В семинаре для педагогов - Арт-терапия как средство сохранения здоровья , говорится о том, что профессия педагога — одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интел¬лектуальные, эмоциональные и психические затраты. Достаточно быстро происходит эмоциональное истощение, известное как «синдром эмоционального выгорания». Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: быть покинутым, не найти под¬держки и др. Синдром хронической усталости лежит в основе многих психосоматических заболеваний, происхождение которых напрямую связано с состоянием души человека.В семинаре для педагогов - Арт-терапия как средство сохранения здоровья , говорится о том, что профессия педагога — одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интел¬лектуальные, эмоциональные и психические затраты. Достаточно быстро происходит эмоциональное истощение, известное как «синдром эмоционального выгорания». Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: быть покинутым, не найти под¬держки и др. Синдром хронической усталости лежит в основе многих психосоматических заболеваний, происхождение которых напрямую связано с состоянием души человека.
АРТТЕРАПИЯ
КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ
ПЕДАГОГОВ (семинар)
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов.
Участники: педагоги
Оборудование: молоток аукциониста, колокольчик, денежные купоны
«центрики»
1 й ведущий. Профессия педагога — одна из наиболее энергоемких. Для
ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и
психические затраты. Достаточно быстро происходит эмоциональное истощение,
известное как «синдром эмоционального выгорания». Различного рода перегрузки
усугубляются многочисленными страхами: быть покинутым, не найти поддержки и др.
Синдром хронической усталости лежит в основе многих психосоматических
заболеваний, происхождение которых напрямую связано с состоянием души человека.
В результате повышаются тревожность и агрессивность, процветает самоцензура,
ограничивающая свободное творческое самовыражение личности педагога. Под
действием этого личность вскоре приобретает такие деформации, как негибкость
мышления,
излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность
пояснений, мыслительные и речевые стереотипы, авторитарность.
Почему мы заинтересовались этой темой? Если в системе образования и воспитания
появляются какиелибо инновации, они направлены в основном на ребенка. А как же
педагог? Надо признать, что он остается один на один со своими проблемами. А
проблемы педагога — это проблемы всего общества.
2 й ведущий. Замечательным инструментом излечения педагогов служит арт
терапия, т.е. лечение искусством.
Педагоги самостоятельно могут применять
методику самовосстановления тела, души, а также меры, предупреждающие
возникновение «синдрома эмоционального выгорания». Арттерапия создает условия
для самопознания, саморазвития, самоутверждения, творческого самовыражения
педагога. Кроме того, ее можно использовать для коррекции черт личности человека.
По заключениям ученых, после занятий арттерапией позитивно изменяются состав
крови, общее состояние организма и психики взрослого, загруженного бременем про
блем. Все просто, доступно и не .требует от вас особенных затрат времени или денег.
Но при этом практика работает! Арттерапия может быть как основным, так и
вспомогательным методом терапии. Она основана на следующих механизмах воздей
ствия: искусство позволяет в скрытой символической форме реконструировать
травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через повторное моделирование.
.... Творчество всегда было средством преодоления страха, возникшего в связи скакимлибо внутренним конфликтом. Кроме того, такая терапия приносит человеку
удовольствие. Она позволяет «выпустить пар» — дать социально приемлемый выход
агрессии и другим негативным чувствам.
Вы не всегда можете справиться с проблемой, но можете перепрограммировать
ситуацию, и тогда ваш обидчик получит по заслугам, а ваша работа будет оценена по
достоинству. Если картинки вас чемто смущают, пишите сказки. Возможно, вы не
задумывались, но в них авторы часто решали свои проблемы — боролись с одино
чеством, мстили противникам и находили любовь и понимание.
1й ведущий. В основном арттерапия базируется на изобразительном искусстве, но
телесно
существуют и другие ее разновидности. Например, музыко, сказко,
ориентированная терапия и др. Они также эффективны, но самая популярная сегодня
— именно изобразительная. Она помогает прийти в себя, расслабиться и обрести
внутреннее равновесие.
Методика не отличается особой сложностью. Чтобы лечить душевные раны
искусством, вам необязательно идти к врачу. Выплескивать эмоции на рисунки можно и
в домашних условиях.
Она позволяет освободиться от зажимов, расслабиться, снять запреты, быть
свободным. Главное для каждого педагога — разрешить себе встретиться с
собственной силой, качественно отдохнуть и узнать о себе, людях и мире в целом чтото
новое и интересное.
