Публикация является частью публикации:
Критическое мышление – это способность и стремление оценивать разные утверждения и делать объективные суждения на основе хорошо обоснованных доказательств.
К.Уейт, К.Таврис
«Ткач уже через час видит плоды своих забот, сталевар через несколько часов радуется огненному потоку металла — это вершина его мечты; пахарь, сеятель, хлебороб через несколько месяцев любуется колосьями и горстью зерна, выращенного в поле... Учителю же надо трудиться годы и годы, чтобы увидеть предмет своего творения; бывает, проходят десятилетия, и еле-еле начинает обозначаться то, что ты замыслил».
Василий Александрович Сухомлинский
«Критическое мышление»
Это американская технология, в России она начала развиваться с 1997 года. Она основана на обобщении мирового опыта и на достижениях российской педагогики и психологии (идеи Л. С. Выгодского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Л. В. Занкова). Технология «Развитие критического мышления» - это целостная система, которая развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, навыки работы с информацией, учит учиться.
Это интерактивная технология, то есть учебный процесс организован на основе взаимодействия учащихся друг с другом, с педагогом.
Технология критического мышления дает ученику:
- повышение эффективности восприятия информации;- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;- умение критически мыслить;- умение ответственно относиться к собственному образованию;- умение работать в сотрудничестве с другими;- повышение качества образования учеников.
Технология критического мышления дает учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
Почему меня заинтересовала данная технология?
1. Критическое мышление - мышление самостоятельное. Каждый ученик сам формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных.
2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
3. Критическое мышление предполагает постановку вопросов и уяснение проблем, которые нужно решить.
4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
5. Критическое мышление есть мышление социальное.
Вызов
Осмысление
Рефлексия
«Верные и неверные утверждения», «Верите ли вы…», «Загадка», «Корзина идей», «Таблица ЗХУ», «Да-нетка», «Дерево предсказаний», «Перепутанные логические цепочки»
таблица – ЗХУ;
маркировка текста – «Инсерт»;
чтение с остановками;
прием «Зигзаг»
«Кластер», «Синквейн»
«Ромашка вопросов», сводная таблица;
концептуальная таблица;
сочинение;
эссе
Первая стадия – «вызов»
Во время этой стадии у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Некоторые приёмы стадии «Вызова»:
«Корзина идей», «Дерево предсказаний», «Верные и неверные утверждения» и другие.
Верите ли вы, что…
… ветер может разрушить горы?
… опавшие осенью листья вредят почве?
… 1см почвы образуется за 300 лет?
… норы животных, живущих в почве, разрушают её?
… растения участвуют в образовании почвы?
… почва и камень родственники?
… почва – наша кормилица?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
- | + | - | + | - | + | |
Прием «Корзина идей»
Можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, имеющие отношения к теме урока.
В ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
Вторая стадия – «осмысление»
Это содержательная стадия, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
Некоторые приёмы стадии «Осмысление»:
«Инсерт», «Чтение с остановками», схема «Фишбоун»-«Рыбий скелет», таблица «Плюс – минус - интересно», таблица «ЗХУ», «Таблица – синтез», «Сводная таблица», таблица «Что? Где? Когда? Почему?»; стратегии и приёмы развития умения задавать вопросы: Ромашка Блума, Вопросительные слова, толстый и тонкий вопросы и другие приёмы.
тема
Приём «Кластер»
(гроздья)
Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия
Синквейн
1 строка-1 существительное (тема)
2 строка-2 прилагательных
(раскрывающие тему)
3 строка- 3 глагола
(описывающие действия по теме)
4 строка- предложение (отношение к теме)
5 строка- 1 слово-резюме (синоним темы)
Синквейн
Лес
Величественный, таинственный,
Живет, растет, радует,
Национальное богатство нашей страны
Кладовая
Кровь
Жидкая, красная
Пульсирует, переносит, защищает
Транспортная система нашего организма
Ткань
Приём Фишбоун (Рыбий скелет)
Голова – вопрос темы,
верхние косточки – основные понятия темы,
нижние косточки – суть понятий,
хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Какое чувство
вызывает
волчица?
Мнительная
Могла питаться только падалью
Часто сбивалась с дороги
Всё её пугало
Слабое чутьё
Слабое здоровье
Заботливая мать
Хоть и голодна, несёт добычу детёнышам
Волчица
вызывает
жалость
Таблица толстых и тонких вопросов
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
Кто? | Дайте три объяснения, почему…? |
Третья стадия – «рефлексия»
Это стадия размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Ромашка вопросов
Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала т ориентированы на работу памяти
Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»
Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?)
Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке
Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»
Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»
Используется метод «Шесть шляп». Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей.
Белая шляпа. Факты. У растений очень много вредителей.
Жёлтая. Позитивное мышление. У человека есть и помощники в борьбе с вредителями.
Черная. Проблема. При борьбе с вредителями с использованием различных ядохимикатов, погибает много защитников урожая.
Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам понравилось знакомиться с защитниками урожая.
Зеленая. Творчество. Сделать для птиц кормушки. Искать способы борьбы с вредителями не используя ядохимикаты.
Синяя .Философия. Обобщают высказывания каждой группы.
Название | Основные свойства | Использование |
Известняк | Белого, серого или желтого цвета; | Строительство, мел, мрамор. |
Гранит | Зернистый. Твердый и прочный | Строительство фундаментов зданий, набережных, дорог, памятником, отделка станций метро. |
Глина | Очень мельчайшие частички,скреплённые между собой. | Кирпич, посуда |
Песок | В виде крупинок, сыпучий, жёлтый, серый. | Дороги, стекло |
Железная руда | Черного цвета, плотное, притягивает металлические предметы. | Машины, железнодорожные рельсы, вагоны и др. |
Сводная таблица «Полезные ископаемые»
три характеристики цвета – это то, как видят вас окружающие;
три характеристики животного – как вы видите себя сами в общении с окружающими;
три характеристики города – какими вы хотели бы видеть себя в работе.
Метод
«Мои предпочтения»
Советы учителю
Записывайте все идеи учащихся.
Не судите о качестве идей (не комментируйте) .
Не обращайте внимания на орфографию и другие факторы, сдерживающие письмо.
Не переставайте писать, пока не закончится отведенное время. При необходимости можно помочь с идеями учащимся, задавая наводящие вопросы.
Постарайтесь построить как можно больше связей. Не ограничивайте количество идей, их поток и связи между ними.
Помните о том, что групповое составление кластера служит в качестве стержня для идей группы.
Прием «Перекрестная дискуссия»
Готов ли я применить технологию развития критического мышления на своих уроках? | |
ДА | НЕТ |
|
- Задумайте свой любимый цвет, и подберите к нему три характеристики – опишите его(например, “синий” – прохладный, расслабляющий, отстраненный). - Запишите на новой строке название животного, с которым вы бы хотели сфотографироваться, находясь в зоопарке – а теперь опишите это животное тремя словами-признаками. (например, тигр – сильный, опасный, хищный). - И, наконец, запишите свой любимый город и придумайте для него три характеризующих слова (например, Москва – интеллектуальный, деловой, освежающий).
- три характеристики цвета – это то, как видят вас окружающие;
- три характеристики животного – как вы видите себя сами в общении с окружающими;
-три характеристики города – какими вы хотели бы видеть себя в работе.
Систематизация приемов технологии развития
критического мышления по формированию УУД
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.