Семинар-практикум для педагогов "Искусство общения с детьми"
Оценка 4.6

Семинар-практикум для педагогов "Искусство общения с детьми"

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
воспитательная работа
Детсад
24.04.2018
Семинар-практикум для педагогов "Искусство общения с детьми"
Семинар предназначен для педагогов дошкольных учреждений. Содержит теоретическую и практическую части. В теоретической части подробно рассматриваются возрастные особенности общения детей и развития их коммуникативных способностей в соответствии с каждым периодом дошкольного детства. А также приведены рекомендации по оптимизации взаимодействия педагогов и дошкольников. Практическая часть содержит проблемные ситуации, упражнения , направленные на развитие коммуникативных способностей
семинар-практикум.docx
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 25 «ПЧЁЛКА» Семинар­практикум для педагогов «Искусство общения с детьми» Пе6дагог­психолог Путрова М.К. Смоленск, 2018 Семинар­практикум «Искусство общения с детьми» Цель:  углубление знаний воспитателей о психолого­педагогических основах общения. Задачи  обеспечить активность воспитателей и участие их в диалоге по  проблеме педагогического общения.  изучить разные стили общения воспитателя с детьми   расширить знания об условиях оптимизации педагогического  общения и «педагогике сотрудничества».  развивать умений проявлять педагогический такт в различных  условиях воспитательно­образовательной работы в ДОУ. Тематический план семинара. 1. Теоретические основы педагогического общения. 1.1. Функции общения. 1.2. Средства и формы общения воспитателя с детьми. 1.3. Возрастные особенности общения 1.4. Условия оптимизации педагогического общения. 1.5.Стратегия позитивного оценивания ребенка 2. Практикум. Развитие коммуникативных умений воспитателя. 1. Теоретические основы педагогического общения. 1.1. Функции общения. Общение – взаимодействие людей друг с другом в обмене информацией познавательного или эмоционально­оценочного характера. Общение   характеризуется,   включенностью   в практическое   взаимодействие   людей   по   поводу   трудовой,   учебной   или игровой деятельности.   прежде   всего, Под  педагогическим   общением  мы   будем   понимать  систему взаимодействия педагога с воспитуемыми с целью познания их, оказания воспитательных   воздействий,   организации   педагогически   целесообразных взаимоотношений,   формирование   благоприятного   для   психического развития ребенка микроклимата в группе дошкольного учреждения. Общение – это особая потребность человека во взаимодействии друг с другом. Выделяют несколько функций общения: Установление общности между людьми, которому способствует  знакообмен, который позволяет выделять «своих» среди всех прочих.  Человек, который отмалчивается и отворачивается от людей, тем самым  подает им (хочет или не хочет) знак, который читается следующим образом:  «Я вам не свой, вы мне не свои». Регуляция совместной деятельности. Участие в совместной  деятельности требует от каждого из нас определенных знаний. Дети  получают их с самого рождения за счет общения со старшими. Изначальный инструмент познания всего на свете. Осознание своего «Я». Ребенок в процессе общения постоянно  переходит к «опредмечиванию» самого себя, к выделению «Я» среди других  людей, среди разнообразных «не Я». Самоопределение личности в ее мыслях и поступках. Происходит во  время удовлетворения потребностей физиологических и психологичеких  (потребность в положительных эмоциях). 1.2. Средства и формы общения воспитателя с детьми.      На протяжении первых семи лет жизни последовательно возникают и сменяют друг друга несколько уровней форм общения детей и взрослых. Непосредственно­эмоциональное общение с близкими взрослыми. В его основе лежит потребность ребенка во внимании и доброжелательном отношении   к   себе   со   стороны   окружающих.   Общение   младенца   со взрослыми   протекает   вне   какой­либо   другой   деятельности   и   составляет ведущую   деятельность   ребенка   данного   возраста.   Эта   форма   общения имеет   большое   значение   в   психическом   развитии   ребенка.   Основными средствами общения на этом этапе являются мимические движения. Ситуативно­деловая   форма   общения   детей   со   взрослыми (6 месяцев  – 3  года).  Главной   особенностью   этого   вида   общения   детей   со взрослыми   следует   считать   практическое   взаимодействие   ребенка   и взрослого.   Помимо   внимания   и   доброжелательности   ребенок   раннего возраста   начинает   испытывать   нужду  еще   и  в  сотрудничестве   взрослого (просьба о помощи, приглашение к совместным действиям, обращение за разрешением). Это помогает детям узнавать предметы, осваивать способы действия   с   ними.   В   этот   период   очень   важна   положительная   оценка, поскольку она оказывает влияние на усвоение действий с предметами. Внеситуативно­познавательная   форма   общения (3­6   лет). Признаками   появления   третьей   формы   общения   может   служить возникновение   у   ребенка   вопросов   о   предметах,   их   разнообразных взаимосвязях. Важнейшим средством общения на данном этапе является речь, потому что она одна открывает возможности выйти за пределы одной частной   ситуации   и   осуществить   то   «теоретическое»   сотрудничество, которое   составляет   суть   описываемой   формы   общения.   При   этом   виде общения ребенок обсуждает со взрослыми предметы и явления мира вещей. Сюда относятся и сообщения новостей, познавательные вопросы, просьбы почитать, рассказы о прочитанном, виденном, фантазии. Внеситуативно­личностная форма общения (6­7 лет). Это общение служит целям познания социального, а не предметного мира. Мира людей, а не вещей. Этот вид общения существует самостоятельно и представляет собой   коммуникативную   деятельность   в   «чистом   виде».   Ведущими мотивами на этом уровне общения являются личностные мотивы. Взрослый человек   как   особая   человеческая   личность   –   вот   то   основное,   что побуждает ребенка искать с ним контакты. При внеситуативно­личностном общении   предметом   обсуждения   является   человек.   В   основе   его   лежит потребность   ребенка   в   эмоциональной   поддержке,   его   стремление   к взаимопониманию и сопереживанию. 1.3. Возрастные особенности общения Общение ребенка в раннем возрасте. Особенности общения ребенка раннего возраста со взрослыми: Ребенок зависим от взрослого. 1. 2. 3. 4.       Через   общение   с   близкими   взрослыми   овладевает   нормативным поведением. Мотивы ребенка не осознаны и не выстроены в систему по степени их значимости. Речевые   указания   взрослых   начинают   по­настоящему   регулировать поведение ребенка в разных условиях, вызывать и прекращать его действия, оказывать не только непосредственное, но и отсроченное влияние. Изменяется   понимание   речи   взрослых,   с   интересом   слушает   любые разговоры взрослых, стремясь понять, о чем они говорят. Предпочитает то, что ему знакомо, любит ритуалы. Специфика развития предметной деятельности в раннем возрасте.  Способен выполнять предметные действия по инструкции взрослого.  Упорно   отстаивает   усвоенные   способы   действий   в   предметной      деятельности и их назначение. Происходит   развитие   нового   отношения   к   миру   предметов   –   они благодаря   взрослому   начинают   выступать   для   ребенка   не   просто   как предметы,   удобные   для   манипулирования,   а   как   вещи,   имеющие определенное назначение и определенный способ употребления, т. е. в той функции, которая закреплена за ними в общественном опыте. О возрастном кризисе трех лет Ребенок   начинает   осознавать   себя   как   отдельного   человека, Происходит начало формирования самосознания под влиянием возрастающей практической   самостоятельности   ребенка.   Ребенок   начинает   овладевать выполнением   разнообразных   предметных   действий   без   помощи   родителей, усваивает простейшие навыки самообслуживания. В результате он начинает понимать, что или иное действие выполняет именно он. Ребенок начинает говорить о себе в первом лице, он научается отделять себя от других людей. Ребенок начинает сравнивать себя со взрослым, он хочет быть таким же как   взрослые   и   выполнять   такие   же   действия,   пользоваться   такой   же независимостью   и   самостоятельностью.   Появляется   стремление   к волеизъявлению: он стремится к самостоятельности, к противопоставлению своих   желаний   желаниям   взрослых.   Взрослые   в   этот   период   испытывают значительные трудности во взаимоотношениях с ребенком, сталкиваются с его упрямством, негативизмом. Позитивное   начало   кризиса   заключается   в   том,   что   связанные   с кризисом новообразования отделение, обособление себя от окружающих и одновременно успехи в общении – важный шаг в психическом развитии. Как можно смягчить трудновоспитуемость ребенка? Протекание этого периода зависит от отношения к ребенку со стороны взрослого.   Попытки   обращаться   по­прежнему   ведут   к   закреплению отрицательных   черт   поведения   и   их   сохранению   в   течение   всего   периода дошкольного   детства.   