Семинар «Обучение детей в детском саду».
Оценка 4.6

Семинар «Обучение детей в детском саду».

Оценка 4.6
Семинары
doc
воспитание
СCУЗ, ВУЗ
09.02.2024
Семинар «Обучение детей в детском саду».
материал для педагогов
педагогика к.р..doc

 

 «Обучение детей в детском саду».

 

 

                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 

 

 

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План.

 

1. Процесс обучения в детском саду и его основы.

 

2. Освоение учебной деятельности детьми дошкольного возраста.

 

3. Наглядные методы и приемы обучения в детском саду.

 

4. Практические методы обучения.

 

5. Словесные методы обучения.

 

6. Формы обучения в детском саду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Обучение  двусторон­ний процесс,  процесс взаимодействия педагога (обучающего) и учеников (учащихся), направленный на освоение последними знаний, навыков и умений, формирование у них умственных сил и способностей, воспитание мировоззрения, нравственных черт личности.

В этом взаимодействии деятельность обучающего в свою очередь выступает как сложная деятельность и включает: преподавание — передача, сообщение знаний, способов действия, организация деятельности обучающихся и управление ею. Деятельность учащихся — это учение, учебная деятельность, представляющая познавательную деятельность, протекающую при участии взрослого и при его руководстве. Объединение деятельности учителя — педагога и учащихся — детей на основе взаимодействия и составляет единый процесс обучения.

  Центральным, основным компонентом обучения является учение — учебная дея­тельность. Процесс познания, происходя­щий в учебной деятельности ребенка, отражает диалектику по­знания в ее основных положениях. Познание учеником окру­жающей действительности идет по тем же законам, что и по­знание мира человечеством в ходе его истории. Оно характеризует­ся сложностью, противоречивостью и определяется, как процесс восхождения к истине, бесконечного приближения к ней: от явлений к сущности, от менее глубокой сущности к более глубокой. Процесс познания — активный процесс. Он неразрывно связан с практикой преобразования внешнего мира. Истинность познания проверяется практикой.

  Процесс обучения характеризуется тем же постоянным пере­ходом учащихся от незнания к знанию, от знания менее полного и глубокого к более полному и глубокому.

   Специфика познания в обучении заключается в том, что в процессе его происходит освоение ценного общественно-исторического опыта в виде знаний, навыков и умений — различных способов умственной и практи­ческой деятельности.

  Деятельность педагога в процессе обучения и направлена на организацию

процесса активного усвоения знаний, навыков и  умений. При этом он выполняет ряд функций: информационную – выступает как источник знаний; организационную - организует познавательную деятельность учащихся;

 контрольно – диагностическую уровень и степень освоения содержания и в

соответствии с этим организует дальнейший процесс обучения; воспитательную – формирует отношение к познавательным объектам, обеспечивает развитие личности ребёнка. Эти функции взрослого тесно связаны и отражают основные функции процесса обучения

в формировании личности ребенка: образовательную, развивающую, воспитывающую.

 Основная, задача обучения представлена в его образовательной функции: обеспечить освоение основ современной науки о природе и обществе, о человеческой деятельности и законах  познания, полноту этих знании, их системность и осознанность — степень проникновения в сущности явлений и умение применить знания в процессе дальнейшего познания при решении   жизненных практических задач.

   В содержание обучения включены также навыки и умения - умственные и практические. Они составляют важную сторону общественно- исторического    опыта. Познавательные навыки умения входят в структуру учебно-познавательной деятельности, формирование  которой    связано с образовательной  функцией обучения.

   Для учения характерны все основные компоненты, составляющие любую деятельность; цель или конкретная задача, мотивы, планирование, процесс осуществления познания с помощью личных действий и операций, результат. В процессе обучения дети овладевают знаниями о способах учебной деятельности, что обеспечивает усвоение основ наук и формирование деятельности учения.

   Общая цель  учения — освоение знаний и способов деятельности в процессе обучения - представлена системой постепенно усложняющихся конкретных  учебно-познавательных   задач, которые включают как предметное содержание изучаемой науки, так и ее логику. Ясность постановки, задачи, ее соответствие познавательным возможностям обучающихся обеспечивают ее понимание и реальные условия для решения.

   Решение любой познавательной задачи осуществляется в процессе обучения через систему взаимосвязанных учебных действий, на уровне навыков и умений.

   Учебная деятельность  у детей  вызывается  и определяется системой разно образных мотивов. С возрастом они развиваются и меняются. Среди мотивов учения (широких социальных, моральных и др.) ведущее значение имеют познавательный интерес и познавательные потребности. Основными условиями формирования познавательного интереса как мотива учебной деятельности являются постоянное углубление содержания обучения и обеспечение активной позиции обучающихся в процессе обучения.

   Обучение в детском саду является составной частью педагогического процесса, направленного на всестороннее развитие и воспитание ребенка-дошкольника. Формирование личности ребенка дошкольного возраста

осуществляется в ходе освоения им общественно-исторического опыта.

   В условиях детского сада, а также в семье усвоение детьми этого опыта осуществляется через разнообразные каналы: соучас­тие детей в жизни и деятельности взрослых, самостоятельные ориентировочные, практические и поисковые действия, наблю­дения жизни взрослых и природных явлений.

   Процесс обучения (или учебный процесс) в детском саду, как и в школе, представляет собой целенаправленный и организо­ванный процесс формирования знаний, навыков и умений и воспи­тания отношений, навыков и привычек поведения, построенный на основе принципов дидактики, имеющий четкую программу, проте­кающий в специально созданных условиях (при использовании различных средств и пособий), в определенных формах его орга­низации (фронтальной и индивидуальной), с использованием спе­циальных методов и приемов.

    Для процесса обучения в детском саду во всех его основных компонентах (цель, содержание, дидактические условия, формы и методы, результаты), как и в школе, характерно взаимодействие педагога и детей, направленное на усвоение последними знаний, навыков и умений, на развитие их умственных сил и способностей, формирование их отношения к окружающему. Отсюда процесс обучения включает деятельность обучающего — педагога (воспи­тателя) и активную деятельность обучающихся детей. Последняя протекает под непосредственным руководством воспитателя, под его организующим воздействием. Таким образом, есть много обще­го между процессом обучения в детском саду и в школе.

