Семинар-практикум «Тимбилдинг или командообразование педагогов ДОУ». Тема семинара-практикума очень актуальна и востребована, так как ресурсом эффективной работы является команда педагогов. В командной работе резко возрастает роль личностей, осуществляющих трудовой процесс. От квалификации педагогов, деловой активности, умения взаимодействовать между собой и достигать социально значимого результата зависят судьбы детей, родителей, сотрудников и перспективы развития всего учреждения.
Одним из наиболее востребованных личных качеств, наряду с профессионализмом, является способность действовать в команде. Ключевым фактором эффективной работы команды является способность каждого ее члена «работать на результат» и уважать мнения всех сотрудников.
Семинарпрактикум «Тимбилдинг или командообразование педагогов ДОУ».
Вступление: Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня я предлагаю вам принять
«Тимбилдинг или
который называется:
участие в семинарепрактикуме,
командообразование педагогов ДОУ».
Актуальностью данной темы в том, что ресурсом эффективной работы является
команда специалистов. В командной работе резко возрастает роль личностей,
осуществляющих трудовой процесс. От квалификации педагогов, деловой активности,
умения взаимодействовать между собой и достигать социально значимого результата
зависят судьбы детей, родителей, сотрудников и перспективы развития всего учреждения.
Одним из наиболее востребованных личных качеств, наряду с профессионализмом,
является способность действовать в команде. Ключевым фактором эффективной работы
команды является способность каждого ее члена «работать на результат» и уважать мнения
всех сотрудников.
Цель: формирование и усиление общего командного духа, принятие особенностей
друг друга, повышение сплочения и доверия коллектива, получение навыков совместной
работы и обучение приемам выработки общей стратегии, а также помощь молодым
специалистам плавно влиться в коллектив.
Задачи:
Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей;
Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;
Получение эмоционального и физического удовольствия от результатов;
Осознание себя командой.
Прогнозируемые результаты:
повышение уровня коммуникации;
улучшение взаимодействия между сотрудниками;
увеличение скорости принятия командного решения;
умение разрешать спорные ситуации.
формирование позитивного взгляда на возможности команды.
Место проведения: музыкальный зал.
Время проведения: 11,5 часа.
Ведущий: педагогпсихолог.
Участники: воспитатели ДОУ.
Теоретическая часть. (Презентация)
I.
В одном климате растение может расцвести, в другом – засохнуть. Так в трудовом
микроклимате: при одних условиях люди чувствуют себя легко и комфортно, стремятся к
общению, при других ощущают беспокойство, неудовлетворенность, хотят проводить на
своем рабочем месте меньше времени. Построение отношений в трудовом коллективе можно
сравнить со строительством дома. Из каких материалов он будет построен, таким он и
будет. От того, как он построен, зависит, будет ли это избушка на курьих ножках или
роскошный дворец. То же происходит и с отношениями. Представьте, что команда – это
здание. Его фундамент, строительные материалы – это качества характеров коллектива,
настроение, готовность прийти на помощь, поддержка и теплота или обратные им –замкнутость, недоверие и т. д. Есть одна важная особенность – педагогический коллектив
строит этот дом совместно. Это и есть команда. У слова «команда» существует множество
синонимов – «группа», «коллектив» и т. д., но есть одно большое НО… Германо
американский психолог К. Левин объяснил отличие слова «команда» от вышеперечисленных
синонимов через «взаимозависимость». Он говорил о том, что команда – это нечто большее,
чем сумма ее членов. Команда – это люди, работающие вместе, чтобы сделать больше, чем
они смогли бы сделать по отдельности. На Западе очень популярна такая яркая
арифметически выраженная метафора: 1+1=5. Эта формула, означающая, что два человека
вместе могут сделать гораздо больше, чем поодиночке, хорошо воспринимается. Смысл
командообразования заключается в том, чтобы сделать из простой суммы элементов
упорядоченную систему.
Что такое тимбилдинг и с чем его едят?
Термин "тимбилдинг" произошел от английских слов team команда и building
построение.
«Тимбилдинг» – это «командообразование», комплекс игр, упражнений, с помощью
которых из обычных участников со своими слабостями и недостатками формируется
уверенная, надежная и сплочённая супер команда.
