Методические рекомендации классному руководителю:
Семейное воспитание детей с речевыми нарушениями
1. Значение семьи в воспитании и развитии ребенка.
Самая важная социальная функция семьи — воспитание детей. Семья представляет собой органическое единство самых различных отношений между людьми. Родители выступают в роли наставников в деле формирования личности своего ребенка, их психическая и физическая нагрузка увеличивается в результате роста семьи. Нет никаких школ, где родители могли бы поучиться педагогическому мастерству.
Семья должна приносить человеку радость. Микроклимат семьи играет огромную роль в воспитании ребенка с речевой патологией. Семейные отношения создают реальные условия и твердую почву для развития его личности. Родители дают ребенку первые образцы общественного, в частности речевого поведения.
Основа семейного воспитания – это эмоциональный характер отношений, который выражается в глубокой и кровной любви родителей к детям и детей к родителям. Особенности семейного воспитания – постоянство и длительность воспитательных воздействий на ребенка со стороны родителей и других взрослых членов семьи.
Воспитывая, часто приходится действовать методом проб и ошибок. Задача родителей — так организовать воспитание, чтобы достичь желаемых результатов. Атмосфера семьи больше всего определяется ее прочностью, идеалами, общими целями. Нравственный склад семьи ощущается как мера ее душевного здоровья.
Речевая коммуникация, если учесть все виды речи (говорение, слушание, письмо), является постоянным состоянием человека. Естественно, что нарушения речи приводят к перестройке личности. В некоторых случаях у детей с нарушениями речевого развития возникает чувство неполноценности. Так, например, маленькие дети обычно легко переносят заикание, а более старшие очень тяжело его переживают, так как осознают свой дефект. На почве первоначального непременного чувства смущения, вызванного своей неправильной речью, может появиться состояние подавленности, ребенок стремится к уединению.
Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с самого раннего возраста слышал правильную, отчетливую речь, на примере которой формируется его собственная речь.
Но не каждый ребенок во время развития самостоятельной речи переживает период, когда при подражании слышимым словам может выполнять правильные акустико-артикуляционные связи.
2. Ребенок с речевой патологией в семье.
У детей с проблемами акустико-артикуляционных связей возникают фонетически неправильные слова. У них не развивается своевременно правильное произношение и дефект в дальнейшем не исчезает, а переходит в постоянный недостаток произношения.
Дети с фонетико-фонематическими недостатками почти не отличаются по личностным качествам от детей с нормальным речевым развитием, кроме отношения к своему речевому дефекту.
По этому критерию дети делятся на 2 группы:
1) болезненно относящиеся к своему речевому дефекту;
2) безболезненно относящиеся к своему речевому дефекту.
Причиной болезненного отношения к своему дефекту может быть:
сравнение своей речи с речью других детей;
насмешки детей над дефектом речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием;
укоры родителей и близких родственников и т.д.
Причиной безболезненного отношения к своему речевому дефекту может быть:
· неосознание своего дефекта;
· отсутствие внимания родителей к дефекту речи ребенка;
· попустительское отношение родителей к дефекту ребенка.
Последнее может быть обусловлено тем, что у самих родителей такой же дефект, с которым они живут и он им не мешает; либо родители считают, что речь - это не самое главное в жизни; либо перспектива, которая уготована ими для ребенка никак, по их мнению, не связана с активной речевой деятельностью.
В любом случае на отношение ребенка к своему речевому дефекту огромное влияние имеет отношение к нему со стороны родителей. И то, как они настраивают ребенка по отношению к данному дефекту, какие установки ему дают, является основным формирующим компонентом отношения ребенка к своему речевому дефекту.
Установка может быть попустительской: «Не обращай внимания, твой папа всю жизнь так говорит, и ничего страшного», «Много детей говорят значительно хуже, чем ты, а учатся на четверки и пятерки», «Посмотри, сколько знаменитых людей не выговаривают какие-то звуки: певцы, писатели, телеведущие, и их дефект им не мешает». Ребенок внушаем, и очень скоро, при отсутствии насмешек со стороны других детей, он придет к выводу, что его собственная речь нормальна, а небольшой дефект - это проявление индивидуальности.
