Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
Мы не в силах
придумать
человеку лучшую
похвалу,
чем сказав, что он
одарен от природы.
М. Монтень
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
Тема семинара:
Организация и
методическое
сопровождение
деятельности учителя
исследовательской и
проектной
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРА
Основные понятия
Этапы работы над проектом
Выбор темы проекта
Классификация проектов
Критерии оценки
Мотивация
Формирование
системы в школе
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
ТЕРМИНОЛОГИЯ
проектное обучение
исследовательское обучение
метод проектов
исследовательские методы
обучения
исследовательские проекты
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
Проект – это
черновик будущего.
Иной раз проект
требует сотни
черновиков.
Жюль Ренар
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
от латинского — projectus (брошенный
совокупность документов (расчетов,
ПРОЕКТ
вперед),
чертежей
либо
и др.), необходимых для создания какого-
сооружения или изделия
предварительный текст какого-либо
документа
какой-либо замысел или план
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
Метод проектов — это
совокупность приёмов,
действий учащихся в их
определённой
последовательности для
достижения поставленной
задачи — решения
определенной проблемы,
значимой для учащихся и
оформленной в виде некоего
конечного продукта.
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
Евгения Семёновна
(12 февраля 1937 — 28 мая
Поо́лат
2007)
В своих трудах разработала
теоретическую основу
внедрения метода
проектов в современной
России.
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
Проектная деятельность
учащихся
-совместная учебно - познавательная, творческая или
игровая деятельность учащихся, имеющая :
общую цель,
согласованные методы,
способы деятельности,
направленная на достижение
общего результата деятельности.
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
Проблема
Планирование
Поиск информации
Продукт (результат
деятельности)
ПРОЕКТ = 6П
Презентация (представление)
Портфолио
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
Разработка проекта
- обычно дело творческое, но зависит это
творчество от многих внешних обстоятельств,
часто никак не связанных с задачами
бескорыстного поиска истины.
Не следует забывать и о том, что теоретически
проект можно выполнить, пользуясь готовыми
алгоритмами и схемами действий — то есть
исключительно на репродуктивном уровне.
Ведь проектирование может быть
представлено как последовательное
выполнение серии четко определенных,
алгоритмизированных шагов.
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
ИССЛЕДОВАНИЕ
• Научное исследование
• Учебное исследование
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
Научное исследование
- процесс изучения,
эксперимента,
концептуализации и проверки
теории, связанный с
получением научных знаний.
Один из видов познавательной
деятельности человека.
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
УЧЕБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Главной целью учебного
исследования является
развитие личности,
а не получение объективно
нового результата, как в
"большой" науке.
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Под исследовательской
деятельностью понимается
деятельность учащихся,
связанная с поиском ответа на
творческую, исследовательскую
задачу с заранее неизвестным
решением…
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
В отличие от проектирования
ИССЛЕДОВАНИЕ
исследование — всегда творчество,
и в идеале оно, представляет собой
вариант бескорыстного поиска истины.
Если в итоге исследования и удается
решить какую-либо практическую
проблему, то это — не более чем побочный
эффект. При этом само новое знание,
добытое в итоге исследования, может
быть не только мало полезно, с точки
зрения общества и самого исследователя,
но даже вредно и опасно. Всем известно,
что научные открытия несут не только
радость и свет знаний.
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
ОТЛИЧИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОТ ПРОЕКТА
Исследование не предполагает
какого-либо заранее планируемого
создания
объекта
поиска
из видов
человека
Исследование — по сути, процесс
неизвестного, новых знаний, один
познавательной деятельности
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
ОТЛИЧИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОТ ПРОЕКТА
В отличие от проектирования
исследовательская деятельность изначально
должна быть более свободной, практически
внешними установками. В идеале
ее не должны ограничивать даже рамки
нерегламентированной какими-либо
самых смелых гипотез. Потому она
значительно более гибкая, в ней
значительно больше места для
импровизации.
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
ПРИМЕР исследовательской
работы
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
ПРИМЕР творческого проекта
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
Группы умений,
на которые проектная деятельность
оказывает наибольшее влияние:
л
е
ь
с
н
н
о
р м а ц и
т
а
в
е д о
е
И с
л
и
с
к
н ы
ч
о
н
О ц е
е
К о м м у
е
н ы
в
и
т
а
к
и
н
И н ф о
ы е
и
к
с
р
е д ж е
М е
н
е
н
н
о
а ц и
т
н
е
П р
з
е
ы е
н ы е
в
и
с
к
е
е ф л
Р
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
Исследовательские
умения
генерировать идеи
выбирать лучшее решение.
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
Коммуникативные умения
Сотрудничать в процессе деятельности
оказывать помощь товарищам
и принимать их помощь
следить за ходом совместной работы
и направлять её в нужное русло
умение выходить
из конфликтных ситуаций
,
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
Оценочные умения
Оценивать ход, результат своей деятельности
Оценивать ход, результат деятельности других
,
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
Информационные умения
Самостоятельно осуществлять поиск
нужной информации
Структурировать информацию
Сохранять информацию
,
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
Презентационные умения
Выступать перед аудиторией
Отвечать на незапланированные вопросы
Использовать различные средства наглядности
Демонстрировать артистические возможности
,
.
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
Рефлексивные умения
Отвечать на вопросы: «Чему я научился?»,
«Чему мне необходимо научиться?»
Адекватно выбирать свою роль
в коллективном деле
,
.
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
Менеджерские умения
Проектировать процесс
Планировать деятельность
– время, ресурсы
Принимать решения
Распределять обязанности
при выполнении коллективного дела
,
.
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
самостоятельная работа
ЗАДАНИЕ 1
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Цели и этапы реализации проекта
Тема и область знаний
Подготовка к исследованию (мотивация, обучение
исследовательской деятельности и методам
Аналитический этап (исследование, анализ
Оформление результатов
Создание презентации
Рефлексия.
этапам
реализации проекта)
информации)
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
самостоятельная работа
ЗАДАНИЕ 2
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
его
тем.
ВЫБОР ТЕМЫ ПРОЕКТА
объясняете
хотели, чтобы
Просто начните придумывать интересные вопросы…
Не беспокойтесь о формулировках, их всегда можно поправить.
Вспомните вопросы, которые задают Вам школьники, когда вы
данную тему, и выберите то, что они находят самым интересным
(сайт ЭЛЕМЕНТЫ НАУКИ)
Решите для себя, что из того, что Вы изучаете с ребятами, Вы бы
они все еще помнили лет через пять.
Сначала напишите тему на «взрослом» языке, а потом «переведите»
на язык, понятный детям.
После самостоятельной работы и мозгового штурма поделитесь своими
темами с коллегами и используйте новые идеи для доработки Ваших
Продолжайте возвращаться к формулировке тем и дорабатывать их в
процессе создания материалов для проекта.
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
ВЫБОР ТЕМЫ ПРОЕКТА
От учителя - к
ученику
(«Экология
жилища»)
От ученика – к
учителю («Мой
друг - собака»)
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
ЗАДАНИЕ 3
Работа в группах
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
КЛАССИФИКАЦИЯ
ПРОЕКТОВ
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
ПО КОЛЛИНГСУ
ПРОЕКТЫ ИГР - детские занятия, непосредственной
целью которых является участие в групповой
деятельности, как то: различные игры, народные
танцы, театральные постановки, разного рода
развлечения и т.д.
ЭКСКУРСИОННЫЕ ПРОЕКТЫ - целесообразное
изучение проблем, связанных с окружающей
природой и общественной жизнью.
ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ - те,
разрабатывая которые, дети имели целью “получить
удовольствие от рассказа в самой разнообразной
форме” - устной, письменной, вокальной (песня),
художественной (картина), музыкальной (игра на
рояле) и т.д.
КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ - нацеленные на
создание конкретного, полезного продукта.
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
ПО Е. С. ПОЛАТ
Проекты:
практико-ориентированные
информационные
творческие
исследовательские
ролево-игровые
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ
ПРОЕКТЫ
Отличаются четко
обозначенным с самого
начала результатом
деятельности
участников проекта. Причем
этот
результат обязательно
ориентирован на
социальные интересы самих
участников
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ
ПРОЕКТЫ
Требуют хорошо продуманной
структуры, обозначенных
целей, обоснования
актуальности предмета
исследования для всех
участников, обозначения
источников информации,
продуманных методов,
результатов
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
Предполагают
соответствующее
творческое оформление,
не имеют детально
ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ
проработанной структуры
совместной деятельности
участников
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
РОЛЕВО – ИГРОВЫЕ
ПРОЕКТЫ
Участники принимают на
себя определенные роли,
обусловленные
характером и
содержанием проекта,
особенностью решаемой
проблемы
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
Требуют от участников
ПРОЕКТЫ
изначальной направленности
на сбор информации о
каком-либо объекте, явлении;
ознакомления участников
проекта с этой информацией,
ее анализа и обобщения
фактов, предназначенных для
широкой аудитории
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
ПО КОЛИЧЕСТВУ
УЧАСТНИКОВ
ПРОЕКТА
ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ
ПРОЕКТА
ПРОЕКТ
Ы
отличаю
тся
ПО ПРЕДМЕТНО-
СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ
ОБЛАСТИ
ПО ХАРАКТЕРУ
КОНТАКТОВ
ПО ПРЕДМЕТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТАПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТАПО ХАРАКТЕРУ КОНТАКТОВ
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ
или
ГРУППОВЫЕ
ПРОЕКТЫ?
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
ПРЕИМУЩЕСТВА ПЕРСОНАЛЬНЫХ
план работы над проектом может быть
выстроен и отслежен с максимальной
ПРОЕКТОВ
точностью,
формирование у учащегося важнейших
ОУН (исследовательских,
презентационных, оценочных) - вполне
управляемый процесс.
у учащегося формируется чувство
ответственности,
учащийся приобретает опыт на всех без
исключения этапах выполнения
проекта,
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
ПРЕИМУЩЕСТВА ГРУППОВЫХ
ПРОЕКТОВ
в проектной группе формируются навыки
сотрудничества,
проект может быть выполнен наиболее глубоко и
разносторонне, на каждом этапе работы, как
правило, есть свой
ситуационный лидер; каждый, в зависимости от
подгруппы, предлагающие различные пути
проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения;
решения
элемент
сильных сторон, включается в работу на
этапе, в рамках проектной группы могут быть
своих
определенном
образованы
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
самостоятельная работа
ЗАДАНИЕ 4
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ
Тема, цель выступления,
аргументирован выбор темы;
Глубина раскрытия темы;
Новизна, оригинальность и
работы, значимость
Обоснование основных положений
Ясность и последовательность,
непротиворечивость изложения;
актуальность
рассматриваемых проблем;
работы;
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ
Наличие в работе собственных
размышлений на тему, умение
изложить собственную позицию;
Умение продемонстрировать
уровень познаний в данной
области предмета;
Культура цитирования и ссылок на
заимствования, использования
литературы и фактов
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
РАБОТЫ
Яркость выступления и
образность речи; убежденность
и убедительность;
Использование иллюстраций и
наглядности при изложении
темы.
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
ЗАДАНИЕ 5
Работа в группах
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАДАНИЯ
5
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Очень часто в положениях о
детских научно-практических
конкурсах и конференциях
можно встретить такой
критерий оценки
исследовательских работ, как
их актуальность, практическая
значимость, возможность
применения их результатов на
практике. Давайте вдумаемся в
правомерность такого критерия.
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ С ТОЧКИ
ЗРЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
-это возможность максимального
раскрытия своего творческого
потенциала. Это деятельность,
позволяющая проявить себя
индивидуально или в группе,
попробовать свои силы, приложить
свои знания, принести пользу,
показать публично достигнутый
результат. Это работа, направленная
на решение интересной проблемы,
сформулированной зачастую самими
учащимися в виде задачи, когда
результат этой деятельности —
найденный способ решения проблемы
— носит практический характер, имеет
важное прикладное значение и, что
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
УЧИТЕЛЯ
- это дидактическое
средство развития,
обучения и
воспитания, которое
позволяет
вырабатывать и
развивать
специфические умения
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
Универсальные учебные действия
ФОРМИРУЮЩИЕСЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рефлексивные умения:
• Умение осмысливать задачу, для решения которой
• Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для
Поисковые (исследовательские) умения:
• Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е.
