Методические рекомендации
по подготовке классного часа
Классный час является одной из главных форм внеклассной воспитательной
работы, прямой формой общения классного руководителя с учениками.
«Классный час есть форма
прямого общения воспитателя
со своими воспитанниками» (В.П.Созонов).
Цель классного часа – это тот конечный результат, к которому стремится педагог
в системе воспитательной работы. Задачи классного часа – это тот результат,
который планирует получить педагог. Задача – ступенька в общем движении к цели.
Классный час может проводиться в форме:
воспитательного часа (час классного руководителя)
экскурсии
тематической лекции
классного собрания
беседа (этическая, нравственная)
диспуты
дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть
встречи с интересными людьми
викторины по различным областям знаний
дискуссии по заданной теме)
КВНы;
интерактивные игры;
игры — путешествия;
театральные премьеры;
психологические игры и тренинги;
читательские конференции.
Итак, час классного руководителя (классный час) — это форма воспитательной
работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в
специально организованной деятельности, способствующей формированию у них
системы отношений к окружающему миру.
Классный час выполняет функции:
просветительскую
ориентирующую
направляющую
формирующую.
При подготовке классного часа необходимо четко следовать методике
организации и проведения классного часа.
Определение темы и задач классного часа.
Определение времени и места проведения классного часа.
Определение ключевых моментов классного часа и разработка плана
подготовки и проведения классного часа (подобрать соответствующий
1материал, наглядные пособия, музыкальное оформление по теме, составить
план (сценарий) проведения классного часа).
Определение участников подготовки и проведения классного часа (дать
задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу (если это
предусмотрено планом), определить степень целесообразности участия
педагогов или родителей).
Анализ его результативности.
Классные часы бывают разной формы:
тематический,
классный час обзорный;
информационный и др.
Тематическое планирование классных часов в 20152016 учебном году
1. Организационный классный час. Сентябрь
Создание классного уголка, распределение обязанностей, выявление занятости
обучающихся во внеучебное время.
2. «Мы такие разные!..». Диагностирование. Октябрь
3. «Наша успеваемость». – Ноябрь
4. Классное родительское собрание, посвященное Дню матери (с учащимися и
родителями + чаепитие). Ноябрь
4. «Здоровье твое и мое». Декабрь
5. «Я и моя будущая профессия». – Январь. Анкетирование.
6. «О вредных привычках». – Февраль. Дискуссия
7. «Наши именинники». – Март. Поздравление.
8. Итоги нашей успеваемости.
9. «Что день грядущий мне готовит?» Круглый стол. – Апрель.
10. «Выбор пути, или Разговор о профессии». – Беседа с презентацией. Апрель
11. «Как научиться сдавать экзамены». Круглый стол. – Май.
Примечание: возможна замена тем классных часов.
Организация и проведение классного собрания
Классное собрание является важной формой работы классного руководителя с
учениками и родителями. Возможны совместные родительские собрания.
Классное собрание является наивысшим органом самоуправления в классном
коллективе. Назначение этого органа обсуждение вопросов жизни коллектива,
проблем возникающих в организации деятельности класса.
Тематика классных собраний зависит от проблем, возникающих в классе.
Классное собрание выполняет две основные функции: стимулирующую и
организующую. Результатом его работы являются конкретные решения,
направленные на положительные преобразования в коллективе.
Мы провели собрание совместно с родителями, посвященное Дню матери.
Были выбраны ответственные:
2 ведущие;
те, кто отвечает за поиск материала о празднике;
те, кто подбирал конкурсы для ребят и мам;
подготовка сувениров для мам.
Плюсы:
1) была подготовлена яркая, красочная презентация;
2) были подготовлены интересные конкурсы для мам и также для детей;
3) было организовано чаепитие;
4) мальчишки и девчонки подготовили музыкальный номер (песню);
5) были приготовлены сувениры для родителей (мам).
Минусы:
1) не все учащиеся приняли участие в классном собрании. (Не пришли! Хотя
оговаривали со всеми);
2) не умеют правильно вести себя за столом (правила этикета);
3) большую часть сувениров пришлось делать самому классному руководителю.
Чаще всего классные часы были тематическими и информационными.
Старались охватить все направления воспитательной работы: духовно –
нравственное, спортивно – оздоровительное, гражданско – патриотическое,
экологическое, трудовое.
3