Семинар "Подготовка детей к обучению в школе как обеспечение равных стартовых возможностей для последующего уровня образования."
Оценка 5

Семинар "Подготовка детей к обучению в школе как обеспечение равных стартовых возможностей для последующего уровня образования."

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
doc
воспитание +1
СCУЗ, ВУЗ
10.02.2024
Семинар "Подготовка детей к обучению в школе как обеспечение равных стартовых возможностей для последующего  уровня образования."
материал для педагогов
Подготовка детей к обучению в школе как обеспечение равных стартовых возможностей.doc

Подготовка детей к обучению в школе как обеспечение равных стартовых возможностей для последующего  уровня образования.                   

В практике дошкольных учреждений сложился определенный опыт связи детского сада и школы. Выделяют две линии, по которым идет установление этой связи: тесный контакт педагогических коллективов детского сада и школы и непосредственное сближение дошкольников и первоклассников. Воспитатели знакомятся с содержанием и спецификой учебно-воспитательной работы в начальных классах школы, определяя перспективы развития детей и обеспечивая тот его уровень, который требует школа. В свою очередь, учителя получают представление о содержании воспитательно-образовательной работы, осуществляемой в детском саду, с тем чтобы опираться на имеющиеся у детей знания и опыт. Формы связи между этими педагогическими коллективами разнообразны: совместное обсуждение и изучение программы I класса и «Программы воспитания в детском саду», глубокое осмысление их преемственности; ознакомление учителей с формами работы в подготовительной группе, а также уровнем знаний и умений, приобретенных детьми к концу старшего дошкольного возраста; с этой целью целесообразно присутствие педагогов начальных классов на занятиях в детском саду (в начале, середине и конце года), наблюдение за дошкольниками, индивидуальные беседы с отдельными из них, посещение педагогических совещаний, проводимых в детском саду по итогам работы в подготовительных группах; - наблюдение воспитателей за своими воспитанниками в первые месяцы обучения в школе с целью выявления того, как они проявляют себя в новом коллективе, как усваивают программу I класса, какие встречают трудности; посещение педагогических советов в школе по итогам успеваемости учащихся первых классов; - проведение конференций и Педагогических чтений по проблемам всесторонней готовности детей дошкольного возраста к школе, совместные обсуждения новинок педагогической и психологической литературы и ознакомление с передовым опытом работы дошкольных учреждений и школ по совместной подготовке детей к обучению в школе. В результате таких контактов педагогов детских садов и школ достигается их взаимопонимание. Воспитатели яснее осознают требования школы, задачи подготовки детей к учебе и успешнее их решают. Учителя, в свою очередь, глубже вникают в задачи, содержание и методы работы детского сада, что помогает им установить преемственность в методах воспитательного воздействия. Связь между детьми подготовительной группы и школьниками поддерживается в течение учебного года. Ознакомление дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться, подражать пионерам и октябрятам. Формы этой работы разнообразны: экскурсии в школу, посещение школьного музея, библиотеки, мастерской, проведение совместных занятий, утренников, музыкально-литературных вечеров, организация выставок рисунков и поделок, встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада. Установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и школой — необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к систематическому обучению. Детский сад  ежегодно составляет план по преемственности детского сада и школы.

       В России по новому ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» система дошкольного образования рассматривается как первый уровень общего образования, а старший дошкольный возраст (5-7 лет) – как возраст общей подготовки ребенка ко второму уровню – начальному общему образованию.

         Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловливается процессом сложной адаптации ребенка к школе, предъявляющей к первокласснику довольно высокие требования.

Результатом предшкольного образования становится формирование школьной зрелости. Она  предполагает, по мнению А.И. Запорожца, формирование как предметной, так и психологической готовности - готовности к принятию новой социальной позиции - «позиции школьника», имеющего круг определенных обязанностей и прав. Школьная зрелость - это целостная система взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизма волевой регуляции действий [19;с.173].

    По мнению Федосовой  Н.А., дошкольник должен быть готов к новым формам общения; у него должны быть развиты психические ориентированные действия, мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности; он должен владеть элементарными навыками здорового образа жизни. Это приводит к тому, что 

родители и воспитатели  дошкольных образовательных организаций ищут разные формы подготовки детей к школе [15; с.21].

