Семинар-практикум для педагогов по кинезиологической методике "Содружество-БАЛАНС"
Оценка 4.8

Семинар-практикум для педагогов по кинезиологической методике "Содружество-БАЛАНС"

Оценка 4.8
docx
08.09.2020
Семинар-практикум для педагогов по кинезиологической методике "Содружество-БАЛАНС"
Семинар-практикум для педагогов по кинезиологической методике.docx

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №20»

 

Семинар- практикум

для педагогов

по кинезиологической методике

 «Содружество»

- БАЛАНС

https://aproekt.ucoz.net/12/44.png

Подготовила и провела воспитатель:

Татаурова Н.И.

 

2020 год

Семинар- практикум для педагогов по кинезиологической методике

 «Содружество» - БАЛАНС.

 

Подготовила и провела: воспитатель Татаурова Н.И.

Дата проведения:  11 февраля 2020г.

 

Уважаемые педагоги, я рада приветствовать вас на своём семинаре. Я очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и главное полезный разговор.

Актуальность: Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Слайд 2 - Прошу посмотреть на экран (Показ видеоролика с упражнениями по кинезиологической методик).

- Уважаемые педагоги может кто-то из вас уже встречался с такой формой работы? Как она называется? (ответы педагогов)

У каждого из вас наверняка есть любимые упражнения, которые вы используете в своей работе.

И сегодня, я надеюсь, вы пополните свою рабочую копилку новыми упражнениями, которые так же станут для вас любимыми и полезными в работе с детьми дошкольного возраста.

И так целью моего семинара является

Слайд 3

 Цель: познакомить педагогов с методикой применения кинезиологических упражнений, которые направлены на развитие  умственного и физического здоровья дошкольников

Задачи:

1. Теоретическая часть - знакомство с кинезиологией, как одним из методов активного развития детей и взрослых.

2. Практическая часть - знакомство и отработка некоторых кинезиологических упражнений.

 

Слайд 4                                                                             «Мозг, хорошо устроенный,

стоит больше, чем мозг,

 хорошо наполненный»

 

Мишель де Монтень

 

Слайд 5

Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого, каждое из которых - не зеркальное

отображение другого, а необходимое дополнение. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Когда полушария функционируют правильно сохраняется баланс.

 Баланс – это работа сразу двух полушарий тесно связанных между собой системой нервных волокон, которое называют мозолистым телом. Именно оно является связующим звеном по обмену информации между полушариями. Результатом которого является эффективная творческая работа мозга.

Слайд 6  Так что-же такое кинезиология???

Слайд 7 кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение, о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.

 Основателем научной кинезиологии в Древней Греции считался АСКЛЕПИАД, живший более 2000 лет назад. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ.

Слайд 8       Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

Слайд 9 

Цель методики: Развитие умственных способностей и физического здоровья ребенка, через определённую систему двигательных упражнений.

Задачи:

ü Развивать межполушарное взаимодействие мозга;

ü Синхронизировать работу полушарий мозга;

ü Развивать мелкую моторику;

ü Развивать компоненты речи;

ü Развивать все психические процессы (стрессоустойчивость).

Слайд 10  Система работы

Основным требованием к использованию кинезиологических упражнений является четкое выполнение движений. Вначале сам педагог должен «отчеканить шаг», а потому уже показывать это детям. Действия выполняются от простого к сложному.

Слайд 11

 - Как вы думаете, где можно использовать Кинезиологические упражнения?

Отдельные кинезиологические упражнения используют как в развивающей деятельности, в качестве динамических пауз (отдыхалочек, пальчиковых гимнастик, физминуток),  так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу, что позволяет проводить занятие легко, непринуждённо в игровой форме.

 

Важные моменты в проведении подобных упражнений

Ø Во время образовательной деятельности проводить такие упражнения можно только в том случае, если идет стандартная работа. Творческую деятельность прерывать кинезиологическими упражнениями нецелесообразно. 

Ø Если же предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой.

Ø Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. При интеллектуальном развитии возможно применение кинезиологических упражнений.

Ø Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При более интенсивной нагрузке и значительнее изменения.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:

Ø - упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;

Ø - оптимально проводить занятия с небольшой подгруппой детей или индивидуально.

Ø - комплексные занятия проводятся ежедневно утром, без пропусков;

Ø - продолжительность занятий  - от 5-10 до 20-35 минут в день.

Ø - длительность занятий по одному комплексу составляет две недели. 

Ø - от детей требуется точное выполнение движений и приемов;

Ø - занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

 

Все упражнения   целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей.

Слайд 12

При создании комплексов совмещены два обучающих принципа:

- воздействие на сохранные звенья регуляции психофизиологических функций;

- воздействие на нарушенные звенья регуляции психофизиологических функций;

Слайд 13

Комплексы упражнений делятся на три блока:

Первый блок включает упражнения, увеличивающие тонус коры головного мозга (дыхательные упражнения, массаж биологически-активных точек.)

Цель: повышение энергетики коры головного мозга.

Второй блок включает упражнения, улучшающие возможности приёма и переработки информации движения конечностями перекрёстнолатерального характера.

Цель: восстановление нарушенных межполушарных связей и функциональной асимметрии мозга.

Третий блок содержит упражнения, улучшающие контроль и регуляцию деятельности (движения и позы перекрёстного характера).

 Цель: восстановление связи между лобным и затылочным отделами мозга, установление баланса между правым и левым полем человека, снятие эмоционального стресса.

Слайд 14  Методы и приемы

Слайд 15 · Растяжки – нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение)  и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата (неконтролируемая мышечная вялость).

“Тряпичная кукла и солдат” Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки.

Слайд 16 · Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность;

 “Свеча” Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

Слайд 17 · Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма;  

 «Глаз-путешественник». Исходно положение - лежа, сидя или стоя. Голова фиксирована, глаза смотрят прямо перед собой.

1 вариант. Отрабатываются движения глаз по четырем основным (вправо, влево, вверх, вниз) (по диагоналям)

В начале освоения упражнений дети следят за предметом, перемещаемым взрослым, затем передвигают его самостоятельно, держа сначала в правой руке, потом в левой и, наконец, обеими руками.

 

Слайд 18 · Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы; Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!

 «На солнышке». И. п. лёжа на спине. Ноги вправо - руки влево; ноги влево - руки вправо; ноги вправо - руки вправо; ноги влево - руки влево.

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко;

Любят тебя детки,

Детки-малолетки.

Слайд 19  Игры на развитие двигательной памяти.

«Обезьянка у зеркала». Составить пары, стать друг за другом. Один из партнеров выполняет движение руками или ногами, другой должен их зеркально отобразить.

Вот перед зеркалом смешная,

Вся игривая такая, обезьянка заводная.

То лапку вверх она поднимет,

То попрыгает, себя обнимет.

То шалит, то всех ругает,

Никогда не отдыхает.

 Кинезиологические телесные упражнения достаточно сложны, поэтому выбран такой алгоритм работы: сначала педагог сам эмоционально, в надлежащем темпе выполняет движение от начала до конца, чтобы дети восприняли целостный образ в динамике.

Слайд 20 · Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга; наиболее ярко моторная недостаточность проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, правильной пространственно-временной организации.

«Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показывают три поло­жения руки на плоскости стола, последовательно сменяю­щих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в ку­лак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ла­донь на плоскости стола. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе.

 

 «Следы». Правая рука лежит на колене ладонью вниз. Левая на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая – ладонью вверх, а левая – ладонью вниз. По мере усвоения - движения ускорять и усложнять хлопками.

Раз, два – мы петляем стёжками,

Раз, два – тропинками, дорожками.

Раз, два – по крутым бережкам,

Раз, два - по заснеженным местам.

 

·   Самомассаж – воздействует на биологически активные точки;

«Наши ушки слышат все». Дети делают самомассаж ушных раковин.

· Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.

“Дирижер” Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка)

“Путешествие на облаке” Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек.

Сегодня я более подробно хочу остановиться на коррекционных движениях тела и пальцев.

Практическая часть:

Выполнение упражнений с педагогами

«Мельница». Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

«Следы». Правая рука лежит на колене ладонью вниз. Левая на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая – ладонью вверх, а левая – ладонью вниз. По мере усвоения - движения ускорять и усложнять хлопками.

Раз, два – мы петляем стёжками,

Раз, два – тропинками, дорожками.

Раз, два – по крутым бережкам,

Раз, два - по заснеженным местам.

 «Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Пра­вой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

 «Ухо—нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Можно проводить упражнения в паре или подгруппами, например

«Кинезиологическое упражнение - «Сороконожки»

( способ организации – стоя в паре лицом к друг другу)

Цель игры: развитие согласованного взаимодействия двух полушарий, развитие памяти, внимания, мышления, мелкой и общей моторики. Ход игры: работают руки двух детей, выполняя движения согласно тексту.

Две сороконожки бежали по дорожки (все десять пальцев изображают движения ножек у сороконожек); Побежали, побежали (пальцы правой руки «бегут» по левой от кончиков до плеча, начиная с 1 –го пальца, пальцы левой руки бегут также по правой у друг друга) И друг друга (пальчики делают замочек) Догнали! Так друг друга мы обняли, Что едва мы их разняли!!!!

