Данный материал предназначен для педагогов, работающих с детьми с нарушением слуха. Материал можно использовать для самообразования, для проведения семинаров. Для того чтобы максимально поддерживать у детей интерес к овладению правильным произношением, надо ставить перед ними привлекательные и доступные цели (например, участие в костюмированных праздниках).
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧЕВЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ ДЕТЕЙ НАРУШЕНИЕМ
СЛУХА НА ПРАЗДНИКАХ
ЯНВАРЬ 2019
ГЛАВНОЙ ЗАДАЧЕЙ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
является максимальное использование всех условий, которые
обеспечивают совершенствование произносительных навыков.
Для того чтобы максимально поддерживать у детей интерес к
овладению правильным произношением, надо ставить перед ними
привлекательные и доступные цели (например, участие в
костюмированных праздниках).
В ПОЛОЖЕНИИ
«О СЛУХО-РЕЧЕВОМ РЕЖИМЕ» НАШЕЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ОТМЕЧЕНО
• ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУХО-РЕЧЕВОГО РЕЖИМА ПРЕДПОЛАГАЕТ ПОСТОЯННОЕ
МОТИВИРОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ С ОБУЧАЮЩИМСЯ, ВОСПИТАННИКОМ,
НЕЗАВИСИМО ОТ ЕГО ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ И УРОВНЯ
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ.
• ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ СЛУХО-РЕЧЕВОГО РЕЖИМА:
• РАССМОТРИМ ПУНКТ 10.8
• 10.8. ПОДГОТОВКА УСТНЫХ РЕЧЕВЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ (НА ПРАЗДНИКАХ, ВНЕКЛАССНЫХ
МЕРОПРИЯТИЯХ, ТЕМАТИЧЕСКИХ ВЕЧЕРАХ, КОНКУРСАХ ЧТЕЦОВ):
• ТЕКСТ ВЫСТУПЛЕНИЯ (ДАЖЕ ЕСЛИ ЭТО ОТДЕЛЬНЫЕ РЕПЛИКИ) ДОЛЖЕН БЫТЬ ФОНЕТИЧЕСКИ
ОБРАБОТАН;
• ТЕКСТ РАЗДАЕТСЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ, ВОСПИТАННИКАМ НЕ МЕНЕЕ ЧЕМ ЗА 3 НЕДЕЛИ ДО
ВЫСТУПЛЕНИЯ;
• ПОДГОТОВКА К ОБЩЕШКОЛЬНОМУ ПРАЗДНИЧНОМУ МЕРОПРИЯТИЮ ДОЛЖНА НАЧИНАТЬСЯ НЕ
МЕНЕЕ, ЧЕМ ЗА 1,52 МЕСЯЦА ДО ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ;
• РЕПЕТИЦИИ НАЧИНАЮТСЯ НЕ МЕНЕЕ, ЧЕМ ЗА ДВЕ НЕДЕЛИ ДО ПРАЗДНИКА И ПРОВОДЯТСЯ
ОБЯЗАТЕЛЬНО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗВУКОУСИЛИВАЮЩЕЙ АППАРАТУРЫ СТРОГО ПО ГРАФИКУ, ВО
ВРЕМЯ ВЫСТУПЛЕНИЙ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ МИКРОФОН;
• РЕПЕТИЦИИ ПРОВОДЯТСЯ В ТО ВРЕМЯ, КОГДА НА НИХ МОГУТ ПРИСУТСТВОВАТЬ ВОСПИТАТЕЛИ,
УЧИТЕЛЯ КЛАССОВ, УЧИТЕЛЯ ПО РРС И ФПСР;
• ПОСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЛЮБОГО ПРАЗДНИКА ПОДВОДЯТСЯ ИТОГИ – ОТМЕЧАЮТСЯ СИЛЬНЫЕ И
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ В ПОДГОТОВКЕ РЕЧЕВЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ,
ОЦЕНИВАЕТСЯ КАЧЕСТВО ИХ РЕЧИ.
• ПУНКТ 5.3.12. ВОСПИТАТЕЛИ:
• ВО ВНЕКЛАССНОЕ ВРЕМЯ ПРОДОЛЖАЮТ РАБОТУ УЧИТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ, АКТИВИЗИРУЮТ РЕЧЕВОЕ
ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ВО ВРЕМЯ ВСЕХ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ (ПРОГУЛОК, ИГР, ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ,
ПОДГОТОВКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ И ДР.);
• РУКОВОДСТВУЮТСЯ ТРЕБОВАНИЯМИ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО
ВОСПРИЯТИЯ, ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ, РАЗВИТИЮ РЕЧИ ВНЕ КЛАССА;
• СОВМЕСТНО С УЧИТЕЛЕМ ПО РРС И ФПСР, УЧИТЕЛЕМ КЛАССА ОПРЕДЕЛЯЮТ ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ,
ТИПЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ФОРМЫ СЛОВ, СОСТАВЛЯЕТ ФРАЗЫ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ В ШКОЛЕИНТЕРНАТЕ № 1 НА
РАЗЛИЧНЫХ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ;
• СОПРОВОЖДАЮТ РЕЧЬЮ КАЖДОЕ ДЕЙСТВИЕ, ПРОИЗВОДИМОЕ ОБУЧАЮЩИМСЯ, ВОСПИТАННИКОМ;
• НА КАЖДОМ ЗАНЯТИИ ВЫДЕЛЯЮТ ВРЕМЯ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ТРУДНОПРОИЗНОСИМЫМИ СЛОВАМИ,
ИСПОЛЬЗУЯ ДЛЯ ЭТОГО АНАЛИТИКОСИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД;
• ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВОЗМОЖНОСТИ КАЖДОГО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ВОСПИТАННИКА В ПОЛЬЗОВАНИИ ИМ УСТНОЙ
РЕЧЬЮ (НАСКОЛЬКО ОН ПОНИМАЕТ ОБРАЩЕННУЮ К НЕМУ РЕЧЬ И КАК ОН МОЖЕТ ГОВОРИТЬ САМ).
• И КОНЕЧНО ЖЕ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ПРОИЗНОШЕНИЕМ ОБУЧАЮЩИХСЯ,
ВОСПИТАННИКОВ ( КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ, РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ ЗА ПРОИЗНОШЕНИЕМ).
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРАЗДНИКОВ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ
ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА.
ПРАЗДНИК ДОЛЖЕН ИМЕТЬ НЕ ТОЛЬКО РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ, НО И
РАЗВИВАЮЩИЕ, ОБУЧАЮЩИЕ ФУНКЦИИ.
• ПРАЗДНИК - ЭТО ПРЕКРАСНАЯ СИТУАЦИЯ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ РЕЧИ, ЕЕ
КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ. ПРАЗДНИК - ЭТО РЕЧЕВАЯ СРЕДА,
КОТОРАЯ ТАК НЕОБХОДИМА ДЕТЯМ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ. ПРАЗДНИК
РАСКРЫВАЕТ БОГАТЕЙШИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ.