, находившуюся на земле древней Эллады, каждые четыре года собирались десятки тысяч паломников... Олимпия была одним из главных святилищ Греции. По древнему мифу, именно здесь, в Олимпии, Зевс одержал победу над своим отцом Кроном... Главной святыней Олимпии был прославленный храм Зевса со ста¬туей верховного бога, созданной одним из гениальнейших скульпторов Греции - Фидием... На центральной площади Альтиса подымался на высоком подножии великолепный многоколонный храм, сделанный весь, включая черепицу крыши, из белого мрамора. Длина его состав¬ляла более 64 м. Тридцать четыре колонны строгого дорийского стиля окружали здание. Мощные, строгие колонны и стены создавали впе¬чатление сурового величия и простоты. Человек, приближавшийся к храму, проникался торжественным настроением, перед тем как предстать перед изображением велико¬го Зевса. Фронтон храма был увенчан позолоченной статуей летящей богини Ники, а по углам фронтона стояли бронзовые позолоченные треножники с чашами. В глубине храма высилась огромная статуя Зевса, прославленная как одно из семи чудес Древнего мира. На великолепном, богато ук¬рашенном троне сидел «царь богов и людей». Верхняя часть его торса была обнажена, нижняя - закутана в роскошный плащ. В одной руке божество держало статую Ники, в другой - жезл, увенчанный изобра¬жением орла - священной птицы Зевса. Голову бога украшал венец из масличных ветвей. Концы его повязки падали на плечи божества. Статуя занимала едва ли не треть внутреннего помещения храма. Зевс, сидящий на троне, почти касался головой потолка храма, его высота достигала, по-видимому, около 17 м. Если бы его гигантскую фигуру выпрямить во весь рост, то он намного превысил бы высоту самого храма. Из яркого, сверкающего золота были сделаны одежда, фа го ценный кованый венец, ленты повязки на голове Зевса, золотыми же были одежда и победный венок Ники в Зевсовой руке. Тулови¬ще и голова Зевса, фигурка Ники были из слоновой кости. Ее теплый желтовато-розовый цвет придавал поразительную жизненность изо¬бражению Зевса. Не случайно все те, кому посчастливилось увидеть Фидиева Зевса, утверждали, что перед ними предстало не изображение бога, а само божество. Статуя Зевса поражала не только величием, которое придал бо¬жеству Фидий. От Зевса исходило необычайное обаяние, ощущение покоя, бесконечной мудрости и доброты. И в то же время отпечаток мужественной мощи лежал на всем облике изображения. Из золота и слоновой кости был сделан и богатейший трон Зевса. Высокую спинку, подлокотники, подножие трона украшали рельефы из сноповой кости, золотые изображения богов и богинь. На перекладине тронного кресла находились рельефы, изображавшие сцены олимпий¬ских состязаний. ...Храмы Олимпии разрушили землетрясения, довольно частые в Греции. Обломки мощных колонн храма Зевса археологи находили разбросанными на довольно большом расстоянии от основания самого храма. Heuxapdm А.А. Семь чудес Древнего мира. М., 1966. С. 60-76. Галикарнасский мавзолей Галикарнас - столица небольшого Карийского царства - по праву слыл одним из богатейших и красивейших греческих городов на по¬бережье Малой Азии. Великолепные беломраморные храмы, театр, царский дворец, сады, портики с целым лесом колонн украшали улицы и площади города... Но больше всего путешественников в Галикарнас привлекала славившаяся на весь древний мир своим великолепием гробница царя Мавсола, умершего около 353 г. до н. э. Все видевшие эту усыпальницу превозносили ее как одно из семи чудес света. Постройка гробницы была начата еще при жизни царя Мавсола. После смерти царя его вдова, царица Артемисия, продолжала сооруже¬ние усыпальницы, прославившей имя Мавсола, ничем более не приме¬чательного.. . Он установил особые налоги на все, даже на погребение. Путем бессовестного выжимания средств из подвластного ему насе¬ления Мавсол накопил огромные богатства. Эти богатства позволили ему построить себе гробницу-храм... По замыслу художников мавзолей должен был представлять собой большое, прямоугольное в плане здание шириной около 66 м и длиной около 77 м. В высоту оно достигало около 46 м и по своей структуре делилось на три части. Первый этаж представлял собой ступенчатый высокий постамент, выложенный плитами белого мрамора, и служил усыпальницей Мавсола и Артемисии. Наверху он увенчивался широким скульптурным фризом - лентой мраморных рельефов, опоясывающих здание по всем четырем сторонам. Над первым этажом возвышалась колоннада, окружавшая поме¬щение для жертвоприношений в честь обожествленного царя и его супруги. Колонны поддерживались богато украшенным карнизом. Крышей мавзолея служила ступенчатая пирамида. Все это сооруже¬ние увенчивалось мраморной скульптурной квадригой - колесницей, запряженной четырьмя конями. У подножия здания были расположены мраморные статуи львов и скачущих всадников. Место для мавзолея было отведено на одной из самых широких улиц Галикарнаса, подымавшейся над рыночной площадью. ...