Семинар-практикум для родителей "Развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи""
Оценка 4.8

Семинар-практикум для родителей "Развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи""

Оценка 4.8
doc
07.12.2021
Семинар-практикум для родителей "Развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи""
Сенимар практикум для родителей. Развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи.doc

 

 

 

 

 

 

Сенимар-практикум для родителей старших дошкольников

«Развитие фонематического слуха

у детей с нарушениями речи»

 

      Подготовила и провела: учитель-логопед Ахметова Евгения Михайловна

 

 

 

 

 

 

Цель – обучить родителей игровым способам развития фонематического слуха у детей с нарушениями речи.

Задачи:

Заинтересовать родителей речью собственного ребенка.

Расширить представление родителей в оказании помощи ребенку по развитию фонематического слуха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход практикума.

      I.            Организационный момент.

Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух (способность узнавать и различать звуки речи.), то это может помешать овладению процессами чтения и письма. То есть ребенок при чтении  и письме может допускать следующие ошибки (материал оформлен в виде слайдов).

1.     Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «домик», «удюг» вместо «утюг»).

2.     Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба»).

Замены свистящих звуков ([c], [з], [ц] шипящими [ш], [ж], [ч]) («сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля»).

3.     Разнообразные буквенные замены в группе сонорных согласных ([р], [р], [л], [ль] и [й] («глачи» вместо «грачи», «гойка» вместо «горка» и т.д.).

Чтобы этого не случилось, позаботимся об эотм прямо сейчас – поиграем в игры занимательно-игрового характера, которые помогут развивать фонематический схлух у вашего ребенка.

 

Речевой и неречевой слух.

Но сначала я предлагаю вам послушать, что же такое слух, какой он бывает, и более подробно расскажу о фонематическом слухе.

Что такое слух? Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде.

Неречевой слух – это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов. Вот сейчас посмотрим, кто из вас самый внимательный и догадливый, поиграем в игру «Угадай что звучит?»  (логопед включает несколько аудиозаписей бытовых и природных шумов, а родители определяют, что это за звуки).

Речевой слух – это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи. Он является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого (фонематического) слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал, - что-то, точно, а что-то очень приблизительною Например, «игла» превращается во «мглу», «лес» в «лису», «Мишина каша» в «мыши на машине» и т.д.

Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе систематической работы по развитию фонематического восприятия, которое содержит в себе два компонента: фонематический слух – способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию, и элементарный звуковой анализ.

Фонематическое восприятие – первая ступень в овладении грамотой. Оно формируется от одного до 4-х лет.

Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы сочетаний звуков, слогов и слов. Он относится ко второй ступени и формируется после 4-х лет.

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения, - одна из исновных задач при подготовке ребенка к школе.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются понетциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем цеоенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в том, что бы научить ребенка правильно воспринимать и различать звуки речи. А помогут в этом специальные игры, в которые вы можете поиграть с ребенком дома. Помощь родителей, всех взрослых членов семьи в этой непростой работе необходима и чрезвычайно ценна.

Прежде всего будьте дружелюбны к ребенку. Он должен чувствовать, что эти занятия – не скучная неизбежная повинность, а интересное увлекательное дело, игра,  в которой он обяхательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

Совместная  деятельно логопеда и родителей, которые выступают в роли детей.

(Показ презентации «Развиваем фонематический (речевой) слух» с обыгрыванием игр).

Сейчас, уважаемы родители, давайте вместе со мной поиграем в эти обучающие игры. Вы выступите в роли своих детей.

Игра «Будь внимательным!»

Задача – развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.

Если услышите заданный звук, поднимите руку (хлопните в ладоши). Например звук Р:

Л, р, д, п, р, ч, т, р, м, н, р;

Ла-зы-ру-жа-ра-чу-ры-ту-лэ;

Нос, корка, щтука, крот, лютик, карандаш,  жадина.

