Семинар-практикум для родителей на тему: "Истерики и капризы"
Оценка 4.7

Семинар-практикум для родителей на тему: "Истерики и капризы"

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
психологическая работа +1
Детсад
16.11.2018
Семинар-практикум для родителей на тему: "Истерики и капризы"
В работе рассматриваются понятия истерика и каприз. У каждого поступка есть причина. Детские капризы, как правило, возникают не на пустом месте, у ребенка есть основания вести себя подобным образом: Капризы могут появиться из-за переутомления (в том числе и после долгих занятий без движения, особенно после длительного просмотра мультфильмов), некомфортной обстановки, неудобной одежды, плохого самочувствия, повышенной эмоциональной возбудимости, чувствительности.
Семинар-практикум для родителей детей 3–4 лет.doc
Муниципальное казенно дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад общеразвивающего вида №2» Семинар­практикум для родителей:  «В царстве упрямства и капризов» или  «Как справиться с детской истерикой». Педагог­психолог: Е.Н. Чернигова Свирск, 2018 г. Цель   семинара: повысить   психолого­педагогическую   компетентность   родителей   в вопросах общения с детьми. Задачи: 1.   познакомить   родителей   с   возрастными   особенностями   эмоционально­личностного развития детей; 2. проанализировать причины детских капризов, выработать тактику противостояния им; 3. развить навыки конструктивного взаимодействия с детьми; 4. оптимизировать детско­родительские отношения. Оборудование:  Ход семинара I. Вступительное слово педагога­психолога ­   Каждый   ребенок   капризничает   и   иногда   впадает   в   истерику.   Такие   ситуации   видел, пожалуй, каждый взрослый. Почти все дети в таких ситуациях ведут себя одинаково. А вот взрослые по­разному. Давайте сегодня поговорим, что же такое детский каприз, истерика и что делать нам взрослым, попавшим в подобную ситуацию. 1. Мозговой штурм» — «Что я подразумеваю под понятием “каприз”?» Сейчас   я   предлагаю   Вам   подискутировать   на   тему   «Капириз   ­     что   это?».   Вы высказываете   свое   мнение   о   том,   что   вы   подразумеваете   под   понятием   «Каприз». «Истерика. Отличия от каприза». «Симптомы» каприза: плач, крики, топанье, разбрасывание подвернувшихся под руку игрушек   и   предметов.   Детская   истерика может   сопровождаться   и   припадочными состояниями: дикий рёв и крики, катание по полу, и даже судорожное выгибание дугой. Часто истерика при повышенном внимании окружающих усиливается, и, проходит, как только это внимание исчезнет. Слайд с понятием каприз и истерика. 1. Упражнение «Я капризничаю, когда…» Сейчас   мы   с   вами   выполним   упражнение,   «Я капризничаю,   когда…».   Данное упражнение дает нам возможность, встать на место наших детей и посмотреть на ситуацию их глазами, с другой — проанализировать обстоятельства, при которых ребенок чаще всего закатывает истерики, а также свое поведение до истерики, во время и после. Инструкция.  Каждый   участник   рассказывает,   как   и в каких   ситуациях капризничает его ребенок. Рассказ начинается от лица ребенка: «Я капризничаю, когда…» 2. Мини­лекция «Причины детских капризов» У каждого поступка есть причина. Детские капризы, как правило,  возникают  не на пустом месте, у ребенка есть основания вести себя подобным образом: Капризы могут появиться из­за переутомления (в том числе и после долгих занятий без движения,   особенно   после   длительного   просмотра   мультфильмов),   некомфортной обстановки,   неудобной   одежды,   плохого   самочувствия,   повышенной   эмоциональной возбудимости, чувствительности. 1) Боль ­ он мог удариться, и Вы этого не заметили, не пожалели, (или к примеру на приеме  у  врача   –  рассердиться  на  него  за больной укол); 2) Испуг ­   он   мог   испугаться,   (даже,   к примеру, резкого голоса или движения); 3) Обида ­   он   мог   обидеться,   исходя   из разных   ситуаций   (чувствует   себя отверженным,   никому   не   нужным,   либо забрали игрушку); 4) Досада ­ он мог расстроиться, из­за того, что что­то произошло не так, как он хотел, (над   чем   он   не   может   иметь   контроль, купили что­то не то, подарили не то); 5) Недостаток внимания – в «хроническом» и кратковременном виде; Исправить положение Вы можете только  