Семинар для родителей - «На пороге школы», направлен на формирование у детей подготовительной группы осознанной мотивации к учёбе, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс. Расширение знаний детей и родителей об обучении в школе. Создание благополучного настроения и сплочённости между детьми и их родителями. Формирование логического мышления, связной речи у детей.Семинар для родителей - «На пороге школы», направлен на формирование у детей подготовительной группы осознанной мотивации к учёбе, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс. Расширение знаний детей и родителей об обучении в школе. Создание благополучного настроения и сплочённости между детьми и их родителями. Формирование логического мышления, связной речи у детей.
«На пороге школы»
Цель: выбор эффективных путей взаимодействия дошкольного учреждения с
начальной школой
Цель проекта:
«Формирование у детей подготовительной группы
осознанной мотивации к учёбе, вовлечение родителей в воспитательно
образовательный процесс».
Задачи:
1.Расширение знаний детей и родителей об обучении в школе.
2. Приобщение родителей и развитие интереса у них к жизни детского сада
3. Создание благополучного настроения и сплочённости между детьми и их
родителями
4.Развитие волевых качеств у детей.
5.Формирование логического мышления, связной речи у детей.
Условия реализации проекта:
1.
В реализации проекта принимают участие дети будущие
первоклассники, ученики 1 класса, воспитатель подготовительной группы,
учитель начальных классов, психолог, логопед
2.
Проект реализуется в условиях детского сада. Встречи с родителями
проходят в групповом помещении детского сада. Дети посещают
начальную школу
3.
Оборудование: материал для игр и тестов, дидактические игры,
художественные книги, журналы, хрестоматии, энциклопедии, конспекты
родительских собраний, анкеты, тесты для родителей
Проект «На пороге школы» актуален в нашей подготовительной группе
по причине большого количества детей с внешней мотивацией к учёбе и
заинтересованности родителей в воспитательнообразовательном процессе.
«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский/
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем
экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция
самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и
личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере
знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, поройосуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не
приносит позитивных результатов.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков
нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта,
терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на
ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием
ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за
детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем
большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной
работе?
Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед
собой необходимость решить следующие задачи:
1. Активизировать
и
обогащать
воспитательные умения родителей.
2. Работать в тесном контакте с семьями
своих воспитанников.
С этой целью я использовала активные формы и методы работы с
родителями:
посещение семей воспитанников на дому
общие и групповые родительские собрания
консультации
занятия с участием родителей
выставки детских работ, изготовленных
вместе с родителями
совместные экскурсии
участие родителей в подготовке и
проведении праздников, досугов
совместное создание предметно
развивающей среды
утренние приветствия
работа с родительским комитетом группы
беседы с детьми и родителями
В результате повысился уровень воспитательнообразовательной
деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой
инициативы.
Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными
помощниками, научились взаимодействовать друг с другом.
Большая работа с родителями была проведена мною при подготовке детей к
школе.«Будущие первоклассники».
Были разработаны конспекты родительских собраний «Ваш ребёнок стал
учеником»,
В результате обогатился
воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к
школе.
Было проведено анкетирование родителей, тесты «Хочу ли я в школу», анализ
рисунков родителей «Каким я представляю своего ребенка в школе».
Совместная подготовка сблизила меня и родителей, родителей и детей,
подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для
других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты,
о которых они не подозревали, пока не пришлось рисовать самим.
Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и
родителями, родительское собрание «Будущие первоклассники» я провела
в нетрадиционной форме. Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех
собрания во многом обеспечивается его подготовкой.
Подбирала музыку, постаралась создать в группе атмосферу добра, уюта и
тепла. Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный
тон повествования способствовали созданию доверительной атмосферы,
помогли родителям и детям чувствовать себя свободнее.
На собрание были приглашены учителя школы. Если в начале встречи
ощущалось некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойства, то к
концу встречи царила веселость, взаимная симпатия, эмоциональная
открытость и интерес друг к другу.
Проведенная работа способствовала повышению внимания родителей к
переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Родители
познакомились с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам,
получили рекомендации по развитию речи, им были предложены игры и
игровые упражнения по развитию умственных способностей детей.
На сегодняшний день можно сказать, что родители стали проявлять
искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение
результатами и продуктами детской деятельности,
эмоционально
поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские
собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной
деятельности.
"Беседа для родителей будущих первоклассников"
В современном образовании одной из актуальных проблем является
подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая
жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с
которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо,
поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но
частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача.