Впервые игры для сплочения коллектива были использованы британцами для военных
подразделений в 1940х годах.
Эта методика оказалась настолько эффективной, что через 10 лет наиболее
продвинутые руководители американских компаний начали использовать тимбилдинг, не до
конца понимая эту штуку.
Такие психологические приемы больше походили на театральное представление: все
сотрудники наряжались в костюмы определенной исторической эпохи и разыгрывали
сценки.
На сегодняшний день для работы коллектива используется несколько вариантов
тимбилдинга.
Что дает тимбилдинг личности:
удовлетворяет потребности личности в общении и самоутверждении
является сферой жизнедеятельности личности
формирует богатый эмоциональный и поведенческий опыт
создаёт условия познать себя, свои достоинства и проблемы
предоставляет возможность проявить свою индивидуальность, самовыразиться
побуждает личность к нравственно ценной деятельности и тормозит негативные
поступки
Группа людей или коллектив объединенный в одном учреждении, ещё командой
не является — необходимы отношения, деятельность, ценности. Значит, необходима
определенная деятельность по созданию этой команды.
Такой деятельностью и является тимбилдинг. Это первый этап формирования
команды, его ядра, актива. Для этого необходимы как импульс самих руководителей,
так и существенный (значимый) стимул для сотрудников.
Независимо от направленности коллектива именно ценности коллектива
являются одним из базисных мотивирующих факторов, стимулом для всех его членов.Формы и методы работы, направленные на сплочение коллектива
индивидуальные, групповые и коллективные беседы
искусственное создание ситуаций успеха/неуспеха
работа по профилактике или устранению конфликтных ситуаций
Все это ТИМБИЛДИНГ!
Виды тимбилдинга:
Спортивный – своеобразные игры и соревнования, часто на свежем воздухе.
Исторический, благодаря которому можно перевоплотиться хоть в Клеопатру, хоть в
Наполеона.
Психологический – разнообразные тесты, тренинги, задания, связанные с
психологической тематикой.
Творческий – вы с коллегами рисуете вместе стенгазеты, ставите пьесу, создаете
музыкальную группу и т.д.
Практическая часть!
II.
А теперь давайте перейдем к практической части семинарапрактикума и для начала
обсудим правила группы:
Правила команды
1. Уважать друг друга;
2. Проявлять активность;
3. Правило «одного микрофона»
4. Явысказывания (говорить только от своего имени)
5. Бережно относимся друг к другу и к отведенному времени.
6. Правило соблюдать правила.
1. Упражнение «Два хлопка». Знакомство.
Все сидят в круге. Под два хлопка ладонями всей группой каждый произносит свое
имя, пока не представится последний участник. Второй круг усложняется, два хлопка
ладонями – имя, два хлопка по коленям – своего качества. Третий круг, два хлопка
ладонями – имя соседа и, два хлопка по коленям – комплемент или первое впечатление
название своего качества.
2. Разминка. Упражнение «Приседания в парах»
Участники становятся попарно, один напротив другого, руки – на плечах друг друга,
носки касаются носков. Нужно присесть, касаясь ягодицами земли, подняться.
Обсуждение .
• Когда легче было выполнить это упражнение? Одному? Вдвоем?
• Что помогало вам быстро подняться?
. Приседания командой (групповая сплоченность).
Команда находится в круге, руки на плечах друг друга, носки касаются носков.
Присесть точно так же, как и при упражнении в парах. Круг может разорваться.
Инструктор задает вопрос: «Что нужно сделать, чтобы подняться всем вместе?»
Команда может отработать несколько стратегий. Если возникнут трудности,
инструктор может дать подсказку: сделать круг ýже.
Обсуждение .Что помогло вам выполнить это упражнение?
(Вывод: когда мы ближе друг к другу, мы можем все.)
Упражнение Приседания всей группой (групповая сплоченность).
Упражнение аналогично предыдущему, только два круга объединяются, группа
выполняет его всем составом.
3. Упражнение «Тарелка с водой»
1. Цель упражнения
: развивать взаимопонимание и поддержку в коллективе.
Участники группы по команде психолога закрывают глаза и молча, по очереди (по
кругу) передают тарелку с водой (шарики для тенниса) друг другу (один ведущий
контролирует, чтобы у всех были закрыты глаза).
Анализ упражнения:
В результате, при передаче развиваются способы коммуникации, поиск рук партнеров
до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением.
1. Какие эмоции (ощущение) испытывали во время данного упражнения?
2. Что, по вашему мнению, не удалось?
3. Как можно это исправить, что необходимо для этого сделать?
4. Упражнение «Редакторы».
Участники делятся на две (четыре) команды. Каждая команда это книжное издание,
которому нужно в срок справится с порученным заданием и недать обойти конкурентам.
1 задание: собрать перепутаный текст воединно.
2 задание: закончить цитаты и высказывания на тему командообразования.
5. Упражнение «Газетная полоса препятствий».
Цель упражнения: развивать взаимопонимание, навыков совместной деятельности
команды, и поддержку в коллективе.
Техника довольно сложная, не рекомендуется ее применять на ранних этапах
формирования группы.
Вся группа разбивается на две команды по желанию участников. Как показывает
практика, те, у кого существуют проблемы в общении друг с другом, выбирают разные
команды.
На земле рисуется мостик длиной 10–12 м, шириной около 20 см или кладется доска.
На этом мостике выстраиваются участники одной команды – друг за другом с интервалом
примерно в 1 м.
Каждый из участников второй команды должен пройти через мостик, разминувшись
поочередно с представителями противоположной группы. Если ктото оступится
(независимо от того, в какой он команде), вся команда проходит мостик опять с самого
начала. Затем две группы меняются местами.
Обсуждение .
• Что вы чувствовали?
• Что помогало вам выполнить упражнение? Что мешало?
• Какие выводы вы можете сделать?
6. Упражнение «Счет до сорока».
Цель упражнения: тренировка навыков совместной деятельности команды.
Участники стоят в кругу. Ведущий даёт задание: «Начнём считать по кругу. Тот, накого приходится число, кратное трём, произносит цифру и подпрыгивает». Упражнение
проходит до сорока; если происходит ошибка на какомлибо участнике, все начинается
сначала. 3 6 9 12 15 18 21 24 27 30 33 36 39.
7. Упражнение «Лабиринт» (групповое взаимодействие, лидерство).
Оборудование: нарисованный на земле лабиринт с выходом и входом. (В моем случае
на полу из листов бумаги)
Инструкция:
Один участник должен пройти лабиринт с завязанными глазами. Группа ему
подсказывает, куда идти. Каждый имеет право подсказать несколько раз, но может
произносить только по одному слову за один прием. Нельзя наступать на линию,
подсказывать хором, говорить больше одного слова. У вас есть три попытки.
Если первый участник нарушает правила, он выбывает из игры. Второй участник
начинает с исходной точки, потом – третий. Условия понятны?
(Ответить на вопросы, можно условие повторить еще раз.)
Сколько времени вам нужно на отработку стратегии? (Группа называет время. )
Время пошло!
Стратегия отработана .
Вы выбрали стратегию. Правила все запомнили? (Можно повторить. ) Сколько
времени вам нужно на выполнение упражнения? (Команда называет время. ) Итак, начали!
Обсуждение.
8. Упражнение. Туристы и аборигены.
Участники делятся на две команды (по принципу первый – второй).
Первые выходят за дверь, вторые остаются, они будут аборигены живущие на острове.
Им объясняется, что они не говорящие, но у них есть два обязательных закона острова
которых они предерживаются.
Сообщаются законы:
1. Если тебя о чем то спрашивают и при этом улыбаются, ты киваешь головой да, в
знак согласия;
2. Если тебя о чем то спрашивают и при этом не улыбаются, то ты мотаешь головой
нет, в знак отрицания.
При этом не говоря и не жестикулируя руками.
Первые заходят в зал, они туристы с кораблекрушения оказавшиеся на неизвестном
острове думали, что он необитаемый, но тут они встретили племя аборигенов у которых есть
свои законы острова.
Задача туристов попавших на остров, отгадать, что это за законы острова, задавая
вопросы аборигенам и анализируя и обсуждая ответные реакции.