Разумное   поведение   взрослых   (последовательность, уравновешенность и др.), предоставление ребенка максимума возможностей самостоятельности   (в   пределах   разумного)   обычно   смягчают   проявление негативизма. Почему игрушки считаются полезными для развития общения ребенка? Игра – средство для удовлетворения притязаний на самостоятельность детей. Ведущая   деятельность   –   предметная,   овладевает   соотносящими (привести   несколько   предметов   в   определенные   пространственные соотношения:   пирамидка)   и   орудийными   действиями   (один   предмет употребляется для воздействия на другие предметы). Ребенок   усваивает   постоянное   значение   предметов,   закрепленное   за ними обществом, ребенок усваивает, что существует мир постоянных вещей. Открывает   для   себя   полифункциональные   предметы:   предметы­ заместители.   Овладение   действиями   замещения   освобождают   ребенка   от консервативной привязанности к функциональному назначению предмета в мире   постоянных   предметов:   он   начинает   обретать   свободу   действий   с предметами. Полифункциональность   предметов   природного   материала   развивает воображение ребенка. Куклы   и   изображения   животных   выступают   как   объекты   для эмоционального общения. Отношение ребенка к своим маме и папе Ребенок открывает для себя существование отца. Он счастлив, что у него   есть   папа   и   мама.   Ребенок   с   эгоистической   жадностью   потребляет родителей, которые в его представлении существуют только для него, чтобы реализовывать   его   потребности   и   любить   его.   В   дальнейшем   его   ждет разочарование: он узнает, что родители существует не только для него. Общение в младшем и среднем дошкольном возрасте. Особенности общения детей младшего и среднего дошкольного возраста со взрослыми Ребенок открывает для себя, что он не центр мироздания и не центр своей семьи. Каковы   особенности   общения   детей   младшего   и   среднего   возраста   в группе сверстников Ищет   повод   для   совместной   деятельности,   для   установления определенных отношений. Появляется выраженная потребность в общении друг с другом. Сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения. Возникает   необходимость   в   согласовании   действий,   проявления доброжелательного отношения к сверстникам.                                Разрешая   конфликты   между   детьми   взрослый   учит   осознанному выполнению норм поведения. Каковы особенности реальных и игровых отношений детей младшего и среднего дошкольного возраста? Содержание игры – отношение между людьми. Одно действие сменяется другим. Действия совершаются не ради самих действий, а чтобы выразить определенное отношение к другому человеку в соответствии со взятой ролью. Развиваются   игровые   умения,   обогащаются   и   усложняются   игровые замыслы. Учатся согласовывать свои действия с действиями другого. Возникают   предпосылки   к   рефлексии   (способность   человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с   общечеловеческими   ценностями,   а   также   с   действиями,   поступками, мотивами других людей, способствует адекватному поведению человека в мире   людей)   как   к   чисто   человеческой   способности   осмысливать   свои собственные   действия,   потребности   и   переживания   с   действиями, потребностями и переживаниями других людей. Реальные взаимоотношения между детьми могут совпадать с логикой сюжетных   отношений   (инициатор   –   руководящая   роль),   а   могут   не соответствовать   (инициатор   игры   берет   на   себя   подчиненную   роль,   но реально продолжает руководить игрой). Как влияет расширение круга общения детей на развитие речи? От   ребенка   требуется   полноценное   овладение   средствами   общения, основным из которого является речь. Активное словообразование и словоизменения. Перестраивает ситуативную речь на речь, более понятную слушателям. Вводит   вместо   бесконечно   повторяющихся   местоимений существительные, которые вносят определенную ясность в общении. Значение игрушки для развития общения Эмоциональное и нравственное развитие. Мягкая игрушка выступает в качестве заместителя идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Как общаются между собой мальчики и девочки? Происходит половая идентификация. В игре в соответствии с полом выбирают роли. Часто группируются в игры по признаку пола. Обнаруживается   доброжелательная   пристрастность   к   детям   своего пола, что определяет развитие самосознания. Нередко играют просто как сверстники, не заботясь о том, что они как бы нарушают половую идентификацию (не могут постоянно помнить друг о друге, что одни – мальчики, а другие – девочки).             Общение в старшем дошкольном возрасте. Общение старшего дошкольника со взрослыми Начинает действовать более самостоятельно, но не может обойтись без родительской ласки и нежности. Более   уравновешен,   нашел   для   себя   место   среди   своих   близких   и вполне доволен ими и самим собой. Общение старшего дошкольника со сверстниками Потребность   в   общении   со   сверстниками,   в   их   эмоциональном поощрении   вынуждает   ребенка   к   целенаправленному   сосредоточению   и запоминанию. Опыт реальных взаимоотношений ложится в основу особого свойства мышления,   позволяющего   стать   на   точку   зрения   других   людей, предвосхитить   их   возможное   поведение   и   на   основе   этого   строить   свое собственное поведение. Непрерывно   возникают   ситуации,  требующие   согласования   действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Утверждают свои волевые и деловые качества, радостно переживают свои успехи и горько страдают в случае неудач. Возникают цели, которые следует выполнять. Подражают в играх социальным ролям взрослых. Учится   сосредоточению   на   предметах,   включенных   в   игровую ситуацию,   на   содержании   разыгрываемых   действий   и   сюжетов.   Ребенок, который   не   готов,   или   не   хочет   выполнять   условия   игры,   безжалостно изгоняется. Ребенок   сталкивается   с   необходимостью   устанавливать   контакты, применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к своим сверстникам,   приспосабливать   эти   нормы   и   правила   к   разнообразным конкретным ситуациям. Общение по поводу игры выступает как школа социальных отношений. Ребенок открывает для себя, что без сопереживания другому, без уступки другому   он   сам   останется   в   проигрыше.   В   игре   ребенок   попадает   в отношения зависимости от других детей.   отличающийся   медлительностью, Ребенок, отстающий в сообразительности, плохо владеющий нужными для   игры   действиями,   вызывает раздражение   сверстников,   им   пренебрегают   и   он   попадает   в   число непринятых.   В   число   непринятых   также   попадают   капризные,   плаксивые, вредные, агрессивные дети. Они затрудняют игровые отношения, становятся источниками  конфликтов  и напряжений, они – источники эмоционального дискомфорта.  У  непринятого   или   отвергнутого   ребенка   могут   возникнуть такие негативные образования, как зависть, чувство неприязни, вражды; он может   грубо   говорить   гадости,   символически   мешая   успеху   другого. Аналогичные проявления могут быть и в соревновательных играх. Значение игрушки в общении. Мягкая игрушка или кукла по­прежнему занимает особое место. Общение   ребенка   с   любимой   игрушкой   обнаруживает   те   формы общения взрослых с ребенком, которые он наблюдает постоянно. Чувства, которые ребенок проявляет к любимой игрушке в дальнейшем проявляются в общении со взрослыми и детьми. При выборе игрушки происходит половая идентификация. Постепенно игра в игрушки приобретает качественно иное содержание: ребенок перестанет наделять свою игрушку человеческими качествами, его эмоции по отношению к игрушке станут спокойнее и игрушка займет свое место в воспоминаниях детства. Как   общаются   друг   с   другом   мальчики   и   девочки   старшего дошкольного возраста Продолжает   развиваться   звено   самосознания,   которое   представляет ребенка как мальчика или девочку. Стремление   объединяться   по   признаку   половой   принадлежности. Однополые группы в общении способствуют развитию способности видеть себя глазами сверстников. Доброжелательная   пристрастность   к   детям   своего   пола. Специфическое чувство «мы» («мы» ­ мальчики, «мы» ­ девочки). В играх различные интересы мальчиков и девочек проявляются более дифференцировано.   Во   вне   игровых   ситуациях   дети   чаще   действуют   как ровесники, а не как мальчики и девочки.          Изменение целей и содержания общения с возрастом Возрас т Цель 3­4 года Стремление при­ влечь внимание с  помощью своих  предметов Содержание общения Пример «Я» — это то, что у меня  есть, или то, что я вижу «Это моя собачка...» «У  меня сегодня новое  платьице» 4­5 лет Удовлетворить  потребность в  уважении. Особое  значение  приобретает  отношение других  людей к  собственным  успехам 6­7 лет   Демонстрируются  свои познания в  целях самоутвер­ ждения Суждения на  познавательные и  моральные темы в общении со  сверстниками  служат для  демонстрации  своих познаний и  утверждения  собственного  авторитета. Демонстрируют то, что  умеют делать. Детям  нравится поучать своих  сверстников и приводить себя в пример «Вот, это я сам  сделал!» «Вот,  смотри, как надо  строить!» «Я мультики  смотрел.»  «Я вырасту —  буду.»  «Я люблю книжки.»  Вова своей  машинкой обгоняет  Колину, говорит: «У  меня "мерседес". Он  быстрее всех ездит.» «Что такое боевые  искусства?»  «Что такое бизнес?» Высказывания о себе  расширяются за счет: —  сообщений о своих предметах и действиях; — большего  количества рассказов о себе,  не связанных с тем, что  ребенок делает сейчас; —  сообщений о том, где были,  что видели; — того, что дети  делятся планами на будущее Высказывания отражают дух  нашего времени и интересы  родителей. Дети с  удовольствием сообщают  своим друзьям то, что они  услышали от родителей,  зачастую даже не понимая  смысла сказанного. Интереснее  сообщитьновые  знания самому,  чем выслушивать  их от  своегоприятеля Темы далеки от жизни детей,  так как перенимают их они от взрослых из семьи В суждениях и оценках  прослеживается влияние  взрослого «Жадничать нельзя, с жадинами никто не  водится!» — так  «учат» дети своих  друзей, повторяя  слова взрослых,  адресованные им  самим 1.4. Условия оптимизации педагогического общения. 1. 2. Искренний интерес к человеку, умение преодолеть свой эгоцентризм в общении с ним. Особо талантливых в общении людей отличает повышенное  внимание и тонкая наблюдательность, превосходная память на все,  касающееся другого человека. Умение слушать других как конкретное проявление интереса к  людям. Признаком интересного собеседника является умение не столько  говорить, сколько умение слушать. Простые житейские наблюдения  показывают, что многие люди больше испытывают потребность говорить,  нежели слушать. К сожалению, имеется явный дефицит благодарных  слушателей, и если вам удастся стать хорошим слушателем, симпатии  людей потянутся к вам, поскольку им нравятся те, с кем они могут  удовлетворить свои потребности, а сильная потребность выговориться есть  у многих. 3. Обращение к человеку (ребенку, коллеге, родителям своих  4. 5. 6. воспитанников) по имени. Помните, что имя человека – самый важный для  него звук на любом языке. Человека больше интересует его имя, чем любые  другие имена во всем мире, вместе взятые. Запомнив это имя, и  непринужденно употребляя его, вы делаете такому человеку тонкий  комплимент. Доброжелательность в отношении к людям. Если хотите, чтобы  люди к вам хорошо относились, старайтесь доброжелательно относиться к  ним, поскольку в сфере общения неумолимо работает закон взаимного  отклика. Улыбайтесь в общении с людьми. Очень много для взаимных  симпатий дает улыбка. Она греет и создает аванс положительного  отношения. Удовлетворение потребности человека в общении. Для завоевания  симпатии людей полезно уметь удовлетворять их потребности.  Потребностей у любого человека много, и их надо изучать, проявлять  интерес к интересам другого человека. Самый верный путь к сердцу  человека – это беседа с ним о том, что он ценит превыше всего. Поэтому  надо говорить о том, что интересует вашего собеседника. Умение дать почувствовать людям их значительность, уважение к их мнению  исключительно важно для завоевания авторитета в педагогическом  общении. 1.5.Стратегия позитивного оценивания ребенка 1. Положительная оценка ребенка как личности, демонстрация  доброжелательного к нему отношения («Я знаю, ты очень старался», «Ты умный мальчик»). 2. Указания на ошибки, допущенные при выполнении задания, или нарушения норм поведения («Но сегодня зайчик у тебя не получился», «Но сейчас ты  поступил неправильно, ты толкнул Машу»). 3. Анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения («Посмотри на  этот рисунок, у зайчика головка меньше, чем туловище, а у тебя получилось наоборот», «Тебе показалось, что Маша толкнула тебя специально, но она это  сделала не нарочно»). 4. Обсуждение вместе с ребенком способов исправления ошибок и  допустимых в данной ситуации форм поведения. 5. Выражение уверенности в том, что у него все получится («зайчик  выйдет красивым; он не будет больше толкать девочек»). Опыт   общения   с   чужими   взрослыми   (не   родителями,   бабушками   и дедушками), приобретенный ребенком в дошкольном детстве, с поступлением в школу переносится на ситуацию школьного обучения и определяет характер отношений маленького ученика к учителю. Если этот опыт имеет негативную окраску и ребенок испытывает страх и недоверие в отношении чужого взрослого, то и к учителю он будет относиться с опаской. На уроках такие первоклассники малоактивны, не поднимают руку, боятся отвечать у доски и задавать вопросы учителю, если что­то не поняли; за действиями и оценками педагога они чаще всего   видят   проявление   недружелюбного   отношения   к   себе.   