Семинар. Педагогический артистизм
Оценка 4.9

Семинар. Педагогический артистизм

Оценка 4.9
Документация +2
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
21.09.2017
Семинар. Педагогический артистизм
Презентация к семинару. Педагогический артистизм.
Публикация является частью публикации:
Семинар. Педагогический артистизм.docx
Жаринова Валерия Владимировна                                     ЭЛЕМЕНТЫ АКТЕРСКОГО И РЕЖИССЕРСКОГО МАСТЕРСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА Современные тенденции  развития образования, возросшие профессиональные требования   к   личности   учителя   усилили   потребность   в   формировании   творческой индивидуальности   педагога,   реализации   его   творческих   способностей,   развитии индивидуального   стиля   деятельности.   Профессионально   важными   качествами личности учителя становятся такие, как способность ярко и убедительно выражать чувства   и   отношения,   умело   сочетать   в   своем   мышлении   и   поведении   образное   и логическое для приобщения ребенка к богатствам культуры. Одно из значительных мест   в   наборе   этих   качеств   играет   и   такое   индивидуальное   начало,   как педагогический артистизм.         Артистизм — это особый образно­эмоциональный язык творения нового; проникновенный стиль сотворчества педагога и ученика, ориентированный на понимание и диалог с Другим. Артистизм — это не только внешние факторы (жесты, мимика,   интонация),   хотя   и   они   очень   значимы   для   создания   атмосферы   урока. Артистизм — это способность почти мгновенно переключаться на новые ситуации, оказываться в новом образе, умение жить идеями, передаваемыми ученикам на уроке, причем   жить   искренне.   Это   —   богатство   личностных   проявлений,   образный   путь постановки   и   решения   проблем,   игра   воображения,   изящество,   одухотворенность, ощущение внутренней свободы.                  Разработкой проблемы педагогического артистизма занимались такие исследователи   как   А.С.  Макаренко,  В.И.   Загвязинский,  Е.А.  Ямбург   Ю.Л.  Львова, Ж.В. Ваганова, и др. В   настоящее   время   в   обществе   все   больше   утверждается   мысль   о   том,  что образование   из   способа   просвещения   индивида   должно   превратиться   в   механизм развития   творческой   личности,   ее   индивидуальных   способностей   и   дарований.   В современных   условиях   резко   возрастает   культурообразующая   роль   образования. Эффективность   работы   образовательного   учреждения   различного   уровня Жаринова Валерия Владимировна                                     определяется качеством труда педагога, богатством и многогранностью его личности. Новые функции педагога, усложнение задач, стоящих перед ним, ­ все это требует научного   осмысления,   поиска   путей   повышения   уровня   его   индивидуальности   и творчества.       Актёрское мастерство педагога по своей структуре включает в себя те же элементы, что и мастерство театрального актёра. В этом плане очень полезно учение известного театрального режиссёра К.С.Станиславского, в соответствии с которым, каждый   педагог   должен   хорошо   двигаться,   владеть   своей   мимикой   и   жестами, правильно дышать, иметь богатое воображение, уметь общаться с разными людьми и т.п. Один из главных советов великого режиссёра ­ каждую обязанность стараться превращать в инициативу ­ это поможет учителю избавиться от лишних конфликтов с учениками, стрессов, обид и неприятностей.        Полезен также совет другого известного драматурга Е.Вахтангова: чтобы наладить   отношения   режиссёра   и   актёра,   соответственно   ­   педагога   и   учеников   ­ необходимо начинать урок с самого интересного. Самое лучшее действие ­ совместное действие. Применительно к педагогике артистизм — это черта личности педагога, некое ее своеобразие: способность перевоплощаться, обаяние «артистической стихийности», живость,   острота,   экспрессия,   богатство   жестов   и   интонаций,   дар   рассказчика, способность нравиться; одухотворенность, ощущение внутренней свободы; внутреннее изящество, образное мышление, стремление к нестандартным решениям через образные ассоциации; особенности психики, тип нервной системы, акцентуация личности. Определяют следующие компоненты педагогического артистизма:  Эрудиция. Для  детей  педагог  ­ открыватель   мира. Эту  роль  он  может выполнить   лишь   в   том   случае,   если   является   высокообразованным   человеком, дающим   себе   труд   постоянно   черпать   из   науки,   искусства   и   действительности. Педагог­артист живет любознательностью, познанием «тайн», удивлением, чувством нового, сомнением. Эрудиция необходима ему до чрезвычайности . Обаяние ­   способность   овладевать   вниманием,   чувствами,   умом, воображением, волей другого. Необходим синтез обаяния и духовности. Именно в   Жаринова Валерия Владимировна                                      ней проявляется внутренняя красота человека, его самобытность, соучастие в жизни окружающих, мудрость реакции на действительность.  