Нарушения письма многообразны. Они имеют различную выраженность и зависят от причины и структуры дефекта. Существуют несколько подходов к анализу речевых нарушений и, соответственно несколько видов их проявления.
Выше изложенное позволяет утверждать, что на письме существуют: орфографические, логопедические, а также ошибки особого характера. Ранее мы рассматривали ошибки логопедического характера, а сегодня рассмотрим ошибки особого характера.
Нарушение письма принято рассматривать в трёх парадигмахПарадигма— это наши «очки» для восприятия картины мира
Она помогает получаемые знания и опыт «раскладывать по уже имеющимся полочкам», систематизировать их и упрощать работу.
Связано с законами нормального владения навыков письма. В рамках этой парадигмы говорится об ошибках особого характера:
«ошибки роста»
«функциональные ошибки»
«физиологические»
Физиологические ошибки закономерно возникают при овладении письмом под влиянием речи окружающих (генетическая предрасположенность ).
Если в речи встречаются случаи нарушения норм литературного языка, то они могут воспроизводиться детьми. Эти нарушения могут касаться лексики, морфологии, синтаксиса, фонетики и представляют собой элементы особой разновидности языка, обычно называемой просторечием.
Все логопедические нарушения имеют неврологический статус
(в большей или меньшей степени), кроме функциональных нарушений.
В нейропсихологии ВПФ ребенка рассматриваются как системные образования, состоящее из набора компонентов, каждый из которых опирается на работу определенного участка мозга и вносит в работу системы свой специфический вклад.
Отставание в развитие одного из компонентов влечет за собой системные изменения и компенсаторные перестройки (удачные и ложные) в работе всей системы.
2 класс | |
Нарушение норм русского языка | Логопедическое нарушение |
Называть все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем); | Обозначать пробелами границы слов; |
Нарушение норм русского языка | Логопедическое нарушение |
Обозначать пробелами границы слов; | зеркальное написание букв (например: Е-З, Ель-Зель) |
3 класс | |
Нарушение норм русского языка | Логопедическое нарушение |
Различение гласных и согласных звуков. | умение находить, сравнивать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, член предложения, простые предложения |
Нарушение норм русского языка | Логопедическое нарушение |
Разбор слова по составу. | использовать гласные буквы Ю, У, О,Ё или Ь для обозначения мягкости согласных на письме; |
4 класс | |
Нарушение норм русского языка | Логопедическое нарушение |
Сравнение типов текстов | Дифференциация смешиваемых окончаний |
Нарушение норм русского языка | Логопедическое нарушение |
Распознавание предложений с однородными членами и нахождение и в тексте | «Уменьшительно-ласкательные суффиксы» |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.