Будущего школьника необходимо готовить к принятию специфической роли учителя как человека, «который учит». Доверие к педагогу, желание сотрудничать с ним и готовность   обсуждать   с   ним   результаты   своей   деятельности   и   свои   учебные трудности — одно из важнейших условий успешного обучения ребенка в школе. Для   того   чтобы   своевременно   выявить   тревожные   симптомы  трудностей ребенка в общении со взрослыми, можно использовать схему наблюдения за поведением ребенка в привычных для него ситуациях. 2. Практикум. Развитие коммуникативных умений воспитателя. Разминка. (Варианты упражнений) Упражнение «Портрет идеального воспитанника» Участники тренинга садятся в круг. Для того чтобы настроится на  совместную работу, предлагается общее задание. «Портрет идеального  воспитанника» ­ в обе стороны круга пускается по листику, в течение 5  секунд каждый педагог создаёт какой­то элемент рисунка и передаёт  следующему. Таким образом, у нас получается 2 портрета идеального  воспитанника, к каждому из которых приложили руку все педагоги. Упражнение «Вопрос ­ ответ  » ­ участники встают в круг. У одного из них в   руках мяч. Произнося реплику, он одновременно бросает мяч партнеру. Тот,  поймав мяч, должен перебросить его другому, но при этом должен сказать  собственную реплику и т.д. Например: «Какое у тебя настроение?» ­  «Хорошее». «Что ты ждешь от сегодняшнего дня?» Упражнение «Передай движение» Ведущий показывает движение. Группа передает его по часовой стрелке Упражнение «определи на ощупь» Ведущий дает задание определить у кого самые теплые руки, самые красивые  глаза самые, холодные уши и т.д. Основная часть    такт воспитателя. 1. Презентация «Позиции воспитателя в общении с детьми» 2. Упражнение.     Проанализируйте ситуацию.(Работа по группам)     Педагогический 1.   Увидев,   что   Вадик   собирается   рисовать   в   свободное   от   занятий   время, педагог спрашивает: ­ Что ты собираешься рисовать и чем? ­ Как будешь располагать рисунок на листе бумаге? ­ Что нарисуешь сначала, а что потом? Напоминает, что после рисования нужно все положить на место. Вопрос: нужно   ли   такое   вмешательство   взрослого   в   самостоятельную деятельность детей? 2. Занятие по рисованию по замыслу. Педагог наблюдает за работой всех детей. Вероника   увлеченно   рисует   пейзаж.   В   самый   разгар   работы   со   стороны педагога   в   адрес   Вероники   раздаются   замечания:   «Что   ты   мне   здесь нарисовала? Ты почему мне все испортила?» Девочка испуганно смотрит на воспитателя, дети вокруг сочувствующе смотрят на Веронику. Вопрос: прокомментируйте ситуацию. Ваш совет педагогу. Завершение  Рефлексия впечатлений.  Что мне понравилось?  Что мне не понравилось?  Где я мог бы применить полученные знания?  Что бы я посоветовал? Упражнение «Прощание». Все берутся за руки и передают друг другу хорошие пожелания. 1.   Увидев,   что   Вадик  собирается   рисовать   в   свободное   от занятий время, педагог спрашивает: ­ Что ты собираешься рисовать и чем? ­ Как будешь располагать рисунок на листе бумаге? ­ Что нарисуешь сначала, а что потом? Напоминает,   что   после   рисования   нужно   все   положить   на место. Вопрос: нужно   ли   такое   вмешательство   взрослого   в самостоятельную деятельность детей? 2. Занятие по рисованию по замыслу. Педагог наблюдает за работой   всех   детей.   Вероника   увлеченно   рисует   пейзаж.   В самый разгар работы со стороны педагога в адрес Вероники раздаются   замечания:   «Что   ты   мне   здесь   нарисовала?   Ты почему мне все испортила?» Девочка испуганно смотрит на воспитателя,   дети   вокруг   сочувствующе   смотрят   на Веронику. Вопрос: прокомментируйте ситуацию. Ваш совет педагогу. Литература 1. Брошюра из серии «Популярная психология»: «Читаем человека как  книгу» 2. Волков Б.С, Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. М., 2002. 3. Дубрава В. П., Милашевич Е. П. Организация методической работы в  дошкольном учреждении.­ М., 1995. 4. Карвасарский В.Д. Психотерапия 5. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем 6. Леви В.Л. Искусство быть собой. 7. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия 8. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1999. 9. Смирнова Е.О. Детская психология. – М., 2003. 10.Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студентов  средних пед. учебных заведений. – М.: Изд. центр "Академия", 1999.

