«Обучение детей в детском саду».
План.
1. Процесс обучения в детском саду и его основы.
2. Освоение учебной деятельности детьми дошкольного возраста.
3. Наглядные методы и приемы обучения в детском саду.
4. Практические методы обучения.
5. Словесные методы обучения.
6. Формы обучения в детском саду.
1. Обучение двусторонний процесс, процесс взаимодействия педагога (обучающего) и учеников (учащихся), направленный на освоение последними знаний, навыков и умений, формирование у них умственных сил и способностей, воспитание мировоззрения, нравственных черт личности.
В этом взаимодействии деятельность обучающего в свою очередь выступает как сложная деятельность и включает: преподавание — передача, сообщение знаний, способов действия, организация деятельности обучающихся и управление ею. Деятельность учащихся — это учение, учебная деятельность, представляющая познавательную деятельность, протекающую при участии взрослого и при его руководстве. Объединение деятельности учителя — педагога и учащихся — детей на основе взаимодействия и составляет единый процесс обучения.
Центральным, основным компонентом обучения является учение — учебная деятельность. Процесс познания, происходящий в учебной деятельности ребенка, отражает диалектику познания в ее основных положениях. Познание учеником окружающей действительности идет по тем же законам, что и познание мира человечеством в ходе его истории. Оно характеризуется сложностью, противоречивостью и определяется, как процесс восхождения к истине, бесконечного приближения к ней: от явлений к сущности, от менее глубокой сущности к более глубокой. Процесс познания — активный процесс. Он неразрывно связан с практикой преобразования внешнего мира. Истинность познания проверяется практикой.
Процесс обучения характеризуется тем же постоянным переходом учащихся от незнания к знанию, от знания менее полного и глубокого к более полному и глубокому.
Специфика познания в обучении заключается в том, что в процессе его происходит освоение ценного общественно-исторического опыта в виде знаний, навыков и умений — различных способов умственной и практической деятельности.
Деятельность педагога в процессе обучения и направлена на организацию
процесса активного усвоения знаний, навыков и умений. При этом он выполняет ряд функций: информационную – выступает как источник знаний; организационную - организует познавательную деятельность учащихся;
контрольно – диагностическую уровень и степень освоения содержания и в
соответствии с этим организует дальнейший процесс обучения; воспитательную – формирует отношение к познавательным объектам, обеспечивает развитие личности ребёнка. Эти функции взрослого тесно связаны и отражают основные функции процесса обучения
в формировании личности ребенка: образовательную, развивающую, воспитывающую.
Основная, задача обучения представлена в его образовательной функции: обеспечить освоение основ современной науки о природе и обществе, о человеческой деятельности и законах познания, полноту этих знании, их системность и осознанность — степень проникновения в сущности явлений и умение применить знания в процессе дальнейшего познания при решении жизненных практических задач.
В содержание обучения включены также навыки и умения - умственные и практические. Они составляют важную сторону общественно- исторического опыта. Познавательные навыки умения входят в структуру учебно-познавательной деятельности, формирование которой связано с образовательной функцией обучения.
Для учения характерны все основные компоненты, составляющие любую деятельность; цель или конкретная задача, мотивы, планирование, процесс осуществления познания с помощью личных действий и операций, результат. В процессе обучения дети овладевают знаниями о способах учебной деятельности, что обеспечивает усвоение основ наук и формирование деятельности учения.
Общая цель учения — освоение знаний и способов деятельности в процессе обучения - представлена системой постепенно усложняющихся конкретных учебно-познавательных задач, которые включают как предметное содержание изучаемой науки, так и ее логику. Ясность постановки, задачи, ее соответствие познавательным возможностям обучающихся обеспечивают ее понимание и реальные условия для решения.
Решение любой познавательной задачи осуществляется в процессе обучения через систему взаимосвязанных учебных действий, на уровне навыков и умений.
Учебная деятельность у детей вызывается и определяется системой разно образных мотивов. С возрастом они развиваются и меняются. Среди мотивов учения (широких социальных, моральных и др.) ведущее значение имеют познавательный интерес и познавательные потребности. Основными условиями формирования познавательного интереса как мотива учебной деятельности являются постоянное углубление содержания обучения и обеспечение активной позиции обучающихся в процессе обучения.
Обучение в детском саду является составной частью педагогического процесса, направленного на всестороннее развитие и воспитание ребенка-дошкольника. Формирование личности ребенка дошкольного возраста
осуществляется в ходе освоения им общественно-исторического опыта.
В условиях детского сада, а также в семье усвоение детьми этого опыта осуществляется через разнообразные каналы: соучастие детей в жизни и деятельности взрослых, самостоятельные ориентировочные, практические и поисковые действия, наблюдения жизни взрослых и природных явлений.
Процесс обучения (или учебный процесс) в детском саду, как и в школе, представляет собой целенаправленный и организованный процесс формирования знаний, навыков и умений и воспитания отношений, навыков и привычек поведения, построенный на основе принципов дидактики, имеющий четкую программу, протекающий в специально созданных условиях (при использовании различных средств и пособий), в определенных формах его организации (фронтальной и индивидуальной), с использованием специальных методов и приемов.
