Семинар для педагогов на тему: «Особенности человеческой коммуникации»
Оценка 4.6

Семинар для педагогов на тему: «Особенности человеческой коммуникации»

Оценка 4.6
Семинары
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
09.03.2019
Семинар для педагогов на тему: «Особенности человеческой коммуникации»
Межличностная коммуникация – всегда обмен информацией. Даже если фраза, сказанная одним партнёром, «разбилась» о молчание собеседника, обмен информацией произошел: говорящий получил коммуникативный знак от собеседника в виде отсутствия видимой реакции. Коммуникативный акт всегда подразумевает наличие как минимум двух партнёров, связанных между собой общей информацией. Информация помещает партнёров в единое информационное пространство. После такого обмена информацией – есть и общее настроение, и кое-что о личности общающихся, и некоторые наметившиеся отношения друг с другом.
!!! +++Особенности человеческой коммуникации 06.doc
Семинар для педагогов на тему: «Особенности человеческой коммуникации» Цель: продолжить работу по развитию у педагогов коммуникативных умений  и навыков. Задачи: Дать понятие что такое межличностная коммуникация.  Раскрыть суть, секреты, нюансы межличностных отношений. План 1. Пояснительная записка 2. Межличностная коммуникация. 3. Притча. 4. Хочешь я скажу, что о тебе думаю или механизм обратной связи. 5. Практическая часть. ( советы как принимать обратную связь). 6. Коммуникативные барьеры. 7. Причины возникновения коммуникативных барьеров. 8. Общение и одежда. 9. Невербальный язык общения установок при общении. 10. Практические советы как узнать о своей коммуникативной позиции. Пояснительная записка Рассмотрим   понятие   межличностная   коммуникация.   Понятие межличностная коммуникация широко используется в ходе анализа способов контактов   и   взаимодействия   между   партнерами,   приема   информации,   ее переработки   и   означает   процесс   обмена   сообщениями   и   их   интерпретации двумя или несколькими индивидами, вступивших в определенные отношения друг   с   другом.   Другими   словами,   это   коммуникация   в   ситуации межличностных взаимодействий или межличностных отношений (иногда эти словосочетания даже используются в качестве синонимов), при этом прежде всего имеются в виду процессы обмена, т. е. взаимной обращенности друг к другу, отклику друг на друга участвующих в общении людей. Межличностные отношения – это система убеждений, установок, ориентаций, ожиданий,   стереотипов   и   других   диспозиций,   через   которые   люди воспринимают   и   оценивают   друг   друга,   а   их   реализация   как   раз   и осуществляется   посредством   межличностной   коммуникации.   Такое   важное свойство коммуникации как ее функциональность здесь проявляется наиболее ярко.   В   качестве   примера   можно   привести   семейные   отношения,   а   также общение   внутри   различных   компаний   близких   и/или   случайных   людей. Контакты в таких случаях могут быть длительными или кратковременными,   частными   или   публичными, произвольными   или   преднамеренными, вербальными   или   невербальными,   но   все   они   направлены   на   достижение понимания, определенного согласия либо на взаимные изменения поведения, отношений и установок партнеров. И хотя, как отмечалось, коммуникация на этом уровне характеризует обмен сообщениями между некоторым, обычно небольшим и ограниченным числом людей («между личностями»), но в ее основе всегда стоит взаимодействие в диаде, т. е. контакт «лицо в лицо». Суть коммуникативного процесса здесь в том, что это не просто взаимное информирование партнеров, а постоянное уточнение   информации,   ее   обогащение   и,   таким   образом,   совместное постижение предмета обсуждения.  Межличностная коммуникация – всегда обмен информацией. Даже если  фраза, сказанная одним партнёром, «разбилась» о молчание собеседника,  обмен информацией произошел: говорящий получил коммуникативный знак  от собеседника в виде отсутствия видимой реакции. Коммуникативный акт  всегда подразумевает наличие как минимум двух партнёров, связанных между собой общей информацией. Информация помещает партнёров в единое  информационное пространство. После такого обмена информацией – есть и  общее настроение, и кое­что о личности общающихся, и некоторые  наметившиеся отношения друг с другом. Таким   образом   межличностная   коммуникация   –   это   процесс   обмена информацией,   который   приводит   к   развитию   и   изменению     последней,   в общем   информационности,   создаваемом   партнерами   по   общении.   