Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды
(Выступление на семинаре- практикуме)
Учитель начальных классов Гущина В.В.
МКОУ «Прогимназия 10 «Сказка»г.Хасавюрт
В законе «Об образовании РФ» сказано: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся» Поэтому одной из приоритетных задач, стоящих перед современной школой, является сохранение и укрепление здоровья детей. Сейчас как никогда важно помнить о влиянии школы на здоровье учащихся, о её возможностях организовать качественное развитие, воспитание и обучение детей без ущерба для их здоровья. Грамотное решение этой задачи на всех уровнях – от программно-нормативного до проведения отдельного урока, от отношений в классе и его связей с внешним миром до управления образовательным учреждением. Ведь именно в пространстве школьного детства формируются основы физического, психического и социального здоровья детей. В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, проектированию здоровьесберегающего пространства и собственно формирование культуры здоровья у участников образовательного процесса.
Проблема создания культуры здоровья рассматриваются в педагогике достаточно давно, их исследовали как зарубежные, так и отечественные педагоги, такие как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ф.В. Дистервег, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский и многие другие.
Здоровье по определению Всемирной организации здравоохранения это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Каждому хочется быть умным, сильным, красивым, здоровым. На протяжении веков люди вырабатывали правила оптимального поведения, следуя которым, можно с наибольшей эффективностью поддерживать здоровье тела и духа. Немецкий философ Артур Шопенгауэр говорил: «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия».
Здоровым в полной мере можно признать того ребенка, который способен гармонично включаться в свое социальное окружение, при этом адекватно действуя и полноценно реализуясь в нём. Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития. Здоровье ребенка считается в норме, если он:
Специалисты констатируют, что наш народ, некогда один из самых здоровых народов на планете, сегодня стал одним из самых больных. Данные многих авторов свидетельствуют о том, что за время обучения в школе численность здоровых учащихся сокращается в несколько раз. Различные патологические изменения обнаруживаются у 81% учащихся первого класса и у 93% старшеклассников. По статистическим данным у детей, поступающих в школу, встречаются нарушения опорно-двигательного аппарата, невротические расстройства, нарушения зрения и речи. Наряду с этим отмечено снижение темпов созревания организма и общего интеллектуального развития. Также отмечается незрелость эмоционально-волевой сферы школьников, нарастание невротических проявлений, увеличение хронических заболеваний. Статистика по группам здоровья и по заболеваниям учащихся школы представлена в таблицах.
Это неблагоприятно отражается на процессе адаптации детей к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения их здоровья и плохой успеваемости.
Среди факторов, отрицательно влияющих на здоровье школьников, можно отметить следующие:
· ограниченность двигательной активности обучающихся (гиподинамия);
· низкий уровень организации питания обучающихся;
· отсутствие продуктивной системы служб врачебного контроля за состоянием здоровья обучающихся;
· нарушения физиолого-гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса;
· отсутствие планомерной и целенаправленной работы по профилактике вредных для здоровья привычек (табакокурение, потребление алкоголя, наркотиков, игровой, Интернет-зависимости и других девиаций);
· несовершенство учебных программ и методик организации здоровьесбережения в образовательном учреждении;
· увеличение объёма учебных нагрузок на обучающегося, ведущая к переутомлению, стрессам;
· распространённость новых видов зависимостей (компьютерная, интернет, игровая и др.), отрицательно сказывающихся на здоровье обучающихся;
· недостаточный уровень компетентности педагогов, родителей в вопросах здоровьесберегающего, здоровьефомирующего образования;
Основным фактором называют ухудшение социально-экономического положения населения, что приводит к ослаблению здоровья нации и находит отражение в уровне детской смертности: показатель ее в России выше, чем в других европейских странах.
Другие факторы – наличие «опасных» рабочих мест, тех, что характеризуются высоким уровнем травматизма, высокое потребление алкоголя и наркотических веществ. По данным Госнаркоконтроля РФ, угрозой генофонду страны является наличие в ней 7% наркоманов. Социологические опросы показывают, что половина школьников хотя бы один раз пробовала наркотики. За пять лет 70 тыс. молодых людей умерло от передозировки.
Вышесказанное, актуализируя проблему, выводит на одно из первых мест направление её решения средствами образования.
Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.