Для процесса обучения в детском саду во всех его основных компонентах (цель, содержание, дидактические условия, формы и методы, результаты), как и в школе, характерно взаимодействие педагога и детей, направленное на усвоение последними знаний, навыков и умений, на развитие их умственных сил и способностей, формирование их отношения к окружающему. Отсюда процесс обучения включает деятельность обучающего — педагога (воспитателя) и активную деятельность обучающихся детей. Последняя протекает под непосредственным руководством воспитателя, под его организующим воздействием. Таким образом, есть много общего между процессом обучения в детском саду и в школе.
В процессе обучении дети овладевают важнейшими компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу, планировать свою деятельность и вместе с тем действовать по плану и указанию взрослых. У них формируется первоначальная, элементарная способность к самоконтролю и самооценке. Дети учатся слышать и слушать взрослого и товарищей. Они овладевают целым рядом других учебных умений. В ходе обучения осуществляется в единстве развитие мышления и речи детей.
Целенаправленный характер процесса обучения, его программность положительно влияют на формирование произвольности психических процессов (несомненно, относительной): памяти, внимания, восприятия, на воспитание организованности и дисциплинированности.
Освоение в ходе, обучения знаний об окружающей жизни — о природе, труде люден, общественных явлениях и событиях - составляет основу воспитания у детей положительных чувств, положительного отношения к явлениям нашей действительности (интерес к труду взрослых, уважение к нему, бережное и заботливее отношение к природе, любовь к Родине).
Овладение в процессе обучения различными видами художественной деятельности способствует эстетическому развитию детей. Обучение в детском, саду направлено па всестороннее развитие личности ребенка. Оказывая воздействие на становление ведущих видов деятельности детей — игры, учебно-познавательной, трудовой, изобразительной, обучение становится важнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка. Тесная взаимосвязь обучения с повседневной деятельностью детей, их игрой и трудом выступает как одна из специфических черт обучения в детском саду.
Определяющая роль наглядно – действенного и наглядно – обрзного мышления дошкольника выдвигает на одно из ведущих мест в организации обучения дошкольников принцип наглядности. Применение принципа наглядности позволяет детям осознанно поулучать знания, формировать навыки и умения. Отчетливость и конкретность представлений дают детям возможность использовать их в разнообразных видах доступной им деятельности при дальнейшем познании.
Применение принципа активности и самостоятельности в обучении дошкольника связано с использованием таких методов и приемов обучения, которые ставят ребенка в активную позицию, при которой он субъективно самостоятельно делает «открытие» — познает новое, еще им не познанное. Обучение детей навыкам и умениям учебно-познавательной деятельности, непрерывное совершенствование их познавательных способностей также обеспечивают активность и самостоятельность.
Систематичность и последовательность обучения дошкольника также имеет свою специфику. Данный принцип требует прежде всего установления логики содержания предлагаемых знаний, навыков и умений. Эта логика должна быть представлена в программе обучения по тому или другому разделу постепенным и последовательным переходом от одних знаний к другим, предусматривающим их расширение и усложнение. Это в свою очередь требует точного определения содержания знаний на каждом этапе усвоения. Большое значение в реализации принципа прочности имеет непосредственная связь обучения с повседневной жизнью и деятельностью детей (игрой, трудом:}. Вместе с тем в структуре обучения необходимо предусматривать занятия, основная цель которых—упражнения детей в применении и использовании знаний, навыков и умений.
Как и в школе, одним из принципов обучения в детском саду является учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Учет возрастных особенностей детей проявляется при реализации всех основных принципов. В дошкольном возрасте более отчетливо, чем в школьном, проявляются индивидуальные различия, связанные с типом нервной деятельности. Дети различаются по степени активности, быстроте восприятия и запоминания, общей работоспособности.
Процесс обучения осуществляется различными методами. Содержание этого понятия непрерывно совершенствуется и обогащается по мере развития дидактики как науки.
Современное понимание метода обучения отражает двусторонний характер процесса обучения и его основную направленность.
Метод — это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач. Метод включает как способ деятельности {конкретный вид деятельности) обучающего, направленный на организацию и руководство деятельностью обучающегося, так и способ, вид деятельности обучающегося, стимулированный деятельностью взрослого.
Б каждом методе различают внутреннюю и внешнюю стороны. Внешняя сторона — это система способов действий учащегося и учителя. Внутренняя — психические познавательные процессы, которые лежат в основе тех или других способов действий.
Конкретные элементы того или другого метода принято называть приемами. Чем разнообразнее и богаче приемы, составляющие метод, тем успешнее осуществляется решение учебно - познавательной или учебно-практической задачи. Взаимосвязь методов и приемов диалектична: прием, составная часть метода, в некоторых случаях может выступать как метод. Основное различие между методом и приемом в объеме и характере тех учебно-познавательных задач, которые решаются с их помощью: метод направлен па решение общей учебной задачи (или крупной логической части се) в целом, прием — на решение более частной задачи.
В процессе обучения используются самые разнообразные методы— рассказ взрослого (педагога), учебные лекции, беседы, демонстрация опытов, показ диафильмов и кинофильмов, обучающие игры, разнообразные упражнения, лабораторные опыты, работа с учебником и т. д. Необходимость использования разнообразных методов диктуется разными причинами: многообразием содержания обучения, уровнем сформированности учебно-познавательной деятельности обучающихся, структурой учебного процесса на разных этапах его осуществления и т. д.
Дети дошкольного возраста в процессе обучения овладевают лишь некоторыми элементарными учебными навыками и умениями, в том числе и поисковыми действиями.
Процесс освоения знаний, навыков и умений осуществляется поэтапно. На каждом этапе эффективность усвоения содержания обучения обеспечивается соответствующей группой методов. Разнообразные методы и приемы руководства данной деятельностью обеспечивают это развитие.
Образовательная работа с детьми дошкольного возраста направлена на обеспечение разносторонней ориентировки ребенка в окружающем: в предметном мире, созданном людьми (с разнообразием свойств п качеств вещей и предметов); в мире природы, безграничном в своем разнообразии; и мире человеческой деятельности и отношений п т. д. Ребенок-дошкольник овладевает основными видами деятельности: предметной, трудовой, игровой, учебной и т. д., связанными с разнообразными знаниями, навыками и умениями. Многообразие качеств, свойств, проявлений объектов действительности, связей между ними требует использования разнообразных способов познания, что и обеспечивается всевозможными методами и приемами обучения.
2. Формирование у детей основных компонентов учебной деятельности наряду с овладением знаниями является одной из основных задач обучения.
Основным компонентом учебной деятельности является учебная задача. Многие психологи и педагоги считают, что от умения поставить учебную задачу зависит успех учебной деятельности, Учебные задачи в дошкольном обучении охватывают содержание знаний, навыков и умений, а также способы умственной и практической деятельности.
На первых этапах обучения дошкольников (младшие группы) для них характерна слитность, недифференцированность практической и учебной задачи.
На втором этапе, который относится в основном к средней группе детского сада (хотя в отдельных случаях возможно появление этого этапа раньше), происходит постепенная, дифференцировка практической и учебно - познавательной задачи.Дети принимают и общую учебную задачу, предлагаемую в начале занятия, однако в ходе его возникает, как правило, необходимость конкретизации задачи, ее дробления на ряд конкретных заданий пли вопросов.
В младшем и среднем дошкольном возрасте, как отмечают многие исследователи, у детей формируется умение самостоятельно переносить учебные задачи, решаемые на занятиях, на те же или близкие, а затем и более далекие предметы, явления, встречающиеся в повседневной жизни.
Учебные задачи на занятиях со старшими дошкольниками приобретают ярко выраженный у чебно -познавательный характер, хотя и отдельных случаях связь с практическими задачами сохраняется. Основное место занимают задачи по усвоению знаний. Но в связи с ростом самосознания дети с большей полнотой начинают воспринимать учебные задания на овладение способами практической (продуктивной) и умственной деятельности, а также учебные задачи творческого характера. Однако и в старшем возрасте детям трудно удержать в сознании учебную задачу ноликом па протяжении всего занятия.
В дошкольном возрасте осваивается и такой компонент учебной деятельности, как планирование. Оно включает отбор средств и способов деятельности, установление последовательности действий к т. д. Старшим дошкольникам становится доступным и планирование несложного рассказа, пересказа небольшого художественного произведения.
Успех учебной деятельности ребенка связан с умением контролировать ход деятельности и правильно оценивать ее результаты. Самоконтроль предполагает умение сопоставлять результаты выполнения учебных заданий или решения учебной задачи по их ходу, поэтапно, с предполагаемым конечным результатом и оценкой их. Развитие у детей способности к самоконтролю и самооценке— важнейшее условие формировании ой самостоятельности и активности.
Ребенок дошкольного возраста побуждается к учению самыми разнообразными мотивами. В младших к средней группах преобладающее влияние имеют мотивы непосредственного эмоционального отношения ребенка к материалам, используемым на занятии, и к самому процессу деятельности с ними. Они с интересом наблюдают за животными, рассматривают картинку, игрушку. Постепенно, по мере освоения учебных навыков и умений, детей побуждает к учению уже и сам процесс учения, однако не столько результативной, сколько процессуальной своей стороной. Появляются в среднем дошкольном возрасте и мотивы учения, связанные с интересами практической или игровой деятельности (научиться делать для того, чтобы играть со своей игрушкой; понаблюдать за животным для того, чтобы хорошо ухаживать; хорошо рассмотреть для того, чтобы нарисовать, и т. д.).
Мотивы эмоциональной привлекательности и мотивы учения, связанные с деятельностью практического характера, сохраняются и в старшем дошкольном возрасте.
Индивидуальные учебно-познавательные умения представляют собой системы сенсомоторных, мнемонических, речевых и интеллектуальных действий ребенка, обеспечивающие усвоение знаний различного характера, глубину и уровень обобщенности (восприятие знаний, их осмысление и осознание, использование и применение), а также формирование практических навыков и умений. Учебно-познавательные умения сами формируются в процессе усвоения знаний, практических навыков и умений.
Вторым важнейшим учебным умением является восприятие речи взрослого и ее понимание. Развитие понимания смыслового содержания речи взрослого формируется а раннем детстве; этот процесс распространяется и на последующие годы жизни ребенка.
В дошкольном возрасте у детей формируется также умение воспринимать и понимать художественное слово с его образно-идейным содержанием и выразительными средствами.
Речь важной функцией. Являясь средством общения с ребенком, она является и средством регуляции его действий и поведения.