В преобладающем большинстве случаев при общении двух человек один хочет высказать то, что думает, а второй понять смысл высказывания. Оба партнера стремятся найти общий смысл диалога. Притча: «Однажды у одной матери сын совершил плохой поступок и она в порыве чувств   рассказала   ему   быль:   «Жили­были   бабушка   и   дедушка.   Они воспитывали внука, родители которого погибли. Дедушка и бабушка ни в чём внуку не отказывали давали ему всё, что он захочет, дом у них был полная чаша. А внук не ценил этого, и начал совершать плохие поступки один за другим. Когда дедушка с бабушкой об этом узнали, расстроились. Они начали беседовать со своим внуком: «как же так ты почему так поступаешь?» но внук не принял во внимание беспокойство  родственников и продолжал  совершать плохие поступки. Тогда дедушка взял досточку и за каждый проступок внука прибивал  в  неё гвоздь. И  когда  на досточке  не  осталось  места последний гвоздь   еле­еле   вместился   на   ней,   дедушка   взмолился   :   «Почему   ты   так поступаешь, посмотри  , уже  на  досточке   нет  места, сколько   же  много  ты совершил   плохих   поступков!»   Внук   подумал   и   ответил:   «теперь   я   буду хорошо себя вести и за каждый хороший поступок вытаскивать по гвоздю из досточки».   Когда   на   досточке   не   осталось   не   одного   гвоздя   внук   сказал: «Дедушка, посмотри, какой я молодец, на досточке ничего не осталось». На это   дедушка   ответил,   а   ты   переверни   досточку   и   посмотри   сколько   на обратной стороне рубцов, она вся корявая, вот так и на моём сердце осталось столько рубцов из­за твоих плохих поступков». Мать продолжала вот сынок и у меня на сердце остался рубец от твоего плохого поступка. Послушав мать,   заплакал.   Прошло   время,   он   настолько   изменился,   что   даже сын   родственники недоумевали, что так повлияло на их сына, внука и брата». Это один из примеров, того, как мать отреагировала на поступок сына здесь и сейчас т.е. обратной связью. Хочешь  я скажу, что о тебе думаю или механизм обратной связи. Обратная связь – это информация о том, как слушатель воспринимает коммуникатора   и   как   воспринимает   его   слова.   Обратная   связь   является неотъемлемой частью любого коммуникативного обмена, содержится в любом общении.   Благодаря   ей   общение   становится   отменным   приобретает психологический   подтекст.   Канал   обратной   связи   призван   служить благородной цели – способствовать взаимопониманию. Это помощь партнёру по   общению,     а   именно   как   воспринимаются   его   слова,   поступки,   какие чувства он вызывает у других людей, обратная связь важная составляющая человеческого общения. Практическая часть Советы как давать обратную связь: 1.О.С. должна содержать информацию о том, что произошло сейчас, а не в прошлом. 2. О.С. необходимо давать к месту и в выверенных дозах. Давать тогда, когда у партнёра есть время её осмыслить, не бросать её в спину. 3. О.С. не стоит навязывать. Её можно предлагать. Рассмотрите приёмы обратной связи. Задание № 2 Перечислите   наиболее   выраженные   признаки   по   которым   можно   судить   о настроении человека. Советы как принимать обратную связь. 1.О.С. необходимо выслушать до конца. 2.  Выслушав   всю   информацию,   полезно   осмыслить   и   вернуть   говорящему: «Если я вас правильно поняла, вы имели в виду…» Этот приём улучшает взаимопонимание и разряжает атмосферу диалога. 3.   К   информации   необходимо   относиться   серьёзно   и   спокойно.   Следует помнить, что это всего лишь субъективное мнение говорящего, его лишь точка зрения. 4. Её  нужно просто принять к сведению. Задание № 3 Определите как вы будете строить отношение с изображенными на этих  рисунках людьми. Барьеры, возникающие приобщении: Коммуникативные барьеры     по своей психологической природе  коммуникативный барьер является механизмом защиты от нежелательной  информации и, как следствие, от нежелательного воздействия. По своей сути коммуникативные  барьеры – это психологические препятствия различного   происхождения,   которые   слушатель   устанавливает   на   пути нежелательной  информации. Существует три формы коммуникативных барьеров: 1   форма:  изобретение   –   самый     сложный   барьер.   Это   можно   сделать   как физически так и психологически забыть информацию. 2 форма: авторитет – обесценивается за счет авторитетности её источника «яйца курицу не учат» ­ известная формула снижения авторитета. 3  форма:   непонимание   –  это   самый   тонкий   и   изощрённый   способ   снизить неблагоприятное воздействие нежелательной информации. Причины возникновения коммуникативных барьеров. Они скрываются в содержательных и формальных характеристиках  сообщения – фонетических, стилистических семантических, в ложке его  настроения. Рассмотрим их: Фонетический барьер, возникает иногда, когда участники общения говорят на  различных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и  (дикции), искажен грамматический строй высказываний: Не выразительная речь Речь – скороговорка Речь с большим количеством звуков – паразитов. Семантический барьер в общении возникает из­за несовпадения или различий. Это проблема жаргонов и сленгов. Логический   барьер  –   возникает   тогда,   когда   логика   высказывающегося слишком сложна для восприятия слушателя, либо кажется ему несерьёзной, противоречит присущей ему манере доказательств. Мотивационный   барьер возникает,   если   у   партнеров   разные   мотивы вступления в контакт, например: один заинтересован в развитии общего дела, а другого интересует только немедленная прибыль. В таком случае лучше с самого   начала   выяснить   намерения   друг   друга,   согласовать   мотивы сотрудничества. Если это не удастся, совместная работа обречена на неудачу. Барьер   некомпетентности. Некомпетентность   партнера   вызывает   чувство досады, ощущение потерянного времени. Если партнер совсем не разбирается в проблеме, лучше вежливо «свернуть» разговор; если он владеет вопросом частично, а обратиться больше не к кому, нужно ввести его в курс дела, не подчеркивая при этом свою большую осведомленность. Этический   барьер возникает   тогда,   когда   взаимодействию   с   партнером мешает   его   нравственная   позиция,   несовместимая   с   вашей.   Идти   ли   на компромисс, каждый решает сам, а вот пытаться перевоспитать или стыдить партнера не рекомендуется. У   каждого   человека   свой   стиль   общения.   Он   зависит   от   темперамента, характера,   мировоззрения   и   формируется   под   влиянием   воспитания, окружения,   профессии.   Поэтому   в   деловом   общении   часто   может возникать барьер стилей общения. Содержание стиля общения составляют ∙         преобладающий   мотив   общения   (взаимодействие,   самоутверждение, эмоциональная поддержка собеседника и т.п.); ∙        отношение к другим людям (мягкость, доброжелательность, терпимость, жестокость, рационализм, эгоцентризм, предубежденность и т.п.); ∙         отношение   к   себе   (самолюбование,   признание   своих   недостатков, отстаивание «чести мундира», навязывание своего мнения и т.п.); ∙         характер воздействия на людей (давление, принуждение, манипуляция, сотрудничество, личный пример, невмешательство и т.п.). Как же сделать так, чтобы стиль общения партнера не стал препятствием в общении с ним? Необходимо осознать, что стиль поведения человека – это проявление его глубинных сущностных характеристик, и. если это не мешает делу, его следует принимать, каким бы ни было наше отношение. Эстетический   барьер возникает   в   том   случае,   когда   партнер   неопрятно, неряшливо   одет   или   обстановка   в   его   кабинете,   вид   рабочего   стола   не располагают   к   беседе.   Преодолеть   внутреннее   препятствие   к   ведению разговора  трудно, и  тем  не менее, если  этот   контакт  очень  нужен,  нельзя показывать, что нас что­то коробит. Комфортному   общению   может   препятствовать   и разное   социальное положение партнеров, особенно если один из них привык испытывать трепет перед   начальством.   Избавиться   от   такого   отношения   помогает   следующая установка   перед   разговором:   «Начальник   такой   же   человек,   как   и   я.   