Возможна другая установка: «Ты уже такой большой, а говоришь, словно тебе два года. Ты слышал, чтобы у нас в семье кто-нибудь так говорил? С такой речью тебя не возьмут в школу, с тобой не будут общаться дети. Над тобой все будут смеяться. Неужели так трудно произнести нормально, как все?!».
Комплекс неполноценности, внушаемый родителями, усилится еще больше, если ребенок слышит насмешки со стороны сверстников. Ребенок может замкнуться или приобрести еще один речевой дефект (например, заикание). В начале обучения ребенок с нарушениями речи очень неуверен в себе, отказывается от поручений, даже самых легких, остро переживает все критические этапы в обучении. Неуверенность в себе порой сочетается с болезненной чувствительностью, ослабляет волю ребенка и стремление к преодолению дефекта. Неполноценность речи и связанная с этим неуспешность в обучении приводят к ряду характерологических изменений и снижению самооценки ребенка. При правильном подходе семьи к воспитанию ребенка с проблемами в речевом развитии, правильном педагогическом воздействии можно избежать подобных проблем.
Речевая неполноценность обычно порождает у детей своеобразие и характерные особенности поведения. Неудачные попытки самостоятельно преодолеть трудности или замаскировать свою неправильную речь могут вызвать у них чувство собственной неполноценности, стремление отойти от коллектива, предпочтение уединения. Наблюдения за детьми с нарушениями речи подтверждают необходимость проведения целого комплекса медико-педагогических мероприятий по работе с семьей ребенка с речевой патологией.
Комплекс медико-педагогических мероприятий, используемый в целях коррекционного воздействия на ребенка с речевой патологией, должен включать следующие аспекты:
особый режим;
· благоприятное отношение;
· благоприятное окружение;
· рациональное питание;
· медикаментозное лечение;
· психотерапию;
· логопедические занятия;
· воспитательную работу.
Большое значение для нормализации речи ребенка имеет правильность речи окружающих его людей. Тон речи должен быть спокойным. Задавая вопрос, не следует торопить ребенка с ответом. При работе с родителями возникает необходимость закрепления навыков правильной речи в домашних условиях. Но родители не всегда могут создать нужные условия для постоянной тренировки речи своего ребенка, поэтому они обращаются за помощью к специалистам.
В условиях специального логопедического учреждения работа с родителями состоит из нескольких этапов. Организационный этап охватывает работу с родителями в период поступления их ребенка на лечение. Обучающий этап, содержанием которого является систематическая работа с родителями детей, имеющих речевую патологию.
Завершающий этап включает в себя подведение итогов работы с ребенком.
Своеобразная диспансеризация ребенка после лечения, т.е. продолжение поддерживающего коррекционного воздействия на семью и на ребенка, имеющего патологию речи. Родители приобретают необходимый минимум знаний для дальнейшей работы с ребенком в домашних условиях. Успех в преодолении речевых нарушений у детей в большинстве случаев зависит именно от них.
Также детей, имеющих трудности в обучении и особенно в овладении процессом письма и чтения, необходимо направить к логопеду. Для обеспечения благоприятной степени адаптации детей в школе создать систему традиционных и нетрадиционных стратегий взаимодействия всех участников процесса: воспитателей, педагога-психолога, социального педагога, родителей. Особое место в этой системе займет работа по включению семьи в процесс сопровождения речевого развития детей, так как родители имеют возможность ежедневно закреплять знания и умения своего малыша. Специалист грамотно и последовательно будет руководить процессом передачи знаний и умений.
