Семинар - практикум был разработан для педагогов. Цель - психологическое просвещение педагогов и обучение способам диагностики межличностных отношений дошкольников. Принимали участие 8 педагогов детского сада
На семинаре были раскрыты следующие вопросы:
1.Этапы развития общения в дошкольном возрасте;
2.Методы диагностики межличностных отношений в группе.Семинар - практикум для просвещение педагогов
МДОУ «Детский сад «Дружба» р. п. Дергачи
Семинар-практикум
«Создание позитивного
микроклимата в группе детского
сада».
ПЕДАГОГ- ПСИХОЛОГ: МУРУШКИНА Н. Б.
Дата проведения: 02.06.2017 уч. год
Цель - психологическое просвещение педагогов и обучение способам
диагностики межличностных отношений дошкольников.
Принимали участие 8 педагогов детского садаНа семинаре были раскрыты следующие вопросы:
1.Этапы развития общения в дошкольном возрасте;
2.Методы диагностики межличностных отношений в группе.
Цель педагога- психолога:
1. Напомнить этапы развития общения в дошкольном возрасте.
2. Ознакомить воспитателей с результатами социометрического
исследования, проведенного в старших и выпускных группах.
3. Рассказать как фиксировать и анализировать результаты
наблюдения за взаимоотношениями дошкольников в группе.
4. Педагоги рисовали себя и своего друга и наглядно увидели
особенности своих взаимоотношений.
Результатом семинара стало то, что педагоги научились доступным
способам диагностики межличностных отношений детей в группе
детского сада; смогли проанализировать особенности своих
взаимоотношений с друзьями
План:
I. Вводная часть. Значимость воспитания гуманных межличностных
отношений между старшими дошкольниками.
II. Методы и приемы для решения социально-нравственных задач.III. Заключительная часть. Релаксация. Рефлексия.
Материалы:
Варежки из бумаги 20 штук
Карандаши синие 10 шт, карандаши красные 10 шт.
«Ковер мира»
ватман с фотографиями педагогов, цветные шары из бумаги 15-
красных, 10-синих, 10-зеленых.
Презентация с релаксацией.
Ход.
1. В общении между детьми все чаще приходится наблюдать
проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение
помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним,
неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным
особенностям друг друга.
Поэтому немаловажные задачи в работе педагогов –
формирование гуманных межличностных отношений между старшими
дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе.
2. Мы сегодня поговорим о приемах, которые можно применять в своей
практике для сплочения детского коллектива.
«Уголок настроения» - для отслеживания причин плохого настроения у
детей и его дальнейшей коррекции, можно использовать следующий
прием. На небольшом ватмане разместить фотографию группы детей,
от каждого ребенка провести ниточку на конце которой будут
приклеиваться шарики. Цвет шарика можно поменять в зависимости от
настроения: красный цвет – хорошее настроение; зеленый – спокойное,ровное; синий – настроение плохое. Придя утром в детский сад, дети
могут отмечать свое настроение, в течение дня если у ребенка
настроение меняется, то цвет шарика тоже может поменяться.
Сначала дети будут сосредоточены только на цвете своего шарика и на
своем настроении, но после систематических бесед и анализа
настроений дети будут обращать внимание на настроение других и
появятся вопросы: «Ты чего такой грустный?», «У тебя плохое
настроение?», «Что случилось?»
Сейчас я предлагаю каждому из вас заглянуть в себя, и
определить какое же настроение у него и при помощи шарика показать
нам свое настроение.
Теперь нам с вами всем наглядно видно, какое настроение в
нашей группе.
Утро в группе можно начинать с приветствия «Минута вхождения в
день» это может стать традицией.
- Дети посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у
девочек – нежные и ласковые. Мы любим свои руки ведь они могут все:
и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным
птицам, и красиво накрыть на стол. А за что ты (имя ребенка) любишь
свои руки?
- Вот я и вам сейчас предлагаю ответить на вопрос, за что вы любите
свои руки?
Что за чудо-чудеса:
Раз рука и два рука!Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья!
Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки погладят собаку,
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить.
А теперь все возьмемся за руки, повернемся к друг другу, улыбнемся
друг другу, поделимся своим теплом друг с другом. И с этим хорошим
настроением начнем сегодня день, ну а мы с вами уважаемые педагоги,
продолжим его.
Вам сейчас я предлагаю немного поиграть, пофантазировать и создать
«ковер дружбы» или «ковер мира». Перед вами белый лист бумаги,
фломастеры, цветная бумага, клей. Как он будет выглядеть зависит
только от вашей фантазии.
- Какие элементы или рисунки на ковре, что символизируют?
После рисования педагоги защищают, созданные ими «ковры»- А теперь подумайте и решите, как он может использоваться в группе.
Мой вариант
«Ковер мира» - может представлять собой вышитое на куске ткани (1.5-
1.5 м) солнце с голубем. Где желтый круг символ доброты, тепла,
единения целостности; лучи, каждый ребенок в группе (имена каждого
ребенка можно написать фломастером, с целью обратить внимание
детей на то, что все мы разные, но мы вместе, и надо быть
внимательнее и терпимее к проявлению индивидуальных особенностей
каждого ребенка); голубь - символ мира во всем мире. Ковер постоянно
находится в игровой зоне и по мере необходимости дети его берут,
раскладывают садятся на него и обсуждают возникшие проблемы,
ссоры. Затем дети мирятся произнося мирилку.
(Мне не очень нравится распространенная мирилка «Мирись, мирись,
мирись и больше не дерись, а если будешь драться, я буду кусаться и
т.д. – она немножко агрессивная»)
Чтобы солнце улыбалось
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрее
И мириться нам скорее!
Хватит нам уже сердиться,
Веселятся все вокруг!Поскорей давай мириться:
-Ты мне друг!
-И ты мне друг!
Мы обиды все забудем
И дружить как прежде будем!
В своей работе можно использовать и еще один прием на сплочение
коллектива и развитие умения терпимости, умения договариваться.
Перед вами бумажные белые варежки. Вы сейчас разобьетесь на пары.
Вам необходимо нарисовать одинаковый рисунок, пользуясь всего
двумя карандашами (красным и синим).
- А теперь ответьте на вопросы: Какие качества понадобятся ребенку,
что бы выполнить подобное задание?
- Молодцы у вас эти качества уже сформированы, вы прекрасно
справились с заданием.
Можно в группе завести «Шкатулку добрых дел», за каждый
добрый поступок в неё класть красную фишку, за плохой синюю. В
пятницу проанализировать, каких фишек больше, это помогает детям
задуматься над своим поведение и «вкладом» в общие хорошие дела
всей группы.А теперь я предлагаю вам немного расслабиться и посмотреть
презентацию с релаксацией. А затем в уголке настроения отметить
если изменения в вашей эмоциональной сфере.