Семинар-практикум «Психологическая подготовка дошкольников к обучению в школе»
Оценка 4.9

Семинар-практикум «Психологическая подготовка дошкольников к обучению в школе»

Оценка 4.9
Семинары
doc
психологическая работа +1
Детсад
24.02.2018
Семинар-практикум «Психологическая подготовка дошкольников к обучению в школе»
Семинар-практикум «Психологическая подготовка дошкольников к обучению в школе». Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. Понимание проблемы подготовки детей к школе играет немаловажную роль для педагогов и родителей в ДОУ. Поэтому психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Семинар направлен на более углубленное изучение этой проблемы. педагогами ДОУ.Семинар-практикум «Психологическая подготовка дошкольников к обучению в школе». Семинар направлен на более углубленное изучение этой проблемы. педагогами ДОУ.
Материал к презентации по теме «Психологическая подготовка дошкольников к обучению в школе».doc
Семинар­практикум «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ   К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ» Слайд№1­2           Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по­ прежнему   остается   актуальной.   Понимание   проблемы   подготовки   детей   к   школе постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если сначала внимание ученых       и   педагогов было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо давать   дошкольникам,   то   сейчас   на   первое   место   выдвинут   вопрос   о   том,  какие условия   нужно   создать   для   того,  чтобы   обеспечить   эффективное   поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание.  Подготовка   ребенка   к   систематическому   обучению   в   школе   –   одна   из актуальных и злободневных проблем образовательной сферы. Она обсуждается на разных   уровнях   –   в   дошкольных   учреждениях   и   школах,   в   научных   кругах   и коридорах власти, на страницах печати. В   Федеральных   государственных   требованиях   к   структуре   Основной общеобразовательной программе дошкольного образования (ФГТ)  отмечается, что в дошкольных  образовательных   учреждениях,  имеющих  группы   для   детей   старшего дошкольного   возраста,   должна   отражаться   приоритетная   деятельность   ОУ   «по обеспечению   равных   стартовых   возможностей   для   обучения   детей»   в   начальной школе.   Говоря о выравнивании стартовых возможностей детей,     идущих в первый класс, мы говорим об уровне готовности будущих первоклассников к систематическому обучению.  Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом   воспитания   и  обучения   дошкольника   в   детском   саду.   Ее   содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку.    Эти   требования   заключаются   в   необходимости   ответственного   отношения   к   школе   и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее   сознательное   усвоение   знаний,   установление   с   взрослыми   и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью. Переход   от   дошкольного   детства   к   школьному   –   один   из   самых ответственных этапов человеческой жизни.    Для детского организма адаптация к   переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма.       В  этот   период   задача   всех   окружающих   ребенка   взрослых  (родителей, воспитателей,   учителей)   ­   обеспечить   благоприятные   условия   для   всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе.          охватывающая все сферы жизни ребенка.   Подготовка   детей   к   школе   ­   задача   комплексная,   многогранная,    Исследования показывают, что далеко 1 не все дети к моменту поступления в школу достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому школьному обучению.   У   таких   детей,   как   правило,   отсутствует   учебная   мотивация,   низкий уровень произвольности внимания. Слайд №3     ­     Что же такое «психологическая готовность ребёнка к школе»?  Психологическая готовность ребенка к школьному обучению ­ это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный   уровень   психического   развития   ребенка   для   освоения   школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школе представляет собой совокупность личностных качеств,  умений и навыков, а также, определенный  уровень  развития психических функций.  Сегодня многие школы требуют, чтобы будущие первоклассники умели писать,       считать, обладали хорошей эрудицией и способностью красиво излагать читать и   свои   мысли.   Говоря   о   подготовке   ребенка   к   школе,   родители,   прежде   всего,  психологический аспект подразумевают его интеллектуальное развитие, при этом     часто отходит на второй план. В жизни ребёнка не мало сложных этапов и трудных задач. Одним из таких является   первые   шаги   в   школьный   мир.    Готовность   к   обучению   в   школе   рассматривается   на   современном   этапе   развития   психологии   как   комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности. Слайд №4 – 5               При   успешном   освоении   основной   общеобразовательной   программы дошкольного   образования   к   семи   годам   достигается   следующий   уровень  который и составляет социальный развития интегративных качеств ребёнка (    портрет ребенка 7 лет): Социальный портрет ребёнка 7 лет 1. Физически,   психически   развитый, овладевший основными культурно­гигиеническими навыками (в соответствии с возрастными особенностями), сознательно относящийся к сохранению и укреплению здоровья. и   нравственно  Ребёнок   достиг   максимально   возможного   уровня   физического   развития   (с учётом   индивидуальных   данных).   