На протяжении дошкольного возраста формируются основные, наиболее общие компоненты индивидуальной учебной деятельности дошкольника, которые, с одной стороны, обеспечивают усвоение детьми программы элементарных знаний, навыков и умений, с другой — последующее усвоение более сложных как общих, так и специальных учебных умений и навыков.
Процесс обучения в детском саду протекает при фронтальной организации, на занятиях. Участие в совместной учебной деятельности требует от ребенка овладения умениями взаимодействия со сверстниками и прежде всего умения соотнести к себе учебную задачу, поставленную перед всеми детьми (принять ее как задачу и лично для себя).
Совместная учебная деятельность строится на умении ее участников слушать и слышать речь сверстников, понимать ее. Формирование этого умения осуществляется в процессе обсуждения со всей группой высказываний отдельных детей, привлечения детей к исправлению допущенных познавательных и речевых ошибок, дополнений, продолжения высказывания и т. д.
Успешная учебная деятельность ребенка в условиях совместного (фронтального) обучения связана и с освоением умений работать в общем темпе и ритме. Отсутствие этих умений часто приводит будущего школьника к отставанию — он не успевает освоить материал, не поспевает за своими товарищами.
Формирование компонентов учебной деятельности осуществляется в их взаимодействии.
3. К группе наглядных методов, используемых в дошкольном обучении, относятся: наблюдение, рассматривание картин, демонстрация диафильмов и кинофильмов, а также некоторые приемы обучения, в отдельных случаях выступающие в функции самостоятельных методов: показ образца-задания, способа действия и др.
Наблюдение — один из основных, ведущих методов дошкольного обучения. Наблюдение, организованное воспитателем для решения дидактических и воспитательных задач, широко используется о детском саду.
В зависимости от характера познавательных задач в обучении используются наблюдения разного вида:
1) распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (величина, структура, форма, цвет и т. д.), а также о связях наблюдаемого объекта с другими:
2) за изменением и преобразованием объектов (превращение материалов в ходе трудовой деятельности в предмет, рост и развитие растений и животных, сезонные изменения в природе, труде и быте людей и т. д.). Этот вид наблюдения дает знании о процессах, об объектах окружающего мира в их динамике, взаимодействии;
3) репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта, по части — картина всего явления (так, по цвету почвы дети устанавливают ее влажность, по цвету ягоды — ее спелость и т. д.).
Указанные виды наблюдения отличаются не только по характеру познавательных задач, но соответственно по своей структуре: соотношению в процессе наблюдения сенсорных и интеллектуальных процессов, сочетанию непосредственно воспринимаемого и прошлого опыта.
Наблюдения за преобразованием предметов, их изменением или ростом и развитием требуют более сложных умственных действии: сопоставления данного состоянии объекта с предыдущим, а это связано с наличием ранее сложившихся представлений и умением мобилизовать их.
Наблюдение репродуктивного вида осуществляется' на основе имеющегося у ребенка знания в форме конкретных представлений о предметах или явлениях. Воссоздание образа объекта на основе ограниченного количества признаков требует активного припоминания и активной деятельности воображения. Следовательно, идет процесс совершенствования имеющихся знаний, формируется умение их использовать и применять при решении практических и познавательных (в первую очередь) задач.
Метод наблюдения используется во всех формах образовательной работы с детьми: на занятиях и экскурсиях, па прогулках и в повседневной жизни, а также и в индивидуальной работе с детьми.
Эффективность метода наблюдения (решение образовательных, развивающих и воспитательных задач) обеспечивается при условии выполнения воспитателем следующих требований:
1. Ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения (в зависимости от сформированности умения принимать задачу). Цель наблюдения должна быть мотивирована. Однако необходимо учитывать, что яркость, красочность и динамичность объекта наблюдения вызывают к себе непосредственный интерес и непроизвольное внимание.
2. Планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения. Нет необходимости придерживаться единой схемы, вырабатывающей определенный стереотип процесса наблюдения. Логика наблюдения зависит от характера (типа) поставленных задач, от вида наблюдаемых объектов, от возраста детей, степени знакомства с объектом.
3. Учет возрастных возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения (он должен быть небольшим, но достаточно определенным).
4. Высокая умственная активность и самостоятельность детей. Это достигается четкостью и ясностью постановки пели пли задач наблюдения и его планомерностью, привлечением детей к созданию обстановки для наблюдения, а также организацией обследовательских, поисковых, трудовых и игровых действий.
5. Сопровождение наблюдения точным и конкретным словом. «Проговариванием» детьми в ходе наблюдения способствует более точному восприятию объектов, формированию более полных и осознанных представлений, развитию словаря и связной речи.
По ходу наблюдения воспитатель дает пояснения, дополняет увиденное детьми коротким рассказом или сообщением.
Проводя с детьми наблюдение распознающего вида, воспитатель стремится прежде всего вызвать интерес к предстоящему наблюдению: заранее сообщает о нем детям, привлекает их к созданию необходимой обстановки.
Рассматривание (демонстрация) картин. В обучении дошкольников рассматривание с ними картин, просмотр диапозитивов, диафильмов и кинофильмов имеет самостоятельное значение и выполняет функцию метода обучения. Это определяется содержанием образовательной работы с детьми дошкольного возраста, а также основными формами их познавательной деятельности.
В учебном процессе детского сада рассматривание картин (репродукций) используется для решения разнообразных дидактических, учебных задач.