Кроме этого этим детям необходим более благоприятный (облегченный) режим обучения. Такой режим характеризуется не снижением уровня требований к усвоению программного материала, а организацией режима обучения. Они нуждаются в особой психологической поддержке стороны учителя. Это выражается в ободрении, мягком тоне замечаний, поощрении и т.п. Задачи, которые ставятся перед классом в целом в учебном процессе, для таких детей должны детализироваться, инструкции - носить более дробный характер, т.е. быть доступными для понимания и выполнения. В тех случаях, когда у ребенка отмечаются стойкие ошибки письма и чтения, не следует его заставлять многократно повторять выполнение одних и тех же заданий. В этом случае ребенок нуждается в специализированной логопедической помощи с использованием коррекционных методов обучения письму и чтению.
В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все «выправится само собой». А ведь время, благоприятное для коррекции, проходит быстро, задержка же в развитии речи потребует в дальнейшем значительно больших усилий и более длительного срока, чтобы наверстать упущенное.
Одна из традиционных форм семейного воспитания – это проведение родительских собраний, в том числе и совместно с логопедом.
План-конспект родительского собрания на тему
«Роль родителей в формировании правильной речи ребенка. Профилактика и коррекция речевых нарушений в семье» с применением интерактивных форм взаимодействия.
Цель: познакомить родителей с работой учителя-логопеда в школе, со специфическими ошибками при письме у обучающихся, а также методами их устранения.
Задачи:
· ознакомить с системой логопедического сопровождения детей в учебном заведении;
· познакомить родителей с термином «дисграфия», его основным содержанием; предложить наиболее эффективные методы работы по профилактике и коррекции дисграфии;
· формировать понимание важности своевременной диагностики и коррекции нарушений устной и письменной речи;
· выработать согласованные действия семьи и школы по коррекции и профилактике логопедической патологии у детей;
· дать родителям информацию о педагогической литературе по работе с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи.
Участники родительского собрания: классный руководитель, учитель-логопед, родители учащихся.
Предварительная работа:
· диагностика письменной речи обучающихся;
· изучение и анализ научно-методической литературы;
· разработка памяток для родителей;
· подготовка презентации.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал по количеству участников.
План родительского собрания:
1. Вступительное слово учителя.
Теоретическая часть - выступление учителя-логопеда: «Что такое дисграфия?» (понятие, виды ошибок, результаты диагностики письменной речи в классе, ответы на вопросы);
Практическая часть:
- игра
«Словесный мяч» (эмоциональный настрой на работу)
- знакомство с методическими приемами, направленными на коррекцию речевой
функции ребенка (мастер-класс (совместное изучение и отработка
дидактических игр и упражнений для коррекции дисграфии, обсуждение роли и
значимости каждого упражнения, обмен личным родительским опытом, возможность
совместного обсуждения и решения проблемы конкретного родителя и т.д.)).
Подведение итогов (рефлексия, обратная связь, знакомство родителей с педагогической литературой по работе с детьми с дисграфией, распространение памяток).
Заключительное слово учителя.
2. Проведение родительского собрания
Классный руководитель: Здравствуйте, уважаемые родители! На данном собрании вы познакомитесь с учителем-логопедом Ивановой Надеждой Викторовной. Она расскажет вам о работе учителя-логопеда в школе , проблемах речи детей, и о возможностях коррекции.
Учитель-логопед: В последнее время в школах отмечается увеличение числа детей, имеющих расстройства разной этиологии, характера и степени выраженности. К сожалению, далеко не все дошкольники, поступая в школу, имеют правильную речь. У многих детей нарушена устная речь. Это может привести к проблемам при освоении письма.
Чтобы обеспечить своевременную помощь обучающимся начальной школы в развитии речи и овладении письмом, в школе предусмотрена система логопедического сопровождения.
В конце первого учебного года, учитель-логопед проводит фронтальное обследование всех обучающихся первых классов и отбирает детей для индивидуального логопедического обследования, имеющих нарушения речи. В начале второго года обучения проводит индивидуальное обследование с письменного согласия родителей и представляет результаты обследования на школьный ПМПк. Консилиум принимает решение о направлении детей на ПМПК для установления диагноза, присвоения статуса ОВЗ и определения дальнейшего маршрута обучения или разрабатывает индивидуальный маршрут сопровождения ребёнка (но в данное сопровождение уже не входит работа учителя-логопеда, учителя-дефектолога). После прохождения ПМПК по её заключению и рекомендациям учителем-логопедом разрабатывается коррекционно-развивающая программа. Составляется расписание занятий. Занятия проводятся во внеурочное время, 20–30 мин.