Цель данной работы — улучшить физическое и эмоциональное состояние педагога,
открыть
помочь снять хроническую усталость и эмоциональную опустошенность,
творческий потенциал, повысить работоспособность и укрепить позитивное отношение к
своей профессии.
2 й ведущий. Арттерапия — один из грамотно организованных методов
методической работы в ДОУ, а это залог успешной деятельности всего педагогического
коллектива. Большое значение при этом имеет использование новых и интересных
форм. Это может быть «Аукцион педагогических идей». Мастерские представляют собой
небольшие группы (6—8 чел.), где педагоги настраиваются друг на друга и получают как
индивидуальную, так и групповую поддержку, что также служит терапевтическим
моментом.
Каждая мастерская разрабатывается с учетом того, какой контингент педагогов
будет присутствовать. Для нее составляются инструкции по проведению, положения
для обязательного исполнения всеми, правила поведения в группе, открывающие и
закрывающие рефлексии. Во время работы в арттерапевтических группах или по
другим формам работы по арттерапии с педагогами происходят только позитивные
трансформации.
Данный метод, помогающий педагогам работать в интерактивном стиле и передавать
свои знания коллегам и детям, — очень интересная и полезная форма оздоровления
души и тела. Он дает возможность раскрыть человека и познать себя; провестиболее точную расстановку кадров, снять напряжение, чувство страха, придает
чувство уверенности в себе, свои силы, т.е. педагоги могут самостоятельно
реабилитировать свое физическое и психическое здоровье.
Заведующий. Уважаемые, коллеги, мы рады приветствовать вас в стенах
нашего детского сада. Сегодня мы проводим семинар в форме аукциона.
Аукцион — это публичная продажа товара с использованием торгов. Товар
продается в присутствии многих желающихпокупателей. Цена определяется в
процессе того, как покупатели торгуются между собой за право купить товар.
Представляем вашему вниманию ведущих аукциона: аукционист — заведующий
детским садом, аукционеры — вы, уважаемые гости.
А чтобы вы могли приобрести тот или иной товар, вам необходимо
ознакомиться с ним. Каждый из предложенных товаров будет вам представлен и
иметь номер лота. Лот достанется тому, кто назовет самую высокую цену.
Обратите внимание на денежные знаки — купоны. У каждого из вас три купона.
Итак, внимание!
Звенит колокольчик.
Аукционист. Аукцион открыт. (Стучит молотком.) Объявляются торги.
1 й ведущий.
Тема торгов «Арттерапия как средство сохранения здоровья педагогов».
Сегодня на продажу выставлены'следующие лоты: музыко, цвето, сказко,
анималотерапия.
Аукционист. Предлагаем вашему вниманию лот № 1 — «Музыкотерапия».
2 й ведущий. Музыкотерапия — контролируемое использование музыки в
психотерапевтический метод,
коррекции психоэмоциональной сферы,
использующий музыку в качестве лечебного средства.
Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен.
В древности и в средние века вера в целебное воздействие музыки была
исключительно велика. Об этом говорят литературные и медицинские
свидетельства излечения хореомании (пляски святого Витта) с помощью музыки.
Выделяют четыре основных
направления лечебного действия
музыкотерапии:
— эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии;
— развитие навыков межличностного общения (коммуникативных
функций и способностей);
— регулирующее влияние на психовегетативные процессы;
— повышение эстетических потребностей.
В качестве механизмов лечебного действия музыкотерапии указывают:катарсис, эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния,
облегчение осознания собственных переживаний, конфронтацию с жизненными
проблемами, повышение социальной активности, приобретение новых средств
эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых отношений и уста
новок.
Музыка — «лекарство», которое слушают и поют. Лечебное воздействие
музыки на нервнопсихическую сферу происходит при ее пассивном или
активном восприятии.
Положительное влияние оказывает классическая музыка. Музыкальные
произведения подбираются в соответствии с воздействием, оказываемым на те
или иные функции: при раздражительности, утомлении, угнетенном состоянии,
повышенной возбудимости. Тяжелый рок вызывает ряд стрессовых реакций.
Психотерапевты предполагают, что разные музыкальные.
инструменты
имеют разный терапевтических эффект:
—
—
—
фортепиано снимает возбудимость, успокаивает нервную систему;
скрипка, флейта — расслабляют;
кларнет улучшает кровообращение,
нормализует сердечно
сосудистую
систему.