У   него   сформированы   основные   физические качества   и   потребность   в   двигательной   активности.   Самостоятельно   выполняет доступные   возрасту   гигиенические   процедуры,   соблюдает   элементарные   правила здорового образа жизни. 2 2. Любознательный, активный. Интересуется   новым,   неизвестным   в   окружающем   мире  (мире   предметов   и вещей, мире отношений и своём внутреннем мире). Задаёт вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в   различных   видах   детской   деятельности).   В   случае   затруднений   обращается   за помощью   к   взрослому.  Принимает   живое,   заинтересованное   участие   в образовательном   процессе.   Бережно   и   созидательно   относится   к   природе   и   к окружающему миру. 3.Эмоционально отзывчивый. Откликается   на   эмоции   сверстников   и   взрослых.   Сопереживает   близким   и окружающим   его   людям,       персонажам   сказок,   историй,   рассказов.  Эмоционально   проявляет свои чувства  при восприятии произведений  изобразительного искусства, музыкальных,  художественных  произведений и мира природы; 4.Овладевший   средствами   общения   и   способами   взаимодействия   со взрослыми и сверстниками. Ребёнок адекватно использует вербальные и невербальные средства  общения, владеет   диалогической   речью   и   конструктивными   способами  взаимодействия   с детьми   и   взрослыми   (договаривается,   обменивается   предметами,  распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации. Имеет опыт позитивного и эффективного взаимодействия,  умеет присоединяться к партнёру по общению, видеть,       слышать, чувствовать другого человека. Терпимый к иному, отличному от своего,  мнению;         5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на   основе   первичных   ценностных   представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.   Поведение   ребёнка   преимущественно   определяется   не   сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными   представлениями   о   том,   “что   такое   хорошо   и   что   такое   плохо” (например,   нельзя   драться,   обижать   маленьких,   нехорошо   ябедничать,   нужно делиться,   нужно   уважать   взрослых   и   т.   д.).  Ребёнок   способен   планировать   свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает общепринятые в семье, группе, обществе правила поведения на улице и в общественных местах; 6. Способный определять главное в жизни, решать интеллектуальные и личностные   задачи   (проблемы),   адекватные   возрасту.  Ребенок   может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от   ситуации   может   преобразовывать   способы   решения   задач   (проблем).   Ребенок способен   предложить   собственный   замысел,   отразить   свои   знания,   чувства   и социокультурный опыт в художественно – творческой деятельности и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;  3 7. Имеющий   первичные   представления   о   себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе. Ребёнок имеет представление: •  о   себе,  собственной   принадлежности   и   принадлежности   других   людей   к определённому полу; •        о   составе   семьи,   родственных   отношениях  и   взаимосвязях,   распределении семейных обязанностей, семейных традициях; • об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своём месте в нём; •  о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, её природе) и принадлежности к нему; • о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты). Ребёнок   приобщён   к   базовым   социокультурным   ценностям   Российской   цивилизации, уважает традиции своего народа; универсальными 8. Овладевший учебной деятельности: умениями   работать   по   правилу   и   по   образцу,   слушать взрослого   и   выполнять   его   инструкции.  Умеет   управлять   собственной деятельностью   и   деятельностью   группы,   работать   в   паре,  микрогруппе, структурировать время, приходить к согласию.  предпосылками     9. Овладевший необходимыми умениями и навыками. У   ребёнка   сформированы   умения   и   навыки  (речевые,   изобразительные, музыкальные,  конструктивные  и  др.),  необходимые  для  осуществления   различных видов детской деятельности.    Слайд   №6  –  Существуют   следующие      компоненты   психологической готовности   ребенка   к   обучению   в   школе:  физическая   готовность, интеллектуальная готовность, эмоционально­волевая готовность,  нравственно­ волевая готовность,  мотивационная готовность, коммуникативная готовность. Все   компоненты   тесно   связаны   между   собой,   представляют   ассиметричную гармонию, могут компенсировать развитие друг друга. Слайд №7 – Психофизиологическая готовность детей к школе        включает  следующие критерии:  соответствие физического развития ребёнка возрастным нормам.   способность свободно двигаться, владеть своим телом,   развитие мелких групп мышц,   развитие анализаторных систем,   способность выдерживать нагрузки,   владеть навыками опрятности, самообслуживания,  работоспособности (учитывать индивидуальные особенности ребёнка). 4  учёт типа нервной системы и темперамента ребёнка.  уровень развития психических процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, речи, воображения.    Все   это   является   основой,   на   которой   должна   строиться   вся   работа   с   ребёнком.   Возраст от 6 до 7 – период существенных изменений в организме. В шесть­семь лет   достаточно   четко   выражены   индивидуальные   особенности   высшей   нервной  Дети с сильным деятельности ребенка, которые проявляются в темпераменте.     типом  нервной  системы    могут   достаточно   долго   и   напряженно   работать   или   играть; у них, как правило, высокий эмоциональный тонус, устойчивое внимание, хорошая   способность   ориентироваться   в  непривычной   ситуации.   Они   достаточно быстро   переключаются   на   новый   вид   деятельности,   у   них   высокий   темп   и интенсивность работы.  Дети со слабым типом нервной системы    , напротив вялы, замедлены во всех   действиях,   медленно   включаются   в   работу,   долго   переключаются   и восстановляются; у них, как правило, медленный темп письма и чтения, они быстро отвлекаются и не могут долго и интенсивно работать.  Интеллектуальная готовность Слайд №8 ­      Под интеллектуальной готовностью понимается развитие мыслительных процессов  –  способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять   существенные   признаки,   делать   выводы;   возможность   логического запоминания; концентрация внимания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторной координации.  Под интеллектуальной готовностью понимают определенный уровень развития психических   функций,   облегчающих   процесс   обучения.   Это   память,   мышление, воображение, логика, способность обобщать, анализировать и некоторые другие. Конечно, все это станет хорошей базой для обучения ребенка в школе, но всех этих   умений   и   знаний   недостаточно.   На   самом   деле,   надо   смотреть   шире   – интеллектуальная готовность ребенка к школе подразумевает не только и не столько определенные умения и навыки, сколько его готовность к интеллектуальному труду, в общем. К моменту поступления в школу у ребенка должен быть накоплен определенный багаж   знаний,   полученных   опытным   путем.   Для   этого   малыш   должен   не   просто задавать бесконечные «почему?» маме и папе, а самостоятельно находить ответы на все свои вопросы, постигая причинно­следственные связи. Психологическая готовность ребенка к школе       должна проявляться также в том, насколько быстро он понимает суть поставленных перед ним задач, насколько точно он следует предоставленным алгоритмам и как хорошо он планирует свою деятельность. Слайд №9 ­  Эмоционально­волевая готовность 5 Эмоционально–волевая готовность к школьному обучению ­       это достаточно высокий   уровень   произвольной   регуляции   эмоциональных   состояний, сопровождающих   учебные   ситуации,   способность   ребенка   адекватно   переживать процесс переключения эмоций; овладение такой структурой деятельности, в которой уясняются   мотивы   и   цель,   мобилизуются   усилия,   направляется   и   регулируется психическая активность. Для того чтобы учиться в школе, одного желания маловато. И даже умения     эмоционально­  , которая включает в себя перечисленные умения развитые у читать и писать не является гарантией учебных успехов. Тут   волевая готовность   ребёнка идущего в школу    :     нужна   умение контролировать свои действия; способность управлять своими эмоциями; стремление к достижению результата своей деятельности; способность сосредотачиваться и управлять своим вниманием; умение выдерживать и преодолевать трудные ситуации;  умение подчинять свое поведение установленным правилам; радость ожидания обучения;  умение ставить цель своей деятельности;  умение самостоятельно оценивать свою работу; умение выполнять задание по образцу и устной инструкции взрослого;  умение организовывать рабочее место и поддерживать  порядок в нем. готовность   ребёнка   к   обучению   в Эмоционально­волевая   школе     заключается в том, что ребёнок в состоянии управлять своим поведением,   своей памятью, вниманием, мышлением, следить за своей речью, вовремя подключать воображение,   действовать   по   инструкции   взрослого.     Будущий   школьник   должен уметь преодолевать трудности и стремиться к достижению намеченной цели. Так как в школе придётся слушать учителя не зависимо от того, интересную ли информацию он сейчас излагает, для этого ребёнок должен подключать усилия воли.      Основным  показателем развития самостоятельности, как проявление  волевых усилий ребёнка, это ежедневное выполнение ребёнком без напоминания какого­либо поручения и обязанностей. Главный акцент в развитии эмоционально­волевой готовности детей к школе,   должны   делать   на   воспитание   мотивов   достижения   следующих целей: не бояться трудностей; стремление преодолевать их;  не отказываться от намеченной цели. Подготовить   ребенка   к   обучению   –   означает   не   только   обеспечить соответствующий уровень умственного и волевого развития, но и развить его чувства. Эмоциональная   готовность   –   это   способность   ребенка   переживать   позитивные 6 эмоции, связанные с учебной деятельностью, что создает благоприятный фон учению,     Развитие воли в этом возрасте снижает утомляемость, повышает учебную мотивацию.   