При рассматривании картин воспитатель ставит вопросы, организующие восприятие ее в целом, выделяющие такие качества, свойства и признаки, которые помогают детям установить связь между изображенными на картине объектами или элементами объекта. Вопросы подводят детей к обобщающим суждениям.
Демонстрация диапозитивов, диа- и кинофильмов. Использование учебного экрана в образовательной работе с детьми дошкольного возраста помогает решению трех задач: расширяет знания детей, развивает их речь и воспитывает умного, культурного зрителя, способного к глубокому восприятию фильма. Умение воспринимать и понимать изображенное на экране формируется под специальным воздействием педагога.
Таким образом, все наглядные методы, используемые в дошкольных учреждениях, имеют целью формирование у детей отчетливых представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.
Использование наглядных методов обеспечивает развитие восприятия как ведущего познавательного процесса, а также развитие наглядно-действенной и наглядно-образной форм мышления и речи, развитие основных видов деятельности дошкольника — игры, изобразительной и трудовой деятельности.
4. К группе практических методов обучения в детском саду относятся упражнения, игровой метод (включая дидактическую игру), элементарные опыты и моделирование. Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно-действенных и наглядно-образных формах мышления во взаимодействии со словесно-логическим мышлением. Упражнение — это многократное повторение ребенком умственных и практических действий заданного содержания. По своей сути упражнения есть применение знаний в действии, что и определяет их обучающее и
развивающее значение: дети овладевают разнообразными способами умственной деятельности, у них формируются учебные и практические навыки и умения; знания, лежащие в основе умственных и практических умений, становятся более прочными и осознанными. В результате совершенствуются и укрепляются познавательные силы детей. Как правило, упражнения выполняются каждым ребенком. Организуя упражнения самого разного характера, воспитатель добивается освоения знаний, навыков и умений всеми детьми.
Освоение знаний и навыков — длительный процесс. Он требует многократных упражнений разного характера (не только по содержанию, но и по структуре и способу действия).
В соответствии с учебными задачами воспитатель может использовать упражнения, требующие, от детей разной степени активности и самостоятельности: подражательно-исполнительские, конструктивные и творческие. При организации упражнение подражательно-исполнительского характера воспитатель ставит перед детьми конкретную учебно-познавательную задачу, показывает способ ее решения—действия и их последовательность, показывает и определяет критерии для оценки результата (особенно в упражнениях предметного характера).
Достаточная степень освоенности показанного способа действия детьми позволяет перейти к упражнениям конструктивного характера. Их своеобразие состоит в переносе усвоенного способа действия на новое содержание, вначале близкое, а затем и более далекое. При этом дети конструируют из известных им действий и операций соответствующий способ решения.
Упражнения творческого характера предполагают использование усвоенных способов в новых условиях, а также использование новых действии и операций, которым дети не обучались. Последовательный переход от упражнений с меньшей степенью активности и самостоятельности к упражнениям самостоятельным, творческим обеспечивает как усвоение знаний и рациональных способов действий, так и развитие умственной и практической самостоятельности детей. Формирование знаний на уровне представлений требует использования в процессе упражнений разнообразных предметов, игрушек и дидактических материалов в качестве «раздаточного» материала (например, счетный материал, разработанный А. М. Леушиной). Освоение знаний и способов действий осуществляется детьми прежде всего в развернутом предметном плане (оперирование с предметами или их изображениями).
Проговаривание действии в процессе предметных упражнений готовит детей к переходу к чисто словесным упражнениям двигательного характера, без использования предметов. Особое значение в умственном воспитании детей имеют речевые упражнения, в процессе которых формируются умения точно и ясно выражать свои мысли, строить суждения доказательно, произносить слова четко, ясно.
В обучении детей дошкольного возраста широко используются игровые упражнения. Эти упражнения наряду с реальными действиями включают имитацию действии, действия от лица «героя», мнимую, воображаемую ситуацию. Игровой характер упражнений привлекает детей, особенно младшего дошкольного возраста, вызывает положительные эмоции, снимает напряжение, которое иногда проявляется у детей в ходе упражнений.
Основные правила проведения упражнений с детьми дошкольного возраста:
четкость и ясность постановки перед детьми учебной задачи, показ способов выполнения (действий и приемов), расчлененность показа с учетом возможностей детей разных возрастных групп. Являясь одним из методов, упражнения могут быть использованы в качестве приема и входить в состав других методов.
Игровой метод. Этот метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями и пояснениями, показом и т. д. При этом в деятельности детей также используются действия разного характера — игровые и операторные.
Одним из основных компонентов игры, который чаще всего включается в игровой метод, является воображаемая игровая ситуация в полном, развернутом виде. При использовании игрового метода за воспитателем сохраняется ведущая роль: он определяет содержание учебных задач, характер и последовательность игровых и практических действий, показывает образец выполнення задания, поясняет, исправляет ошибки, допущенные детьми, а также ставит вопросы, дает задания, направленные на организацию восприятия детьми содержания, его осмысление или обобщение, по мере возможности вызывает активность детей, побуждает к самостоятельности.
Начиная со средней группы, элементарные опыты используются как один из методов обучения. Элементарный опыт—это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д. Участие детей в элементарных опытах требует сложной аналитико-синтетической деятельности мышления, способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
Как наглядно-практический метод, моделирование получает все большее распространение в обучении детей дошкольного возраста. Под моделированием понимается процесс создания моделей и их использование для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям.