Обратите внимание, что твердые звуки произносим твердо (например [м], [р], [с]), а мягкие звуки произносим мягко (например: [мь], [ль], [сь]), звонкие согласные (например: [р], [ж], [н] и т.д.) оглушаются в конце слова или перед другими согласными (например: «дуб» - в конце мы слышим [п]; «ложка» - в середине мы слышим звук [ш], но пишем Ж). Не забывайте о различии буквы и звука: в слове слышим один звук, а на письме обозначаем другими буквами. Например: произносим «малако» и выделяем  соответствующие звуки в слове, хотя напишем «молоко».

 

Игра «Назови картинки».

Задача – учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках.

Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук [ш]. Например, картинки: машина, мышь, банка, тапки, шапка и т.д.

 

Игра «Придумай имя»

Задача – учить подбирать слва на заданный звук.

Придумайте имя мальчику (девочке) на заданный звук. Например: [н] – Настя, Надя, Наташа.

Игра «Назови первый звук в слове»

Задача – учить выделять первый звук в слове.

Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например: кот – [к].

Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными в начале слова ([я], [е], [ё], [ю], так как они обозначают двойные звуки). При выделении начальных согласных звуков следите, чтобы ребенок произносил их без призвука [э]: не [эм], не [мэ], а чистый звук [м], например в слове «мост».

 

Игра «Назови последний звук в слове».

Задача – учить выделять последний звук в слове.

Назовите предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: «дом» - [м], «дуп» -[п].

Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в конце слова, так как они обозначают двойные звуки.

 

Игра «Отгадай слово»

Задачи – учить составлять слова по первым звукам предметов, изображенных на картинках.

Угадайте по первым звукам названий картинок слово. Например: «лебедь» - «иголка» - «стол» - «арбуз» (лиса).

 

Игра «Добавлялки»

Задача – учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.

Добавляя заданный звук в начало (конец) слова, назовите получившиеся слова. Например [ш]: - …уба (шуба), …апка (шапка) и т.д.

 

Игра «Определи место звука в слове»

 Задача – развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец)

Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине или в конце слова. Например: звук [ш] в словах: «мышь» (в конце), шапка (в начале), машина (в середине).

 

Игра «Прохлопай слова»

Задача – учить делить слова на слоги.

Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове. Например: машина (три слога).

Напоминаю правило русского языка. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. Для определения количества слогов можно использовать и такой прием: кулачки прижать к подбородку и произносить слово по слогам, как бы ритмизируюя его. Сколько раз подбородок опустится вниз (произнося гласны), столько и слогов в слове.

 

Игра «Позови слово»

Задача – учить определять ударный гласный в слове и выделять его голосом.

«Позовите» слова (названия предметов, изображенных на картинках) и назовите ударный  гласный звук в слове. Напоминаю, что ударный гласный произносится в слове более длительно, протяжно. Например: «ноооты» - ударный гласный [о].

 

Итог встречи.

Вот наша встреча подошла к концу. Я надеюсь, что вы время провели не зря, если у вас возникли вопросы, я буду рада на них ответить. Очень надеюсь, что смогла убедить вас в значимости развития фонематического слуха для ребенка дошкольного возраста и в том, что только совметсными усилиями мы поможем каждому ребенку хорошо подготовиться к школе. Предлагаю поделиться своими мыслями о том, что вы открыли для себя нового.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Упражнения для развития фонематического слуха у детей 5-7 лет

Неречевой слух – это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов.

Речевой слух – это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи. Он является основой для понимания смысла сказанного.

Фонематический слух – способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию.

Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы сочетаний звуков, слогов и слов.

Игра «Будь внимательным!»

Задача – развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.

Если услышите заданный звук, поднимите руку (хлопните в ладоши). Например звук Р:

Л, р, д, п, р, ч, т, р, м, н, р;

Ла-зы-ру-жа-ра-чу-ры-ту-лэ;

Нос, корка, щтука, крот, лютик, карандаш,  жадина.