Самобытность. У   педагога   яркое   определенное   «Я».   Являясь неординарной и самобытной личностью он всегда находит верные психологические и методические   решения   различных   педагогических   ситуаций.   Включая   их   в содержание урока, дает личностную оценку излагаемым событиям. Импровизация. Общение с воспитанниками ­ творчество. Педагог­артист всегда   импровизатор.   Ибо   импровизация   это   артистическое   и   режиссерское мастерство педагога. Культура   и   эстетика   речи. В   отличие   от   представителей   других профессий, педагог должен владеть речью как основным средством воздействия на личность учащихся, передачи им своих знаний, а также жизненного опыта. В этой связи речь учителя должна отвечать определённым требованиям:  – речь должна быть содержательной, эмоциональной, живой, логичной... – по звучанию ровной, равномерной, приятной на слух и отвечающей требованиям акустики; –   речь   должна   выполнять   коммуникативную,   интерактивную   и   перцептивную функции одновременно; – она должна служить средством прямой и обратной связи; –   речь   должна   помогать   педагогу   в   проблемных   ситуациях,   активизировать учащихся, а не подавлять их; –   важное   значение   имеет   учёт   психолингвистических   закономерностей   при речевой передаче и приёме мнений. Главная   выразительная   сторона   голоса   –  интонация.   На   образность   речи учителя особенно влияет приятно звучащий голос, его мелодичность, многообразие в нем   характерных   красок   и   богатых   оттенков.   Во   всем   этом   проявляется   и выражается весь духовный мир педагога, его душевность, самобытность и артистизм. Пластическая   культура. Педагог   ­   артист   умеет,   и   «ступить»,   и «молвить».   Он   наделен   личностной,   персональной   запоминаемостью,   пластикой поведения. Пластика ­ это язык телодвижений, его выразительность  и умение им владеть.  Педагогу   необходимо   учиться   и   не   стесняться   выражать   свое   отношение, переживание,   настроение   к   излагаемому   событию   через   жесты,   мимику,   голос. «Внутренний   аппарат   чувств»   равен   «телесному   аппарату».   Это   необходимое условие творческой работы.             Итак,  артистизм ­ это личностное качество педагога,  которому присущи   эстетические   черты   стиля   жизни   и   деятельности.   Это   черты   людей, творчески насыщенных и любящих свою профессию. СОЦИАЛЬНЫЙ ОПРОС. 1. Нужно ли формировать актерское мастерство у педагогов? (да, нет, не  знаю, свой вариант ответа) Жаринова Валерия Владимировна                                     2. На ваш взгляд влияет ли сформированность артистизма педагога на  продуктивность его деятельности? (да, нет, не знаю, свой вариант ответа) 3. Считаете ли Вы важным наличие у педагога таких качеств как творческая  индивидуальность, артистические способности, эстетика речи, юмор? (да, нет, не  знаю, свой вариант ответа) 4. Какое из представленных качеств педагог вы считаете наиболее важным:       эстетика речи пластическая культура (мимика, жесты, движения) интонация; Импровизация юмор артистические способности Одно из различий актерской и педагогической деятельности состоит в том, что актер   не   обязан   быть   режиссером,  а   педагогу   необходимо   обладать   развитыми режиссерскими способностями, которые проявляются в умении сплотить коллектив, воодушевить   его   на   решение   важных   задач,   предоставив   разумную   степень самостоятельности,   а   также   в   способности   педагога   правильно   организовать   свою работу (верно ее спланировать, осуществлять самоконтроль). Артистичный педагог, как правило, может быть хорошим режиссером, обладает чувством целого, гармонии; энергией, инициативностью, творческой наблюдательностью.          