Семинар-практикум для педагогов "Искусство общения с детьми"

Семинар-практикум для педагогов "Искусство общения с детьми"

Семинар-практикум для педагогов "Искусство общения с детьми"

Семинар-практикум для педагогов "Искусство общения с детьми"

Семинар-практикум для педагогов "Искусство общения с детьми"

Семинар-практикум для педагогов "Искусство общения с детьми"

Семинар-практикум для педагогов "Искусство общения с детьми"

Семинар-практикум для педагогов "Искусство общения с детьми"

Семинар-практикум для педагогов "Искусство общения с детьми"

Семинар-практикум для педагогов "Искусство общения с детьми"

Семинар-практикум для педагогов "Искусство общения с детьми"

Семинар-практикум для педагогов "Искусство общения с детьми"

Семинар-практикум для педагогов "Искусство общения с детьми"

Семинар-практикум для педагогов "Искусство общения с детьми"

Семинар-практикум для педагогов "Искусство общения с детьми"

Семинар-практикум для педагогов "Искусство общения с детьми"

Семинар-практикум для педагогов "Искусство общения с детьми"

Семинар-практикум для педагогов "Искусство общения с детьми"

Семинар-практикум для педагогов "Искусство общения с детьми"

Семинар-практикум для педагогов "Искусство общения с детьми"

Семинар-практикум для педагогов "Искусство общения с детьми"

Семинар-практикум для педагогов "Искусство общения с детьми"

Семинар-практикум для педагогов "Искусство общения с детьми"

Семинар-практикум для педагогов "Искусство общения с детьми"

Семинар-практикум для педагогов "Искусство общения с детьми"

Семинар-практикум для педагогов "Искусство общения с детьми"

Семинар-практикум для педагогов "Искусство общения с детьми"

Семинар-практикум для педагогов "Искусство общения с детьми"

Семинар-практикум для педагогов "Искусство общения с детьми"

Семинар-практикум для педагогов "Искусство общения с детьми"

Семинар-практикум для педагогов "Искусство общения с детьми"

Семинар-практикум для педагогов "Искусство общения с детьми"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2018