1. Паспорт программы
Наименование программы |
Воспитательная программа класса (далее - Программа) |
Основания для разработки программы |
Закон «Об образовании» №273 ФЗ от 29.12.2012 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России М.: «Просвещение», 2009. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Программа развития образовательной организации Программы воспитания и социализации учащихся ФГОСООО «От успеха в школе к успеху в жизни»; Программа профилактики девиантного поведения; «Дороги, которые мы выбираем…» (2013-2017) Программа работы с родителями «Школа, дом – одна семья» Программа «Культура здорового питания» Программа по изучению правил дорожного движения (1-11 классы) |
Заказчик программы |
Администрация школы, родители учащихся |
Разработчик программы |
Классный руководитель |
Сроки реализации программы |
2014-2018 гг. (II уровень обучения - 5-9-й классы) |
Основные разделы программы |
1. Паспорт программы. 2. Пояснительная записка 3. Информационная справка 4. Цели и задачи программы. 5. Принципы реализации программы, Концептуальные основы 6. Технологии воспитательной работы. 7. Содержание программы 8. Работа, планируемая в рамках реализации программы. 9. Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации программы. 10. Сроки и этапы реализации программы. 11. Управление реализацией программы |
Исполнители программы |
Классный коллектив: классный руководитель, учащиеся, родители |
Цель и задачи программы |
создание эмоционально-привлекательной, развивающей воспитательной среды, единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях. • помощь в развитии познавательных интересов обучающихся; • создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей; • формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности; • формирование классного коллектива, как воспитательной системы; • организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности; • вовлечение учащихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию; • диагностика, регулирование и коррекция личностного развития учащихся; • формирование здорового образа жизни школьника; • воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края, города; • гуманизация воспитательного процесса, создание условий для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию; • совершенствование ученического самоуправления, развитие и упрочнение детской организации; • вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности; • создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества; привлечение родительской общественности к участию в соуправлении класса и школы; |
Ожидаемые результаты |
• Сформированность основных нравственных качеств личности учащихся; • отсутствие отрицательной динамики по правонарушениям и преступлениям среди учащихся; • повышение уровня воспитанности обучаемых; • рост социальной активности учащихся; • благоприятный эмоционально-психологический климат в коллективе; • развитие ученического самоуправления; • рост числа победителей и призеров конкурсов, соревнований, смотров, конференций разного уровня; • отсутствие отрицательной динамики по успеваемости и качеству знаний учащихся; • активное участие учащихся класса в школьных мероприятиях (интеллектуальных, творческих, спортивных); • отсутствие отрицательной динамики по состоянию здоровья учащихся; • формирование основ безопасного поведения; • активное участие родителей в решении вопросов школьной жизни; • позитивное отношение родителей к школе; • самоопределение учащихся относительно направления и способа получения дальнейшего образования; • высокий уровень внеурочной занятости учащихся; |
1.Пояснительная записка
В настоящее время воспитание рассматривается как управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий. На первое место выходят личностное развитие, раскрытие творческого потенциала, которым изначально обладает каждый ребенок, формирование ключевых компетенций. Задача школы в целом и классного руководителя в частности заключается в том, чтобы помочь ему осознать свои возможности и создать условия для их оптимального развития. Помощь и стимулирование саморазвития личности - наиболее эффективная стратегия организации воспитательного процесса.
Главное направление воспитательной деятельности классного руководителя - забота об индивидуальном развитии ребенка, содействие максимальному проявлению его положительных личностных качеств. При этом приоритет должен отдаваться приемам опосредованного педагогического воздействия: диалогическим методам общения, совместному поиску истины, созданию воспитывающих ситуаций, организации разнообразной творческой, проектной деятельности.
Воспитание сегодня необходимо рассматривать в свете задач завтрашнего дня. Нельзя полагаться только на уже найденные решения. Следует регулярно анализировать ситуацию в классе, проводить индивидуальные беседы с учащимися, искать новые возможности для их развития. Для успешной работы с классом необходим системный подход к процессу воспитания и управлению этим процессом, который предполагает создание и развитие воспитательной системы класса на основе долгосрочной программы воспитания, определяющей цели, задачи и основные направления развития воспитательной работы с коллективом учеников, учителей и родителей. При этом под воспитательной системой класса понимается способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимосвязанных компонентов, способствующий развитию каждой личности и всего коллектива.
Долгосрочная воспитательная программа определяет:
• цели и задачи воспитательной системы класса;
• перспективы и принципы жизнедеятельности классного сообщества;
• механизм функционирования и построения воспитательной системы класса (системообразующий вид деятельности, годовой цикл традиционных дел, принципы самоуправления в классном коллективе, основные внутренние и внешние связи и отношения членов классного сообщества, этапы становления и развития воспитательной системы);
• критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса.
Программно-целевой метод управления классным коллективом (на основе долгосрочной воспитательной программы класса) в отличие от традиционного управления на основе планирования работы на год способствует осознанию перспектив дальнейшей деятельности, консолидации усилий всех участников воспитательного процесса для достижения поставленных целей, повышению эффективности воспитательной работы в классе.
С учетом понимания этого и разрабатывается воспитательная программа класса.
2. Информационная справка (Анализ социально-педагогической ситуации развития воспитания в классе.)
Учащиеся класса обладают интеллектуальным потенциалом. По итогам года 10 человек окончили на «хорошо» и «отлично» Процент качества знаний равен 52%. Это значительно выше предыдущего показателя, который равен 48%. В прошедшем году изменилась мотивационно - потребностная сфера школьников. Произошла смена мотивов обучения, проявилось желание участвовать не только в урочной, но и внеклассной и внеурочной деятельности.
В учебном году произошла адаптация учащихся 5 класса к процессу обучения в средней школе. Главной задачей было обеспечение её естественного протекания и благополучных результатов.
Переход из начальной школы в среднюю связан у пятиклассников с появлением новых учителей, разнообразием их требований, занятиями в разных кабинетах, необходимостью вступать в контакты со старшеклассниками.
По обеспечению нетравматического перехода учащихся начальной школы в 5 класс мною были организованы следующие мероприятия:
1. Родительские собрания по вопросам адаптации в среднем звене.