Ему присущи все человеческие слабости. У меня нет причин для волнения. Я буду говорить спокойно и просто, рассчитывая на понимание. Я уважаю себя и свое дело, и он это почувствует». Барьер   отрицательных   эмоций возникает   в   общении   с   расстроенным человеком.   Если   партнер,   который   обычно   с   вами   вежлив,   встречает   вас нелюбезно, разговаривает не поднимая глаз и т.п., не спешите принимать это на свой счет: может, он не в состоянии справиться с плохим настроением из­за хода   собственных   дел,   семейных   неурядиц   и   т.п.   Необходимо,   придя   на встречу   заранее,  постараться   узнать,  какая   обстановка   на  фирме,  в   каком настроении   деловой   партнер.   Иногда   бывает   лучше   перенести   разговор   на другое   время.   Если   это   невозможно,   то   надо   в   начале   разговора   помочь партнеру улучшить его эмоциональное состояние. , также влияет на то, Состояние здоровья человека, физическое или духовное   как человек общается. Наблюдательным людям не составляет большого труда по   внешним   признакам   догадаться   о   том,   что   происходит   с   человеком, выбрать соответствующий тон, слова или сократить время общения, чтобы не утомлять собеседника, которому нездоровится. Психологическая   защита, выстраиваемая   деловым   партнером,   ­   серьезный барьер общения. Осознав, что барьер в общении с неудобным сотрудником или   партнером   вызван   его   желанием   защититься,   попробуйте   изменить отношение к нему, и сложности в общении с таким человеком постепенно исчезнут.  Барьер   установки. Ваш   деловой   партнер   может   обладать   негативной установкой по отношению к вам или к фирме, представителем которой вы являетесь. Если вы столкнулись в барьером установки, лучше не пытаться переубеждать партнера. Спокойно отнеситесь к неприязни как к проявлению невежества,   слабости,   отсутствия   культуры,   простой   неосведомленности. Тогда несправедливое отношение не будет вас задевать, а вскоре оно и вовсе исчезнет,   так   как   ваши   дела   и   поступки   заставят   партнера   изменить   свое мнение. Семантический барьер возникает тогда, когда деловые партнеры пользуются одними и теми же знаками (в том числе словами) для обозначения совершенно разных   вещей.   Причины   возникновения   этого   барьеры   различны.   Чтобы преодолеть семантический барьер, необходимо понять особенности партнера, использовать понятную для него лексику; слова, имеющие разные значения, необходимо объяснять, в каком смысле то или иное слово вы использовали.     (логический барьер) очень мешает общению. Неумение выражать свои мысли   Гельвеций   говорил:   «Требуется   гораздо   больше   ума,   чтобы   передать   свои идеи, чем чтобы иметь их… Это доказано тем, что существует много людей, которые считаются умными, но пишут очень плохие сочинения». Необходимо набраться   терпения   и   использовать   все   свое   умение   слушать,   задавать вопросы, чтобы получить от партнера необходимую информацию.     (фонетический   барьер) очень   мешает   эффективному Плохая   техника   речи   общению. Но если вы заинтересованы в контакте именно с этим партнером, придется приспосабливаться к его манере говорить и не показывать вида, что вы чем­то недовольны. Неумение   слушать проявляется   в   том,   что   партнер   перебивает,   начинает говорить о своем или уходит в собственные мысли и вовсе не реагирует на ваши   слова   (подробнее   см.   Слушание   в   деловой   коммуникации). Компенсировать неумение партнера слушать можно только своим искусством говорить. Барьер   модальностей возникает   тогда,   когда   человек   не   задумывается   о приоритетном   канале   восприятия   информации   (подробнее   см.   Вербальные средства   коммуникации).   Знание   того,   что   у   каждого   человека   есть определенный приоритетный канал восприятия, делает нас терпимее, а умение его   определять   позволяет   найти   адекватный   язык   общения   с   конкретным собеседником,   сделать   контакт   с   ним   не   только   бесконфликтным,   но   и эффективным.   Для   того   чтобы   в   коммуникации   не   возникал   барьер модальностей, нужно передавать информацию в той модальности, в которой ее   легче   всего   воспринимать   партнеру,   в   той   форме,   в   которой   она   ему понятна. Барьер характера тоже создает сложности в общении. У каждого человека свой характер, но воспитанные люди умеют вести себя так, чтобы их характер не был источником конфликта. Не все, однако, хотят и умеют разобраться в себе   и   контролировать   себя.   Люди   с   ярко   выраженными   особенностями темперамента могут быть неудобными собеседниками. Невежливость  – это тот барьер, который мешает и правильно воспринимать партнера,   и   понимать,   что   он   говорит,   и   взаимодействовать   с   ним.   К сожалению,   проявления   невоспитанности   нередки   даже   в   деловой коммуникации.   Невежливое   обращение   можно   пресечь   спокойной,   без раздражения,   собственной   вежливостью.   Бывают   ситуации,   когда   вы вынуждены   выслушать   справедливое   или   несправедливое   выражение возмущения. Помните, что ваша цель – сотрудничество, а не конфликт. Когда человек груб, возникает желание тотчас резко поставить его на место. Но это может привести к перебранке. Лучше ответить холодным и спокойным тоном. На   многих   это   действует   отрезвляюще.   Есть   и   другие   способы   успокоить возмущенного собеседника: ∙        прием   «чужая   роль»: если   собеседник   возмущается   или   кричит, попробуйте   войти   в   его   положение,   посмотреть   на   ситуацию   его   глазами; стоит   сказать   человеку   «Понимаю   Вас»   ­   и   появляется   возможность конструктивно повести разговор; ∙        сочувственное отношение к партнеру: помните, что признание правоты собеседника и сочувствие ему обычно гасят огонь возмущения; ∙         напряженную   обстановку   можно   разрядить   и шуткой,   но   она   даст нужный эффект лишь тогда, когда вы уверены в том, что у вашего партнера есть чувство юмора; ∙        прием   отстранения: можно   ненавязчиво   рассматривать   кричащего, сосредоточившись   на   какой­нибудь   мелочи   в   его   костюме   или   прическе; можно размышлять о его возрасте, семейном положении, любимом занятии; полезно   также   анализировать   речь:   особенности   произношения   слов, богатство   лексики,   интонации,   удачные   речевые   обороты,   ошибки   в произношении слов и построении фраз. Эти приемы позволяют перенести неблагоприятное воздействие без стресса. Разрядившись и не заведя вас, партнер обычно чувствует себя неловко, а то и испытывает   чувство   вины.   В   таком   состоянии   он   готов   к   продолжению контакта.   И   теперь   все   зависит   от   вашего   желания   общаться   с   этим человеком. Чтобы   не   возникал   барьер   невежливости   в   общении   с   вами,   будьте внимательны к партнеру с первой же минуты разговора. Как преодолеть барьеры в общении?  Прежде   всего   –   вырабатывать   чувство   собственного   достоинства, уверенность в себе. Помогает также умение видеть за каждым неадекватным поступком человека проявление его психологических особенностей, а может быть, и проблем. Обратите внимание на наши типичные ошибки  при общении: ∙        неправильные   ожидания   в   отношении   партнера (неправильные ожидания возникают в результате следующей ошибки: если мы знаем человека недостаточно, лишь какую­то его положительную или отрицательную черту, то нередко достраиваем его образ как положительный или отрицательный, а потом связываем свои ожидания с нами же созданным образом); ∙        нам кажется, что партнер должен догадываться о том, что мы чувствуем (лучше   сразу   четко   сформулировать   свои   ожидания,   объяснить причины и т.д.); ∙        не   улавливаем   подтекст   разговора (часто   мы   не   предполагаем,   что партнер   тоже   может   прямо   не   высказывать   свои   желания   и   истинное настроение); ∙        если поведение человека нам неприятно, нам кажется, что он плохо к нам относится или даже делает это нам назло (причина же может быть совсем   в   другом;   людей   обычно   огорчают   и   раздражают   несправедливые обвинения   в   плохом   отношении,   получается,   что   мы   сами   и   провоцируем конфликт); ∙        мы   стараемся   оправдать   ожидания   собеседника (в   общении   с хорошим   человеком   это   приводит   к   неестественности   отношений,   которая нередко обнаруживается в самый неподходящий момент; если же мы идем на поводу у манипулятора, последствия еще хуже.). Жизнь сталкивает нас с разными людьми. И очень редко дарит тех, в общении с которыми барьеры не возникают. Поэтому следует быть снисходительными к   проявлениям   некоммуникабельности   и   уметь   делать   общение бесконфликтным.   