Твердые звуки произносим твердо (например [м], [р], [с]), а мягкие звуки произносим мягко (например: [мь], [ль], [сь]), звонкие согласные (например: [р], [ж], [н] и т.д.) оглушаются в конце слова или перед другими согласными (например: «дуб» - в конце мы слышим [п]; «ложка» - в середине мы слышим звук [ш], но пишем Ж). Не забывайте о различии буквы и звука: в слове слышим один звук, а на письме обозначаем другими буквами. Например: произносим «малако» и выделяем  соответствующие звуки в слове, хотя напишем «молоко».

 

Игра «Назови картинки».

Задача – учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках.

Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук [ш]. Например, картинки: машина, мышь, банка, тапки, шапка и т.д.

 

Игра «Придумай имя»

Задача – учить подбирать слва на заданный звук.

Придумайте имя мальчику (девочке) на заданный звук. Например: [н] – Настя, Надя, Наташа.

 

Игра «Назови первый звук в слове»

Задача – учить выделять первый звук в слове.

Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например: кот – [к].

Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными в начале слова ([я], [е], [ё], [ю], так как они обозначают двойные звуки). При выделении начальных согласных звуков следите, чтобы ребенок произносил их без призвука [э]: не [эм], не [мэ], а чистый звук [м], например в слове «мост».

 

Игра «Назови последний звук в слове».

Задача – учить выделять последний звук в слове.

Назовите предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: «дом» - [м], «дуп» -[п].

Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в конце слова, так как они обозначают двойные звуки.

 

Игра «Отгадай слово»

Задачи – учить составлять слова по первым звукам предметов, изображенных на картинках.

Угадайте по первым звукам названий картинок слово. Например: «лебедь» - «иголка» - «стол» - «арбуз» (лиса).

 

Игра «Добавлялки»

Задача – учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.

Добавляя заданный звук в начало (конец) слова, назовите получившиеся слова. Например [ш]: - …уба (шуба), …апка (шапка) и т.д.

 

Игра «Определи место звука в слове»

 Задача – развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец)

Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине или в конце слова. Например: звук [ш] в словах: «мышь» (в конце), шапка (в начале), машина (в середине).

 

Игра «Прохлопай слова»

Задача – учить делить слова на слоги.

Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове. Например: машина (три слога).

«Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов».

 

Игра «Позови слово»

Задача – учить определять ударный гласный в слове и выделять его голосом.

«Позовите» слова (названия предметов, изображенных на картинках) и назовите ударный  гласный звук в слове. Напоминаю, что ударный гласный произносится в слове более длительно, протяжно. Например: «ноооты» - ударный гласный [о].


Сенимар-практикум для родителей старших дошкольников «Развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи»

Сенимар-практикум для родителей старших дошкольников «Развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи»

Цель – обучить родителей игровым способам развития фонематического слуха у детей с нарушениями речи

Цель – обучить родителей игровым способам развития фонематического слуха у детей с нарушениями речи

Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе?

Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе?

Мишина каша» в «мыши на машине» и т

Мишина каша» в «мыши на машине» и т

Показ презентации «Развиваем фонематический (речевой) слух» с обыгрыванием игр )

Показ презентации «Развиваем фонематический (речевой) слух» с обыгрыванием игр )

Придумайте имя мальчику (девочке) на заданный звук

Придумайте имя мальчику (девочке) на заданный звук

Игра «Определи место звука в слове»

Игра «Определи место звука в слове»

Предлагаю поделиться своими мыслями о том, что вы открыли для себя нового

Предлагаю поделиться своими мыслями о том, что вы открыли для себя нового

Семинар-практикум для родителей "Развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи""

Семинар-практикум для родителей "Развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи""

Упражнения для развития фонематического слуха у детей 5-7 лет

Упражнения для развития фонематического слуха у детей 5-7 лет

Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине или в конце слова

Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине или в конце слова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2021