Шагалова М.В., учитель начальных классов
СЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Значение сенсомоторного развития детей трудно переоценить.
Младший школьный возраст – это сензитивный период для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, формирования представлений о внешних свойствах предметов (цвет, форма, величина, положение в пространстве), развитие крупной и мелкой моторики.
Формирование умственных способностей ребенка во многом определяется уровнем сформированности сенсомоторного восприятия детей.
Актуальность проблемы сенсомоторного развития мл.школьников заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с живого созерцания в дошкольном возрасте, и переходит в ощущения и восприятия в целом предметов и явлений.
Сенсомоторное развитие-фундамент умственного развития.
Сенсомоторное развитие (от лат.sensus –чувство, ощущение, motor –двигатель) – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и развитие моторной сферы.
Весь окружающий мир ребенок познает через взаимодействие с ним с помощью органов чувств: Зрения, Слуха, Осязания, Обоняния, Вкуса.
Чтобы познакомиться с каким-то предметом, его нужно потрогать, погладить, сжать, бросить, понюхать. Получая информацию зрительную, тактильную, слуховую обонятельную, вкусовую, ребенок формирует представление о предмете, что способствует развитию мышления.
Сенсорные нарушения ограничивают восприятие сенсорной информации.
Являясь важным компонентом интеллектуального развития, приоритетное место среди проблем развития детей с ОВЗ занимает сенсомоторное развитие.
У детей с интеллектуальными нарушениями отмечается:
- недостаточность зрительного, слухового восприятия
-трудности осязательного восприятия
-нарушения временной и пространственной ориентации
Трудности зрительного восприятия:
- слабость обозрения предмета (то, что видит сразу обычный ребенок, дети с ОВЗ видят последовательно, значит, воспринимают медленно информацию и больше деталей «теряют»
- отсутствует стремление рассмотреть предмет во всех деталях
- позднее различение цвета предметов
Трудности тактильного восприятия:
- движения осуществляются не в полном объеме
- недоразвитие мелкой моторики
- нарушение зрительно-двигательной координации
Развитие сенсомоторной сферы складывается из:
ü Развития моторики, графомоторных навыков
ü Развития тактильно-двигательного восприятия
ü Кинетического и кинестетического развития
ü Восприятия цвета, формы, величины
ü Зрительного восприятия
ü Развития слухового восприятия
ü Развитие ориентировки в пространстве.
Виды деятельности, реализующих формирование сенсомоторных навыков:
1. изобразительная
2. игровая
3. конструктивная
4. учебная
5. трудовая
Развитие мелкой моторики неразрывно связано с развитием сенсорных процессов, и наиболее ярко это проявляется в игре.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.