Семинар: «Организация и методическое сопровождение
исследовательской и проектной деятельности учителя»
Мы не в силах
придумать
человеку лучшую
похвалу,
чем сказав, что он
одарен от природы.
М. Монтень
Тема семинара:
Организация и
методическое
сопровождение
деятельности учителя
исследовательской и
проектной
СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРА
Основные понятия
Этапы работы над проектом
Выбор темы проекта
Классификация проектов
Критерии оценки
Мотивация
Формирование
системы в школе
ТЕРМИНОЛОГИЯ
проектное обучение
исследовательское обучение
метод проектов
исследовательские методы
обучения
исследовательские проекты
Проект – это
черновик будущего.
Иной раз проект
требует сотни
черновиков.
Жюль Ренар
от латинского — projectus (брошенный
совокупность документов (расчетов,
ПРОЕКТ
вперед),
чертежей
либо
и др.), необходимых для создания какого-
сооружения или изделия
предварительный текст какого-либо
документа
какой-либо замысел или план
Метод проектов — это
совокупность приёмов,
действий учащихся в их
определённой
последовательности для
достижения поставленной
задачи — решения
определенной проблемы,
значимой для учащихся и
оформленной в виде некоего
конечного продукта.
Евгения Семёновна
(12 февраля 1937 — 28 мая
Поо́лат
2007)
В своих трудах разработала
теоретическую основу
внедрения метода
проектов в современной
России.
Проектная деятельность
учащихся
-совместная учебно - познавательная, творческая или
игровая деятельность учащихся, имеющая :
общую цель,
согласованные методы,
способы деятельности,
направленная на достижение
общего результата деятельности.
Проблема
Планирование
Поиск информации
Продукт (результат
деятельности)
ПРОЕКТ = 6П
Презентация (представление)
Портфолио
Разработка проекта
- обычно дело творческое, но зависит это
творчество от многих внешних обстоятельств,
часто никак не связанных с задачами
бескорыстного поиска истины.
Не следует забывать и о том, что теоретически
проект можно выполнить, пользуясь готовыми
алгоритмами и схемами действий — то есть
исключительно на репродуктивном уровне.
Ведь проектирование может быть
представлено как последовательное
выполнение серии четко определенных,
алгоритмизированных шагов.
ИССЛЕДОВАНИЕ
• Научное исследование
• Учебное исследование
Научное исследование
- процесс изучения,
эксперимента,
концептуализации и проверки
теории, связанный с
получением научных знаний.
Один из видов познавательной
деятельности человека.
УЧЕБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Главной целью учебного
исследования является
развитие личности,
а не получение объективно
нового результата, как в
"большой" науке.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Под исследовательской
деятельностью понимается
деятельность учащихся,
связанная с поиском ответа на
творческую, исследовательскую
задачу с заранее неизвестным
решением…
В отличие от проектирования
ИССЛЕДОВАНИЕ
исследование — всегда творчество,
и в идеале оно, представляет собой
вариант бескорыстного поиска истины.
Если в итоге исследования и удается
решить какую-либо практическую
проблему, то это — не более чем побочный
эффект. При этом само новое знание,
добытое в итоге исследования, может
быть не только мало полезно, с точки
зрения общества и самого исследователя,
но даже вредно и опасно. Всем известно,
что научные открытия несут не только
радость и свет знаний.
ОТЛИЧИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОТ ПРОЕКТА
Исследование не предполагает
какого-либо заранее планируемого
создания
объекта
поиска
из видов
человека
Исследование — по сути, процесс
неизвестного, новых знаний, один
познавательной деятельности
ОТЛИЧИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОТ ПРОЕКТА
В отличие от проектирования
исследовательская деятельность изначально
должна быть более свободной, практически
внешними установками. В идеале
ее не должны ограничивать даже рамки
нерегламентированной какими-либо
самых смелых гипотез. Потому она
значительно более гибкая, в ней
значительно больше места для
импровизации.