Обсуждение.
9. Упражнение «Связующая нить».
Материалы: моток прочных толстых нитей.
Встаньте в круг на расстоянии вытянутых рук и закройте глаза. Сейчас я рассажу вам
историю: Много лет назад на земле жил мудрец, который долгие годы провел сначала в
путешествиях по всем удивительным городам, а затем посвятил годы размышлениям о
сущности человеческой. И сплел мудрец длинную тончайшую нить. Задумал он обойти
добрых сердцем людей и связать их этой чудесной тончайшей нитью.
Ведущий рассказывает историю и обходит участников, вкладывая каждому в рукинить. На последнем участнике ведущий отрезает нить и завязывает концы. Таким образом,
нить образует замкнутый круг. Воистину, нить была уникальна. Гладкая, тонкая, она была
совершенно незаметна для человека, но, несмотря на это, влияла на его взаимоотношения с
другими людьми. Те, кому мудрец передал чудесную нить, стали добрее, спокойнее,
терпеливее. Они стали более внимательно относиться друг к другу, стремились понять
мысли и чувства ближнего. Иногда они спорили, но, о чудо, нить натягивалась, но не
рвалась. Иногда они ссорились, и нить разрывалась, но при примирении оборванные концы
нити связывались вновь. Только узелок напоминал о прошлой ссоре. Что сделали люди с
подарком мудреца? Ктото бережно берег, передавая её тайну из поколения в поколение.
Ктото, не ощущая присутствия нити, оставлял на ней множество узелков, да и характер его
постепенно становился «узловатым». Но, главное, у каждого появилась способность
протягивать нити к тем, кого он считал близкими и друзьями, соратниками и партнерами.
Сейчас вы ощущаете в своих руках чудесную нить, подарок мудреца. Давайте проверим, что
может произойти, если каждый потянет её на себя. Она натянется, и будет резать руки.
Такие отношения называются натянутыми. А если ктото потянет нить на себя, а ктото не
станет это делать. Равновесие круга нарушится. Ктото будет чувствовать более устойчиво.
О таких ситуациях говорят: «Он тянет одеяло он себя». Некоторые люди предпочитают
надевать эту нить себе на шею. Хотите попробовать? Ощутили, как больно нить режет шею?
В подобных ситуациях говорят: «Посадил себе на шею». Разные эксперименты можно
проводить с этой нитью. Многие люди даже посвящают этому целую жизнь. Натянут,
разорвут, завяжут узел, наденут на шею или вообще отпустят. Давайте сейчас найдем такое
положение и натяжение нити, которое для всех нас будет наиболее удобным. И запомним
это состояние каждой клеточкой своего тела.
Обсуждение: Каковы были ваши впечатления от соприкосновения с чудесной нитью,
подарком мудреца? Что было легко, что трудно в этой игре? Чему эта игра может научить
команду? Ощущение невидимой связи помогает установить доверительные отношения в
команде, комфортность взаимоотношений зависит от того, в каком состоянии находится
нить: натянутом или свободном. Экспериментируя с натяжением нити, мы символически
проживали различные типы взаимоотношений друг с другом. Главное, не смотря ни на что,
уметь восстанавливать комфортное состояние нити.
10. Завершение тренинга.
А сейчас по кругу ответьте на такие вопросы:
Что для вас сегодня было важным?
Какие чувства вы испытывали?
Нужны ли вам в дальнейшем такие тренинги?
Ну что ж наш тренинг подошел к концу. Мне хочется поблагодарить каждого из вас за
активное участие и желание взаимодействовать. Вы все были активны, слаженно работали в
команде. Не забывайте, что мы – единое целое, каждый из нас – важная и необходимая,
уникальная часть этого целого! «Ведь Лучше быть вместе, а вместе быть лучшими!»
Желаю вам успехов в вашей трудовой деятельности. И давайте наградим себя за
успешное плавание аплодисментами!
Аплодисменты
Используемая литература:
• Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. М. Издво «Ось89», 2001.
• Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения/ Пер. с нем. —
М.: Генезис, 2003. — 400 с.
Л.Н. Шепелева Программы социально психологических тренингов. СПб.: Питер,2006.
160с.