Семинар-практикум для педагогов "В гармонии с собой"
Оценка 4.8

Семинар-практикум для педагогов "В гармонии с собой"

Оценка 4.8
Семинары
docx
психологическая работа
22.09.2024
Семинар-практикум для педагогов "В гармонии с собой"
Эмоциональное выгорание педагогов остается на сегодняшний день актуальной проблемой. данный семинар-практикум разработан для того, чтобы помочь педагогом справиться с эмоциональным выгоранием, повысить уровень психолого-педагогической компетенции в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья.
Семинар-практикум для педагогов.docx

Тема: Семинар-практикум для педагогов «В гармонии с собой»

 

Цель: ознакомить с понятием “синдром эмоционального выгорания”, его основными причинами и симптомами, определить основные условия сохранения эмоционального здоровья; повысить самооценку, уверенность в себе; привлечь  к самопознанию и самоанализу; ознакомить с приемами саморегуляции; создать условия для психологической разгрузки; развитие толерантности и эмпатии друг к другу.

Задачи:

Ø обучить способам психической саморегуляции;

Ø снизить уровень психического выгорания и эмоционального напряжения;

Ø содействовать активизации личностных ресурсных состояний;

Ø сформировать установку на сохранение и укрепление психического здоровья

Ожидаемые результаты.

Ø овладение умениями и навыками психической саморегуляции;

Ø снижение уровня психического выгорания;

Ø активизация личностных ресурсов;

Ø  улучшение настроения и самочувствия.

Форма организации: семинар-практикум с элементами тренинга.

Материалы и оборудование: презентация на тему эмоционального выгорания,  контуры большой рыбы из ватмана, маленькие рыбки из бумаги, 2 нарисованных облака (веселое и грустное), цветные стикеры, листы бумаги, карандаши, фломастеры, краски, кисти, гелевые ручки, ноутбук, релаксационная музыка, карточки с ситуациями, бланки с диагностикой, шляпа, раскраски сказочных животных, нитки, иголки, деревянные шарики, кусочки ткани.

        

Ход

I. Вступительное слово. Выступление психолога. Показ презентации (15 мин.)

II.Практическая часть.

1.Приветствие «Золотая рыбка» (5 мин.)

Из ватмана вырезаны контуры большой рыбы (прорисованы только глаза и рот), на столе лежат маленькие разноцветные рыбки.

Психолог. Нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая выполнила бы все наши желания. Я попрошу каждого подойти и выбрать свою «золотую рыбку». Загадайте желание на сегодняшний семинар. Теперь попытаемся сделать из маленьких рыбок одну огромную «золотую рыбу» (приклеивают маленьких рыбок, которые выполняют роль чешуи).

И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. А с помощью этой «золотой рыбки» нам на семинаре будут сопутствовать удача и успех.

2.Экспресс-оценка эмоционального выгорания. (5 мин.)

 

3.Упражнение «Плюс-минус» (10 мин.)

Цель:  осознать позитивные моменты педагогической деятельности.

Задачи: вербализация негативных и позитивных моментов своей педагогической деятельности; сплочение группы.

Материалы и оборудование: 2 нарисованных облака (веселое и грустное), которые крепятся на доску; самоклеющиеся стикеры; ручки для каждого участника.

Инструкция. Вам нужно написать на листиках одного цвета минусы вашей работы, а на листиках другого цвета — плюсы своей работы.

Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листики с плюсами и минусами к облачкам (к веселому – плюсы, к грустному – минусы). Каждый участник озвучивает то, что он написал. Затем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось — плюсов педагогической деятельности или минусов — и почему. Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.

4.Упражнение «Шляпа счастья» (10 мин.)

Цель:  развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.

Инструкция. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Шляпа счастья». Давайте представим, что вам подарили шляпу, одевая которую человек становится самым счастливым. А также, эта шляпа исполняет все желания. Итак, я предлагаю вам одеть шляпу и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эту шляпу, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.

Ожидаемый результат: участники игры, надев «шляпу счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.

5.Упражнение «Медитативное рисование» (15 мин.)

Цель: провести психологическую разгрузку.
Инструкция. Предложите педагогам вспомнить, какие животные встречаются в сказках. После этого раздайте им карточки, на которых изображены сказочные животные для раскраски. Каждый должен выбрать одно из изображений.
Подготовьте акварельные краски, кисточки, гелевые ручки и темные фломастеры (черные, синие, зеленые, коричневые, фиолетовые). Участникам сначала нужно будет раскрасить красками изображение животного, которое они выбрали. Затем предложите им украсить его узорами в стиле зендудл с помощью фломастеров и гелевых ручек.

6.Упражнение  «Танец пяти движений» (10 мин.)

Цель: Снятие мышечных зажимов. Развитие умения выражать свои эмоции с помощью движений. Развитие  активного  внимания,  слухового  восприятия,  фантазии  и творческого воображения.

Материал: Диск с записью 5 мелодий: плавная музыка, импульсивная, резкая музыка или бой барабанов, хаотичный набор звуков, лирическая музыка, спокойная музыка или шум воды.

Проведение: Прослушать по очереди мелодии и подумать, кто бы мог танцевать под каждую мелодию, какие должны быть движения?