по замыслу архитекторов гробница царя Мавсола как наиболее богатое и достопримечательное сооружение Галикарнаса должна была нахо¬диться в центре города и служить основным его украшением. Царица Артемисия умерла, не дождавшись окончания постройки мавзолея. Сын Мавсола и Артемиссии, ставший правителем Галикар¬наса, приказал продолжать работы... Полностью усыпальница была окончена только при внуке царя Мавсола. Но задолго до окончания она стала известна всему греческому миру как одно из замечательных произведений искусства. После победы македонского царя Александра над персами Галикарнас, в котором укрепились персидские войска, Пыл сильно разрушен и разграблен воинами Александра. Однако мавзолей... уцелел. Он стоял во всем своем великолепии вплоть до XV в., когда жизнь давно уже покинула древний город Галикарнас. Время пощадило прославленное чудо древности (мавзолей простоял около 1800 лет), хотя частыми землетрясениями, неоднократно разрушавши¬ми стены Галикарнаса, мавзолей был изрядно поврежден. Но главный урон прославленной гробнице нанесли грубые и невежественные завое¬ватели - рыцари-крестоносцы, не пощадившие той красоты, которую, казалось, щадило само время. Захватив побережье Малой Азии, они в XV в. на развалинах Галикарнаса построили мрачную неприступную крепость - замок Святого Петра. Нейхардт А.А. Семь чудес Древнего мира. М., 1966. С. 77-90. Колосс Родосский «Колосс», «колоссальный» - эти слова звучат для нас привычно. 11о откуда они ведут свое начало и что значили первоначально? Колоссами древние греки называли статуи, высота которых была много выше человеческого роста. ...самым известным и популярным был Колосс, воздвигнутый на о. Родос, - гигантская статуя бога солнца Гелиоса. К концу IV в. до н. э. среди греческих государств самым богатым и могущественным был Родос. Огромные доходы Родосу приносила торговля. Гигантскую бронзовую статую бога солнца Гелиоса - покровителя острова - родосцы решили воздвигнуть в память об одержанной победе над врагами. Античные скульпторы, работавшие в бронзе, часто пользовались техникой литья. Создание литых бронзовых статуй было очень трудо¬емким процессом, требовавшим большого мастерства и технических навыков. Вначале скульптор лепил в глине в полный рост точную копию своей будущей скульптуры. Глиняная фигура была как бы ядром, осно¬вой, на которую наносился слой воска такой толщины, какую скульп¬тор хотел придать бронзе... Когда восковая поверхность была готова, поверх нее фигуру снова покрывали глиной так, чтобы верхний слой плотно облегал воск и полностью соответствовал внутреннему ядру... Вверху глиняной формы оставляли отверстие для заливки металла, проделывая также небольшие отверстия и в других местах верхнего слоя. Через них при заливке должен был выходить воздух, иначе под напором воздуха глиняная форма могла разорваться... После этого фор¬му нагревали, и при этом воск вытекал через оставленные отверстия. Затем производили обжиг глины, чтобы она могла выдержать высокую температуру расплавленного металла, и только тогда приступали к ли¬тью. Расплавив бронзу, ее медленно заливали в форму через трубку, приставленную к верхнему отверстию. Бронза растекалась внутри гли¬ны, занимая место, освобожденное воском, и равномерно обволаки¬вая глиняное ядро. Когда металл остывал, верхнюю форму осторожно разбивали и выскребали глину, оставшуюся внутри скульптуры. Все неровности на поверхности металла сглаживали и полировали особыми инструментами. После этого работа считалась законченной. Работа над гигантской статуей Гелиоса продолжалась 12 лет. Весть о необыкновенном сооружении быстро разнеслась по всему греческому миру. Купцы из разных стран, приезжавшие на Родос, рассказывали повсю¬ду о невиданном прежде чуде - статуе в 70 локтей (около 35 м) высоты. Однако родосцам недолго пришлось гордиться своим Колоссом. Бронзовый гигант простоял всего 56 лет. В 220 г. до н. э. Родос под¬вергся разрушительному землетрясению. ...Гигантская статуя не вы¬держала колебаний почвы... Ноги в коленях оказались самым хрупким и уязвимым местом статуи. Нейхардт А.А. Семь чудес Древнего мира. М., 1966. С. 91-104. Александрийский маяк Много остроумных изобретений и больших открытий было сделано учеными Александрии. Одним из таких чудес был Александрийский маяк. Он был построен на скале, возвышавшейся на восточном берегу о. Фарос. Это была трехэтажная башня высотой около 120 м. Нижний этаж имел квадратную форму, причем длина каждой стенки состав¬ляла около 30,5 м. Первый этаж был сложен из крупных плит извест¬няка. Стороны нижнего этажа были обращены к четырем сторонам света - на север, восток, юг и запад. Второй этаж представлял собой восьмигранную башню, облицованную великолепными мраморными плитами. Восемь граней башни были ориентированы по направлению восьми главных ветров. Третий этаж - фонарь имел круглую форму, его венчал купол, на котором стояла огромная бронзовая статуя бога морей Посейдона высотой около 7 м. Купол придерживали полированные гранитные колонны. Здесь наверху горел огонь маяка, свет которого усиливался путем отражения его в целой системе металлических зеркал и был издалека виден море¬плавателям. Топливо для костра доставлялось наверх по винтообразной лестнице, проходившей внутри двух первых этажей. Она была настоль¬ко удобной и пологой, что все горючие материалы для поддержания костра в фонаре маяка подвозились на навьюченных ослах. Маяк одновременно был крепостью, в которой находился большой гарнизон. В подземной части башни была расположена огромная цистерна для питьевой воды на случай осады. Маяк был также наблюдательным пунктом, так как остроумная система металлических зеркал позволяла вести с вершины башни наблюдение за морским пространством и обнаруживать неприятельские корабли задолго до того, как ими появлялись вблизи от города... Строитель маяка, архитектор Сострат, желая сохранить в памяти Людей истинное имя создателя замечательной башни, высек на мра¬морной стене маяка следующую надпись: «Сострат, сын Дексифана Книда, посвятил богам-спасителям ради мореходов». Вырезав эту Надпись, он закрыл свое имя тонким слоем штукатурки и сверх на¬ши ал по ней имя царя Птолемея Сотера. В глубине души Сострат Надеялся, что время пройдет, штукатурка отвалится и имя истинного строителя этого великолепного маяка прославится в веках. Так оно и случилось - имя славного создателя одного из семи чудес Древнего мира дошло до наших дней из далекой глубины веков. Heuxapdm А.А. Семь чудес Древнего мира. М., 1966. С. 105-118. с. 98-99 § 21 Вигасина).
УРОК - копия (15).docx
Семь чудес света Цели: ознакомить учащихся с историей семи чудес света; продолжить формирование умений   работать   самостоятельно   с   дополнительной   литературой,   анализировать   ее; продолжить развитие творческих способностей учащихся. Информация для учителя Этот урок проводится на усмотрение учителя, так как по программе всего 68 уроков. Как показывает опыт, такой урок позволяет учащимся развивать творческий потенциал, поэтому его можно провести в случае экономии учебного времени либо вместо какого­то урока. Класс заранее делится на семь небольших групп (методику организации групповой формы работы учащихся см. в уроках 14­15). Каждая группа знакомится с литературой, выбирает для рассказа историю одного из чудес света. На урок учащиеся приносят свой макет или рисунок, показывают его классу и рассказывают о нем. Литература для учащихся 1.Энциклопедический словарь юного историка. М., 1994. 2.Я познаю мир. История. М., 1996. 3.Нейхардт А.А. Семь чудес Древнего мира. М., 1966. Задания для учащихся: 1. Познакомиться с литературой. 2.Выбрать материал об одном из чудес света. 3.Подготовить макет или рисунок. ­ Какие чудеса света существовали в древних странах мира? Дополнительный материал Пирамиды Самым большим чудом Египта, поражавшим людей еще в древности, были пирамиды ­ эти удивительные искусственные горы ­ гробницы древних египетских царей... созданием вечной усыпальницы фараон обеспечивал своему бессмертному духу вечное жилище. Почти пять тысяч лет стоит огромная пирамида, построенная фараоном Хуфу (или по­ гречески Хеопсом). Высота ее достигала 147 м (сейчас из­за обвала вершины ее высота равна 137 м), а каждая из сторон по длине составляет 233 м. Для того чтобы обойти пирамиду   Хуфу   кругом,  нужной   пройти   около   километра.   