СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Оценка 5

СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Оценка 5
doc
12.04.2020
СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
История семьи.doc

ГЛАВА 1. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

1.1.История развития института семьи

 

Согласно общепринятому определению, которое приводится в словарях, семья — это основанное на браке или кровно­родственных отношениях объединение людей, связанное хозяйственно-бытовой общностью и взаимной ответственностью; первичная институционализируемая социальная форма совместной жизни людей. Возникает семья для обеспечения личного счастья и благополучия человека и выполняет важнейшую роль в воспроизводстве жизни, социализации индивида, его органической связи с обществом.

Исторические типы семьи:

              групповая матриархальная (когда все мужчины и женщины одного рода находились между собой в половых связях);

       парная (с неустойчивым союзом мужчины и женщины);

        большая (община во главе с предводителем) или малая патриархальная (с беспрекословным подчинением отцу);

       нуклеарная (супружеская пара с детьми, не состоящими в браках).

Последняя, наиболее распространённая в настоящее время, именуется простой семьёй. Если же некоторые из детей, проживающих с родителями, состоят в браке, образуется расширенная или сложная семья, связанная двумя-тремя поколениями родственников и свояков. Родство — кровная связь, существующая между людьми, происходящими друг от друга или от одного общего предка (родственники). Прямые нисходящие ветви родства: отец — сын — внук и т.д.; прямые восходящие: внук — отец — дед. Родство между братьями и сестрами — боковое. Различают родственников первой степени (мать — дочь, отец — сын) и второй (внучка — бабушка). Свойство — отношение между супругом и родственниками супруги (и наоборот), а также отношения между родственниками супружеской пары.

Семья в миниатюре отражает всю совокупность человеческих связей и отношений как материальных, так и духовных. Первые обусловлены социально-биологическими (сексуально-эмоциональными, детородными), экономическими и хозяйственно-бытовыми потребностями людей; вторые — нравственно-эстетическими, психологическими, религиозными и др. потребностями личности.

По определению социологов «институтом» называется совокупность социальных ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определённой социальной потребности.

В зависимости от статуса в иерархии родственных и свойственных связей, образуются ролевые отношения членов семьи: мужа и жены, отца (матери) и детей, братьев и сестер, дедушки (бабушки) и внуков, а также свекра (свекрови), тестя (тещи) и невестки (зятя), тети (дяди) и племянников и т.д.

Семье и браку посвящено множество исследований с древности до наших дней. Античные мыслители Платон и Аристотель обосновывали свои взгляды на супружество и семью, критикуя тип семьи своего времени и выдвигая проекты ее преобразования.

В этнографических исследованиях выделают три эпохи исторического развития человечества: дикость, варварство, цивилизация. Каждая из них имела свои общественные институты, доминирующие формы отношений между мужчиной и женщиной, свою семью. Наиболее авториетные научные исследования динамики семейных отношений в истории развития общества принадлежат швейцарскому историку И.Я. Бахофеиу («Материнское право», 1861) и шотландскому юристу Дж,Ф. Макленнану («Первобытный брак», 1865).

В процессе исторического развития обществ наука накопила обширную информацию о характере семейных отношений. Считается, что для ранних ступеней общественного развития была характерна беспорядочность половых отношений (промискуитет). С появлением родов возник групповой брак, который регулировал эти отношения. Группы мужчин и женщин жили рядом и состояли в «коммунальном браке» - каждый мужчина считал себя мужем всех женщин. Постепенно формировалась групповая семья, в которой женщина занимала особое положение. Исследователи отмечают, что через гетеризм (гинекократию) - отношения, основанные на высоком положении женщин в обществе, - прошли все народы в направлении к индивидуальному браку и семье. Дети находились 1 женской группе и только повзрослев переходили в группу к мужчинам. Первоначально доминировала эндогамия - свободные связи внутри рода, затем, в результате возникновения социальных «табу», экзогамия (от греч. «екзо» - вне и «гамос» - брак) -запрет браков внутри «своих родов | нес^/г^чилст: вступать в него с членами других оощностей. Род v0c<0a,i

У половин, возникающих в ходе соединения двух линейных экзогамных племен, или фратрий (дуально-родовая организация), в каждой из которых мужчины и женщины не могли вступать в брак друг с другом, а находили себе пару среди мужчин и женщин другой половины рода. Табу инцеста (запрета на кровосмешение) исследовал Э. Вестермарк. Он доказал, что эта мощная социальная норма укрепляла семью. Появилась кровнородственная семья: брачные группы были разделены по поколениям, половая связь между родителями и детьми была исключена.