ПРИМЕР исследовательской
работы
ПРИМЕР творческого проекта
Группы умений,
на которые проектная деятельность
оказывает наибольшее влияние:
л
е
ь
с
н
н
о
р м а ц и
т
а
в
е д о
е
И с
л
и
с
к
н ы
ч
о
н
О ц е
е
К о м м у
е
н ы
в
и
т
а
к
и
н
И н ф о
ы е
и
к
с
р
е д ж е
М е
н
е
н
н
о
а ц и
т
н
е
П р
з
е
ы е
н ы е
в
и
с
к
е
е ф л
Р
Исследовательские
умения
генерировать идеи
выбирать лучшее решение.
Коммуникативные умения
Сотрудничать в процессе деятельности
оказывать помощь товарищам
и принимать их помощь
следить за ходом совместной работы
и направлять её в нужное русло
умение выходить
из конфликтных ситуаций
,
Оценочные умения
Оценивать ход, результат своей деятельности
Оценивать ход, результат деятельности других
,
Информационные умения
Самостоятельно осуществлять поиск
нужной информации
Структурировать информацию
Сохранять информацию
,
Презентационные умения
Выступать перед аудиторией
Отвечать на незапланированные вопросы
Использовать различные средства наглядности
Демонстрировать артистические возможности
,
.
Рефлексивные умения
Отвечать на вопросы: «Чему я научился?»,
«Чему мне необходимо научиться?»
Адекватно выбирать свою роль
в коллективном деле
,
.
Менеджерские умения
Проектировать процесс
Планировать деятельность
– время, ресурсы
Принимать решения
Распределять обязанности
при выполнении коллективного дела
,
.
самостоятельная работа
ЗАДАНИЕ 1
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Цели и этапы реализации проекта
Тема и область знаний
Подготовка к исследованию (мотивация, обучение
исследовательской деятельности и методам
Аналитический этап (исследование, анализ
Оформление результатов
Создание презентации
Рефлексия.
этапам
реализации проекта)
информации)
самостоятельная работа
ЗАДАНИЕ 2
его
тем.
ВЫБОР ТЕМЫ ПРОЕКТА
объясняете
хотели, чтобы
Просто начните придумывать интересные вопросы…
Не беспокойтесь о формулировках, их всегда можно поправить.
Вспомните вопросы, которые задают Вам школьники, когда вы
данную тему, и выберите то, что они находят самым интересным
(сайт ЭЛЕМЕНТЫ НАУКИ)
Решите для себя, что из того, что Вы изучаете с ребятами, Вы бы
они все еще помнили лет через пять.
Сначала напишите тему на «взрослом» языке, а потом «переведите»
на язык, понятный детям.
После самостоятельной работы и мозгового штурма поделитесь своими
темами с коллегами и используйте новые идеи для доработки Ваших
Продолжайте возвращаться к формулировке тем и дорабатывать их в
процессе создания материалов для проекта.
ВЫБОР ТЕМЫ ПРОЕКТА
От учителя - к
ученику
(«Экология
жилища»)
От ученика – к
учителю («Мой
друг - собака»)
ЗАДАНИЕ 3
Работа в группах
ПО КОЛЛИНГСУ
ПРОЕКТЫ ИГР - детские занятия, непосредственной
целью которых является участие в групповой
деятельности, как то: различные игры, народные
танцы, театральные постановки, разного рода
развлечения и т.д.
ЭКСКУРСИОННЫЕ ПРОЕКТЫ - целесообразное
изучение проблем, связанных с окружающей
природой и общественной жизнью.
ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ - те,
разрабатывая которые, дети имели целью “получить
удовольствие от рассказа в самой разнообразной
форме” - устной, письменной, вокальной (песня),
художественной (картина), музыкальной (игра на
рояле) и т.д.
КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ - нацеленные на
создание конкретного, полезного продукта.
ПО Е. С. ПОЛАТ
Проекты:
практико-ориентированные
информационные
творческие
исследовательские
ролево-игровые
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ
ПРОЕКТЫ
Отличаются четко
обозначенным с самого
начала результатом
деятельности
участников проекта. Причем
этот
результат обязательно
ориентирован на
социальные интересы самих
участников
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ
ПРОЕКТЫ
Требуют хорошо продуманной
структуры, обозначенных
целей, обоснования
актуальности предмета
исследования для всех
участников, обозначения
источников информации,
продуманных методов,
результатов
Предполагают
соответствующее
творческое оформление,
не имеют детально
ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ
проработанной структуры
совместной деятельности
участников
РОЛЕВО – ИГРОВЫЕ
ПРОЕКТЫ
Участники принимают на
себя определенные роли,
обусловленные
характером и
содержанием проекта,
особенностью решаемой
проблемы
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
Требуют от участников
ПРОЕКТЫ
изначальной направленности
на сбор информации о
каком-либо объекте, явлении;
ознакомления участников
проекта с этой информацией,
ее анализа и обобщения
фактов, предназначенных для
широкой аудитории
ПО КОЛИЧЕСТВУ
УЧАСТНИКОВ
ПРОЕКТА
ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ
ПРОЕКТА
ПРОЕКТ
Ы
отличаю
тся
ПО ПРЕДМЕТНО-
СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ
ОБЛАСТИ
ПО ХАРАКТЕРУ
КОНТАКТОВ
ПО ПРЕДМЕТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТАПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТАПО ХАРАКТЕРУ КОНТАКТОВ
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ
или
ГРУППОВЫЕ
ПРОЕКТЫ?
ПРЕИМУЩЕСТВА ПЕРСОНАЛЬНЫХ
план работы над проектом может быть
выстроен и отслежен с максимальной
ПРОЕКТОВ
точностью,
формирование у учащегося важнейших
ОУН (исследовательских,
презентационных, оценочных) - вполне
управляемый процесс.
у учащегося формируется чувство
ответственности,
учащийся приобретает опыт на всех без
исключения этапах выполнения
проекта,
ПРЕИМУЩЕСТВА ГРУППОВЫХ
ПРОЕКТОВ
в проектной группе формируются навыки
сотрудничества,
проект может быть выполнен наиболее глубоко и
разносторонне, на каждом этапе работы, как
правило, есть свой
ситуационный лидер; каждый, в зависимости от
подгруппы, предлагающие различные пути
проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения;
решения
элемент
сильных сторон, включается в работу на
этапе, в рамках проектной группы могут быть
своих
определенном
образованы
самостоятельная работа
ЗАДАНИЕ 4
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ
Тема, цель выступления,
аргументирован выбор темы;
Глубина раскрытия темы;
Новизна, оригинальность и
работы, значимость
Обоснование основных положений
Ясность и последовательность,
непротиворечивость изложения;
актуальность
рассматриваемых проблем;
работы;
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ
Наличие в работе собственных
размышлений на тему, умение
изложить собственную позицию;
Умение продемонстрировать
уровень познаний в данной
области предмета;
Культура цитирования и ссылок на
заимствования, использования
литературы и фактов
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
РАБОТЫ
Яркость выступления и
образность речи; убежденность
и убедительность;
Использование иллюстраций и
наглядности при изложении
темы.
ЗАДАНИЕ 5
Работа в группах
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Очень часто в положениях о
детских научно-практических
конкурсах и конференциях
можно встретить такой
критерий оценки
исследовательских работ, как
их актуальность, практическая
значимость, возможность
применения их результатов на
практике. Давайте вдумаемся в
правомерность такого критерия.
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ С ТОЧКИ
ЗРЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
-это возможность максимального
раскрытия своего творческого
потенциала. Это деятельность,
позволяющая проявить себя
индивидуально или в группе,
попробовать свои силы, приложить
свои знания, принести пользу,
показать публично достигнутый
результат. Это работа, направленная
на решение интересной проблемы,
сформулированной зачастую самими
учащимися в виде задачи, когда
результат этой деятельности —
найденный способ решения проблемы
— носит практический характер, имеет
важное прикладное значение и, что
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
УЧИТЕЛЯ
- это дидактическое
средство развития,
обучения и
воспитания, которое
позволяет
вырабатывать и
развивать
специфические умения
Универсальные учебные действия
ФОРМИРУЮЩИЕСЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рефлексивные умения:
• Умение осмысливать задачу, для решения которой
• Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для
Поисковые (исследовательские) умения:
• Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е.
