Семинар для педагогов ДОУ «ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Оценка 4.7

Семинар для педагогов ДОУ «ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Оценка 4.7
Семинары
docx
психологическая работа +1
Детсад
28.02.2018
Семинар для педагогов ДОУ «ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
В семинаре для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгорания педагогов в ДОУ, говорится что профессию педагога можно отнести к группе риска по частоте нарушений здоровья. Синдром профессионального выгорания - самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми, детьми. Существуют причины и факторы влияющие на эмоциональное выгорание педагогов.В семинаре для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгорания педагогов в ДОУ, говорится что профессию педагога можно отнести к группе риска по частоте нарушений здоровья. Синдром профессионального выгорания - самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми, детьми. Существуют причины и факторы влияющие на эмоциональное выгорание педагогов.
Семинар для педагогов ДОУ.docx
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золотой ключик» г. Волгодонска Семинар для педагогов ДОУ по теме:  «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие повышения качества педагогической деятельности»                                                                                            Автор составитель:                                                                                            Бондарь Елена Михайловна,                                                                педагог­психолог                                                                                            МБДОУ ДС «Золотой ключик»                                                                г. Волгодонска  г. Волгодонск  2018г. 1 Начать свое выступление мне бы хотелось со слов французского философа М. Монтеля                                                                                                               (Слайд 2) «Самый ценный плод здоровья – возможность получать удовольствие». Получать   удовольствие   от   собственной   профессии   –   значит   быть   мастером своего дела. Быть мастером – значит жить, быть в гармонии с собой и миром. Путь к мастерству  –  как   подъём   в  гору  с  полными   ведрами   воды.  Как  сохранить   вёдра полными, поднявшись на вершину? Как сохранить радость жизни, оптимизм, яркость чувств, богатство эмоций, выполняя великую миссию педагога. Не каждая профессия может сравниться с педагогической по тем эмоциональным нагрузкам, которые изо дня   в   день   испытывает   педагог.   Об   этом   говорят   многочисленные   исследования здоровья современного педагога. Нашу с вами профессию можно отнести к группе риска по частоте нарушений здоровья. Это было замечено еще в начале семидесятых годов   XX   века,   когда   ученые   обратили   внимание   на   то,   что   многие   люди   после нескольких лет работы испытывают состояние, близкое к стрессовому (постоянное утомление,   головные   боли,   бессонница,   общее   ухудшение   здоровья).   Работа перестает   приносить   удовольствие,   а   напротив,   вызывает   даже   враждебность.   У человека появляется ощущение собственной некомпетентности, беспомощности, и действительно   –   снижаются   конкретные   профессиональные   достижения,   а   также выносливость и внимание в целом. Это явление назвали «выгоранием». Синдром   профессионального   выгорания   ­   самая   опасная   профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: это учителя, социальные работники, психологи, врачи, журналисты, ­ все те, чья деятельность невозможна без общения. Печально то, что особенно подвержены выгоранию те люди, которые по долгу службы должны  В   значительной   степени «дарить»   людям   энергию   и   тепло   своей   души. подвержены   развитию   синдрома   профессионального   выгорания   педагоги. Объясняется   это   тем,   что   профессиональный   труд   педагогов   отличается   очень высокой эмоциональной напряженностью. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека. На   основании   вышесказанного   можно   дать  определение   Синдрому эмоционального выгорания:                                                                            (Слайд 3) ­ это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе; ­ это развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и снижения понимания и сочувствия по отношению к коллегам, воспитанникам и их  родителям. Каковы   же   причины   возникновения   СЭВ  (синдрома   эмоционального выгорания) у педагогов:                                                                                                                        (Слайд 4)  повышенная   ответственность   педагога   в   выполнении   своих профессиональных функций; 2           загруженность в течении рабочего дня; высокая эмоциональная включенность в деятельность ­ эмоциональная перегрузка; неблагоприятные   социальные   условия  и   психологическая   обстановка   на рабочем месте; необходимость   творческого   отношения   к   своей   профессиональной деятельности; необходимость владения современными методиками и технологиями обучения. отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; жесткие   временные   рамки   деятельности   (занятие,   семестр,   год), ограниченность времени урока/занятий для реализации поставленных целей; неумение регулировать собственные эмоциональные состояния; «неотрегулированность»   организационных   моментов   педагогической деятельности:   нагрузка,   расписание,   кабинет,   моральное   и   материальное стимулирование; ответственность перед администрацией, коллегами, обществом в целом за результат своего труда; отсутствие   навыков   коммуникации   и   умения   выходить   из   трудных ситуаций общения с учащимися, коллегами, администрацией.                                                                                                                   (Слайд 5­6) Было выявлено, что  факторами, влияющими на эмоциональное выгорание, Таким   образом, монотонный   возрастающий   характер,  синдром   эмоционального   выгорания   носит   не   а   существует   определенная 3 являются:  1. Стаж педагогической деятельности. В период от 1 до 3 лет возрастные границы   в   данной   группе   составляют   от   22­25   лет,  проблема   эмоционального выгорания   проявляется   у   8%   педагогов.   Чаще   всего   состояние   эмоционального выгорания   проявляется   у  50%   педагогов   со   стажем   от  5   до   7  и      7   до   10  лет, возрастные границы которой составляют 25­35 лет. У молодых специалистов, как и у специалистов с 10­летним стажем  возрастные границы, которой составляют 29­39   лет,   проявление   эмоционального   выгорания   является   невысоким   (10%). Однако в период от 15 до 20 лет, возрастные границы которых составляют 35­41 год.    проблема эмоционального выгорания проявляется уже у 21% педагогов, а  у педагогов со стажем работы более 20 лет, возрастные границы 40 ­53 года, все фазы синдрома эмоционального выгорания также имеют тенденцию к росту. Но среди них педагогов   со   сформировавшимся,   формирующимся   и   не   сформировавшимся синдромом оказалось примерно равное количество по 36%. закономерность   его   проявления, профессиональных кризисов педагога.                                                                                                                зависящая   от   возрастных   и 2. Частота проявления эмоционального выгорания в течение года:  − 56% педагогов испытывают данное состояние 1­2 раза в год;  − 34% – 4 и более раз в год;  − 10% – не испытывают вообще.  Наиболее   остро   состояние   эмоционального   выгорания   педагоги начинают чувствовать в начале своей деятельности после отпуска, каникул, курсов, то есть после того, как они были временно выключены из собственно педагогической деятельности. Это подтверждает  вывод  о том, что  одна из главных функций состояний помогающая   организму  адаптационная,  эмоционального   выгорания   – приспособиться к стрессогенным для него условиям.  3.   Также   на   состояние   педагогов   влияют  ситуации   эмоционально неадекватного общения с администрацией и родителями (ситуацию общения с родителями в последние годы особенно часто выделяют педагоги детского сада) – 37%.  Наибольший   процент   педагогов   (68%)   выделяют   следующие   ситуации эмоционального выгорания, это такие как:   проведение открытых занятий; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения;   окончание учебного года.  Таким   образом,  основными  причинами   возникновения   состояний эмоционального выгорания в педагогической деятельности являются:  1. Высокая эмоциональная включенность в работу.  2. Временные рамки деятельности (занятие, окончание года).  3. Ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за результат своего труда.  4.Организационные моменты педагогической деятельности: нагрузка, моральное и материальное стимулирование.  5. Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния.  6. Отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией.                                                                                                                       (Слайд 7) Признаки эмоционального выгорания  Истощение  Усталость 4  Бессонница  Негативные   установки   по   отношению   к ученикам и родителям  Пренебрежение своими обязанностями  Роль психостимуляторов  Усиление агрессивности профессионального   Он проходит три   стадии  (Маслач,   1982)   ­   три   лестничных   пролета   в   глубины профессиональной непригодности: выгорания развивается   постепенно. Синдром   Стадии профессионального выгорания:                                                                                                                                                                                    (Слайд 8) ПЕРВАЯ СТАДИЯ:  начинается   приглушением   эмоций,   сглаживанием   остроты   чувств   и свежести   переживаний;  специалист   неожиданно   замечает:   вроде   бы   все   пока нормально, но... скучно и пусто на душе;  исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;  возникает   состояние   тревожности,   неудовлетворенности;  возвращаясь, домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте меня в покое!»                                                                                                                      (Слайд 9) ВТОРАЯ СТАДИЯ:  возникают недоразумения с коллегами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;  неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии коллег ­ вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение   профессионала   ­   это   неосознаваемое   им   самим   проявление   чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.                                                                                                           (Слайд 10) ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:  притупляются  представления   о   ценностях   жизни,   эмоциональное отношение   к   миру  «упрощается»,   человек   становится   опасно   равнодушным   ко всему, даже к собственной жизни;  такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.                                                                                                                                                                                                                                              (Слайд 11) 5 Психологи   выделяют   три   составляющие   профессионального   выгорания: эмоциональное истощение, обезличивание и снижение самооценки.  Эмоциональное   истощение  представляет   собой   основную   составляющую профессионального   выгорания.   Это   состояние   характеризуется   ощущением эмоционального перенапряжения и отсутствия достаточной энергии для того, чтобы встретить новый день.   Обезличивание,  или  деперсонализация  – это межличностная составляющая профессионального выгорания. Чувствуя себя опустошенным и изнуренным, человек выстраивает эмоциональную стенку обособленности и общается с окружающими в негативной или жесткой манере.  Пониженная самооценка отражает внутреннюю, самооценочную составляющую психического истощения.  Этот   аспект   характеризуется   растущим   чувством   неадекватности   и   может привести   к   вынесению   самому   себе   приговора   о   полном   провале.   Последствия выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических.                                                                                                                                                                                                         (Слайд 12) Существуют следующие симптомы проявления синдрома выгорания: Психофизические симптомы:  чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);  ощущение эмоционального и физического истощения;  общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);  частые   беспричинные   головные   боли;   постоянные   расстройства желудочно­кишечного тракта;  резкая потеря или резкое увеличение веса;  полная или частичная бессонница;  постоянное  заторможенное,   сонливое   состояние  и   желание   спать   в течение всего дня;  одышка   или   нарушения   дыхания   при   физической   или   эмоциональной  нагрузке; заметное   снижение   внешней   и   внутренней   сенсорной   чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания. Социально­психологические симптомы:  безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);  повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;  частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя); 6  постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации   причин   нет   (чувство   вины,   обиды,   стыда,   подозрительность, скованность);  чувство   неосознанного   беспокойства   и   повышенной   тревожности (ощущение, что «что­то не так, как надо»);  чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;  общая   негативная   установка   на   жизненные   и   профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»). Поведенческие симптомы:  ощущение,   что   работа   становится   все   тяжелее   и   тяжелее,   а выполнять ее ­  все труднее и труднее;  сотрудник   заметно   меняет   свой   рабочий   режим   (увеличивает   или сокращает время работы);  постоянно,   без   необходимости,   берет   работу   домой,   но   дома   ее   не делает;  чувство бесполезности, неверие в улучшения,  снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;  невыполнение   важных,   приоритетных   задач   и   «застревание»   на   мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям, трата большей части   рабочего   времени   на   мало   осознаваемое   или   не   осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;  снижение критичности, невозможность сконцентрироваться;  злоупотребление   алкоголем,   резкое  возрастание   выкуренных   за   день сигарет, применение наркотических средств. Представьте   себе,   что   с   этой   напряженностью   ­   со   стиснутыми   зубами­ воспитатель входит в группу. И детям даже ничего не надо говорить: происходит невербальный   контакт,   ведь   мы   знаем,   что  на   80%   наше   тело   считывает информацию с собеседника, и только на 20% ­ глаза и уши.   Поэтому только здоровый и духовно развитый педагог может воспитать психологически здорового человека. На   сегодняшний   день   используются   разнообразные   подходы   в   разрешении обозначенных выше трудностей.  Важным   аспектом   в   профессиональной   деятельности   педагога   является саморегуляция.  Необходимость саморегуляции возникает тогда, когда педагог сталкивается с новой,   необычной,   трудноразрешимой   для   него   проблемой,   которая   не   имеет однозначного решения и вызывает повышенную эмоциональную напряженность.  Существует  рекомендации   для   профилактики   и   устранения «эмоционального выгорания».  7 Вопрос №1  Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня  Варианты ответов в баллах:  Почти никогда          0  Редко                         1  Часто                         2  Почти всегда              3                                                                            (Слайд 15) Вопрос №2  Я плохо засыпаю из­за переживаний, связанных с работой  Варианты ответов в баллах:  Почти никогда         0  Редко                        1  Часто                        2  Почти всегда             3                                                                              (Слайд 16) Вопрос №3  Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня  Варианты ответов в баллах:  Почти никогда        0  Редко                       1  Часто                       2  Почти всегда            3                                                                              (Слайд 17) Вопрос №4  После рабочего дня я могу срываться на своих близких Варианты ответов в баллах:  Почти никогда       0  Редко                      1  Часто                      2  Почти всегда           3                                                                                (Слайд 18) Но прежде чем перейти к ним, я предлагаю Вам пройти небольшой тест.                                                                                                                          (Слайд 13) Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания                                                                                                                        (Слайд 14) Вопрос №5  Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела  Варианты ответов в баллах:  Почти никогда       0  Редко                      1  Часто                      2  Почти всегда           3                                                                                (Слайд 19) 8  Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после Вопрос №6 рабочего дня  Варианты ответов в баллах:  Почти никогда       0  Редко                      1  Часто                      2  Почти всегда           3                                                                                (Слайд 20) Вопрос №7  Моя работа плохо влияет на мое здоровье  Варианты ответов в баллах:  Почти никогда      0  Редко                     1  Часто                     2  Почти всегда          3                                                                                 (Слайд 21) Вопрос №8  После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил  Варианты ответов в баллах:  Почти никогда     0  Редко                    1  Часто                    2  Почти всегда         3                                                                                  (Слайд 22) Вопрос №9  Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей  Варианты ответов в баллах:  Почти никогда    0  Редко                   1  Часто                   2  Почти всегда      3                                                                            (Слайд 23) По   окончании   тестирования   я   предлагаю   вам   по   набранным   баллам, определить на каком уровне эмоционального выгорания вы сейчас находитесь? Интерпретация результатов    менее 3­х баллов  – низкий уровень эмоционального выгорания  от 3 до 12 баллов – средний уровень эмоционального выгорания  выше 12 баллов   – высокий показатель эмоционального выгорания. Ну   а   для   того,   чтобы   стабилизировать   свое   эмоциональное   состояние,   я  рекомендациями   по   профилактике предлагаю   вам   ознакомиться   с профессионального выгорания.                                                                 (Слайд 24) 9 Рекомендации педагогам по профилактике профессионального выгорания   НЕ скрывайте свои чувства.  Проговаривайте ваши эмоции и  обсуждайте их вместе с окружающими;  НЕ   избегайте   говорить   о   том,   что   случилось.   Используйте   каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими;  НЕ   позволяйте   вашему   чувству   стеснения   останавливать   вас,   когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь;  НЕ   ожидайте,   что   тяжелое   состояние,   характерное   для   выгорания, уйдут сами по себе. Вам необходима помощь.   Выделяйте достаточно времени для сна, отдыха, размышлений;  Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе;    Постарайтесь сохранять благоприятный   распорядок   вашей жизни.  Старайтесь   смотреть   на   вещи оптимистично;  Найдите время, чтобы побыть наедине с собой;  НЕ   позволяйте   окружающим требовать   от   вас   слишком многого;  НЕ старайтесь делать вид, что вам нравится то, что вам не нравится;  НЕ оказывайте слишком большое давление на своих детей;  Старайтесь реже говорить: «Я это не смогу сделать»;  Использовать возможность выступить с речью;  Следите за питанием и фигурой;  Позволяйте себе «маленькие женские радости»;  НЕ забывайте, что вы женственны и красивы.                      ПОМНИТЕ:   РАБОТА  ­  ВСЕГО  ЛИШЬ  ЧАСТЬ  ЖИЗНИ!                                                                                                                     (Слайд 25) Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания. Педагог должен:  снижать рабочее напряжение, повышать профессиональную мотивацию;  выравнивать   баланс   между   затраченными   усилиями   и   получаемым вознаграждением;  стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; 10  учится переключаться с одного вида деятельности на другой;  проще относиться к конфликтам на работе;  не пытаться быть лучшим всегда и во всем.                                                                                                                   (Слайд 26) Важным для педагогов является САМОВНУШЕНИЕ И САМОПООЩРЕНИЕ. • Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.  • В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря:  «МОЛОДЕЦ!», «УМНИЦА!», «ЗДОРОВО ПОЛУЧИЛОСЬ!», «Я ОТЛИЧНО СПРАВИЛАСЬ!», «КАК Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ!».    Дарите себе подарочки и милые безделушки, которые всегда поднимут вам                                                                                                                    (Слайд 27) настроение. Отсюда следуют выводы: Заботьтесь о своем психическом здоровье, коллеги! Не доводите уровень психических нагрузок до критических!                                                                                                                       (Слайд 28) Конфуций говорил: «Будьте добрым, если захотите!   Будьте мудрым, если сможете!   Но здоровыми вы должны быть всегда!» Помните, что Вы должны заботиться о своем здоровье, а улучшить свою жизнь можно только через изменение отношения к ней, через восприятие ее как самого ценного дара, через мудрость радоваться каждому дню, минуте, впечатлению.                                                                                                                 (Слайд 29) Чаще   благодарите   коллег.   Проявляйте   заинтересованность их профессиональной деятельностью и проблемами жизни.   Ведь «Все наши сетования по поводу того, чего мы лишены, проистекают от недостатка благодарности за то, что мы имеем».                            (А. Дефо).                                                                                                            (Слайд 30­31)                  УЛЫБАЙТЕСЬ   ЖИЗНИ,  И  ОНА  УЛЫБНЕТСЯ  ВАМ  В  ОТВЕТ! Список используемой литературы: 1.   Аминов   А.Н.   Российская   энциклопедия   социальной   работы   //   Синдром эмоционального сгорания: В 2 т. Т. 2. ­ М., 1997.  11 2.   Водопьянова   Н.Е.,   Старченко   Е.С.   Синдром   выгорания:   диагностика   и профилактика.   ­   СПб.:   Питер,   2005.   3.   Качюнас   Р.   Психологическое консультирование   и   групповая   психотерапия.   ­   3­е   изд.,   стереотип.   ­   М.: Академический проект; Трикста, 2004.  4.   Малкина­Пых   И.Г.   Психология   экстремальных   ситуаций   //   Справочник практического психолога. ­ М.: Эксмо, 2005.  5.   Осухова Н.Г. Не думай о клиенте свысока // Школьный психолог, 2003, № 3.  6.   Осухова Н.Г. Сгоревшие на работе // Здоровье, 2003, № 9.  7.   Осухова Н.Г., Лотова И.П., Шадура А.Ф. и др. Социально­психологическая адаптация кадровых военнослужащих, уволенных в запас или отставку: теория и   практика   /   Под   ред.   Н.Г.   Осуховой,   И.П.   Лотовой.   ­   М.:   Издательская корпорация «ЛОГОС», 1999.  8.   Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. ­ СПб.: Питер, 2000.  9.  Самоукина Н.В. Карьера без стресса. ­ СПб.: Питер, 2003.  10.Филина С. О «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности // Школьный психолог, 2003, № 7.  11.Форманюк   Т.В.   Синдром   эмоционального   сгорания   как   показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии, 1994, № 6. 12. Е. А. Чекунова, Т. П. Колодяжная Сохранение здоровья детей и педагогов в условиях детского сада / учебно­методическое пособие. М. 2010. 12

Семинар для педагогов ДОУ «ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Семинар для педагогов ДОУ «ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Семинар для педагогов ДОУ «ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Семинар для педагогов ДОУ «ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Семинар для педагогов ДОУ «ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Семинар для педагогов ДОУ «ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Семинар для педагогов ДОУ «ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Семинар для педагогов ДОУ «ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Семинар для педагогов ДОУ «ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Семинар для педагогов ДОУ «ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Семинар для педагогов ДОУ «ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Семинар для педагогов ДОУ «ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Семинар для педагогов ДОУ «ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Семинар для педагогов ДОУ «ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Семинар для педагогов ДОУ «ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Семинар для педагогов ДОУ «ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Семинар для педагогов ДОУ «ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Семинар для педагогов ДОУ «ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Семинар для педагогов ДОУ «ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Семинар для педагогов ДОУ «ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Семинар для педагогов ДОУ «ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Семинар для педагогов ДОУ «ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Семинар для педагогов ДОУ «ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Семинар для педагогов ДОУ «ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2018
Посмотрите также: