Семинар для родителей "Что мы знаем о речи ребёнка 6-7 лет?"
Оценка 4.6
Работа с родителями
doc
дефектология
Детсад
13.05.2017
К шести годам звукопроизношение у детей вполне нор-мализовалось, и работа идет по улучшению дикции, то есть умения правильно пользоваться звуками в потоке речи. Дети не затрудняются в произнесении слов любой структуры, применяя многосложные слова в предложениях. Конечно, совсем новое слово может вызвать затруд¬нение в произнесении, требуется выбрать более медленный темп речи, произнесение по слогам, чтобы трудное слово воспринялось и запом¬нилось правильно.К шести годам звукопроизношение у детей вполне нор-мализовалось, и работа идет по улучшению дикции, то есть умения правильно пользоваться звуками в потоке речи. Дети не затрудняются в произнесении слов любой структуры, применяя многосложные слова в предложениях. Конечно, совсем новое слово может вызвать затруд¬нение в произнесении, требуется выбрать более медленный темп речи, произнесение по слогам, чтобы трудное слово воспринялось и запом¬нилось правильно.
razvitie_rechi_detej_6-7.doc
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ
ДЕТЕЙ 67 ЛЕТ
ЗВУКОВАЯ СТОРОНА РЕЧИ
Дети не
К шести годам звукопроизношение у
детей вполне нормализовалось, и работа
идет по улучшению дикции, то есть умения
правильно пользоваться звуками в потоке
речи.
затрудняются в
произнесении слов любой структуры,
применяя многосложные слова в
предложениях. Конечно, совсем новое слово может вызвать затруд
нение в произнесении, требуется выбрать более медленный темп
речи, произнесение по слогам, чтобы трудное слово воспринялось и
запомнилось правильно. Очень важно именно первый раз
безошибочно произнести новое слово, а
затем
закрепить его в разных
предложениях.
Шестилетние дети четко различают
на слух все звуки родного языка, в том
числе и близкие по своим акустическим
характеристикам: глухие и звонкие,
твердые и мягкие. Неумение различать
пары звуков по глухостизвонкости свидетельствует чаще всего о
недостатках физического слуха.
Получает свое развитие способность узнавать звуки в потоке
речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность зву
ков в том или ином слове, то есть развиваются навыки звукового
анализа слов. Большая роль в развитии этих навыков принадлежит
взрослым, работающим с детьми в данном направлении. Можно даже
утверждать, что без участия взрослых эти очень нужные умения
могут совсем не сформироваться. СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
словаре
В
Словарь дошкольников шести
семи лет достаточно велик и уже не
поддается точному учету.
будущих
первоклассников имеются слова всех
частей речи: в нем довольно много
которыми дети
числительных,
пользуются уже
осмысленно,
соотнося слово — название числа с
количеством предметов; пользуются
шестисемилетние дети и разными
глагольными формами, в частности,
причастиями и деепричастиями;
появляются и сложные предлоги из
за, изпод и другие.
К семи годам дошкольники
должны четко ориентироваться в родовых и видовых отношениях
предметов, правильно относить единичные предметы к той или иной
группе предметов, уметь давать определение предмета через
родовое название и видовое своеобразие (сахарница — это посуда, в
которой находится сахар).
Дети хорошо понимают и используют в речи антонимичные
пары прилагательных, обозначающих пространственные понятия
(высокий — низкий, длинный — короткий), состояние предметов
(горячий — холодный), чувства человека (грустный — веселый),
свойства характера (добрый — злой). Им не составляет труда
подбирать слова с противоположным значением и к наречиям,
выражающим пространственные и временные понятия (рано —
поздно, здесь — там, раньше — позже, слева — справа и другие).
Начинают шестилетние дети осмысливать и понимать слова с
переносным значением (время ползет, потерять голову), не воспри
нимать их буквально, как было на ранних этапах развития речи.