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения при овладении письменной речью. Ребята испытывают затруднения при изучении русского языка, хотя хорошо справляются с другими предметами.
Что это: орфографические ошибки из-за незнания правил или необъяснимые "глупые" пропуски букв, замены одних букв на другие и тому подобное? А может – правила учит-учит, а вовремя применить их не может?
Часто и родители, и учителя склонны видеть причину плохой школьной успеваемости исключительно в лени ребенка: “Он просто не старается”. Но на самом деле 80 % проблем с учебой вызваны вовсе не ленью. Чем же? Давайте разберемся!
Возможно, у вашего ребенка имеется такое нарушение письменной речи, как дисграфия.
Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций (зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, внимания и памяти), участвующих в процессе письма.
Причины возникновения дисграфии могут быть различными: патологии беременности, родов, асфиксии, детские инфекции, длительные соматические заболевания. А также неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, двуязычие в семье, недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых. Дисграфия может быть обусловлена органическим повреждением зон головного мозга, принимающих участие в процессе письма.
Симптоматика дисграфии:
При дисграфии дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: "З" и "Э", "Р" и "Ь". Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве "Ш" или "крючок" в букве "Щ". Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.
У детей - дисграфиков отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.
Наиболее распространенные ошибки при дисграфии:
1. Искаженное написание букв:
– недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж , И вместо У;
– добавление лишних элементов;
– смешение букв по акустическому и оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.
– зеркальное написание букв.
2. Искажения структуры слова:
– Пропуски букв, слогов. Например: прта – парта, моко – молоко
– недописывание слов. Н: весёлы (весёлый)
– добавления и повторение букв, слогов;
3. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лука (рука), сапка (шапка).
4. Искажения структуры предложения:
– раздельное написание слова;
– слитное написание слов;
– повторения слов.
Можно ли эффективно помочь детям с дисграфией?
Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.
Таким детям необходима помощь специалиста-логопеда. Но помните, что без помощи родителей, ребенку не справиться.
Помощь должна носить коррекционный характер, иметь свою специфику, в зависимости от причин, тяжести и проявлений нарушений.
Запомните, что обычные педагогические приемы, большое количество диктантов и зазубривание правил не помогут, а могут только усугубить проблему.
Занятия должны быть ежедневными, но не утомлять ребенка, быть интересными. Для профилактики нарушений письма и письменной речи необходимо как можно интенсивней и разнообразней развивать устную речь.
Как это сделать?
Ежедневно читайте вслух классические сказки и другие детские произведения. Общайтесь с ребёнком везде: на прогулке, за столом, во время различных игр и т.д.
Отвечайте на все вопросы ребенка, просите его вам что-то рассказать, обсуждайте все события и явления.
Предлагаю Вам некоторые игры, которые помогут справиться с дисграфией.
1. Игра-разминка "Словесный мяч" (эмоциональный настрой на работу)
Один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова: автобус - слово - окно и т. д
Усложнение: Называем слова не только на последнюю, но и на предпоследнюю букву, на вторую, на третью с конца и т. п.
Графические упражнения. (см. приложение № 1)
Эти задания направлены на формирование графических навыков, помогающих развитию мелкой моторики, зрительно-двигательной координации и предупреждающих развитие дисграфии. Задания должны выполняться ребенком регулярно.
(Родителям предлагается выполнить одно задание на выбор):
· Заштрихуй контур;
· Соедини точки;
· Дорисуй вторую половину;
· Игра «Найди ошибку» (восстановление закономерности в узоре);
· Игра «Найди выход из лабиринта»;
· Нарисуй так же (по клеточкам).
Упражнение «Запомни и нарисуй» (читается 2 раза)
Это задание помогает развить операции анализа и синтеза и, соответственно, способствует профилактике дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. А также оно способствует развитию внимания, памяти.