   В процессе обучении дети овладевают важнейшими компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу, плани­ровать свою деятельность и вместе с тем действовать по плану и указанию взрослых. У них формируется первоначальная, элемен­тарная способность к самоконтролю и самооценке. Дети учатся слышать и слушать взрослого и товарищей. Они овладевают целым рядом других учебных умений. В ходе обучения осу­ществляется в единстве развитие мышления и речи детей.

Целенаправленный характер процесса обучения, его программ­ность положительно влияют на формирование произвольности психических процессов (несомненно, относительной): памяти, вни­мания, восприятия, на воспитание организованности и дисципли­нированности.

    Освоение в ходе, обучения знаний об окружающей жизни — о природе, труде люден, общественных явлениях и событиях - сос­тавляет основу воспитания у детей положительных чувств, поло­жительного отношения к явлениям нашей действительности (инте­рес к труду взрослых, уважение к нему, бережное и заботливее отношение к природе, любовь к Родине).

Овладение в процессе обучения различными видами художест­венной деятельности способствует эстетическому развитию детей. Обучение в детском, саду направлено па все­стороннее развитие личности ребенка. Оказывая воздействие на становление ведущих видов деятельности детей — игры, учебно-познавательной, трудовой, изобразительной, обучение становится важнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка. Тесная взаимосвязь обучения с повседневной деятельностью детей, их игрой и трудом выступает как одна из специфических черт обу­чения в детском саду.

  Определяющая роль наглядно – действенного и наглядно – обрзного мышления дошкольника выдвигает на одно из ведущих мест в организации обучения дошкольников принцип наглядности. Применение принципа наглядности позволяет детям осознанно поулучать знания, формировать навыки и умения. Отчетливость и конкретность представлений дают детям возможность использо­вать их в разнообразных видах доступной им деятельности при дальнейшем познании.

  Применение принципа активности и самостоятельности в обу­чении дошкольника связано с использованием таких методов и приемов обучения, которые ставят ребенка в активную позицию, при которой он субъективно самостоятельно делает «открытие» — познает новое, еще им не познанное. Обучение детей навыкам и умениям учебно-познавательной деятельности, непрерывное со­вершенствование их познавательных способностей также обеспе­чивают активность и самостоятельность.

   Систематичность и последовательность обучения дошкольника также имеет свою специфику. Данный принцип требует прежде всего установления логики содержания предлагаемых знаний, навыков и умений. Эта логика должна быть представлена в программе обучения по тому или другому разделу постепенным и последовательным переходом от одних знаний к другим, преду­сматривающим их расширение и усложнение. Это в свою очередь требует точного определения содержания знаний на каждом этапе усвоения.  Большое значение в реализации принципа прочности имеет непосредственная связь обучения с повседневной жизнью и деятельностью детей (игрой, трудом:}. Вместе с тем в структуре обучения необходимо предусматривать занятия, основная цель которых—упражнения детей в примене­нии и использовании знаний, навыков и умений.

   Как и в школе, одним из принципов обучения в детском саду является учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Учет возрастных особенностей детей проявляется при реа­лизации всех основных принципов. В до­школьном возрасте более отчетливо, чем в школьном, проявляются индивидуальные различия, связанные с типом нервной деятельности. Дети различаются по степени активности, быстроте восприятия и запоминания, общей работоспособности.

  Процесс обучения осуществляется различными методами. Содержание этого понятия не­прерывно совершенствуется и обогащается по мере развития дидактики как науки.

  Современное понимание метода обучения отражает двусторон­ний характер процесса обучения и его основную направленность.

Метод — это система последовательных способов взаимосвязан­ной деятельности обучающих и учащихся, направленная на дости­жение поставленных учебно-воспитательных задач. Метод вклю­чает как способ деятельности {конкретный вид деятельности) обучающего, направленный на организацию и руководство деятель­ностью обучающегося, так и способ, вид деятельности обучаю­щегося, стимулированный деятельностью взрослого.

Б каждом методе различают внутреннюю и внешнюю стороны. Внешняя сторона — это система способов действий учащегося и учителя. Внутренняя — психические познавательные процессы, ко­торые лежат в основе тех или других способов действий.

Конкретные элементы того или другого метода принято назы­вать приемами. Чем разнообразнее и богаче приемы, составляю­щие метод, тем успешнее осуществляется решение учебно - познавательной или учебно-практической задачи. Взаимосвязь методов и приемов диалектична: прием, составная часть метода, в некото­рых случаях может выступать как метод. Основное различие меж­ду методом и приемом в объеме и характере тех учебно-познава­тельных задач, которые решаются с их помощью: метод направлен па решение общей учебной задачи (или крупной логической части се) в целом, прием — на решение более частной задачи.

В процессе обучения используются самые разнообразные ме­тоды— рассказ взрослого (педагога), учебные лекции, беседы, демонстрация опытов, показ диафильмов и кинофильмов, обуча­ющие игры, разнообразные упражнения, лабораторные опыты, работа с учебником и т. д. Необходимость использования разно­образных методов диктуется разными причинами: многообразием содержания обучения, уровнем сформированности учебно-позна­вательной деятельности обучающихся, структурой учебного процес­са на разных этапах его осуществления и т. д.

  Дети  дошкольного возраста в процессе обучения овладевают лишь некоторыми элементарными учебными навыками и умения­ми, в том числе и поисковыми действиями.

   Процесс освоения знаний, навыков и умений осуществляется поэтапно. На каждом этапе эффективность усвоения содержания обучения обеспечивается соответствующей группой методов.  Разнообразные методы и приемы руководства данной деятельностью обеспечивают это развитие.

Образовательная работа с детьми дошкольного возраста на­правлена на обеспечение разносторонней ориентировки ребенка в окружающем: в предметном мире, созданном людьми (с разно­образием свойств п качеств вещей и предметов); в мире природы, безграничном в своем разнообразии; и мире человеческой деятель­ности и отношений п т. д. Ребенок-дошкольник овладевает основ­ными видами деятельности: предметной, трудовой, игровой, учеб­ной и т. д., связанными с разнообразными знаниями, навыками и умениями. Многообразие качеств, свойств, проявлений объектов действительности, связей между ними требует использования раз­нообразных способов познания, что и обеспечивается всевозмож­ными методами и приемами обучения.

 

   2.  Формирование у детей основных компонентов учебной деятельности  наряду с овладением знаниями является одной из основных задач обучения.