тесно связано с изменением мотивов поведения, соподчинения им. К концу дошкольного возраста происходит оформление основных структурных элементов волевого действия ­ ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить, реализовать его, проявить определенное усилие в процессе   преодоления   препятствия,   оценить   результат   своего   волевого   действия. Правда,   выделяемые   цели   еще   не   всегда   достаточно   устойчивы   и   осознанны; удержание   цели   в   значительной   степени   определяется   трудностью   задания, длительностью его выполнения. Слайд №10  ­ Нравственно­волевая готовность Важно своевременно позаботиться о нравственно­волевой подготовке ребенка к обучению в школе. Нравственно­волевая подготовка должна начинаться с раннего возраста, но особое внимание уделяется ей в старшем дошкольном возрасте. Переход из детского сада в школу – важный этап в жизни детей. Меняется их социальная позиция: они становятся школьниками, основная деятельность которых – учение. Дошкольников подготавливают к этому: постепенно внушают им, что учеба в школе – серьезный труд, в результате которого они будут узнавать что­то новое, нужное   и   интересное.   При   этом   важно   поставить   перед   детьми   перспективу, сформировать социально­ценные мотивы учения.     Важно, чтобы ребенок чувствовал ответственность за собственную чистоту и опрятность.   Аккуратный   внешний   вид   школьника,   порядок   в   его   учебных принадлежностях   улучшают   его   общее   самочувствие,   что   отражается   на успеваемости.   Школьники,   которые   с   дошкольного   возраста   не   приучены   к самостоятельности,   при   необходимости   что­то   сделать   без   помощи   взрослых теряются даже в том случае, когда помощь им фактически не нужна; у них возникает чувство неуверенности, беспомощности.      Забавляющая и не требующая усилий, стараний деятельность приносит мало пользы. «Хочу – не хочу. Надоело заниматься – буду играть. Не получается – ну и пусть»   ­   таковы   мотивы   деятельности   детей.   Родители   часто   не   придают   этому значения: чем занят – не важно, лишь бы не шалил и не мешал. В результате у детей не сформировано серьезное, ответственное отношение к учебным обязанностям. Они не в состоянии преодолеть свое не хочу там, где приходится приложить старание. Такие дети, как правило, учатся нехотя.        Каждый ребенок должен обладать такими качествами, как самостоятельность, организованность, ответственность, дисциплинированность, настойчивость и др.     Важным   аспектом   волевой   готовности   к   школе   является активность, исполнительность, формирование дисциплинированность, целенаправленность, способность к преодолению трудностей. нравственно­волевых качеств:    ответственность       и   7 Важно,   чтобы   у   ребёнка   были   сформированы   такие   качества,   с которыми вы можете ознакомиться на экране. : ­ самостоятельность; ­ ответственность; ­ самоконтроль, саморегуляция; ­ уверенность в себе и в своих силах.     Первые   шаги   в   школьной   жизни   всегда   трудны,   но   родители   могут облегчить их, если своевременно позаботятся о воспитании у детей нравственно­ волевых качеств.      Слайд №11 ­ Мотивационная готовность к обучению в школе Мотивационная   готовность  подразумевает   наличие   у   ребенка   желания принять новую социальную роль ­ роль школьника.  Формирование мотивов, побуждающих к учению, – одна из линий подготовки детей к обучению в школе. Мотив – побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни человека и определяющий направленность его активности. Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из: •  положительных представлений о школе; •  желания учится в школе, чтобы узнать и уметь много нового; •  сформированной позиции школьника. Мотивационная готовность к школе предполагает наличие у ребенка мотивации к обучению. Эта мотивация может быть внешняя и внутренняя. Внутренняя мотивация    , – то есть ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно, и он хочет много знать, а не потому что у него будет новый ранец или родители пообещали купить велосипед (внешняя мотивация). Подготовка ребенка к  «социальной школе включает формирование у него готовности к принятию новой     позиции»    –   положение   школьника,   имеющего   круг   важных   обязанностей   и   прав,   занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Сформированность социальной позиции школьника включает    : ­понимание необходимости учения и того, что учеба отличается от игры, она требует ответственности и серьёзности; ­ эмоционально­благополучное отношение к школе. Мотивационно   готовым   к   школьному   обучению   является   ребенок,   которого школа   привлекает   не   внешней   стороной   (атрибуты   школьной   жизни   ­   портфель, учебники,   тетради),   а   возможность   получать   новые   знания,   что   предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью.       Несформированность внутренней позиции школьника является одной из причин школьной дезадаптации на этапе младшего школьного возраста. 8 Слайд   №12   ­      Готовность   ребенка   к   школе   в   сфере   общения  / Коммуникативная   или   социально­психологическая   готовность   –   это   умение ребенка   строить   свои   отношения   с   взрослыми   и   сверстниками.      Социальная готовность       к школе включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав. Эта готовность   выражается   в   отношении   ребёнка   к   школе,   учителям   и   учебной деятельности. Готовность   детей   к   школе   в   сфере   общения   включает   следующие компоненты развития,     с которым вы можете ознакомиться на экране: •  развитие потребности в общении с другими детьми и взрослыми; •   умение  подчиняться   традициям  и  правилам группы, не  ущемляя  своих интересов; •   развивающие   способности   справляться   с   ролью   школьника   в   ситуации школьного обучения. Общение   –   сложный,   многоплановый   процесс   установления   и   развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.  включает:  Коммуникативная  готовность    общение со сверстниками ­ уметь договариваться, уметь кооперироваться, спокойно себя чувствовать в условиях конкуренции, уметь включаться в детский коллектив,   умение   поддерживать   равноправные   взаимоотношения   со сверстниками   и  общение   со   взрослыми  ­   уметь   общаться   со   взрослым собеседником, признавать авторитет учителя, соблюдать правила культурного обращения и т.д.  Ребенок   при    ходит   в   школу,   класс,   где   дети   заняты   общим   делом,   и   ему необходимо   обладать   достаточно   гибкими   способами   установ  ления   взаимоотношений с другими детьми, уметь войти в детское общество, действовать совместно   с   другими,   уметь   уступать   и   защищаться.   Таким   образом,   данный компонент предполагает развитие у детей потребности общения с другими, умение подчиняться   интересам   и   обычаям   детской   груп    пы,   развивающиеся   способности справляться с ролью школь    ника в ситуации школьного обучения. Развитие   социально­психологической   готовности   детей   к   школе необходимо потому, что: 1.   Умение налаживать контакты с другими способствует облегчению процесса адаптации к школьной жизни, к новым социальным условиям    . 2.   Умение строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми является важным компонентом волевой готовности к школе. Важно, чтобы у   ребенка   были   сформированы   такие   качества:   доброжелательность,   уважение   к товарищам, общительность и готовность проявить сочувствие. 9 Наличие этих черт способствует созданию эмоционально­положительного тона в общении. 3.  Психологические   предпосылки   включения   в   классный   коллектив складываются   у   дошкольников   в   процессе   их   участия   в   совместной деятельности со сверстниками в группе: –  умение согласовывать действия с другими; – осознавать собственные успехи и неудачи в отношении общей цели совместной деятельности. Несформированность   одного   из   компонентов   психологической готовности   является   не   благоприятным   вариантом   развития   и   ведет   к затруднениям в адаптации к школе: в учебной и социально­психологической сфере.                Готовиться   к   школе   нужно   заранее   –  и  лучше   делать   это   постепенно   в течение   всего   дошкольного   периода.   Только   тогда   сформируется психологическая готовность ребенка к школе – и первый класс будет пройден им без проблем    ! Слайд №13­14 ­      себя следующие качества:  ПОРТРЕТ ИДЕАЛЬНОГО ПЕРВОКЛАССНИКА     включает в              Устойчивое внимание          Умеющий думать       Умеющий делать выводы  Умеющий фантазировать        Наблюдательный          Хорошо развита речь, умение выразить свои мысли        Умеет ориентироваться на пространстве листа бумаги  Настроен на обучение           Готов к серьезной работе        Учится с интересом  Хочет узнавать новое        Любит думать       Аккуратный, бережно обращается со школьными принадлежностями         Проявляет интерес к самым разнообразным вопросам жизни  Способен управлять своим поведением          Собранный        Сосредоточен на выполнении задания не очень интересного, но очень              нужного        Умеет выдерживать напряжение в работе         Способен сделать усилие воли         10  Способен поставить "надо" выше желания "хочу"        Способен слушать и выполнять требования учителя        Исполнительный         Усидчивый          Умеющий настроиться на работу, когда это необходимо  Не боится вступать в новый коллектив          Не боится обращаться с вопросами к учителю         Понимает мимику учителя         Умеет слышать интонацию голоса учителя          Дорожит отношением к нему учителя          С чувством дистанции к взрослым         Ответственный за свои поступки          Соблюдающий необходимые нормы приличия        Умеет говорить свободно, не стесняясь         Общительный                                                              Скромный в общении          Эмоционально отзывчивый        Уважающий себя         Уважающий товарищей         Уважающий родителей        Добрый   Отзывчивый к просьбам товарищей                                                                                                             Хорошее  состояние здоровья! Слайд №15  ­  «ПОРТРЕТ» ПЕРВОКЛАССНИКА, НЕГОТОВОГО К ШКОЛЕ включает в       себя следующие качества: • чрезмерная игривость;  • недостаточная самостоятельность;  • импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;  • неумение общаться со сверстниками;  • трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание  контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;  • неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или  иной инструкции;  • низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение,  классифицировать, выделить сходство, различие;  слабое  развитие  мелкой моторики рук  • 11 • плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно­ моторных координации (неумение выполнять различные графические задания,  манипулировать мелкими предметами);  • недостаточное развитие произвольной памяти;  • задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и  бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).  