Поступление в школу, переход к предметному обучению и в старшие классы вызывает дополнительное напряжение функциональных систем организма ребёнка и может привести к истощению психоэмоциональных ресурсов. Нельзя забывать и о возрастных кризисах в процессе обучения. Гормональная перестройка, лабильность вегетативных процессов, неустойчивость самооценки и другие показатели – всё это способствует нарушению процессов адаптации и при неблагоприятных условиях может привести не только к развитию или обострению психосоматических заболеваний, но и к формированию отклоняющегося поведения как способа снятия перенапряжения, ухода от реальности. В условиях повышенного эмоционального напряжения формируются неадекватные формы поведения.
Результаты проведённых в школах России исследований позволяют выявить у многих учащихся завышенную самооценку собственного здоровья и вытекающее отсюда невнимательное к нему отношение, низкий уровень валеологической грамотности. Учащиеся не задумываются, какой образ жизни они ведут, не имеют мотивации на его улучшение. Это отражает и низкий уровень валеологической активности в семье.
Яркой иллюстрацией низкой валеологической культуры школьников и их родителей является тот факт, что только 31% учащиеся во время болезненных проявлений в виде насморка, кашля, головной боли никогда не посещают школу, 41% - иногда, а 23% вовсе не обращают на это внимание. Тем самым ухудшая состояние своего здоровья, способствуя переходу заболеваний в хроническую форму. Вместе с тем, посещая занятия в болезненном состоянии, они подвергают опасности здоровье окружающих.
Культура здоровья - это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность организма
Культура здоровья - это комплексное понятие, которое включает теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов активной стабилизации здоровья, то есть оздоровления
Культура здоровья каждого человека формируется на основании следующих компонентов: познавательного, эмоционального, волевого и коммуникативного.
Под познавательным компонентом понимается познавательная деятельность личности. То есть, насколько сам человек понимает «культуру здоровья». Здесь важна информированность человека в отношении физиологических и патологических процессов в организме, а также о влиянии на них различных факторов окружающей среды и образа жизни. В формировании культуры здоровья также имеет значение, насколько человек пополняет знания в этой области.
Эмоциональный компонент «культуры здоровья» отражает уровень физического и социального благополучия, качество и удовлетворенность жизнью. Другими словами, от того, какие эмоции доминируют у человека, зависит его психологическое здоровье. Оно, в свою очередь, оказывает влияние на физическое состояние человека, а также определяет отношение личности к жизни в целом.
Коммуникативность также является важным компонентом культуры здоровья, так как она отражает адекватность взаимодействия человека с другими людьми и с окружающим миром. Коммуникативность зависит от разнообразных факторов: воспитания, опыта личности, а также ее культуры, ценностей, потребностей, интересов, установок, характера, темперамента, привычек, особенностей мышления.
Даже обширные теоретические знания в области культуры здоровья недостаточны для формирования правильного поведения человека. Сознательное и активное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья требует от человека определенных волевых качеств (самообладания, целеустремленности). Поэтому ещё раз необходимо подчеркнуть важность волевого компонента, а также мотивации для формирования высокой культуры здоровья.
К элементам, определяющим культуру здоровья можно отнести:
Важно ещё раз подчеркнуть, что культуру здоровья необходимо формировать в детском возрасте, а затем укреплять в течение всей жизни.
Задача школы – научить детей самим заботиться о своём здоровье, сформировать установки на поддержание здорового образа жизни.
Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в 1 класс. Это исходный фон. Мероприятия по адаптации первоклассников представлены на схеме.
В дальнейшем состояние здоровья также имеет главное значение, но не менее важны и условия образовательной среды для сохранения здоровья ребенка, а именно:
Правила лечебной педагогики:
Организация питания.
Физкультурные минутки. Это кратковременные перерывы на занятиях (на 8 – 20-й минутах занятия). Занимают 1 – 3 минуты для проведения физических упражнений, связанных с длительной статической позой детей. Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушения осанки. Виды физкультминуток: упражнения для снятия общего утомления; упражнения для кистей рук (пальчиковая гимнастика); гимнастика для глаз; упражнения на осанку; дыхательная гимнастика.
Учителями начальной школы используются элементы различных здоровьесберегающих технологий. Автор одной из методик здравоохранительной системы обучения и воспитания, руководитель отдела сенсорных систем Института медицинских проблем профессор В.Ф.Базарный считает необходимым вернуть «движущийся мир» в сады и школы. Вместо традиционной сгорбленной сидячей позы – режим меняющихся поз, когда можно стоя и сидя работать в течение урока.
Особое внимание В.Ф.Базарный уделяет зрению. Наиболее физиологическая нагрузка для такого глаза – рассматривание удалённых предметов. В наших школах дети большую часть учебного времени работают с книгой, тетрадью на близких расстояниях. Орган зрения претерпевает вначале функциональные, а затем структурные изменения, позволяющие ему без напряжения работать вблизи. Возникает близорукость, т.е. глаз адаптируется к работе на близких расстояниях и теряет способность к чёткому видению вдали. Профессор предлагает выход из создавшейся ситуации в приёмах, которые позволят расширить зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока. Один из приёмов заключается в максимальном удалении от глаз учебного материала.
Большую роль в сохранении здоровья школьников играет и умелая организация физкультурно-оздоровительной работы в школе. В учебный план школы включён дополнительный час физической культуры в рамках регионального компонента. Среди различных форм физкультурно-оздоровительных мероприятий особое место отведено проведению подвижных игр и физических упражнений на переменах. Традиционными стали Дни здоровья, спортивно – массовые праздники «Весёлые старты.
Возможности дополнительного образования. Учащиеся начальных классов имеют возможность заниматься в танцевальном кружке, в спортивных секциях. Таким образом, дополнительное образование во взаимодействии с общим обязательным включает не только мощную интеллектуальную составляющую, которая создаёт основу для формирования положительной мотивации к познанию и творчеству, но и помогает сохранять и укреплять здоровье учащихся.
Основы, способствующие сохранению здоровья учащихся, заложены в учебном материале, который изучается на уроках окружающего мира. Например, на окружающем мире изучаются такие темы: «Организм человека. Органы и системы органов», «Нервная система, её роль в организме человека. Органы чувств, их значение и гигиена», «Опорно-двигательная система, её роль в организме. Осанка, значение физкультуры и труда» и т.п. Одним из направлений обновления содержания общего образования является введение в содержание обучения школьников такой образовательной области, как основы безопасности жизнедеятельности. В начальной школе минимальное содержание ОБЖ включено в программу курса «Окружающий мир». Основная цель курса ОБЖ – формирование умений рационально организовать свою жизнь и деятельность: дети учатся адекватному и безопасному поведению в окружающем их мире; узнают причины возникновения опасных ситуаций и способы их предупреждения. (Конкурс «Спасатели»). На уроках по разным предметам школьники усваивают правила безопасного труда. В рамках внеурочной работы классные руководители также ежемесячно на классных часах проводят: занятия по правилам дорожного движения. В портфолио каждого ученика вложен маршрутный лист «Мой безопасный путь от школы до дома». Проводятся Уроки здоровья. Учащиеся получают первые знания по валеологии, ведётся ранняя профилактика вредных привычек, формируются гигиенические истины, воспитывается культ здоровья. Формы и методы профилактики вредных привычек носят игровой характер, что позволяет школьникам ненавязчиво осваивать, развивать полезные навыки, усваивать в процессе игровой деятельности сложные понятия.
Проводится педагогический лекторий для родителей, на заседаниях которого обсуждаются вопросы:
· «Адаптация ребёнка к школе»;
· «Роль семьи в воспитании здорового школьника»;
· «Культура приготовления домашних заданий»;
· «Оптимальный двигательный режим младшего школьника»;
Таким образом, здоровьесберегающее пространство в школе включает следующие составляющие:
Нужно быть реалистами: школу невозможно изменить в одночасье. В то же время важно оставаться оптимистами и настойчиво воплощать те задачи, которые поставлены перед учебными заведениями. Для решения проблемы охраны и укрепления здоровья школьников мало определиться с методиками обучения, необходимо создать условия, в которых эти методики будут осуществляться. Следуя прописной истине, что здоровые дети учатся лучше, можно провести аналогию: здоровые учителя лучше учат.
Необходимость усиления работы педагогического коллектива по укреплению здоровья детей очевидна. Наши дети сегодня – это наше общество завтра. Будет ли оно здоровым, – об этом необходимо думать уже сегодня. Формированию здорового и безопасного образа жизни школьников может способствовать формирование культуры здоровья.
Педагогический коллектив начальной школы видит одной из главных целей работы начальной школы – формирование здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении посредством использования современных технологий и создания условий для полноценного их внедрения.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы школы, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни школы, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.