недостаточно знаний
решения поставленной задачи?
изобретать способ действия, привлекая знания из
различных областей
• Умение самостоятельно находить недостающую
информацию в информационном поле
• Умение запрашивать необходимую информацию у
эксперта (учителя, консультанта, специалиста)
• Умение находить несколько вариантов решения
проблемы
• Умение выдвигать гипотезы
• Умение устанавливать причинно-следственные связи
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
задач
других участников группы
Универсальные учебные действия
ФОРМИРУЮЩИЕСЯ В ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Умения и навыки работы в сотрудничестве:
• Навыки коллективного планирования
• Умение взаимодействовать с любым партнером
• Навыки взаимопомощи в группе в решении общих
• Навыки делового партнерского общения
• Умение находить и исправлять ошибки в работе
Менеджерские умения и навыки:
• Умение проектировать процесс (изделие)
• Умение планировать деятельность, время, ресурсы
• Умение принимать решения и прогнозировать их
• Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и
последствия
промежуточных результатов)
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
Универсальные учебные действия
ФОРМИРУЮЩИЕСЯ В ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.
Коммуникативные умения:
• Умение инициировать учебное взаимодействие со
• Умение вести дискуссию
• Умение отстаивать свою точку зрения
• Умение находить компромисс
• Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
Презентационные умения и навыки:
• Навыки монологической речи
• Умение уверенно держать себя во время выступления
• Артистические умения
• Умение использовать различные средства наглядности
• Умение отвечать на незапланированные вопросы
при выступлении
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
ПЕРЕЧЕНЬ РОЛЕЙ УЧИТЕЛЯ
ЭНТУЗИАСТ, который повышает мотивацию учащихся,
поддерживая, поощряя и направляя их в направлении
достижения цели.
СПЕЦИАЛИСТ, который компетентен в нескольких (не во
всех!) областях.
КОНСУЛЬТАНТ, который может организовать доступ к
ресурсам, в том числе к другим специалистам.
РУКОВОДИТЕЛЬ, который может четко спланировать и
реализовать проект.
«ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЗАДАЕТ ВОПРОСЫ», который
организует обсуждение способов преодоления
трудностей путем косвенных, наводящих вопросов,
обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.
КООРДИНАТОР, который поддерживает групповой процесс
решения проблем.
ЭКСПЕРТ, который дает четкий анализ результатов как
выполненного проекта в целом, так и отдельных его
этапов.
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
Школьные
Итоговые мероприятия
по проектно-исследовательской
деятельности
Международные
Муниципальные (городские, районные)
средне-специальных образовательных учреждений
– Школьная научно-практическая конференция
– Праздник знаний
– Фестиваль проектов
– Конкурс работ
– …
– Научно-практические конференции на базе местных ВУЗов и
– Городской фестиваль
– Городской конкурс
– Городской слет школьных научных обществ учащихся
– …
– Научно-исследовательские конференции (Шаг в будущее)
– Портфолио (1 Сентября)
– Центр дистанционного образования «Эйдос»
– Конференция «Шаг в будущее»
– Конкурс имени Вернадского
– …
Региональные (ХМАО, Уральский федеральный округ)
Федеральные
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
Мир находится в постоянном
изменении. И чем дальше
развивается человечество,
тем перемены становятся все
интенсивнее и существеннее.
Младшее поколение зачастую
становится более
приспособленным к новым
условиям жизни. Однако
учитель продолжает
определять пути, по которым
пойдет наша цивилизация.
Ахметова М.Н.
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
Распространение
методических
материалов.
«Открытая трибуна».
Рефлексия
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
Список
используемой
литературы
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
Список
рекомендуемо
й
литературы
Семинар: «Организация и методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учителя»
Спасибо за
внимание.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.