1 й ведущий. Уважаемые коллеги. Сейчас мы предлагаем вам на себе испытать
чудесное воздействие музыки. Вам будут предложены фрагменты музыкальных
произведений. Прослушав фрагмент, вы должны назвать цвет, с которым у вас ассо
циируется данная музыка.
Мы живем в цветном мире, и вибрации цвета ежедневно и ежечасно
воздействуют на нас. Воздействие на нас оказывает и цвет, упоминаемый в литера
турных произведениях, стихах и песнях. Чтобы проиллюстрировать это, давайте
присмотримся к палитре всем известных песен.
Я буду называть цвет, а вы должны назвать песни, в которых встречается
этот цвет.
♦ Красный.
♦ Желтый.
♦ Синий.
♦ Зеленый.
Уважаемые коллеги! Вы смогли убедиться, как музыка разного характера
влияет на смену настроения, которое вы передали с помощью цвета.
Аукционист. Итак, на продажу выставляется лот № 1. Стартовая цена — 1
купон. Вместе с лотом продаются практические материалы по музыкотерапии
(практические задания, рефлексии, подбор литературы и музыкальных про
изведений).
Победитель получает лот.Предлагаем вашему вниманию лот № 2 — «Цветотера
■
пия».
2 й ведущий. Цветотерапия — излечение цветом. Издавна отмечено, что цвет
оказывает благотворное или отрицательное влияние на человека, так как зрение —
самый важный из всех видов чувств. Каждый цвет имеет свою целебную силу или
негативно влияет на поведение.
Ктото может воспринимать жизнь как череду черного и белого, для когото она
расписана в серых тонах и полутонах.
Редко бывает, что человек пробует
воспринимать ее в разноцветном варианте. А ведь цвет — это неотъемлемая часть
нашей жизни. Даже дальтоник видит цвета, пусть и путает их. И даже слепой, если
конечно, он слеп не от рождения, вспоминает цвета и его настроение тоже зависит от
цвета.
Нападает иногда, например, депрессия, и ничего не помогает. Человек начинает
закрываться от мира, укутываться с ног до головы в черное и все глубже погружается
в это состояние. А ведь стоило бы надеть оранжевое, на пару дней окружить себя
этим цветом, как все вернулось бы на круги своя. Цвет уже давно используется для
лечения нервных расстройств. Называется он, понаучному, «хромотерапия».
Цветотерапия — древнейшая наука. Еще в древнем Риме использовался такой
способ цветотерапии, как насыщение воды цветом. В сосуд с водой клали
драгоценные и полудрагоценные камни определенного цвета. Потом прописывали
эту воду пить. Для разных недугов использовали разные драгоценные камни. Например,
от простуды лечили бирюзой.
В современном мире цветотерапия — один из разделов психотерапии. Методов
цветового воздействия великое множество. Это может быть и медитация на цвет, когда
человек долгое время смотрит на определенную гамму. Эффект от цветомедитации
мог ощутить любой, кто долго смотрел на оранжевожелтое пламя костра.
Цветотерапия может проводиться в виде цветорелаксации с помощью внушения
психотерапевта. Человека погружают в легкий транс и воссоздают цветовую
атмосферу, в которой пациенту комфортно.
Цветотерапия может использоваться и отдельно, и в сочетании с музыкотерапией.
Недаром существуют специальные фильмы для выхода из депрессии.
Применять ее можно не только с подачи и помощью специалистов, но и
самостоятельно. Для этого необходимо лишь знать, какой цвет каким действием на
человека обладает.
Цвет нас лечит — это бесспорно. Наиболее продвинутые руководители уже
создают в своих учреждениях комнаты цветотерапии для снятия стрессов. В нашей
профессии это особенно важно. Мы сейчас проделаем очень простое, но важное
упражнение, с помощью которого человек способен помочь самому себе, снять боль,
поднять настроение.Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза, минуту последите за своим
дыханием. А теперь отметьте место в своем теле, которое болит, или проблемную зону
и представьте, что на вдохе в это место вы вдыхаете белый или золотой цвет, а
выдыхаете всякую грязь. И так дышим пару минут. Открывайте глаза. Пожалуйста,
поделитесь впечатлениями. Удалось ли увидеть цвет? Получилось ли дышать? Что
чувствовали?
Если у человека проблемы с печенью, ему рекомендуется носить желтое, если
проблемы с сердцем — зеленое. Ведь часто от цвета зависит не только настроение, но и
здоровье и даже судьба человека. У нас есть возможность убедиться в этом. Предлагаю
вам по очереди закутываться в ткань то одной цветовой гаммы, то другой и запоминать
свои ощущения. Потом мы ими поделимся.