Примерные варианты (родителям предлагается выполнить одно задание):
· Нарисуй пять бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя бусинка была красного цвета, а последняя самая маленькая,
· Нарисуй пять квадратов разного цвета и размера так, чтобы четвертый был синий, а средний – самый маленький,
· Нарисуй пять цветочков разного цвета и размера так, чтобы четвертый был желтого цвета, а предпоследний самый высокий.
4. Физкультминутка.
Познакомить родителей с физкультминуткой, которую можно выполнить с ребенком, если он устал.
Упражнение «Замок».
На двери висит
замок,
Кто его открыть бы смог? (пальцы ритмично соединяются в замок несколько
раз).
Потянули, потянули (Руки тянутся в разные стороны)
Покрутили, покружили (покрутить сцепленными пальцами),
Постучали, постучали, (не расцепляя пальцев, постучать ладонями)
И открыли!
(расцепить
пальцы, развести руки в стороны).
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь».
Три положения на плоскости стола. Кулачок, затем ладонь ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно.
Упражнение «Ухо-нос».
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Отпустить, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот.
Упражнение «Носик – Ушко – Макушка»
5. Задание на развитие буквенного и слогового анализа и синтеза.
Они способствуют зрительно пространственной координации, переключению распределению внимания, темпо-ритмической организации речи.
Упражнение «Прочитай и запиши слоги».
Упражнение «Реши примеры».
Реши слоговой пример, прочти получившиеся слова, составь и запиши с ними предложение.
Пропо-про+это-о
Сок-к+ночи-но+ня+ет
Кисти-ки+хоры+тво-ры+ре+сени+е-се
Упражнение «Сложи по заданным слогам».
Сложи 1-е слоги:
Дорога машина
Богатый лопата топить - (дома)
Листик товары падчерица - (листопад)
Сложи 2-е слоги:
еда свеча
намочил горе
попона огород удача
Сложи
2 слог 1 слог 3 слог
Гроза платок намекать)
2 слог 3 слог 3 слог
напугать березы подарили
Упражнение «Прочитай загадку, следуя по указанному маршруту». (см. приложение № 3)
Прочитай загадку, следуя по указанному маршруту. Запиши ее. Отгадай.
Расставь точки. «Змейка», «Улитка», «Яблочная карусель» - (см. приложение № 4)
Дидактические игры со специальными картинками, где нужно отделять предлоги от слова, слова в предложении, предложения в тексте друг от друга. Эти игры помогают развить у ребенка навыки языкового анализа и синтеза, оптико-пространственные представления, навыки чтения и письма.
Родителям предлагается подвести итоги практической части, задать вопросы по тем заданиям, которые вызвали трудности или недопонимание, отметить, какая информация показалась особенно полезной, а также дать возможность обменяться опытом развития речи ребенка.
Главное – помнить, что дисграфия – это состояние, для преодоления которого требуется тесное сотрудничество логопеда, родителей и обучающегося. Ежедневные дополнительные занятия с ребенком по устранению дисграфических ошибок дадут положительные результаты.
5. В конце родительского собрания раздается памятка для родителей. (см. приложение № 5)
Ответы по вопросам и заданиям темы «Семейное воспитание детей с нарушениями речи»:
1. Дайте определение семьи как малой группы.
Семья – это малая группа людей (минимально двух), связанных брачными или (и) кровно-родственными узами, общим бытом, хозяйством, взаимопомощью и моральной ответственностью.
2. Назовите функции семьи.
Функции семьи Репродуктивная (биологическое воспроизводство) Воспитательная Хозяйственно- бытовая Досуговая (отдых, общение) Социализации Эмоционально- психологическая
3. Какие вы знаете положительные родительские установки?
· Ты моя радость!
· У тебя все получится!
· Смелее, ты всё можешь сам!
· Ты такой сильный!
· Сегодня ты был самым послушным ребенком на свете!
· Я в тебя верю!
· Я всегда тебе помогу в трудную минуту!
· Ты мой помощник!
· Ты мой защитник!