2. Наблюдение за учащимися 5 класса во время и вне учебных занятий.
Пятиклассники были вовлечены в подготовку и организацию совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников, спортивных соревнований. Следует отметить, что у учащихся класса ещё не сформировалась потребность заниматься самовоспитанием и саморазвитием. Ребята не в состоянии анализировать собственные поступки и формулировать их мотивацию.Повысился уровень самостоятельности, появились зачатки умений влиять на социум. В итоге начинает развиваться культура жизненного самоопределения.
В классе есть ученик из «группы риска» Степанов Захар. Этот учащийся, легко поддаются воздействию со стороны, склонны при определённых обстоятельствах нарушить моральные запреты и совершить плохие поступки. Классным руководителем велась работа с этим ребенком, проводились беседы с родителями. Установлен контроль за его деятельностью и кругом общения.
3. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся.
Учащиеся класса активно контактируют с окружающим их социумом: учащимися школы, учителями. У детей сформированы ценностные ориентации, позитивно относятся к труду, учёбе, школе, классу, учителям. Родители продолжают занимать важное место в их жизни, однако общение с одноклассниками и ровесниками становится всё более значимым и важным для принятия решений. Классное сообщество играет большую роль в социальном развитии школьников, на формирование их личностных качеств, творческих, интеллектуальных, физических, организаторских и других способностей и дарований.
В прошедшем учебном году 89%учащиеся класса были задействованы в деятельности школьных кружков и секций по интересам: Спорт -4, Шахматы-1, Изо -2 Вокал-4, Хореография – 3, Музыка-3.
4. Анализ развития коллектива класса.
Особенности нравственно-психологического климата в классе
Социально-психологический микроклимат в классе менялся на протяжении всего года. В начале года отмечались вспышки агрессии среди учащихся, непонимание, неприятие отдельных учеников класса. Затем дети стали более терпимы друг к другу, начали помогать и общаться всем классом. К концу года в классе стали налаживаться дружеские отношения среди учеников. Отношения между мальчиками и девочками не всегда являются ровными и доверительными. Считаю, что уровень сплочения классного коллектива за прошедший год значительно повысился. Каждый ученик в классе имеет коллективное поручение, с которым успешно справляется. Работает актив класса, который вовлекает во внеклассную и внеурочную деятельность весь коллектив. Делу сплочения коллектива способствовали проведение различных мероприятий, беседы, игры, празднование дней рождения одноклассников.
Развитие общественной активности учащихся.
Весь год класс активно принимал участие во внеклассной деятельности.
«Осенний бал», «Новый год», «Конкурс военно-патриотической песни», Класс с удовольствием проводил мероприятия для учащихся.
Принимал активное участие в районных конкурсах:
Количество обучающихся в классе: 19 учащихся, в т. ч.:
Мальчиков 10
девочек 9
Обучаются с первого класса: 25 чел.
Прибыли в класс в разное время:1 чел.
Половозрастной состав класса
Год рождения учащихся |
Количество, чел. |
||
мальчиков |
девочек |
всего |
|
2003 |
8 |
8 |
16 |
2004 |
1 |
1 |
2 |
2002 |
1 |
0 |
1 |
Количество несовершеннолетних детей в семьях
Количество детей в семье |
Количество семей |
Один ребенок |
8 |
Двое |
8 |
Трое и более |
3 |
Жилищные условия семей учащихся
|
|
Условия проживания |
Количество семей |
Благоустроенная квартира |
19 |
Частично благоустроенная квартира |
0 |
Общежитие |
0 |
Коммунальная квартира |
0 |
Съемное жилье |
0 |
Количество родителей (законных представителей): 30 чел., в т. ч.:
Матерей 18;
Отцов 11;
Опекунов 1.
Количество родителей (законных представителей), имеющих образование:
высшее- 11 чел.;
среднее специальное -9 чел.;
среднее техническое -5 чел.;
среднее профессиональное -10 чел.
среднее -25 чел.
Статус родителей:
Рабочие 26 чел.;
Служащие 23 чел.;
предприниматели 3 чел.;
не работают 3 чел.
Динамика результатов обучения:
Учебный год |
Результаты обучения по школе, % |
Результаты обучения по классу, % |
||
|
обученность |
качество |
обученность |
качество |
2012-2013 |
62%
|
|
|
48% |
2013-2014 |
52% |
|
|
52% |
Внеурочная занятость учащихся:
Варианты |
Количество обучающихся, чел. |
Доля от общего числа обучающихся в классе, % |
В спортивных секциях |
5 |
26% |
В художественно-эстетических кружках |
4 |
22% |
В кружках, связанных с интеллектуальной деятельностью |
5 |
26% |
Всего: |
14 |
74 |
Распределение детей по группам здоровья:
Группа здоровья |
Количество обучающихся, чел. |
Доля от общего числа обучающихся в классе, % |
Первая |
4 |
22% |
Вторая |
14 |
73% |
Третья |
1 |
5% |
Распределение детей по группам для занятий физкультурой:
Группа |
Количество обучающихся, чел. |
Доля от общего числа обучающихся в классе, % |
Основная |
19 |
100% |
Подготовительная |
- |
- |
Специальная |
- |
- |
Форма психолого-педагогической характеристики класса
1. Общие сведения о классе.
В 5 «Б» классе обучается 19 учащихся, из них 9 девочек и 10 мальчиков.
Все учащиеся были зачислены в класс в 2014 году . 2002 года рождения - 1 человек 2003 года рождения – 16 человек и 2004 года-2 человека
2.Социальная характеристика семей учащихся.
1.Семьи, состоящие на учёте в соцзащите: 1 семья
2. Малообеспеченные семьи: 2 семьи
3. Многодетные семьи: 3 семьи
3.Дети, требующие особого внимания:
- по дисциплине 2 человека
- по учёбе 3 человек
4.Уровень воспитанности учащихся класса.
Уровень воспитанности учащихся класса хороший. Ребята добры и вежливы по отношению к людям, правильно оценивают свою честность, умеют отвечать за свои поступки, щедры. Родители хотят, чтобы ребята больше обращали внимание на своё здоровье, соблюдали режим дня.
5.Коммуникативная культура учащихся
Дети ознакомились с основными правилами поведения в школе, правилами хорошего тона, научились отличать плохое от хорошего. Сейчас они стараются выполнять эти правила, хотя ещё не всегда у всех это получается. Учатся правильно реагировать на происходящее, видеть красоту и осуждать плохое. У ребят складываются хорошие отношения в классном коллективе. Многие ребята имеют друзей из других классов.
6.Способы решения конфликтов в классе
Обычно конфликты у ребят могут возникнуть на перемене. Такие конфликты они научились решать сами между собой или приходят за помощью к учителю.
7.Мнение учителей о классе в целом и об отдельных учащихся.
Класс дружный, ребята работоспособные, могут все хорошо учиться, стараются. Есть ребята, которые могут выступать на стене – петь и танцевать. Довольно серьёзно относятся к урокам, выполняют требования учителя. Есть 2 учащихся требующих особого внимания (отсутствие саморегуляции, самоконтроля).
8. Направленность деятельности класса.
Воспитательная работа в классе направлена на создание и укрепление детского коллектива.
В классе складываются традиции: поздравление именинников, празднование 8 марта, 23 февраля, День памяти.
3. Цели и задачи программы
Целью программы является: создание эмоционально-привлекательной, развивающей воспитательной среды, единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях.
Задачи программы:
• помощь в развитии познавательных интересов обучающихся;
• создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
• формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;
• формирование классного коллектива, как воспитательной системы;
• организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
• вовлечение учащихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию;
• диагностика, регулирование и коррекция личностного развития учащихся;
• формирование здорового образа жизни школьника;
• воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края, города;
• гуманизация воспитательного процесса, создание условий для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию;
• совершенствование ученического самоуправления, развитие и упрочнение детской организации;
• вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
• создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества; привлечение родительской общественности к участию в соуправлении класса и школы;
4. Принципы реализации программы, концептуальные основы программы.
Данная программа разработана в соответствии с концепцией воспитания ОО и Программой воспитания и социализации ФГОСООО «От успеха в школе, к успеху в жизни». Которые ставят перед педагогами задачу по созданию таких образовательных условий, которые могут обеспечить раскрытие и развитие каждым учеником своего внутреннего потенциала: интеллектуального, духовного, физического, творческого; условия для личностного роста всех субъектов образовательного процесса, формирование и развитие самоопределения и самореализации на основе управления собой, развития мотивации к познанию и творчеству.
Это возможно в условиях реализации модели общественно-активной «открытой» школы, которая призвана выполнять социальнозначимые задачи формирования гражданского сознания, этнической толерантности, нравственности, посредством демократического предоставления свободы выбора форм и организации обучения, соблюдения прав ребенка, организации партнерства с учителями, с родителями. Общественно-активная школа предполагает высокий уровень активности учеников на уроке, во внеурочной деятельности, стремление к открытости и сотрудничеству.
В программу воспитания класса, в соответствии с Указом президента РФ от 07.05.2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» об обеспечении дальнейшей реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни, требований Федерального Государственного стандарта, Методических рекомендаций по организации питания и формированию культуры здорового питания обучающихся, Программы «Разговор о правильном питании», школьной Программы «Культура здорового питания», внесены соответствующие темы в планирование воспитательной деятельности.
Программа реализуется на основе принципов воспитания, позволяющих сформировать социально-активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность:
• гуманистическое воспитание (признание личности ребенка высшей социальной ценностью);
• личностно-ориентированное воспитание (создание психолого-педагогических условий для целостного развития каждого ребенка, реализации его духовных и познавательных потребностей, приобщения к универсальным ценностям культуры);
• деятельностный подход (развитие в процессе игровой, трудовой, досуговой и творческой деятельности, определяющей отбор форм и методов воспитательной работы в классе);
• целостный подход (воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами);
• комплексный подход (воспитание и развитие разнообразных качеств личности ребенка должно осуществляться в комплексе, а не поочередно);
• обеспечение ситуации успеха (успех в деятельности не только помогает раскрытию потенциала ребенка, но и открывает перед ним новые возможности);
• дифференциация воспитания (отбор содержания, форм и методов воспитания должен учитывать индивидуальные, в т. ч. религиозные, исторические, культурологические особенности жизни детей и взрослых);
• компетентностный подход (воспитание направлено на формирование у ребенка способностей и умений, позволяющих человеку правильно оценивать ситуацию, достигать результатов в личной жизни и профессиональной деятельности в условиях конкретного общества).
• Реализация компетентностного подхода в воспитании предполагает формирование у учащихся следующих ключевых компетенций:
• ценностно-смысловых: принятие ценностных ориентиров; умение осознавать свою роль и предназначение в обществе; способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в окружающей действительности, выбирать целевые и смысловые установки, принимать решения;
• общекультурных: духовно-нравственные основы жизни человека; культурологические
основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; опыт освоения окружающего мира, познания и деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры;
• учебно-познавательных: умение организовать деятельность (целеполагание, планирование, анализ, рефлексия и самооценка); навыки самостоятельной познавательной деятельности; умение действовать в нестандартных ситуациях; креативность;
• информационных: владение современными средствами информации, информационными технологиями; поиск, анализ и отбор необходимой информации;
• коммуникативных: навыки работы в группе, коллективе; знание способов взаимодействия с окружающими при реализации разных социальных ролей;
• социально-трудовых: способность решать экономические, правовые и другие социальные задачи на основе целостной научной картины окружающего мира с позиции ценностей гражданского общества и демократического государства;
• личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное, физическое саморазвитие, саморегуляция и самоподдержка, самопознание, культура мышления и поведения.
Программа опирается на следующие концептуальные основы:
1)Концепция педагогической поддержки О.С. Газмана, которую он рассматривает как внутреннее пространство образования, в котором происходит саморазвитие ребенка;
2) Концепция социализации личности Г.К. Селевко, которая происходит через различные каналы (стихийные, социально-контролируемые в ОУ и самовоспитание;)
СОЦИАЛИЗАЦИЯ |
||
ВОСПИТАНИЕ |
|
ОБУЧЕНИЕ |
Ценности (отношения к миру вещей, людей, природы) моральные нормы образцы поведения
|
|
знание о мире способы познания
|
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА: |
3) Концепция воспитания в коллективе и через коллектив (В.К. Капустин) – это адаптация ребенка к внешним требованиям социума;
Программа реализуется на основе принципов воспитания, позволяющих сформировать социально-активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность:
• гуманистическое воспитание (признание личности ребенка высшей социальной ценностью);
• личностно-ориентированное воспитание (создание психолого-педагогических условий для целостного развития каждого ребенка, реализации его духовных и познавательных потребностей, приобщения к универсальным ценностям культуры);
• деятельностный подход (развитие в процессе игровой, трудовой, досуговой и творческой деятельности, определяющей отбор форм и методов воспитательной работы в классе);
• целостный подход (воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами);
• комплексный подход (воспитание и развитие разнообразных качеств личности ребенка должно осуществляться в комплексе, а не поочередно);
• обеспечение ситуации успеха (успех в деятельности не только помогает раскрытию потенциала ребенка, но и открывает перед ним новые возможности);
• дифференциация воспитания (отбор содержания, форм и методов воспитания должен учитывать индивидуальные, в т. ч. религиозные, исторические, культурологические особенности жизни детей и взрослых);
• компетентностный подход (воспитание направлено на формирование у ребенка способностей и умений, позволяющих человеку правильно оценивать ситуацию, достигать результатов в личной жизни и профессиональной деятельности в условиях конкретного общества).
Реализация компетентностного подхода в воспитании предполагает формирование у учащихся следующих ключевых компетенций:
• ценностно-смысловых: принятие ценностных ориентиров; умение осознавать свою роль и предназначение в обществе; способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в окружающей действительности, выбирать целевые и смысловые установки, принимать решения;
• общекультурных: духовно-нравственные основы жизни человека; культурологические
основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; опыт освоения окружающего мира, познания и деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры;
• учебно-познавательных: умение организовать деятельность (целеполагание, планирование, анализ, рефлексия и самооценка); навыки самостоятельной познавательной деятельности; умение действовать в нестандартных ситуациях; креативность;
• информационных: владение современными средствами информации, информационными технологиями; поиск, анализ и отбор необходимой информации;
• коммуникативных: навыки работы в группе, коллективе; знание способов взаимодействия с окружающими при реализации разных социальных ролей;
• социально-трудовых: способность решать экономические, правовые и другие социальные задачи на основе целостной научной картины окружающего мира с позиции ценностей гражданского общества и демократического государства;
• личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное, физическое саморазвитие, саморегуляция и самоподдержка, самопознание, культура мышления и поведения.
5. Технологии воспитательной работы
Решение задачи по формированию и развитию ключевых компетенций учащихся невозможно без использования современных педагогических технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка, за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе и включения школьников в активную учебную, творческую и социальную деятельность. Таким образом, реализация компетентностного подхода на основе использования современных педагогических технологий сегодня является необходимым условием достижения нового качества образования.
Педагогическая технология - это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого и диагностируемого результата в изменяющихся условиях образовательно-воспитательного процесса. В педагогической технологии содержание, методы и средства педагогической деятельности взаимосвязаны и взаимозависимы. Педагогическое мастерство классного руководителя заключается в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства воспитания в соответствии с поставленными образовательными задачами.
Реализация целей и решение задач воспитательной программы предполагают активное участие детей и родителей в жизни класса, что требует применения технологий, активизирующих их деятельность. Поэтому воспитательная работа в классе строится на использовании педагогических технологий, которые обеспечивают реализацию деятельностного подхода в воспитании:
• метод проектов;
• игровые технологии;
• образовательные путешествия;
• технология коллективных творческих дел (далее - КТД);
• информационно-коммуникационные технологии;
• система инновационной оценки "портфолио".
6. Содержание воспитания:
Тематические блоки:
Здоровьесберегающее
Цель: Формирование потребности в здоровом образе жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, ценностях духовного и нравственного здоровья;
Задачи:
• создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
• знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;
• активная и широкая пропаганда, и организация здорового образа жизни;
• воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
Деятельность по реализации программы предполагает:
• сотрудничество с медицинским персоналом учебного заведения и медицинскими учреждениями города;
• сотрудничество с родителями учащихся;
• сотрудничество с психологической службой школы;
• сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися;
• формирование собственного отношения учащихся к проблеме сохранения и защиты своего здоровья;
• организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом.
Формы работы с классом:
• спортивные конкурсы, соревнования, спартакиады, олимпиады, кроссы;
• предметные вечера, спортивные викторины, тематические классные часы;
• беседы, дискуссии на спортивные темы;
• походы, дни здоровья;
• встречи с медицинскими работниками;
• обсуждение газетных и журнальных публикаций, читательские конференции, просмотр видео и художественных фильмов.
Ожидаемые конечные результаты данной подпрограммы:
• повышение уровня гигиенической культуры и приобщение к ней;
• повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;
• повышение уровня самостоятельности активности школьников к двигательной деятельности;
• рост уровня физического развития учащихся.
Интеллектуальное воспитание
Цель:
• оказание помощи ученикам в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде, развитие интеллектуальных способностей учащихся, формирование представлений о содержании, ценности безопасности современного информационного пространства;
Задачи:
• изучение личности ребёнка (индивидуальных и возрастных особенностей, интересов, склонностей);
• определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;
• создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
• формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.
Деятельность по реализации программы предполагает:
• изучение результативности учебной деятельности;
• сотрудничество с учителями класса;
• интеллектуальное просвещение учащихся класса, формирование культуры умственного труда;
• сотрудничество с психологической службой школы для организации коррекции интеллектуальных умений учащихся;
• сотрудничество с внешкольными организациями для совместного развития интеллектуальных возможностей учащихся.
Формы работы с классом:
• внутри коллективные конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления;
• интеллектуальные марафоны в классе и параллели;
• научно-исследовательские конференции;
Ожидаемые конечные результаты данной подпрограммы:
• рост культуры умственного труда, культуры чтения,
• повышение мотивации к восприятию информации, её воспроизведению и передачи;
• рост культуры диалога и монолога.
Нравственное и духовное воспитание
Цель: формирование ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики; уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России, передача учащимся умений, знаний и навыков социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений, норм этикета и этического поведения.
Задачи:
• изучение и анализ направленности интересов учащихся;
• выявление уровня воспитанности и этического воспитания;
• формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик – ученик», «взрослый – ребёнок»;
• знакомить учащихся с традициями и обычаями и культурой различных поколений.
Деятельность по реализации программы предполагает:
• изучение способностей в общении каждого ученика в коллективе;
• обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения с помощью организации активных форм деятельности;
• обучение проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций этикета и норм этического поведения;
• обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, часы общения.
Формы работы с классом:
• тематические классные часы, игры по проблеме норм и правил поведения в обществе;
• тренинги для учащихся и родителей;
• тематические и индивидуальные консультации для родителей и детей;
• праздники, конкурсы, диспуты.
Ожидаемые конечные результаты данной подпрограммы:
• рост интереса к общению со сверстниками;
• рост культуры поведения в общественных местах, в культурных заведениях, с незнакомыми людьми, с пожилыми людьми, малышами, инвалидами, наедине с собой;
• повышение уровня экологической культуры, культуры физического труда, норм поведения;
• повышение уровня культуры общения и этического воспитания.
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся
Цель: Формирование ценностных представлений любви к Родине, народам РФ, усвоение ценности и содержания понятий «служение Отечеству», «правовое государство», «гражданское общество», развитие нравственных представлений о долге, чести; развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона, потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии;
Задачи:
• Способствовать развитию чувства уважения к историческому прошлому Родины, истории города, школы.
• Воспитывать уважение к Конституции страны, государственной символике, народным традициям.
• Прививать детям чувство гордости за свою страну, город, школу.
• Развивать активность, инициативу, ответственность и умение видеть последствия своего выбора.
• Воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни
• Способствовать осознанию учащимися своей причастности к судьбе своего родного города.
Формы:
• Организация и проведение традиционных праздников: класса, школы, города, государства.
• Организация и проведение тематических классных часов и бесед;
• Организация и проведение встреч с интересными людьми.
• Организация и проведение встреч с участниками войны;
• Организация и проведение конкурсов творческих работ, газет и т.п. к праздничным датам.
Ожидаемые конечные результаты– это личность:
• уважающая историческое прошлое Родины, знающая историю города, школы.
• уважающая Конституцию страны, государственную символику, народные традиции.
• с чувством гордости за свою страну, город, школу.
• Развивать активность, инициативу, ответственность и умение видеть последствия своего выбора.
• Воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни
• Способствовать осознанию учащимися своей причастности к судьбе своего родного города.
Правовое воспитание, культура безопасности
Цель: Формирования правовой культуры; развитие навыков безопасности формирования безопасной среды в ОУ. В быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, девиантном поведении. (в том числе и суицидальногповедения)
Задачи:
• Обеспечение охраны и защиты прав детей и подростков;
• Способствовать развитию чувства уважения другим людям, ответственного отношения к своим поступкам;
• Воспитывать уважение к законам страны;
• Развивать активность, инициативу, ответственность и умение видеть последствия своего выбора;
• Воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни;
• Способствовать осознанию учащимися своей ответственности
• Обучение детей и подростков навыкам стрессоустойчивости и приемам снятия эмоционального напряжения;
Деятельность по оптимизации детско-родительских отношений
Формы:
• Организация и проведение традиционных праздников: класса, школы, города, государства.
• Организация и проведение тематических классных часов и бесед;
• Организация и проведение акций: «Родительский урок», «Классный час»; месячников правовых знаний (апрель, октябрь)
• Организация и проведение встреч со специалистами ОМВД; наркоконтроль; Центра «Здоровья»;
• Организация и проведение конкурсов творческих работ, газет и т.п.
• Ожидаемые конечные результаты– это личность:
• уважающая и соблюдающая законы;
• способная делать осознанный выбор;
• находить выход из конфликтных ситуаций;
• имеющая представления об основах безопасного поведения;
«Профессия»
Цель: на основе совместной деятельности всех участников педагогического процесса содействовать актуализации процессов и механизмов профессионального самоопределения учащихся и обогащению их знаний, умений и навыков в выборе жизненного и профессионального пути.
Задачи:
• ознакомление обучающихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда;
• формирование у школьников личностных качеств, способствующих успешной адаптации в условиях конкуренции, увере5нности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии;
Деятельность по реализации раздела предполагает:
• профессиональное просвещение посредством организации разнообразных видов познавательной, игровой, общественно-полезной и трудовой деятельности;
• профессиональное предварительное диагностирование;
• формирование потребности в самодиагностике и диагностике способностей, обучение соответствующим приемам;
• обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессионально важных качеств в избранном виде труда;
Формы работы с классом:
• тематические классные часы;
• тренинги;
• кинопросмотры;
• экскурсии;
• встречи с интересными людьми;
• просветительская работа.
Ожидаемые конечные результаты данной подпрограммы:
• повышение мотивации правильного выбора профессии;
• повышение уровня психологических компетенций учащихся;
• определение учащимися уровня подготовки на данном этапе.
Семья
Цель:
• Формирование ценностных представлений об институте семьи, семейных ценностей, традициях, культуре семейной жизни; Формирование знаний в сфере этики и психологии семейных отношений;максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
• организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
• организация квалифицированной педагогической помощи родителям;
• создание условий для благоприятного взаимодействия классного руководителя, детей и родителей.
Деятельность по реализации раздела предполагает:
• поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы;
• сотрудничество с психологической службой школы;
• изучение семей учащихся.
Формы деятельности с классным и родительским коллективом.
• праздники семьи, спортивные состязания; создание клубов общения «Родители и дети»;
• праздники, посвящённые красным датам;
• индивидуальные и групповые консультации, беседы;
• дни открытых дверей.
Ожидаемые конечные результаты данной подпрограммы:
• повышение уровня семейного воспитания;
• повышение статуса социальной семейной роли отца и матери, сына и дочери, внука и внучки, бабушки и дедушки;
• содружество родителей, детей и педагогов.
