Семинар- тренинг
для родительского собрания
"Асоциальное и аморальное поведение родителей пагубно влияет на развитие и поведение ребенка"(СЛАЙД №1)
Цель: Повышение психологической культуры родителей при общении с подростками.
Задачи:
1. Научиться понимать внутренние мотивы поведения подростка.
2. Выявить условия, необходимые для:
- построения нормальных отношений с подростком;
- выявить условия, необходимые для воспитания у подростка самодисциплины;
Форма проведения: семинар-тренинг.
Ход собрания.
(Звучит спокойная музыка, стулья расставлены по кругу)
1.Упражнение-приветствие «Я рад вас видеть сегодня…» (клубок передается по кругу всем родителям, постепенно его разматывая).
- Вот так, как этой нитью, все мы связаны общей проблемой- как сформировать позитивные отношения с детьми, как найти путь к бесконфликтной дисциплине. Сегодня мы вместе попробуем разобраться в этой проблеме.
- Родителям может показаться неожиданным тот факт, что детям нужны порядок и правила поведения в семье, они хотят и ждут их! Правила и разумный распорядок дают ребенку чувство безопасности, уверенности. И если по этому поводу у вас существуют проблемы, то скорее всего дело не в самих правилах, а в способах их «внедрения». Поэтому сегодня мы рассмотрим правила, с помощью которых можно наладить и поддержать в семье бесконфликтную дисциплину.
(вывешиваются поочередно на доске)
1. Правила должны быть обязательно в жизни каждого ребенка.(СЛАЙД №3)
2. Взрослые должны согласовать правила между собой.
Даже если один родитель не согласен с требованиями другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом уже без ребенка обсудить разногласия. (СЛАЙД №4)
3. При наказании ребенка лучше лишать его хорошего, чем делать ему плохое.(СЛАЙД №5)
4. Дайте свободу.
Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш отпрыск уже вырос и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание- это стремление выйти из-под вашей опеки.(СЛАЙД №6)
5. Никаких нотаций
Больше всего подростков раздражают нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный , вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.(СЛАЙД № 7)
6. Уступает тот, кто умнее.
Костер ссоры погаснет, если в него не подбрасывать дров. Когда и родители, и дети охвачены негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.(СЛАЙД №8)
7. Не надо обижать.
Прекращая ссору, не стремитесь сделать больно ребенку с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у вас.(СЛАЙД № 9)
Обсуждение ситуаций в группах (родителям раздаются листки с описанием ситуаций.).
Инструкция: «Прочтите описание каждой ситуации, определите, в чем ошибка родителей; скажите вариант более действенного высказывания». (СЛАЙД №10)
РОДИТЕЛИ ЧИТАЮТ САМИ СИТУАЦИЮ И КОММЕНТИРУЮТ!
1. Ребенок обычно возвращается из школы раньше родителей. Поэтому родители говорят ему: «Как только ты приходишь домой, сразу же делай уборку в своей комнате!»
(Ответ: « Убери в своей комнате до моего возвращения». Не следует требовать выполнения сразу же.)
2. Родители говорят своему ребенку: «Забудь о прогулках. Мы разрешим, когда ты будешь нас слушаться»
(Ответ: «Мы переживаем за тебя, поэтому приходи домой вовремя»)
3. Родители говорят своему ребенку: «Не проси денег, ты все равно потратишь их впустую!»
(Ответ: « Разумно трать деньги, которые дают тебе на карманные расходы. Других денег не будет»)
4. Родители своему ребенку: «Ты опять разбил бокал! Вечно у тебя все из рук валится!»
( Ответ: «Я знаю, что ты не хотел этого. Но надо быть внимательным. Убери все за собой и садись обедать.»)
5. Мама Нины, довольная поведением дочери, часто говорит: «Ты у меня все умеешь, ты лучше всех», «Ты у меня — самая красивая».
А вот мама Тани, желая, чтобы её дочь была организованнее и развивалась лучше, говорит: «Все дети, как дети, только ты у меня ненормальная», «Посмотри, какая умница Катя. Все у неё получается, а у тебя...»
6. Нередко мы слышим, как разные мамы, общаясь со своими детьми, по-разному оценивают их возможности. Одни говорят: «Ты умеешь делать то, что я не умею! Ты говоришь правильно, молодец!»