недостаточно знаний
решения поставленной задачи?
изобретать способ действия, привлекая знания из
различных областей
• Умение самостоятельно находить недостающую
информацию в информационном поле
• Умение запрашивать необходимую информацию у
эксперта (учителя, консультанта, специалиста)
• Умение находить несколько вариантов решения
проблемы
• Умение выдвигать гипотезы
• Умение устанавливать причинно-следственные связи
задач
других участников группы
Универсальные учебные действия
ФОРМИРУЮЩИЕСЯ В ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Умения и навыки работы в сотрудничестве:
• Навыки коллективного планирования
• Умение взаимодействовать с любым партнером
• Навыки взаимопомощи в группе в решении общих
• Навыки делового партнерского общения
• Умение находить и исправлять ошибки в работе
Менеджерские умения и навыки:
• Умение проектировать процесс (изделие)
• Умение планировать деятельность, время, ресурсы
• Умение принимать решения и прогнозировать их
• Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и
последствия
промежуточных результатов)
Универсальные учебные действия
ФОРМИРУЮЩИЕСЯ В ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.
Коммуникативные умения:
• Умение инициировать учебное взаимодействие со
• Умение вести дискуссию
• Умение отстаивать свою точку зрения
• Умение находить компромисс
• Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
Презентационные умения и навыки:
• Навыки монологической речи
• Умение уверенно держать себя во время выступления
• Артистические умения
• Умение использовать различные средства наглядности
• Умение отвечать на незапланированные вопросы
при выступлении
ПЕРЕЧЕНЬ РОЛЕЙ УЧИТЕЛЯ
ЭНТУЗИАСТ, который повышает мотивацию учащихся,
поддерживая, поощряя и направляя их в направлении
достижения цели.
СПЕЦИАЛИСТ, который компетентен в нескольких (не во
всех!) областях.
КОНСУЛЬТАНТ, который может организовать доступ к
ресурсам, в том числе к другим специалистам.
РУКОВОДИТЕЛЬ, который может четко спланировать и
реализовать проект.
«ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЗАДАЕТ ВОПРОСЫ», который
организует обсуждение способов преодоления
трудностей путем косвенных, наводящих вопросов,
обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.
КООРДИНАТОР, который поддерживает групповой процесс
решения проблем.
ЭКСПЕРТ, который дает четкий анализ результатов как
выполненного проекта в целом, так и отдельных его
этапов.
Школьные
Итоговые мероприятия
по проектно-исследовательской
деятельности
Международные
Муниципальные (городские, районные)
средне-специальных образовательных учреждений
– Школьная научно-практическая конференция
– Праздник знаний
– Фестиваль проектов
– Конкурс работ
– …
– Научно-практические конференции на базе местных ВУЗов и
– Городской фестиваль
– Городской конкурс
– Городской слет школьных научных обществ учащихся
– …
– Научно-исследовательские конференции (Шаг в будущее)
– Портфолио (1 Сентября)
– Центр дистанционного образования «Эйдос»
– Конференция «Шаг в будущее»
– Конкурс имени Вернадского
– …
Региональные (ХМАО, Уральский федеральный округ)
Федеральные
Мир находится в постоянном
изменении. И чем дальше
развивается человечество,
тем перемены становятся все
интенсивнее и существеннее.
Младшее поколение зачастую
становится более
приспособленным к новым
условиям жизни. Однако
учитель продолжает
определять пути, по которым
пойдет наша цивилизация.
Ахметова М.Н.
Распространение
методических
материалов.
«Открытая трибуна».
Рефлексия
Список
используемой
литературы
Список
рекомендуемо
й
литературы