Семинарское занятие на уроках истории в 10–11-х классах
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
история
10 кл—11 кл
25.03.2018
Семинар – коллективная форма учебного занятия, на котором в результате предварительной работы над программным материалом преподавателя и учащихся, самостоятельной работы с различными источниками информации, анализа исторических документов, статистических данных, в процессе публичного обсуждения вопросов темы решаются задачи формирования прочных исторических знаний, практических умений учащихся.
Методические рекомендации к уроку-семинару.
Использование уроков-семинаров в 10-11 классах позволяет систематизировать, углубить и обобщить знания учащихся, полученные при изучении истории ранее, активно использовать информацию, полученную из различных источников, получить навыки самостоятельной работы с историческими документами, сформировать поисковые и исследовательские навыки учащихся, навыки владения диалогической и монологической речью, подготовить к продолжению образования. Семинар создаёт благоприятные условия для реализации возможностей каждого ученика, для самостоятельного познания и творчества.
Для повышения эффективности работы рекомендуется проведение уроков-семинаров в системе.
Виды семинарских занятий: семинар-исследование, семинар-“круглый стол”, семинар-“карусель”, семинар-“мозговой штурм”, семинар с элементами дискуссии.
Семинарское занятие на уроках истории в 10–11-х классах.doc
Семинарское занятие на уроках истории в 10–11х классах
Семинар – коллективная форма учебного занятия, на котором в результате предварительной работы над программным
материалом преподавателя и учащихся, самостоятельной работы с различными источниками информации, анализа
исторических документов, статистических данных, в процессе публичного обсуждения вопросов темы решаются задачи
формирования прочных исторических знаний, практических умений учащихся.
Методические рекомендации к урокусеминару.
Использование уроковсеминаров в 1011 классах позволяет систематизировать, углубить и обобщить знания учащихся,
полученные при изучении истории ранее, активно использовать информацию, полученную из различных источников, получить
навыки самостоятельной работы с историческими документами, сформировать поисковые и исследовательские навыки
учащихся, навыки владения диалогической и монологической речью, подготовить к продолжению образования. Семинар
создаёт благоприятные условия для реализации возможностей каждого ученика, для самостоятельного познания и творчества.
Для повышения эффективности работы рекомендуется проведение уроковсеминаров в системе.
Виды семинарских занятий: семинарисследование, семинар“круглый стол”, семинар“карусель”, семинар“мозговой
штурм”, семинар с элементами дискуссии.
Этапы подготовки к семинару:
Организационный этап
1. Определение темы и литературы;
2. Выбор заданий (с учётом доступности и посильности)
Подготовительный этап
1. Вводная лекция по теме;
2. Ознакомление с планом семинарского занятия, заданиями; распределение заданий (общие, групповые,
индивидуальные). Получение списка рекомендованной литературы;
3. Выполнение заданий, накопление и обработка материала (составление планов, тезисов, конспектов; написание
сообщений докладов, рефератов).
Проведение занятия
Контролирующая часть
1. Работа с тестами и вопросами для контроля и самоконтроля.
Подведение итогов семинарского занятия.
Семинар №1 (История России, 10 класс)
“Основные тенденции формирования средневекового общества и Древняя Русь”
ПЛАН
1. Введение. Предыстория восточных славян.
2. Геополитическое положение, природа и их влияние на направление и характер исторического развития Руси.
3. Образование и развитие древнерусского государства.
4. Социальноэкономический и политический строй Древней Руси.
5. Принятие Русью христианства, и его влияние на историческую судьбу России.
6.
Заключение. Подведение итогов.
Рекомендуемая литература: 1. Аванта+. Энциклопедия для детей. Том 5. История России и её ближайших соседей.
Часть 1.: От древних славян до Петра Великого. М.,1998.
2. Государство российское; власть и общество с древнейших времен до наших дней.
Сборник документов./Ред. Кукушкин Ю.С. Сост. Шульгин B.C./ M.,1996.
3. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1998.
4. Карамзин Н.М. История государства Российского. В 9 томах. М.,1992.
5. Ключевский В.О. Курс русской истории. Сочинения в 9 томах. М.,1989.
6. Курбатов Г.Л., Фроянов И.Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. Л., 1988.
7. Милов Л.В. Природноклиматический фактор и особенности российского исторического процесса. Вопросы истории. 1992.
№45.
8. Откуда есть пошла Русская земля: История Отечества в романах, повестях, документах. М.,1986.
9. Прошин Г.Г. Как была крещена Русь. М., 1988.
10. Рыбаков Б.А.Мир истории: начальные века русской истории. 2е изд. М., 1987.
11. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Сочинения в 18 книгах. М.,1987.
Исторические источники к семинару
“Повесть временных лет” (1113)
извлечение
Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне
по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались
морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян
дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех
ляхов пошли поляки, другие ляхи – лутичи, иные – мазовшане, иные – поморяне.
земля Венгерская – Территория совр. Венгрии, бывшей римской провинции Паннонии, была занята венграми (мадьярами),
народом финноугорской группы, в конце IX – начале X в.
... Болгарская – Дунайская Болгария, сюда в VII в. с Волги пришли болгары, народ тюркской группы, во главе со своим ханом
Аспарухом. Здесь тюркиболгары смешались с южными славянами, восприняв их язык и культуру; так образовалась
южнославянская народность болгары.
Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а
другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке,
впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя,
назывались своим именем – славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и
по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской…
“Повесть временных лет” (1113)
извлечение
Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем)
были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата:
один по имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их – Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а
Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И
построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а
были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.
Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; былде тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и
говорили: "На перевоз на Киев". Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а этот Кий княжил в роде своем,
и когда ходил он к царю, то, говорят, что великих почестей удостоился от царя, к которому он приходил. Когда же
возвращался, пришел он к Дунаю, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел сесть в нем со своим родом, да не
дали ему живущие окрест; так и доныне называют придунайские жители городище то – Киевец. Кий же, вернувшись в свой
город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались. ... на горе, где ныне подъем Боричев Боричев спуск соединял центральную, древнейшую часть Киева на горе с Подолом,
расположенным под горой;
... Щековица ... Хоревица – два древнейших поселения Киева, существовавших VI века.
Киев – первый по величине город Киевской Руси, основанный, по Стрыйковскому, в 430 г., впервые упоминается в летописях
под 860 г.;
И после этих братьев стал род их держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у
славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях
Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город Смоленск; именно там сидят кривичи. От них же происходят
и северяне. А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке – там, где
она впадает в Волгу, – мурома, говорящая на своем языке, и черемисы, говорящие на своем языке, и мордва, говорящая на
своем языке. Вот только кто говорит пославянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне,
бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами. А вот другие народы, дающие
дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы, – эти говорят
на своих языках, они – от колена Иафета и живут в северных странах. ... стал род их держать княжение – см.
Происхождение названия "князь".
“Повесть временных лет” (1113)
извлечение
Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые – свой нрав. Поляне имеют обычай отцов
своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями
великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на следующий
день приносят за нее – что дают. А древляне жили звериным обычаем, жили поскотски: убивали друг друга, ели все нечистое,
и браков у них не бывали, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и
все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между
селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними;
имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду, и возлагали
на эту колоду мертвеца, и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах по дорогам,
как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но
сами себе устанавливающие закон…
“Повесть временных лет” (1113)
извлечение
В год 6495 (987) созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: "Вот приходили ко мне болгары, говоря: "Прими
закон наш". Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все
законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира. Мудро говорят они, и чудно
слышать их, и каждому любо их послушать, рассказывают они и о другом свете: если кто, говорят, перейдет в нашу веру, то,
умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовеки; если же в ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне. Что же вы
посоветуете? что ответите?". И сказали бояре и старцы: "Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь
поистине все разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, у кого какая служба и кто как служит Богу". И
понравилась речь их князю и всем людям; избрали мужей славных и умных, числом 10….
Они же вернулись в землю свою. И созвал князь бояр своих и старцев, и сказал Владимир: "Вот пришли посланные нами мужи,
послушаем же все, что было с ними", – и обратился к послам: "Говорите перед дружиною". Они же сказали: "Ходили в
Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и
сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в
храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат
они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и
рассказать об этом, – знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не
можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже
здесь пребывать". Сказали же бояре: "Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она
мудрейшей из всех людей". И спросил Владимир: "Где примем крещение?". Они же сказали: "Где тебе любо".
И когда прошел год, в 6496 (988) году пошел Владимир с войском на Корсунь…. Владимир вошел в город с дружиною своей и
послал к царям Василию и Константину сказать: "Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если
не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу". И, услышав это, опечалились цари, и послали ему
весть такую: "Не пристало христианам выдавать жен за язычников. Если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное
восприимешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя". Услышав это, сказал Владимир посланным к нему от царей: "Скажите царям вашим так: я крещусь, ибо еще прежде испытал
закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужи". И рады были цари,
услышав это, и упросили сестру свою, именем Анну, и послали к Владимиру, говоря: "Крестись, и тогда пошлем сестру свою
к тебе". Ответил же Владимир: "Пусть пришедшие с сестрою вашею и крестят меня". И послушались цари, и послали сестру
свою, сановников и пресвитеров.
Многие из дружинников крестились… Крестился же он в церкви святого Василия, а стоит церковь та в городе Корсуни
посреди града, где собираются корсунцы на торг; палата же Владимира стоит с края церкви и до наших дней, а царицына
палата – за алтарем. После крещения привели царицу для совершения брака.
После всего этого Владимир …вернулся в Киев.
И когда пришел, повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и
волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что
дерево чтонибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, – чтобы принял он возмездие
от людей. "Велик ты, Господи, и чудны дела твои!". Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по
Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И
приставил Владимир к нему людей, сказав им: "Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда
только оставьте его". Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его
ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как зовется она и до сих пор. Затем послал Владимир по всему
городу сказать: "Если не придет кто завтра на реку будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, будет мне врагом".
Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: "Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и
бояре". На следующий же день вышел Владимир с попами на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли
там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили,
попы же, стоя, совершали молитвы. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ… Люди же,
крестившись, разошлись по домам. Владимир же был рад, что познал Бога сам и люди его… приказал рубить церкви и ставить
их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и
другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и
приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение
книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых.
Вопросы для контроля и самоконтроля
1. Где находилась прародина славян, какие существуют точки зрения на этот счёт?
2. На основании каких источников можно судить о дописьменной истории восточных славян?
3. Как влияли на развитие восточнославянского общества контакты с Византийской империей, Хазарским каганатом,
варягами (скандинавами)? Были ли эти контакты враждебными, дружественными, взаимовыгодными?
4. Какие типы земледелия знали восточные славяне?
5. Географическое положение и природноклиматические условия влияют ли на формирование хозяйственных типов. А
влияют ли они на формирование национального характера?
6. Какую роль сыграли варяги в создании древнерусского государства?
7. Что побудило князя Владимира принять новую религию?
8. Был ли в 988 г. у Владимира религиозный выбор (из нескольких религий)? Какие могли быть альтернативы? Почему
князь выбрал православие?
9. Почему киевляне приняли крещение без особого сопротивления, а новгородцы яростно сопротивлялись этому?
10. Можно ли утверждать, что в результате крещения Русь оказалась в зависимости от Византии? Если да, то в чём
11. Каковы были последствия крещения Руси?
12. “Киевская Русь была частью европейского мира”. Согласны ли Вы с подобной оценкой? Приведите аргументы за или
проявилась эта зависимость?
против.
Семинарское занятие на уроках истории в 10–11-х классах
Семинарское занятие на уроках истории в 10–11-х классах
Семинарское занятие на уроках истории в 10–11-х классах
Семинарское занятие на уроках истории в 10–11-х классах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.