В школе детей ждёт непривычная, интересная, но очень нелёгкая работа. Она
связана не только с чисто физическими усилиями (нужно высидеть длинный35минутный урок), но и с большим нервным напряжением. Ведь обучение
требует определённого темпа усвоения программного материала и направлено
на развитие сложной мыслительной деятельности.
Большинство первоклассников успешно овладевают школьной программой, но
для части детей радость жизни в школе омрачается неудачами. Они не в
состоянии спокойно высидеть урок и сосредоточенно заниматься; очень скоро
начинают вертеться, отвлекаться. Невнимательно слушая объяснения учителя,
ребята недостаточно хорошо и полно осмысливают преподносимый на уроке
материал. В результате учебная “задолженность” с каждым днём становится
всё больше и больше. Не справляясь с нагрузкой, постоянно испытывая
неудачи, дети теряют интерес к учёбе. Это может даже стать причиной
формирования отрицательного отношения к школе, нежелания учиться.
Особенно трудными бывают первые дни (а для части детей даже первые
месяцы) пребывания в школе: в это время происходит сложный процесс
приспособления (адаптации) к новым условиям. Для периода адаптации
характерны изменения в поведении: нарушается сон, аппетит, наблюдаются
повышенная раздражительность, замкнутость, плаксивость, несвойственное
ребёнку многословие или, наоборот, молчаливость и др. Это всё внешние
проявления крайнего нервного напряжения, которые со временем проходят.
Дети привыкают к ритму школьной жизни, меньше устают; возвращается
хорошее ровное настроение, они охотно общаются с родителями и
сверстниками, появляется готовность выполнить поручения, выходящие за
рамки учёбы.
Так проходит процесс приспособления к школе у большинства детей. Но для
части первоклассников привыкание к новым условиям оказывается
непосильной задачей: они часто или длительно болеют, а заболевания ещё
больше ослабляют их организм.
Почему так поразному дети реагируют на начальный этап обучения? Вопрос
сложный. Среди ряда причин, обусловливающих особенности приспособления
разных детей к школе, первостепенное значение имеют
состояние здоровья, уровень биологической зрелости, а так же развитие тех
умений и действий, которые необходимы для процесса обучения.
Ваш ребёнок непоседлив, охотно начинает любую игру, любое дело, но не
доведя до конца, берётся за чтото новое. Он не умеет найти общий язык со
сверстниками в играх, так как претендует на положение лидера и не может
подчиниться правилам игры. Ребёнок не терпелив, без стеснения перебивает
взрослых, не выслушивает объяснения. Такого нужно настойчиво приучать
вести себя в соответствии с той или иной ситуацией, научить хорошо и до
конца выполнять задания. Иначе он просто не сможет войти в ритм школьной
жизни, будет отнесён к числу “неуправляемых” детей и нарушителей порядка.
На пороге школы едва ли не самое главное – научить ребёнка
самостоятельности. Ведь малышу придётся выполнять одно задание запринимать решения,
выстраивать личные отношения с
другим,
одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность.
В обучающем азарте не забывайте, что ваш ребёнок пока ещё дошкольник и
потому не пытайтесь усадить его за стол и по 45 минут “проходить” с ним
предметы.
Ваша задача – лишь правильно оценить объём знаний и навыков, которыми
должен владеть будущий ученик.
Материал подготовлен педагогомпсихологом Е.М.БондарьВаш ребёнок будущий ученик
Сценарий родительского собрания
Сегодня большинство родителей посещают школу эпизодически, проявляют собственную
Семья персональная среда жизни и развития ребенка, именно она играет решающую роль в его
развитии.
инициативу в вопросах школьной жизни своего ребенка пассивно, неохотно.
В наши дни школа наиглавнейший советчик и помощник семьи. Сегодня, имея ограниченное
количество рычагов воздействия на семью, школа ставит своей первоочередной задачей поиск путей
привлечения родителей к школьной жизни их детей, формирование интереса к ней.
Традиционно, работа по просвещению родителей ведется в школе в виде собраний, семинаров,
лекториев.
Нестандартные формы работы, нестандартная тематика встреч это эффективные направления
деятельности школы в направлении привлечения родителей к школе.
Одна из нестандартных форм работы с родителями “ День открытых дверей”. В рамках этого
мероприятия проводится разнообразная работа специалистов школы с родителями учеников.
Цели:
Формирование активной педагогической позиции родителей.
Вооружение родителей психологопедагогическими знаниями и умениями.
