Semaeva.el@yansex.ru
Оценка 4.6 (более 1000 оценок)

Semaeva.el@yansex.ru

Оценка 4.6 (более 1000 оценок)
Особые потребности
docx
технология
6 кл—8 кл
26.02.2020
Semaeva.el@yansex.ru
Проект по теме резьба по дереву
резьба по дереву.docx

МБОУ Средняя общеобразовательная школа №1 им. академика А.И.Савина

 

 

 

 

Творческий проект

по «Технологии»

 

Геометрическая резьба по дереву

 

 

 

 

Выполнил:  ученик 7 «Б» класса

 Смирнов Василий

Руководитель: учитель технологии

 Семаева Елена Борисовна

 

г. Осташков 2019 г

 

Содержание творческого проекта.

1.Введение

  1.1.Выбор и основания проекта.

1.2.Цели проекта.

1.3.Задачи проекта.

2. Основная часть- Резьба по дереву.

2.1.Из истории резьбы по дереву.

2.2.Современная резьба по дереву.

2.3.Инструменты и приспособление для резьбы.

2.4 Выбор древесины

2.5.Геометрическая резьба

2.6.Основные приемы и правила резьбы.

2.7. Эскизы работ.

2.8.Этапы выполнения проекта.

 3. Вывод  

4.Используемая литература    

5.Приложения     

Выбор и основание проекта.

      Почему я выбрал проект, ответ очень прост. Увидев в магазине разделочную доску с вырезанным узором. Решил выяснить .что эта за резьба и научиться её выполнять. В процессе работы мне пришлось просмотреть множество литературы, эскизы, но тем самым я пришел к выводу, что этой техникой можно выполнять различные работы. И моим решением было: изготовить разделочную доску для своей мамы.

 

Цели проекта

Научиться элементам геометрической резьбы. Заинтересовать учащихся делать красивые вещи, своими руками. Развивать усидчивость .Развивать мелкую моторику рук, развивать глазомер.  

 

Задачи проекта

Расширить представления о резьбе по дереву. Обучать учащихся применять на практике полученные навыки украшения предметов геометрической резьбой.  Научить выполнять основные элементы геометрической резьбы. Отработать навыки нанесения рисунка на заготовку. Развивать творческие способности  личности;  умение самостоятельно составлять геометрические узоры. Воспитывать чувство ответственности; самодисциплины; способности к самоорганизации

                       

Из истории резьбы по дереву

      Дерево- это удивительный, щедрый дар природы, который человечество ценило на всем протяжении своей истории. Лес был когда-то первым прибежищем человек. Его жилищем, его домом. Из дерева человек изготовлял первые орудия труда. От века к веку человечество развивалось, достигало все новых высот познания, вершило социальные и экономические преобразования, создавало новые небывалые раньше материалы, но лес и его дары по-прежнему оставались рядом с человеком. И если сегодня,  в век научно-технической революции, каждый из нас оглядит свое рабочее место, свое жилище, то, несомненно, убедится в том, что дерево играет в нашей жизни важную, порой незаменимую роль. И может быть оттого, что во многих областях нашей жизни и хозяйственной деятельности дерево потеснили, а иногда и полностью заменили новые синтетические материалы, мы стали сегодня еще больше ценить его неповторимую красоту, как бы связывающую нас с миром природы

      История свидетельствует о том, что люди всегда не только ценили доступность дерева как материала для изготовления необходимых в быту вещей. Но и очень рано научились различать пластичность, мягкость дерева, возможность сравнительно легко вырезать из него сложные и выразительные скульптурные формы. То, что досталось нам в наследство, убедительно доказывает, что деревянное зодчество, художественное творчество мастеров резьбы по дереву – это целый значительный пласт человеческой культуры. И по сей день украшают нашу планету узорные деревянные сооружения по всему миру. Сказочным видениям кажутся сегодня храмы древнего погоста Кижи на Онежском озере,.

      Дерево - весьма прочный материал, и изделие из него служат порой несколькими поколениями. В течение веков могут жить деревянные постройки, мебель, утварь. Однако дерево, к несчастью, боится огня, и множество памятников, созданных из дерева и в мировом, и в нашем отечественном искусстве, не дошло до нас.

Современная резьба по дереву.

      Резьба по дереву в наше время - один из самых популярных видов народного декоративного искусство. Ею занимаются профессиональные художники и мастера традиционных народных промыслов вновь организуемых производств.

      Дерево, остается любимым материалом, и собственно декоративном искусстве: в оформлении интерьера; изготовления резных ваз, блюд, ковшей, декоративных панно; конфетниц и хлебниц самых разнообразных форм. Современные декоративные изделия из дерева привлекают не только разнообразием форм, назначения, но и богатством отделки изделий. Они различны по цвету, но в большинстве случаев передают теплую естественную гамму дерева – от светлого медового до множества оттенков коричневого цвета. Нередко современные художники, сохраняя текстуру дерева и применяя полупрозрачные краски, окрашивают изделия в яркие контрастные тона, придавая им особую остроту декоративного звучания.