своим вниманием, поддержкой, объятиями,  контактом «глаза – в глаза», справедливым  разрешением ситуации, активным  слушанием, пониманием, и только после  того – переключением внимания крохи на  что­то другое: «Давай, почитаем сказку…  поиграем в игру…» Сразу же переключать  внимание – не разобравшись в проблеме,  вызвавшей капризы – не практично,  неразрешенные проблемы имеют свойство  возвращаться на круги своя. Необходимо понять и принять, что ребенок в таком возрасте еще не понимает, что Вы не можете играть с ним всё свое время, и тем не менее, старайтесь уделять ему как можно больше своего внимания, посвящать больше времени   совместным   занятиям,   постепенно приучая   и   к   самостоятельным   играм, рисованию, лепке, прикладному творчеству. Старайтесь   уделять   ребенку   как   можно больше своего внимания, посвящать больше времени совместным занятиям. Стремление   ребенка   шантажировать   и управлять взрослыми – так же не рождается на   пустом   месте   –   а   проистекает   из систематического неправильного поведения родителей. 6) Шантаж –   ребенок   требует   чего­то, например сладкое или игрушку в магазине, стремление управлять Вами. Для того, что бы проанализировать, что именно является причиной частых истерик и капризов Вашего малыша:  необходимо отмечать для себя ­ против чего он особенно протестует: 1) Как часто ребенок впадает в истерику; 2) Как долго это длится; 3) В какое время это чаще происходит; 4) В чьем присутствии (мамы, папы, бабушки и пр.); 5) Где это случается; 6) Что служит поводом этому; 7) Каковы последствия каждого случая. Если в течение 3­4 недель Вы сможете заполнять каждый раз такую табличку, Вы сможете многое узнать о своем ребенке и причинам его истерик. И легче выбрать для себя те способы, которые могут предотвратить подобное негативное поведение. Чего нельзя делать до, во время и после истерики: • Чрезмерно уступать. • Читать морали и нотации. • Физически наказывать. • Кричать на ребенка, приказывать в  повелительном наклонении Если Вы будете ребенку все разрешать, все  его требования выполнять ­ "только бы не  плакал", то тут и зародится его  вседозволенность и избалованность, а  отсюда и все вытекающие последствия в  виде истерик. Многие мамы в этой  нервотрепке предпочитают уступить, лишь  бы малыш замолчал. А дети – они от  природы очень практичны, и, протоптав  такую короткую дорожку к желаемому –  они воспользуются ею еще не раз, ведь это ­  путь меньшего сопротивления. У маленьких  детей очень абстрактные понимания – что  хорошо, а что плохо – «это работает, значит, буду пользоваться» ­ думает малыш. Во время истерики, они просто бесполезны,  ребенку сейчас не до них. Как можно и как  нельзя себя вести ­ нужно объяснять  дружелюбным тоном в спокойной  обстановке. Физическое наказание и озлобленные окрики в такой экстренной ситуации – могут только добавить масла в огонь. Каждый родитель  решает сам – использовать или нет  физическое наказание в семье, но принимая  это решение, нужно иметь в виду несколько  моментов: ­ В зависимости от темперамента, дети, к  которым в детстве применяли физическое  насилие ­ обычно становятся или забитыми,  всего боящимися, тревожными, или  агрессивными, озлобленными. ­ К физическим воздействиям дети со  временем привыкают так же, как к крикам или стоянию в углу – и они просто  перестают действовать. ­ Ребенок  воспитывается – через подражание  родителю, и если тот применяет силу в  решении проблем ­ то ребенок с легкостью  перенимает такой опыт воздействия на  других. Есть такой красивый принцип – все самое  важное должно быть сказано ребенку шепотом (или тихо напевая). Крики, также как и насилие, также рождают обратную реакцию. Держите себя в руках,  проявляйте спокойствие, тем Вы подадите  положительный пример. Помните, что, накричать на ребенка легко, а  вот ОБЪЯСНИТЬ ему, в чем он не прав и в  чем заключается его вина, да так – чтобы он  действительно понял – вот где целое  искусство. Да, этот способ не приносит быстрого  решения проблем, занимает много времени,  для него нужна Ваша живая фантазия,  смекалка, умение понять ребенка, но – его  результаты – самые качественные и  долговременные. И самая главная награда – Ваша крепкая  дружба с ребенком, его основополагающее к Вам доверие. Если переводить любое проявление чувств  (в том числе и обиду, гнев и прочее) и  потребностей ребенка – в шутку, то, это как  метод, может срабатывать на первых порах,  и ребенок даже смеяться будет над собой.  