1 мелодия: «Течение воды» - плавная. Движения под нее нерезкие, неторопливые, мягкие, переходящие из одного в другое.

2 мелодия: «Переход через чащу» – импульсивная музыка, резкие, сильные, рубящие движения.

3 мелодия: «Сломанная кукла» – хаотичный набор звуков, обрывистые, незаконченные движения.

4  мелодия:  «Полет  бабочки» – лирическая,  плавная  мелодия,  тонкие,  и

изящные движения.

5 мелодия: «Покой» – спокойная, тихая музыка.

А теперь все 5 мелодий будут звучать без остановок. Все танцуют «Танец 5

движений».

Музыка закончилась, остановились, послушали тишину. Как бьется сердце, приложите руку к сердцу, послушайте его. Что больше всего понравилось?

Кому, какие движения было приятно делать?

7. Релаксация «Погружение в детство» (5 мин.)

Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Ваши руки лежат совершенно спокойно. Ваши ступни расслаблены. Ваши руки и ноги становятся совершенно спокойными. Напряжение уменьшается. Все ваше тело отдыхает... Вы можете, услышать посторонние звуки, но они не должны тревожить вас. Поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам 5, 6 или 7 лет, представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице, посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, и рядом с вами близкий человек, посмотрите, кто это, вы берете его за руку и чувствуете его теплую надежную руку. Затем вы отпускаете его и убегаете весело вперед, но недалеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку, а в ладошке у него конфета – ваша любимая, вы ее разворачиваете и делите пополам. Вместе, держась за руки, вы идете дальше и вместе смеетесь…

А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату, и когда вы будете готовы, вы откроете глаза.

Все вы сейчас испытали разные чувства: радости, приятного волнения, легкой грусти.

Чтобы завершить наш семинар, поднимите, пожалуйста, руки, вдохните полной грудью, а теперь слегка наклонитесь влево и левой рукой достаньте под сиденьем стула сюрприз.

8.Притча о колодце (5 мин.)

А закончить нашу с вами встречу я хочу притчей.

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.

Тогда хозяин рассудил так: "Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев - засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю".

Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.

Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот:

Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.

9.Подведение итогов. Рефлексия (5 мин.)

 

 

 

                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                        Приложение 1

Экспресс оценка выгорания

На следующие предложения отвечайте «да» или «нет». Количество положительных ответов подсчитайте.

1

Когда в воскресенье пополудни я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток уик-энда уже испорчен

Да

Нет

2

Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления

Да

Нет

3

Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры

Да

Нет

4

То, насколько меня раздражают коллеги, ещё мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия ученики.

Да

Нет

5

На протяжении последних трёх месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д.

Да

Нет

6

Коллегам я придумал (придумала) обидные прозвища, которую использую мысленно

Да

Нет

7

С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной

Да

Нет

8

О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое

Да

Нет

9

Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать её ко всем чертям

Да

Нет

10

За последние три месяца мне не попало в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое

Да

Нет

Оценка результатов:

0-1 балл. Синдром выгорания вам не грозит.
2-6 баллов. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
7-9 баллов. Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.
10 баллов. Положение весьма серьёзное, но в вас ещё теплится огонёк, нужна, чтобы он не погас, помощь специалиста.

 

 

 

 

 

 

                                                                      

                                                                                         Приложение 2

 

Карточки с предложенными ситуациями и возможными вариантами ответов к игре «Шляпа счастья»

Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.

·                   Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.

·                   В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.

Вам дали классное руководство над слабыми детьми.

·                   Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими учениками.

·                   Это хорошая возможность освоить новые методы работы с классом.

На работе задержали зарплату.

·                   Можно сэкономить на чем-то.

·                   Можно теперь сесть на диету.

По дороге на работу вы сломали каблук.

·                   Хороший повод купить новые сапоги.

Большинство ваших учеников написали контрольную очень слабо.

·                   Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.

Вы внезапно заболели.

·                   Хороший повод отдохнуть.

·                   Заняться наконец-то своим здоровьем.

Вас бросил муж.

·                   Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на себя.

·                   Больше времени на хобби.

Вы попали под сокращение.

·                   Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.

·                   Новый коллектив, новые перспективы.

 


 

Тема: Семинар-практикум для педагогов «В гармонии с собой»

Тема: Семинар-практикум для педагогов «В гармонии с собой»

Упражнение «Плюс-минус» (10 мин

Упражнение «Плюс-минус» (10 мин

Затем предложите им украсить его узорами в стиле зендудл с помощью фломастеров и гелевых ручек

Затем предложите им украсить его узорами в стиле зендудл с помощью фломастеров и гелевых ручек

Все вы сейчас испытали разные чувства: радости, приятного волнения, легкой грусти

Все вы сейчас испытали разные чувства: радости, приятного волнения, легкой грусти

Приложение 1 Экспресс оценка выгорания

Приложение 1 Экспресс оценка выгорания

Приложение 2 Карточки с предложенными ситуациями и возможными вариантами ответов к игре «Шляпа счастья»

Приложение 2 Карточки с предложенными ситуациями и возможными вариантами ответов к игре «Шляпа счастья»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.09.2024