      В современных изделиях из дерева отчетливо видно весьма разнообразные отношения художников и мастеров к фактуре дерева. Иногда его полируют до зеркального блеска, отделывают современными мастиками и лаками, но прослеживаются и желание сохранить естественную красоту деревянной поверхности, стремление оставить изделие неокрашенным и нелакированным, как говорят «в белье». Учитывая то, что неотделанные изделия быстро теряют товарный вид, художники хотят найти такую отделку, которая бы позволила, сохраняя первоначальный вид изделия, его новизну, оставить ощущение живой природной красоты дерева. Поэтому все чаще при отделе мастера пользуются воском или специальными лаками, не дающими блестящей, ярко бликующей поверхности, оставляющими ее мягкой, бархатистой. В этой технике используются разные по назначению и размерам шкатулки и ларцы, кухонные наборы и другие изделия.

      Но не следует думать, что резьба по дереву сегодня – это лишь изготовление камерных, небольших по размеру декоративных вещей. В значительной мере это и монументное искусство, своеобразные памятники, воздвигнутые народами мастерами в местах, почитаемых всем нашем народом,  связанных с важнейшими историческими событиями или с жизнью замечательных людей.

      Немало сделали для украшения общественных интерьеров узбекских городов мастера традиционной резьбы по дереву этой республики. Их изысканные орнаменты композиции современник видит в отделки общественных зданий, потолков, в декоративных решетках.

      Приведенные примеры говорят о том, что дерево как материал для  декоративного искусства имеет очень большие художественные возможности, позволяет раскрыть самые различные творческие индивидуальности. И в современной художественной обработке дерева, в резьбе живет традиция коллективного творчества, идущая из глубины истории и сегодня остающаяся современной.

 Инструменты и приспособления для резьбы по дереву

Резьба по дереву, геометрия узоров которой нередко поражает своей красотой и привлекательностью, требуется подбора соответствующих инструментов, таких как:

1.Нож-косяк. Он характеризуется скошенным лезвием, которое позволяет создавать геометрические узоры – треугольники, квадраты, линии и т.д.

2.Плоская стамеска. Лучше всего подойдет небольшое изделием, которое имеет ширину не более чем 2 сантиметра.

3.Ножовка. Она необходима для выпиливания небольших частей заготовки или же отрезания ненужных элементов древесины.

4.Круглые, квадратные и полукруглые напильники. С их помощью можно делать выемки и отверстия определенных форм.

5.Линейки. Эти инструменты, как правило, при резьбе по дереву не используется. Вместе с тем нередко геометрические орнаменты должны быть симметричными. Поэтому без линейки в таком случае обойтись невозможно.

6.Карандаш. Он необходим для разметки подобранной ранее заготовки. Таким образом можно улучшить качество работы и существенно сократить время.

7.Циркуль. Этот простой инструмент позволяет правильно осуществлять разметку заготовки в случае, если на ней создается круглый орнамент.

8.Ластик. Он используется преимущественно для корректировки линий, сделанных карандашом. К тому же такой инструмент требуется после завершения работ, если на древесине остались некоторыми помарки.

 

полукруглые стамески

 

                    

Основным инструментом для резьбы считают стамеску. Это справедливо. У резчика должен быть набор стамесок разной толщины и формы.

 Опыт показывает, что на первых порах достаточно иметь 3 плоские стамески: широкую; среднюю; узкую. То же самое можно сказать и о полукруглых стамесках.

 Важнейшим моментом является правильная заточка и состояние режущей кромки. Точить стамески нужно часто. Иногда рекомендуют делать это перед началом работы, но чаще всего стамески готовят заранее. Нельзя допускать работу тупым инструментом. Это опасно. Не наточенная стамеска чаще срывается, и можно получить серьезную травму. Резьба в этом случае будет некрасивой, и работа будет идти долго и трудно. Для заточки стамесок можно использовать точильный станок, наждачную бумагу и кусок натуральной кожи с полировальной пастой для доводки лезвия.

Выбор древесины

И так начнем с выбора древесины. Я считаю, что начинать заниматься художественной резьбой лучше с мягких пород древесины (липа, тополь, ива и т.д.), так как вы будете затрачивать меньше усилий при работе и сможете отточить необходимые навыки Древесина (как выбрать древесину?)

Существует несколько типов древесины, которую можно использовать для выполнения геометрической резьбы:

1.Твердая. Чаще всего древесину такого типа выбирают профессионалы. Это связанно с тем, что у них есть соответствующие знания и опыт. Именно поэтому, несмотря на всю сложность работы с твердыми породами, они хорошо справляются с поставленной задачей.

2.Очень твердая. Чаще всего выбирают этот вариант вследствие эстетических свойств подобных деревьев. Работать с твердой древесиной сложно, в том числе, даже профессионалам.

3. Мягкая. Она лучше поддается обработки. Именно поэтому, если опыта создания скульптурных композиций у мастера нет, лучше всего ему остановиться именно на этом варианте. Мягкие заготовки делают из липы, сосны или же осины.

Как правило, достать заготовки с липы довольно-таки сложно. Это связанно с тем, что ее нередко используются, в том числе, и профессионалы. Основной недостаток сосны заключается в том, что она сильно колется при резке. В свою очередь осина – оптимальный вариант, позволяющий в итоге получить действительно красивую работу

Дальше нужно начать, рисовать фигурки на доске в соответствии с подобранными ранее эскизом. Лучше всего начинать с изображения сколышек, ромбов, витеек, пирамидок, звездочек, квадратиков и розеток. С использованием этого орнамента в дальнейшем можно будет создавать свои уникальные узоры.

Виды древесины и их свойства.

Для резьбы по дереву используют различные породы древесины. Выбор той или иной породы зависит от назначения и формы украшаемого изделия и вида резьбы.

Из лиственных пород деревьев часто для резьбы применяет липу. Древесина липы легко и чисто режется, мало подвержена растрескиванию и короблению. Из-за низкой твердости липу не используют для изготовления мебели, поэтому ее применение ограничено мелкими бытовыми изделиями.

Древесина ольхи также легко режется, мало коробится, хорошо воспринимает отделку и имитируется под другие породы, например под красное дерево. Все это делает ее пригодной для всех видов работ.

Прекрасный материал для резьбы - древесина березы. Она тверже липы и ольхи и режется труднее, но качество резьбы лучше. Древесина березы хорошо окрашивается и отделывается. Ее недостатки - способность легко поглощать и отдавать влагу, а также склонность к короблению и растрескиванию, что не позволяет применять ее в больших изделиях. Из березы можно делать накладные резные украшения и детали мебели и других изделий.

Для резьбы на мелких изделиях - посуде, сувенирах - используют древесину тополя и осины.

Дуб издавна применяли для крупных декоративных резных работ и изготовления мебели с резьбой. Резьба по дубу сложна и трудоемка из-за высокой твердости древесины и склонности скалываться, но очень выразительна и декоративна.

Древесина бука по твердости близка к дубовой, но дает меньше сколов, так как она более однородна. Бук хорошо окрашивается водными растворами красителей и отделывается. Применяют бук в основном для мелких резных работ.

Древесина ореха - наилучший материал для резных работ. Она прекрасно режется во всех направлениях, редко скалывается и позволяет выполнять самую точную резьбу. Древесина ореха хорошо отделывается и особенно полируется. Ее используют при изготовлении мебели как для резьбы на массиве, так и для накладной резьбы в сочетании с другими породами. Для высокохудожественных резных изделий малых форм и становой скульптуры древесина ореха также считается наилучшим материалом.

Для мелких изделий, украшаемых резьбой, используют и более редкие породы древесины: яблоню, черешню и т.д.

Из хвойных пород для резьбы применяют древесину сосны, ели, кедра, тиса. Из сосны издавна вырезали украшения для наличников, икон, карнизов, ворот. Эта резьба крупная, поэтому неравномерность в плотности слоев ранней и поздней древесины хвойных пород не затрудняет работу.

Ель режется легче сосны, но у нее больше сучков и она очень твердая, поэтому она реже применяется для резьбы.

Для резьбы необходимо применять высококачественную древесину.

Геометрическая резьба

Геометрическая резьба по дереву – это сложный процесс, выполнение которого требует от мастера определенных знаний. Данный вид декоративно-прикладного искусства за длительный период своего развития сумел повлиять на становление нескольких основных техник, позволяющих создавать действительное привлекательные и необычные скульптурные композиции. Для того чтобы улучшить навыки осуществления геометрических орнаментов по дереву, в первую очередь нужно изучить методологию этой работы и обратить внимание на имеющие в сети эскизы.

Основные приёмы и правила резьбы по дереву

Существует две основные методики резки, которые позволяют создавать основные геометрические орнаменты на дереве:

·         резка треугольниками;

·         резка соломкой.

Интересно! Резка соломкой используется для создания квадратов. Во всех остальных случаях применяется способ треугольников. Геометрические рисунки для резьбы по дереву могут создаваться и сочетанием двух этих методик.

Меры безопасности

Геометрическая резьба по дереву для начинающих – это очень увлекательное, но и достаточно опасное занятие. Это связанно с теми, что в процессе работы мастеру нужно использовать большое количество разнообразных колющих и режущих инструментов. Именно поэтому ему нужно следовать следующим правилами безопасности:

1.     Все движения должны осуществляться от кисти руки. Это существенно упрощает работу и снижает нагрузку на плечевой пояс.

