Семинарское занятие на уроках истории в 10–11-х классах
Оценка 4.6

Семинарское занятие на уроках истории в 10–11-х классах

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
история
10 кл—11 кл
25.03.2018
Семинарское занятие на уроках истории в 10–11-х классах
Семинар – коллективная форма учебного занятия, на котором в результате предварительной работы над программным материалом преподавателя и учащихся, самостоятельной работы с различными источниками информации, анализа исторических документов, статистических данных, в процессе публичного обсуждения вопросов темы решаются задачи формирования прочных исторических знаний, практических умений учащихся. Методические рекомендации к уроку-семинару. Использование уроков-семинаров в 10-11 классах позволяет систематизировать, углубить и обобщить знания учащихся, полученные при изучении истории ранее, активно использовать информацию, полученную из различных источников, получить навыки самостоятельной работы с историческими документами, сформировать поисковые и исследовательские навыки учащихся, навыки владения диалогической и монологической речью, подготовить к продолжению образования. Семинар создаёт благоприятные условия для реализации возможностей каждого ученика, для самостоятельного познания и творчества. Для повышения эффективности работы рекомендуется проведение уроков-семинаров в системе. Виды семинарских занятий: семинар-исследование, семинар-“круглый стол”, семинар-“карусель”, семинар-“мозговой штурм”, семинар с элементами дискуссии.
Семинарское занятие на уроках истории в 10–11-х классах.doc
Семинарское занятие на уроках истории в 10–11­х классах Семинар – коллективная форма учебного занятия, на котором в результате предварительной работы над программным  материалом преподавателя и учащихся, самостоятельной работы с различными источниками информации, анализа  исторических документов, статистических данных, в процессе публичного обсуждения вопросов темы решаются задачи  формирования прочных исторических знаний, практических умений учащихся. Методические рекомендации к уроку­семинару. Использование уроков­семинаров в 10­11 классах позволяет систематизировать, углубить и обобщить знания учащихся,  полученные при изучении истории ранее, активно использовать информацию, полученную из различных источников, получить  навыки самостоятельной работы с историческими документами, сформировать поисковые и исследовательские навыки  учащихся, навыки владения диалогической и монологической речью, подготовить к продолжению образования. Семинар  создаёт благоприятные условия для реализации возможностей каждого ученика, для самостоятельного познания и творчества. Для повышения эффективности работы рекомендуется проведение уроков­семинаров в системе. Виды семинарских занятий: семинар­исследование, семинар­“круглый стол”, семинар­“карусель”, семинар­“мозговой  штурм”, семинар с элементами дискуссии. Этапы подготовки к семинару: Организационный этап 1. Определение темы и литературы; 2. Выбор заданий (с учётом доступности и посильности) Подготовительный этап 1. Вводная лекция по теме; 2. Ознакомление с планом семинарского занятия, заданиями; распределение заданий (общие, групповые,  индивидуальные). Получение списка рекомендованной литературы; 3. Выполнение заданий, накопление и обработка материала (составление планов, тезисов, конспектов; написание  сообщений докладов, рефератов). Проведение занятия Контролирующая часть 1. Работа с тестами и вопросами для контроля и самоконтроля. Подведение итогов семинарского занятия. Семинар №1 (История России, 10 класс) “Основные тенденции формирования средневекового общества и Древняя Русь” ПЛАН 1. Введение. Предыстория восточных славян. 2. Геополитическое положение, природа и их влияние на направление и характер исторического развития Руси. 3. Образование и развитие древнерусского государства. 4. Социально­экономический и политический строй Древней Руси. 5. Принятие Русью христианства, и его влияние на историческую судьбу России. 6. Заключение. Подведение итогов.  Рекомендуемая литература: 1. Аванта+. Энциклопедия для детей. Том 5. История России и её ближайших соседей. Часть 1.: От древних славян до Петра Великого. М.,1998. 2. Государство российское; власть и общество с древнейших времен до наших дней. Сборник документов./Ред. Кукушкин Ю.С. Сост. Шульгин B.C./ M.,1996. 3. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1998. 4. Карамзин Н.М. История государства Российского. В 9 томах. М.,1992. 5. Ключевский В.О. Курс русской истории. Сочинения в 9 томах. М.,1989. 6. Курбатов Г.Л., Фроянов И.Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. Л., 1988. 7. Милов Л.В. Природно­климатический фактор и особенности российского исторического процесса. Вопросы истории. 1992.  №4­5. 8. Откуда есть пошла Русская земля: История Отечества в романах, повестях, документах. М.,1986. 9. Прошин Г.Г. Как была крещена Русь. М., 1988. 10. Рыбаков Б.А.Мир истории: начальные века русской истории. 2­е изд. М., 1987. 11. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Сочинения в 18 книгах. М.,1987. Исторические источники к семинару “Повесть временных лет” (1113) извлечение Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне  по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались  морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян  дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех  ляхов пошли поляки, другие ляхи – лутичи, иные – мазовшане, иные – поморяне. земля Венгерская – Территория совр. Венгрии, бывшей римской провинции Паннонии, была занята венграми (мадьярами),  народом финно­угорской группы, в конце IX – начале X в. ... Болгарская – Дунайская Болгария, сюда в VII в. с Волги пришли болгары, народ тюркской группы, во главе со своим ханом  Аспарухом. Здесь тюрки­болгары смешались с южными славянами, восприняв их язык и культуру; так образовалась  южнославянская народность болгары. Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а  другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке,  впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя,  назывались своим именем – славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и  по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской… “Повесть временных лет” (1113) извлечение Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем)  были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата:  один по имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их – Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а  Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И  построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а  были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве. Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был­де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и  говорили: "На перевоз на Киев". Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а этот Кий княжил в роде своем, и когда ходил он к царю, то, говорят, что великих почестей удостоился от царя, к которому он приходил. Когда же  возвращался, пришел он к Дунаю, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел сесть в нем со своим родом, да не  дали ему живущие окрест; так и доныне называют придунайские жители городище то – Киевец. Кий же, вернувшись в свой  город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались. ... на горе, где ныне подъем Боричев ­ Боричев спуск соединял центральную, древнейшую часть Киева на горе с Подолом,  расположенным под горой; ... Щековица ... Хоревица – два древнейших поселения Киева, существовавших VI века. Киев – первый по величине город Киевской Руси, основанный, по Стрыйковскому, в 430 г., впервые упоминается в летописях  под 860 г.; И после этих братьев стал род их держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у  славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях  Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город ­ Смоленск; именно там сидят кривичи. От них же происходят  и северяне. А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке – там, где  она впадает в Волгу, – мурома, говорящая на своем языке, и черемисы, говорящие на своем языке, и мордва, говорящая на  своем языке. Вот только кто говорит по­славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне,  бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами. А вот другие народы, дающие  дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы, – эти говорят на своих языках, они – от колена Иафета и живут в северных странах. ... стал род их держать княжение – см.  Происхождение названия "князь". “Повесть временных лет” (1113) извлечение Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые – свой нрав. Поляне имеют обычай отцов  своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями  великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на следующий  день приносят за нее – что дают. А древляне жили звериным обычаем, жили по­скотски: убивали друг друга, ели все нечистое,  и браков у них не бывали, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и  все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между  селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними;  имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду, и возлагали  на эту колоду мертвеца, и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах по дорогам,  как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но  сами себе устанавливающие закон… “Повесть временных лет” (1113) извлечение В год 6495 (987) созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: "Вот приходили ко мне болгары, говоря: "Прими закон наш". Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все  законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира. Мудро говорят они, и чудно  слышать их, и каждому любо их послушать, рассказывают они и о другом свете: если кто, говорят, перейдет в нашу веру, то,  умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовеки; если же в ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне. Что же вы  посоветуете? что ответите?". И сказали бояре и старцы: "Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь  поистине все разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, у кого какая служба и кто как служит Богу". И  понравилась речь их князю и всем людям; избрали мужей славных и умных, числом 10…. Они же вернулись в землю свою. И созвал князь бояр своих и старцев, и сказал Владимир: "Вот пришли посланные нами мужи,  послушаем же все, что было с ними", – и обратился к послам: "Говорите перед дружиною". Они