7.А другие матери говорят: «Ты маленький ещё, слушай, что взрослые говорят! Да что ты понимаешь, вот научится, тогда поймёшь!»
После обсуждения ситуаций и обмена мнениями психолог делает выводы:
1.
1. любую информацию можно преподнести в позитивном ключе;
2. дети, слушая , что им говорят, получают информацию о том, как надо вести себя.
3.
высказывания,
способствующие повышению самооценки ребенка, также
формируют у него и чувство ответственности.
( наглядно вывешивается поочередно на доске)
1.Борьба за внимание.
Если ребенок не получает внимания,
которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального
благополучия, то он находит свой способ его получить: он не слушается.
2. Борьба за самоутверждение.
Это борьба против чрезмерной родительской власти и опеки.
3. Желание отомстить.
Дети бывают часто обижены на родителей, например, если мать разошлась с отцом, или ребенка отлучили от семьи(бабушка опекун ), или родители уделяют больше внимания младшему в семье. В глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности все те же протесты, непослушание.
4. Потеря веры в собственный успех.
Ребенок переживает неблагополучие в какой-то одной области, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика не сложились отношения в классе, а следствием стала запущенная учеба. Это происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт, ребенок теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получиться». Это – в душе , а поведением он показывает: «Мне все равно…», «Пусть буду плохим…»
В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?
Упражнение «Ролевые игры»
Задание для группы №1. (Время выполнения – 5 минут).
Выбирается родитель и ребенок.
От имени ребёнка расскажите, как умудрились намочить всё, что только было возможно из своей одежды в единственной весенней луже, в тот момент, когда мама разговорилась с неожиданно подошедшей подругой. Подсказка: рассказывайте от имени ребёнка, озвучивая возможный ход его мыслей.
И реакция мамы, когда она увидела промокшего ребенка…
Резюме. Я думаю, напоминание об этой возможности взрослых – проникать в мир детей, поможет грамотнее организовывать процесс воспитания, плодотворнее построить взаимодействие в семье.
Задание для группы №2. (Время подготовки – 5 минут)
Выбирается родитель и ребенок.
Уважаемые родители! Вы очень спешите, прибежали в детский сад за своим ребёнком. На улице Вас ждёт машина, а дочь (сын) капризничает, не хочет одеваться.
Ваша реакция, действия и т.д.? (СЛАЙД № 12)
Резюме. Данные ролевые игры не только иллюстрируют возможные ситуации, но и позволяют задуматься каждому, а как бы я поступил, реагируя на поведение моего ребёнка, чему бы я смог его научить.
Именно неблагополучные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей являются одной из важнейших причин появления трудных подростков. Положение детей в таких семьях исключительно тяжелое, их личность здесь постоянно ущемляется. И агрессивность подростков возникает зачастую как своеобразная форма самозащиты.
Многие родители считают, что воспитывать будут позже, когда сын или дочь пойдёт в школу, а пока пусть бегает, играет, развлекается. И поэтому упускают драгоценное время. Иногда родители следуют такой логике: моя семья, мои дети, я воспитываю их, как хочу и как могу.
Какой он СОВРЕМЕННЫЙ РОДИТЕЛЬ? Давайте попробуем «нарисовать» портрет современного РОДИТЕЛЯ?
Упражнение «Портрет современного родителя».(СЛАЙД13)
для статистики хотелось сказать,что
Асоциальное поведение родителей. (отрицательные аспекты родителей: систематическое пьянство, скандалы, разврат, проявление жестокости, совершение взрослых преступлений. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей) (СЛАЙД №14)
Упражнение «Ассоциации» (3-5 минут)(СЛАЙД № 15)
Наша цель воспитать счастливого ребенка. Кто может воспитать счастливого ребенка. Кто такой счастливый ребенок? Кто такой эффективный родитель? На эти вопросы мы ответим, поработав в группах.
Инструкция: группа делится на 2 команды.
1 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово "счастливый ребёнок".
2 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово «эффективный родитель»
Обсуждение.
Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать».
НА СТОЛАХ У КАЖДОГО ИЗ ВАС ПАМЯТКИ,ПРЕДЛАГАЮ ВЗЯТЬ ДОМОЙ И ПОЧИТАТЬ!!
Упражнение «Солнце любви»(СЛАЙД №16)
Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей.
Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.
Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.