Вовлечение родителей в воспитание своих детей.
Оформление:
Рисунки первоклассников на тему “Что мне нравится в школе?”
Изображение цветка.
Плакат “Условия успешности обучения в школе”
Материалы: чистый лист бумаги квадратной формы, бланки для выполнения экспресстестирования,простые карандаши.
Ход встречи
I. Всем участникам предлагается упражнение “Снежинка”.
Ведущий: Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на
кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой
формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
1.Сложите лист пополам.
2. Оторвите правый верхний уголок.
3. Опять сложите лист пополам.
4. Снова оторвите правый верхний уголок.
5. Сложите лист пополам.
6. Оторвите правый верхний уголок
Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку.
Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны
быть совершенно одинаковые.
Нашли? Участники отвечают, что не нашли.
Ведущий: А почему? Как вы думаете?
Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к
выводу: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех
была совершенно одинаковая.
Этот вывод начало разговора о том, что дети все разные. Различны их способности, возможности и
личностные качества.
II. Немного теории. Информация о психологической готовности ребенка к школе. Поступление в
школу в начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности
ребенка.
Среди детей, поступающих в школу, есть дети, трудно адаптирующиеся к новым для них условиям.
Основная причина индивидуальные психофизиологические особенности ребенка. Это можетпривести к формированию отставания на фоне других детей класса.
Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физическом, психологическом и социальном
отношении. Он должен достичь определенного уровня умственного и эмоциональноволевого
развития.
Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности
элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, обобщать и выделять
отдельные предметы и явления окружающего мира, уметь осуществлять самоконтроль.
Важно и положительное отношение к учению, и способность к саморегуляции поведения и проявление
волевых усилий.
Не менее важны навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительнодвигательная
координация.
Именно поэтому понятие “готовность ребенка к школе” комплексное и охватывает все сферы жизни
ребенка.
III. Работа с изображением цветка.
Цветок это ваш ребенок, наш ученик.
Корни цветка дошкольная зрелость.
Листья общее психологическое развитие и саморегуляция.
Именно они способствуют качественному развитию цветка, т.е. вашего ребенка. Посмотрите, на этом
рисунке нигде не обозначены навыки письма, чтения, счета. Если у ребенка хорошо развиты высшие
психические функции, то эти навыки успешно сформируются и разовьются. Таким образом
развивается и вырастает ваш ребеночек цветочек вашей жизни.
IY. Рассмотрим рисунки, которые у нас на информационном стенде, Эти рисунки носят
диагностический характер и показывают мотивацию детей, которые их выполняли. Рисунки
подбираются и группируются по выраженности мотивов.
Разбираются особенности мотивов учения первоклассников, делается акцент на роли мотива в
успешности обучения.
Y. Ведущий: А сейчас я предлагаю вам всем известную сказку “Колобок” на психологический лад ипопрошу вас принять активное участие в ее разборе.
Итак, начали.
Жилибыли дед со старухой. Не было у них детей. Было им одиноко на старости лет, и решили они
испечь колобок. Что они сделали? Правильно. По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился
у них колобок.
Первая заповедь: Осознанно подходи к вопросам пополнения семейства.
По сусекам поскребли, по коробу помели, и получился у них колобок. Поставили они его на
подоконник остужаться.
Вторая заповедь: Не оставляйте маленьких детей без присмотра.
Покатился колобок по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка.
Третья заповедь: Научите ребенка общаться с окружающим миром.
Встретилась ему лиса ласковая, хитрая.
Заповедь четвертая: Научите ребенка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.
Съела лиса колобка.
Заповедь пятая: Научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни,
выходить их сложных жизненных ситуаций.
Вот такая всем известная сказка у нас с вами получилась.
На этом встреча наша заканчивается. Я попрошу вас оставить на специальных бланках свои отзывы и
предложения и взять приготовленные для вас небольшие памятки.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Условия успешности обучения в школе: здоровье, кругозор, психологическая готовность, адекватная
самооценка, познавательный мотив, желание учиться.
Предпосылки сформированности учебной деятельности: ориентация на систему правил в работе,
умение слушать, выполнять инструкцию взрослого, умение работать по образцу.
Положительную мотивацию вашему ребенку создадут: ваше спокойное и радостное отношение к
школе, отсутствие завышенных требований к успехам ребенка, оптимистичные рассказы о школе,
отсутствие страха ребенка перед возможной ошибкой, развитый познавательный интерес кокружающему миру.
