Семинар в 11-м классе по теме "Война закончилась. Споры продолжаются…"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 25.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Задачи: Продолжить работу по формированию: • Историко–познавательной компетенции (способность старшеклассников работать с разными типами исторических источников, критически их анализировать); • Информационно – коммуникативной компетенции (навыки поиска и систематизации исторической информации, умение участвовать в обсуждении исторических проблем, формулировать собственную позицию в ходе дискуссии); • Социально – мировоззренческой компетенции (способность понимать историческую обусловленность явлений, соотносить свои взгляды с существующими мировоззренческими системами). Вид урока: исследовательский семинар. Учебно-деятельностная среда: - Фрагмент из аналитической передачи “Постскриптум”; - Пакет с текстами для учащихся (вариант прилагается); - Список рекомендуемой литературы для учащихся.
Иконка файла материала Семинар в 11-м классе.doc
Семинар в 11­м классе по теме "Война закончилась. Споры продолжаются…" Задачи: Продолжить работу по формированию:  Историко–познавательной компетенции (способность старшеклассников работать с разными типами  исторических источников, критически их анализировать);  Информационно – коммуникативной компетенции (навыки поиска и систематизации исторической информации,  умение участвовать в обсуждении исторических проблем, формулировать собственную позицию в ходе  дискуссии); Социально – мировоззренческой компетенции (способность понимать историческую обусловленность явлений,  соотносить свои взгляды с существующими мировоззренческими системами).  Вид урока: исследовательский семинар. Учебно­деятельностная среда: ­ Фрагмент из аналитической передачи “Постскриптум”;  ­ Пакет с текстами для учащихся (вариант прилагается); ­ Список рекомендуемой литературы для учащихся.  Проэктор Д.М. Фашизм: путь агрессии и гибели.­ М.: Наука, 1985.­ 542 с.  Пыхалов И. Великая оболганная война. ­ М.: Яуза, Эксмо, 2005.­ 480 с.    Советская военная энциклопедия./Гл.ред.комис. Н.В.Огарков.­ (Т6­8). – М., 1976­1980. 100 великих битв. – М.: Вече, 1998. – 640 с. Энциклопедия “Третьего рейха/ Авт.­сост. С.Воропаев. – М., 1996. Подготовительная работа к семинару. Класс делится на группы и получает задания: 1 группа “Западные историки” – собирают и излагают факты из истории II мировой войны, доказывающие, что главная роль  в разгроме фашистской Германии принадлежала Англии и США. 2 группа “Немецкие историки” – собирают и излагают факты из истории II мировой войны, доказывающие, что Германия  проиграла войну из­за природно­климатических факторов, амбиций и стратегических просчетов Гитлера. 3 группа “Русские историки” – собирают и излагают факты из истории II мировой войны, доказывающие, что решающую роль в разгроме фашистской Германии сыграл советский народ. 4 группа “Аналитики” – выслушивают все факты и аргументы, делают выводы. ­ Каждая из групп, излагая свою точку зрения, должна четко сформулировать ответ: достаточно ли для оценки роли  государства во II мировой войне только перечислить количество военных операций и потерь? Какие еще факторы следует при  этом учитывать? Организационно – подготовительный этап. Ход семинара 1. Психологический настрой. 2. Вступительное слово учителя: “Уважаемые коллеги, анализируя события, связанные с предстоящим празднованием  65­летия Победы СССР в Великой Отечественной войне, невольно приходишь к выводу, что “история учит тому, что  ничему не учит”. 3. Посмотрите в/фрагмент из передачи “Постскриптум” ­ выступление президента Латвии. “Оскорбления в адрес  ветеранов Великой Отечественной войны – это не просто пренебрежение к событиям, а скорее всего продуманная  политика государства”, в основе которой лежит фальсификация исторических событий.4. Наша задача – аргументировано защитить честь ветеранов Великой Отечественной войны, честь СССР, мужество  антифашистов, выигравших войну. Для этого нам необходимо знать факты и доводы противоположных сторон. Содержательно – психологический этап. Реализация поставленных задач с использованием различных приемов. ­ Группы отчитываются по предварительно полученным заданиям. ­ “Аналитики” делают соответствующие выводы. Предполагаемые ответы. “Западные историки”. США оттягивали на себя всю мощь Японии, не допуская для СССР возможности войны на два фронта;  Оказывали помощь по ленд­лизу (12 млрд.долл.);   Открытие II фронта ускорило окончание войны;  Не малую роль сыграло Движение Сопротивления в Европе. “Немецкие историки”. Стратегические просчеты Гитлера;   Природно–географические факторы (“генерал Мороз”, непроходимые дороги, необъятные пространства);  Некомпетентная разведка;  Жестокость Гитлера, спровоцировавшая партизанское движение. “Отечественные историки”.  Помощь по ленд­лизу не отвергаем, но она составила 4 % от всех поступаемых на фронт боеприпасов;  29 сентября – 1 октября 1941 г. на Московской конференции представители Англии и США официально подтвердили “получение от Советского правительства крупных поставок русских сырьевых материалов, которые значительно  помогут производству вооружения в наших странах”. Рузвельт: “СССР выезжает на своих танках”…; перед решающими сражениями союзники приостанавливали поставки  по ленд­лизу; Самые крупные военные операции (по значению для хода войны, в %соотношении происходили на Восточном  фронте…); В окружении Гитлера были трезвомыслящие стратеги, предостерегающие его от непродуманных действий (посол в  Москве Шуленбург, военный атташе Кёстринг, генерал Гаммерштейн составили меморандум, в котором  доказывали колоссальный риск войны против СССР…);  Фашисты недооценили главное – героизм и мужество советских воинов и тружеников тыла.     Коррекционный этап. “Аналитики” делают выводы о решающей роли СССР в победе над фашистской Германией, не отрицая роли союзников по  антигитлеровской коалиции и Движения Сопротивления.  Общепризнанным фактом является то, что именно на советско­германском фронте произошел перелом в ходе II  мировой войны; С 1942 г. на полную мощь заработала военная экономика СССР (только по производству самолетов СССР уступал  США);  Мужество и героизм советских людей – главный решающий фактор, обеспечивший победу над фашистской  Германией.  Не отрицаем роль Движения Сопротивления в Европе. (Урок завершает тему “Великая Отечественная война”, поэтому домашнее задание не задается).