Чтобы   преодолеть   барьеры   в   общении,   нужно   поставить «диагноз»   себе   или   партнеру   и   так   построить   свое   поведение,   чтобы уменьшить или устранить барьер. Задание № 4 Составьте пожалуйста диалоги людей, изображённых на картинке. Общение и одежда. Потребность в общении диктует нам как необходимо одеваться, чтобы быть принятым определенным кругом лиц. При   общении   на   равных   лучше,   когда   мы   одеты   примерно   одинаково   с партнером по общению (но не повышаем его абсолютно). Совпадение   стилистики,   формы,   ткани,   дороговизны   изделия   способствует благоприятному   исходу   контакта.   Одежда   помогает   разворачиваться общению в соответствии с ролью, На   которую   претендует   человек.   Она   помогает   достичь   социального комфорта в принятии и признании другими людьми особую роль она занимает в формировании первого впечатления. Если   для   Вас   важно,   чтобы   общение   состоялось,   обратите   внимание   на одежду. Хорошо одеваться с позиции психологии – это грамотно управлять общением! Невербальный язык общения. Человечество   весьма   изобретательно   в   создании   невербальных   языков общения и, в частности, передачи информации. Невербальная   коммуникация   играет   огромную   роль   в   человеческом взаимодействии. Значительная   часть   информационного   обмена   в   области   невербального общения. В   частности,   именно   к   его   средствам   чаще   всего   прибегает   человек   при передаче обратной связи партнёру по общению. Через   систему   невербальных   средств   трансформируется     информация   о чувствах, испытываемых людьми в процессе общения, к анализу невербалики мы   прибегаем   иногда,   когда   не   доверяем   словам   партнёра.   Тогда   тесты мимика   и   контакт   глаз   несёт   70   %   информации)   помогают   определить искренность собеседника. Невербальные   средства   являются   важным   дополнением   речевой коммуникативности, естественно они вклиниваются в ткань межличностного общения,   делают   процесс   коммуникации   более   открытый,   усиливают   или ослабевают речь. Как люди  передают информацию при общении по Алану Пизу информация передается за счёт:    слов звука (интонация, громкость) Невербальных средств (жесты, мимика). 5 % 35 % 55 % Несколько полезных установок при  общении: 1. Никогда   не   спешите   делать   категоричных   выводов   по   первому впечатлению, особенно избегайте негативных оценок. 2. Помните   о   том,   что   все   люди   разные,   каждый   человек   уникален   и неповторим.  В  жизни   не  стоит  относить   человека   к   какому­то   типу, классифицировать людей. 3. Мы часто обижаемся на людей или недовольны ими, потому что они не оправдывают наших ожиданий, не  помещаются в те рамки, которые мы им отвели. Но люди вовсе не обязаны быть такими, какими мы желаем их представить. 4. Помните   о   том,   что   любой   человек   в   своей   сути   имеет   уникальную способность к изменению. 5. Никогда не путайте   поведение человека и его личность. Оценивайте поступок человека,  ни в коем случае не вешайте ярлык на его личность. 6. Научитесь принимать любого человека целиком, таким, каков он есть – со всеми его достоинствами и недостатками. 7. Как горилл Дейл Карнет, если хочешь переделать   людей, начните с себя ­ это полезней и безопасней.  Практические советы как узнать о своей коммуникативной позиции. Попробуйте  два простых диагностических приёма: 1 приём: обратите внимание как часто к вам обращаются люди со мелкими вопросами: как доехать, пройти и т.д. Значит вы человек безопасный. 2   приём:  Попросите   мало   или   совсем   незнакомого   Вам   ребёнка   5­6   лет быстро,   экспромтом   нарисовать   Ваш   портрет.   С   рисунка   на   Вас   будет смотреть Ваша коммуникативная позиция. О ней однозначно скажет форма глаз, рта, общее эмоциональное ощущение, исходящее от портрета.