Работа, планируемая в рамках реализации программы
Планируемая работа по различным направлениям |
Сроки |
Ответственные |
"Я - человек" |
||
Проведение родительских собраний, классных часов и бесед нравственного содержания |
Не реже 1 раза в четверть |
Классный руководитель |
Проведение родительских собраний, классных часов и бесед с целью профилактики правонарушений и преступлений |
Не реже 1 раза в четверть |
Классный руководитель |
Участие в месячнике правовых знаний |
Ежегодно |
Классный руководитель, актив класса |
Психолого-педагогическая диагностика и анкетирование с целью изучения уровня сформированности у учащихся основных нравственных качеств личности |
Ежегодно |
Классный руководитель, педагог-психолог |
Индивидуальные беседы и консультации для учащихся и их родителей (по итогам диагностики и наблюдений) |
По мере необходимости |
Классный руководитель, педагог-психолог |
Обсуждение различных жизненных ситуаций |
По мере необходимости |
Классный руководитель |
Изучение с классом устава школы, Единых требований к учащимся школы, Правил поведения учащихся в школе |
Ежегодно |
Классный руководитель |
Оформление классного стенда "Правила поведения в школе" |
Ежегодно |
Классный руководитель |
Взаимодействие с социальным педагогом, Советом отцов, Советом профилактики, родительским комитетом в проведении работы по профилактике правонарушений и девиантного поведения обучающихся |
Постоянно |
Классный руководитель |
Участие в традиционных социальных акциях: "Школьный двор", "Забота", "Милосердие", "Чистый дом","Вахта памяти", "Моя школа" |
Ежегодно |
Классный руководитель, актив класса |
"Я и Отечество" |
||
Участие в месячнике военно-патриотического воспитания |
Ежегодно |
Классный руководитель, актив класса |
Проведение политинформаций в классе |
Один раз в неделю |
Классный руководитель, актив класса |
Участие в школьном конкурсе "Лучший социально значимый проект" |
Ежегодно |
Классный руководитель, актив класса |
Организация работы волонтерского движения |
Ежегодно |
Классный руководитель, актив класса |
Организация летней трудовой практики |
Ежегодно |
Классный руководитель |
Участие в традиционных социальных акциях: "Школьный двор", "Забота", "Надежда" "Чистый дом", "Мы этой памяти верны", "Моя школа" |
Ежегодно |
Классный руководитель, актив класса |
Организация встреч с ветеранами и участниками Великой Отечественной войны, локальных военных конфликтов |
Ежегодно |
Классный руководитель |
Оформление в кабинете уголка, посвященного Дням воинской славы России, и обновление его содержания |
Постоянно |
Классный руководитель |
Проведение классных часов и бесед гражданско-патриотической направленности |
Не реже одного раза в четверть |
Классный руководитель |
Экскурсии в музеи |
Не реже одного раза в четверть |
Классный руководитель |
Психолого-педагогическая диагностика с целью изучения уровня сформированности у учащихся таких качеств личности, как патриотизм и гражданственность, а также уровня социальной активности учащихся |
Ежегодно |
Классный руководитель, педагог-психолог |
Организация шефской помощи ветеранам школы |
Постоянно |
Классный руководитель, актив класса |
"Я и коллектив" |
||
Проведение традиционных мероприятий в классе: • День именинника; • День рождения класса; • Праздничные вечера, посвященные Новому году, 8 Марта, 23 февраля; • День Святого Валентина; • День юмора; • Дни здоровья |
Ежегодно |
Классный руководитель, актив класса, родительский комитет |
Организация работы органов ученического самоуправления: собрания класса, актива класса, малых инициативных групп, временных творческих групп |
Постоянно |
Классный руководитель, учащиеся класса |
Организация и проведение выборов губернатора класса и командиров малых инициативных групп |
Ежегодно |
Классный руководитель, учащиеся класса |
Оформление уголка класса в кабинете |
Ежегодно |
Классный руководитель, актив класса |
Создание и пополнение "банка детских инициатив" |
Постоянно |
Классный руководитель, актив класса |
Проведение коллективных творческих дел в классе |
Постоянно |
Классный руководитель, Совет дела, родительский комитет |
Проведение классных часов и бесед о правилах взаимодействия людей в обществе и социальной группе, предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций |
Не реже одного раза в четверть |
Классный руководитель |
Участие в школьных конкурсах: • для учащихся ("Ученик года", "Лидер года","Спортсмен года" ) • для классных коллективов ("Класс года", "Самый спортивный класс", "Самый читающий класс", "Самый интеллектуальный класс", "Лучший совет класса", "Лучший социально значимый проект", "Самый трудолюбивый класс") |
Ежегодно |
Классный руководитель, актив класса |
Психолого-педагогическая диагностика и анкетирование учащихся с целью изучения уровня сформированности классного коллектива, системы и характера взаимоотношений, удовлетворенности учащихся жизнью в классе |
Ежегодно |
Классный руководитель, педагог-психолог |
"Я и интеллект" |
||
Участие в школьных интеллектуальных и творческих конкурсах |
Постоянно |
Классный руководитель, актив класса |
Подготовка и презентация итоговых творческих отчетов учащихся за год |
Ежегодно |
Классный руководитель, актив класса, родительский комитет |
Участие в школьной выставке "Творчество" |
Ежегодно |
Классный руководитель, актив класса |
Участие в школьном Празднике науки и искусства |
Ежегодно |
Классный руководитель, актив класса |
Участие в организации и проведении школьных мероприятий: традиционных праздников, ученических конференций, "круглых столов" смотров, акций, дискуссий, ролевых игр |
Постоянно |
Классный руководитель, актив класса |
Посещение выставок, музеев, театров |
Не реже одного раза в четверть |
Классный руководитель, актив класса, родительский комитет |
Психолого-педагогическая диагностика и анкетирование с целью изучения уровня и характера учебной мотивации, познавательных интересов |
Ежегодно |
Классный руководитель, педагог-психолог |
Информирование учащихся и их родителей об учреждениях и возможностях получения дополнительного образования в школе и районе |
Постоянно |
Классный руководитель |
Работа с учителями-предметниками |
Постоянно |
Классный руководитель |
Проверка дневников |
Еженедельно |
Классный руководитель |
Выставление предварительных итоговых отметок |
Один раз в четверть |
Классный руководитель |
Посещение уроков в классе |
Ежемесячно |
Классный руководитель |
Контроль за успеваемостью и посещаемостью учащихся |
Постоянно |
Классный руководитель |
"Я и здоровье" |
||
Участие в месячнике "Здоровый образ жизни - это стильно", Акциях: «Классный час», «Неболит», «Спорт вместо наркотиков»; День Здоровья; День Защиты детей |
