Овладение языком, точной, правильной устной и письменной речью – необходимое условие формирования успешной личности. Эта важная задача стоит как перед родителями, так и перед учителями и логопедами. Решить ее можно только в тесном сотрудничестве. Особенно важна роль логопеда в реализации поставленной задачи, если у ребенка имеются нарушения устной и письменной речи. В настоящее время имеется достаточное количество литературы по преодолению нарушений звукопроизношения.
Нарушение письма и чтения.ppt
Семинар "Нарушение письма и чтения"
Нарушение
письма
и чтения
Г.К.Кабулова
Семинар "Нарушение письма и чтения"
«…Для того чтобы учащийся мог
научиться писать, он должен
хорошо различать диктуемые звуки
речи и сохранять (удерживать в
памяти) их порядок, хорошо усвоить
написание букв, не смешивая
близкие по начертанию, и
выработать твердые двигательные
навыки, уверенно чередуя нужные
движения»
А.Р.Лурия
Семинар "Нарушение письма и чтения"
На начальном этапе
формирования навыка, по
мнению отечественного
психолога Д.Б. Эльконина,
чтение «есть действие по
воссозданию звуковой формы
слова на основе его
графической (буквенной)
модели»
Семинар "Нарушение письма и чтения"
Чтение и письмо являются
особыми формами речевой
деятельности, имеющими весьма
непростую психологическую
структуру. Это очень сложный
процесс, в котором участвуют
различные зоны головного мозга.
Неудивительно, что в период
овладения чтением и письмом у
многих детей возникают
трудности. Иногда эти
трудности исчезают к
7-ми, 8-ми годам.
Семинар "Нарушение письма и чтения"
Письмо и чтение включают
сложнейшие психофизиологические
механизмы организации внимания,
произвольной регуляции и контроля
деятельности, артикуляции и
слухового анализа, зрительно-
пространственное восприятие,
зрительную и слуховую память,
зрительно-моторные координации,
звуко-буквенный и фонемный
анализ, нервно-мышечный контроль
и т.п.
Семинар "Нарушение письма и чтения"
Первый этап формирования навыка письма
характеризуется тем, что внимание ребенка
направлено на анализ звука, который нужно
написать, затем – на перекодировку фонем в
графему, удержание в памяти
последовательности фонем и графем.
Второй этап – написание буквы. Нужно
Обучение письменной речи – один из самых
трудных этапов для ребенка обучения в
школе.
представлять (знать) ее графический образ, знать
и уметь выполнить необходимое движение (по
правильной траектории, соблюдая чередование и
соотношение элементов отдельных букв, их
соединений в слова).
Семинар "Нарушение письма и чтения"
Формирование «технической части»
навыков письма
Первый – аналитический,
включающий вычленение и овладение
основными элементами действия.
Второй – синтетический: объединение
отдельных элементов в целостное
действие при высокой степени
сознательного контроля.
Третий – автоматизация:
сформированное целостное действие,
выполняемое без фиксирования внимания
на отдельных элементах.
Семинар "Нарушение письма и чтения"
Психофизиологическая структура процессов письма
Произвольная организация деятельности
Концентрация внимания
Рабочая память
Фиксация позы (тоническое напряжение)
Координация движений пальцев, кисти, руки
Зрительно-моторные координации
Зрительное восприятие
Пространственное восприятие
Зрительный контроль и коррекция
Зрительная память
Нервно-мышечная интеграция
Звуко-буквенный анализ (перевод фонемы в графему)
Тп
Тдв
Тдв
Механограмма движения руки при письме
Семинар "Нарушение письма и чтения"
Длительная пауза естественна и
необходима, так как повышает
уровень осознанности
выполняемого действия, позволяет
оценивать и использовать
коррекцию по ходу деятельности.
Быстрота письма на начальном
этапе обучения не может быть
навязанной – это только затормозит
формирование навыка!
Семинар "Нарушение письма и чтения"
Психофизиологическая структура деятельности в процессе письма
Семинар "Нарушение письма и чтения"
Чисто «техническое» выполнение
самого процесса письма осложняется тем,
что у детей 6–7-летнего возраста слабо
развиты мелкие мышцы кисти, не
закончено отвердение костей запястья и
фаланг пальцев, несовершенна нервная
регуляция движений, а также низка
выносливость к статическим нагрузкам
(непременной составляющей письма).
Кроме того, у многих детей не
сформированы механизмы
пространственного восприятия и
зрительной памяти, зрительно-моторной
координации и звуко-буквенного анализа,
что создает дополнительные трудности.
Семинар "Нарушение письма и чтения"
Дисграфия – это частичное
специфическое нарушение
процесса письма.
Письмо представляет собой
сложную форму речевой
деятельности, многоуровневый
процесс. В нем принимают участие
различные анализаторы:
речеслуховой, речедвигательный,
зрительный, общедвигательный.
Семинар "Нарушение письма и чтения"
Семинар "Нарушение письма и чтения"
Стойкие специфические ошибки
проявляются в:
пропусках
перестановках
вставках лишних букв и слогов
при письме и чтении
зеркальных отображениях букв
на письме.
Семинар "Нарушение письма и чтения"
Распространенными ошибками
являются:
- слитное написание служебных
слов
- отсутствие умения различать
границы предложения
Семинар "Нарушение письма и чтения"
Наиболее распространенным
видом дисграфии является тот, при
котором у учащихся в письменных
работах имеются многочисленные
пропуски букв, чаще гласных,
перестановка букв и слогов, потеря
точки в конце предложения,
заглавной буквы в его начале, и при
этом затруднено деление слов на
слоги, а предложений – на слова.
Главной причиной этого является
несовершенство навыка анализа и
синтеза предложений и слов.
Семинар "Нарушение письма и чтения"
К специфическим ошибкам
можно отнести:
- неумение правильно образовывать
некоторые формы слова (ребенок
придумывает слова, которых не
существует)
- неправильный подбор однокоренных
слов в проверочных работах, причиной
чего является недостаточно развитая
устная речь ребенка
Семинар "Нарушение письма и чтения"
Дисграфия у детей с
нарушением интеллекта
сопровождается
распространенными
орфографическими ошибками.
Это объясняется тем, что
применение правил требует
достаточно высокого уровня
усвоения языковых
закономерностей,
сформированности языковых
обобщений.
Семинар "Нарушение письма и чтения"
Трудности письма
Трудности поддержания рабочего состояния,
активного тонуса коры – распространенная
ошибка письма.
Семинар "Нарушение письма и чтения"
Несформированность произвольной регуляции
действий (проблемы с удержанием
произвольного внимания, ориентировки в
задании)
Семинар "Нарушение письма и чтения"
Пространственные ошибки (ориентировка в
пространстве, правильная организация действия
в пространстве)
Семинар "Нарушение письма и чтения"
Недостаточность ориентировки в
задании, распределения внимания и
контроля приводит к ошибкам при
списывании.
Семинар "Нарушение письма и чтения"
Процесс письма фактически является
обратным процессу чтения.
Написать слово значительно труднее,
чем прочитать его. Из-за нарушения
моторной сферы (недостаточная
координация соответствующих движений
мышц пальцев, неустойчивость всей
кисти руки и т.п.) наблюдаются ошибки в
начертании букв, пространственной
ориентировки на листе бумаги, строчке .
Дисграфия не исчезнет сама, ее нужно
корригировать и исправлять!
Семинар "Нарушение письма и чтения"
Процесс чтения на начальном этапе
тоже разделяется на отдельные
операции, и они не менее сложны, чем в
процессе письма.
Ребенок должен освоить весь набор
письменных знаков (букв), научиться
сознательно различать и выделять их,
соотносить эти графические знаки с
отдельными звуками, усвоить правила
воссоздания из графического образца
слова его звучащий вариант, потом нужно
узнать это слово, понять его смысл. И
только научившись выполнять все эти
«технические» операции, ребенок может
учиться понимать не только слово, но и
текст.
Семинар "Нарушение письма и чтения"
В формировании навыка чтения можно
Первый – аналитический: этап осознанной,
выделить те же три этапа:
контролируемой дифференцировки буквенных
знаков, сопровождаемой фонемным анализом, и
связывания ее с буквой и на этой основе –
воссоздание звукового образа слова (чтение
побуквенное, послоговое).
дифференцировки буквенных знаков, фонемного
анализа, связывания буквы со звуком сливается в
единый процесс и воссоздается звуковой образ
слова (чтение словами).
сознания дифференцировок букв, фонемного
анализа, воссоздание звукового образа слова и
переход к прямой ассоциации звучащего слова (или
при дальнейшем совершенствовании навыка
чтения про себя – видимого слова) с его
семантикой, с его значением, восприятие
целостного высказывания и понимание его
смысла.
Второй – синтетический, когда процесс
Третий – автоматизация. Это уход из-под контроля
Семинар "Нарушение письма и чтения"
Психофизиологическая структура процессов чтения
Произвольная организация деятельности
Концентрация внимания
Избирательное внимание
Пространственное восприятие
Зрительное восприятие, сличение, дифференцировка
Зрительная память
Рабочая память
Перевод графемы в фонему (звуков)
Последовательное «слияние» фонем (звуков)
Семантический анализ слова
Координация и регуляция артикуляционных движений
Тп
Тдв
Электроокулограмма движений глаз при чтении
Семинар "Нарушение письма и чтения"
Дислексия (от греческого "дис" –
нарушение, отклонение от нормы,
затруднение и "лего" – читать) – это
состояние, основное проявление которого
– стойкая, избирательная неспособность
овладеть навыком чтения. Стойкая
неспособность овладеть слогослиянием и
автоматизированным чтением целыми
словами, что нередко сопровождается
недостаточным пониманием
прочитанного.
нарушения специфических церебральных
процессов ("церебро" – головной мозг
(лат.)), в целом составляющих основной
базис навыка чтения.
В основе расстройства лежат
Семинар "Нарушение письма и чтения"
Чтение - вид речевой
деятельности, в процессе
которого буквенный код
переводится в звуковой и
осуществляется понимание
прочитанного материала.
Чтение – это один из видов
письменной речи, являющейся
более поздним и сложным
видом, чем устная речь.
Семинар "Нарушение письма и чтения"
При дислексии одно и тоже
слово ребенок может прочитать и
верно и неверно, ошибочное
прочтение с каждой попыткой
выглядит по-новому. Многие дети
трудности при прочтении пытаются
обойти путем угадывания слов,
опираясь при этом на начальную
часть слова или на сходство
звучания, более старшие - на
контекст. Понимание прочитанного
либо затруднено, либо полностью
отсутствует (механическое чтение).
Семинар "Нарушение письма и чтения"
Встречаются и такие варианты
дислексии, когда при очень низком
качестве техники чтения, большом
количестве допущенных ошибок,
ребенок может довольно полно
пересказать основное содержание
прочитанного. Встречаются и случаи
противоположного характера: при
довольно беглой технике чтения
ребенок почти ничего не понимает из
прочитанного.
Семинар "Нарушение письма и чтения"
Основные приёмы и методы работы с детьми
дислексиками:
пальцев рук.
Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и
Ритмико-речевая, музыкальная терапия.
Зеркально-симметричное рисование обеими руками.
Упражнения для развития зрительно-моторных
Интеллектуально-развивающие словесные игры:
координаций.
анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы,
перевёртыши, волшебные цепочки, словесные
лабиринты, слова-матрёшки и другие.
Метод "озвученного" чтения.
Метод словесных анаграмм.
Автоматизация оперативных единиц чтения по
специальным слоговым таблицам.
Семинар "Нарушение письма и чтения"
Для нормальной речевой
деятельности необходимо согласованное
функционирование всего головного мозга
и других отделов нервной системы.
Между тем у школьников с нарушением
интеллекта отмечается органическое
поражение коры головного мозга, что
приводит к возникновению
разнообразных речевых расстройств.
дифференцированными условными
связями в области речеслухового
анализатора такие дети долго не
различают звуки речи, не разграничивают
слова, произносимые окружающими,
недостаточно точно и четко
воспринимают речь окружающих.
В связи с медленно развивающимися
Семинар "Нарушение письма и чтения"
Движения глаз в процессе чтения
(хорошо читающий)
Семинар "Нарушение письма и чтения"
Движения глаз в процессе чтения
(плохо читающий)
Семинар "Нарушение письма и чтения"
Коррекционную работу необходимо
строить на основных принципах.
Принцип комплексности.
Дислексия и дисграфия не
являются нарушениями,
изолированными друг от друга. Они
имеют единые механизмы и тесно
связаны с нарушениями устной
речи.
Семинар "Нарушение письма и чтения"
Принцип системности.
Методика устранения каждого
вида дислексии и дисграфии
представляет собой систему
методов, направленных на
преодоление основного дефекта, на
создание навыков, обеспечивающих
овладение чтением и письмом.
Семинар "Нарушение письма и чтения"
Развитие языкового анализа и синтеза.
В процессе развития слогового анализа в
речевом плане делается акцент на умении
выделять гласные звуки в слове, усвоить
основное правило слогового деления: в слове
столько слогов, сколько гласных звуков. Опора на
гласные звуки при слоговом делении позволяет
устранить и предупредить такие ошибки чтения и
письма, как пропуски гласных звуков, добавления
гласных.
Для формирования умения определять
слоговой состав слова с опорой на гласные
необходима предварительная работа по
дифференциации гласных и согласных звуков и
выделению гласных из речи.
Семинар "Нарушение письма и чтения"
Работа над звукопроизношением.
Прежде всего, необходимо устранить
все недостатки в произношении фонем
(искажения, замены, отсутствия звука).
Иногда встречаются дети, у которых
звукопроизношение оказывается
сохранным.
Кроме того, необходимо помнить,
что при нарушенном фонематическом
слухе даже сохранные звуки не могут
артикулироваться абсолютно четко.
Семинар "Нарушение письма и чтения"
Развитие фонематического
анализа и синтеза.
Лучше всего выделяются
ударные гласные из начала слова
(улей, аист). Щелевые звуки, как
более длительные, выделяются
легче, чем взрывные. Как и гласные,
они легче выделяются из начала
слова. Выделение же взрывных
звуков осуществляется успешнее,
когда они находятся в конце слова.
Семинар "Нарушение письма и чтения"
дисграфии
Устранение аграмматической дислексии и
При устранении аграмматической дислексии и
дисграфии основная задача заключается в том,
чтобы сформировать у ребёнка морфологические
и синтаксические обобщения, представления о
морфологических элементах слова и о структуре
предложения. Основные направления в работе:
уточнение структуры предложения, развитие
функции словоизменения и словообразования,
работа по морфологическому анализу состава
слова и с однокоренными словами.
Усвоение морфологической системы языка
осуществляется в тесной связи с освоением
структуры предложения.
Семинар "Нарушение письма и чтения"
Устранение оптической
дислексии и дисграфии
Работа проводится в следующих
направлениях:
1. Развитие зрительного восприятия,
узнавания цвета, формы и величины
(зрительного гнозиса).
зрительной памяти.
представлений.
синтеза.
2. Расширение объёма и уточнение
3. Формирование пространственных
4. Развитие зрительного анализа и
Семинар "Нарушение письма и чтения"
Как помочь ребенку с нарушениями
процесса письма и чтения?
Овладение языком, точной,
правильной устной и письменной речью –
необходимое условие формирования
успешной личности. Эта важная задача
стоит как перед родителями, так и перед
учителями и логопедами. Решить ее
можно только в тесном сотрудничестве.
Особенно важна роль логопеда в
реализации поставленной задачи, если у
ребенка имеются нарушения устной и
письменной речи. В настоящее время
имеется достаточное количество
литературы по преодолению нарушений
звукопроизношения.
недописывание букв и слогов: чере-через, на
ветка-на ветках, диктан-диктант;
наращивание слов лишними буквами и слогами:
детити-дети, снег-сннег, диктанат-диктант;
искажение слова: мальни-маленький, чайщик-
чащи;
слитное написание слов и их произвольное
деление: два-два, бойчасов-бой часов, в ся-вся;
неумение определить границы предложения в
тексте, слитное написание предложений: Снег
покрыл всю землю. Белым ковром. Замерзла
Речка птицам голодно. – Снег покрыл всю землю
белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.
большой, толко-только, умчалис-умчались, мач-
мяч.
нарушение смягчения согласных: болшой-
Семинар "Нарушение письма и чтения"
Ошибки, обусловленные
несформированностью лексико-
грамматической стороны речи:
нарушения согласования слов: с еловый
ветки-с еловой ветки, появилось трава-
появилась трава, огромная бабочки-
огромные бабочки;
нарушения управления: в ветка-с ветки;
умчались к чащу-умчались в чащу, сидит
стул-сидит на стуле;
замена слов по звуковому сходству;
слитное написание предлогов и
раздельное написание приставок: вроще-в
роще, настене-на стене, на бухли-набухли;
пропуски слов в предложении.
Семинар "Нарушение письма и чтения"
несформированностью зрительного
узнавания, анализа и синтеза,
пространственного восприятия:
положением в пространстве: ш-т, д-в,
замена букв, отличающихся разным
д-б;
замена букв, отличающихся различным
количеством одинаковых элементов: и-
ш, ц-щ;
замена букв, имеющих дополнительные
элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;
зеркальлное написание букв: с, э, ю;
пропуски, лишние или неправильно
Ошибки, обусловленные
расположенные элементы букв.
Семинар "Нарушение письма и чтения"
Ошибки, обусловленные неспособностью
детей усвоить большой объем учебного
материала, запомнить и употребить на
письме усвоенные устно правила
орфографии:
вода, чисы-часы;
середине и в конце слова: зуп-зуб, дорошка-
дорожка;
безударная гласная в корне слова: вада-
правописание звонких и глухих звуков в
обозначение смягчения согласных;
прописная буква в начале предложения, в
именах собственных.
Семинар "Нарушение письма и чтения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.