Задачи:
Продолжить работу по формированию:
• Историко–познавательной компетенции (способность старшеклассников работать с разными типами исторических источников, критически их анализировать);
• Информационно – коммуникативной компетенции (навыки поиска и систематизации исторической информации, умение участвовать в обсуждении исторических проблем, формулировать собственную позицию в ходе дискуссии);
• Социально – мировоззренческой компетенции (способность понимать историческую обусловленность явлений, соотносить свои взгляды с существующими мировоззренческими системами).
Вид урока: исследовательский семинар.
Учебно-деятельностная среда:
- Фрагмент из аналитической передачи “Постскриптум”;
- Пакет с текстами для учащихся (вариант прилагается);
- Список рекомендуемой литературы для учащихся.
Семинар в 11м классе по теме "Война закончилась. Споры
продолжаются…"
Задачи:
Продолжить работу по формированию:
Историко–познавательной компетенции (способность старшеклассников работать с разными типами
исторических источников, критически их анализировать);
Информационно – коммуникативной компетенции (навыки поиска и систематизации исторической информации,
умение участвовать в обсуждении исторических проблем, формулировать собственную позицию в ходе
дискуссии);
Социально – мировоззренческой компетенции (способность понимать историческую обусловленность явлений,
соотносить свои взгляды с существующими мировоззренческими системами).
Вид урока: исследовательский семинар.
Учебнодеятельностная среда:
Фрагмент из аналитической передачи “Постскриптум”;
Пакет с текстами для учащихся (вариант прилагается);
Список рекомендуемой литературы для учащихся.
Проэктор Д.М. Фашизм: путь агрессии и гибели. М.: Наука, 1985. 542 с.
Пыхалов И. Великая оболганная война. М.: Яуза, Эксмо, 2005. 480 с.
Советская военная энциклопедия./Гл.ред.комис. Н.В.Огарков. (Т68). – М., 19761980.
100 великих битв. – М.: Вече, 1998. – 640 с.
Энциклопедия “Третьего рейха/ Авт.сост. С.Воропаев. – М., 1996.
Подготовительная работа к семинару.
Класс делится на группы и получает задания:
1 группа “Западные историки” – собирают и излагают факты из истории II мировой войны, доказывающие, что главная роль
в разгроме фашистской Германии принадлежала Англии и США.
2 группа “Немецкие историки” – собирают и излагают факты из истории II мировой войны, доказывающие, что Германия
проиграла войну изза природноклиматических факторов, амбиций и стратегических просчетов Гитлера.
3 группа “Русские историки” – собирают и излагают факты из истории II мировой войны, доказывающие, что решающую роль
в разгроме фашистской Германии сыграл советский народ.
4 группа “Аналитики” – выслушивают все факты и аргументы, делают выводы.
Каждая из групп, излагая свою точку зрения, должна четко сформулировать ответ: достаточно ли для оценки роли
государства во II мировой войне только перечислить количество военных операций и потерь? Какие еще факторы следует при
этом учитывать?
Организационно – подготовительный этап.
Ход семинара
1. Психологический настрой.
2. Вступительное слово учителя: “Уважаемые коллеги, анализируя события, связанные с предстоящим празднованием
65летия Победы СССР в Великой Отечественной войне, невольно приходишь к выводу, что “история учит тому, что
ничему не учит”.
3. Посмотрите в/фрагмент из передачи “Постскриптум” выступление президента Латвии. “Оскорбления в адрес
ветеранов Великой Отечественной войны – это не просто пренебрежение к событиям, а скорее всего продуманная
политика государства”, в основе которой лежит фальсификация исторических событий.4. Наша задача – аргументировано защитить честь ветеранов Великой Отечественной войны, честь СССР, мужество
антифашистов, выигравших войну. Для этого нам необходимо знать факты и доводы противоположных сторон.
Содержательно – психологический этап.
Реализация поставленных задач с использованием различных приемов.
Группы отчитываются по предварительно полученным заданиям.
“Аналитики” делают соответствующие выводы.
Предполагаемые ответы.
“Западные историки”.
США оттягивали на себя всю мощь Японии, не допуская для СССР возможности войны на два фронта;
Оказывали помощь по лендлизу (12 млрд.долл.);
Открытие II фронта ускорило окончание войны;
Не малую роль сыграло Движение Сопротивления в Европе.
“Немецкие историки”.
Стратегические просчеты Гитлера;
Природно–географические факторы (“генерал Мороз”, непроходимые дороги, необъятные пространства);
Некомпетентная разведка;
Жестокость Гитлера, спровоцировавшая партизанское движение.
“Отечественные историки”.
Помощь по лендлизу не отвергаем, но она составила 4 % от всех поступаемых на фронт боеприпасов;
29 сентября – 1 октября 1941 г. на Московской конференции представители Англии и США официально подтвердили
“получение от Советского правительства крупных поставок русских сырьевых материалов, которые значительно
помогут производству вооружения в наших странах”.
Рузвельт: “СССР выезжает на своих танках”…; перед решающими сражениями союзники приостанавливали поставки
по лендлизу;
Самые крупные военные операции (по значению для хода войны, в %соотношении происходили на Восточном
фронте…);
В окружении Гитлера были трезвомыслящие стратеги, предостерегающие его от непродуманных действий (посол в
Москве Шуленбург, военный атташе Кёстринг, генерал Гаммерштейн составили меморандум, в котором
доказывали колоссальный риск войны против СССР…);
Фашисты недооценили главное – героизм и мужество советских воинов и тружеников тыла.
Коррекционный этап.
“Аналитики” делают выводы о решающей роли СССР в победе над фашистской Германией, не отрицая роли союзников по
антигитлеровской коалиции и Движения Сопротивления.
Общепризнанным фактом является то, что именно на советскогерманском фронте произошел перелом в ходе II
мировой войны;
С 1942 г. на полную мощь заработала военная экономика СССР (только по производству самолетов СССР уступал
США);
Мужество и героизм советских людей – главный решающий фактор, обеспечивший победу над фашистской
Германией.
Не отрицаем роль Движения Сопротивления в Европе.
(Урок завершает тему “Великая Отечественная война”, поэтому домашнее задание не задается).