Вплоть  до   конца   XIX   века пирамида Хуфу являлась самым высоким сооружением на земле. Ее грандиозные размеры поражали всех, кто был в Египте. Ученые подсчитали, что пирамида Хуфу была сложена из 2 300 ООО огромных глыб известняка, гладко отшлифованных, причем каждая из них глыб весила больше двух тонн. Тщательно   отесанные   и   отшлифованные   известняковые   глыбы   были   столь   мастерски пригнаны одна к другой, что в щель между двумя камнями невозможно просунуть лезвие ножа. Камни   плотно   примыкали   один   к   другому   и   держались   собственной   тяжестью. Точность   работы   каменотесов   и   шлифовальщиков   достойна   удивления,   особенно   если представить  себе,   что  древние   ремесленники,   создавшие   такие   грандиозные   памятники человеческого труда, пользовались еще каменными орудиями... Блоки белого облицовочного известняка на ладьях перевозили на другой берег Нила. К месту постройки их подвозили, погрузив на специальные деревянные салазки... Постройка пирамиды Хуфу длилась около 20 лет. Через каждые три месяца менялись рабочие, число которых достигало 100 000 человек. Второй   по   величине   после   гробницы   Хуфу   считается   пирамида   фараона   Хафра (Хефрена). Она на 8 м ниже, но зато менее разрушена. Нерх пирамиды сохранил часть полированной   облицовки.   Остальные   пирамиды   значительно   меньше,   и   многие   из   них сильно разрушились. Вблизи от пирамиды Хафра поднимается из песка пустыни холм. Высота его около 20 м, длина около 60 м. Приблизившись к холму, путешественники видят огромную статую, высеченную почти целиком из скалы. Это знаменитый большой сфинкс ­ фигура лежащего льва с человеческой головой... «Отец ужаса» ­ так называют большого сфинкса жители пустыни. Пирамиды   ­   это   первое   из   семи   чудес   Древнего   мира   ­   не   только   память   о бессмысленном и жестоком насилии над человеческим трудом и жизнями сотен тысяч людей. Это не только свидетельство полного порабощения народа деспотической властью фараона. Ведь пирамиды ­ это замечательный памятник архитектуры Древнего Египта. Это свидетельство высокого инженерного искусства египтян, пять тысяч лет назад создавших такие грандиозные сооружения на заре человеческой культуры. Нейхардт А. А. Семь чудес Древнего мира. М., 1966. С. 12­29. Есть   версии,   которые   опровергают   уже   известные   способы   строительства   пирамид. Существует версия о том, что пирамиды строились с помощью системы водяных шлюзов. Более   подробно   см.   журнал   «Юный   техник»   №   1   за   1986   год,   статья   «Как   строили пирамиды?». Висячие сады Вавилона (сады Семирамиды) Богатство и роскошь древнего Вавилона привлекали массу путешественников, своими глазами   желавших   увидеть   удивительные   стены   города,   толщина   которых   позволяла разъехаться нескольким колесницам. Но больше всего привлекали путешественников рассказы о чудесных висячих садах, разбитых во дворце  царя Навуходоносора. Таких садов  не встречалось  в целом свете, недаром их причисляли к семи чудесам. Побывать в этих садах было не так­то просто: ведь они находились за высокими стенами царского дворца. Вход туда охраняла грозная стража,   и   простому   смертному  нелегко   было   попасть  в   пеструю   толпу   богато   одетых придворных, заполнявшую двор и помещения царского дворца. Рядом с помещением дворца возвышалось удивительное сооружение ­ висячие сады, созданные вавилонским царем для его любимой жены ­ мидийской царевны. Она привыкла к зеленеющим горам и лесам своей родины и тосковала по прохладе и тени горных лесов в жаркой и безлесной Вавилонии. Желая уменьшить ее грусть по родине, Навуходоносор решил подарить ей целый оазис, словно вывезенный из мидийских гор. Эти знаменитые сады, причисленные к семи чудесам света, размещались на широкой четырехъярусной башне. Внутри каждого яруса были сделаны крепкие кирпичные своды, опиравшиеся на мощные высокие колонны. Платформы террас были сложены из массивных каменных глыб. Сверху они были покрыты слоем камыша и залиты асфальтом. Потом шла прокладка из двойного ряда кирпичей, сцементированных гипсом. Сверху кирпичи были прикрыты свинцовыми пластинами, чтобы вода не проникала через почву в нижние этажи сада.   На   все   это   сложное   сооружение   сверху   был   настлан   толстый   слой   плодородной земли, достаточный для того, чтобы здесь могли расти самые крупные деревья. Ярусы садов поднимались уступами, соединяясь между собой широкими лестницами, выложенными   гладко   отшлифованными   плитами   розового   и   белого   цвета.   Сказочно прекрасны были эти сады, под держиваемые мощными колоннадами. Сюда по приказу царя были привезены любимые растения царицы, напоминавшие ее далекую родину. Великолепные пальмы поднимались высоко над крепостными стенами ограды дворца. Редкие растения, прекрасные цветы украшали сады царицы. Деревья самых удивительных пород зеленели между рядами колонн. Колонны достигали высоты в пятьдесят локтей, и света для растений было вполне достаточно. Для поливки этих садов, расположенных на искусственной лесистой горе, сотни рабов целый день качали воду из Евфрата, вращая громадное водоподъемное колесо, которое черпало воду кожаными ведрами. Сады были обращены в сторону прохладного ветра, дувшего обычно с северо­запада. Их аромат,   тень   и   прохлада   в   безлесной   и   плоской   Вавилонии   казались   людям необыкновенным чудом. Проходили   столетия...   Наводнение   разрушило   стены   дворца   Навуходоносора.   Вода постепенно   размягчила   плохо   обожженную   глину.   Осели   террасы,   рухнули   своды   и колонны   башни,   на   уступах   которых   зеленели   висячие   сады...   Только   по   описаниям древних авторов можно представить себе все великолепие стен, зданий и храмов, некогда составлявших славу древнего Вавилона. Возле незначительного иракского городка Хилле вся поверхность земли, состоящая из невысоких,   как   бы   расплывшихся   холмов,   изрезана   глубокими   траншеями.   Они пересекаются между собой, расходятся в разные стороны. В срезах этих траншей видны следы   полуразрушенной   кирпичной   кладки   ­   это   все,   что   осталось   от   дворца   и   садов вавилонского царя. Heuxapdm А.А. Семь чудес Древнего мира. М., 1966. С. 30­42. Храм Артемиды Эфесской Святилище Артемиды ­ Артемисион ­ было главной достопримечательностью древнего Эфеса, богатейшего торгового центра Древней Греции. В жизни древних греков храмы играли очень большую роль. Они были центрами почитания самых популярных божеств... Возведение   храма   было   делом   всех   граждан   каждого   греческого   города.   Красота   и великолепие храмов, по мнению греков, ярче всего свидетельствовали о богатстве и силе государства. Неудивительно поэтому, что греческая архитектура развивалась прежде всего как   архитектура   храмовая,   а   греческие   архитекторы   достигли   наивысших   успехов   н строительстве святилищ многочисленных богов. В VI в. до н. э. Эфес достиг необычайного расцвета. Свое богатство эфесцы решили   построив   покровительнице   города   новый   величественный   храм, прославить, превосходящий по красоте все известные прежде святилища... 10 О. В. Арасланова, К. А. Соловьев, 5 кл. По преданию, строительство Артемисиона длилось 120 лег. В нем приняли участие все государства   Малой   Азии...   Когда   строительство   храма   было   закончено,   он   вызвал удивление и восхищение всех, кому приходилось любоваться легкой и изящной мраморной постройкой. Но простоял Артемисион не более ста лет. В 356 г. до н. э. вся Греция была потрясена известием о гибели знаменитого храма. Житель Эфеса, некий Герострат, желая увековечить   свое   имя,   решил   уничтожить   святыню   малоазийских   городов.   Он   поджег Артемисион. Пожар  сильно повредил  здание храма.  Рухнула крыша,  обгорели  стены и колонны... Эфесцы не смогли примириться с потерей храма. Они решили отстроить его заново и сделать еще прекраснее, чем прежде. Все граждане приняли участие в сборе средств на восстановление святилища... При перестройке храма использовался прежний план с очень небольшими изменениями. Зато   значительно   поднято   было   ступенчатое   основание   храма   и   увеличено   число ступеней... Храм Артемиды занимал огромную площадь (110 х 55 м)... храм окружало 127 мраморных   колонн.   Их   высота   достигала   18   м.   В   каждом   из   двух   рядов   со   стороны главного фасада стояло по 8 колонн. Вновь было установлено 36 колонн, украшенных рельефом. Эти колонны были одной из достопримечательностей храма Артемиды. Внутреннее помещение храма было облицовано мраморными плитами. Оно состояло из больших сеней ­ пронаоса, обширной главной залы, ­ целлы и небольшого опиистодома в задней части храма. В цел­ ле находилась гигантская (15 м высоты) статуя богини. Лицо богини, кисти рук и ступни ног были сделаны из дерева, составлявшего основу статуи. Всю остальную поверхность сплошь покрывали золотые украшения и драгоценности. В   храме   Артемиды   было   собрано   много   прекрасных   картин   и   скульптур   античных мастеров. Одни находились во внутренних помещениях храма, другие были выставлены в специальном здании для картин и в крытой каменной ограде, расположенных неподалеку от Артемисиона. .. Храм Артемиды был одним из самых знаменитых музеев древности. Его картинная   галерея   пользовалась   такой   же   известностью,   как   и   собрание   картин   в Афинских пропилеях... В 263 г. н. э. готы, привлеченные слухами о необычайном богатстве храма, захватили эфес и разграбили святилище Артемиды. Большой урон Артемисиону нанесли христиане. Христианские   проповедники   не   раз   натравливали   толпы   верующих   фанатиков   на святилище   языческой   богини.   В   византийское   время   мраморная   облицовка   святилища использовалась как строительный материал при возведении различных построек... Однако самые   страшные   разрушения   причинила   храму   болотистая   почва,   которая   по   замыслу строителя   должна   была   уберечь   святилище   от   землетрясений.   Наносы   реки   Каистра постепенно скрыли остатки разрушенного храма, погрузившиеся в вязкое болото. Heuxapdm А.Л. Семь чудес Древнего мира, М., 1966. С. 43­59. Статуя Зевса Олимпийского В священную Олимпию, находившуюся на земле древней Эллады, каждые четыре года собирались   десятки   тысяч   паломников...   Олимпия   была   одним   из   главных   святилищ Греции. По древнему мифу, именно здесь, в Олимпии, Зевс одержал победу над своим отцом Кроном... Главной святыней Олимпии был прославленный храм Зевса со статуей верховного бога, созданной   одним   из   гениальнейших   скульпторов   Греции   ­   Фидием...   На   центральной площади Альтиса подымался на высоком подножии великолепный многоколонный храм, сделанный весь, включая черепицу крыши, из белого мрамора. Длина его составляла более 64 м. Тридцать четыре колонны строгого дорийского стиля окружали здание. Мощные, строгие колонны и стены создавали впечатление сурового величия и простоты. Человек,   приближавшийся   к   храму,   проникался   торжественным   настроением,   перед тем   как   предстать   перед   изображением   великого   Зевса.   Фронтон   храма   был   увенчан позолоченной   статуей   летящей   богини   Ники,   а   по   углам   фронтона   стояли   бронзовые позолоченные треножники с чашами. В глубине храма высилась огромная статуя Зевса, прославленная как одно из  семи чудес Древнего мира. На великолепном, богато украшенном троне сидел «царь богов и людей». Верхняя часть его торса была обнажена, нижняя ­ закутана в роскошный плащ. В одной руке божество держало статую Ники, в другой ­ жезл, увенчанный изображением орла ­ священной птицы Зевса. Голову бога украшал венец из масличных ветвей. Концы его повязки падали на плечи божества. Статуя занимала едва ли не треть внутреннего помещения храма. Зевс, сидящий на троне, почти касался головой потолка храма, его высота достигала, по­видимому, около 17 м. Если бы его гигантскую фигуру выпрямить во весь рост, то он намного превысил бы высоту самого храма. Из яркого, сверкающего золота были сделаны одежда, фа го ценный кованый венец, ленты повязки на голове Зевса, золотыми же были одежда и победный венок Ники в Зевсовой руке. Туловище и голова Зевса, фигурка Ники были из слоновой кости.   Ее   теплый   желтовато­розовый   цвет   придавал   поразительную   жизненность   изо­ бражению   Зевса.   Не   случайно   все   те,   кому   посчастливилось   увидеть   Фидиева   Зевса, утверждали, что перед ними предстало не изображение бога, а само божество. Статуя Зевса поражала не только величием, которое придал божеству Фидий. От Зевса исходило необычайное обаяние, ощущение покоя, бесконечной мудрости и доброты. И в то же время отпечаток мужественной мощи лежал на всем облике изображения. Из золота и слоновой кости был сделан и богатейший трон Зевса. Высокую спинку, подлокотники,   подножие   трона   украшали   рельефы   из   сноповой   кости,   золотые изображения   богов   и   богинь.   На   перекладине  тронного   кресла   находились   рельефы, изображавшие сцены олимпийских состязаний. ...Храмы   Олимпии   разрушили   землетрясения,   довольно   частые   в   Греции.   Обломки мощных   колонн   храма   Зевса   археологи  находили  разбросанными   на   довольно   большом расстоянии от основания самого храма. Heuxapdm А.А. Семь чудес Древнего мира. М., 1966. С. 60­76. Галикарнасский мавзолей Галикарнас   ­   столица   небольшого   Карийского   царства   ­   по   праву   слыл   одним   из богатейших  и  красивейших греческих городов на побережье Малой Азии. Великолепные беломраморные   храмы,   театр,   царский   дворец,   сады,   портики   с   целым   лесом   колонн украшали  улицы  и площади города... Но больше  всего путешественников  в  Галикарнас привлекала славившаяся на весь древний мир своим  великолепием  гробница царя Мавсола, умершего около 353 г. до н. э. Все видевшие эту усыпальницу превозносили ее как одно из семи чудес света. Постройка гробницы была начата еще при жизни царя Мавсола. После смерти царя его вдова,   царица   Артемисия,   продолжала  сооружение   усыпальницы,   прославившей   имя Мавсола, ничем более не примечательного.. . Он установил особые налоги на все, даже на  Путем   бессовестного   выжимания   средств   из   подвластного   ему   населения погребение. Мавсол   накопил   огромные   богатства.   Эти   богатства  позволили  ему   построить   себе гробницу­храм... По   замыслу   художников   мавзолей   должен   был   представлять   собой   большое, прямоугольное  в  плане здание шириной около 66  м  и  длиной  около 77 м. В высоту оно достигало около 46 м и по своей структуре делилось на три части. Первый этаж представлял собой  ступенчатый  высокий   постамент,   выложенный   плитами   белого   мрамора,   и   служил усыпальницей   Мавсола   и   Артемисии.   Наверху   он   увенчивался  широким  скульптурным фризом ­ лентой мраморных рельефов, опоясывающих здание по всем четырем сторонам. Над   первым   этажом   возвышалась   колоннада,   окружавшая   помещение   для жертвоприношений в честь обожествленного царя и его супруги. Колонны поддерживались богато украшенным карнизом. Крышей мавзолея служила ступенчатая пирамида. Все это сооружение   увенчивалось   мраморной   скульптурной   квадригой   ­  колесницей,  запряженной четырьмя   конями.   У   подножия   здания   были   расположены   мраморные   статуи   львов   и скачущих всадников. Место для мавзолея было отведено на одной из самых широких улиц Галикарнаса, подымавшейся   над   рыночной   площадью.   ...по   замыслу   архитекторов   гробница   царя Мавсола как наиболее богатое и достопримечательное сооружение Галикарнаса должна была находиться в центре города и служить основным его украшением. Царица   Артемисия   умерла,   не   дождавшись   окончания   постройки   мавзолея.   Сын Мавсола и Артемиссии, ставший правителем Галикарнаса, приказал продолжать работы... Полностью усыпальница была окончена только при внуке царя Мавсола. Но задолго до окончания   она   стала   известна   всему   греческому   миру   как   одно   из   замечательных произведений   искусства.   После   победы   македонского   царя   Александра   над   персами Галикарнас, в котором укрепились персидские войска, Пыл сильно разрушен и разграблен воинами Александра. Однако мавзолей... уцелел. Он стоял во всем своем великолепии вплоть   до   XV   в.,   когда   жизнь   давно   уже   покинула   древний   город   Галикарнас.   Время пощадило   прославленное   чудо   древности   (мавзолей   простоял   около   1800   лет),   хотя частыми землетрясениями, неоднократно разрушавшими стены Галикарнаса, мавзолей был изрядно   поврежден.   Но   главный   урон   прославленной   гробнице   нанесли   грубые   и невежественные завоеватели ­ рыцари­крестоносцы, не пощадившие той красоты, которую, казалось, щадило само время. Захватив побережье Малой Азии, они в XV в. на развалинах Галикарнаса построили мрачную неприступную крепость ­ замок Святого Петра. Нейхардт А.А. Семь чудес Древнего мира. М., 1966. С. 77­90. Колосс Родосский «Колосс», «колоссальный» ­ эти слова звучат для нас привычно. 11о откуда они ведут свое начало и что значили первоначально? Колоссами   древние   греки   называли   статуи,   высота   которых   была   много   выше человеческого роста. ...самым известным и популярным был Колосс, воздвигнутый на о. Родос, ­ гигантская статуя бога солнца Гелиоса. К концу IV в. до н. э. среди греческих государств самым богатым и могущественным был Родос. Огромные доходы Родосу приносила торговля. Гигантскую бронзовую статую бога солнца Гелиоса ­ покровителя острова ­ родосцы решили воздвигнуть в память об одержанной победе над врагами. Античные скульпторы, работавшие в бронзе, часто пользовались техникой литья. Создание литых   бронзовых   статуй   было   очень   трудоемким   процессом,   требовавшим   большого мастерства   и   технических   навыков.   Вначале   скульптор   лепил   в   глине   в   полный   рост точную копию своей будущей скульптуры. Глиняная фигура была как бы ядром, основой, на которую наносился слой воска такой толщины, какую скульптор хотел придать бронзе... Когда восковая поверхность была готова, поверх нее фигуру снова покрывали глиной так, чтобы верхний слой плотно облегал воск и полностью соответствовал внутреннему ядру... Вверху  глиняной   формы  оставляли   отверстие   для  заливки  металла,   проделывая  также небольшие отверстия и в других местах верхнего слоя. Через них при заливке должен был выходить воздух, иначе под напором воздуха глиняная форма могла разорваться... После этого форму нагревали, и при этом воск вытекал через оставленные отверстия. Затем производили   обжиг   глины,   чтобы   она   могла   выдержать   высокую   температуру расплавленного   металла,   и   только   тогда   приступали   к   литью.   Расплавив   бронзу,   ее медленно заливали в форму через трубку, приставленную к верхнему отверстию. Бронза растекалась внутри глины, занимая место, освобожденное воском, и равномерно обволаки­ вая   глиняное   ядро.   Когда   металл   остывал,   верхнюю   форму   осторожно   разбивали   и выскребали   глину,   оставшуюся   внутри   скульптуры.   Все   неровности   на   поверхности металла сглаживали и полировали особыми инструментами. После этого работа считалась законченной. Работа над гигантской статуей Гелиоса продолжалась 12 лет. Весть о необыкновенном сооружении   быстро   разнеслась   по   всему   греческому   миру.   Купцы   из   разных   стран, приезжавшие на Родос, рассказывали повсюду о невиданном прежде чуде ­ статуе в 70 локтей (около 35 м) высоты. Однако   родосцам   недолго   пришлось   гордиться   своим   Колоссом.   Бронзовый   гигант простоял   всего   56   лет.   В   220   г.   до   н.   э.   Родос   подвергся   разрушительному землетрясению.   ...Гигантская   статуя   не   выдержала   колебаний   почвы...   Ноги   в   коленях оказались самым хрупким и уязвимым местом статуи. Нейхардт А.А. Семь чудес Древнего мира. М., 1966. С. 91­104. Александрийский маяк Много   остроумных   изобретений   и   больших   открытий   было   сделано   учеными Александрии. Одним из  таких чудес был Александрийский маяк. Он был построен на скале,   возвышавшейся   на   восточном   берегу   о.   Фарос.   Это   была   трехэтажная   башня высотой около 120 м. Нижний этаж имел квадратную форму, причем длина каждой стенки составляла около 30,5 м. Первый этаж был сложен из крупных плит известняка. Стороны нижнего этажа были обращены к четырем сторонам света ­ на север, восток, юг и запад. Второй   этаж   представлял   собой   восьмигранную   башню,   облицованную   великолепными мраморными плитами. Восемь граней башни были ориентированы по направлению восьми главных ветров. Третий этаж ­ фонарь имел круглую форму, его венчал купол, на котором стояла огромная бронзовая статуя бога морей Посейдона высотой около 7 м. Купол   придерживали   полированные   гранитные   колонны.   Здесь   наверху   горел   огонь маяка, свет которого усиливался путем отражения его в целой системе металлических зеркал и был издалека виден мореплавателям. Топливо для костра доставлялось наверх по винтообразной лестнице, проходившей внутри двух первых этажей. Она была настолько удобной и пологой, что все горючие материалы для поддержания костра в фонаре маяка подвозились на навьюченных ослах. Маяк   одновременно   был   крепостью,   в   которой   находился   большой   гарнизон.   В подземной части башни была расположена огромная цистерна для питьевой воды на случай осады.   Маяк   был   также   наблюдательным   пунктом,   так   как   остроумная   система металлических   зеркал   позволяла   вести   с   вершины   башни   наблюдение   за   морским пространством   и   обнаруживать   неприятельские   корабли   задолго   до   того,   как   ими появлялись вблизи от города... Строитель маяка, архитектор Сострат, желая сохранить в памяти Людей истинное имя создателя замечательной башни, высек на мраморной стене маяка следующую надпись: «Сострат, сын Дексифана Книда, посвятил богам­спасителям ради мореходов». Вырезав эту Надпись, он закрыл свое имя тонким слоем штукатурки и сверх наши ал по ней имя царя Птолемея Сотера. В глубине души Сострат Надеялся, что время пройдет, штукатурка отвалится и имя истинного строителя этого великолепного маяка прославится в веках. Так оно и случилось ­ имя славного создателя одного из семи чудес Древнего мира дошло до наших дней из далекой глубины веков. Heuxapdm А.А. Семь чудес Древнего мира. М., 1966. С. 105­118. с. 98­99 § 21 Вигасина).

«Семь чудес света»

«Семь чудес света»

«Семь чудес света»

«Семь чудес света»

«Семь чудес света»

«Семь чудес света»

«Семь чудес света»

«Семь чудес света»

«Семь чудес света»

«Семь чудес света»

«Семь чудес света»

«Семь чудес света»

«Семь чудес света»

«Семь чудес света»

«Семь чудес света»

«Семь чудес света»

«Семь чудес света»

«Семь чудес света»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2019