Режиссерское искусство учителя заключается в творческой организации всех   элементов   урока  с   целью   создания   единого   гармонически   целостного произведения.   Режиссерское   мастерство   учителя   проявляется   в   умении   находить наилучшую форму для выражения содержания обучения и воспитания. Это возможно в том   случае,   если   он   достигает   в   своем   сознании   абсолютной   ясности   творческого замысла урока и педагогической деятельности в целом и, прежде всего, целей своей работы, а также эмоционального отношения к происходящему. Первым   условием  режиссуры   урока   и   создания   целостного   произведения является   наличие   у   педагога   творческого   замысла.  Творческий   замысел   урока разрабатывается на основе: Жаринова Валерия Владимировна                                       а)   осознания и анализа общих методологических и теоретических позиции учителя (подходов, теорий, методологических принципов, технологий);   б)     учета   психологических   особенностей   учащихся   и   их   особенностей   как субъектов обучения;  в) планирования во времени (темпа, ритма отдельных частей урока);  г)  пространственного решения (компоновки учеников в зависимости от целей урока   и   его   частей,   возможностей   и   необходимости   передвижения   по   классу);   д) использования необходимого наглядного и звукового оформления. Второе условие режиссуры урока учителем ­ продумывание им целей, которых он   хочет   достичь   в   работе   с   классом   или   отдельным   учеником.   Цель   становится связующей идеей замысла. Именно она вместе с желанием педагога выразить себя в работе, потребностью в творчестве, а также абсолютной убежденностью в реальности и достижимости целей приводит к тому, что все элементы замысла урока вырастают из единого общего корня. Третье   условие  ­  ощущение   целостности   происходящего   и   обоснование необходимости тех или иных действий. Наличие их у учителя в ходе урока очень важно   потому,   что   достижение   целостности   возможно   при   наличии   у   педагога, согласно системе К.С. Станиславского, сверхзадачи и ощущения жизненной правды.  При этом главная режиссерская задача педагога, по мнению В.А. Сластенина ­   в   выделении   основных   по   мысли   и   силе   эмоционального   воздействия   отрезков эпизодов   урока   и   выстраивании   их   в   режиссерскую   композицию   педагогических событий.              Однако, педагог в гораздо более высокой степени, чем артист, должен воздействовать   на   свою   аудиторию,   содействовать   формированию   мировоззрения своих подопечных, дать им научную картину мира, пробудить чувство прекрасного, чувство порядочности и справедливости, сделать грамотными и заставит поверить в себя, в свои слова. При этом в отличие от актёра, он вынужден работать в режиме обратной связи: ему постоянно задают разнообразные вопросы, в том числе коварные, и все они требуют исчерпывающих и убедительных ответов.  По мнению С.Д. Якушевой педагогическое мастерство – искусство обучения и воспитания,   доступное   каждому   преподавателю   и   мастеру   производственного Жаринова Валерия Владимировна                                     обучения,   но   требующее   постоянного   совершенствования.   Это   профессиональное умение направлять все виды учебно­воспитательной работы на всестороннее развитие учащегося, включая его мировоззрение и способности. Педагогическое искусство зачастую называют театром одного актера. Поэтому использование средств театральной педагогики открывает большие возможности для развития артистизма, а владение элементами актерского и режиссерского мастерства является необходимым средством профессиональной деятельности педагога. Модель   Л.А.   Волкова,   определяющий:   высокий   уровень   ­  высший  уровень профессионально­этической   культуры.   Характеризует   педагога,   обладающего необходимыми   личностными   качествами,   работающего   профессионально,   ищущего творческие пути решения новых педагогических задач, обладающего чувством целого, гармонии, энергией, инициативностью, творческой наблюдательностью, фантазией  и воображением,   чувством   ритма,   пространства   и   времени;  средний   уровень  ­ достаточный,   приспособительный   уровень   артистизма.   В   своей   деятельности   такой педагог   опирается   на   знания   и   умения,   добивается   определенных   результатов   в обучении   и   воспитании.   