Ежегодно |
Классный руководитель, актив класса |
Информирование учащихся и их родителей о спортивных секциях в школе и районе |
Постоянно |
Классный руководитель |
Участие в школьных спортивных мероприятиях: • соревнованиях (по мини-футболу, пионерболу, баскетболу, волейболу, "веселых стартах" легкоатлетической эстафете, первосентябрьском забеге); • праздниках ("Большой спортивный праздник" "Зарничка" "Буду в армии служить", "Папа, мама, я - спортивная семья" |
Ежегодно |
Классный руководитель, актив класса |
Проведение Дней здоровья |
Один раз в четверть |
Классный руководитель, актив класса, родительский комитет |
Оформление уголка безопасности в кабинете |
Ежегодно |
Классный руководитель |
Реализация здоровьесберегающих профилактических программ: "Уроки здоровья" "Полезные привычки", "Полезные навыки" "Твой выбор" |
Постоянно |
Классный руководитель |
Участие в школьном конкурсе буклетов "Я выбираю жизнь" |
Ежегодно |
Классный руководитель, актив класса |
Проведение родительских собраний, классных часов и бесед с целью пропаганды здорового образа жизни и профилактики вредных привычек |
Ежегодно |
Классный руководитель |
Выезд на базу отдыха |
Ежегодно |
Классный руководитель, актив класса, родительский комитет |
Планируемая работа по различным направлениям |
Сроки |
Ответственные |
Взаимодействие со школьным медработником в проведении просветительской работы с учащимися и родителями |
Постоянно |
Классный руководитель |
Организация питания учащихся класса |
Постоянно |
Классный руководитель |
Анализ состояния здоровья учащихся класса |
Ежегодно |
Классный руководитель, школьный медработник |
"Я и семья" |
||
Участие в школьных выставках совместного творчества родителей, детей и учителей |
Ежегодно |
Классный руководитель, актив класса, родительским комитет |
Взаимодействие с родителями с использованием таких форм работы, как "круглый стол", вечер вопросов и ответов, психолого-педагогический лекторий, деловая игра, дискуссия |
Постоянно |
Классный руководитель |
Участие в школьном конкурсе для родителей и обучающихся "Семья года' |
Ежегодно |
Классный руководитель, родительский комитет |
Ознакомление родителей с ежегодным открытым информационным докладом директора школы |
Ежегодно |
Классный руководитель |
Проведение родительских собраний |
Не реже одного раза в четверть |
Классный руководитель, родительский комитет |
Проведение заседаний родительского комитета |
Не реже одного |
Классный руководитель, |
1 Участие в ежегодной школьной родительской конференции |
Ежегодно |
Классный руководитель, родители |
Индивидуальные беседы с родителями |
Постоянно |
Классный руководитель |
Посещение семей учащихся с целью изучения условий их жизни и воспитания |
Не реже одного раза в год |
Классный руководитель |
Привлечение родителей к планированию воспитательной работы в классе |
Ежегодно |
Классный руководитель |
Привлечение родителей к участию в подготовке и проведении традиционных мероприятий в классе, КТД |
Постоянно |
Классный руководитель, родительский комитет |
Анкетирование родителей с целью изучения уровня их удовлетворенности жизнью в классе |
Ежегодно |
Классный руководитель |
"Я и мое будущее" |
||
Информирование родителей об экспериментальной деятельности образовательного учреждения по предпрофильному и профильному обучению (о содержании предпрофильной подготовки и профильном обучении, портфолио, курсах по выбору, новой форме итоговой аттестации в девятых классах, нормативных документах, регламентирующих процесс предпрофильной подготовки и профильного обучения) |
2017-2018 учебный год |
Классный руководитель |
Организация и контроль изучения учащимися курсов по выбору |
2017-18 учебный год |
Классный руководитель |
Информирование учащихся и их родителей о различных учреждениях общего, профессионального и дополнительного образования, где учащиеся смогут продолжить обучение после основной школы |
Ежегодно |
Классный руководитель |
Информирование учащихся и их родителей о профилях обучения в старшей школе |
2017-2018 учебный год |
Классный руководитель |
Распространение среди учащихся: • образовательной карты города; • справочника «Дороги, которые мы выбираем» • буклета "Профильные классы" |
2017-2018 учебный год |
Классный руководитель, родители |
Планируемая работа по различным направлениям |
Сроки |
Ответственные |
Оказание учащимся и их родителям психолого-педагогичёской поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей школы, в учреждениях профессионального образования |
2017-2016 учебный год |
Классный руководитель, педагог-психолог |
Проведение родительских собраний, классных часов, бесед профориентационной направленности |
Ежегодно |
Классный руководитель |
Оформление в кабинете уголка "Куда пойти учиться" |
2016-2018 учебный год |
Классный руководитель |
Экскурсии на предприятия, в учебные заведения |
Не реже одного раза в год |
Классный руководитель, родители |
Организация встреч с людьми разных профессий |
Не реже одного раза в полугодие |
Классный руководитель, родители |
Организация работы по комплектованию, оформлению и представлению портфолио учащихся: • классные часы; • родительские собрания; • индивидуальные консультации; • презентации портфолио в классе; • участие в школьной презентации портфолио |
2017-2018учебный год |
Классный руководитель, родители |
Психолого-педагогическая диагностика и анкетирование с целью изучения интересов, склонностей, способностей, образовательного запроса школьников |
Два раза в год |
Классный руководитель, педагог-психолог |
Организации индивидуальной работы с учащимися и их родителями по итогам психолого-педагогической диагностики |
По мере необходимости |
Классный руководитель, педагог-психолог |
9. Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации программы (Мониторинг)
Эффективность программы определяется системой целевых индикаторов, показателей и методов изучения (таблица), которые позволяют оценить ход и результативность решения поставленных задач по основным направлениям развития воспитательной системы класса
Участники программы |
Ожидаемые результаты |
Учащиеся |
· Принятие ценностных ориентиров; · умение осознавать свою роль и предназначение в обществе; · способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в окружающей действительности; · умение выбирать целевые и смысловые установки, принимать решения; · приобретение опыта освоения окружающего мира и взаимодействия с ним; · овладение способами самоорганизации, саморазвития, самопознания, самоподдержки и саморегуляции; · креативность; · овладение различными социальными ролями |
Родители |
