Семинарское занятие в 10-м классе "Крещение Руси как русский и европейский феномен"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 25.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Семинарское занятие в 10-м классе "Крещение Руси как русский и европейский феномен" Цель занятия: • сформировать у учащихся представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному пространству. Задачи: • выявить причины и последствия принятия Русью христианства; • дать характеристику языческих верований славян, процесса крещения; • показать роль князя Владимира Святославича в процессе крещения Руси; • продолжить формирование умений учащихся проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; • представлять результаты изучения исторического материала в форме доклада; • способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры.
Иконка файла материала Семинарское занятие в 10-м классе.doc
Семинарское занятие в 10­м классе "Крещение Руси как русский и европейский феномен" Цель занятия:  сформировать у учащихся представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому  и социокультурному пространству. Задачи:        выявить причины и последствия принятия Русью христианства; дать характеристику языческих верований славян, процесса крещения; показать роль князя Владимира Святославича в процессе крещения Руси; продолжить формирование умений учащихся проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; представлять результаты изучения исторического материала в форме доклада; способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры. Основные понятия и даты занятия:  "политеизм", "монотеизм", князь Владимир Святославич (980­1015); 988 г. ­ крещение Руси Оборудование:  карта (настенная) "Киевская Русь в IX ­ XIIвв."; мультимедийные презентации "Владимир Святославич: легенда,  былина, история", "Язычество древних славян ", "Проблема выбора веры в исторических источниках и трудах  историков ", " Крещение Руси в трудах историков ", подготовленные учащимися. Тип занятия: cеминар I. Вводное слово учителя Ход занятия На сегодняшнем занятии мы поговорим с вами о принятии Русью христианства. В ходе занятия мы продолжим работу над  формированием умений анализа исторических источников и трудов историков, составления конспекта и работы с картой. Вам  предстоит самостоятельно определить причины и последствия принятия Русью христианства и объяснить, почему православие на Руси сохранило такое большое количество языческих праздников. Христианство является одной из монотеистических религий. Вводится понятие "монотеизм" (система религиозных верований,  основанная на представлении о едином Боге) [1]. Учитель просит привести примеры монотеистических религий.  Рассматриваются отличия монотеизма от политеизма, вопрос о том, было ли неизбежным принятие Русью монотеистической  религии. Первые достоверные сведения о распространении христианства на Руси относятся к IX в. В "Окружном послании" 867 г.  Константинопольского патриарха Фотия говорится о крещении руссов, тех самых, которые воевали с Византией.  Хронологически совпадение Фотиева свидетельства с летописью, где под 866 г. говорится о походе на Царьград князей  Аскольда и Дира, позволяет предположить, что первое крещение произошло при легендарных киевских князьях. Прямо о  крещении Руси при Аскольде говорится и в позднейшей (XIV в.) Никоновской летописи. Христианами были некоторые дружинники князя Игоря. В летописи помещен договор Руси с Византией 944 г., условия  которого крещеные русы обязались соблюдать на кресте, принося присягу в Соборной церкви Св. Ильи, а некрещеные ­ у ног  Перуна, полагая к ногам его оружие, щиты и золото. Церковь Св. Ильи названа соборной, т.е. главной, следовательно, в Киеве  в то время были и другие христианские храмы. Христианство приняла и княгиня Ольга, жена Игоря, мать Святослава. В 957 г. она в сопровождении большой свиты  отправилась в Константинополь, где перешла в христианскую веру. По летописному преданию ее крестным отцом стал  византийский император [2]. II. Изучение нового материалаДля подготовки к семинарскому занятию за две недели до его проведения вывешивается план (Приложение). Отдельные  учащиеся получают опережающее задание подготовить доклады и мультимедийные презентации к ним. 1. Доклады учащихся 1. Владимир Святославич: легенда, былина, история. 2. Язычество древних славян. 3. Проблема выбора веры в исторических источниках и трудах историков. 4. Крещение Руси в трудах историков. Выступления докладчиков, ответы докладчиков на вопросы учащихся. 2. Вопросы для обсуждения. 1. Каковы были причины принятия Русью христианства? 2. Почему попытка Владимира превратить язычество в государственную религию не имела успеха? Почему Перун не  воспринимался на Руси как повелитель остальных богов? 3. Cтояла ли Русь в X веке перед каким ­ либо религиозным выбором? 4. Каков был характер крещения Руси? 5. Укажите значение принятия христианства для Руси. Было ли оно прогрессивным? Почему ? В ходе обсуждения заявленных вопросов учащиеся выясняют и фиксируют в тетради причины принятия Русью христианства: 1. необходимость объединения племен; 2. оправдание социального неравенства; 3. повышение международного авторитета Руси; 4. приобщение к византийской культуре. Учащиеся делают выводы о том, что религиозная реформа князя Владимира не могла увенчаться успехом, так как Перун не  воспринимался на Руси как повелитель остальных богов; религиозный выбор Руси был результатом сложного процесса, а  характер ее крещения являлся во многом следствием государственного насилия. Учащиеся фиксируют в тетрадях значение принятия Русью христианства: 1.принятие христианства способствовало укреплению государственной власти; 2 Русь приобщилась к византийской культуре; 3. на Руси появилась славянская письменность; 4. принятие христианства способствовало развитию живописи, архитектуры, ремесел; 5. принятие христианства способствовало распространению христианской морали и наносило удар по родовым обычаям; 6. принятие христианства способствовало расширению международных связей Руси. III. Подведение итогов. Рефлексия. Учащиеся формулируют вывод о прогрессивном характере крещения Руси. Рефлексия осуществляется с помощью упражнения "Плюс­минус­интересно". Учащимся предлагается заполнить  таблицу, Плюс Мин ус     Интерес но    где "плюс" ­ всё, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции,  либо по мнению учащегося могут быть ему полезны для достижения каких­то целей;  "минус" ­ всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или  информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения  жизненных ситуаций; "интересно" ­ все любопытные факты, о которых учащиеся узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной  проблеме, вопросы к учителю. Домашнее задание.  Параграф 5 (Cахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века. М.: Русское слово, 2010. Ч.1);  записи в тетрадях. Литература. 1. Яковер Л.Б. Справочник по истории Отечества. М.: ТЦ "Сфера", 1998. 2. Набатова О.Г. Конспекты уроков по истории России с древнейших времен до начала XVI века: 6­7 класс. Методическое  пособие. М.: ВЛАДОС­ПРЕСС, 2001.