Позднее сложился групповой брак, охватывавший братьев с их женами или группу сестер с их мужьями. В такой семье исключалась половая связь между сестрами и братьями. Родство определялось по материнской линии, отцовство было неизвестно. Такие семьи наблюдал Л. Морган в индейских племенах Северной Америки.

Затем сформировался полигамный брак: многоженство, многомужество. Дикари убивали новорожденных девочек, из-за чего в каждом племени был избыток мужчин, а женщины имели несколько мужей. В этой ситуации, когда родство по отцовской линии определить было невозможно, сложилось материнское право (право на детей оставалось за матерью).

Многоженство возникло из-за значительных потерь мужчин во время войн. Мужчин было мало, и они имели нескольких жен. Ведущая роль в семье перешла от женщины (матриархат) к мужчине (патриархат). По своей сути патриархат был связан с наследственным правом, т.е. с властью отца, а не мужа. Задача женщины сводилась к рождению детей, наследников отца. От нее требовалось соблюдение супружеской верности поскольку материнство всегда очевидно, а отцовство - нет.

В кодексе вавилонского царя Хаммурапи несколько тысячелетий до нашей эры была провозглашена моногамия, но вместе с тем закреплено неравенство мужчин и женщин. Господином в моногамной семье стал мужчина – отец, заинтересованный в том, чтобы удержать собственность в руках кровных наследников. Состав семьи значительно ограничивался, от женщины требовалась строжайшая супружеская верность, а прелюбодеяние жестоко каралось. Мужчинам, однако, разрешалось брать наложниц. Подобные законы издавались в древние и средние века во всех странах.

В исследованиях, посвященных проблемам семьи, прослеживаются основные этапы ее эволюции: почти у всех народов счет родства по матери предшествовал счету родства по отцу; на первичной ступени половых отношений наряду с временными (краткими и случайными) моногамическими связями господствовала широкая свобода брачных сношений; постепенно свобода половой жизни ограничивалась, уменьшалось число лиц, имеющих брачное право на ту или иную женщину (или мужчину); динамика брачных отношений в истории развития общества заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному.

До середины XIX в семья рассматривалась как исходная микромодель общества, социальные отношения выводились из семейных, само обществ трактовалось как разросшаяся вширь семья, причем как патриархальная семья с соответствующими          атрибутами:         - авторитарностью, собственностью, субординацией и т.п.

В этнографии накоплен обширный материал, отражающий национальные особенности отношений в семье. Так, в Древней Греции доминировала моногамия. Семьи были многочисленными. Действовало табу инцеста. Отец был господином своей жены, детей, сожительниц. Мужчины пользовались большими правами. Женщины за измену подвергались суровой каре, однако спартанец мог отдать свою жену любому гостю, который его просил об этом. Дети других мужчин оставались в семье, если это были здоровые мальчики.

В Древнем Риме приветствовалась моногамия, но внебрачные связи были широко распространены. Согласно законам римского права, брак существовал исключительно для деторождения. Большое значение придавалось свадебной церемонии, чрезвычайно дорогой, расписанной до мелочей. Авторитет отца был исключительным, дети подчинялись только ему. Женщина считалась частью имущества мужа.


Наука располагает обширной информацией о влиянии христианства на институт семьи во многих странах мира. Церковная доктрина освящала моногамию, сексуальную чистоту, целомудрие, предавала анафеме многоженство и многомужество. Однако на практике духовенство далеко не всегда следовало церковным канонам. Церковь превозносила девственность, воздержание при вдовстве, добродетельное супружество. Браки христиан с иноверцами считались греховными. Либеральное отношение к ним было лишь в период раннего христианства, поскольку считалось, что с помощью брака христианин может обратить в истинную веру еще одного заблудшего.

На раннем этапе христианства супружество считалось частным делом. В дальнейшем закрепилась норма вступлений в брак с согласия священника. Даже вдова не могла снова выйти замуж без его благословения.