Но   в   творческом   поиске   практически   не   участвует, удовлетворяется достигнутым уровнем креативности;  низкий уровень  ­ Педагог, не обладающий   необходимым   набором   профессионально­личностных   качеств.   В   своей работе он не имеет достаточной базы профессиональных знаний и умений, не ведет творческих   поисков,   не   испытывает   потребности   в   творческом   росте,   получает невысокие результаты в обучении и воспитании. Жаринова Валерия Владимировна                                     Приложение 1 Диагностические   методики   для   определения   уровня   сформированности качеств личности учителя, лежащих в основе педагогического артистизма       Тест "Есть ли у вас педагогические артистические наклонности?"  Есть ли разница между словами "стон" и "нюанс"? 1. 2. Можете ли вы жить в неуютной, скучной квартире и не замечать этого? 3. 4. Одеваетесь ли вы, опираясь не на моду, а на собственный вкус? 5. Вы любите рисовать? Говорят ли вам что­нибудь следующие имена: Мане, Ван Дейк, Хосе     Рибера, Фальконе? Стараетесь ли вы одеваться в одной цветовой гамме? Любите посещать музеи? 6. У вас очень плохой почерк? 7. 8. 9. Остановитесь ли по пути, чтобы полюбоваться закатом? 10. Любите чертить геометрические фигуры? 11. Любите ли Вы фантазировать? 12. Вы склонны долго бродить по улицам? 13. Любите одиночество? 14. Вам кажется неуместным, когда кто­то начинает декламировать стихи? 15. Слушаете ли вы музыку только ради развлечения? 16. Надолго запоминаете красивые пейзажи? 17. Вам кажутся очень красивыми морские камни? 18. Любите новые встречи и знакомства? 19. Нравится вам читать стихи вслух? 20. Не было ли у вас желания разрисовать стены своей комнаты? 21. Часто ли меняете прическу? 22. Переставляете мебель у себя дома? 23. Вы пробовали когда­нибудь сочинять песенки? 24. Пишете стихи? Вы можете засчитать себе одно очко за каждый ответ "да" на вопросы 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9, И, 12, 13, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24 и за ответ "нет" на вопросы 2, 6, 10, 14, 15, 18.  Если   у   вас  больше   16   очков,     это  высший   уровень  профессионально­этической культуры. Характеризует педагога, обладающего необходимыми личностными качествами, работающего профессионально,  ищущего творческие  пути  решения  новых  педагогических задач,   обладающего   чувством   целого,   гармонии,   энергией,   инициативностью,   творческой наблюдательностью, фантазией и воображением, чувством ритма, пространства и времени;.  Вы   набрали  8­16   очков,   ­  средний   уровень  ­   достаточный,   приспособительный уровень  артистизма. В  своей  деятельности  такой  педагог  опирается  на знания и умения, добивается определенных результатов в обучении и воспитании. Но в творческом поиске практически не участвует, удовлетворяется достигнутым уровнем креативности; Меньше 4 очков ­  низкий уровень ­ педагог, не обладающий необходимым набором профессионально­личностных   качеств.   В   своей   работе   он   не   имеет   достаточной   базы Жаринова Валерия Владимировна                                     профессиональных   знаний   и   умений,   не   ведет   творческих   поисков,   не   испытывает потребности в творческом росте, получает невысокие результаты в обучении и воспитании 2 Приложение необходимых качеств для развития педагогического  артистизма  Карта — схема  1.     Творческое   самочувствие,   саморегуляция   психической   деятельности, эмоциональных состояний. ­ Увлеченность, воодушевление, вдохновенная отдача на уроке. ­ Самоорганизация, стабильность творческой формы. ­ Самоконтроль, самообладание, управление настроением. ­ Умение снимать излишнее напряжение, волнение. ­ Умение спокойно относиться к неожиданностям, оперативность в управлении своими психическими состояниями. 2.  Обаяние, личностное самовыражение, индивидуальный стиль. ­ Заразительность, умение очаровать, внушить симпатию, заинтересовать, увлечь, способность овладевать вниманием учеников. ­ Раскованность, непосредственность и простота поведения. ­ Яркость, непохожесть на других учителей, нестандартность. ­ Художественный вкус, чувство прекрасного, стремление к красоте и гармонии, чувство меры. ­ Искренность, личностная открытость по отношению к детям. 3.  Эмоциональность, образность поведения и речи. ­ Экспрессивность, широкий диапазон эмоциональных реакций. ­ Выражение сопереживания, сочувствия учащимся.  ­ Эмоциональная атмосфера на уроке, чувство юмора. ­   Необычность   в   раскрытии   содержания  урока,   способность  сделать   образным излагаемый материал. ­   Эмоциональное   интонирование   речи,   неожиданные   ритмические   рисунки, метафоричность речи, использование «своих» терминов. 4.   Внешний   облик,   пластичность,   внешняя   выразительность,   умения   в   области вербального общения. ­ Экспрессивные способности, пластическая изобразительность. ­   Раскрепощенность,   отсутствие   телесной   скованности,   умение   держаться уверенно, свободно и естественно. ­ Мимические и пантомимические навыки, наличие экспрессивных, эмоционально­ эстетических движений. ­   Жестикуляция,   естественность,   темп, уместность/адекватность,   степень   вариантности,   богатство,   полнота   форм,   движения   —   органичность, Жаринова Валерия Владимировна                                     двигательная активность — достаточная/недостаточная; скорость двигательных реакций; свойства мимических реакций (доброжелательность и т. д.). 5.  Интуиция, воображение, творческая фантазия. ­ Продуктивность ассоциаций. ­ Быстрый анализ и точная оценка педагогической ситуации. ­ Способность «угадать» ребенка, «прочитать» все на его лице. ­   Умение   увлечь,   придумать   что­то   интересное,   сделать   любой   объект привлекательным для себя и детей. 6.  Импровизация, педагогический экспромт. ­ Быстрота реакций, находчивость, изобретательность. ­ Оперативность памяти, сообразительность. ­ Умение ориентироваться в неожиданных обстоятельствах, оценивать ситуацию и принимать решение в незапрограммированных условиях. ­ Поддержание постоянной, гибкой обратной связи с классом. ­   Оперативность   ответа   на   изменение   условий   деятельности,   умение   на   ходу скорректировать план урока. 7.  Коммуникативные способности, формы отношений, тон общения с учениками. ­   Коммуникабельность,   легкость   в   общении,   способность   быстро   находить контакт, умение организовать первичный контакт с классом. ­ Организация общения «от ученика», сотрудничество. ­ Доброжелательный тон, дружелюбие, мягкость, чувство такта. ­ Откровенность, искренность. ­ Уровень развития эмпатии, сопереживание ученикам. ­ Взаимопонимание, эмоциональная идентификация. ­ Рефлексия, способность увидеть себя со стороны. 8.  Речевые способности. ­ Выразительность, эмоциональность, динамичность речи. ­ Мелодичность, широкий диапазон интонаций, эстетическая привлекательность голоса. ­ Ясность, чистота, благозвучие речи, дикция. ­ Богатство словаря, разнообразие лексики. ­ Убедительность, доходчивость, сила воздействия речи. 9.  Наблюдательность, управление вниманием. ­ Умение уловить изменения в состоянии детей по незначительным признакам, способность проникать во внутренний мир ребенка. ­ Устойчивость внимания, длительное сосредоточение. ­ Правильное распределение внимания, его многообъектность. ­ Переключаемость, динамичность внимания. ­ Степень концентрированности внимания. ­ Умение видеть все детали, обостренное восприятие. 10.  Суггестивная способность. ­ Умение привлечь и удерживать детское внимание. ­ Внушение, эмоционально­волевое воздействие на учеников. ­ Умение «заражать» своими мыслями, чувствами. Жаринова Валерия Владимировна                                     11.  Режиссерские способности. ­ Интрига в построении урока, наличие эмоциональной завязки в начале урока, захватывающего введения. ­ Поддержание целесообразного темпоритма работы на уроке. ­ Энергичность, активность. ­ Творческая организация взаимодействия с учениками ­ наличие стратегической   тактических/ситуативных   задач,   «сквозного   действия», сверхзадачи, непрерывности действия. 12.  Способность перевоплощения, умение «войти в роль».

Семинар. Педагогический артистизм

Семинар. Педагогический артистизм

Семинар. Педагогический артистизм

Семинар. Педагогический артистизм

Семинар. Педагогический артистизм

Семинар. Педагогический артистизм

Семинар. Педагогический артистизм

Семинар. Педагогический артистизм

Семинар. Педагогический артистизм

Семинар. Педагогический артистизм

Семинар. Педагогический артистизм

Семинар. Педагогический артистизм

Семинар. Педагогический артистизм

Семинар. Педагогический артистизм

Семинар. Педагогический артистизм

Семинар. Педагогический артистизм

Семинар. Педагогический артистизм

Семинар. Педагогический артистизм

Семинар. Педагогический артистизм

Семинар. Педагогический артистизм
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.09.2017