Приложение 1
Направления формирования здорового образа жизни
Направления формирования здорового образа жизни |
Ценностные установки |
Планируемые результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни |
Здоровье физическое, стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно–психическое и социально–психологическое |
· У учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей. · Учащиеся имеют элементарные представления о физическом, нравственном, психическом и социальном здоровье человека. · Учащиеся имеют первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности. · Учащиеся имеют первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества. · Учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека |
Создание здоровьесберега-ющей инфраструктуры школы |
Ценность здоровья и здорового образа жизни |
Соответствие состояния и содержания зданий и помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся. |
Рациональная организация образовательного процесса |
Отношение к здоровью детей как главной ценности. Ценность рациональной организации учебной деятельности |
Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения. |
Организация физкультурно–оздоровительной работы |
Положительное отношение к двигательной активности и совершенствова-ние физического состояния |
· Полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях). · Рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно–двигательного характера на ступени начального общего образования. |
Реализация дополнительных образовательных программ |
Ценность здоровья и здорового образа жизни |
Эффективное внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включенных в учебный процесс. |
Просветительская работа с родителями (законными представителями) |
Отношение к здоровью детей как главной ценности семейного воспитания |
Эффективная совместная работа педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п. |
Приложение 2
Взаимосвязь направлений, задач, видов и форм воспитания
Направление формирования здорового образа жизни |
Задачи формирования здорового образа жизни |
Виды и формы здоровьесберегающих мероприятий |
||
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
|
· Пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью). · Обеспечение заинтересованного отношения педагогов, родителей к здоровью детей. |
· Беседа (урочная, внеурочная, внешкольная). · Спортивные секции, туристические походы; встречи со спортсменами, тренерами (внеурочная, внешкольная). · Урок физической культуры (урочная). · Подвижные игры (урочная, внеурочная, внешкольная). · Спортивные соревнования, игровые и тренинговые программы (внешкольная) |
||
Создание здоровьесберега-ющей инфраструктуры ОУ |
· Организация качественного горячего питания учащихся. · Оснащение кабинетов (в том числе медицинского), физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем (медицинским, спортивным, игровым). |
· Укрепление материально–технической базы. · Комплектование необходимого и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (учителя физической культуры, медицинские работники). |
||
Рациональная организация образовательного процесса |
· Повышение эффективности учебного процесса, снижение чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха. · Обеспечение возможности обучающихся осуществлять учебную и внеучебную деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями. |
· Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию). · Индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования. |
||
Организация физкультурно–оздоровительной работы |
Обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. |
· Организация занятий по лечебной физкультуре, динамических перемен, физкультминуток на уроках. · Организация работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования. · Проведение спортивно–оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.) |
||
Реализация дополнительных образовательных программ |
Включение каждого учащегося в здоровьесберегающую деятельность |
· Проведение Дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п. · Создание общественного совета по здоровьесбережению. |
||
Просветительская работа с родителями (законными представителями) |
Включение родителей (законных представителей) в здоровьесберегающую и здоровьеукрепляющую деятельность школы |
· Лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей. · Приобретение для родителей необходимой научно–методической литературы. |
||
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Амонашвили Ш.А. Педагогика здоровья / Ш.А. Амонашвили, А.Г. Алексин. – М: Педагогика, 1990. – 288 с.
2. Балашова В.А. Основные направления программы «Оздоровительная модель общеобразовательного учреждения / В.А. Балашова, В.П. Степаненко, Л.М. Бекетова // Завуч. – 2000. – №4. – С.65 – 69.
3. Баянова Л.И. Формирование валеологической культуры младших школьников: авторе. дисс. … к. пед. н. / Л.И. Баянова. – Казань, 2002. – 24
4. Боева Н.Я., Волкова И.В. Личностно-ориентированное образование (Проблема здоровья учащихся)//Начальная школа. 2004. №6. – С.23.
5. Рагимова О.А. Пути оздоровления младших школьников. //Начальная школа. 2009. №1. – С.72.
6. Козык Н.И. Наше здоровье. //Начальная школа. 2007. №7. – С.51.
7. Свалова О.Г. Сохранение и укрепление здоровья учащихся.//Начальная школа. 2009. №2. – С.43.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.