Формально христианство признавало духовное равенство женщины и мужчины. Однако в действительности положение женщин было приниженным. Лишь некоторые категории женщин - вдовы, девственницы, служащие в монастырях и больницах - имели авторитет в обществе, находились на привилегированном положении.

В XIX веке появляются эмпирические исследования эмоциональной сферы семьи, влечений и потребностей ее членов (Фредерик Jle Пле). Семья изучается как малая группа с присущим ей жизненным циклом, историей возникновения, функционирования и распада. Предметом исследования становятся чувства, страсти, умственная и нравственная жизнь. В исторической динамике развития семейных отношений Ле Пле констатировал направление от патриархального типа семьи к нестабильному, с разрозненным существованием родителей и детей, с ослаблением отцовского авторитета, влекущим дезорганизацию общества.

Далее исследования взаимоотношений в семье концентрируются на изучении взаимодействия, коммуникации, межличностного согласия, близости членов семьи. В различных социальных и семейных ситуациях, на семейной жизни и факторах устойчивости семьи как группы (работы Ж. Пиаже, 3. Фрейда и их последователей).

Развитие общества детерминировало изменение системы ценностей и социальных норм брака и семьи, поддерживающих расширенную семью, социокультурные нормы высокой рождаемости были вытеснены социальными нормами низкой рождаемости.

В России семейные отношения стали объектом изучения лишь в середине XIX в., источниками исследования служили древнерусские летописи и литературные произведения. Историки Д.Н. Дубакин, М.М. Ковалевский и другие дали глубокий анализ семейно-брачных отношений в Древней Руси. Особое внимание уделялось изучению семейного кодекса «Домостроя» - литературного памятника XV1 в., изданного в 1849 г.

Нормативная дохристианская модель семьи включала родителей и детей. Отношения между матерью и отцом либо были конфликтными, либо строились по принципу «доминирования - подчинения». Дети находились в подчинении у родителей. Был характерен конфликт поколений, противостояние родителей и детей. Распределение ролей в семье предполагало ответственность мужчины за внешнее, природное, социальное окружение, женщина же была больше включена во внутреннее пространство семьи, в дом. Статус женатого человека был выше, чем статус одинокого. Женщина обладала свободой, как до брака, так и в браке, власть мужчин - мужа, отца - была ограничена. Женщина имела право на развод и могла вернуться в семью родителей. Неограниченной властью в семье пользовалась «большуха» I жена отца или старшего сына, как правило, наиболее трудоспособная и опытная женщина. Ей обязаны были подчиняться все — и женщины, и младшие мужчины в семье.

С возникновением христианской модели семьи (XII-XIV вв.) изменились отношения между домочадцами. Мужчина стал безраздельно властвовать над ними, все были обязаны ему подчиняться, он нес ответственность за семью. Взаимоотношения супругов в христианском браке предполагали четкое осознание каждым членом семьи своего места. Муж как глава семьи был обязан нести груз ответственности, жена смиренно занимала второе место. Ей предписывалось заниматься рукоделием, домашней работой, а также воспитанием и обучением детей. Мать и дитя были несколько обособлены, предоставлены самим себе, но вместе с тем ощущали незримую и грозную власть отца. «Воспитывай дитя в запретах», «любя сына, увеличивай ему раны» - написано в «Домострое». Главные обязанности детей абсолютное послушание, любовь к родителям, забота о них в старости.

В сфере межличностных отношений супругов доминировали родительские роли над ролями эротическими, последние не совсем отрицались, но признавались малозначительными. Жена должна была действовать в соответствии с желаниями мужа.

К семейным удовольствиям, по «Домострою», были отнесены: уют в доме, вкусная пища, почет и уважение со стороны соседей. В то же время осуждался блуд, сквернословие и гнев. Осуждение людей значимых, уважаемых считалось страшным наказанием для семьи зависимость от от людского мнения - основная черта национального характера семейных отношений на Руси. Социальному окружению нужно было демонстрировать семейное благополучие и строжайше запрещалось разглашать семейные тайны, «выносить сор из избы».