После задания проводится обмен мнениями.
Аукционист. Итак, на продажу выставляется лот № 2. Стартовая цена — 1
купон.
Вместе с лотом продаются практические материалы по цветотерапии
(практические задания, рефлексии, подбор литературы, цветная диета, методы оздоров
ления и лечения цветом).
Предлагаем вашему вниманию лот № 3 — «Сказкотерапия».
1й ведущий. Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для
интеграции личности, развития креативности, расширения сознания.
Выделяют несколько приемов работы над сказкой:
— рассказывание сказки по определенной проблеме;
—обсуждение;
—сочинение концовки;
— рисование (позволяет снять напряжение, вызванное обсуждением проблемы);
—драматизация.
Сейчас мы предлагаем вам одно небольшое задание. Разделитесь, пожалуйста, на
две команды. Каждой команде мы даем сказку. Задание для одной команды —
драматизировать, а для другой — нарисовать. В обоих случаях должно быть
понятно, о чем идет речь. Время — 5 мин.
Подводятся итоги.
Аукционист. Итак, на продажу выставляется лот № 3. Стартовая цена — 1
Вместе с лотом продаются практические материалы по сказкотерапии
купон.
(практические задания, подбор сказок).
Победителю вручается покупка.
Предлагаем вашему вниманию лот № 4 — «Анималотерапия».
2 й ведущий. Анималотерапию часто называют нетрадиционным методом, который,
тем не менее, имеет давнюю историю. Так, в еще только формирующемся первобытном
обществе, пишет Н.Л. Кряжева, вера в могущество животногототема заставляла людейподзарядиться энергией;
соблюдать определенные нормы и правила, регулировала общение и служила одним из
источников благополучия и покоя. Священные амулеты носили на теле, как символ
покровительства и успеха; ритуальные танцы помогали снять злость, агрессивность после
неудачной охоты или, напротив,
обращенные к
могущественному животному заклинания и причитания над больным человеком или
рожающей женщиной — все это отчасти прообразы анималотерапевтических приемов.
Подобное отношение людей к животным способствовало расширению возможностей
эмоционального отреагирования страхов, агрессивности, чувства беспомощности и
одиночества, снимало психическое напряжение, позволяло переживать изменения и
искать ресурсы в самих себе, давало успокоение и уверенность. Можно сказать, что
животные и их символы были одними из первых психотерапевтов, оказывали психоло
гическую помощь человеку.
Еще древние целители рекомендовали при неврозах холодный душ, босохождение и
езду на лошади. В V в. до н.э. Гиппократ заметил влияние окружающей природы на
человека и говорил о пользе лечебной верховой езды. Он же отмечал, что кроме
общеукрепляющего наблюдается и психологический эффект занятий верховой ездой.
Он советовал ездить верхом меланхоликам, поскольку это освобождает человека от
«темны?
При этом
древнегреческий ученый придавал особое значение «ритмичному плавному движению»
лошади.
Древние греки примерно три тысячи лет тому назад обнаружили
способности собак помогать людям справляться с различными недугами, и египтяне
использовали животных (в основном кошек) в тех же целях
мыслей» и вызывает «мысли веселые и ясные».
История анималотерапии это развитие двух основных направлений: как
самостоятельной технологии и как одной составляющих процесса терапии.
«Зверинец»
Игра развивает коммуникативные способности, умение распознавать язык мимики
и жестов, способствует снятию телесных зажимов.
Одна группа изображает движения, повадки, позы разницу животных. Другая —
зрители» Они гуляют по зверинцу, отгадывают «зверей», хвалят их и «фотографируют».
Угадав всех, «группы меняются ролями»
«Улитка»
Суетливость и поспешность нередко мешают организовать свое поведение, эта игра
способствует развитию самоконтроля, выдержки. Участники встают в одну линию. Им
предлагается представить себя улитками, передвигающимися очень медленно. По команде
все начинают медленно продвигаться к указанному месту. Побеждает «улитка», до
ползшая до финиша самой последней. Останавливаться и разворачиваться нельзя.
Аукционист. Вот и завершился наш аукцион. Сегодня вы познакомились с опытом
работы нашего детского сада по сохранению здоровья педагогов средствами арт
терапии. Поздравляем вас с удачными покупками! Поздравляем вас, самые активныеучастники аукциона!
Раздается стук молотка. Аукцион закрыт. Закрывающая рефлексия.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь