Семинар "Нарушение письма и чтения"
Оценка 4.6

Семинар "Нарушение письма и чтения"

Оценка 4.6
Семинары
ppt
дефектология +1
Взрослым
22.01.2018
Семинар "Нарушение письма и чтения"
Овладение языком, точной, правильной устной и письменной речью – необходимое условие формирования успешной личности. Эта важная задача стоит как перед родителями, так и перед учителями и логопедами. Решить ее можно только в тесном сотрудничестве. Особенно важна роль логопеда в реализации поставленной задачи, если у ребенка имеются нарушения устной и письменной речи. В настоящее время имеется достаточное количество литературы по преодолению нарушений звукопроизношения.
Нарушение письма и чтения.ppt

Семинар "Нарушение письма и чтения"

Семинар "Нарушение письма и чтения"
Нарушение письма и чтения Г.К.Кабулова

Семинар "Нарушение письма и чтения"

Семинар "Нарушение письма и чтения"
«…Для того чтобы учащийся мог научиться писать, он должен хорошо различать диктуемые звуки речи и сохранять (удерживать в памяти) их порядок, хорошо усвоить написание букв, не смешивая близкие по начертанию, и выработать твердые двигательные навыки, уверенно чередуя нужные движения» А.Р.Лурия

Семинар "Нарушение письма и чтения"

Семинар "Нарушение письма и чтения"
На начальном этапе формирования навыка, по мнению отечественного психолога Д.Б. Эльконина, чтение «есть действие по воссозданию звуковой формы слова на основе его графической (буквенной) модели»

Семинар "Нарушение письма и чтения"

Семинар "Нарушение письма и чтения"
Чтение и письмо являются особыми формами речевой деятельности, имеющими весьма непростую психологическую структуру. Это очень сложный процесс, в котором участвуют различные зоны головного мозга. Неудивительно, что в период овладения чтением и письмом у многих детей возникают трудности. Иногда эти трудности исчезают к 7-ми, 8-ми годам.

Семинар "Нарушение письма и чтения"

Семинар "Нарушение письма и чтения"
Письмо и чтение включают сложнейшие психофизиологические механизмы организации внимания, произвольной регуляции и контроля деятельности, артикуляции и слухового анализа, зрительно- пространственное восприятие, зрительную и слуховую память, зрительно-моторные координации, звуко-буквенный и фонемный анализ, нервно-мышечный контроль и т.п.

Семинар "Нарушение письма и чтения"

Семинар "Нарушение письма и чтения"
Первый этап формирования навыка письма характеризуется тем, что внимание ребенка направлено на анализ звука, который нужно написать, затем – на перекодировку фонем в графему, удержание в памяти последовательности фонем и графем. Второй этап – написание буквы. Нужно Обучение письменной речи – один из самых трудных этапов для ребенка обучения в школе. представлять (знать) ее графический образ, знать и уметь выполнить необходимое движение (по правильной траектории, соблюдая чередование и соотношение элементов отдельных букв, их соединений в слова).

Семинар "Нарушение письма и чтения"

Семинар "Нарушение письма и чтения"
Формирование «технической части» навыков письма Первый – аналитический, включающий вычленение и овладение основными элементами действия. Второй – синтетический: объединение отдельных элементов в целостное действие при высокой степени сознательного контроля. Третий – автоматизация: сформированное целостное действие, выполняемое без фиксирования внимания на отдельных элементах.

Семинар "Нарушение письма и чтения"

Семинар "Нарушение письма и чтения"
Психофизиологическая структура процессов письма    Произвольная организация деятельности  Концентрация внимания  Рабочая память  Фиксация позы (тоническое напряжение)  Координация движений пальцев, кисти, руки  Зрительно-моторные координации  Зрительное восприятие  Пространственное восприятие  Зрительный контроль и коррекция  Зрительная память  Нервно-мышечная интеграция  Звуко-буквенный анализ (перевод фонемы в графему) Тп Тдв Тдв Механограмма движения руки при письме

Семинар "Нарушение письма и чтения"

Семинар "Нарушение письма и чтения"
Длительная пауза естественна и необходима, так как повышает уровень осознанности выполняемого действия, позволяет оценивать и использовать коррекцию по ходу деятельности. Быстрота письма на начальном этапе обучения не может быть навязанной – это только затормозит формирование навыка!

Семинар "Нарушение письма и чтения"

Семинар "Нарушение письма и чтения"
Психофизиологическая структура деятельности в процессе письма

Семинар "Нарушение письма и чтения"

Семинар "Нарушение письма и чтения"
Чисто «техническое» выполнение самого процесса письма осложняется тем, что у детей 6–7-летнего возраста слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено отвердение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений, а также низка выносливость к статическим нагрузкам (непременной составляющей письма). Кроме того, у многих детей не сформированы механизмы пространственного восприятия и зрительной памяти, зрительно-моторной координации и звуко-буквенного анализа, что создает дополнительные трудности.

Семинар "Нарушение письма и чтения"

Семинар "Нарушение письма и чтения"
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный.

Семинар "Нарушение письма и чтения"

Семинар "Нарушение письма и чтения"

Семинар "Нарушение письма и чтения"

Семинар "Нарушение письма и чтения"
Стойкие специфические ошибки проявляются в:   пропусках перестановках вставках лишних букв и слогов при письме и чтении зеркальных отображениях букв на письме.

Семинар "Нарушение письма и чтения"

Семинар "Нарушение письма и чтения"
Распространенными ошибками являются: - слитное написание служебных слов - отсутствие умения различать границы предложения

Семинар "Нарушение письма и чтения"

Семинар "Нарушение письма и чтения"
Наиболее распространенным видом дисграфии является тот, при котором у учащихся в письменных работах имеются многочисленные пропуски букв, чаще гласных, перестановка букв и слогов, потеря точки в конце предложения, заглавной буквы в его начале, и при этом затруднено деление слов на слоги, а предложений – на слова. Главной причиной этого является несовершенство навыка анализа и синтеза предложений и слов.

Семинар "Нарушение письма и чтения"

Семинар "Нарушение письма и чтения"
К специфическим ошибкам можно отнести:   - неумение правильно образовывать некоторые формы слова (ребенок придумывает слова, которых не существует) - неправильный подбор однокоренных слов в проверочных работах, причиной чего является недостаточно развитая устная речь ребенка

Семинар "Нарушение письма и чтения"

Семинар "Нарушение письма и чтения"
Дисграфия у детей с нарушением интеллекта сопровождается распространенными орфографическими ошибками. Это объясняется тем, что применение правил требует достаточно высокого уровня усвоения языковых закономерностей, сформированности языковых обобщений.

Семинар "Нарушение письма и чтения"

Семинар "Нарушение письма и чтения"
Трудности письма Трудности поддержания рабочего состояния, активного тонуса коры – распространенная ошибка письма.

Семинар "Нарушение письма и чтения"

Семинар "Нарушение письма и чтения"
Несформированность произвольной регуляции действий (проблемы с удержанием произвольного внимания, ориентировки в задании)

Семинар "Нарушение письма и чтения"

Семинар "Нарушение письма и чтения"
Пространственные ошибки (ориентировка в пространстве, правильная организация действия в пространстве)

Семинар "Нарушение письма и чтения"

Семинар "Нарушение письма и чтения"
Недостаточность ориентировки в задании, распределения внимания и контроля приводит к ошибкам при списывании.

Семинар "Нарушение письма и чтения"

Семинар "Нарушение письма и чтения"
Процесс письма фактически является обратным процессу чтения. Написать слово значительно труднее, чем прочитать его. Из-за нарушения моторной сферы (недостаточная координация соответствующих движений мышц пальцев, неустойчивость всей кисти руки и т.п.) наблюдаются ошибки в начертании букв, пространственной ориентировки на листе бумаги, строчке . Дисграфия не исчезнет сама, ее нужно корригировать и исправлять!

Семинар "Нарушение письма и чтения"

Семинар "Нарушение письма и чтения"
Процесс чтения на начальном этапе тоже разделяется на отдельные операции, и они не менее сложны, чем в процессе письма. Ребенок должен освоить весь набор письменных знаков (букв), научиться сознательно различать и выделять их, соотносить эти графические знаки с отдельными звуками, усвоить правила воссоздания из графического образца слова его звучащий вариант, потом нужно узнать это слово, понять его смысл. И только научившись выполнять все эти «технические» операции, ребенок может учиться понимать не только слово, но и текст.

Семинар "Нарушение письма и чтения"

Семинар "Нарушение письма и чтения"
В формировании навыка чтения можно Первый – аналитический: этап осознанной, выделить те же три этапа: контролируемой дифференцировки буквенных знаков, сопровождаемой фонемным анализом, и связывания ее с буквой и на этой основе – воссоздание звукового образа слова (чтение побуквенное, послоговое). дифференцировки буквенных знаков, фонемного анализа, связывания буквы со звуком сливается в единый процесс и воссоздается звуковой образ слова (чтение словами). сознания дифференцировок букв, фонемного анализа, воссоздание звукового образа слова и переход к прямой ассоциации звучащего слова (или при дальнейшем совершенствовании навыка чтения про себя – видимого слова) с его семантикой, с его значением, восприятие целостного высказывания и понимание его смысла. Второй – синтетический, когда процесс Третий – автоматизация. Это уход из-под контроля

Семинар "Нарушение письма и чтения"

Семинар "Нарушение письма и чтения"
Психофизиологическая структура процессов чтения   Произвольная организация деятельности  Концентрация внимания  Избирательное внимание  Пространственное восприятие  Зрительное восприятие, сличение, дифференцировка  Зрительная память  Рабочая память  Перевод графемы в фонему (звуков)  Последовательное «слияние» фонем (звуков)  Семантический анализ слова  Координация и регуляция артикуляционных движений Тп Тдв Электроокулограмма движений глаз при чтении

Семинар "Нарушение письма и чтения"

Семинар "Нарушение письма и чтения"
Дислексия (от греческого "дис" – нарушение, отклонение от нормы, затруднение и "лего" – читать) – это состояние, основное проявление которого – стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения. Стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. нарушения специфических церебральных процессов ("церебро" – головной мозг (лат.)), в целом составляющих основной базис навыка чтения. В основе расстройства лежат

Семинар "Нарушение письма и чтения"

Семинар "Нарушение письма и чтения"
Чтение - вид речевой деятельности, в процессе которого буквенный код переводится в звуковой и осуществляется понимание прочитанного материала. Чтение – это один из видов письменной речи, являющейся более поздним и сложным видом, чем устная речь.

Семинар "Нарушение письма и чтения"

Семинар "Нарушение письма и чтения"
При дислексии одно и тоже слово ребенок может прочитать и верно и неверно, ошибочное прочтение с каждой попыткой выглядит по-новому. Многие дети трудности при прочтении пытаются обойти путем угадывания слов, опираясь при этом на начальную часть слова или на сходство звучания, более старшие - на контекст. Понимание прочитанного либо затруднено, либо полностью отсутствует (механическое чтение).

Семинар "Нарушение письма и чтения"

Семинар "Нарушение письма и чтения"
Встречаются и такие варианты дислексии, когда при очень низком качестве техники чтения, большом количестве допущенных ошибок, ребенок может довольно полно пересказать основное содержание прочитанного. Встречаются и случаи противоположного характера: при довольно беглой технике чтения ребенок почти ничего не понимает из прочитанного.

Семинар "Нарушение письма и чтения"

Семинар "Нарушение письма и чтения"
Основные приёмы и методы работы с детьми­ дислексиками: пальцев рук.  Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и  Ритмико-речевая, музыкальная терапия.  Зеркально-симметричное рисование обеими руками.  Упражнения для развития зрительно-моторных  Интеллектуально-развивающие словесные игры: координаций. анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие.  Метод "озвученного" чтения.  Метод словесных анаграмм.  Автоматизация оперативных единиц чтения по специальным слоговым таблицам.

Семинар "Нарушение письма и чтения"

Семинар "Нарушение письма и чтения"
Для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего головного мозга и других отделов нервной системы. Между тем у школьников с нарушением интеллекта отмечается органическое поражение коры головного мозга, что приводит к возникновению разнообразных речевых расстройств. дифференцированными условными связями в области речеслухового анализатора такие дети долго не различают звуки речи, не разграничивают слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимают речь окружающих. В связи с медленно развивающимися

Семинар "Нарушение письма и чтения"

Семинар "Нарушение письма и чтения"
Движения глаз в процессе чтения  (хорошо читающий)

Семинар "Нарушение письма и чтения"

Семинар "Нарушение письма и чтения"
Движения глаз в процессе чтения  (плохо читающий)

Семинар "Нарушение письма и чтения"

Семинар "Нарушение письма и чтения"
Коррекционную работу необходимо строить на основных принципах.  Принцип комплексности. Дислексия и дисграфия не являются нарушениями, изолированными друг от друга. Они имеют единые механизмы и тесно связаны с нарушениями устной речи.

Семинар "Нарушение письма и чтения"

Семинар "Нарушение письма и чтения"
 Принцип системности. Методика устранения каждого вида дислексии и дисграфии представляет собой систему методов, направленных на преодоление основного дефекта, на создание навыков, обеспечивающих овладение чтением и письмом.

Семинар "Нарушение письма и чтения"

Семинар "Нарушение письма и чтения"
 Развитие языкового анализа и синтеза. В процессе развития слогового анализа в речевом плане делается акцент на умении выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Опора на гласные звуки при слоговом делении позволяет устранить и предупредить такие ошибки чтения и письма, как пропуски гласных звуков, добавления гласных. Для формирования умения определять слоговой состав слова с опорой на гласные необходима предварительная работа по дифференциации гласных и согласных звуков и выделению гласных из речи.

Семинар "Нарушение письма и чтения"

Семинар "Нарушение письма и чтения"
 Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажения, замены, отсутствия звука). Иногда встречаются дети, у которых звукопроизношение оказывается сохранным. Кроме того, необходимо помнить, что при нарушенном фонематическом слухе даже сохранные звуки не могут артикулироваться абсолютно четко.

Семинар "Нарушение письма и чтения"

Семинар "Нарушение письма и чтения"
 Развитие фонематического анализа и синтеза. Лучше всего выделяются ударные гласные из начала слова (улей, аист). Щелевые звуки, как более длительные, выделяются легче, чем взрывные. Как и гласные, они легче выделяются из начала слова. Выделение же взрывных звуков осуществляется успешнее, когда они находятся в конце слова.

Семинар "Нарушение письма и чтения"

Семинар "Нарушение письма и чтения"
дисграфии  Устранение аграмматической дислексии и При устранении аграмматической дислексии и дисграфии основная задача заключается в том, чтобы сформировать у ребёнка морфологические и синтаксические обобщения, представления о морфологических элементах слова и о структуре предложения. Основные направления в работе: уточнение структуры предложения, развитие функции словоизменения и словообразования, работа по морфологическому анализу состава слова и с однокоренными словами. Усвоение морфологической системы языка осуществляется в тесной связи с освоением структуры предложения.

Семинар "Нарушение письма и чтения"

Семинар "Нарушение письма и чтения"
Устранение оптической дислексии и дисграфии Работа проводится в следующих направлениях: 1. Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса). зрительной памяти. представлений. синтеза. 2. Расширение объёма и уточнение 3. Формирование пространственных 4. Развитие зрительного анализа и

Семинар "Нарушение письма и чтения"

Семинар "Нарушение письма и чтения"
 Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения? Овладение языком, точной, правильной устной и письменной речью – необходимое условие формирования успешной личности. Эта важная задача стоит как перед родителями, так и перед учителями и логопедами. Решить ее можно только в тесном сотрудничестве. Особенно важна роль логопеда в реализации поставленной задачи, если у ребенка имеются нарушения устной и письменной речи. В настоящее время имеется достаточное количество литературы по преодолению нарушений звукопроизношения.

Семинар "Нарушение письма и чтения"

Семинар "Нарушение письма и чтения"
Классификация дисграфических Ошибки, обусловленные ошибок. несформированностью фонематических процессов и слухового воприятия: комнта-комната, урожй-урожай; вей-всей; стрелки; люгкий-легкий; урошай-урожай, боказываед-показывает;  пропуски гласных букв; всят-висят,  пропуски согласных букв: комата-комната,  пропуски слогов и частей слова: стрки-  замена гласных: пище-пищу, сесен-сосен,  замена согласных: тва-два, роча-роща,  перестановки букв и слогов: онко-окно;

Семинар "Нарушение письма и чтения"

Семинар "Нарушение письма и чтения"
 недописывание букв и слогов: чере-через, на ветка-на ветках, диктан-диктант;  наращивание слов лишними буквами и слогами: детити-дети, снег-сннег, диктанат-диктант;  искажение слова: мальни-маленький, чайщик- чащи;  слитное написание слов и их произвольное деление: два-два, бойчасов-бой часов, в ся-вся;  неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром. Замерзла Речка птицам голодно. – Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. большой, толко-только, умчалис-умчались, мач- мяч.  нарушение смягчения согласных: болшой-

Семинар "Нарушение письма и чтения"

Семинар "Нарушение письма и чтения"
Ошибки, обусловленные несформированностью лексико- грамматической стороны речи:  нарушения согласования слов: с еловый ветки-с еловой ветки, появилось трава- появилась трава, огромная бабочки- огромные бабочки;  нарушения управления: в ветка-с ветки; умчались к чащу-умчались в чащу, сидит стул-сидит на стуле;  замена слов по звуковому сходству;  слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще-в роще, настене-на стене, на бухли-набухли;  пропуски слов в предложении.

Семинар "Нарушение письма и чтения"

Семинар "Нарушение письма и чтения"
несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия: положением в пространстве: ш-т, д-в,  замена букв, отличающихся разным д-б;  замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и- ш, ц-щ;  замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;  зеркальлное написание букв: с, э, ю;  пропуски, лишние или неправильно Ошибки, обусловленные расположенные элементы букв.

Семинар "Нарушение письма и чтения"

Семинар "Нарушение письма и чтения"
Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объем учебного материала, запомнить и употребить на письме усвоенные устно правила орфографии: вода, чисы-часы; середине и в конце слова: зуп-зуб, дорошка- дорожка;  безударная гласная в корне слова: вада-  правописание звонких и глухих звуков в  обозначение смягчения согласных;  прописная буква в начале предложения, в именах собственных.

Семинар "Нарушение письма и чтения"

Семинар "Нарушение письма и чтения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018