2.     Рука, в которой находится резак, должна быть плотно прижата к рабочей поверхности заготовки. Это поможет освободить движение кисти.

3.     Когда идет процесс резки, пальцы свободной руки не должны находиться на заготовке. В противном случае их можно поранить.

Таким образом, резьба по дереву может быть весьма безопасной, если придерживаться вышеперечисленных рекомендаций специалистов.

Основные узоры

Существует несколько основных видов геометрических узоров, которые используются при резьбе по дереву. К ним относятся сколышки, ромбики, витейки, пирамидки, звездочки, квадратики и розетки. Изучив особенности создания каждого из этих орнаментов, мастер может самостоятельно их соединять между собой, делая оригинальные и уникальные в своем роде работы.

Сколышки

                     skolyshki

Для того чтобы осуществлять резьбу по дереву, необходимо первоначально научиться выполнять такие простые действия, как наколка и подрезка. Для этого нужно взять нож в рабочую руку. Ее большой палец должен при этом располагаться на скошенной рукояти.

Первоначально нужно надавить на резак таким образом, чтобы он углубился в древесину на несколько миллиметров. После этого следует опустить лезвие под углом таким образом, чтобы оно пересекло линию бокового ножа в соответствии со сделанной ранее разметкой. Аналогичным образом нужно осуществить накол и с другой стороны.

Подрезка происходит следующим образом:

1.Режущая часть ножа должна быть приложена к левой стороне треугольника. Своим скосом она должна быть соединена с вершиной фигуры.

2.Ручку ножа нужно отвести назад. При этом необходимо соблюдать параллель между правой стороной орнамента и лезвием.

3.В конце следует надавить на нож, возвращая кисть в ее первоначальное положение. В конце носик ножа должен оказаться на вершине. В свою очередь режущая часть получится на правой стороне треугольника.

Так как подрезанный треугольник в итоге самостоятельно должен отколоться, полученный в результате этих действий узор называют сколышком.

Ромбик

Ромб, который нередко используется при резьбе по дереву, представляет собой довольно простую фигуру. Он состоит из двух треугольников. Они соединены между собой своими основаниями.

Справка. Технология создания ромбов на заготовка такая же, как и сколышек. Сначала нужно вырезать верхний ряд, потом – повернуть доску и приступить к нижней части фигуры.

Витейка

Еще одной разновидностью сколышек является витейка. Она получается вследствие смещения двух треугольников в стороны друг от друга.

Таким образом, сделав множество витеек, можно в итоге получить извилистую дорожку на своей заготовке. Для этого первоначально нужно вырезать нижние треугольники, отколоть их, повернуть доску и приступить к созданию верхнего ряда. После этого посередине останется так называемая змейка.

Пирамидка

                           piramida

Пирамидка – это первый сложный рисунок, который можно сделать резаком по дереву. Он состоит из несколько треугольников, которые должны быть расположены в определенном порядке по отношению друг к другу.

В центре между тремя треугольниками находится точка соприкосновения углов. Именно поэтому, осуществляя резку, нужно следить, чтобы режущая поверхность ножа всегда находился одним своим концом сугубо посередине. Подрезка должна осуществляться по направлению слоя древесины.

Звездочка

                        zvezdochka

Отличительной особенностью звездочки является то, что она состоит из большего количества треугольников, нежели пирамидка. Несмотря на это, процесс создания данного узора аналогичен.

Для вырезания звездочки нужно сделать четыре последовательных друг за другом треугольники на заготовке таким же образом, как было описано выше.

Квадраты

В отличии от всех предыдущих орнаментов, создание квадратов требует использования другой методики, которая называется соломка. Узор может быть как каемкой всей работы, так и частью более значительного элемента рисунка.

Создание квадрата происходит следующим образом:

kvadraty

1.Отступив от разметки 1 миллиметр, нужно под углом 45 градусов углубить нож в заготовку на 2 или 3 миллиметра. Таким образом, нужно сделать надрез вдоль линии.

2.С левой стороны полосы необходимо выполнить такие же действия в зеркальном отражении.

3.В начале и конце линии нужно сделать прокол, держа нож вертикально к заготовке.

В конце от древесины должен отпасть кусочек в виде соломки. Если аналогичным образом обработать все линии квадрата, можно получить интересный узор.

Розетка

Розетка представляет собой самый сложный орнамент при осуществлении геометрической резьбы по дереву. Для ее создания понадобится циркуль. С его помощью нужно начертить круг большого диаметра. После этого нужно сделать другой – на 5 миллиметров меньше предыдущего. Дальше следует поделить круги на 16 ровных частей.

Как только вышеперечисленные действия будут сделаны, нужно отметить точки посередине каждого отрезка на малом круге. С этих мест следует провести по линии к ближайшим по каждую сторону точкам большого круга.

В конце, имея разметку, остается вырезать и отколоть треугольники в соответствии с техникой, описанной выше.

Геометрическая резьба по дереву разделочной доски требует выполнения определенных этапов, таких как:

·         продумывание орнамента;

·         нанесение рисунка на заготовку;

·         выполнения разметки;

·         вырезание самых простых фигур;

·         создание более сложных орнаментов;

·         удаление шероховатостей наждачной бумагой.

Геометрический рисунок дерево позволяет создавать довольно легко. Для того чтобы его усложнять, необходимо соединять между собой большое количество простых элементов.

фигура витейка

 

фигура пирамида

 Геометрическая резка в своей красоте представляет не только отдельные элементы, но и разные составные орнаменты.

 Композиция – это и есть сочетание разных элементов, имеющих свое построение и единство. Начальным этапом в резке является разметка. Начинать нужно с основных осевых линий. Эскизы композиции резных украшений могут быть очень разными, можно составить эскиз самому или найти в руководствах и книгах по этой технике. Чем хороша геометрическая резка? В ней можно сделать свой рисунок, как простой, так и сложный только из основных элементов. И показать, как красиво выглядит эта техника на практике, как можно самому при минимальном наборе инструментов сделать подарок или украсить дом при помощи геометрической резьбы.

Все элементы геометрической резьбы представляют собой простейшие геометрические фигуры, образованные прямыми и кривыми линиями либо сочетанием четырехгранных или полукруглых выемок. Основные элементы геометрической резьбы – это двугранные, трехгранные клинорезные выемки различной ширины, глубины, конфигурации, четырехгранные выемки разной формы и криволинейные выемки в виде скобок. Все композиции узоров делаются путем повторения этих элементов, создавая какую-либо геометрическую фигуру. Наиболее распространены в геометрической резьбе трехгранные выемки – треугольники, отличающиеся формой и размером, поэтому такую резьбу часто называют трехгранно-выемчатой. Для этого вида резьбы характерен орнамент, состоящий из различных сочетаний треугольников, ромбов, волнистых зигзагообразных дисков, спиралей, квадратов, секторов, сегментов и др.

Разметку начинают с нанесения твердым карандашом линий, ограничивающих орнамент, – параллельно и перпендикулярно продольным кромкам заготовки, а также под различными углами. После нанесения ограничивающих линий внутреннее пространство разбивают на элементы геометрического узора: сначала, как правило, на квадраты или прямоугольники, а затем на треугольники. Линии делят на части с помощью линейки или циркуля-делителя. Разбивку на мелкие элементы выполняют на глаз.

Геометрическую резьбу от начала до конца выполняют ножом-косяком или ножом-резаком. Нож может быть широким или узким в зависимости от величины элементов рисунка.

При трехгранно-выемчатой резьбе нож держат так же, как и при контурной.

Трехгранно-выемчатый треугольник образуется из трех треугольников, соединенных вершинами (рис. , а). После разметки основания треугольников подрезают, держа резак с наклоном под углом 45°; резак ведут на себя. Резьбу треугольников начинают с вершин. Носик лезвия воткните вертикально в точку пересечения высот треугольника (рис. , б), пятку направьте к одной из внешних вершин. В центре нож углубляется на 3–4 мм, а к основанию треугольника только подходит. Этот прием называется наколкой. Сделайте накалывание к остальным двум вершинам треугольника, причем поворачивайте не нож, а доску.

https://img.wikireading.ru/403061_50_i_021.jpg

Рис.. Выполнение элементов и узоров геометрической резьбы: а – разметка треугольников; б – положение ножа при наколке; в – вырезание треугольников; г – выполнение сколышей; д – узор «ромбы»; е – узор «цепочка»; ж – узор «витейка»; з – узор «змейка»

Следующий прием – надрезка. В зависимости от того, какой глубины будет резьба, нож держите под углом 30–45° к поверхности доски. Поставьте носик ножа в вершину и ведите его вдоль стороны треугольника, постепенно углубляя на 2–3 мм к середине, по мере приближения к другой вершине уменьшайте давление на доску. У вершины резак слегка приподнимают и заканчивают надрезку. Таким же способом производят окончательную подрезку треугольников, но более глубоко. Образуются равнобедренные треугольники с углублением в точке соединения вершин (рис., в). При этом надо следить за движением резака, чтобы не задеть порезку другого треугольника.

Еще один элемент, который необходимо освоить, называется сколышем (рис. , г). В его основу положен равносторонний или равнобедренный треугольник. Для сколыша характерны углубления к вершине. Зажатый в кулаке нож вертикально погрузите на 3–4 мм в вершину треугольника и опустите пятку ножа вдоль его сторон до соприкосновения с основанием – сделайте надколы. Затем от основания треугольника, незначительно наклонив нож в сторону его вершины, сделайте подрез, скалывая треугольник.

Мы рассмотрели два простых элемента, на различных комбинациях которых построена практически вся геометрическая резьба. При разметке вначале проводят две параллельные линии, ограничивающие ширину ленты орнамента. Затем обычно требуется средняя линия. Опираясь на эти линии, размечают детали узора.

Узор «ромбы» – пары треугольников, выстроенные в два ряда вершина к вершине (рис. , д).

Узор «цепочка» – два ряда треугольников, обращенных друг к другу основаниями (рис. , е).

Узор «витейка» – два ряда треугольников, расположенных один против другого, но смещенных на полшага (рис. , ж).

Узор «змейка» – два ряда треугольников, расположенных, как в «витейке», но боковые грани верхнего ряда не соприкасаются с боковыми гранями нижнего, из-за чего между ними остается необработанная плоскость заготовки в форме змейки (рис., з). Чтобы не появились ненужные сколы, вырезайте попеременно прямые и перевернутые треугольники.

Узор «розетка» – это два примыкающих один к другому ряда «витейки» (рис. , а).

Узор «елочка» – сначала в верхнем ряду вырезают большие треугольники, а затем в нижнем – маленькие (рис. , б). Невырезанная плоскость заготовки похожа на маленькие елочки.

Узор «соты» – плоскость заготовки расчерчивают на квадраты, по сторонам которых выбирают два ряда сколышей вершина к вершине (рис., в). Используя данную разметку, можно получить различные виды этого орнамента. Один из них – четырехгранная выемка, то есть пирамида, направленная вершиной вглубь заготовки. Рассмотрим два варианта: когда выемка расположена вдоль волокон и по диагонали к ним. Из рисунка видно, что в первом случае приходится прибегать к резьбе поперек волокон. Техника резьбы аналогична технике резьбы сколышей с четырьмя сомкнутыми вершинами. В геометрической резьбе встречаются разновидности четырехгранной выемки – прямоугольная, ромбовидная и неправильных очертаний. Имеет смысл сразу заштриховать отдельно одну из групп сколышей (вертикальную или горизонтальную), чтобы не ошибиться при резьбе. Последовательно вырезают все горизонтальные сколыши, а затем все вертикальные.

https://img.wikireading.ru/403061_50_i_022.png

Рис. . Выполнение узоров в геометрической резьбе: а – узор «розетка»; б – узор «елочка»; в – узор «соты»; г – узор «звездочка»; д – узор «лесенка» прямая; е – узор «лесенка» наклонная; ж – узор «квадраты»; з – четырехранные пирамидки, вписанные в ромбы; и – треугольники, вписанные в сколыши; к – звездочки, вписанные в соты.

Узор «звездочка» – ряд квадратов, которые делятся по диагоналям на четыре треугольника, примыкающие вершина к вершине и состоящие все из тех же треугольников и сколышей (рис. , г).

Узор «лесенка» прямая выполняется в виде ленты с подрезами с одной и другой стороны (рис. , д).

Узор «лесенка» наклонная выполняется также в виде ленты с различными заходами и окончаниями (рис. , е).

Узор «квадраты» выполняется резьбой двугранных выемок по сторонам квадрата на уровне плоскости заготовки или в виде ленты, где стороны квадрата ограничены двугранной выемкой (рис. , ж). Возможны различные варианты наклона боковых сторон двугранной выемки по сторонам квадрата. Если квадраты, ромбы, соты достаточно крупные, пространство внутри них можно заполнить одним из элементов резьбы (рис., з – к).

Освоив предыдущие упражнения, подошли к вырезанию узора «сияние» – самого красивого и сложного в трехгранно-выемчатой резьбе. Сияния различной конфигурации, как правило, являются центральными элементами в узорах геометрической резьбы. Это могут быть квадраты, прямоугольники, ромбы, окружности, овалы и производные от вышеперечисленных фигур, в которые вписаны узоры.

Лучи «сияния» представляют собой вытянутые трехгранные выемки. На следующем рисунке показаны схемы разметки и резания «сияний», вписанных в различные простые фигуры. При их изготовлении применяются те же приемы, что и при выполнении трехгранных выемок с углублением в центре. Резьбу выполняют в зависимости от направления волокон древесины. Выполняя резьбу вдоль и поперек слоев древесины, необходимо выбирать направление среза. Резьба, выполненная по направлению волокон, получается блестящей и сочной, а поперек – матовой, плохо поддающейся отделке. В связи с этим необходимо так размечать будущее изделие, чтобы основная резьба происходила по слою.