5. Словесные методы обучения.
Слово взрослых и детей входит в состав любого наглядного и практического метода. Однако по мере развития словесно-логического мышления у детей, накопления представлений о предметах и явлениях окружающего мира словесные способы обучения приобретают характер самостоятельных методов. Их значение заключается в том, что они обеспечивают переход детей в процессе познания за пределы непосредственного восприятия, что значительно расширяет возможности познания мира, а также перевод знаний на более высокий уровень обобщения, их систематизацию. Живое общение взрослого и детей, которое характерно для речевых методов, оказывает большое воспитательное воздействие — оно возбуждает чувства, вызывает определенное отношение к содержанию формируемых знаний. Живое слово взрослого, воспитателя—образец для подражания и усвоения детьми литературных норм родного языка. Основными словесными методами, используемыми в детском саду, являются рассказ воспитателя, рассказы детей, чтение (слушание детьми чтения взрослых) произведений детской литературы, беседы. Наряду с ними используется ряд словесных приемов, таких, как объяснение, указание, которые во многих случаях выступают как метод обучения.
Основная задача использования рассказа воспитателя – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Ясность и простота описания объекта или изложения события, лаконичность рассказа, яркость образов, близость их опыту детей—необходимые условия успешного восприятия детьми содержания рассказа. Наиболее привлекает и вызывает интерес детей рассказ от лица героев. Он создает ощущение достоверности событий, вызывает особую личную заинтересованность.
Рассказ одновременно воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. В рассказе воспитателя должно быть обязательно учтено, что уже знают дети, чем они владеют. Это обеспечивает более полное усвоение содержания, чем при чтении.
Рассказы детей являются методом, направленным на совершенствование их знаний и умственно-речевых умений. В обучении дошкольников используются разного характера рассказы детей: пересказ сказок, литературных произведений, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы и др. Отражение в связной речи ранее сложившихся представлений — один из важнейших этапов в усвоении знаний и умений, обеспечивающих переход умственного действия и его содержания во внутренний план.
Рассказы используются в обучении детей всех возрастных групп, при этом воспитатель учитывает их возрастающие познавательные возможности. В группе детей младшего дошкольного возраста рассказ ребенка используется при индивидуальной работе. Ребенок учится пересказывать знакомую сказку. Воспитатель побуждает его к последовательному изложению событий, ставя вопросы, напоминая об отдельных эпизодах. Он как бы соучаствует в рассказе. Такой же характер носит руководство рассказами детей о предмете (например, по игрушке, картине). В средней группе обучение детей рассказыванию становится учебной задачей и реализуется на занятиях. Дети постепенно усваивают форму связного рассказа.
В старшем дошкольном возрасте дети осваивают форму сюжетного и описательного рассказов и пользуются ею в рассказах о предметах, из опыта, по сюжетной картине, в творческих рассказах. Слушатели привлекаются к анализу рассказа, к дополнениям и оценке. Оценивается полнота рассказа, его логика, точность и выразительность речи рассказчика. Разнообразие и богатство детского опыта — одно из важнейших условий формирования умения рассказывать, а следовательно, и использовать рассказы детей как метод обучения.
Чтение позволяет решить ряд задач: расширять, обогащать знания детей об окружающем, формировать способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы, воссозданию словесного образа, формировать понимание основных связей в произведении, характер героя, его действия, переживания, мотивы поступков, развивать способность понимать образный строй произведения, формировать эмоциональную активность ребенка, способность к сопереживанию. Все это требует тщательного отбора художественных произведений в соответствии с формирующимися у детей умениями воспринимать и понимать их, сочетания чтения с другими методами и приемами: рассматриванием иллюстраций, пересказом произведения, игровым методом, беседой. Само чтение проходит по тем же правилам, что и рассказ воспитателя.
После чтения проводится беседа. Ее задача — помочь детям понять познавательное содержание произведения и одновременно не снизить, а по возможности и углубить эмоционально-эстетическое впечатление от него.
Вопросы в ходе беседы направляют внимание детей на уточнение фактов, событий и связей между ними, а также па осознание детьми своего отношения к содержанию.
Сложность умственной деятельности в ходе беседы определяет возможность ее использования в основном в старшей группе. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации. Участие детей в беседе предполагает наличие у них умений не только слышать взрослого, участвовать в диалоге, с ним по ходу решения учебно-познавательной задачи, но и умение слушать и слышать сверстников, понимать их высказывания и суждения, оценивать их в соответствии с решаемой задачей, принимать или отвергать, принимать в целом или дополнять и т. д. При этом необходимо умение более или менее длительно удерживать внимание, сосредоточивать умственные силы.
По своим дидактическим задачам беседы разделяются па предварительные и итоговые, или обобщающие.
Предварительные беседы проводят тогда, когда воспитатель знакомит детей с новыми для них явлениями, формирует новые навыки, способы действий и т. д. В ходе предварительной беседы воспитатель выявляет знания, имеющиеся в опыте детей, полученные ими в процессе обучения па занятиях и в повседневной жизни.
Итоговая, или обобщающая, беседа проводится с целью систематизации знаний, их дальнейшего углубления и осознания.