    Основным компонентом учебной деятельности является учебная задача. Многие психологи и педагоги считают, что от умения поставить учебную задачу зависит успех учебной деятельности, Учебные задачи в дошкольном обучении охватывают содержание знаний, навыков и умений, а также способы умственной и прак­тической деятельности.

    На первых этапах обучения дошкольников (младшие группы) для них характерна слитность, недифференцированность практи­ческой и учебной задачи. 

    На втором этапе, который относится в основном к средней группе детского сада (хотя в отдельных случаях возможно по­явление этого этапа раньше), происходит постепенная, дифференцировка практической и учебно - познавательной задачи.Дети принимают и общую учебную задачу, предлагаемую в начале занятия, однако в ходе его воз­никает, как правило, необходимость конкретизации задачи, ее дробления на ряд конкретных заданий пли вопросов.

   В младшем и среднем дошкольном возрасте, как отмечают многие исследователи, у детей формируется умение самостоятель­но переносить учебные задачи, решаемые на занятиях, на те же или близкие, а затем и более далекие предметы, явления, встреча­ющиеся в повседневной жизни.

Учебные задачи на занятиях со старшими дошкольниками приобретают ярко выраженный у чебно -познавательный характер, хотя и отдельных случаях связь с практическими задачами со­храняется. Основное место занимают задачи по усвоению зна­ний. Но в связи с ростом самосознания дети с большей полнотой начинают воспринимать учебные задания на овладение способами практической (продуктивной) и умственной деятельности, а также учебные задачи творческого характера. Однако и в старшем воз­расте детям трудно удержать в сознании учебную задачу ноликом па протяжении всего занятия.

     В дошкольном возрасте осваивается и такой компонент учебной деятельности, как планирование. Оно включает отбор средств и способов деятельности, установление последовательности дейст­вий к т. д. Старшим до­школьникам становится доступным и планирование несложного рассказа, пересказа небольшого художественного произведения.

    Успех учебной деятельности ребенка связан с умением контролировать ход деятельности и правильно оценивать  ее результаты. Самоконтроль  предполагает умение сопоставлять результаты выполнения учебных заданий или решения учебной задачи по их ходу, поэтапно, с предполагаемым конечным результатом и оцен­кой их. Развитие у детей способности к самоконтролю и само­оценке— важнейшее условие формировании ой самостоя­тельности и активности.

   Ребенок дошкольного возраста побуждается к учению самыми   разнообразными мотивами. В младших к средней группах преобладающее влияние имеют мотивы непосредственного эмоционального отношения ребенка к материалам, используемым на занятии, и к самому процессу деятельности с ними. Они с интересом наблюдают за животными, рассматривают картинку, игрушку. Постепенно, по мере освоения учебных навыков и умений, детей побуждает к учению уже и сам процесс учения, однако не столько результативной, сколько процессуальной своей стороной. Появляются в среднем дошкольном возрасте и мотивы учения, связанные с интересами практической или игровой деятельности (научиться делать для того, чтобы играть со своей игрушкой; понаблюдать за животным для того, чтобы хорошо ухаживать; хорошо рассмотреть для того, чтобы нарисовать, и т. д.).

Мотивы эмоциональной привлекательности и мотивы учения, связанные с деятельностью практического характера, сохраняют­ся и в старшем дошкольном возрасте.

   Индивидуальные учебно-познавательные умения представляют собой системы сенсомоторных, мнемонических, речевых и интел­лектуальных действий ребенка, обеспечивающие усвоение знаний различного характера, глубину и уровень обобщенности (вос­приятие знаний, их осмысление и осознание, использование и применение), а также формирование практических навыков и уме­ний. Учебно-познавательные умения сами формируются в процес­се усвоения знаний, практических навыков и умений.

   Вторым важнейшим учебным умением является восприятие речи взрослого и ее понимание. Развитие по­нимания смыслового содержания речи взрослого формируется а раннем детстве; этот процесс распространяется и на последую­щие годы жизни ребенка.

    В дошкольном возрасте у детей формируется также умение воспринимать и понимать художественное слово с его образно-идейным содержанием и выразительными средствами.

Речь  важной функцией. Яв­ляясь средством общения с ребенком, она является и средством регуляции его действий и поведения.

  На протяжении дошкольного возраста форми­руются основные, наиболее общие компоненты индивидуальной учебной деятельности дошкольника, которые, с одной стороны, обеспечивают усвоение детьми программы элементарных знаний, навыков и умений, с другой — последующее усвоение более слож­ных как общих, так и специальных учебных умений и навыков. 

   Процесс обучения в детском саду протекает при фронталь­ной организации, на занятиях. Участие в совместной учебной деятельности требует от ребенка овладения умениями взаимо­действия со сверстниками и прежде всего умения соотнести к себе учебную задачу, поставленную перед всеми деть­ми (принять ее как задачу и лично для себя).

  Совместная учебная деятельность строится на умении ее участников слушать и слышать речь сверстников, понимать ее. Формирование этого умения осуществляется в процессе обсуждения со всей группой высказываний отдельных детей, привлечения детей к исправлению допущенных познава­тельных и речевых ошибок, дополнений, продолжения высказы­вания и т. д.

Успешная учебная деятельность ребенка в условиях совмест­ного (фронтального) обучения связана и с освоением умений работать в общем темпе и ритме. Отсутствие этих умений часто приводит будущего школьника к отставанию — он не успевает освоить материал, не поспевает за своими товарищами.

Формирование компонентов учебной деятельности осуществля­ется в их взаимодействии.

 

    3.  К группе наглядных методов, используемых в дошкольном обучении, относятся: наблюдение, рассматривание картин, демон­страция диафильмов и кинофильмов, а также некоторые при­емы обучения, в отдельных случаях выступающие в функции са­мостоятельных методов: показ образца-задания, способа дейст­вия и др.

    Наблюдение — один из основных, ведущих методов дошколь­ного обучения. Наблюдение, организованное воспитателем для решения дидактических и воспитательных задач, широко исполь­зуется о детском саду.

     В зависимости от характера познавательных задач в обуче­нии используются наблюдения разного вида:

1) распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (величи­на, структура, форма, цвет и т. д.), а также о связях наблю­даемого объекта с другими:

2) за изменением и преобразованием объектов (превращение материалов в ходе трудовой деятельности в предмет, рост и раз­витие растений и животных, сезонные изменения в природе, тру­де и быте людей и т. д.). Этот вид наблюдения дает знании о процессах, об объектах окружающего мира в их динамике, взаи­модействии;

3) репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта, по части — картина всего явления (так, по цвету почвы дети устанавливают ее влажность, по цвету ягоды — ее спелость и т. д.).

    Указанные виды наблюдения отличаются не только по харак­теру познавательных задач, но соответственно по своей структу­ре: соотношению в процессе наблюдения сенсорных и интеллек­туальных процессов, сочетанию непосредственно воспринимаемо­го и прошлого опыта.

Наблюдения за преобразованием предметов, их изменением или ростом и развитием требуют более сложных умственных действии: сопоставления данного состоянии объекта с предыду­щим, а это связано с наличием ранее сложившихся представ­лений и умением мобилизовать их.

   Наблюдение репродуктивного вида осуществляется' на основе имеющегося у ребенка знания в форме конкретных представле­ний о предметах или явлениях. Воссоздание образа объекта на основе ограниченного количества признаков требует активного припоминания и активной деятельности воображения. Следова­тельно, идет процесс совершенствования имеющихся знаний, фор­мируется умение их использовать и применять при решении прак­тических и познавательных (в первую очередь) задач.

      Метод наблюдения используется во всех формах образователь­ной работы с детьми: на занятиях и экскурсиях, па прогулках и в повседневной жизни, а также и в индивидуальной работе с детьми.

Эффективность метода наблюдения (решение образователь­ных, развивающих и воспитательных задач) обеспечивается при условии выполнения воспитателем следующих требований:

1. Ясность и конкретность постановки перед детьми цели, за­дач наблюдения (в зависимости от сформированности умения принимать задачу). Цель наблюдения должна быть мотивирова­на. Однако необходимо учитывать, что яркость, красочность и динамичность объекта наблюдения вызывают к себе непосредст­венный интерес и непроизвольное внимание.

2. Планомерное, последовательное   развертывание   процесса наблюдения. Нет необходимости придерживаться единой схемы, вырабатывающей определенный стереотип процесса наблюдения. Логика наблюдения зависит от характера (типа) поставленных задач, от вида наблюдаемых объектов, от возраста детей, степе­ни знакомства с объектом.

3. Учет возрастных возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения (он должен быть небольшим, но достаточно определенным).

4. Высокая умственная активность и самостоятельность детей. Это достигается четкостью и ясностью постановки пели пли за­дач наблюдения и его планомерностью, привлечением детей к соз­данию обстановки для наблюдения, а также организацией обсле­довательских, поисковых, трудовых и игровых действий.

5. Сопровождение наблюдения точным и конкретным словом. «Проговариванием» детьми в ходе наблюдения способствует более точному восприятию объектов, формированию более полных и осознанных представлений, развитию словаря и связной речи.

По ходу наблюдения воспитатель дает пояснения, дополняет увиденное детьми коротким рассказом или сообщением.

Проводя с детьми наблюдение распознающего вида, воспи­татель стремится прежде всего вызвать интерес к предстоящему наблюдению: заранее сообщает о нем детям, привлекает их к созданию необходимой обстановки.

   Рассматривание (демонстрация) картин. В обучении дошколь­ников рассматривание с ними картин, просмотр диапозитивов, диафильмов и кинофильмов имеет самостоятельное значение и выполняет функцию метода обучения. Это определяется содер­жанием образовательной работы с детьми дошкольного возра­ста, а также основными формами их познавательной деятельности.

        В учебном процессе детского сада рассматривание картин (ре­продукций) используется для решения разнообразных дидакти­ческих, учебных задач.

     При рассматривании картин воспитатель ставит вопросы, ор­ганизующие восприятие ее в целом, выделяющие такие качества, свойства и признаки, которые помогают детям установить связь между изображенными на картине объектами или элементами объекта. Вопросы подводят детей к обобщающим суждениям.

     Демонстрация диапозитивов, диа- и кинофильмов. Использо­вание учебного экрана в образовательной работе с детьми до­школьного возраста помогает решению трех задач: расширяет знания детей, развивает их речь и воспитывает умного, культур­ного зрителя, способного к глубокому восприятию фильма. Уме­ние воспринимать и понимать изображенное на экране форми­руется под специальным воздействием педагога.

Таким образом, все наглядные методы, используемые в до­школьных учреждениях, имеют целью формирование у детей от­четливых представлений о предметах и явлениях окружающей дей­ствительности.

Использование наглядных методов обеспечивает развитие вос­приятия как ведущего познавательного процесса, а также раз­витие наглядно-действенной и наглядно-образной форм мышле­ния и речи, развитие основных видов деятельности дошкольни­ка — игры, изобразительной и трудовой деятельности.

 

 4.  К группе практических методов обучения в детском саду от­носятся упражнения, игровой метод (включая дидактическую игру), элементарные опыты и моделирование. Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно-дейст­венных и наглядно-образных формах мышления во взаимодейст­вии со словесно-логическим мышлением.          Упражнение — это многократное повторение ребенком умственных и практических дейст­вий заданного содержания. По своей сути упражнения есть при­менение знаний в действии, что и определяет их обучающее и

развивающее значение: дети овладевают разнообразными спосо­бами умственной деятельности, у них формируются учебные и практические навыки и умения; знания, лежащие в основе ум­ственных и практических умений, становятся более прочными и осознанными. В результате совершенствуются и укрепляются по­знавательные силы детей. Как правило, упражнения выполняют­ся каждым ребенком. Организуя упражнения самого разного ха­рактера, воспитатель добивается освоения знаний, навыков и уме­ний всеми детьми.

 Освоение знаний и навыков — длительный процесс. Он требу­ет многократных упражнений разного характера (не только по содержанию, но и по структуре и способу действия).

   В соответствии с учебными задачами воспитатель может ис­пользовать упражнения, требующие, от детей разной степени ак­тивности и самостоятельности: подражательно-исполнительские, конструктивные и творческие. При организации упражнение подражательно-исполнительского характера вос­питатель ставит перед детьми конкретную учебно-познавательную задачу, показывает способ ее решения—действия и их последо­вательность, показывает и определяет критерии для оценки результата (особенно в упражнениях предметного характера).

  Достаточная степень освоенности показанного способа дейст­вия детьми позволяет перейти к упражнениям конструк­тивного характера. Их своеобразие состоит в переносе усвоенного способа действия на новое содержание, вначале близ­кое, а затем и более далекое. При этом дети конструируют из известных им действий и операций соответствующий способ ре­шения.

  Упражнения творческого характера предполага­ют использование усвоенных способов в новых условиях, а так­же использование новых действии и операций, которым дети не обучались. Последовательный переход от упражнений с меньшей степенью активности и самостоятельности к упражнениям самостоятельным, творческим обеспечивает как усвоение знаний и рациональных способов действий, так и развитие умственной и практической са­мостоятельности детей.                      Формирование знаний на уровне представлений требует использования в процессе упражнений разнообразных предметов, игрушек и дидактических материалов в качестве «раздаточного» материала (например, счетный материал, разработанный А. М. Леушиной). Освоение знаний и способов действий осуществляется детьми прежде всего в разверну­том предметном плане (оперирование с предметами или их изображениями).

    Проговаривание действии в процессе предметных упражнений готовит детей к переходу к чисто словесным упражнениям дви­гательного характера, без использования предметов. Особое зна­чение в умственном воспитании детей имеют речевые упражнения, в процессе которых формируются умения точно и ясно выражать свои мысли, строить суждения доказательно, произно­сить слова четко, ясно.

    В обучении детей дошкольного возраста широко используются игровые упражнения. Эти упражнения наряду с реальными действиями включают имитацию действии, действия от лица «героя», мнимую, вообра­жаемую ситуацию. Игровой характер упражнений привлекает де­тей, особенно младшего дошкольного возраста, вызывает поло­жительные эмоции, снимает напряжение, которое иногда прояв­ляется у детей в ходе упражнений.

Основные правила проведения упражнений с детьми дошколь­ного возраста:

четкость и ясность постановки перед детьми учебной задачи, показ способов выполнения (действий и приемов), расчлененность показа с учетом возможностей детей разных возрастных групп. Являясь одним из методов, упражнения могут быть исполь­зованы в качестве приема и входить в состав других методов.

   Игровой метод. Этот метод предусматривает   использование разнообразных компонентов игровой деятель­ности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями и пояснениями, показом и т. д. При этом в дея­тельности детей также используются действия разного характе­ра — игровые и операторные.

   Одним из основных компонентов игры, который чаще всего включается в игровой метод, является воображаемая игровая си­туация в полном, развернутом виде. При использовании игрового метода за воспитателем сохра­няется ведущая роль: он определяет содержание учебных задач, характер и последователь­ность игровых и практических действий, показывает образец выполнення задания, поясняет, исправляет ошибки, допущенные детьми, а также ставит вопросы, дает задания, направленные на организацию восприятия детьми содержания, его осмысление или обобщение, по мере возможности вызывает активность детей, по­буждает к самостоятельности.

Начиная со средней группы,   элементарные опыты используются как один из  методов обучения. Элементарный опыт—это преобразование жизненной ситуа­ции, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д. Участие детей в элементарных опытах требу­ет сложной аналитико-синтетической деятельности мышления, способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

      Как наглядно-практический метод, моделирование получает все большее распространение в обучении детей дошкольного возраста. Под моделированием понимается процесс создания моделей и их использование для формирования знаний о свойствах, струк­туре, отношениях, связях объектов. Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объ­ектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений при формировании знаний, приближающихся по содер­жанию к понятиям.

 

   5. Словесные методы обучения.

     Слово взрослых и детей входит в состав любого наглядного и практического метода. Однако по мере развития словесно-логиче­ского мышления у детей, накопления представлений о предметах и явлениях окружающего мира словесные способы обучения при­обретают характер самостоятельных методов. Их значение заклю­чается в том, что они обеспечивают переход детей в процессе по­знания за пределы непосредственного восприятия, что значитель­но расширяет возможности познания мира, а также перевод зна­ний на более высокий уровень обобщения, их систематизацию. Живое общение взрослого и детей, которое характерно для речевых методов, оказывает большое воспитательное воздействие — оно возбуждает чувства, вызывает определенное отношение к со­держанию формируемых знаний. Живое слово взрослого, воспи­тателя—образец для подражания и усвоения детьми литератур­ных норм родного языка. Основными словесными методами, ис­пользуемыми в детском саду, являются рассказ воспитателя, рас­сказы детей, чтение (слушание детьми чтения взрослых) произ­ведений детской литературы, беседы. Наряду с ними использу­ется ряд словесных приемов, таких, как объяснение, указание, которые во многих случаях выступают как метод обучения.

   Основная задача использования рассказа воспитателя – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Ясность и простота описания объекта или изложения события, лаконичность рассказа, яркость образов, близость их опыту де­тей—необходимые условия успешного восприятия детьми со­держания рассказа. Наиболее привлекает и вызывает интерес де­тей рассказ от лица героев. Он создает ощущение достоверности событий, вызывает особую личную заинтересованность.

   Рассказ одновременно воздействует на ум, чувства и вообра­жение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. В рассказе воспитателя должно быть обязательно учтено, что уже знают дети, чем они владеют. Это обеспечивает более полное усвоение содер­жания, чем при чтении.

   Рассказы детей являются методом, направленным на совер­шенствование их знаний и умственно-речевых умений. В обучении дошкольников используются разного характера рассказы детей: пересказ сказок, литературных произведений, рассказы по кар­тинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы и др. Отражение в связной речи ранее сложившихся представлений — один из важнейших этапов в усвоении знаний и умений, обеспе­чивающих переход умственного действия и его содержания во внутренний план.

   Рассказы используются в обучении детей всех возрастных групп, при этом воспитатель учитывает их возрастающие позна­вательные возможности. В группе детей младшего дошкольного возраста рассказ ребенка используется при индивидуальной ра­боте. Ребенок учится пересказывать знакомую сказку. Воспита­тель побуждает его к последовательному изложению событий, ставя вопросы, напоминая об отдельных эпизодах. Он как бы соучаствует в рассказе. Такой же характер носит руководство рассказами детей о предмете (например, по игрушке, картине). В средней группе обучение детей рассказыванию становится учеб­ной задачей и реализуется на занятиях. Дети постепенно усваи­вают форму связного рассказа.

    В старшем дошкольном возрасте дети осваивают форму сю­жетного и описательного рассказов и пользуются ею в рассказах о предметах, из опыта, по сюжетной картине, в творческих рас­сказах. Слушатели привлекаются к анализу рассказа, к допол­нениям и оценке. Оценивается полнота рассказа, его логика, точ­ность и выразительность речи рассказчика. Разнообразие и бо­гатство детского опыта — одно из важнейших условий формиро­вания умения рассказывать, а следовательно, и использовать рас­сказы детей как метод обучения.

   Чтение позволяет решить ряд задач: расширять, обогащать знания детей об окружающем, формировать способности детей к вос­приятию и пониманию художественной литературы, воссозданию словесного образа, формировать понимание основных связей в произведении, характер героя, его действия, переживания, мо­тивы поступков, развивать способность понимать образный строй произведения, формировать эмоциональную активность ребенка, способность к сопереживанию. Все это требует тщательного от­бора художественных произведений в соответствии с формирую­щимися у детей умениями воспринимать и понимать их, сочета­ния чтения с другими методами и приемами: рассматриванием иллюстраций, пересказом произведения, игровым методом, беседой. Само чтение проходит по тем же пра­вилам, что и рассказ воспитателя.

     После чтения проводится беседа. Ее задача — помочь детям понять познавательное содержание произведения и одновремен­но не снизить, а по возможности и углубить эмоционально-эсте­тическое впечатление от него.

Вопросы в ходе беседы направляют внимание детей на уточ­нение фактов, событий и связей между ними, а также па осозна­ние детьми своего отношения к содержанию.

    Сложность умственной деятельности в ходе беседы определяет возможность ее использо­вания в основном в старшей группе. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации. Участие детей в беседе предполагает наличие у них умений не только слышать взрослого, участвовать в диалоге, с ним по ходу решения учебно-познавательной задачи, но и умение слушать и слышать сверстников, понимать их высказывания и суждения, оце­нивать их в соответствии с решаемой задачей, принимать или отвергать, принимать в целом или дополнять и т. д. При этом не­обходимо умение более или менее длительно удерживать внима­ние, сосредоточивать умственные силы.

  По своим дидактическим задачам беседы разделяются па пред­варительные и итоговые, или обобщающие.

   Предварительные беседы проводят тогда, когда воспитатель знакомит детей с новыми для них явлениями, формирует новые навыки, способы действий и т. д. В ходе предварительной бесе­ды воспитатель выявляет знания, имеющиеся в опыте детей, по­лученные ими в процессе обучения па занятиях и в повседневной жизни.

Итоговая, или обобщающая, беседа проводится с целью систематизации знаний, их дальнейшего углубления и осознания.

   Участие в беседе требует достаточно сложной системы умст­венных действий: принять тему (цель), слушать, анализировать суждения участников, оценивать, аргументировать свои суждения, делать поправки, дополнения, выражать свои мысли ясно и после­довательно, оперируя при этом достаточным запасом представ­лений.  

  Словесные приемы. В ходе обучения воспитатель использует самые разнообразные приемы. Многие из них являются универсальными: они входят в со­став основных методов, а в отдельных случаях выполняют функцию метода. К таким приемам относятся показ, пояснение, объ­яснение, педагогическая оценка.

   Пояснение, объяснение как прием широко используется в про­цессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений, проведения опытов и других методов. Нагляд­но-практические методы обеспечивают непосредственное восприя­тие предметов и явлений окружающего мира, их живое созерца­ние, в ходе которого формируются знания.

   Одним из видов пояснений являются указания. Они вклю­чают разъяснение детям содержания и последовательности учеб­ных действий — умственных и практических, необходимых для решения учебной задачи.

   В единстве с указаниями и пояснениями используется показ образца выполнения задания или способа действия. Наглядно-действенный показ в сочетании со словесными пояснениями и указаниями при обучении изобразительно деятельности. В отдельных случаях воспитатель использует показ образца результата выполнения учебного задания: выполненной конструк­ции, аппликации, изготовленной игрушки, рисунка. В качестве образца иногда используется рассказ воспитателя. Показ образ­ца помогает конкретизировать учебную задачу, создать зритель­ный образ конечного результата.

Педагогическая оценка помогает ребенку утвердиться в до­стижении положительного результата, понять допущенные ошиб­ки, осознать пути их исправления. Она раскрывает перед ребен­ком пути дальнейшего совершенствования своей деятельности (это особенно важно для старшего дошкольника), способствует фор­мированию самооценки и самоконтроля.

 

 6.  Под формой обучения следует понимать специально организо­ванную деятельность обучающего (учителя, воспитателя) и уча­щихся, протекающую по установленному порядку и в определен­ном режиме. Формы различаются по количественному составу обучающихся, характеру взаимодействия между учащим и обу­чающимися (степенью активности и самостоятельности), спосо­бам (методами к приемами) деятельности, месту проведения, а также но удельному весу — по тому месту, которое они занима­ют в целостном учебном процессе. Это место в свою очередь оп­ределяется характером образовательно-воспитательных задач, ко­торые решаются при той или иной форме организации процесса обучения.

  В детском саду используются фронтальные, групповые и ин­дивидуальные формы организованного обучения. Кроме того, об­разовательная работа с детьми осуществляется в связи с органи­зацией их жизни и разнообразной не учебной деятельностью в повседневном общении, и процессе руководства играми и т. д.

Для занятия как формы организации обучения характерен ряд признаков:           1. На занятии идет освоение детьми умений по тому или другому разделу обучения, предусмотренному «Программой воспитания и обучения в детском саду».

2. Занятия проводятся со всеми детьми дайной возрастной группы, с постоянным составом детей.

3. Занятия организуются и проводятся под руководством взрослого, который определяет задачи и содержание занятия, подбирает методы и приемы, организует и направляет познава­тельную деятельность детей по освоению знаний, умений и на­выков.

    На занятиях осуществляется освоение содержания програм­мы всеми детьми, поэтому они являются основной формой обуче­ния. Остальные формы используются для обогащения опыта и подготовки детей к усвоению содержания занятий или выступают как средство индивидуального изменения процесса усвоения знаний. Указанные особенности сближают занятия как форму обучения со школьным уроком, обеспечивал известную преемствен­ность. Основные различия между уроком и занятием в степени ин­тенсивности нагрузки, структуре и методах, используемых в ходе обучения.

   Как ведущая, основная форма обучения, занятия занимают особое место в системе воспитательной работы детского сада. Занятиям отводится строго фиксированное время в режиме жизни детей. Как правило, это утренние часы, когда умственная и фи­зическая работоспособность детей наиболее высокая. С характе­ром умственной и физической нагрузки на занятии согласуется со­держание и структура прогулки (отбор и чередование наблюде­ний, игр и труда, сочетание организованной фронтальной или групповой деятельности с самостоятельной, индивидуальной). Учитывается содержание занятий и при организации деятельнос­ти детей в утренний отрезок времени. Количество занятий и их продолжительность возрастает постепенно от группы к группе. При сочетании занятий учитывается степень трудности и характер деятельности детей на каждом из них.

      Занятия проводятся по сле­дующим разделам обучения: ознакомление с окружающей жизнью и развитие речи детей, развитие элементарных математических представлений, изобразительная деятельность и конструирование, физическая культура, музыкальное воспитание.

   Содержание конкретного занятия разрабатывается на основе требований «Программы воспитания и обучения в детском саду» по данному разделу с учетом уровня сформированности учебно-познавательной деятельности детей и освоенности предыдущих разделов программы, а также общих задач воспитания и разви­тия детей разных возрастных групп.

      Программа занятия предусматривает: 1) определенный объем знаний (представлений и элементарных понятий) о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, о способах дей­ствий и т. д., их первичное усвоение, расширение, закрепление, обобщение и систематизацию; 2) объем практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности (с ука­занием уровня их формирования); 3) объем навыков и умений учебно-познавательной деятельности, их первичное формирование или совершенствование, упражнение в применении (умение при-пять задачу, планировать, отражать результаты деятельности в речи и другие общие и специальные учебные умения); 4) задачи развития качеств психической деятельности и познавательных процессов (сосредоточенность и произвольность внимания, диф­ференцированного восприятия, развитие умении сравнивать, клас­сифицировать и т. д.); 5) формирование отношения детей к яв­лениям и событиям, к знаниям, которые сообщаются (усваивают­ся) на данном занятии, воспитание отношения к собственной дея­тельности, установление отношении и взаимодействия со сверст­никами, а также освоение правил и норм поведения в условиях обучающих занятий.

    Таким образом, содержание занятия направлено на решение как образовательных, так и воспитательных задач в их комплек­се и взаимодействии.

   Для занятия как формы организации обучения чаще всего ха­рактерна завершенность этого процесса: наличие основных звень­ев обучения и этапов освоения знаний, навыков и умений. Освое­ние нового материала происходит па основе воспроизведения ста­рого, непосредственно примыкающего к новому. Новый материал дается небольшими «порциями». В ходе одного занятия осуществ­ляется и первичное восприятие нового материала, и его осмысле­ние и закрепление, что и отражается в структуре занятия. На повторных занятиях происходит дальнейшее расширение и осмыс­ление, усвоение знании, навыков и умений. Только такое много­кратное восприятие знаний в разнообразной деятельности и раз­личных условиях обеспечивает полноту формируемых представ­лений.

   В структуре занятий в детском саду отсутствует проверка ус­воения знаний, навыков и умений. Эта проверка осуществляется в процессе наблюдения за деятельностью детей на занятии, анализа продуктов детской деятельности, а также в повседневной жизни и в ходе специального изучения достижений детей с помощью различных научных методик.

     Обстановка, организуемая для каждого конкретного занятия, должна соответствовать характеру предстоящей учебной деятель­ности. Размещение детей должно обеспечить наилучшие возмож­ности для их учебной деятельности: дети могут сидеть за столами лицом к воспитателю или полукругом, сидеть или стоять во­круг столов, сдвинутых вместе.

Дети постепенно приучаются к определенным правилам пове­дения на занятиях. О них воспитатель все время напоминает де­тям и при организации занятия и в начале его.

  Руководство деятельностью детей в ходе за­нятия заключается в последовательной постановке перед детьми учебных задач (с использованием при этом разнообразных прие­мов— задание, вопрос, предложение) и организации деятельно­сти детей но их решению.

    Очень важно при организации занятия обеспечить активное участие всех детей в решении учебных задач, а также сочетание деятельности, протекающей при непосредственном участии вос­питателя с самостоятельной деятельностью детей.

   Умственная активность детей вызывается прежде всего до­ступной им мерой трудности выдвигаемых задач, последователь­ностью их постановки, использованием задач элементарно-проб­лемного характера, формированием у детей обобщенных учебно-познавательных умений (наблюдать, сравнивать, классифициро­вать, обобщать, доказывать). Умственная активность связана и с привлечением личного опыта детей. Активизирует умственную деятельность использование обследовательских и поисковых дей­ствий и вопросов, различных заданий на сравнения.

      Самостоятельная деятельность детей организуется па заня­тии для закрепления знаний, отработки навыков и умений. Наи­более оптимальные условия для этого создаются при выпол­нении заданий на раздаточном материале, а также упражнений разного характера. Так, знания о составе числа, сформированные в ходе восприятия демонстрационного материала, закрепляются в работе с раздаточным материалом. При этом можно использовать и различные задания творческого характера '(например, со­ставить рассказ по картинке) и т. д.

      Существенное влияние на активизацию умственной деятельно­сти имеют задания, требующие дополнить ответ, уточнить его, оценить. Все это обеспечивает непосредственное участие каж­дого ребенка в решении общей задачи.

     В конце занятия со старшими детьми формулируется общин итог познавательной деятельности. При этом воспитатель стре­мится к тому, чтобы итоговое суждение было плодом усилий самих детей, побуждает их к эмоциональной оценке занятия. Важно при завершении занятия связать полученные детьми знания с после­дующими— как бы раскрыть им ближайшие перспективы позна­ния.

В заключительной части занятия дается и оценка учебной де­ятельности, учебных умений группы в целом и отдельных детей. Дети привлекаются к взаимооценке и самооценке.

      Окончание занятии в младших группах направлено на усиле­ние положительных эмоции, связанных как с содержанием заня­тия, так и с деятельностью детей. Лишь постепенно в средней группе вводится некоторая дифференциация оценки деятельности отдельных детей. Итоговое суждение и оценку высказывает вос­питатель, время от времени привлекая к пей детей.

Экскурсия может рассматриваться как  особый вид занятий. Так же как на занятиях, на экскурсии ставятся и   решаются   образовательные, развивающие и воспитательные задачи, которые кон­кретизируются в программном содержании. Как и на занятиях, в экскурсии участвуют все дети возрастной группы. Однако спе­цифика организации экскурсии, содержания детской деятельно­сти, а также ее место в системе образовательной работы вызыва­ет необходимость рассматривать экскурсию как особую фрон­тальную форму организации обучения в детском саду.

   В течение дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации де­тей. Проводятся фронтальные наблюдения с детьми за природными явлениями, за трудом взрослых во время прогулок, а также в уголке природы, организуются упражнения двигательного характера и др. Время от времени воспитатель читает детям во второй половине дня уже известные, полюбив­шиеся им литературные произведения. Во всех случаях образо­вательная работа с детьми в повседневной жизни с использова­нием разных методов тесно связана с основной формой — заня­тиями.

|

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

   1. Аванесова В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду. — М., 1968.

   2. Бабанский  Ю. К. Оптимизация процесса обучения. — М., 1977.

   3. Лернер И. Я  Дидактические основы методов обучения. — М., 1981.

   4. Логинова В.И. П.Г. Саморукова Дошкольная педагогика – М.. 1998.

   5. Основы дошкольной педагогики/Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марко-вой. — М„ 1980.

   6.Скаткин М, Н. Проблемы современной дидактики. — М., 1980.

   7. Усова А. П. Обучение в детском саду. — М., 1981

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Обучение детей в детском саду»

Обучение детей в детском саду»

План. 1. Процесс обучения в детском саду и его основы

План. 1. Процесс обучения в детском саду и его основы

Обучение двусторон­ний процесс, процесс взаимодействия педагога (обучающего) и учеников (учащихся), направленный на освоение последними знаний, навыков и умений, формирование у них умственных сил и способностей,…

Обучение двусторон­ний процесс, процесс взаимодействия педагога (обучающего) и учеников (учащихся), направленный на освоение последними знаний, навыков и умений, формирование у них умственных сил и способностей,…

В содержание обучения включены также навыки и умения - умственные и практические

В содержание обучения включены также навыки и умения - умственные и практические

Для процесса обучения в детском саду во всех его основных компонентах (цель, содержание, дидактические условия, формы и методы, результаты), как и в школе, характерно взаимодействие…

Для процесса обучения в детском саду во всех его основных компонентах (цель, содержание, дидактические условия, формы и методы, результаты), как и в школе, характерно взаимодействие…

Обучение детей навыкам и умениям учебно-познавательной деятельности, непрерывное со­вершенствование их познавательных способностей также обеспе­чивают активность и самостоятельность

Обучение детей навыкам и умениям учебно-познавательной деятельности, непрерывное со­вершенствование их познавательных способностей также обеспе­чивают активность и самостоятельность

В процессе обучения используются самые разнообразные ме­тоды— рассказ взрослого (педагога), учебные лекции, беседы, демонстрация опытов, показ диафильмов и кинофильмов, обуча­ющие игры, разнообразные упражнения, лабораторные опыты,…

В процессе обучения используются самые разнообразные ме­тоды— рассказ взрослого (педагога), учебные лекции, беседы, демонстрация опытов, показ диафильмов и кинофильмов, обуча­ющие игры, разнообразные упражнения, лабораторные опыты,…

В младшем и среднем дошкольном возрасте, как отмечают многие исследователи, у детей формируется умение самостоятель­но переносить учебные задачи, решаемые на занятиях, на те же или…

В младшем и среднем дошкольном возрасте, как отмечают многие исследователи, у детей формируется умение самостоятель­но переносить учебные задачи, решаемые на занятиях, на те же или…

Учебно-познавательные умения сами формируются в процес­се усвоения знаний, практических навыков и умений

Учебно-познавательные умения сами формируются в процес­се усвоения знаний, практических навыков и умений

Наблюдение — один из основных, ведущих методов дошколь­ного обучения

Наблюдение — один из основных, ведущих методов дошколь­ного обучения

Логика наблюдения зависит от характера (типа) поставленных задач, от вида наблюдаемых объектов, от возраста детей, степе­ни знакомства с объектом

Логика наблюдения зависит от характера (типа) поставленных задач, от вида наблюдаемых объектов, от возраста детей, степе­ни знакомства с объектом

К группе практических методов обучения в детском саду от­носятся упражнения, игровой метод (включая дидактическую игру), элементарные опыты и моделирование

К группе практических методов обучения в детском саду от­носятся упражнения, игровой метод (включая дидактическую игру), элементарные опыты и моделирование

А. М. Леушиной). Освоение знаний и способов действий осуществляется детьми прежде всего в разверну­том предметном плане (оперирование с предметами или их изображениями)

А. М. Леушиной). Освоение знаний и способов действий осуществляется детьми прежде всего в разверну­том предметном плане (оперирование с предметами или их изображениями)

Как наглядно-практический метод, моделирование получает все большее распространение в обучении детей дошкольного возраста

Как наглядно-практический метод, моделирование получает все большее распространение в обучении детей дошкольного возраста

Рассказы используются в обучении детей всех возрастных групп, при этом воспитатель учитывает их возрастающие позна­вательные возможности

Рассказы используются в обучении детей всех возрастных групп, при этом воспитатель учитывает их возрастающие позна­вательные возможности

При этом не­обходимо умение более или менее длительно удерживать внима­ние, сосредоточивать умственные силы

При этом не­обходимо умение более или менее длительно удерживать внима­ние, сосредоточивать умственные силы

Под формой обучения следует понимать специально организо­ванную деятельность обучающего (учителя, воспитателя) и уча­щихся, протекающую по установленному порядку и в определен­ном режиме

Под формой обучения следует понимать специально организо­ванную деятельность обучающего (учителя, воспитателя) и уча­щихся, протекающую по установленному порядку и в определен­ном режиме

Количество занятий и их продолжительность возрастает постепенно от группы к группе

Количество занятий и их продолжительность возрастает постепенно от группы к группе

В структуре занятий в детском саду отсутствует проверка ус­воения знаний, навыков и умений

В структуре занятий в детском саду отсутствует проверка ус­воения знаний, навыков и умений

В заключительной части занятия дается и оценка учебной де­ятельности, учебных умений группы в целом и отдельных детей

В заключительной части занятия дается и оценка учебной де­ятельности, учебных умений группы в целом и отдельных детей

Литература 1. Аванесова

Литература 1. Аванесова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2024