Семинар-практикум с родителями «Взаимопонимание поколений в семье».
Оценка 4.9
Семинары
docx
Междисциплинарный 3
Все классы
02.03.2018
Семья представлена различными поколениями, каждое из которых руководствуется своими ценностями и идеалами, соответствующими идеалам общества, сформировавшего их. Может ли быть понимание между «отцами и детьми»? научиться позитивным отношениям с разными поколениями в семье - непростая задача. Особенно если вследствие создания молодой семьи сливаются две родительские. Первым шагом на пути к взаимопониманию поколений является осознание ожиданий, установок и ориентаций каждого члена семьи.
семинар практикум.docx
Семинарпрактикум с родителями
«Взаимопонимание поколений в семье».
Цель: обучить осознаванию родительских установок, научить различать эго
состояния Родителя, Взрослого и Ребенка; научить позитивным отношениям в
семье.
Структура занятия:
I. Организационновводная часть:
-
приветствие,
II. Основная часть:
-
-
-
-
III. Заключительная часть:
-
-
-
беседа,
упражнение «Родительские установки»,
упражнение «Кто в доме хозяин?»,
упражнение «День рождения».
подведение итогов занятия,
домашнее задание – «Мой ребенок»,
прощание.
I. Организационновводная часть
Приветствие.
II. Основная часть
Беседа.
Семья представлена различными поколениями, каждое из которых
руководствуется своими ценностями и идеалами, соответствующими идеалам
общества, сформировавшего их. Может ли быть понимание между «отцами и
детьми»? научиться позитивным отношениям с разными поколениями в семье
непростая задача. Особенно если вследствие создания молодой семьи сливаются
две родительские. Первым шагом на пути к взаимопониманию поколений является
осознание ожиданий, установок и ориентаций каждого члена семьи.
Рассматривая вопрос о взаимодействии различных поколений в семье, можно
прийти к выводу, что наше поколение и поколения наших родителей и
прародителей совсем не похожи друг на друга: у нас разные ценности, разные
взгляды на жизнь. Но на самом деле это не так.
В каждом из нас живут три абсолютно разных Я: Я – Родитель, Я – Ребенок, Я
– Взрослый. Все эти аспекты личности обладают абсолютно разными
характеристиками и ценностями (структура «Я» по Э.Берну)
Когда объединяются две разные семьи, то необходимо учитывать различия в
системе ценностей этих семей, чтобы не происходило внутрисемейных
конфликтов. Система ценностей различных поколений очень важна для человека.
Если он не будет уважать предыдущие поколения, считаться с их системой ценностей, то этот человек либо порывает с семьей, либо не находит общего языка
с ее членами.
Возможно использование упражнений, позволяющих родителям на примере
перцептивнокогнитивных процессов ощутить влияние установки. Основной тезис
этого этапа, который можно предложить родителям записать, состоит в
следующем: «На наши взаимоотношения с детьми оказывают влияние установки,
сформированные еще в детстве нашими родителями, независимо от нашего
желания – пока мы не осознаем их. Если же установка осознана – она перестает
верховодить нами, мы можем ее изменить».
Упражнение «Родительские установки».
Участников просят закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и
медленных, плавных выдохов – и на фоне расслабленного состояния вспомнить
свою родительскую семью, свое детство. Как реагировали родители на ваши
шалости, капризы, проступки? Как бы они закончили следующие предложения:
«Дети плохо себя ведут, потому что…», «Непослушный ребенок – это…»,
«Родители должны…»? затем, после выхода из состояния расслабления, участники
делятся своими переживаниями и мыслями по поводу родительских установок. В
ходе обсуждения необходимо дифференцировать актуальные установки на
эффективные – и «мешающие»,
«помогающие»,
т.е.нерациональные,
в
детскородительских
взаимоотношений.
рациональные,
неэффективные
т.е.
сфере
Упражнение «Кто в доме хозяин?»
Можно выделить три основных типа распределения семейных ролей:
авторитарный (с оттенками патриархальности) – во главе один из супругов (муж
или жена), которому принадлежит верховная власть в решении основных вопросов
семейной жизни,
автономный – муж и жена распределяют роли и стремятся не вмешиваться в
сферу влияния друг друга,
демократический – управление семьей лежит на плечах обоих супругов в равной
мере.
Разыграть все три типа распределения ролей, причем в авторитарном управлении с
двух позиций муж – глава, жена – глава. Обсудить как чувствовали себя в разных
позициях, какое распределение семейных ролей оптимально соответствует вашей
семье.
«Распределите семейные роли в вашем доме:
«Голова» семьи –
«Душа» семьи –
«Руки» семьи – «Ноги» семьи –
Упражнение «День рождения».
Упражнение проводится в группе (46 человек). Для каждого из участников
команды распределяются роли: жены, мужа и их родителей. После первого
диалога участники меняются ролями. У одного из родителей, например тещи, день
рождения, нужно пойти ее поздравить:
представить ситуацию: свекровь плохо относится к невестке, а теща к зятю.
Конфликт существует только между тещей и свекровью, детей они в свой
конфликт не втягивают.
В семье царят хорошие дружеские отношения.
Поделиться чувствами от своей роли в данном упражнении.
III. Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Домашнее задание – «Мой ребенок».
Родителям предлагается написать сочинение «Мой ребенок» с целью
последующего обсуждения его в группе. Никаких дополнительных инструкций
относительно содержания, формы или объема сочинения не дается.
Семинар-практикум с родителями «Взаимопонимание поколений в семье».
Семинар-практикум с родителями «Взаимопонимание поколений в семье».
Семинар-практикум с родителями «Взаимопонимание поколений в семье».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.