Семинар для педагогов на тему: «Особенности человеческой коммуникации»

Семинар для педагогов на тему: «Особенности человеческой коммуникации»

Семинар для педагогов на тему: «Особенности человеческой коммуникации»

Семинар для педагогов на тему: «Особенности человеческой коммуникации»

Семинар для педагогов на тему: «Особенности человеческой коммуникации»

Семинар для педагогов на тему: «Особенности человеческой коммуникации»

Семинар для педагогов на тему: «Особенности человеческой коммуникации»

Семинар для педагогов на тему: «Особенности человеческой коммуникации»

Семинар для педагогов на тему: «Особенности человеческой коммуникации»

Семинар для педагогов на тему: «Особенности человеческой коммуникации»

Семинар для педагогов на тему: «Особенности человеческой коммуникации»

Семинар для педагогов на тему: «Особенности человеческой коммуникации»

Семинар для педагогов на тему: «Особенности человеческой коммуникации»

Семинар для педагогов на тему: «Особенности человеческой коммуникации»

Семинар для педагогов на тему: «Особенности человеческой коммуникации»

Семинар для педагогов на тему: «Особенности человеческой коммуникации»

Семинар для педагогов на тему: «Особенности человеческой коммуникации»

Семинар для педагогов на тему: «Особенности человеческой коммуникации»

Семинар для педагогов на тему: «Особенности человеческой коммуникации»

Семинар для педагогов на тему: «Особенности человеческой коммуникации»

Семинар для педагогов на тему: «Особенности человеческой коммуникации»

Семинар для педагогов на тему: «Особенности человеческой коммуникации»

Семинар для педагогов на тему: «Особенности человеческой коммуникации»

Семинар для педагогов на тему: «Особенности человеческой коммуникации»

Семинар для педагогов на тему: «Особенности человеческой коммуникации»

Семинар для педагогов на тему: «Особенности человеческой коммуникации»

Семинар для педагогов на тему: «Особенности человеческой коммуникации»

Семинар для педагогов на тему: «Особенности человеческой коммуникации»

Семинар для педагогов на тему: «Особенности человеческой коммуникации»

Семинар для педагогов на тему: «Особенности человеческой коммуникации»

Семинар для педагогов на тему: «Особенности человеческой коммуникации»

Семинар для педагогов на тему: «Особенности человеческой коммуникации»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2019