В статье излагается оригинальная концепция автора для внедрения в образовательный процесс технологии семиотической дидактики. Она претендует на внедрение в учебные предметы, особенно в литературное чтение. Приводятся три практических приложения, которые являются важными составляющими этой технологии. Ключевые слова. Теория множественного интеллекта, профили интеллекта, культурные коды, семиотика, семиотическая дидактика, «семиотический контекст», семиотическая деятельность, семиотический результат.
статья.docx
Семиотика и ее педагогическое продолжение
С. В. Суслова,
учитель начальных классов
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Гимназия №3 городского округа г. Шарья Костромской области
cuclovacv73@mail.ru
Аннотация. В статье излагается оригинальная концепция автора для внедрения в
образовательный процесс технологии семиотической дидактики. Она претендует на внедрение
в учебные предметы, особенно в литературное чтение. Приводятся три практических
приложения, которые являются важными составляющими этой технологии. Ключевые слова.
Теория множественного интеллекта, профили интеллекта, культурные коды, семиотика,
семиотическая дидактика, «семиотический контекст», семиотическая деятельность,
семиотический результат.
Слуге приходилось учиться не столько разумом, сколько чувствами, руками и
ногами, зрением, осязанием, слухом и обонянием, да и Туру просвещал его больше своим
примером и показом, нежели словами и наставлениями. Учитель вообще очень редко
говорил чтонибудь связное, да и о слова были лишь попыткой сделать еще более
понятными его чрезвычайно красноречивые жесты. Ученье Слуги мало чем отличалось
от ученья, которое проходит молодой охотник или рыбак у опытного мастера, и такое
ученье доставляло мальчику большую радость, ибо он учился лишь тому, что уже было
заложено в нем самом. Г. Гессе «Игра в бисер», жизнеописание «Заклинатель дождя».
Написанию этой статьи предшествовало осмысление мною строк Г. Гессе. Этот
отрывок меня покорил по двум причинам. Во – первых, он точно отражает всю суть
семиотической дидактики. Вовторых, я получила неоценимый, на мой взгляд, опыт работы
в технологии семиотической дидактики и хочу поделиться с вами своими открытиями и
возможно, у меня получится также коряво, как это делал Учитель Туру, но надеюсь, моя
статья доставит вам большую радость, от понимания того, что я хочу вам рассказать.
Буду исходить из простого и очевидного утверждения: разные люди поразному
воспринимают окружающую действительность. Для одних принципиально важны слова и
описания, других убеждают только цифры и факты. Третьи считают, что лучше один раз
увидеть, чем сто раз услышать, ну а четвертые – как раз наоборот. Одним необходимы
тактильные ощущения, другим – умозрительный анализ и исследование. Наверняка вы
встречали таких кому обязательно нужно с кемнибудь поделиться своими знаниями, а другие все пропускают только через собственный опыт и осмысление. Реже всего встречаются люди,
готовые воспринимать мир на уровне смыслов и ценностей. Как правило, они мыслят
глобальными категориями, волнуются о судьбах мироздания. В моем классе
есть
представители практически всех перечисленных типов. Следовательно, моя задача
заключалась в том, чтобы учесть разнообразие индивидуальных профилей интеллекта,
существующее в пределах моего класса. А сделать мне это помогло использование
семиотического подхода, переведенного на язык конкретных педагогических технологий,
логично назвать их «семиотическими технологиями» преподавания. Стоит здесь напомнить
понятие семиотики, как науки о знаках и знаковых системах. Схематически это представлено
через педагогически направляемое системное взаимодействие множественного интеллекта с
одной стороны и разнообразия культурных сфер семиотики – с другой.
В этой статье я хочу познакомить педагогов с технологическим инструментарием
семиотической дидактики на примере темы «Парадокс» литературное чтение, 3 класс.
«Семиотический контекст»: отбор содержания.
Целевое назначение первого этапа семиотической дидактики заключается в
определении смысловых рамок темы и подготовки материалов, ориентированных на разные
типы интеллекта учащихся. Учитель выражает свой замысел в определенных семиотических
системах, условных символах, создавая «открытый учебный текст» по той или иной теме.
Ученик адресат вовлекается в образовательный процесс, в котором происходит выборочное
взаимодействия семиотических стимулов и его собственных ответных реакций,
обусловленных типом его интеллекта. При этом ученик неизбежно привносит в этот процесс
свой жизненный опыт, свою культуру, ценности и мотивы. Таким образом, открытость текста
превращается в инструмент семиотической дидактики.
Технологической формой подобного текста может служить «Тематический
портфолио». При подготовке материалов по теме ««Басня И. А. Крылова «Ворона и
Лисица». Парадокс басни»» нами был собран «тематический портфолио», т.е. совокупности
текстов разной природы, содержание, которого формировалось по разделам на основе
различных культурных кодов и в соответствии с разными видами интеллекта. Таблица №1
Тематическое портфолио
Представленные форматы, источники создали своеобразную поддержку содержания
выбранной мною темы, выстроились связи, метафоры, аналогии.
То есть, для меня урок стал своеобразный интеллектуальным конструктором, игрой,
состоящая из набора деталей, где каждый играющий может выбрать и сложить свои решения. Из своего опыта могу сказать, что этот компонент семиотической дидактики самый
трудоемкий и требующий определенной подготовки.
Семиотическая деятельность: виды заданий для самостоятельной работы.
Вторым компонентом семиотической дидактики становится организация
самостоятельной работы учащихся и предполагает такую организацию учебного процесса, при
которой вариативность учебных заданий обеспечивает «поле возможностей» и свободу
выбора в соответствии с доминирующим типом интеллекта. Материальным аналогом «поля
возможностей» является «Технологическая карта темы», в которой на каждый вид
интеллекта представлена подборка заданий. В идеале эти задания должны быть разного
уровня сложности (а,б,в), и соответственно разной «ценовой категории» в виде баллов: 1, 2, 3.
Нижней «зачетной» планкой является 10 баллов (максимальное количество – 27 баллов).
Технологическая карта выполняет функции навигатора и контролера одновременно. Как
навигатор по теме она предлагает анонс предстоящих заданий, как контролер позволяет
учащемуся самостоятельно фиксировать их выполнение.
В ситуации нашего примера с изучением темы «Басня И. А. Крылова «Ворона и Лисица».
Парадокс басни», школьникам были предложены следующие задания для самостоятельной
работы. Таблица №2 Технологическая карта по теме: Басня И. А. Крылова «Ворона и
Лисица». Парадокс басни
За учениками оставалось право выбора. Предпочтения школьников практически полностью
отражали доминирующие типы их интеллекта.
Система оценивания: семиотический результат.
Третьим компонентом семиотической дидактики является система оценивания. Только
она строится с учетом самооценки. В результате по итогам изучения темы ученик
представляет собственный тематический портфолио. Таблица №3 Мое портфолио
В заключение хочу отметить, что педагогическая семиотика имеет широкие, еще до
конца не раскрытые мною возможности для практического применения в образовательном
процессе. Пока технологию семиотической дидактики я использую на уроках литературного
чтения и окружающего мира. Но я полностью уверенна в том, что не только можно и нужно
внедрять семиотический подход, возможно на уроках математики и русского языка. Именно
семиотика поможет получить принципиально новое качество, например, даст возможность
выйти к такой педагогической системе, которая воплотила бы старую педагогическую мечту
об образовании, создающем целостную картину мира.
Список литературы 1. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта: Пер. с англ.
– М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2007.
2. Доклад Т.Г.Галактионовой «Текст, читатель и социум в логике семиотической
дидактики», 2010.
3. «Педагогика текста: опыт семиотического решения» коллективная монография
/ Авторсоставитель и научный редактор – Т. Г. Галактионова, 2013
Таблица №1 Тематическое портфолио
Характер текста
Источники и носители текста
Вербальный
Теоретические материалы,
Логикоматематический
Математические
высказывания
Образнографический
«Как рассказывать басню»
Рисунки с изображением Лисы
Тип интеллекта
ученикаадресата
Вербально
лингвистический
интеллект
интеллект
Визуально
пространственный
интеллект
Аудиомузыкальный
интеллект
публицистические источники,
произведения художественной
литературы
Статистические данные, эталон
и Вороны, разработка дизайна
костюмов
Подборка музыкальных
произведений, аудиозапись
различного исполнения басни
Геометрический фигуры, сыр,
Аудиотекст
Музыкальный текст
Телесноинестетический
Предметы, которые
интеллект
ассоциируются с басней
Тексты с описанием
сарафан
Энциклопедическая подборка
Исследовательский
различных опытов
Внутриличностный
Аутентичные тексты
интеллект
Межличностный
интеллект
Экзистоциональный
Фольклорный текст повод
для диалога
Тексты нравственно
этического характера
текстов, работа с устаревшими
словами, сравнение других
басен Крылова
Обращение к личному опыту
ученика
Обращение к народному опыту:
пословицы, поговорки о лисе и
вороне
Написание сценария Таблица №2 Технологическая карта по теме: Басня И. А. Крылова «Ворона и Лисица».
Парадокс басни
Музыкант
А. Прослушайте звучание
нескольких
инструментов(Рабочий стол.
Папка Крылов Парадокс).
Как звучит инструмент
подходящий Лисице, а как
Вороне? Что интересного
заметили? Кто, на ваш
взгляд, больше нравится
автору?
Б. Прочитайте мораль басни.
Кого осуждает И. А. Крылов
в морали?
В. Сравните свои выводы из
задания А с задания Б. В чем
парадокс?
Математик
А. Сосчитайте, сколько слов
в басне относится к Лисице и
сколько к Вороне. Кому
автор уделяет большее
внимание? Кто больше
нравится автору?
Б. Прочитайте мораль басни.
Кого осуждает И. А. Крылов
в морали?
В. Сравните свой вывод из
задания А с выводом задания
Б. В чем парадокс?
Художник
А. Сравните рисунки с
изображением Лисицы и
Вороны (портфолио темы).
Какие цвета вы брали,
чтобы показать этих героев?
По цветовой гамме
определите отношение
автора к каждому герою.
Что интересного заметили?
Б. Прочитайте мораль
басни. Кого осуждает И. А.
Крылов в морали?
В. Сравните свой вывод из
задания А с выводом
задания Б. В чем парадокс?
Конструктор
А. Вспомните, где сидела
Ворона, а где находилась
Лисица.
Подберите фигуры по форме и
размеру подходящие к месту
нахождения каждого героя.
Наклейте фигуру на то место,
где находились герои.
Кому, на ваш взгляд, досталось
большее пространство?
Почему?
Б. Прочитайте мораль басни.
Кого осуждает И. А. Крылов в
морали?
В. Сравните свой вывод из
задания А с выводом задания Б.
В чем парадокс?
14 15 баллов – «5»
11 13 баллов – «4»
10 8 баллов – «3»
7 и менее баллов – «2»
Натуралист
А. Перечитайте басню.
Найдите слова
характеризующую Ворону и
определите отношение
автора к этому герою.
Б. Прочитайте отрывок из
книги
Т.А. Шорыгина «Птицы.
Какие они?» Какой
интересный факт заметили?
В. Сравните свой вывод из
задания А с выводом задания Б. В чем парадокс?
Таблица №3 Мое портфолио
Мое портфолио
Знаю
Хочу
Могу
Семиотика и ее педагогическое продолжение
Семиотика и ее педагогическое продолжение
Семиотика и ее педагогическое продолжение
Семиотика и ее педагогическое продолжение
Семиотика и ее педагогическое продолжение
Семиотика и ее педагогическое продолжение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.