Слайд №16 ­ Формы, методы, содержание работы педагога­психолога при подготовке воспитанников к обучению в школе   Подготовка к школе для многих родителей и некоторых педагогов состоит в том, чтобы научить ребенка писать, читать, считать. Как только ребенок овладевает данными   навыками   –   педагоги   успокаиваются,   к   школе   ребенок   готов!   Но   что происходит?   Такой   умный,   способный   ребенок   и   вдруг   говорят   о   проблемах адаптации и обучения в школе. Не полюбила учительница? Дети не приняли? Ответ прост: ребенок психологически не был готов к поступлению в школу. В течение последних лет в отечественной педагогике и психологии наблюдается повышенный интерес к проблеме перехода ребенка­дошкольника из детского сада в школу и тесно связанному с этим понятием готовности к школьному обучению. Но, тем не менее, психологической подготовке не уделялось должного внимания в связи с неинформарованностью родителей и педагогов в важности этого процесса. Слайд №17 Главные   участники       способствующие      подготовке   дошкольников   к обучению в школе –     это ребёнок, родители, педагог­психолог и воспитатели. Слайд №18 Работа   педагога­психолога   при   подготовке   детей   к   школе   в   нашем   ДОУ рассматривается с трех позиций: работа с детьми, работа с родителями и работа с педагогами.  19 Слайд №    Диагностика  Психодиагностическая   работа   по   обследованию   готовности   воспитанников старшего   дошкольного   возраста   к   обучению   в   школе,   в   дошкольном   учреждении делится на три этапа: 1   этап  –  Входная   диагностика  ­   проводится   в   начале   учебного   года   ­ сентябрь/октябрь.  С   целью  изучения   уровня   познавательного   развития     воспитанников         для оказания   своевременной   коррекционно­развивающей   помощи  и   выработки рекомендаций педагогам и родителям. 12 2  этап  –   Мотивационная   диагностика  с   детьми,   испытывающими трудности в освоении образовательной программы  ДОУ – проводится в феврале учебного года С   целью   изучения   мотивационной   готовности  воспитанников   к   обучению   в школе,  испытывающих трудности в освоении образовательной программы  ДОУ, для оказания   своевременной   психокоррекционной     помощи,   выработки   рекомендаций родителям и педагогам и отслеживания динамики развития. 3  этап  –  Психодиагностика  по готовности к школе  – проводится в конце учебного года – апрель/май. С   целью  отслеживание   динамики   развития   воспитанников,   оценки   уровня готовности к обучению в школе.  Психологическая готовность к школе      ­   это целостное образование. Отставание в   развитии   одного   компонента   рано   или   поздно   влечет   за   собой   отставание   или искажение в развитии других процессов в подготовке воспитанника к обучению в школе. Слайд №2    0 Занятия   с   педагогом­психологом    коррекционно­  »   для детей старшего  дошкольного развивающей программе         Для   того,   чтобы   вчерашний   дошкольник   мог   безболезненно   возраста. включиться   в   новые   для   него   отношения   и   новый   (учебный)   вид деятельности необходимы условия успешного вступления в школьную жизнь. В   сложившейся   ситуации   появилась   необходимость   создания   программы, которая   дает   возможность   подготовить   детей   к   школе.   Занятия   с будущими   первоклассниками   позволяют   им   в   дальнейшем   успешно адаптироваться в школе и овладеть школьной программой    .    по   своей   авторской      «  В школу с  радостью       Целью   данной   программы    создание   условий   для   формирования школьной готовности у детей с мотивационной незрелостью в условиях дошкольного образовательного учреждения.    является     Данная программа рекомендована министерством общего и профессионального образования   Ростовской   области   для   работы   в   дошкольных   образовательных учреждения  Ростовской области. Слайд №2    1 В работе по программе «В школу с радостью» мною используются следующие формы работы с детьми:  Арт­терапия  Игровая терапия (игры с правилами: словесные, подвижные и т.д.)  Музыкотерапия (использование специальной релаксационной музыки)  Релаксация   Сказкотерапия  Психогимнастика 13  Беседа по кругу Слайд №    22 Заключение Готовность   к   школе   детей   является   результатом   всей   воспитательно­ образовательной   работы   с   детьми,   осуществляемой   семьей   и   дошкольным учреждением на протяжении всего дошкольного возраста.  Основной   акцент   необходимо   сделать   на   мотивационное   развитие   ребенка,   а именно – развитие социально – психологических качеств.  Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научиться чему­то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.    Практическая часть.  Слайд №24 Материал подготовлен педагогом­психологом МБДОУ ДС №Золотой ключик» ­ Е.М. Бондарь 14

Семинар-практикум «Психологическая подготовка дошкольников к обучению в школе»

Семинар-практикум «Психологическая подготовка дошкольников к обучению в школе»

Семинар-практикум «Психологическая подготовка дошкольников к обучению в школе»

Семинар-практикум «Психологическая подготовка дошкольников к обучению в школе»

Семинар-практикум «Психологическая подготовка дошкольников к обучению в школе»

Семинар-практикум «Психологическая подготовка дошкольников к обучению в школе»

Семинар-практикум «Психологическая подготовка дошкольников к обучению в школе»

Семинар-практикум «Психологическая подготовка дошкольников к обучению в школе»

Семинар-практикум «Психологическая подготовка дошкольников к обучению в школе»

Семинар-практикум «Психологическая подготовка дошкольников к обучению в школе»

Семинар-практикум «Психологическая подготовка дошкольников к обучению в школе»

Семинар-практикум «Психологическая подготовка дошкольников к обучению в школе»

Семинар-практикум «Психологическая подготовка дошкольников к обучению в школе»

Семинар-практикум «Психологическая подготовка дошкольников к обучению в школе»

Семинар-практикум «Психологическая подготовка дошкольников к обучению в школе»

Семинар-практикум «Психологическая подготовка дошкольников к обучению в школе»

Семинар-практикум «Психологическая подготовка дошкольников к обучению в школе»

Семинар-практикум «Психологическая подготовка дошкольников к обучению в школе»

Семинар-практикум «Психологическая подготовка дошкольников к обучению в школе»

Семинар-практикум «Психологическая подготовка дошкольников к обучению в школе»

Семинар-практикум «Психологическая подготовка дошкольников к обучению в школе»

Семинар-практикум «Психологическая подготовка дошкольников к обучению в школе»

Семинар-практикум «Психологическая подготовка дошкольников к обучению в школе»

Семинар-практикум «Психологическая подготовка дошкольников к обучению в школе»

Семинар-практикум «Психологическая подготовка дошкольников к обучению в школе»

Семинар-практикум «Психологическая подготовка дошкольников к обучению в школе»

Семинар-практикум «Психологическая подготовка дошкольников к обучению в школе»

Семинар-практикум «Психологическая подготовка дошкольников к обучению в школе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2018