· Активное участие в жизни класса и решении его проблем; · формирование и развитие чувства сопричастности к школьной жизни, солидарной ответственности за результаты воспитания детей |
Классный руководитель |
· Приобретение умений и навыков самоопределения в ценностном пространстве современной педагогической действительности, осознание первичности системы ценностей профессионально-педагогической деятельности в отношении целей указанной деятельности; · приобретение знаний и умений по педагогическому проектированию |
Целевые показатели мониторинга |
Индикаторы мониторинга |
Методы изучения |
Формирование основ нравственной культуры |
· Сформированность основных нравственных качеств личности; · отсутствие отрицательной динамики правонарушений и преступлений среди учащихся; · повышение уровня воспитанности обучаемых |
· методика определения уровня воспитанности учащихся · методика "Я и смысл моей жизни" (А.А. Андреев, Е.Н. Степанов) |
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся |
· Рост социальной активности учащихся; · повышение степени осознания понятия "патриотизм" |
|
Создание благоприятной социально-психологической обстановки в классе, сплочение классного коллектива |
· Благоприятный эмоционально-психологический климат в коллективе; · сформированность классного коллектива; · развитие ученического самоуправления |
социометрия; методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (А.А. Андреева) |
Развитие познавательной и творческой активности учащихся |
· Увеличение числа победителей и призеров конкурсов, соревнований, смотров, конференций разного уровня; · отсутствие отрицательной динамики успеваемости и качества знаний учащихся; · активность участия учеников класса в школьных мероприятиях; · высокий уровень внеурочной занятости учащихся |
· |
Формирование потребности в здоровом образе жизни |
· Отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья учащихся; · увеличение числа обучающихся, занимающихся в спортивных секциях; · активность участия учеников класса в школьных спортивных мероприятиях |
· |
Оказание помощи родителям в развитии индивидуальных способностей их ребенка |
· Рост активности родителей в решении вопросов школьной жизни; · позитивное отношение родителей к школе |
|
Создание условий для самоопределения учащихся относительно направления и способа получения дальнейшего образования |
· Уровень самоопределения учащихся относительно направления и способа получения дальнейшего образования; · осознанность выбора профиля и способа продолжения образования |
дифференциально-диагностический опросник интересов (Е.А. Климов); методика изучения мотивов выбора профессии С.С. Гриншпуна в интерпретации Т.В. Черниковой |
10. Сроки и этапы реализации программы
Срок реализации программы – 2014–2018 гг. (II ступень обучения – 5–9-е классы).
Этапы реализации программы
I этап (2014г.) |
Разработка воспитательной программы класса |
II этап (2014–2018 гг.) |
· Реализация основных направлений программы; · становление и развитие воспитательной системы класса; · проведение мониторинга развития воспитательной системы класса |
III этап (2018г.) |
· Оценка эффективности реализации воспитательной программы класса; · обобщение опыта работы по реализации программы; · определение дальнейших путей развития |
11. Управление реализацией программы
Координатор программы – заместитель директора по воспитательной работе:
· утверждает программу;
· вносит предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной год и механизмам реализации программы;
· разрабатывает перечень целевых показателей для контроля за ходом реализации программы;
· консультирует, оказывает необходимую методическую помощь;
· осуществляет контроль за ходом реализации программы.
Текущее управление осуществляет классный руководитель:
· разрабатывает программу;
· ведет мониторинг
· разрабатывает мероприятия в рамках реализации программы
· координирует взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса
Список литературы.
1. Беличева С.А. Социально – психологический диагностико – корреционный инструментарий. – М.: редакционно – издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России». 1999.
2. Выгодский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
3. Ежова Н.Н. Научись общаться!: коммуникативные тренинги. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
4. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М., Просвещение, 1994.
5. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение с отклонением в развитии: Практическое пособие. – М.:АРКТИ,2000.
6. Мелибруда Е. Я – Ты - Мы. М., 1996.
7. Обозов Н.Н. Психология конфликта. – СПб., Академия психологии, предпринимательства и менеджмента. «Облик»,1999.
8. Организация и планирование Воспитательной работы в специальной (коррекционной ) школе – интернате. детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006.
9. Рыбинский Е.Н. Возрастные стандарты социализации детей – сирот. – М.,1999.
10. Стапанова Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера,2003.
11. Стребелева Е.А. Дети – сироты: Консультирование и диагностика развития. - М.: Полиграф – сервис, 1998.
12. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Гинезис, 2006.
13. Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П. и др. Азбука общения (Основы коммуникации): Программа развития личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. – СПб.: ЛОИУУ,1996.
Периодическая печать.
1. Зарипова Ю. Поверь в себя: программа психологической помощи подросткам. – М.: Чистые пруды, 2007.-(Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып. 4 (16)).
Интернет-ресурсы
http://www.ipkps.bsu.edu.ru
http://school.edu.ru
http://www.edu.ru
http://www.it.ru
http://www.1september.ru
http://www.ug.ru
http://www.edu.yar.ru
http://www.proshkolu.ru
Литература для учащихся.
Данилов В.А. как стать собой. - М.,2007
Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею. – М., Просвещение 2005
Снайдер Д. Практическая психология для подростков. – М. АСТ – пресс, 2006;
1. Правила дорожного движения Российской Федерации
Для учителя:
1. Правила дорожного движения Российской Федерации
2. Кирьянова В.Н. Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма. Методическое пособие - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007
3. Методические рекомендации: для органов управления образования и образовательных учреждений - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.
4. Оривенко Л.П. Уроки по Правилам дорожного движения, Екатеринбург: «Калан», 2000.
5. Рыбин А.Л.Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей,М: «Просвещение»,2008.
6. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению правил дорожного движения, М: «Глобус».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.