же сказали: "Ходили в  Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и  сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в  храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат  они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и  рассказать об этом, – знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не  можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже  здесь пребывать". Сказали же бояре: "Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она  мудрейшей из всех людей". И спросил Владимир: "Где примем крещение?". Они же сказали: "Где тебе любо". И когда прошел год, в 6496 (988) году пошел Владимир с войском на Корсунь…. Владимир вошел в город с дружиною своей и  послал к царям Василию и Константину сказать: "Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу". И, услышав это, опечалились цари, и послали ему весть такую: "Не пристало христианам выдавать жен за язычников. Если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное  восприимешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя". Услышав это, сказал Владимир посланным к нему от царей: "Скажите царям вашим так: я крещусь, ибо еще прежде испытал  закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужи". И рады были цари,  услышав это, и упросили сестру свою, именем Анну, и послали к Владимиру, говоря: "Крестись, и тогда пошлем сестру свою  к тебе". Ответил же Владимир: "Пусть пришедшие с сестрою вашею и крестят меня". И послушались цари, и послали сестру  свою, сановников и пресвитеров. Многие из дружинников крестились… Крестился же он в церкви святого Василия, а стоит церковь та в городе Корсуни  посреди града, где собираются корсунцы на торг; палата же Владимира стоит с края церкви и до наших дней, а царицына  палата – за алтарем. После крещения привели царицу для совершения брака. После всего этого Владимир …вернулся в Киев. И когда пришел, повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и  волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что  дерево что­нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, – чтобы принял он возмездие  от людей. "Велик ты, Господи, и чудны дела твои!". Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по  Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И  приставил Владимир к нему людей, сказав им: "Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда  только оставьте его". Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его  ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как зовется она и до сих пор. Затем послал Владимир по всему городу сказать: "Если не придет кто завтра на реку ­ будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, ­ будет мне врагом".  Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: "Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и  бояре". На следующий же день вышел Владимир с попами на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли  там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили,  попы же, стоя, совершали молитвы. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ… Люди же,  крестившись, разошлись по домам. Владимир же был рад, что познал Бога сам и люди его… приказал рубить церкви и ставить  их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и  другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и  приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение  книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых. Вопросы для контроля и самоконтроля 1. Где находилась прародина славян, какие существуют точки зрения на этот счёт? 2. На основании каких источников можно судить о дописьменной истории восточных славян? 3. Как влияли на развитие восточнославянского общества контакты с Византийской империей, Хазарским каганатом,  варягами (скандинавами)? Были ли эти контакты враждебными, дружественными, взаимовыгодными? 4. Какие типы земледелия знали восточные славяне? 5. Географическое положение и природно­климатические условия влияют ли на формирование хозяйственных типов. А  влияют ли они на формирование национального характера? 6. Какую роль сыграли варяги в создании древнерусского государства? 7. Что побудило князя Владимира принять новую религию? 8. Был ли в 988 г. у Владимира религиозный выбор (из нескольких религий)? Какие могли быть альтернативы? Почему  князь выбрал православие? 9. Почему киевляне приняли крещение без особого сопротивления, а новгородцы яростно сопротивлялись этому? 10. Можно ли утверждать, что в результате крещения Русь оказалась в зависимости от Византии? Если да, то в чём  11. Каковы были последствия крещения Руси? 12. “Киевская Русь была частью европейского мира”. Согласны ли Вы с подобной оценкой? Приведите аргументы за или  проявилась эта зависимость? против.

Семинарское занятие на уроках истории в 10–11-х классах

Семинарское занятие на уроках истории в 10–11-х классах

Семинарское занятие на уроках истории в 10–11-х классах

Семинарское занятие на уроках истории в 10–11-х классах

Семинарское занятие на уроках истории в 10–11-х классах

Семинарское занятие на уроках истории в 10–11-х классах

Семинарское занятие на уроках истории в 10–11-х классах

Семинарское занятие на уроках истории в 10–11-х классах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2018