Социально-психологический тренинг
«Профилактика эмоционального выгорания»
педагог-психолог:
Слабодчикова Е.А.
2024г.
План
1. Понятие «эмоциональное выгорание»
2. Проявление «эмоционального выгорания»
3. Пути преодоления
4. Коррекция эмоционального выгорания
5. Обратная связь
Личность педагога – один из главных факторов
развития ребенка.
От эффективности его деятельности во многом зависит эмоциональное благополучие воспитанника. Поэтому забота о физическом, психическом и духовном здоровье педагога – одна из важнейших задач.
Эмоциональное выгорание – это достаточно коварный процесс, поскольку подверженный данному синдрому человек часто плохо осознает его симптомы.
Как «увидеть» и понять эти сигналы?
1. Сначала приглушаются эмоции, исчезает острота чувств, нарастает внутреннее ощущение опустошенности и скуки, притом что внешне, казалось бы, все нормально.
2. Затем начинают раздражать люди, с которыми приходится работать.
3. Постепенно раздражение переходит в неприязнь к ним.
Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
Человек по привычке может сохранять респектабельность, однако всё и все окружающие становятся ему безразличными. Он не может увидеть себя со стороны и понять, что происходит.
Один из методов выхода из этого состояния – сказкотерапия.
Ø дает возможность вернуть первоначальное состояние целостного восприятия мира,
Ø позволяет мечтать,
Ø активизирует творческий потенциал,
Ø в мягкой форме передает знания о мире.
Атмосфера волшебства и сказочности позволяет выйти за те рамки, которые мы сами себе выстраиваем, расширить фокус внимания и арсенал возможностей. Это помогает увидеть другие возможные пути развития событий и решения жизненных проблем.
Социально-психологический тренинг
«Мы все разные и поэтому уникальные»
Цели: сплочение коллектива, обучение активному стилю общения, гармонизация внутреннего состояния.
Задачи:
· способствовать психологической подготовке к напряженным эмоциональным состояниям и символическому отреагированию физиологических и эмоциональных стрессов;
· показать наличие нескольких точек зрения на одну и ту же проблему, развивать умение слушать своего собеседника и уважать его мнение, включение в групповое взаимодействие;
· помочь наладить взаимоотношения с окружающими и найти конструктивный выход из конфликтных ситуаций;
· раскрыть личностный потенциал, способствовать принятию в символической форме своей физической активности и самореализации.
Продолжительность: 1–1,5 ч.
Количество человек в группе: 10–12.
Материалы: текст сказки «Цепь», листы бумаги, ручки, карандаши, фломастеры, кегли.
Примечание. Тренинг построен на основе сказочного сюжета. Чтение сказки перемежается упражнениями.
Ход тренинга
Цели: настроить на совместную работу, сплотить коллектив.
Инструкция. Участникам предлагается поприветствовать друг друга любыми способами, высказав свои пожелания.
Инструкция. Педагог-психолог предлагает участникам тренинга прослушать сказку.
На зеленой траве большого луга лежала одинокая цепь. Мимо нее пролетали стрекозы и бабочки, пробегали полевые мыши и хомячки, размышляя о своих бесконечных делах, торопливо шагали люди. Только Цепь оставалась на месте и, мечтая, смотрела в синее небо. «Ах, если бы произошло чудо, которое изменило бы мою скучную жизнь!..» – думала она, глядя на проплывающие мимо облака.
Однажды на луг прилетела стая диких уток. Путешествуя в теплые края, они решили остановиться, немного отдохнуть и размять лапки. Одна молодая утка внимательно осмотрела поле и увидела Цепь.
– Привет, – сказала она и подошла ближе. – Меня зовут Кряка. Я прилетела сегодня утром вместе со стаей. А как зовут тебя?
– Меня зовут Цепь, – грустно сказала Цепь. – И я не умею летать. Я всегда лежу на одном и том же месте и жду, когда кто-нибудь подойдет ко мне и предложит свою дружбу.
– А хочешь, я буду дружить с тобой? – спросила Кряка и подошла еще ближе. – Мы вместе полетим по всему миру, и ты увидишь красоту нашей земли с высоты птичьего полета.
– Конечно, хочу! – воскликнула Цепь. – Как здорово!
– Вот и хорошо, – сказала Кряка и надела Цепь себе на шею.
На следующий день утки собрались в стаю и отправились в путь…
Цели: снять напряжение, сформировать навык управления мышцами тела (расслаблять или напрягать их по собственному желанию).
Инструкция. Участники стоя прижимают руки до локтей к туловищу, кистями и предплечьями делают взмахи, поднимаясь на носочки при вдохе и опускаясь на выдохе.
Выдыхая, «утки» длительно и громко произносят «Кррряяя, кррряяя».
Движения предплечий и кистей – напряженные, тугие, сильные. Затем «утки» опускаются на воду (садятся), складывают «крылья» (свободно опускают руки), отдыхают, расслабляются, слушают ощущения в руках и во всем теле.
Во время полета Цепь с восхищением смотрела на землю и без конца повторяла:
– Кряка, какая ты добрая и благородная! Без тебя я никогда не увидела бы, как прекрасен этот мир.
– Да, это так, – соглашалась утка и изо всех сил махала крыльями, чтобы не отстать от стаи.
Но хотя Кряка и старалась, она постоянно задерживалась в пути, и остальным уткам приходилось останавливаться и ждать ее.
– Со мною Цепь, – оправдывалась Кряка и незаметно вздыхала.
На второй день пути она сказала своим друзьям:
– Я не могу лететь так быстро, как вы. Тяжелая Цепь тянет меня к земле. Летите медленнее.
Но не успели утки что-либо ей ответить, как услышали недовольный голос Цепи:
– Я тяну тебя к земле? Какая несправедливость! А ведь я, Кряка, за время полета не сделала тебе ни одного замечания, хоть ты и трясешь меня постоянно. Даже удивляюсь, как не потеряла ни одного своего звена. И заметь, я всегда с тобой вежлива, ведь мы друзья.
– Да, мы друзья, – вздохнула утка и опустила глаза…
Цели: снять напряжение, сплотить коллектив.
Инструкция. Участники встают в цепь, берут друг друга под руку. Задача – преодолеть различные препятствия, не размыкая рук.
– Кряка, зачем тебе эта Цепь? – спросил вожак стаи. – Она мешает свободно лететь и лишает сил. Оставь ее на поляне.
– Не могу, – тихо сказала Кряка и добавила: – Цепь – мой друг.
Однако на третий день пути у утки заболела шея.
– Зачем ты натерла мне ее? – спросила Кряка у Цепи и заплакала.
– Извини, я не хотела обидеть тебя, – сказала Цепь. – Так получилось.
– Но больше мы не сможем лететь вместе, – решила утка. – Твои звенья причиняют мне боль.
– Ты хочешь бросить меня? – вдруг возмутилась Цепь. – А как же наша дружба? Неужели ты оставишь меня одну в незнакомом месте? И зачем я только полетела с тобой, такой ненадежной?
И она недовольно посмотрела на подругу. После некоторого молчания Кряка сказала:
– Цепь, ты полетела со мной потому, что сама этого захотела. Я только исполнила твое желание. Давай не будем ругаться, а подумаем, что делать дальше.
– Что делать, что делать? – вздохнула Цепь. – Не знаю. Я никогда ничего не делала. Всегда просто лежала на траве и грустила от одиночества. Я так радовалась нашей дружбе и путешествиям, а теперь ты покидаешь меня...
Вопросы для обсуждения:
· Как вы думаете, почему возникла конфликтная ситуация между уткой и Цепью?
· При каких обстоятельствах может возникнуть подобная ситуация в реальной жизни?
· Что чувствовала Кряка, когда обнаружила, что Цепь натерла ей шею?
· Что сделала Кряка, чтобы снова летать легко и свободно? Какие черты характера она при этом проявила?
Цели: развить умение понимать друг друга на невербальном уровне, работать в паре; сплотить коллектив.
Примечание. Упражнение можно использовать для диагностики межличностных отношений между педагогами.
Инструкция. Участникам предлагается выбрать себе пару, затем взять под руку друг друга. Задача – не разговаривая, нарисовать на листе бумаги рисунок сцепленной рукой. Один рисует цепь, другой – утку.
Вопросы для рефлексии упражнения:
· Легко ли было работать вместе?
· Быстро ли смогли определить, кто, что будет рисовать?
Вдруг их разговор прервал шум подъехавшей машины с прицепом.
– Ой, какая хорошая Цепь, – сказала она. – Я случайно услышала, что ты хочешь путешествовать. Предлагаю поехать со мной. Моей силы хватит, чтобы выдержать тебя. Да и сделаны мы из одного металла. Только попрошу помочь мне тянуть прицеп.
Цепь подумала и согласилась с предложением машины. Она попрощалась с Крякой и отправилась в свое первое самостоятельное путешествие.
С тех пор Цепь никогда не лежала без дела и не висела обузой на чужой шее. Она увидела много новых и красивых мест, но самое главное – научилась работать и чувствовать свою силу и крепость.
А Кряка летала в теплые страны, возвращалась в родные края и наслаждалась свободой и легкостью своего полета.
Иногда пути подруг пересекались, и они, радуясь встрече, делились друг с другом своими впечатлениями от многочисленных путешествий.
Вопросы для обсуждения:
· Какие изменения в поведении Цепи привели к тому, что она почувствовала себя сильной и крепкой?
· Как вы думаете, почему отношения Кряки и Цепи привели к их расставанию, а Цепи и машины – к сотрудничеству?
· Изменились ли отношения подруг после расставания? Какими они стали?
· Чему может научить эта сказка?
Жизнь – это борьба. Эту формулу вы, безусловно, слышали много раз. Но с ней можно и не соглашаться, спорить.
Действительно, лучше жить в мире и согласии с собой и окружающими. Между тем жизнь часто ставит перед нами серьезные проблемы, создает препятствия, которые нужно преодолевать. Именно это в значительной мере стимулирует рост и развитие личности.Вспомните о тех препятствиях, которые вам пришлось преодолевать за последнее время... Найдите то общее, что помогло вам справиться с этими трудностями... После того как вы закончите, мы выслушаем всех, уделяя особое внимание способам преодоления препятствий. Мы составим общий перечень и назовем его «Преодоление». У каждого из вас в трудную минуту будет под рукой наш общий опыт успешного преодоления трудностей.
10. Рефлексия
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.