· У тебя получается прибирать игрушки, даже лучше, чем у меня!
· Чтобы добиться успехов в жизни, надо очень потрудиться!
· Я радуюсь твоим успехам!
· Что бы не случилось, наш дом - наша крепость.
4. Назовите типы искаженного родительского отношения.
«Я как родитель», Я-реальное и Я-идеальное. Во-первых, замещение Я-реального Я-идеальным - родитель оценивает себя совершенным и безупречным в выполнении своей родительской роли, образ «Я как родитель» искажает реальность. Во-вторых, замещение Я-идеального Я-реальным - родитель некритичен к выполнению своей отцовской или материнской роли, полностью удовлетворен своим поведением как воспитателя, слабо выражена его ориентация на саморазвитие и самосовершенствование, нет психологической готовности к работе над собой. И, в-третьих, значительный разрыв между Я-идеальным и Я-реальным, не оставляющий возможности для постановки конкретных реалистических задач совершенствования родительской позиции.
5. Что такое семейная (материнская) депривация?
Родительская депривация – психическое состояние ребенка, характеризующееся невозможностью удовлетворять основные жизненные потребности из-за отсутствия или отстраненности родителей.
Депривация возникает в том случае, когда родители (главным образом мать) не обеспечивают должного ухода и игнорируют базовые потребности ребенка либо бросают ребенка, оставляя его на попечение других.
6. Назовите группы детей с речевой патологией, различающиеся отношением к своему речевому дефекту.
· болезненно относящиеся к своему речевому дефекту;
· безболезненно относящиеся к своему речевому дефекту.
7. Каковы причины болезненного отношения ребенка к своему речевому дефекту?
· сравнение своей речи с речью других детей;
· насмешки детей над дефектом речи ребенка;
· укоры родителей и близких родственников
8. Расскажите об этапах принятия семьей дефекта ребенка.
·
шок",
характеризуется состоянием растерянности
родителей, беспомощности, страха, возникновением чувства собственной
неполноценности.
· "неадекватное отношение к дефекту", характеризующаяся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией.
· "частичное осознание дефекта ребенка", сопровождаемое чувством "хронической печали". Это депрессивное состояние, являющееся постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений”.
· начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений со специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям.
9. Какие существуют формы организации работы с семьей, имеющей ребенка с речевой патологией?
· информационно-аналитические (проведение социологических срезов, опросников, «Родительская почта»);
· досуговые (совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках);
· познавательные (семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей);
· наглядно-информационные (информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей; выпуск газет, организация мини-библиотек)
Список используемой литературы:
Подготовка детей-инвалидов к семейной и взрослой жизни. Пособие для родителей и специалистов / Под ред. -Смирновой.- Издание 2-е, Саратов: «Научная книга», 2007. - 188 с.
Кизимова Е.А. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи / Е.А. Кизимова // Логопед. – 2011. №1. – С. 83 – 91.
Микляева Н.В. Изменение родительских установок в процессе коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ОНР / Н.В. Микляева // Логопедия. – 2008. №5. – С. 119 – 123.
Михнева Е.Б. Участие родителей в коррекционно-воспитательной работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста / Е.Б. Михнева // Логопед в детском саду. – 2006. №4. – С. 56 – 60.
Овчарова Р.В. Психология родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Академия, 2005. – 368 с.
Приложение № 1
Графические упражнения.
|
|||
Приложение № 2
Упражнение «Прочитай и запиши слоги»
Приложение № 3
Упражнение «Прочитай загадку, следуя по указанному маршруту»
Приложение № 4
Расставь точки. «Змейка», «Улитка», «Яблочная карусель»
Занимаясь с ребенком дома, помните несколько основных правил:
1. Перед началом работы необходимо проверить правильно ли сидит ребёнок, правильно ли держит ручку.
2. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
3. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это поселит в ребенке неуверенность в себе, в своих силах и знаниях, и увеличит количество ошибок.
4. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт. При выполнении любых заданий важна не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания.
5. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходима Ваша помощь и поддержка, благоприятный эмоциональный настрой. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома и в школе он должен почувствовать хоть маленький, но успех. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается.
Лучше всего подойдет гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно будет способствовать устойчивым хорошим результатам.
Рекомендуемая литература для родителей.
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. "Как преодолеть трудности в обучении детей".
2. Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю. «Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени».
3. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. «Исправление и предупреждение дисграфии у детей».
4. Дмитриев С.Д., Дмитриев В.С. «Занимательная коррекция письменной речи. Сборник упражнений».
5. Калинина И.Л. «Сборник упражнений по письму для учащихся 1 класса».
6. Лукашенко М. Л., Свободина Н. Г. «Дисграфия. Исправление ошибок при письме».
7. Яровская О. Н. «Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7 – 11 лет».
8. Яровская О. Н. «Занимательные задания логопеда для школьников 3 – 4 классов».
Главное – помнить, что дисграфия – это состояние, для преодоления которого требуется тесное сотрудничество логопеда, родителей и обучающегося. Ежедневные дополнительные занятия с ребенком по устранению дисграфических ошибок дадут положительные результаты.
Приложение № 5
Памятка для родителей
(Роль родителей в формировании правильной речи ребенка. Профилактика и коррекция речевых нарушений в семье)
Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций (зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, внимания и памяти), участвующих в процессе письма.
Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим родителям заниматься с ребенком.
Для устранения дисграфии можно предложить следующие игры и упражнения:
1. «Корректурная правка». Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву А зачеркнуть, а букву О обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.
2. «Диктант». Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Ошибки пометьте на полях (а не в самом тексте!) зеленой или черной ручкой (не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Он имеет возможность самостоятельно найти ошибку и не зачеркивать, а стереть ее, написать правильно.
3. «Пропущенные буквы» («Пропущенные слоги»). Ребенку дается текст с пропущенными буквами. Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах.
4. «Змейка», «Улитка», «Яблочная карусель» - дидактические игры со специальными картинками, где нужно отделять предлоги от слова, слова в предложении, предложения в тексте друг от друга. Эти игры помогают развить у ребенка навыки языкового анализа и синтеза, оптико-пространственные представления, навыки чтения и письма.
5. «Реши пример» Игра помогает уточнить и дополнить у детей знания о составе слова («дом» + «ик» = «домик»);
6. «Какие слова спрятались» Детям нужно найти в одном слове другое («Начался первый курок (урок). Такая игра помогает формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза, навыки чтения и письма;
7. «Увеличь предложения» Предложите ребенку прочитать текст, а потом увеличить его словами из разных частей речи (прилагательными, наречиями и т. д.). Каждое предложение нужно увеличить на 1 – 2 слова. Эта игра помогает закреплять знания детей о частях речи, умения согласовывать слова во фразе, совершенствовать навыки связной речи
8. «Лабиринты» Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.
9. «Графические диктанты». Дети сначала срисовывают изображения по клеточкам. Затем изображение срисовывается ребенком под диктовку взрослого. Такие диктанты совершенствуют мелкую моторику, развивают оптико-пространственные представления, зрительный гнозис (узнавание);
10. «Измени слова по образцу» (игры на развитие лексико-грамматического строя): «Назови ласково», «Один – много – нет», «Большой – средний – маленький», «Какой – какая – какие», «Чей, Чья, Чьи» и т.д. Все измененные слова записываются ребенком под внимательным контролем взрослых.
11. Кроссворды, филлворды, ребусы, шифровки и др. игры со словами помогают детям развивать мышление, слуховое и зрительное внимание и память, навыки звукобуквенного анализа, навыки письма;
12. «Доскажи словечко» (в рифму), «Найди сходства», «Найди отличия», «Найти пару», «Найди, какие предметы спрятались» (на картинках и в словах) и др. игры для развития зрительного и слухового внимания.
13. «Что изменилось», «Чего не стало», «Запомни и повтори» со словами и картинками и т.д. Игры такого типа направлены на тренировку памяти (зрительной, слуховой).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.