Но если это войдет в систему: то у него в  подсознании может закрепиться мнение, что  его чувства и потребности не воспринимают  всерьез, отсюда может вытечь глубинное  чувство «никому не нужности», внутренней  обиды на Вас. Бывает, что маленький ребенок кричит и  ревет, и не может успокоиться только  потому, что… он не может успокоиться без  мамы… Ему уже ничего не надо, лишь б его  мама прижала, пожалела. В таких случаях –  Вы должны быть рядом, ведь Вы,  безусловно, любите малыша, не смотря ни на что. Игнорируйте проявления истерики, но  не самого ребенка. Никогда нельзя осуждать ребенка за его  чувства, любые чувства имеют место быть.  Нельзя называть его «плохим», «жадным»,  «вредным», так, сам не ведая того, родитель дает ребенку установку быть таким.  Помните – что Вы скажете ребенку о нем  самом – он признает и примет как  прописную истину. «Я плохой? Ну и буду  таким!». Иными словами: «Как вы лодку  назовете, так она и поплывет». Высмеивать ребенка, переводить все его  чувства в шутку. Полностью игнорировать, оставлять,  закрывать в комнате на замок, одного  наедине со своей истерикой. Говорить «Ты плохая девочка, раз так маму  не слушаешься», «Ты плохой мальчик, как  тебе не стыдно реветь! Мальчики не  плачут!» Как предотвратить истерики у ребенка? Атмосфера любви в семье Одна политика воспитания для всех Обсуждения и беседы «Что такое хорошо и  что такое плохо» Если готовится «разразиться гроза»… Активное слушание В спокойные моменты чаще говорите  ребенку, как Вы его любите, причем не за  хорошие поступки – а просто так, потому  что он есть. Чаще обнимайте ребенка,  вспомните правило «8­и объятий в день»,  оно сделает ребенка счастливым. Совместные прогулки и занятия с  ребенком (рисованием, поделками, лепкой,  танцами и пением, гимнастикой). Семейные традиции (совместное проведение праздников, выходных дней) ­ укрепят Вашу семью. Необходимо четко определить список  строго запрещенных, запрещенных в  отсутствии взрослых, и разрешенных для  малыша вещей. Еще более важно ­ придерживаться этой  политики всегда и всей семьей. В то же время, конечно, в воспитании,  нужно набраться терпения и уметь идти на  компромиссы с ребенком. Чтобы ребенку лучше понять и принять, как  «можно» и как «нельзя» поступать – это  нужно обсуждать заранее, не дожидаясь  скандалов ­ на примере окружающих, в сказках (сказкотерапия), в сюжетной игре (инсценировки с куклами,  кукольный театр, режиссерская игра). Правильно понятые правила поведения,  многократно проигранные ребенком в игре и обсужденные после сказки – лягут гораздо  прочнее, чем через чтение ему нотаций и  моралей.Рассказ­игра, в которой малыш  преодолевает все свои недостатки,  совершает героические поступки ­ помогает  ему понять себя, своё место в этом мире  (аудиосказка "Доброта. Сказки о Малыше  Похожем­На­Тебя", а также  книга"Сказкотерапия: “Жила­была девочка,  похожая на тебя... Бретт Д.) Активно слушать ребенка — это значит дать понять ребенку, что Вы понимаете то, что он вам пытается передать, при этом  проговариваете ему его же чувство. Сделать это можно с помощью «Ты­сообщения». Что это такое? К примеру ситуация: у ребенка  отняли в песочнице лопатку. Он готов  зайтись слезами. Мама: «Мальчик забрал у тебя лопатку. Ты очень огорчен и рассержен на него» ­ вот это называется у психологов  «Ты­сообщением». Далее проговаривается,  что драться и кричать нельзя в любом  случае, и ситуация разрешается мирным  методом (берется игрушка взамен и т.п.),  истерики нет. Формулируйте слова, обращенные к ребенку ­ ясно и четко. Но, не стоит начинать свои  фразы с ТРЕХ ЗАПРЕЩЕННЫХ  СЛОВ: "если", "ты" и "почему (зачем)".  Слово "Если" воспринимается ребенком как  угроза, "ты" ­ как сигнал нажима на него, а  "почему" требует объяснения своего  поступка, что ему пока не под силу. «Только не начинай кричать! Не стони!» ­  говорите Вы, и ребенок кричит в два раза  громче? Это распространенная реакция  маленьких детей. По своей психологии  ребенок скорее отреагирует на Вашу  просьбу сделать что­то, чем прислушается к просьбе чего­то НЕ делать. Поэтому, если  Ваш малыш начинает плакать, переключите  его внимание на действия: попросите его  подойти к Вам, дайте ему возможность чем­ то заняться, хорошо, если у Вас будет на  этот случай при себе небольшая игрушка.  Тогда он более охотно выполнит Вашу  просьбу, нежели в первом случае. Этот психологический прием срабатывает!  Фантазирование с ребенком о сильно  желаемом, но невозможном, часто помогает  больше, чем «разумные доводы». К примеру так: "Мне очень не нравится,  когда дети кричат в магазине. Когда дети  начинают кричать, их просто уводят из  магазина, и вообще ничего не покупают им".  Это заставит его поразмыслить, и возможно,  он передумает скандалить. Переключите ребенка на действия,  отвлеките его на что­то интересное Если требование, которое предъявляет Вам  ребенок – выполнить невозможно, то можно  попробовать помечтать вместе с ним на эту  тему Скажите ребенку про последствия его  негативного поведения Если истерика началась: если дело дошло до того, что ребенок вопит как пожарная сирена и валяется по полу, то Вам стоит предпринять следующие действия:  Самое главное, и наверное, самое трудное, возьмите себя в руки и постарайтесь сохранять спокойствие;  Оказаться с ребенком на одном уровне взгляда;  Затем   твердо   и   простыми   словами   объясните   ребенку,   почему   выполнение   его требования невозможно. Порой это нужно сказать несколько раз;  Если он делает вид, что не слышит, и продолжает истерить, предупредите: «Пока ты кричишь, я не могу с тобой разговаривать. Я так не понимаю тебя», если он не слышит – повторить.  Помните,   что   подобное   «шоу»   рассчитано   на   зрителей. Просто   начинайте игнорировать   истерику, не   обращайте   внимания   на   "советы"   и   комментарии посторонних,   просто   будьте   рядом   с   ним   или   же,   продолжайте   свой   путь   в молчании, если Вы выносите или выводите его с общественного места, скажем, из магазина;  Если   на   ребенка   никто   не   обращает   внимания,   то   кричать   ему   вскоре   станет неинтересно, он успокоится и готов будет возобновить общение с вами. Тут, опять же, есть 2 пути: А) в первом случае, стоит лучше дождаться, пока он обратится к Вам сам, так есть вероятность, что Ваше обращение поспособствует возобновлению истерики; Б) иногда ребенок (особенно в раннем возрасте) сам не может остановиться без вашей   помощи,   как   было   написано   выше.   Тогда   его   надо   поддержать   ­   дать возможность выплакать, так называемые, «слезы тщетности» ­ в ситуации, которой он   ничего   не   может   изменить.   В   этом   случае   и   во   время   истерики   ­   можно попробовать взять его на руки, прижать к себе, и успокаивать, к примеру, одной повторяющейся фразой: "Я все понимаю... мне жаль, что это сейчас невозможно...".  Когда   напряжение   спадет, постарайтесь   сразу   же   переключить   его   внимание   на какое­то занимательное для него действие –остановитесь на детской площадке, если вы дома – предложите, например, позвонить папе, бабушке и т.п.  Позднее,   возможно   вечером,   когда   Вы   будете   уверены,   что   эту   тему   пора затронуть, объяснитесь   с   ребенком:   "Что   сегодня   произошло,   что   ты   сделал(а) неправильно,  как надо было  попросить". Расскажите  ребенку, что в тот момент чувствовали   Вы:   стыд,   раздражение...   Объясните,   что   такими   поступками   он(а) никогда   и   ничего   не   добьется,   что   свои   желания   нужно   выражать   спокойно,   с помощью слов, а не слез и криков;  Обязательно научите ребенка нести ответственность за свои проступки – к примеру, извиняться, это позволит ему в следующий раз вести себя более осознанно. А как же наказать? Если ребенок старше 2­3­х лет это может быть впрок: но не нужно его   шлепать   по   попе   и   ставить   в   угол, а   в   качестве   наказания ­лишить   его   чего­то интересного, например, отказаться от планируемой поездки в эти выходные в зоопарк, или очередного   похода   в   детское   кафе.   Обязательно   нужно   это   проговорить   и   объяснить малышу, почему Вы это делаете. Проигрывание ситуаций. Ведущий раздает каждой группе ситуацию. Время на обдумывание 1 минута. По истечении   времени   каждая   группа   зачитывает   свою   ситуацию   и   свой   вариант   решения проблемы. Ситуации: 1. В магазине  ваш  4­летний  сын  закатывает  скандал,   выпрашивая   игрушку, которую  на данный момент вы не можете купить. Как Вы поступите в данной ситуации? 