«Погладь, похлопай». Исходное положение: Встаньте друг против друга, правой рукой несильно хлопайте по плечу товарища, а левой гладьте по голове (Обратить внимание детей на то, что по голове сильно ударять нельзя). (Авторское).

Кинеологические сказки помогают соединить комплекс упражнений, а так же развивают речь и воображение детей.

«Две обезьянки».

(способ организации – сидя за столом)

Жили-были две веселые обезьянки  (Упражнение «ухо-нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот). Обезьянки очень любили кончить рожицы (Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз). И показывать языки друг другу язык ( Упражнение «язык». Вытянуть язык, спрятать его). Однажды они увидели на высокой пальме (Руки вытянуты вверх. Пальцы рук сжимать в кулак и расставлять в стороны), большой и спелый кокос( Упражнение «замок». Ладони прижаты друг к другу, пальцы переплести). Обезьянки наперегонки побежали к пальме (Упражнение «кулак-ладонь». Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук).

Они стали смотреть на пальму, какая она высокая (Упражнение для глаз «Вверх-вниз»). Затем обезьянки полезли на пальму ( Руки поставить перед лицом, ладонями от себя.  Одна ладонь зажата в кулак, другая распрямлена,

происходит смена положения рук). Они сорвали большой и спелый кокос (Упражнение «замок». Ладони прижаты друг к другу, пальцы переплести) с усложнением. Обезьянки очень обрадовались и затанцевали (Руками встряхнуть. Кисти обеих рук расслаблены, пальцы вниз).

 

Польза, которую приносят кинезиологические упражнения, колоссальная. Они дают как немедленный, так и накапливающийся эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов. Ребенок становится сообразительным, активным, энергичным и контролирующим себя, улучшается его речь и координация пальцев повышается стрессоустойчивость.

                                        Рефлексия: прием «Пятерочка»

Педагоги на листе бумаги обрисовывают контур своей руки и  каждый пальчик отвечая на вопрос, раскрашивают в определенные цвета.

 ( ДА- желтый, НЕТ- синий)

ü Мизинец- Сегодня я узнал много интересного

ü Безымянный- Мне понравилось, как была раскрыта тема семинара.

ü Средний- Мне было трудно выполнять упражнения.

ü Указательный- Я буду применять эти знания в работе.

ü Большой- Я сам буду системанически заниматься.

Все ладошки прикрепляются на магнитную доску, и по цветовой гамме видно как прошел семминар.

Используемые источники:

· Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. С. Лейтеса, П. Н. Анохина, И. М. Сеченова о влиянии манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Пособие «Комплекс кинезиологических игр и упражнений для детей дошкольного возраста» было разработано на основе следующего программно-методического обеспечения: · Развивающая кинезиологическая программа «Гимнастика мозга» Пола Деннисона; · Учебно-методическое пособие «Кинезиологическая гимнастика против стрессов» В.Ф. Сазонов, Л.П. Кириллова, О.П. Мосунов; · Практическое пособие «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» А.Л. Сиротюк

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://i.pinimg.com/736x/08/48/b1/0848b145be3371a67407c6c878fd040f.jpg


 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №20»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №20»

Семинар- практикум для педагогов по кинезиологической методике «Содружество» -

Семинар- практикум для педагогов по кинезиологической методике «Содружество» -

Слайд 5 Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого, каждое из которых - не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение

Слайд 5 Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого, каждое из которых - не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение

Важные моменты в проведении подобных упражнений : Ø

Важные моменты в проведении подобных упражнений : Ø

Второй блок включает упражнения, улучшающие возможности приёма и переработки информации движения конечностями перекрёстнолатерального характера

Второй блок включает упражнения, улучшающие возможности приёма и переработки информации движения конечностями перекрёстнолатерального характера

Солнышко, солнышко, Выгляни в окошко;

Солнышко, солнышко, Выгляни в окошко;

Путешествие на облаке” Сядьте удобнее и закройте глаза

Путешествие на облаке” Сядьте удобнее и закройте глаза

Погладь, похлопай». Исходное положение:

Погладь, похлопай». Исходное положение:

Указательный - Я буду применять эти знания в работе

Указательный - Я буду применять эти знания в работе

Семинар-практикум для педагогов по кинезиологической методике "Содружество-БАЛАНС"

Семинар-практикум для педагогов по кинезиологической методике "Содружество-БАЛАНС"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.09.2020