У русских, как и у всех восточных славян, долгое время преобладала большая семья, объединявшая родственников по прямой и боковой линиям. Такие семьи включали деда, сыновей, внуков и правнуков. Несколько брачных пар совместно владели имуществом и вели хозяйство. Руководил семьей наиболее опытный, зрелый, трудоспособный мужчина, имевший власть над всеми членами семьи. У него, как правило, была советница — старшая женщина, которая вела хозяйство, но не имела такой власти в семье, как в XII-XIV вв. Положение остальных женщин было и вовсе незавидным - они были практически бесправны, не наследовали никакого имущества в случае смерти супруга.

На рубеже XIX-XX вв. исследователями был зафиксирован кризис семьи, сопровождаемый глубокими внутренними противоречиями. Авторитарная власть мужчины была потеряна. Семья утратила функции домашнего производства. Нормативной моделью стала нуклеарная семья, состоящая из супругов и детей. В России нормативной стала индивидуальная семья из двух-трех поколений родственников по прямой линии.


В 20-50-е гг. XX столетия исследователями были зафиксированы кризисные тенденции развития отношений в советской семье (П.А. Сорокин), которые сопровождались ослаблением супружеских, родительско-детских и родственных связей. Родственные чувства стали менее прочной связью, чем партийное товарищество. В этот же период появились работы, посвященные «женскому вопросу». В статьях A.M. Коллонтай, например, провозглашалась свобода женщины от мужа, родителей, от материнства. Психология и социология семьи были объявлены буржуазными лженауками, несовместимыми с марксизмом.

С середины 50-х гг. XX в. наука о психологии семьи начала возрождаться, появились теории, объясняющие функционирование семьи как системы, мотивы вступления в брак, раскрывающие особенности супружеских и родительско- детских отношений, причины семейных конфликтов и разводов; стала активно развиваться семейная психотерапия.

В настоящее время проблемам супружества - родительства - родства уделяют большое внимание и в теории, и на практике (Ю.И. Алешиной, В.Н. Дружинина, С.В. Ковалева, А.С. Спиваковской, Э.Г. Эйдемиллера). Признаётся, что семья прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью, устойчивостью.

Несмотря на все изменения, потрясения, семья как социальный институт устояла. В XXI веке ее связи с обществом ослабли, что отрицательно повлияло как на семью, так и на общество в целом, которое уже испытывает потребность в восстановлении прежних ценностей, изучении новых тенденций и процессов, а также в организации практической подготовки молодежи к семейной жизни.

Таким образом, на каждом этапе развития общества преобладала определенная нормативная модель семьи, включающая членов семьи с ст.редел< иныл са^юк, правами и

обязанностями, нормативным поведением. Ролевые отношения с момента возникновения семьи и до настоящего времени претерпели большие изменения. Для современной семьи характерна ориентация на личностные, а не статусные характеристики индивидов в брачно-семейных связях. В современных условиях возрастает роль норм права, регулирующих права и обязанности супругов, родителей и детей.

 

Функции семьи

Как институированное образование семья обладает комплексом социальных функций и ролей, ради которых общество создает, поддерживает и охраняет этот социальный институт.

Важной характеристикой семьи является ее функциональная структура. Под функциями семьи понимают направления ее деятельности, выражающие сущность семьи, ее социальный статус и социальную роль.

Как социальный институт семья органически связана с обществом, и поэтому ряд функций непосредственно вытекает из требований самого общества. С другой стороны — семья - это сфера межличностных отношений, где действуют свои законы и функции. Функциональный подход к рассмотрению семьи был развит в отечественной социологии (А.Г. Харчев, М.С. Мацковский, С.И. Голод, А.И. Антонов, В.М. Медков, А.Г. Вишневский, А.Г. Волков и др.). М.С. Мацковский показал связь между экономическими условиями жизнедеятельности общества и характером функций, исполняемых семьей, их иерархией. Ему принадлежит честь одного из первых обозначений как функций семьи по отношению к обществу, так и общества по отношению к семье, а также общества и семьи по отношению к индивиду. Им же показана диалектическая взаимосвязь между потребностями общества в институте семьи и потребностями личности в принадлежности к семейной группе. Исходя из этого, функции семьи можно рассматривать как социальные (по отношению к обществу) и индивидуальные (по отношению к личности), функции семьи тесно связаны с потребностями общества в институте семьи и с потребностями личности в принадлежности к семейной группе. Кроме того, функции семьи глубоко историчны, тесно связаны с социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества, поэтому с течением времени меняется характер семейных функций, их иерархия. В.М. Целуйко выделяет следующие основные функции современной семьи в связи с главными сферами её жизнедеятельности и важнейшими потребностями (см. табл. 1):

Таблица 1

Сферы семейной жизнедеятельности

Общественные функции

Индивидуальные функции

1

2

3

Репродуктивная

Биологическое

воспроизводство

общества

Удовлетворение потребностей в детях и в продолжении рода

Воспитательная

Социализация подрастающего поколения, поддержание культурной

непрерывности общества

Удовлетворение потребностей в j родительстве, контактах с детьми, их воспитании и самореализации в детях

Хозяйственно- бытовая

Поддержание физическрго здоровья членов обществ, уход g детьми

Получение хозяйственно - бытовых услуг одними I ч^н'мм семьи от других 1

ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ


Экономическая

Экономическая поддержка несовершеннолетних нетрудоспособных членов общества

Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или в обмен за услуги)

Сфера первичного

социального

контроля

Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах I жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отношениях кОежду супругами, родителями и детьми, другими родственниками

Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недопустимое поведение и нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи

Сфера духовного общения

Развитие личности членов семьи

Духовное

взаимообогащение членов семьи, укрепленйе дружеских основ брачного союза

Социапьно- 1 статусная

Предоставление определённого социального статуса j членам семьи, воспроизводство социальной культуры

Удовлетворение потребностей в социальном продвижении

Досуговая

Организация

рационального досуга, социальный контроль в сфере досуга

Удовлетворен ие потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение духовных интересов

Эмоциональная ,s

Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая герапия

Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье, удовлетворение потребностей в личном счастье и любви

Сексуальная

Сексуальный контроль

Удовлетворение

сексуальных

потребностей

 

 

Эмоциональная функция семьи — это способность семьи удовлетворять потребности человека в принятии, признании, эмоциональной поддержке и психологической защите. От исполнения этой функции зависит психическое здоровье человека.

Функция обеспечения физического комфорта - это удовлетворение потребности человека в жилище, в собственной территории, качественном и привычном способе питания, полноценном отдыхе. Значимость этой функции подтверждается исследованиями психологических особенностей людей, лишённых крова, которые свидетельствуют о необратимых травматических последствиях такого опыта для личности.

Функция воспроизводства удовлетворяет не только биологическую потребность человека в продолжении рода, но и потребность исполнять родительскую роль и самореализовываться в ней.

Наряду с репродуктивной существенное значение имеет и связанная с ней воспитательная функция семьи. В рамках её реализации удовлетворяется индивидуальная потребность каждого из супругов в материнстве или отцовстве, контактах с детьми, их личностное формирование. В ходе выполнения воспитательной функции семья в первую очередь обеспечивается первичную социализацию ребёнка и становление его психических (интеллектуальных) черт и личностных качеств. При этом семья оказывает воспитательное воздействие на членов семьи в течение всей их жизни.

Кроме вышеперечисленных пункц^Л, Ц Ггрнквист (1992) выделяет ещё и функцию создания и поддержания мира субъективной реальности. Дело в том, что семья представляет собой малую группу, существующую в социуме и отделенную от него внешней границей. Эта граница определенным образом разделяет два мира человеческого существования — социальный мир с жесткой структурой правил, жесткими ролями, временными ограничениями и мир субъективной реальности, частный и приватный, принадлежащий индивиду. Таким образом, содержание данной функции связано с созданием и поддержанием приватного мира, защищая индивида и его индивидуальность от социальных требований полной эмоциональной и интеллектуальной самоотдачи.

О.М. Здравомыслова (1992) рассматривает психологические и социокультурные аспекты функционирования семьи. Она считает, что семья - это та группа, в которой с наибольшей естественностью удовлетворяются личностные потребности человека. Здесь он приобретает социальные навыки, осваивает базовые стереотипы поведения и культурные нормы, реализует свои эмоциональные предпочтения, получает психологическую поддержку и помощь. В удовлетворении этих потребностей и заключается смысл психологических и социально-культурных функций семьи.

Психологические функции семьи удовлетворяются через межличностные отношения. В традиционной семье удовлетворялись, прежде всего, первичные психологические потребности - в безопасности, принадлежности, эмоциональных связях. С повышением роли индивидуализации человека в социальном мире и возникновением принципа автономии в построении семейных отношений как необходимого условия развития и удовлетворения высших психологических потребностей, повышаются требования к выполнению семьёй её социально-психологических функций.

В современных социально-психологических исследованиях выделяют три основных компонента межличностных отношений, обеспечивающих психологическую солидарность семьи:

                    интимность — близость членов семьи друг к другу, доверительность и искренность в общении;

                    кооперация - взаимопомощь между членами семьи, их взаимозаменяемость в реализации общих задач;

 когнитивное согласие — взаимопонимание между членами семьи, способность к диалогу.

Именно высокая степень психологической солидарности обеспечивает успешное выполнение семьёй задачи социализации детей и родителей, которая составляет основное содержание социокультурного функционирования семьи. Социализация включает в себя задачу воспитания, но не ограничивается ею. Она также охватывает деятельность по формированию личности: усвоение ею норм и ценностей культуры, навыков поведения и общения, подготовку к выполнению важнейших социальных ролей. То есть, наряду с формированием базовых психологических потребностей личности, семья закладывает и базовые культурные ценности, регулирующие поведение человека в различных сферах жизнедеятельности, формирует сценарии реализации социальных ролей.

Для рассмотрения функций семьи необходимо также рассмотреть одну из важнейших её характеристик - ролевую структуру, отражающую как, выполняет каждый из супругов, насколько жестко они связаны с полом, в какой степени они определяются волей и желанием супругов, а в какой — традициями и другими внешними факторами (Ю.Е. Алешина, 1987, Е.А. Blechman, Е.М. Hetherington, 1996).

Так, традиционная семья — это семья, где за супругами в соответствии с их полом закреплены определенные роли: жена играет роль матери и хозяйки, муж в основном ответственен за материальное обеспечение семьи и сексуальные отношения (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская). В эгалитарной семье фактически все роли распределяются между мужем и женой вне зависимости от их пола, преимущественно поровну. Между традиционной и эгалитарной формами семьи лежит ряд переходных форм, где также имеется своя специфическая структура семейных ролей. Таков, например, брак-содружество, где жена хотя и выполняет, прежде всего, роли матери и хозяйки, но огромное внимание уделяет и выполнению роли друга (психотерапевта) по отношению к мужу. Каждый тип семейных отношений характерен для определенного общества, рассматриваемой социальной группы и т. д.

Выделяют следующие семейные роли: ответственный за материальное обеспечение семьи (хозяин), осуществляющий уход за маленькими детьми, воспитывающий детей-подростков, сексуальный партнер, организатор развлечений, обеспечивающий психологический комфорт, отвечающий за организацию родственных связей, и др.


Ответственный за материальное обеспечение семьи. Эта роль включает в себя, прежде всего, различные дела и обязанности, связанные с зарабатыванием денег, обеспечением семье адекватного для нее материального уровня благосостояния. В исследованиях различных отечественных авторов часто используется обозначение «кормилец». Данные свидетельствуют, что эта роль воспринимается как мужская, ее реализация в большей степени лежит на плечах мужа.

Хозяин — хозяйка. Традиционно эта роль включает в себя покупку продуктов и приготовление пиши, уход за одеждой, обеспечение уюта, порядка и чистоты в доме.

Роль ответственного за уход за маленьким ребенком заключается в деятельности по обеспечению ребенку физического и психологического комфорта (чистоты, пищи, тепла и т. д.). Традиционные нормы предписывают выполнение этой роли матери, хотя эгалитарные нормы, широко распространяющиеся в последние годы, несколько пошатнули это убеждение.

Роль воспитателя заключается в реализации обязанностей, связанных с развитием ребенка в компетентную, моральную и социальную личность. Реализация этой роли в целом определяется некоторыми специфическими факторами. Прежде всего то, насколько родители вообще включены в эту роль, зависит от уровня их образования. На основании многочисленных данных можно говорить о том, что степень включенности мужа и жены в воспитание определяется и полом ребенка. Если ребенок мальчик, то эта функция чаще распределяется между родителями поровну, в случае же, если в семье растет девочка, ее воспитанием занимается прежде всего

Роль сексуального партнера. Эта роль включает в себя проявление различного рода активности в плане поведения. Традиционно считается, что инициирует и определяет характер сексуальных отношений муж. При этом результаты опросов свидетельствуют о том, что мужчины заинтересованы в активности женщин как сексуальных партнеров. В молодых семьях жены чаше выступают инициаторами интимных отношений, чем в более пожилых парах.

Роль организатора развлечений. Эта роль включает в себя выдвижение различного рода инициатив в сфере досуга, а также активность, связанную с организацией выходов семьи в гости, в кино, планированием и поведением отпуска и т. д.

Организатор семейной субкультуры. Реализация этой роли включает в себя активность, направленную на формирование у членов семьи определенных культурных ценностей, достаточно разнообразных интересов и увлечений.

Роль ответственного за поддержание родственных связей включает в себя участие в семейных ритуалах и церемониях, организацию общения с родственниками, содействие материальному обеспечению, социальному становлению членов семьи. Реализация этой роли традиционно возлагается на обоих супругов, хотя несколько большую активность должна проявлять при этом жена.

Роль «психотерапевта» — одна из наиболее интересных и важных в современной семье. Возникновение этой роли вызвано коренным изменением функций семьи, когда одной из основных становится удовлетворение потребностей членов семьи в поддержке, защите, личностном комфорте. Реализация ее связана с активностью, направленной на решение личностных проблем партнера — выслушать, выразить принятие, симпатию, помочь разобраться в проблеме, эмоционально поддержать. Степень ее реализации членами семьи наиболее тесно связана с удовлетворенностью супругов своим браком. Данные некоторых исследований говорят о том, что женщины лучше исполняют эту роль, чем мужчины.

Таким образом, под функциями семьи понимают способность семьи удовлетворять как потребности своих членов, так и определённые потребности общества и государства. Социальный характер функций семьи определяется тем, что семья является первичной ячейкой общества. Исходя из этого, в зависимости от социальных условий происходят и изменения в функционировании семьи. В особенностях её жизнедеятельности отражаются нарушения в тех или иных семейных функциях.

Среди субъективных факторов, которые негативно отражаются на реализации функций семьи, выделяют:

1)                   личностные особенности членов семьи (темперамент, характер, ценностные ориентации и мировоззренческие установки);

2)                   особые условия семейной жизни (раздельное проживание супругов, отсутствие постоянного места жительства, недостаточное финансовое обеспечение и т.д.);

3)                   характер взаимоотношений между членами семьи, а также уровень их сплоченности и взаимопонимания (нестабильность, дезорганизованность, конфликтная обстановка).

Вопрос о том, что в семье является, а что нарушением — один из наиболее трудных вопросов современной науке о семье. Часть специалистов по семейным отношениям имеют определенное представление, какой должна быть семья, например, какими могут и должны быть отношения между супругами (С. Минухин). Другие четче определяют требования, предъявляемые к семье, например, необходимость создания условий для развития личностей членов семьи (К. Витакер). Третьи точнее знают, какой не должна быть семья, например, учение о «семейных треугольниках» и о «двойной связи» (М. Боуэн). Наконец, четвертые помогают человеку из конкретной семьи избавиться от того, что ему мешает (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис).

Нормально функционирующая семья обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной зашиты и продвижения ее членам и создает необходимые условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости (В.Н. Дружинин, 2000). Это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена.

1.3. Типология семьи

Типологический подход подразумевает классификацию семьи по различным основаниям. На основе исторического анализа развития семьи выделяют матриархальную, групповую, парную, патриархальную и моногамную семьи. Современная моногамная семья может иметь несколько видов, которые отличаются между собой по определённым признакам:

1) пo родственной структуре семья может быть нуклеарной (данный термин был впервые введен американским социологом Ж.П. Мурдок в 1949 г., она представляет собой супружескую пару с детьми) и расширенной (супружеская пара с детьми и кто- либо из родственников мужа или жены, проживающих с йими в одном домохозяйстве);

2)                   по количеству детей бездетная (инфертильная), однодетная, малодетная и многодетная семья;

3)                   по составу - неполная семья, отдельная, простая (нуклеарная), сложная (семья нескольких поколений), большая семья;

4)                   по географическому признаку - городская, сельская, отдалённая семья;

5)                   по однородности социального состава - гомогенные (однородные семьи, имеющие схожий уровень образования и профессиональной деятельности супругов) и гетерогенные (неоднородные семьи, объединяющие людей с различным образованием и профессиональной ориентацией);

6)                   по семейному стажу - молодая семья, семья ждущая ребёнка, семья среднего или старшего возраста, пожилые супружеские пары;

7)                   по особенностям семейного уклада и организации семейного быта - семья-отдушина (дающая человеку общение, моральную и материальную поддержку), детоцентрическая семья (в которой в центре интересов родителей находятся дети), семья типа спортивной команды или дисскусионного клуба (вместе путешествуют, вместе занимают а которой на первое место ставят комфорт,


 

8)                   Скачано с www.znanio.ru

ГЛАВА 1. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ

ГЛАВА 1. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ

По определению социологов «институтом» называется совокупность социальных ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определённой социальной потребности

По определению социологов «институтом» называется совокупность социальных ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определённой социальной потребности

Первоначально доминировала эндогамия - свободные связи внутри рода, затем, в результате возникновения социальных «табу», экзогамия (от греч

Первоначально доминировала эндогамия - свободные связи внутри рода, затем, в результате возникновения социальных «табу», экзогамия (от греч

Состав семьи значительно ограничивался, от женщины требовалась строжайшая супружеская верность, а прелюбодеяние жестоко каралось

Состав семьи значительно ограничивался, от женщины требовалась строжайшая супружеская верность, а прелюбодеяние жестоко каралось

Женщина считалась частью имущества мужа

Женщина считалась частью имущества мужа

Развитие общества детерминировало изменение системы ценностей и социальных норм брака и семьи, поддерживающих расширенную семью, социокультурные нормы высокой рождаемости были вытеснены социальными нормами низкой рождаемости

Развитие общества детерминировало изменение системы ценностей и социальных норм брака и семьи, поддерживающих расширенную семью, социокультурные нормы высокой рождаемости были вытеснены социальными нормами низкой рождаемости

Домострое». Главные обязанности детей абсолютное послушание, любовь к родителям, забота о них в старости

Домострое». Главные обязанности детей абсолютное послушание, любовь к родителям, забота о них в старости

Родственные чувства стали менее прочной связью, чем партийное товарищество

Родственные чувства стали менее прочной связью, чем партийное товарищество

Функции семьи Как институированное образование семья обладает комплексом социальных функций и ролей, ради которых общество создает, поддерживает и охраняет этот социальный институт

Функции семьи Как институированное образование семья обладает комплексом социальных функций и ролей, ради которых общество создает, поддерживает и охраняет этот социальный институт

Общественные функции Индивидуальные функции 1 2 3

Общественные функции Индивидуальные функции 1 2 3

Социапьно- 1 статусная

Социапьно- 1 статусная

Наряду с репродуктивной существенное значение имеет и связанная с ней воспитательная функция семьи

Наряду с репродуктивной существенное значение имеет и связанная с ней воспитательная функция семьи

В современных социально-психологических исследованиях выделяют три основных компонента межличностных отношений, обеспечивающих психологическую солидарность семьи: — интимность — близость членов семьи друг к другу, доверительность и…

В современных социально-психологических исследованиях выделяют три основных компонента межличностных отношений, обеспечивающих психологическую солидарность семьи: — интимность — близость членов семьи друг к другу, доверительность и…

Между традиционной и эгалитарной формами семьи лежит ряд переходных форм, где также имеется своя специфическая структура семейных ролей

Между традиционной и эгалитарной формами семьи лежит ряд переходных форм, где также имеется своя специфическая структура семейных ролей

Ответственный за материальное обеспечение семьи

Ответственный за материальное обеспечение семьи

Организатор семейной субкультуры

Организатор семейной субкультуры

Вопрос о том, что в семье является , а что нарушением — один из наиболее трудных вопросов современной науке о семье

Вопрос о том, что в семье является , а что нарушением — один из наиболее трудных вопросов современной науке о семье

с детьми и кто- либо из родственников мужа или жены, проживающих с йими в одном домохозяйстве); 2) по количеству детей бездетная (инфертильная), однодетная, малодетная и…

с детьми и кто- либо из родственников мужа или жены, проживающих с йими в одном домохозяйстве); 2) по количеству детей бездетная (инфертильная), однодетная, малодетная и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2020