2. Папа после работы забирает ребенка из детского сада. Они с дочерью гуляют уже около 1,5   часов.   Время   идти   домой.   Ребенок   начинает   капризничать   и   уговаривать   отца   еще погулять. Как поступить? 3. Девочка   6   лет   отказывается   обедать,   хотя   в   течение   дня   она   ничего   не   ела.   Мама несколько   раз   обращается   к   ребенку   и   уговаривает   поесть.   Дочка   не   слушает   ее, продолжает смотреть мультфильмы. Что Вы предпримете в такой ситуации? 4. Семья   в   гостях.   Время   идти   домой.   Дети   заигрались   и   не   хотят   прекращать   игру, несмотря на просьбы родителей. Что Вы предпримите? Список литературы для родителей Р.   Хазиева   «Детские   капризы.   Практическое   руководство   для   родителей непослушных   детей».  Как   добиться   от ребенка   выполнения   требований   взрослого, не подавив   чувства   собственного   достоинства   малыша,   сохранив   доверительные, уважительные взаимоотношения? Ответы на этот и другие важные вопросы на страницах книги.  Е. Корнеева «Детские капризы. Что это такое и как с этим бороться».  Что делать, когда   ребенок   кричит,   упирается,   захлебывается   слезами,   а окружающие   с осуждением смотрят на незадачливого родителя? Пойти у малыша на поводу и добиться прекращения рева? Так он только этого и ждет. Отшлепать как следует, чтобы знал, кто тут на самом деле командует? Жалко. Эта и другие ситуации разбираются в книге.  З. Некрасова, Н. Некрасова «Что делать, если… Вас достали конфликты, капризы и детские   вредности».  Эта   книга —   практикум   для   родителей,   подсказка,   шпаргалка на каждый день. В ней собраны веселые, серьезные и очень действенные советы: что делать, если ребенок есть не желает; ломает игрушки; ноет, капризничает и (или) вопит; требует «хочу!» и «купи!»; не хочет идти домой и др.  И. Гурина, М. Шкурина, Т. Холкина «Сказки от капризов».  В книге собраны особые психологические сказки на все случаи жизни. Ребенок отказывается есть, ложиться спать, убирать игрушки, дерется, не хочет ходить в детский сад и т. д. — прочитайте ему одну из сказок, и вы увидите, как изменится его поведение.   Книга   выдающегося   российского М.   Вульф   «Психология   детских   капризов». психоаналитика.   Автор   исследует   проблему   реальности   и фантазии   в психике   ребенка, анализирует детские сказки, дает им психоаналитическое толкование, объясняет природу детских капризов и раздражения.  М. Дени «Капризы и истерики. Как справиться с детским гневом».  Книга поможет понять,   почему   ребенок   капризничает,   и найти   правильную   линию   поведения,   когда эмоциональные   качели   раскачиваются   слишком   сильно.   В ней   много   полезных   советов, подсказок и действенных решений, например: как вести себя, когда эмоции захлестывают не только   ребенка,   но и родителей;   как   научить   сына   или   дочь   управлять   негативными эмоциями и т. п.

Семинар-практикум для родителей на тему: "Истерики и капризы"

Семинар-практикум для родителей на тему: "Истерики и капризы"

Семинар-практикум для родителей на тему: "Истерики и капризы"

Семинар-практикум для родителей на тему: "Истерики и капризы"

Семинар-практикум для родителей на тему: "Истерики и капризы"

Семинар-практикум для родителей на тему: "Истерики и капризы"

Семинар-практикум для родителей на тему: "Истерики и капризы"

Семинар-практикум для родителей на тему: "Истерики и капризы"

Семинар-практикум для родителей на тему: "Истерики и капризы"

Семинар-практикум для родителей на тему: "Истерики и капризы"

Семинар-практикум для родителей на тему: "Истерики и капризы"

Семинар-практикум для родителей на тему: "Истерики и капризы"

Семинар-практикум для родителей на тему: "Истерики и капризы"

Семинар-практикум для родителей на тему: "Истерики и капризы"

Семинар-практикум для родителей на тему: "Истерики и капризы"

Семинар-практикум для родителей на тему: "Истерики и капризы"

Семинар-практикум для родителей на тему: "Истерики и капризы"

Семинар-практикум для родителей на тему: "Истерики и капризы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2018