Семинар по теме "Дидактика"

  • Педсоветы
  • Разработки уроков
  • Семинары
  • pptx
  • 27.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В разработке приводится описание дидактических категорий, принципов, законов. Раскрывается понятие "современная дидактическая концепция". Предусмотрены задания для групповой работы и после ее выполнения сравнение с культурно-историческим аналогом. Также проводится работа с понятийным аппаратом. В завершающей части рефлексия и задания для домашней работы.
Иконка файла материала Семинар. Дидактика..pptx
«Практика без теории слепа, теория без практики мертва»
Тема: «Основы дидактики» • Цель : • • Задачи: • • -формирование у слушателей основных понятий современной теории обучения - актуализировать знания по дидактике; - дать основные понятия современной теории обучения; - формировать умение правильно употреблять дидактические понятия. •
• Дидактика – это относительно самостоятельная часть педагогики, изучающая содержание, закономерности, принципы и методы образования и обучения, общая теория и методика обучения.
-Как любая наука, дидактика имеет свои предмет и объект. А теперь давайте определимся, что является предметом и объектом дидактики?
Предмет дидактики – воспитание и развитие личности в процессе разных видов учебной
•Объект дидактики- реальные процессы обучения во всем объеме и во всех аспектах (закономерности, тенденции, связи; образование и обучение)
Педагогическое регулирование, все требования, принципы должны исходить из современной дидактической концепции, которая предполагает следующие подходы: • - личностный подход, • - деятельностный подход, • - социальная направленность и коллективистский подход, • - целостный подход, • - оптимизационный подход, • - технологический подход, • - творческий , инновационный подходы.
Личностный подход предполагает формирование личностных качеств в процессе обучения : активность , творчество, воля, развитие лучших черт характера, эмоций. Деятельностный подход – предполагает направленность педагогической деятельности на организацию интенсивной деятельности, обо только через собственную деятельность человек постигает мир. Социальная направленность и коллективистский подход означают нацеленность на формирование общественно ценных отношений. Целостный подход связан с комплексным планированием и осуществлением обучения, интеграцией наук, производства , искусства, жизненного опыта. Оптимизационный подход предполагает достижение максимально возможных для конкретных условий результатов на базе экономных затрат времени и сил обучаемых. Технологический подход позволяет отрабатывать схемы и алгоритмы обучающей и учебной деятельности, гарантирующие получение планируемых результатов. Творческий, инновационный подходы требуют поиска наиболее эффективных содержания, методов и форм деятельности, неустанного педагогического экспериментирования.
-Что отличает современную дидактическую концепцию от предшествующих, ориентированных на глубокое овладение знаниями, умениями, навыками?
дидактическую концепцию отличает её гуманистический характер и определение главной целью образования и воспитания реализацию и Современную самореализацию заложенного в человеке личностного потенциала.
-Назовите основные категории дидактики:
Основные категории или понятия дидактической системы: • Преподавание • Учение • Метод • Обучение • Средство • Форма • Образование • Умения • Знание • Навыки • Цель (учебная, образовательная)  • Содержание (обучения, образования) • Организация • Результаты (продукты обучения)
Преподавание ­упорядоченная  деятельность педагога  по реализации цели  обучения  (образовательных  задач), обеспечение  информирования,  воспитания, осознания  и практического  применения знаний.
Обучение — упорядоченное  взаимодействие учителя с  учениками, направленное  на достижение  поставленной цели. Это  двусторонний процесс их  совместной деятельности.
Метод — путь достижения  (реализации) цели и  задач обучения.
Образование — система  приобретенных в  процессе  обучения знаний,  умений, навыков,  способов  мышления.
Цель (учебная,  образовательная) — то, к чему  стремится  обучение,  будущее, на  которое  направлены его  усилия.
Содержание  (обучения,  образования) — система научных  знаний,  практических умений  и навыков, способов  деятельности и  мышления, которыми  ученики овладевают  в процессе обучения.
Результаты  (продукты  обучения) — это то, к чему  приходит  обучение,  следствия  учебного процесса,  степень  реализации  намеченной цели.
Форма — способ существования  учебного процесса, оболочка  для его внутренней  сущности, логики и  содержания. Форма  обучения связана с числом  учеников в классе, временем  и местом обучения, порядком  его осуществления и т.п.
«Ученик – сосуд, который нужно не заполнить, а зажечь» - Как вы понимаете смысл данного высказывания?
Развивающее обучение Само по себе обучение не означает развитие. Развитие есть результат усложняющейся деятельности человека, в процессе которой он вступает в новые отношения, накапливает опыт. Повторяясь неоднократно , зародившиеся качества интериоризуются , усваиваются личностью. Опираясь на реально достигнутый уровень развития, обучение должно несколько опережать его. Овладение знаниями должно быть организовано так, чтобы вносить новые элементы в деятельность. Такое обучение называется развивающим, а его структура носит «задачный характер». Это значит, что содержание изучаемого предстает перед учащимся как цепочка задач. Условие задачи должно быть понятным и доступным ребенку, а вот требование, вопрос должны быть направлены в «зону
Задания для групповой работы: -Соотнесите понятия дидактической системы с определениями Время на выполнение:10 мин.
КИА (культурно-исторический аналог) ­наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах,  организации, достигаемых результатах. Дидактика Форма Преподавание Учение Метод Обучение Средство Образование Умения Знание    Навыки Цель (учебная, образовательная) Содержание (обучения, образования) Организация Результаты (продукты обучения) — способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности,  логики и содержания. …..связана с числом учеников в классе, временем и местом  обучения, порядком его осуществления и т.п. ­упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных  задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического  применения знаний. — процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта у  ученика возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее  приобретенные. — путь достижения (реализации) цели и задач обучения. — упорядоченное взаимодействие учителя с учениками, направленное на достижение  поставленной цели. Это двусторонний процесс их совместной деятельности. — предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь)  педагога, его мастерство, учебники, классное оборудование и т.д. — система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов  мышления. — овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на  практике. — совокупность идей, воплощающих теоретическое овладение предметом. Отражение в  сознании ученика окружающей его действительности в виде понятий, схем, конкретных  образов. — умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства. — то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия. — система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и  мышления, которыми ученики овладевают в процессе обучения. — упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему  необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели. — это то, к чему приходит обучение, следствия учебного процесса, степень реализации  намеченной цели.
Рефлексия. • Что такое дидактика? • Что является предметом и объектом дидактики? • Отличается ли обучение от образования? Ответ аргументируйте. • Как вы понимаете выражение «развивающее обучение»?
Домашнее задание: -Что такое «зона ближайшего развития» учащихся? -На что ориентирована современная педагогическая концепция? - Есть ли отличие социально- личностной ориентации образования от личностно- социальной?

Посмотрите также