Если с детьми начали целенаправленную подготовку к
школе, в их активном словаре появляются первые научные
термины: звук, буква, предложение, цифра. Взрослым надо учить детей точно употреблять данные термины, чтобы в школе
ребенку было легче ими оперировать. На первых порах очень
трудно развести понятия звук и буква, и, если уж вы вводите
эти термины в работу, то старайтесь и сами их употреблять
правильно, и следите, чтобы это делал и ребенок.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ
А. Н. Гвоздев отмечает: «Достигаемый к школьному возрасту
уровень овладения родным языком является очень высоким. В это
время ребенок уже в такой мере овладевает всей сложной системой
грамматики, включая самые тонкие действующие в русском языке
закономерности синтаксического и морфологического порядка, а
также твердое и безошибочное использование множества стоящих
особняком единичных явлений, что усваиваемый русский язык
становится для него действительно родным. И ребенок получает в
нем совершенное орудие общения и мышления».
Практической грамматикой дошкольники уже овладели,
ошибки могут оставаться в употреблении форм, являющихся
исключениями: некоторые глагольные формы спряжений (ехать —
ехают); несклоняемые существительные (в пальте); некоторые
формы падежей, где много вариантов окончаний (много бабочков), и
другие речевые ошибки, характерные не только для дошкольников,
но встречающиеся и в речи взрослых людей, так как являются
объективно трудными для усвоения формами.
На уровне предложения дети также вышли на этап
использования основных типов, включая сложносочиненные,
сложноподчиненные и бессоюзные сложные предложения. В состав
простых предложений включаются причастные и деепричастные
обороты, вводные слова. Обогащение синтаксиса связано с
овладением пересказом: дети усваивают фразы и обороты из тех
текстов, которые воспринимают, а затем воспроизводят, так что
здесь очень велика роль речевого образца. Это нужно учитывать при
подборе текстов для чтения детям: не обязательно выбирать
рассказы и сказки с упрощенным синтаксисом, пусть ваши дети
слышат и достаточно
сложные по конструкции
фразы, они им пригодятся
позже. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
наличие
Главный фактор развития связной речи
—
заинтересованного
слушателя, и этим доброжелательным,
внимательным,
сосредоточенным
слушателем должны стать, конечно, вы,
уважаемые родители маленького
оратора. Вовремя, вставить какую
нибудь реплику, подбодрить, помочь в
выборе удачного оборота речи, да так,
чтобы малыш не заметил, что вы его
както поправили, — вот далеко не
полный перечень средств, которыми вы
располагаете в процессе становления у
вашего ребенка связной речи.
3.М. Истомина в своем исследовании, посвященном изучению
влияния словесного образца и наглядного материала на развитие
речи детейдошкольников, приходит к заключению, что словесный
образец оказывает решающее влияние на формирование связных
форм речи и на изживание в ней ситуативных моментов; вместе с
тем она указывает, что опора на наглядный образец усиливает
ситуативные моменты в речи детей, снижает элементы связности.
Следовательно, при формировании связной речи больше нужно
использовать речевые образцы и не ограничиваться только
рассматриванием картинок и составлением рассказов по ним. Самые
доступные речевые образцы — это собственные рассказы родителей.
Дети обожают слушать о том, какие они были в младенчестве и
раннем детстве, какие игрушки любили, как и когда начали
говорить. Расскажите им и о своем детстве, о ваших игрушках и
увлечениях. И, конечно, главный источник прекрасных речевых образцов — это художественная литература. Дети, имеющие бо
гатый опыт слушания книг, обязательно имеют и хорошо развитую
связную речь. Ничто не заменит ребенку книги: ни передача по теле
визору, ни новейшие электронные игры, ни даже полноценное
речевое общение на разговорнобытовом уровне. Лозунг «Любите
книгу — источник знаний» в наше время опять должен быть поднят
и услышан всеми, настолько существование наших детей за
последние десять лет практически без детских книг сказывается на
их умственном развитии и на развитии связной речи в частности.
Список литературы:
Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль, 2001.
Источник картинок:
Соболева О.Л., Агафонов В.В. Тайны страны Акитаммарг, или
удивительные путешествия с Запятайкиным. – РостовнаДону: «Феникс»,
1994. – 240с.
Семинар для родителей "Что мы знаем о речи ребёнка 6-7 лет?"
Семинар для родителей "Что мы знаем о речи ребёнка 6-7 лет?"
Семинар для родителей "Что мы знаем о речи ребёнка 6-7 лет?"
Семинар для родителей "Что мы знаем о речи ребёнка 6-7 лет?"
Семинар для родителей "Что мы знаем о речи ребёнка 6-7 лет?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.