Так, для того чтобы изготовить «сияние», вписанное в ромб, сначала вычерчивают ромб (рис. , а). Стороны АВ, ВС, CD и DA делят на любое количество равных частей (в данном примере их пять) и соединяют точки деления с центром. Сначала прорезают вертикальные и горизонтальные линии и углубляют их, делая по три надрезки из центра треугольника со скосом в каждый угол надрезки. Выполнив надрезку, подводят резак к одной из сторон угла и, наклонив его, подрезают грани. В каждом треугольнике получается три срезанные грани. «Сияние», вписанное в прямоугольник (квадрат), выполняется аналогичным способом (рис. , б).

Наиболее популярно «сияние», вписанное в круг. Такая розетка обычно представляет собой центр всей резной композиции.

При разметке розеток заготовку сначала делят на квадраты (рис. , в). Из углов квадратов проводят диагонали (рис., г). Из центра квадрата с помощью циркуля чертят две концентрические окружности (рис. , д). Радиус внешней окружности должен быть больше радиуса внутренней на 3–5 мм (в зависимости от размера розетки). Внешнюю окружность делят на 16 секторов, а внутреннюю – на 32. Концы радиусов внутренней и внешней окружностей соединяют прямыми линиями (рис., е).

Вертикально поставленным ножом производят надколы на глубину 2–3 мм и начинают надрезать и подрезать грани, идущие от центра лучей. В последнюю очередь вырезают зубчики- сколышки (рис. , ж).

При вырезании «сияния» угол заточки кончика ножа-резака должен быть острее, чем для вырезания других узоров.

Направление движения ножа при выполнении узора «сияние» на дощечке с горизонтальным расположением волокон показано на рис. , з – л.

https://img.wikireading.ru/403061_50_i_023.png

Рис. . Выполнение узора «сияние»: а – «сияние», вписанное в ромб; б – «сияние», вписанное в квадрат; в, г, д, е – разметка узора «сияние», вписанного в круг: ж – розетка с узором «сияние» в готовом виде (1 – сколыш; 2 – треугольный луч; 3 – невырезання полоска поверхности изделия; 4 – клинообразная выемка); з, и, к, л – направление движения ножа при вырезании узора «сияние», вписанного в различные геометрические фигуры (фон указывает направление волокон древесины)

Для выполнения элементов геометрической, трехгранно-выемчатой и других видов резьбы необходимо запомнить несколько правил:

– обязательно размечать и накалывать узор;

– наколку производить только в точке схождения лучей;

– при резьбе плоским резаком кривых линий применять резак с более острым углом заточки кончика, а его пятку приподнимать тем выше, чем круче закругление;

– если при резьбе трехгранных элементов остаются замятины, заусеницы, нужно хорошо заточить нож на оселке и осторожно повторить все операции.

Эскиз (рисунок) для выбранной работы

Этапы  выполнения работы.

На подготовку данных работ, у меня ушло много времени.

1 этап: Подготовить разделочную доску к резьбе

2 этап . Подготовить инструмент

3 этап: нанести рисунок карандашом.

4 этап: несколькими видами резцов вырезается рисунок на основе

5 этап: уже готовую работу лакируем лаком.

Вывод.

 1.В ходе работы я пришел к выводу, что резьбу можно выполнять различными способами.

2.Обработка древесины – это очень интересно и полезно для общего развития.

3.Мои работы можно реализовать, подарить и просто украсить свою комнату.

4.Чтобы выполнять работы, нужно набрать определенного опыта.

5. В ходе выполнения мною творческого проекта, меня очень заинтересовало это направление, и я решил продолжать в том же духе и создать свою индивидуальную выставку.

  Используемая литература.

А.Я.Супрун «Резьба и роспись по дереву»; А.С. Хворостов «Резьба по дереву»; В.Г. Буриков, В.Н. Власов «Домовая резьба».

 

Примечание:

 


 

МБОУ Средняя общеобразовательная школа №1 им

МБОУ Средняя общеобразовательная школа №1 им

Содержание творческого проекта

Содержание творческого проекта

И моим решением было: изготовить разделочную доску для своей мамы

И моим решением было: изготовить разделочную доску для своей мамы

И может быть оттого, что во многих областях нашей жизни и хозяйственной деятельности дерево потеснили, а иногда и полностью заменили новые синтетические материалы, мы стали…

И может быть оттого, что во многих областях нашей жизни и хозяйственной деятельности дерево потеснили, а иногда и полностью заменили новые синтетические материалы, мы стали…

Современные декоративные изделия из дерева привлекают не только разнообразием форм, назначения, но и богатством отделки изделий

Современные декоративные изделия из дерева привлекают не только разнообразием форм, назначения, но и богатством отделки изделий

Приведенные примеры говорят о том, что дерево как материал для декоративного искусства имеет очень большие художественные возможности, позволяет раскрыть самые различные творческие индивидуальности

Приведенные примеры говорят о том, что дерево как материал для декоративного искусства имеет очень большие художественные возможности, позволяет раскрыть самые различные творческие индивидуальности

Карандаш. Он необходим для разметки подобранной ранее заготовки

Карандаш. Он необходим для разметки подобранной ранее заготовки

Основным инструментом для резьбы считают стамеску

Основным инструментом для резьбы считают стамеску

Очень твердая. Чаще всего выбирают этот вариант вследствие эстетических свойств подобных деревьев

Очень твердая. Чаще всего выбирают этот вариант вследствие эстетических свойств подобных деревьев

Древесина ольхи также легко режется, мало коробится, хорошо воспринимает отделку и имитируется под другие породы, например под красное дерево

Древесина ольхи также легко режется, мало коробится, хорошо воспринимает отделку и имитируется под другие породы, например под красное дерево

Для мелких изделий, украшаемых резьбой, используют и более редкие породы древесины: яблоню, черешню и т

Для мелких изделий, украшаемых резьбой, используют и более редкие породы древесины: яблоню, черешню и т

Интересно! Резка соломкой используется для создания квадратов

Интересно! Резка соломкой используется для создания квадратов

Сколышки

Сколышки

Так как подрезанный треугольник в итоге самостоятельно должен отколоться, полученный в результате этих действий узор называют сколышком

Так как подрезанный треугольник в итоге самостоятельно должен отколоться, полученный в результате этих действий узор называют сколышком

Пирамидка – это первый сложный рисунок, который можно сделать резаком по дереву

Пирамидка – это первый сложный рисунок, который можно сделать резаком по дереву

Отступив от разметки 1 миллиметр, нужно под углом 45 градусов углубить нож в заготовку на 2 или 3 миллиметра

Отступив от разметки 1 миллиметр, нужно под углом 45 градусов углубить нож в заготовку на 2 или 3 миллиметра

Геометрическая резьба по дереву разделочной доски требует выполнения определенных этапов, таких как: · продумывание орнамента; · нанесение рисунка на заготовку; · выполнения разметки; · вырезание…

Геометрическая резьба по дереву разделочной доски требует выполнения определенных этапов, таких как: · продумывание орнамента; · нанесение рисунка на заготовку; · выполнения разметки; · вырезание…

Геометрическая резка в своей красоте представляет не только отдельные элементы, но и разные составные орнаменты

Геометрическая резка в своей красоте представляет не только отдельные элементы, но и разные составные орнаменты

Наиболее распространены в геометрической резьбе трехгранные выемки – треугольники, отличающиеся формой и размером, поэтому такую резьбу часто называют трехгранно-выемчатой

Наиболее распространены в геометрической резьбе трехгранные выемки – треугольники, отличающиеся формой и размером, поэтому такую резьбу часто называют трехгранно-выемчатой

Рис.. Выполнение элементов и узоров геометрической резьбы: а – разметка треугольников; б – положение ножа при наколке; в – вырезание

Рис.. Выполнение элементов и узоров геометрической резьбы: а – разметка треугольников; б – положение ножа при наколке; в – вырезание

Следующий прием – надрезка. В зависимости от того, какой глубины будет резьба, нож держите под углом 30–45° к поверхности доски

Следующий прием – надрезка. В зависимости от того, какой глубины будет резьба, нож держите под углом 30–45° к поверхности доски

Узор «цепочка» – два ряда треугольников, обращенных друг к другу основаниями (рис

Узор «цепочка» – два ряда треугольников, обращенных друг к другу основаниями (рис

Рис. . Выполнение узоров в геометрической резьбе: а – узор «розетка»; б – узор «елочка»; в – узор «соты»; г – узор «звездочка»; д –…

Рис. . Выполнение узоров в геометрической резьбе: а – узор «розетка»; б – узор «елочка»; в – узор «соты»; г – узор «звездочка»; д –…

Узор «звездочка» – ряд квадратов, которые делятся по диагоналям на четыре треугольника, примыкающие вершина к вершине и состоящие все из тех же треугольников и сколышей…

Узор «звездочка» – ряд квадратов, которые делятся по диагоналям на четыре треугольника, примыкающие вершина к вершине и состоящие все из тех же треугольников и сколышей…

В связи с этим необходимо так размечать будущее изделие, чтобы основная резьба происходила по слою

В связи с этим необходимо так размечать будущее изделие, чтобы основная резьба происходила по слою

Рис. . Выполнение узора «сияние»: а – «сияние», вписанное в ромб; б – «сияние», вписанное в квадрат; в, г, д, е – разметка узора «сияние»,…

Рис. . Выполнение узора «сияние»: а – «сияние», вписанное в ромб; б – «сияние», вписанное в квадрат; в, г, д, е – разметка узора «сияние»,…

Эскиз (рисунок) для выбранной работы

Эскиз (рисунок) для выбранной работы

Этапы выполнения работы.

Этапы выполнения работы.
скачать по прямой ссылке

150.000 призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