   Важность и значимость решения данной проблемы является обеспечение равных стартовых возможностей для всех детей, поступающих в начальную школу. В общеобразовательную школу дети приходят с разным уровнем подготовленности. Учащиеся отличаются отношением к учёбе, общим развитием, умением самостоятельно работать, осмысливать материал.

В связи с этим остро встает проблема разноподготовленности детей,
приходящих в школу.

    Жукова Н.Б.  считает, что эта проблема значительно затрудняет адаптацию детей к новым школьным условиям. Трудности в организации учебного процесса, приводит к тому, что родители начинают искать способы натаскивания ребенка к школе, а это отрицательно может сказаться на его развитии и здоровье. Для безболезненной адаптации ребенка к новым условиям школьной жизни, вводится «предшкольное образование», которое призвано выровнять стартовые возможности детей из разных социальных групп и слоев населения [10; с.82].

        Предшкольное обучение – это система мер, направленных на оказание помощи детям, не имеющим возможности до школы посещать дошкольную организацию. В идее предшкольного образования воплощается гуманный подход к ребёнку с целью помочь ему легче адаптироваться к школе.

Под ‹‹выравниванием стартовых возможностей детей›› понимается создание равных  условий, которые государство обязано обеспечить каждому ребёнку дошкольного возраста, проживающему в России, независимо от благосостояния семьи, места проживания и национальной принадлежности, для приобретения такого уровня развития, который позволил бы ему успешно обучаться в школе. Для того чтобы  обеспечить равные стартовые возможности для всех детей при поступлении в школу организован поиск оптимальных форм обучения дошкольников. На сегодняшний день подготовка детей к школьному обучению осуществляется на основе следующих организационных форм:

·        дошкольные образовательные организации;

·        группы кратковременного пребывания на базе ДОУ;

·        педагогические комплексы "Школа - Детский сад";

·        семейные формы подготовки ребенка к школе;

·        другие формы подготовки, в основном, кружковые, ориентированные на оказание платных услуг населению.

         Вследствие развития вариативных форм дошкольного образования в детских садах, школах, в культурно-образовательных центрах и центрах дополнительного образования  (библиотеках, музеях, клубах, домах детского творчества и т. д.) стали функционировать группы кратковременного пребывания по подготовке детей к школе. Так же подготовку детей к школе осуществляют и в домашних условиях родители  или гувернеры, а в семьях риска - социальные работники [7; с.262].

 

Ø семейные формы подготовки ребенка к школе;

Ø другие формы подготовки, в основном, кружковые, ориентированные на оказание платных услуг населению.

         Вследствие развития вариативных форм дошкольного образования в детских садах, школах, в культурно-образовательных центрах и центрах дополнительного образования  (библиотеках, музеях, клубах, домах детского творчества и т. д.) стали функционировать группы кратковременного пребывания по подготовке детей к школе. Так же подготовку детей к школе осуществляют и в домашних условиях родители  или гувернеры, а в семьях риска - социальные работники [7; с.262].

       Бабаева Е.А. отмечает, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности, так как одних детей готовят в детском саду, других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих – в семье. В результате чего перед учителем начальных классов возникает задача «выровнять» их знания. Но это не основная проблема. Ведь если у детей различные индивидуальные возможности и способности, вполне закономерно, что у них разный уровень подготовки. 

       В результате более раннего начала систематического обучения особого внимания требует отбор такого содержания образования детей на предшкольном уровне, которое обеспечивало бы сохранение ценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы. Именно в этот период образование должно обеспечить развитие познавательных способностей и формировать предпосылки учебной деятельности, а в результате, сформировать всесторонне развитую личность ребенка. Целенаправленная и системная работа с ребенком перед школой должна стать этапом всестороннего развития ребенка – личностного, социального, когнитивного. Формирование готовности к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника» является основной целью предшкольного образования, и имеет круг определенных обязанностей и прав. Личностная готовность к школе проявляется в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, взрослым, сверстникам, самому себе [2; с.42].

         По мнению Филипповой О.В., отсутствие единых правил подготовки детей к школе приводит к тому, что дети приходят с навыками чтения и счета, но у них остается без внимания социальная составляющая образования. А это необходимо для приобретения навыков эффективной коммуникации с разными людьми, сотрудничества, конструктивного соперничества, умения регулировать свое состояние и т.п.