К окончанию начальной школы ребенок должен хотеть и уметь учиться.
Берегите своих детей, заботьтесь о них, учите их жить в этом сложном мире!Анкета для родителей будущих первоклассников
1. В чём, на Ваш взгляд, заключается готовность ребёнка к школе (нужное
подчеркнуть):
Умение читать и писать
Умение считать
Умение логически мыслить
Психологическая готовность
Ответственность и самостоятельность
Умение общаться в коллективе сверстников и со взрослыми
2. Какую помощь может оказать Вашему ребёнку детский сад?
___________________________________________________
3. В чём Вы видите свою роль в подготовке детей к школе?
___________________________________________________
4. Рассказываете Вы ребёнку о своей работе: да, нет, иногда (нужное
подчеркнуть)
5. В какой работе вместе со взрослыми участвует Ваш ребёнок
Систематически
_____________________________________
От случая к случаю __________________________________
6. Есть у ребёнка какиелибо постоянные небольшие обязанности: если да, то
какие
____________________________________________________
7. В чём Вы видите наибольшие затруднения: ребёнок не хочет выполнять
трудовые поручения; задания взрослого забывает; не доводит начатое до
конца; не проявляет себя при выполнении работы; готов бросить дело при
затруднении;
допишите недостающее)
_____________________________________________________
8. Как Вы думаете, является ли для ребёнка трудом следующее (нужное
подчеркните)
сомневается
(подчеркните,
Мыть посуду
Мастерить поделку из бумаги
Поливать растения
Стирать носки
Убирать игрушки
Строить из кубиков дом
Вышивание
Сервировка стола
9. Ваши вопросы и предложения к воспитателям и администрации детского
сада
_______________________________________________________
Вопросы к детям
1. Нравится ли тебе трудиться или не очень? Почему?
2. Расскажи, пожалуйста, как ты трудишься дома? Что делаешь?3. Если к тебе домой придёт товарищ, который ничего не умеет делать,
какой работе ты бы его научил? Почему именно этой?
4. «Ты очень хорошо потрудился!» что это значит, как ты думаешь?
5. Если у тебя не получается какаянибудь работа, или ты устал, что
будешь делать, как поступишь?
Подводится итог
Тест «Пирамида».
Цель: определения основных показателей готовности ребёнка к школе. Это то,
что должно быть сформировано, выработано в ребёнке, то, что ему будет
помогать хорошо учиться в школе.
Родители разбиваются на несколько рабочих групп по 57 человек
Им предлагается следующее задание: Вам предлагаются карточки, где
написаны различные показатели. На первую (верхнюю) строчку необходимо
выложить тот показатель, который Вы считаете наиболее главным. На вторую
выкладываете 2 наиболее главных из оставшихся показателей. На третью –
три. На четвёртую – два. На пятую – один показатель.
Должна получиться вот такая пирамида:
Для родителей предлагаются следующие показатели готовности детей к
школе:
Ответственность
Умение считать, считать, писать
Умение общаться со взрослыми и сверстниками
Самостоятельность
Настойчивость
Состояние здоровья
Умение логически мыслить
Умение организовать рабочее место
Развитие речи и памяти
Подводится итог теста (что родители ставят на первое, второе и т.д. место)
Детский сад - первая и очень важная ступень в системе
образования. Важность проблемы преемственности ни у кого
не вызывает сомнений. От того как будут взаимодействовать
два звена образовательного процесса (дошкольное ибудет зависеть его успешность и
начальное),
результативность.
Дошкольное образование обеспечивает базисное развитие
способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт
детского сада, способствует его дальнейшему личностному
развитию. Взаимодействие детского сада и школы должно
основывается на
носить гуманистический характер,
взаимоотношении,
сотрудничестве.
Поступление в школу и начальный период обучения
вызывает перестройку образа жизни и деятельности ребенка.
Маленький человек находится в состоянии ожидания:
предстоит что-то очень значительное и притягательное, но
пока еще неопределенное. Как сложится их школьная жизнь?
Как помочь нашим выпускникам успешно войти в школьную
жизнь? Можно ли сделать так, чтобы для ребенка период его
поступления в школу и первые дни обучения оказались не
серьезным испытанием, а радостным событием? Именно эти
вопросы мы считаем наиболее актуальными для нашего
педагогического коллектива.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по
своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом
они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в
большой мир. Для меня это стало возможным только благодаря объединению
сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие
родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу.
Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий
терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Я не останавливаюсь
на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями.
Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется
верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих
близких.