В разработке приводится описание дидактических категорий, принципов, законов. Раскрывается понятие "современная дидактическая концепция". Предусмотрены задания для групповой работы и после ее выполнения сравнение с культурно-историческим аналогом. Также проводится работа с понятийным аппаратом. В завершающей части рефлексия и задания для домашней работы.
Семинар. Дидактика..pptx
Семинар по теме "Дидактика"
«Практика без
теории слепа,
теория без
практики
мертва»
Семинар по теме "Дидактика"
Тема: «Основы
дидактики»
• Цель :
•
• Задачи:
•
•
-формирование у слушателей основных
понятий современной теории обучения
- актуализировать знания по дидактике;
- дать основные понятия современной теории
обучения;
- формировать умение правильно употреблять
дидактические понятия.
•
Семинар по теме "Дидактика"
• Дидактика – это
относительно
самостоятельная часть
педагогики, изучающая
содержание,
закономерности, принципы и
методы образования и
обучения, общая теория и
методика обучения.
Семинар по теме "Дидактика"
-Как любая наука,
дидактика имеет свои
предмет и объект.
А теперь давайте
определимся, что
является предметом и
объектом дидактики?
Семинар по теме "Дидактика"
Предмет дидактики
– воспитание и
развитие
личности в
процессе
разных видов
учебной
Семинар по теме "Дидактика"
•Объект дидактики-
реальные процессы
обучения во всем объеме
и во всех аспектах
(закономерности,
тенденции, связи;
образование и обучение)
Семинар по теме "Дидактика"
Педагогическое регулирование, все
требования, принципы должны
исходить из современной
дидактической концепции, которая
предполагает следующие подходы:
• - личностный подход,
• - деятельностный подход,
• - социальная направленность и
коллективистский подход,
• - целостный подход,
• - оптимизационный подход,
• - технологический подход,
• - творческий , инновационный подходы.
Семинар по теме "Дидактика"
Личностный подход предполагает формирование личностных
качеств в процессе обучения : активность , творчество, воля,
развитие лучших черт характера, эмоций.
Деятельностный подход – предполагает направленность
педагогической деятельности на организацию интенсивной
деятельности, обо только через собственную деятельность
человек постигает мир.
Социальная направленность и коллективистский подход
означают нацеленность на формирование общественно ценных
отношений.
Целостный подход связан с комплексным планированием и
осуществлением обучения, интеграцией наук, производства ,
искусства, жизненного опыта.
Оптимизационный подход предполагает достижение
максимально возможных для конкретных условий результатов
на базе экономных затрат времени и сил обучаемых.
Технологический подход позволяет отрабатывать схемы и
алгоритмы обучающей и учебной деятельности, гарантирующие
получение планируемых результатов.
Творческий, инновационный подходы требуют поиска
наиболее эффективных содержания, методов и форм
деятельности, неустанного педагогического
экспериментирования.
Семинар по теме "Дидактика"
-Что отличает
современную
дидактическую
концепцию от
предшествующих,
ориентированных на
глубокое овладение
знаниями, умениями,
навыками?
Семинар по теме "Дидактика"
дидактическую концепцию
отличает её гуманистический
характер и определение
главной целью образования
и воспитания реализацию и
Современную
самореализацию
заложенного в человеке
личностного потенциала.
Семинар по теме "Дидактика"
-Назовите
основные
категории
дидактики:
Семинар по теме "Дидактика"
Основные категории или
понятия дидактической
системы:
• Преподавание
• Учение
• Метод
• Обучение
• Средство
• Форма
• Образование
• Умения
• Знание
• Навыки
• Цель (учебная, образовательная)
• Содержание (обучения, образования)
• Организация
• Результаты (продукты обучения)
Семинар по теме "Дидактика"
Преподавание упорядоченная
деятельность педагога
по реализации цели
обучения
(образовательных
задач), обеспечение
информирования,
воспитания, осознания
и практического
применения знаний.
Семинар по теме "Дидактика"
Обучение
— упорядоченное
взаимодействие учителя с
учениками, направленное
на достижение
поставленной цели. Это
двусторонний процесс их
совместной деятельности.