         Трудности в школе могут возникнуть даже при наличии у ребенка необходимого запаса умений и навыков, высокого интеллектуального развития, но не готового к социальной позиции школьника. Это означает, что высокий уровень интеллектуального развития не всегда совпадает с личностной готовностью ребенка к школе. Такие первоклассники ведут себя в школе, как говорится, по-детски, учатся неровно. Они могут быть отвергнуты сверстниками, столкнутся с непониманием ситуации общения с учителем. Если ребенок социально не адаптирован к группе, к взаимодействию, к чужому взрослому у него начнутся проблемы, даже при наличии у него навыков чтения и письма. А, как известно, ни одна школьная проблема не проходит бесследно, она всегда тянет за собой другую [3; с.48].

         Шикина С.Л отмечает, что содержание предшкольного образования  способствует:

Ø формированию положительной самооценки, уверенности в себе;

Ø формированию стремления к познанию нового, интереса к окружающему миру;

Ø развитию мотивации достижения успеха, активной, деятельной позиции;

Ø формированию коммуникативных умений и навыков;

Ø становлению основ духовно-нравственного облика личности, определение и усвоение общечеловеческих ценностей;

Ø овладению средствами и способами познавательной деятельности (развитию восприятия, памяти, мышления, речи, воображения);

Ø формированию «детской компетентности» в различных сферах деятельности человека;

Ø физическому развитие ребенка, сохранению и восстановлению здоровья [4; с.84].

         В современных условиях дошкольные организации имеют разную направленность: одни делают упор на художественное воспитание, другие – на оздоровительную работу, третьи – на умственное развитие.

          В итоге у детей формируется различный уровень подготовки, различные возможности. На базе ДОО для детей создаются все условия в соответствии с их возрастом, необходимые для их развития. Но каждый ребенок имеет свой характер, свои способности, поэтому абсолютно одинаковые возможности сформировать нельзя. Поэтому принято считать под стартовыми возможностями тот уровень ребенка, который позволяет ему успешно учиться в школе.

     Следовательно, надо создавать равные условия, и государство обязано создать каждому ребенку дошкольного возраста такие условия, при которых он достигнет нужного уровня развития. Но у детей разные индивидуальные способности и возможности, поэтому у них разный уровень подготовки. А чтобы создать оптимальные условия для успешной адаптации первоклассников, повысить качество дошкольного образования, необходимо обеспечить преемственность уровней дошкольного и начального общего образования.

 

 

 

 


П одготовка детей к обучению в школе как обеспечение равных стартовых возможностей для последующего уровня образования

П одготовка детей к обучению в школе как обеспечение равных стартовых возможностей для последующего уровня образования

В результате таких контактов педагогов детских садов и школ достигается их взаимопонимание

В результате таких контактов педагогов детских садов и школ достигается их взаимопонимание

Школьная зрелость - это целостная система взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизма волевой регуляции действий…

Школьная зрелость - это целостная система взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизма волевой регуляции действий…

В идее предшкольного образования воплощается гуманный подход к ребёнку с целью помочь ему легче адаптироваться к школе

В идее предшкольного образования воплощается гуманный подход к ребёнку с целью помочь ему легче адаптироваться к школе

Вследствие развития вариативных форм дошкольного образования в детских садах, школах, в культурно-образовательных центрах и центрах дополнительного образования (библиотеках, музеях, клубах, домах детского творчества и т

Вследствие развития вариативных форм дошкольного образования в детских садах, школах, в культурно-образовательных центрах и центрах дополнительного образования (библиотеках, музеях, клубах, домах детского творчества и т

Личностная готовность к школе проявляется в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, взрослым, сверстникам, самому себе [2; с

Личностная готовность к школе проявляется в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, взрослым, сверстникам, самому себе [2; с

В современных условиях дошкольные организации имеют разную направленность: одни делают упор на художественное воспитание, другие – на оздоровительную работу, третьи – на умственное развитие

В современных условиях дошкольные организации имеют разную направленность: одни делают упор на художественное воспитание, другие – на оздоровительную работу, третьи – на умственное развитие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2024