Участие в беседе требует достаточно сложной системы умственных действий: принять тему (цель), слушать, анализировать суждения участников, оценивать, аргументировать свои суждения, делать поправки, дополнения, выражать свои мысли ясно и последовательно, оперируя при этом достаточным запасом представлений.
Словесные приемы. В ходе обучения воспитатель использует самые разнообразные приемы. Многие из них являются универсальными: они входят в состав основных методов, а в отдельных случаях выполняют функцию метода. К таким приемам относятся показ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
Пояснение, объяснение как прием широко используется в процессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений, проведения опытов и других методов. Наглядно-практические методы обеспечивают непосредственное восприятие предметов и явлений окружающего мира, их живое созерцание, в ходе которого формируются знания.
Одним из видов пояснений являются указания. Они включают разъяснение детям содержания и последовательности учебных действий — умственных и практических, необходимых для решения учебной задачи.
В единстве с указаниями и пояснениями используется показ образца выполнения задания или способа действия. Наглядно-действенный показ в сочетании со словесными пояснениями и указаниями при обучении изобразительно деятельности. В отдельных случаях воспитатель использует показ образца результата выполнения учебного задания: выполненной конструкции, аппликации, изготовленной игрушки, рисунка. В качестве образца иногда используется рассказ воспитателя. Показ образца помогает конкретизировать учебную задачу, создать зрительный образ конечного результата.
Педагогическая оценка помогает ребенку утвердиться в достижении положительного результата, понять допущенные ошибки, осознать пути их исправления. Она раскрывает перед ребенком пути дальнейшего совершенствования своей деятельности (это особенно важно для старшего дошкольника), способствует формированию самооценки и самоконтроля.
6. Под формой обучения следует понимать специально организованную деятельность обучающего (учителя, воспитателя) и учащихся, протекающую по установленному порядку и в определенном режиме. Формы различаются по количественному составу обучающихся, характеру взаимодействия между учащим и обучающимися (степенью активности и самостоятельности), способам (методами к приемами) деятельности, месту проведения, а также но удельному весу — по тому месту, которое они занимают в целостном учебном процессе. Это место в свою очередь определяется характером образовательно-воспитательных задач, которые решаются при той или иной форме организации процесса обучения.
В детском саду используются фронтальные, групповые и индивидуальные формы организованного обучения. Кроме того, образовательная работа с детьми осуществляется в связи с организацией их жизни и разнообразной не учебной деятельностью в повседневном общении, и процессе руководства играми и т. д.
Для занятия как формы организации обучения характерен ряд признаков: 1. На занятии идет освоение детьми умений по тому или другому разделу обучения, предусмотренному «Программой воспитания и обучения в детском саду».
2. Занятия проводятся со всеми детьми дайной возрастной группы, с постоянным составом детей.
3. Занятия организуются и проводятся под руководством взрослого, который определяет задачи и содержание занятия, подбирает методы и приемы, организует и направляет познавательную деятельность детей по освоению знаний, умений и навыков.
На занятиях осуществляется освоение содержания программы всеми детьми, поэтому они являются основной формой обучения. Остальные формы используются для обогащения опыта и подготовки детей к усвоению содержания занятий или выступают как средство индивидуального изменения процесса усвоения знаний. Указанные особенности сближают занятия как форму обучения со школьным уроком, обеспечивал известную преемственность. Основные различия между уроком и занятием в степени интенсивности нагрузки, структуре и методах, используемых в ходе обучения.
Как ведущая, основная форма обучения, занятия занимают особое место в системе воспитательной работы детского сада. Занятиям отводится строго фиксированное время в режиме жизни детей. Как правило, это утренние часы, когда умственная и физическая работоспособность детей наиболее высокая. С характером умственной и физической нагрузки на занятии согласуется содержание и структура прогулки (отбор и чередование наблюдений, игр и труда, сочетание организованной фронтальной или групповой деятельности с самостоятельной, индивидуальной). Учитывается содержание занятий и при организации деятельности детей в утренний отрезок времени. Количество занятий и их продолжительность возрастает постепенно от группы к группе. При сочетании занятий учитывается степень трудности и характер деятельности детей на каждом из них.
Занятия проводятся по следующим разделам обучения: ознакомление с окружающей жизнью и развитие речи детей, развитие элементарных математических представлений, изобразительная деятельность и конструирование, физическая культура, музыкальное воспитание.
Содержание конкретного занятия разрабатывается на основе требований «Программы воспитания и обучения в детском саду» по данному разделу с учетом уровня сформированности учебно-познавательной деятельности детей и освоенности предыдущих разделов программы, а также общих задач воспитания и развития детей разных возрастных групп.
Программа занятия предусматривает: 1) определенный объем знаний (представлений и элементарных понятий) о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, о способах действий и т. д., их первичное усвоение, расширение, закрепление, обобщение и систематизацию; 2) объем практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности (с указанием уровня их формирования); 3) объем навыков и умений учебно-познавательной деятельности, их первичное формирование или совершенствование, упражнение в применении (умение при-пять задачу, планировать, отражать результаты деятельности в речи и другие общие и специальные учебные умения); 4) задачи развития качеств психической деятельности и познавательных процессов (сосредоточенность и произвольность внимания, дифференцированного восприятия, развитие умении сравнивать, классифицировать и т. д.); 5) формирование отношения детей к явлениям и событиям, к знаниям, которые сообщаются (усваиваются) на данном занятии, воспитание отношения к собственной деятельности, установление отношении и взаимодействия со сверстниками, а также освоение правил и норм поведения в условиях обучающих занятий.
Таким образом, содержание занятия направлено на решение как образовательных, так и воспитательных задач в их комплексе и взаимодействии.
Для занятия как формы организации обучения чаще всего характерна завершенность этого процесса: наличие основных звеньев обучения и этапов освоения знаний, навыков и умений. Освоение нового материала происходит па основе воспроизведения старого, непосредственно примыкающего к новому. Новый материал дается небольшими «порциями». В ходе одного занятия осуществляется и первичное восприятие нового материала, и его осмысление и закрепление, что и отражается в структуре занятия. На повторных занятиях происходит дальнейшее расширение и осмысление, усвоение знании, навыков и умений. Только такое многократное восприятие знаний в разнообразной деятельности и различных условиях обеспечивает полноту формируемых представлений.
В структуре занятий в детском саду отсутствует проверка усвоения знаний, навыков и умений. Эта проверка осуществляется в процессе наблюдения за деятельностью детей на занятии, анализа продуктов детской деятельности, а также в повседневной жизни и в ходе специального изучения достижений детей с помощью различных научных методик.
Обстановка, организуемая для каждого конкретного занятия, должна соответствовать характеру предстоящей учебной деятельности. Размещение детей должно обеспечить наилучшие возможности для их учебной деятельности: дети могут сидеть за столами лицом к воспитателю или полукругом, сидеть или стоять вокруг столов, сдвинутых вместе.
Дети постепенно приучаются к определенным правилам поведения на занятиях. О них воспитатель все время напоминает детям и при организации занятия и в начале его.
Руководство деятельностью детей в ходе занятия заключается в последовательной постановке перед детьми учебных задач (с использованием при этом разнообразных приемов— задание, вопрос, предложение) и организации деятельности детей но их решению.
Очень важно при организации занятия обеспечить активное участие всех детей в решении учебных задач, а также сочетание деятельности, протекающей при непосредственном участии воспитателя с самостоятельной деятельностью детей.
Умственная активность детей вызывается прежде всего доступной им мерой трудности выдвигаемых задач, последовательностью их постановки, использованием задач элементарно-проблемного характера, формированием у детей обобщенных учебно-познавательных умений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, обобщать, доказывать). Умственная активность связана и с привлечением личного опыта детей. Активизирует умственную деятельность использование обследовательских и поисковых действий и вопросов, различных заданий на сравнения.
Самостоятельная деятельность детей организуется па занятии для закрепления знаний, отработки навыков и умений. Наиболее оптимальные условия для этого создаются при выполнении заданий на раздаточном материале, а также упражнений разного характера. Так, знания о составе числа, сформированные в ходе восприятия демонстрационного материала, закрепляются в работе с раздаточным материалом. При этом можно использовать и различные задания творческого характера '(например, составить рассказ по картинке) и т. д.
Существенное влияние на активизацию умственной деятельности имеют задания, требующие дополнить ответ, уточнить его, оценить. Все это обеспечивает непосредственное участие каждого ребенка в решении общей задачи.
В конце занятия со старшими детьми формулируется общин итог познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было плодом усилий самих детей, побуждает их к эмоциональной оценке занятия. Важно при завершении занятия связать полученные детьми знания с последующими— как бы раскрыть им ближайшие перспективы познания.
В заключительной части занятия дается и оценка учебной деятельности, учебных умений группы в целом и отдельных детей. Дети привлекаются к взаимооценке и самооценке.
Окончание занятии в младших группах направлено на усиление положительных эмоции, связанных как с содержанием занятия, так и с деятельностью детей. Лишь постепенно в средней группе вводится некоторая дифференциация оценки деятельности отдельных детей. Итоговое суждение и оценку высказывает воспитатель, время от времени привлекая к пей детей.
Экскурсия может рассматриваться как особый вид занятий. Так же как на занятиях, на экскурсии ставятся и решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи, которые конкретизируются в программном содержании. Как и на занятиях, в экскурсии участвуют все дети возрастной группы. Однако специфика организации экскурсии, содержания детской деятельности, а также ее место в системе образовательной работы вызывает необходимость рассматривать экскурсию как особую фронтальную форму организации обучения в детском саду.
В течение дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей. Проводятся фронтальные наблюдения с детьми за природными явлениями, за трудом взрослых во время прогулок, а также в уголке природы, организуются упражнения двигательного характера и др. Время от времени воспитатель читает детям во второй половине дня уже известные, полюбившиеся им литературные произведения. Во всех случаях образовательная работа с детьми в повседневной жизни с использованием разных методов тесно связана с основной формой — занятиями.
|
Литература
1. Аванесова В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду. — М., 1968.
2. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. — М., 1977.
3. Лернер И. Я Дидактические основы методов обучения. — М., 1981.
4. Логинова В.И. П.Г. Саморукова Дошкольная педагогика – М.. 1998.
5. Основы дошкольной педагогики/Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марко-вой. — М„ 1980.
6.Скаткин М, Н. Проблемы современной дидактики. — М., 1980.
7. Усова А. П. Обучение в детском саду. — М., 1981
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.