Семинар по теме "Дидактика"
Метод — путь достижения
(реализации) цели и
задач обучения.
Семинар по теме "Дидактика"
Образование — система
приобретенных в
процессе
обучения знаний,
умений, навыков,
способов
мышления.
Семинар по теме "Дидактика"
Цель (учебная,
образовательная)
— то, к чему
стремится
обучение,
будущее, на
которое
направлены его
усилия.
Семинар по теме "Дидактика"
Содержание
(обучения,
образования)
— система научных
знаний,
практических умений
и навыков, способов
деятельности и
мышления, которыми
ученики овладевают
в процессе обучения.
Семинар по теме "Дидактика"
Результаты
(продукты
обучения)
— это то, к чему
приходит
обучение,
следствия
учебного процесса,
степень
реализации
намеченной цели.
Семинар по теме "Дидактика"
Форма — способ существования
учебного процесса, оболочка
для его внутренней
сущности, логики и
содержания. Форма
обучения связана с числом
учеников в классе, временем
и местом обучения, порядком
его осуществления и т.п.
Семинар по теме "Дидактика"
«Ученик – сосуд,
который нужно не
заполнить, а зажечь»
- Как вы понимаете
смысл данного
высказывания?
Семинар по теме "Дидактика"
Развивающее обучение
Само по себе обучение не означает развитие.
Развитие есть результат усложняющейся
деятельности человека, в процессе которой он
вступает в новые отношения, накапливает опыт.
Повторяясь неоднократно , зародившиеся качества
интериоризуются , усваиваются личностью.
Опираясь на реально достигнутый уровень
развития, обучение должно несколько опережать
его. Овладение знаниями должно быть
организовано так, чтобы вносить новые элементы
в деятельность. Такое обучение называется
развивающим, а его структура носит «задачный
характер». Это значит, что содержание
изучаемого предстает перед учащимся как
цепочка задач. Условие задачи должно быть
понятным и доступным ребенку, а вот требование,
вопрос должны быть направлены в «зону
Семинар по теме "Дидактика"
Задания для групповой
работы:
-Соотнесите понятия
дидактической
системы с
определениями
Время на выполнение:10 мин.
Семинар по теме "Дидактика"
КИА (культурно-исторический
аналог)
наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах,
организации, достигаемых результатах.
Дидактика
Форма
Преподавание
Учение
Метод
Обучение
Средство
Образование
Умения
Знание
Навыки
Цель (учебная, образовательная)
Содержание (обучения, образования)
Организация
Результаты (продукты обучения)
— способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности,
логики и содержания. …..связана с числом учеников в классе, временем и местом
обучения, порядком его осуществления и т.п.
упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных
задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического
применения знаний.
— процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта у
ученика возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее
приобретенные.
— путь достижения (реализации) цели и задач обучения.
— упорядоченное взаимодействие учителя с учениками, направленное на достижение
поставленной цели. Это двусторонний процесс их совместной деятельности.
— предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь)
педагога, его мастерство, учебники, классное оборудование и т.д.
— система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов
мышления.
— овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на
практике.
— совокупность идей, воплощающих теоретическое овладение предметом. Отражение в
сознании ученика окружающей его действительности в виде понятий, схем, конкретных
образов.
— умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.
— то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.
— система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и
мышления, которыми ученики овладевают в процессе обучения.
— упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему
необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.
— это то, к чему приходит обучение, следствия учебного процесса, степень реализации
намеченной цели.
Семинар по теме "Дидактика"
Рефлексия.
• Что такое дидактика?
• Что является предметом и
объектом дидактики?
• Отличается ли обучение от
образования? Ответ
аргументируйте.
• Как вы понимаете выражение
«развивающее обучение»?
Семинар по теме "Дидактика"
Домашнее задание:
-Что такое «зона ближайшего
развития» учащихся?
-На что ориентирована современная
педагогическая концепция?
- Есть ли отличие социально-
личностной ориентации
образования от личностно-
социальной?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.